Так, когда Корнилий поклонился ап. Петру «падши к ногам его», то последний «поднял его, говоря: встань, я тоже человек» ( Деян. 10:25–20 ); когда ап. Павел «пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему», тот сказал: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» ( Откр. 19:10 ): когда же апостол в другой раз пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему, то он опять сказал: «смотри, не делай сего, ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (–22: 8– 9). – Но ап. Петр отклонил поклонение Корнилия или по своему смирению, или потому, что последний, как язычник, считал его за высшее существо в образе человека (см. Деян. 14:11–13; 28:5–6 ), хотел воздать ему божеское поклонение, чего апостол, конечно, не мог допустить и сказал: «встань, я тоже человек». Равным образом и ангел не допустил тайновидца Иоанна воздать ему поклонение не потому, что считал, это поклонение незаконным, – иначе, после сделанного запрещения, не стал бы кланяться ему вторично,– а потому, что последний в то время сам был пророком-провозвестником откровений Божиих,– значат, не ниже ангела, как об этом говорит сам ангел «я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам». В других случаях ни святые, ни ангелы не отвергали воздаваемого им поклона. Так, прор. Елисей не отверг поклона пророческих учеников ( 4Цар.2:15 ) и вдовы Сонамитянки (–4:37), прор. Илия – поклона Авдия, вельможи Ахава ( 3Цар. 18:7 ), ап. Павел и Варнава – поклона темничного стража ( Деян. 16:29 ), а архистратиг Михаил, приняв поклон Иисуса Наввина, повелел ему снять и обувь, «ибо место, заметил он, на котором ты стоишь, свято» ( Нав. 5:14–15 ). 596 в) молитвенном призывании св. ангелов и угодников Божиих. Почитая св. ангелов и угодников Божиих, православная Церковь обращается к ним с молитвами, прося их ходатайства и предстательства перед Богом. «Мы призываем, учит она, святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас, но призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Учение Православной Церкви о почитании ангелов и святых, угодников Божиих не есть измышление человеческое, как ложно утверждают молокане и другие сектанты, а имеет для себя основание в Св. Писании и Св. Предании. «Лот увидел (двух Ангелов), встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» ( Быт. 19:1 ). Открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня..., и преклонился, и пал на лице свое» ( Чис. 22:31 ). Об Иисусе Навине также повествуется, что, увидев Ангела Божия, он пал лицем своим на землю и поклонился ему ( Нав. 5:13–15 ). Маной и жена его пали лицем на землю пред Ангелом ( Суд. 13:20 ). Давид со старейшинами поклонился Ангелу ( 1Пар. 21:16 ). Ангелу поклонялись Товит и Товия ( Тов. 12:16 ), пророк Даниил ( Дан. 10:9, 15 ). С другой стороны, было оказываемо поклонение и угодникам Божиим. Так, пророк Илия принял поклонение Авдия ( 3Цар. 18:7 ). Пророку Илии поклонились до земли иерихонские сыны пророков ( 4Цар. 2:15 ). Благодарная за воскрешение сына, сонамитянка «подошла и упала (Елисею) в ноги и поклонилась до земли» ( 4Цар. 4:37 ). Пресв. Дева Мария в присутствии архангела Гавриила, провидя духом будущее, сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Ап. Павел принял поклонение от темничного стража ( Деян. 10:29 ). Авраама Сам Бог назвал Своим «другом» ( Иак. 2:23 ). Спаситель назвал Апостолов Своими «друзьями» ( Ин. 15:14 ). По учению слова Божия, Сам Бог прославляется во святых Своих ( 2Фес. 1:10–12 ). Уже этого достаточно, чтобы усмотреть основание для почитания ангелов и святых угодников Божиих. Но, кроме того, мы чтим их, как наших благодетелей и молитвенников, предстательство которых благоугодно Господу. «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, – говорил Патриарх Иаков ( Быт. 48:16 ), да благословит отроков сих» (детей Иосифа). Ангел Рафаил говорит Товиту: «Я возносил память молитвы нашей пред Святого... Я, Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:12, 15 ). Срав. так же Откр. 8:3–4 ; Иов. 33:23–24 ; Пс. 33:8; 90:11–12 ; Быт. 19 ; Дан. 6:22; 14:34–39 ; гл.3; Зах. 1:12–13 ; Лк. 1:26–38; 16:22 ; Мф. 28:1–8 ; Деян. 7:53; 8:26–40; 10:1–6; 12:1–61 ; Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Хамоф-Дор был отдан левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:32 ). В параллельном месте читается Хаммон ( 1Пар.6:76 ). Ваал-Гад , на юге Антиливана; свое имя получил от почитавшегося в нем языческого божества – Ваал-Гада, т. е. бога счастья ( Нав.11:17 ). Кесария Филиппова , город, называвшийся прежде Панеадою . Он был расположен у подошвы Ермона, при восточном истоке Иордана, вблизи Ваал-Гада. Кесарь Август отдал этот город Ироду. Ирод построил в нем великолепный мраморный храм и посвятил его Кесарю. Когда владения Ирода были разделены между его детьми, город Панеада достался сыну его Филиппу. Филипп назвал его Кесарией в честь Римского Кесаря Тиверия. – Близ этого города Иисус Христос спрашивал учеников своих: «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» ( Мф.16:13 ). Теперь этот город находится в развалинах и на месте его стоит маленькая деревенька Баниас . Дан , город при малом Иордане. Первоначальное имя этого города было Ласем . Потомки Дановы, недовольные тем, что получили при разделе земли Ханаанской, выслали 600 человек против Ласема, которые разрушили его и избили всех его жителей. На месте разрушенного города потомки Дановы построили новый город и назвали его Даном, по имени родоначальника своего ( Нав.19:47 ). (е) Дан был северным пределом земли Обетованной. Чтобы определить две крайние границы земли Израильской, в Св. Писании часто употребляются выражения: «от Дана до Вирсавии» ( 2Цар.17:11 ) и «от Вирсавии до Дана» ( 1Пар.21:2 ), так как город Вирсавия составлял южную границу Иудеи от земли Филистимской. Асор был некогда главным городом Ханаанским на севере. Иисус Навин разрушил его. Иисус взял Асор, и царя его убил мечом (Асор же прежде был главой всех царств сих). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, все предав заклятию; не оставили ни одной души; а Асор сожжен он огнем» ( Нав.11:10–11 ). Впоследствии Асор был восстановлен и во времена судей находился в руках Хананеев ( Суд.4 ). Соломон укрепил его ( 3Цар.9:15 ). Позднее Феглаффеллассар, царь Ассирийский, завоевал Асор и жителей его переселил в Ассирию ( 4Цар.15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12. Об иконопочитании 1) Что такое икона? 1) Икона 9 9 есть изображение истинного, действительно существующего Бога. 2) Что такое кумир? 2) Кумир, иначе идол это – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17:29 ), бога ложного, какого вовсе не существует, оттого «идол в мире – ничто» ( 1Кор. 8:4 ). Разница поэтому между иконой и идолом такая, как между днем и ночью: «Какая, говорит св. Апостол, совместимость храма Божия с идолами»? ( 2Кор. 6:15–16 ). 3) В чем состоит иконопочитание? 3) Иконопочитание, как учит седьмой Вселенский Собор, состоит в том, что мы считаем икону не богом, а только изображением (портретом) и, почитая икону, мы кланяемся, то есть воздаем честь, не дереву или краскам, а тому, кто изображен на ней: Богу, св. Ангелам, Пресвятой Богородице и св. угодникам, друзьям Божиим ( Лк. 12:4 ), подобно тому, как, снимая фуражку в присутствии портрета царского, мы отдаем этим честь не самому портрету, а тому, кто изображен на нем, то есть самому Царю. 4) В чем состояло идолопоклонство? 4) Идолопоклонство состояло в том, что люди а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литаго тельца и поклонилась ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской»! ( Исх. 32:8 , 3Цар. 12:28–30 , Исх. 44:17 , Иер. 2:27 ); б) приносили идолам человеческие жертвы, сжигая или закалая пред ними людей. «Оне (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали оне в доме Моем» ( Иез. 23:39 ). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых принесли в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровию» ( Пс. 105:35–38 , Иер. 7:31 , Иез. 16:20, 20:31 , Вт. 12:31); в) совершали пред идолами гнусное прелюбодеяние и распутничали: «ибо оне (Самария и Иерусалим) прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали» ( Иез. 23:37 ). Вот в чем состояло идолопоклонство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

13–16. В подтверждение того, что враги псалмопевца за добро воздают ему злом, он кратко изображает свое поведение в отношении к ним (ст. 13–14) и наоборот – поведение их в отношении к нему (ст. 15–16). Азъ же, внегда н стжах м, блачахс во вретище и смирхъ постомъ дш мою, и молитва мо въ ндро мо возвратитс. 13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. к ближнем, к брат нашем, так угождахъ: к плач и ст, так смирхс. 14. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. 13–14. Он всегда питал к ним искреннюю любовь и расположение: во время болезни их одевался во вретище, то есть сильно скорбел (см. объяснение на Пс.29:12 ) и от великой скорби (ср. Пс.101:5 ), особенно же, чтобы умилостивить Господа к исцелению болящего (ср. 2Цар.12:16–17 ; Ин.3:5 ), подвергал себя строгому посту, изнурял ( смирхъ) постом душу свою (=себя, ср. Пс.3:3 ) и молитва его возвращалась в недро его, то есть он усердно молился с глубоко поникшею на грудь или склоненною на колена головою (ср. 3Цар.18:42 ), причем исходившая из груди от сокрушенного сердца ( Пс.33:19; 61:9 ) молитва его, будучи произносима склоненными к груди устами, казалось, опять возвращалась в грудь к сердцу, откуда и входила 143 . Вообще он относился к ним, как друг, как брат, то есть с искреннею любовию и с совершенно родственном сочувствием и участием, а в их несчастьях ходил скорбный ( ст, букв. с евр. мрачный или черный, ср. Иер.14:2 ; Мих. 3:6 , так как черный цвет был знаком печали, – Мал. 3:4 ; греч. σκυθρωπζων=мрачно высматривая), с поникшею головою (слав.-греч. смирхс, то есть принизился, согнулся, почему в Пс.37:7 тоже выражение и переведено слкохс, как вообще свойственно печальным (ср. объяснение на Пс.3:4 ), будто оплакивающий мать свою (=пер. русск. халд.), то есть соболезновал им с такою непритворно-глубокою скорбию, как будто бы в их несчастии сам понес тяжелую утрату, равную потере своей родной матери (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

18). Если пророк начинал говорить от себя, то его пророчества не сбывались, и его не считали «пророком, равным Моисею». Связь пророчества с эпитетом вследствие исполнившегося пророчества означало, что данный пророк был «пророком, равным Моисею», «рабом Яхве», каким был Моисей. Речь Илии у горы Кармил иллюстрирует этот факт. «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему» ( 3Цар.18:36 , курсив добавлен). Илия просил Яхве показать не только то, что Он – Бог над Израилем, в противоположность Ваалу, но также, что Илия был верным «рабом» Яхве, имеющим специальное поручение от Него («и сделал всё по слову Твоему»), в противоположность пророкам Ваала. Другие отрывки, где используется формула «Мои/Его/Твои рабы пророки» имеют тот же подтекст. Пророки верно исполняли свое поручение. Как и Моисей, который «был верен во всем доме» ( Числ.12:7 ), они также были верны своим поручениям. Яхве посылал Своих рабов-пророков к людям с предупреждением о злых делах людских, но они отказывались обращать внимание на предупреждения или следовать заповедям Божьим ( 4Цар.17:13 ). Израиль оказался в изгнании, потому что последовал грехам Иеровоама I, о чем предупреждал раб-пророк ( 4Цар.17:22:23 ). Таким же образом, через рабов-пророков Бог посылал предупреждения Иуде ( 4Цар.21:10 и дал.) Предупреждения приняли форму наказания через вторжение, когда царем был Иоаким, что было предсказано рабами-пророками ( 4Цар.24:2 ). В Книге Иеремии эпитет раба-пророка приобретает особую глубину. Яхве еще и еще раз посылает рабов-пророков, чтобы передать Свое слово (7:25, 25:4, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4). Таким образом, рабы-пророки действовали в соответствии с традицией, по которой они находились в особенных отношениях с Господом Яхве, а Он ожидал от них исполнения поручения, для которого они были избраны – провозглашения слов Яхве, переданных через них. Все сказанное ранее указывает на то, что, хотя «среди Израильтян не было пророка, равного Моисею» ( Втор.34:10 ), была целая плеяда пророков, которые были похожи на Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

6) «Кто учит, говорит ап. Павел, иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим. 6:3–4 ). 6) Во времена св. Апостолов учили иному и не следовали здравым словам Господа нашего Иисуса Христа еретики, особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие всякие словопрения ( Деян. 17:21 ); а в наше время им подражают сектанты, ибо слово Божие ясно велит нам сохранять св. Предание: «стойте и держите Предания» ( 2Фес. 2:15 ), – «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания» ( 1Кор. 11:1–2 ), «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3:6 ), – так учит св. апостол о св. Предании, а сектанты учат, что св. Предания не нужно, следовательно, именно они учат иному и не следуют здравым словам св. Писания, которое и будет судить их в день оный. 7) Господь запрещает прибавлять к св. Писанию какое бы то ни было учение, следовательно, и всякие предания: а) «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедую» ( Втор. 4:2 ) 7) а) Приводимое сектантами место из 22–й главы Второзакония запрещает не св. Предание, а языческое учение и в частности – поклонение Ваал–Фегору, что видно из пояснений следующего, 3–го, и дальнейших стихов этой же главы: «глаза ваши видели, что сделал Господь Бог наш с Ваал–Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал–Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя, а вы, прилепившиеся к Господу Богу вашему, живы все доныне» (ст. 3–4). К постановлениям и законам, о которых говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 29:25 ); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7:29,36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:22,24–28; Неем. 10:34 ; Зах. 8:19 ; 1Мак. 4:59  см. Иоан. 10:22  и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6 . Поэтому мы просим Господа, чтобы нам, скорее, покупать голубей, нежели продавать. Если же не продадим, то постигнем наше спасение, а иначе враги окружат наш город. Если же однажды вражеское войско обступит нас, то слезы Бога мы не обретем. Так встанем же на рассвете и будет молить Господа, чтобы мы хотя бы могли питаться крохами, падающими с Его стола (ср. Мф.15:27 ). В Писании рассказано о царице Савской, которая пришла из дальних краев послушать мудрость Соломона и, увидев «пищу за столом его», убранство и служение в его доме, была поражена и пришла в изумление (ср. 3Цар.10:5 ). И если мы не объемлем величие Господа нашего, не трогает нас пышное убранство службы, если богатство учения оставляет нас равнодушным, если не едим хлеб жизни, если не вкушаем Тело Христово, не пьем Его Кровь, если пренебрегаем священной трапезой нашего Спасителя, то нам следует знать, что Бог являет и милость, и строгость. И мы должны взывать к милосердию Его, Бога нашего во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 39. Евангелие от Луки 20:21–40. На вопрос о женщине, у которой было семь мужей, заданный саддукеями Господу, и о динарии, который Спаситель повелел показать Ему. 1. В иудаизме существует школа, называемая саддукеи; они отрицают «воскресение из мертвых» и считают, что душа умирает вместе с телом и после смерти уже нет сознания. И вот эти саддукеи задают Господу вопрос. Они сочинили историю о женщине, у которой было семь мужей: когда умер ее первый муж, она вышла за его брата, чтобы тот восстановил семя первого; когда умер второй, она в третий раз вышла замуж, затем в четвертый, и так дошла до семи браков. Итак, они спросили, которому из семи братьев она будет женой «в воскресении». Саддукеи подняли эту тему, потому что, услышав, как Спаситель говорит ученикам о воскресении, решили искусить Его. 2 . Спаситель отвечает им: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:29–30 ). Те, кто будут, как ангелы, ангелами и будут. Нам следует также знать, что ангелы не вступают в брак. Здесь, где царствует смерть, брак и дети необходимы; в бессмертии же не нужны ни супружество, ни потомки. Я задам себе очень неприятный вопрос, на который не так легко ответить. Я задам его от имени тех, кто ревностно изучает Священное Писание и «о законе Его размышляет… день и ночь» ( Пс.1:2 ). Где в Писании сказано, что они «ни женятся, ни выходят замуж?» Я пробежал в памяти и Ветхий, и Новый Завет и не нашел этой фразы. Если я ошибаюсь, пусть тот, кто знает больше, научит меня, и я с усердием буду познавать то, чего не ведаю. Но, насколько мне известно, подобной фразы нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7) Поэтому святым и Ангелам должно покланяться: 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 1:13; 2:15; 4:37 ; Дан. 2:46 ; Деян. 16:29 ; Чис. 22:31 ; Иис. Нав. 5:14–15 . Суд. 13:20 ; 1Пар. 21:16 ; Дан. 10:9–10 . 8) Их должно ублажать и просить о ходатайстве за нас перед Богом: Иак. 5:10–11 ; Рим. 13:7 ; Иак. 5:16 ; Пс. 33:16 . О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). «Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, Дщерь, и смотри, и преклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего... И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» ( Ис.44:10–16 ). «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова чтит Пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил небесных, почитает и величает Ее, как «честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося от Нее и Духа Святого Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевой, в рождестве и по рождестве девство сохранившей, ублажает Ее, как Матерь Господа и умоляет Ее о помощи и заступничестве перед престолом Ее Сына за весь грешный мир. О приснодевстве Богоматери и Ее преимущественном величии предсказано было еще ветхозаветными пророками, «движимыми Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Так, св. пророк Исаия за много веков предсказал, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы, на каковое пророчество об этом чудесном рождении указывает и евангелист Матвей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). Пророк же Иезекииль предсказал, что пресвятая Дева и после рождения Христа пребудет навсегда девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). Величие Мессии Христа и величие Его Матери пророчески так воспевается в 44 псалме: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он Господь Твой и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю, за Ней ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки» ( Пс. 44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

I. Мнение, будто бы 16 глава неподлинна во всем теперешнем ее составе, будто она вышла не из под пера писателя кн. Левит, но представляет позднейшую вставку в эту книгу, поддерживается очень многими учеными-исследователями текста Священного Писания Ветхого Завета 4 . Главным основанием для этого мнения служит то обстоятельство, что день очищения, кроме Пятикнижия, нигде не упоминается в священных книгах Ветхого Завета. Да и в Пятикнижии мы не находим указания на этот день в таких местах, где естественно было бы ожидать этого указания. Так, например, нет указания на этот день в кн. Исх.23:12, 14–17 ; Второзаконие, гл 16, где находятся указания на другие праздники. В 28-й и 29-й главах кн. Чисел, очень подробно излагаются постановления о жертвах ежедневных и праздничных, но здесь мы ни слова не находим относительно своеобразных жертв, обрядов и церемоний для очищения. А в кн. Исход 30:10, совершенно даже иначе говорится о ежедневной жертве примирения, чем в 16 главе кн. Левит. 5 И в последующей еврейской священной литературе день очищения совершенно не упоминается. Так, во 2 кн. Пар.8:13 говорится, что во время Соломона «по уставу каждого дня, приносились всесожжения по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники, три раза в год: в праздник Опресноков, и в праздник Седмиц, и в праздник Кущей». О дне очищения совершенно не упоминается. В 7-й главе той же книги говорится об освящении Соломоном своего храма. Если освящение храма, как повествует писатель этой книги, началось с освящения жертвенника, которое продолжалось с 8 по 14 число месяца Тишри ( 2Пар.7:7 −9; 3Цар.8:2 −65). Однако мы не находим здесь упоминания о дне очищения. Ездра, рассказывая в своей первой книге (3:1−3) о восстановлении жертвенника в месяце Тишри, непосредственно затем сообщает о праздновании праздника Кущей, который по закону праздновался в 15-й день этого месяца, т. е. спустя 5 дней после дня очищения. «И соорудили жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения Господу...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010