Антилопа Antilope addax (евр. – – дишон. Втор. 14:5 ) в Синодальном переводе – «лань». «Газель» Gazella dorcas (евр. – – цви. 2Цар. 2:18 ; Притч. 6:5 ; Ис. 13:14 и др.) Синодального перевода – серна. Черноносых же газелей Gazella arabica (евр. – – земер. Втор. 14:5 ) Синодальный перевод вслед за Септуагинтой именует камелопардами. Архаическим словом «лошак» Синодальный перевод называет мула Equus hinnus (евр. – – перед. Иез. 27:14 ). Слово – таннин, обозначающее в некоторых контекстах ядовитых змей, переводится Синодальным переводом различно: это и змеи ( Исх. 7:9, 12 ; Втор. 32:33 , Пс. 90:13 ), и рыбы ( Быт. 1:21 , Пс. 148:7 ), и морские чудовища ( Иез. 29:3; 32:2 ; Иов. 7:12 ). Иногда наименования животных просто транслитерируются, ставя читателя в тупик: «Сих ешьте из них: саранчу с ее породою, салам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою» ( Лев. 11:22 ). Третья группа недостатков – в переводе различных особенностей общественной жизни библейского времени. Со времени Ю. Найды переводческая практика предполагает обязательное использование словарей библейских соответствий, составленных на основании данных филологии, лингвистики, теории коммуникации, археологии и социосемиотики 699 . Отсутствие таковых в середине позапрошлого века привело, к примеру, к тому, что царская гвардия, состоявшая из критян и филистимлян (евр. – – крети, – плети. 2Цар. 8:18; 15:18; 20: 7 ; 3Цар. 1:38 ), превратилась в Хелефеев и Фелефеев, царский сановник (евр. – – мазкир – «напоминающий», «возвещающий» 2Цар. 8:16; 20:24 ; 3Цар. 4:3 ; 4Цар. 18:18, 37 ; 1Пар. 18:15 ; 2Пар. 34, 8 ; Ис. 36:3, 22 ), стал просто «дееписателем». Социальный уклад библейского времени выражен в масоретском тексте четкими именованиями родоплеменных подразделений: бейт-ав, большая семья, – мишпаха, клан, или род, непременным атрибутом которого была общая генеалогия. Группа родов составляла племя (евр. – шевет). В Синодальном переводе этот социальный уклад библейского времени не нашел своего отражения, ввиду постоянного смешения различных наименований для каждого из упомянутых родоплеменных подразделений: «племя», «тысяча», «дом», «род», «поколение», «семя», «потомство», «народ», «семейство», «череда», «колено».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

2) „Приточники“. О ней упоминает также Моисей и также в книге Чисел ( Чис.21:27 ), только в доказательство того, что Есевон был город царя Амморейского Сигона. 3) „ Книга праведного“. О ней упоминают два писателя: Иисус Навин и писатель второй книги Царств. Первый упоминает в доказательство общеизвестности совершившегося во время одной из войн чуда солнцестояния, а второй – для указания источника, откуда заимствовал Давид печальные песни, воспетые по поводу смерти Саула и Ионафана ( Нав.10:13 . 2Цар.1:18 ). 4) „Записи Самуила провидца, записи Нафана Пророка и записи Гада Прозорливца“. По свидетельству писателя 1-ой книги Паралипоменон, в них описаны дела царя Давида и события, совершившиеся во время его царствования у евреев и других народов ( 1Пар.29:29–30 ). 5) „Книга дел Соломоновых“. Она содержала, по свидетельству писателя третьей книги Царств, события, совершившиеся во время царствования Соломона и все дела его мудрости ( 3Цар.11:41 ). 6) „Записи Нафана Пророка, Пророчество Ахии Силомлянина“. В них также описаны деяния Соломона первые и последние ( 2Пар.9:29 ). 7) „Записи Самея Пророка и Адды Прозорливца“, где описаны деяния царя Ровоама ( 2Пар.12:15 ). „Записи Ииуя, сына Ананиева“, где описаны деяния царя Иосафата ( 2Пар.20:34 ) и „Записи Исаии, сына Амосова“, где описаны деяния царей Озии ( 2Пар.26:22 ) и Езекии ( 2Пар.32:32 ). 8) „Книга Словес царей Израилевых“ ( 3Цар.14:19, 15:31 . 4Цар.1:18, 10:34 ) и „Книга Словес Царей Иудиных“ ( 3Цар.14:29, 15:7 . 4Цар.8:23 ). Это были, как нужно полагать, те летописи, которые образовали собою, упоминаемую книгой Паралипоменон, книгу царей Иудиных и Израилевых ( 2Пар.25:26 ) или, что то же, последние две наши книги Царств. 9) „Сочинение Соломона о предметах природы“. Писатель 3-ей книги Царств свидетельствует, что Соломон, помимо притчей и песней, говорил еще „о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах“ ( 3Цар.4:33 ). Ни одно, к сожалению, из упомянутых в священных книгах сочинений не дошло до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Не больше разобранного факта может значить и тот, что Давид поставил своих сыновей священниками ( 2Цар.8:18 ) 13 . Сверх того, к этому последнему факту может быть приложено еще и то объяснение, что Давид, чувствуя достаточно прочною свою царскую власть над Израилем (после помазания на царство над всем Израилем), мог теперь пользоваться ею в своих расчетах, не сильно стесняясь положениями о священстве, установленными Моисеем, подобно тому, как и предшественник Давида и преемник его не стеснялись действовать по отношению к священникам по своим личным расчетам ( 1Цар.22:11–23 ; 3Цар.2:26–27 ). Но вот – Самуил, священник, был не из Левиина колена, ссылается дальше Липперт на 1Цар.1:1 и ядовито смеется над родословной таблицей автора 1Пар.6:18–28 , где Самуил вводится в родство с Левием 14 . Но, если и отдавать предпочтение родословию в 1Цар.1:1 пред родословием в 1Пар.6:18–28 , то, во всяком случае, Самуил был призван к своему служению исключительным образом, и эта исключительность проходит чрез всю историю Самуила, начиная с его рождения, так что автор первой книги Царств считает нужным сказать, что и народ Израильский, во всем объеме своем, не сразу и не по одному только происхождению признал в Самуиле служителя Божия, а лишь после неоднократно проявленных, близких, особых отношений его к Богу ( 1Цар.3:19–21 ). Как и всякая другая исключительность, священство Самуила–Ефратянина могло идти рядом с признанием того, что наследственный удел священства принадлежит лишь одному колену Левиину. Наконец, Липперт ссылается на показание 3Цар.12:31 , где говорится, что Иеровоам «поставил из среды народа священников, которые не были из сынов Левииных» 15 . Но, стоит только заглянуть в контекст указанного места, чтобы видеть, что оно ничего не говорит против существования во время Иеровоама священства с правильной кастовой организацией из среды одного колена. Рассказ об Иеровоаме ( 3Цар.12:26–33 ) ставит назначение священников из среды народа (а не из сынов Левия) в связь с другими его распоряжениями в религиозной области: с поставлением двух тельцов – в Дане и Вефиле, с назначением праздника в 15-й день восьмого месяца («подобного празднику, какой в Иудее»), с устройством в Вефиле жертвенника, на котором Иеровоам самолично и начал приношение жертв: все эти церковные меры были приняты Иеровоамом из политических расчетов – с целью укрепить отделившееся царство, не давая ему опять слиться с иудейским царством при единстве религиозных отправлений ( 3Цар.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Вот эти выражения: . а)  Я был царь в Иерусалиме (1, 12). По мнению Ейхгорна выражение это не идёт к Соломону, а прилично царям, бывшим после Соломона, когда существовали две резиденции. Так и говорится о преемниках Соломона, царствовавших в Иудеи: Ровоам царствовал в Иерусалиме ( 3Цар. 14, 21 ); Авия царствовал в Иерусалиме (15, 2); Асса царствовал в Иерусалиме (15, 10) и т.д. Но также говорится в книгах царств и о Соломоне: времени царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет ( 3Цар. 11, 42 ). Не только о Соломоне, но и о Давиде говорится, что он царствовал в Иерусалиме тридцать три года. ( 2Цар. 5, 5 . 3Цар. 2, 11 ). Не сказано только о Сауле, потому что Иерусалим не был ещё во владении Евреев,  да и вообще не означено, где он царствовал, потому что он был более военачальник, чем царь, и может быть, сам не знал, где его резиденция. б) Действительный Соломон, говорят 32 , не мог сказать о себе: я был – царём … (1,12). Царствование Соломона продолжалось до самого конца его жизни ( 3Цар. 11, 43 ); следовательно, не мог он говорить о своём царствовании как о прошедшем. Но прошедшую формой глагола в еврейском языке выражаются действия и состояния, не только минувшие, но и такие, которые давно начались и ещё продолжаются. Так например: я возненавидел (), презрел () праздники ваши; ибо хотя приносите Мне всесожжения и приношения ваши, они Мне не угодны ( Амос. 5, 21. 22 .). Но Сара, жена Авраама, не рождала ( ) ему ( Быт. 16, 1 ). Поднимаю () руку мою ( Быт. 14, 12 ). Теперь узнал я ( ), Псал. 19, 7 . (См. Полн. Курс. Еврейск. Грам. Штейнберга , стр. 196. 197.). Стало быть, Соломон действительный мог сказать о себе: я был – царём , когда ещё продолжалось его царствование. в) Действительный Соломон не мог, говорят 33 , сказать о себе (1, 16), что он возвеличился и приобрёл мудрости больше всех, которые были прежде его над Иерусалимом ( ). Кто же был прежде его над Иерусалимом?– один только Давид. Поэтому предполагают, что в то время, когда писалась книга, прошёл уже целый ряд израильских царей, так как разумеет языческих царей Екклезиаст едва ли мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Правда, по одному ветхозаветному месту, можно бы получить впечатление, что Палестина должна была быть страной богатой металлами. Именно, во Втор.8:9 говорится: ты идешь в землю, в которой камни – железо и из гор которой ты можешь высекать медь. Но показание это основано на сильном преувеличении. Меди в Палестине не было, а только в местностях соседних с ней, именно: частью в области Ливана, на богатства которого медью указывается и в 2Цар.8:8 70 , частью в северной Идумее около города Пинона или Пунона, Быт.36:41 ; Чис.33:42 и д. 71 . Напротив, в восточно-иорданской стране находится древний рудник в Джебель-мирад около Бурме приблизительно в 1 ½ часа езды к северу от Вади-зерка где легко-дробимый песчаник, красный, бурый или фиолетовый, имеет сильную примесь железа. Может быт, и автор Иов.28:1 и д. имел в виду это место при своем наглядном и очень точном описании горноделия 72 . Но для характеристики целой страны это отдельное место, естественно не может служить, и западная Палестина во всяком случае должна быть признана бедной металлами страной. Но, чем более развивалась культурная жизнь, особенно после того как Израиль стал царством, тем менее могли примитивные ремесла и искусства удовлетворять возрастающим требованиям. Тогда не оставалось на первое время ничего более, как пользоваться искусствами не израильтян еще в большем объеме 73 . Уже Давид призвал финикийских каменотёсов и плотников, когда предпринял постройку дворца в своей новой столице ( 2Цар.5:11 ). Равным образом мы узнаем, что побежденных Аммонитян Давид заставлял работать на пильных машинах и кирпичных заводах ( 2Цар.12:32 по более правильному чтению). Но только при Соломоне строительная деятельность приняла большие размеры. 3000 израильских рабочих занимались рубкой леса на Ливане, в то же время 70000 носильщиков и 80000 каменотесов работали в каменоломнях. Полученный таким путем материал был искусственно обделываемым в Иерусалиме финикийскими мастерами 3Цар.5:18 , евр. 32. Но постепенно обстоятельства изменились.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В Самарии, так называемой по имени первого ее владельца, у которого купил и сделал ее столицею царства Израильского Амврий ( 3Цар.10:24 ), обитали первоначально Израильтяне, но еще не назывались Самарянами. По разрушении царства Израильского Ассирианами, большая часть Израильтян отведена была в плен и на место их поселены язычники из Ассириан, Мидян и Персов, которые, смешавшись с Израильтянами, приняли частью веру их и им сообщили свои языческие суеверия ( 4Цар.17 ), и стали известны под именем Самарян. На горе Гаризин, с которой, по повелению Божию, некогда изрекаемо было благословение исполнителям закона Божия ( Втор.11:29 . Нав.8:33 ), построен был Самарийский храм, подобный Иерусалимскому. Самаряне принимали только пять книг Моисеевых, отвергали предания Иудеев и держались одного писанного закона и утверждали, что поклоняться Богу надобно на горе Гаризин. Между коленом Иудиным и прочими племенами Израиля издревле существовало различие, которое в писании изображается словами: Израиль и Иуда ( 2Цар.3:10; 11:11 ). По этому различаю бывали нередко несогласия между Израилем и Иудою ( 2Цар.2:4–11; 19:40–43; 20:1–3 ), и по смерти Соломона произошло совершенное разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское, а с разделением возникла почти постоянная вражда между Израилем и Иудою ( 3Цар.15 ). Особенно эта вражда усилилась после плена Вавилонского, когда Иудеи отвергли участие Самарян в построении второго храма Иерусалимского ( Ездр.4 ) и разрушили храм Самарян, построенный ими на горе Гаризин. Иудеи до того чуждались Самарян, несогласных с ними и в вере и относительно Богослужения, что даже не хотели с ними принимать пищи и пития. Самым обидным оскорблением считали Иудеи, если кому говорили: ты Самарянин; так неоднократно в гневе называли Иудеи и Исуса Христа ( Ин.8:48 ). Иисус Христос, проповедуя Евангелие погибшим овцам дома Израилева, приходит в Сихарь и, утомленный от пути, сел при кладезе Иакова. В это время к студенцу Иаковлеву приходит из Самарии почерпнуть воды жена Самарянка, которую Иисус Христос Своею Богомудрою с нею беседою постепенно возводит к уразумлению того, что Он есть болий Иакова, давшаго студенец сей, потому что Он есть источник воды, текущия в живот вечный, утоляющий на веки жажду бессмертной души человека; что Он есть сердцеведец и Мессия – Христос, и приводит ее, а чрез нее и многих Самарян к исповеданию Божественного величия Своего. Егда Мессия приидет, глаголимый Христос, говорит Ему Самарянка, возвестит нам вся, и Господь возвещает ей: Аз есмь глаголяй с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кроме того, появляются разбойничьи банды. Одна из них помогла Давиду прийти к власти ( 1Цар.22:2 ; 1Цар.25:11–18 ; Суд.9:4, 11:3 ). Действия таких объединений всецело зависят от воли главаря. Они являются свидетельством упадка племенной власти и предвестием монархического уклада. б) Царская армия С приходом монархии армия становится царской. Теперь военная служба обязательна. Перепись населения служит не только для облегчения процедуры сбора налогов, но и для осуществления мобилизации. Царь обеспечивает экипировку и содержание своих воинов ( 3Цар.9:22 ; 2Пар.8:4, 9:11–12, 26:14 ). Их набор происходит в соответствии с территориальными условиями. Монархия изначально опиралась на армию наемников ( 1Цар.13:2, 14:52, 24:3 ). Ее основой стали члены отряда, который помог прийти к власти Давиду, впоследствии рекрутский набор осуществлялся по согласованию со всеми родами. Главнокомандующим, «cap хассаба», становился член царской семьи ( 4Цар.25:19 ; Иер.52:25 ; 4Цар.4:13 ). У него в подчинении находится «cap ха-хайил», командующий тьмой, затем командующие тысячами, сотнями и так далее ( Исх. 18:21 ; 3Цар.11:4 ; 4Цар.1:9 ). Есть бригадиры, капитаны, «шелишим». Лучшие воины называются героями, «гиборим»: они составляют элитную касту. Нужно также упомянуть кавалеристов, посыльных-бегунов, адъютантов ( 2Пар.18:33 ; 4Цар.9:17–18 ; 2Цар.15:1 ; 1Цар.22:17, 14:6 ). Отряды колесниц – самая могущественная и дорогостоящая часть армии – находились под контролем царя. Дорого стоили сами лошади и их содержание, а также амуниция всадников. Эта часть армии часто играла важную роль в переворотах: Замврий, возглавлявший эту часть армии, пришел к власти после убийства Ваасы ( 3Цар.16:8–9 ). Давид организовал отряд иностранных наемников, которые подчинялись лично ему: он оплачивал их из личных средств, чтобы обеспечить свою безопасность. Археологические раскопки показывают, что эти объединения базировались в Араде, Мегиддо и других стратегических точках. Наемники принимали активное участие как во внутренних конфликтах, так и в межгосударственных ( 4Цар.11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иер.23:4—6; 30:9—10; 33:14—26). Можно думать, согласно той же идее, что и писатель книг Царств и Иеремия в конце своей книги, как исполнение своих пророчеств о доме Давида, помещает повествование о восстановлении Иехонии в царском достоинстве (4Цар.25:27—30 ­­ Иер.52:31—34.). Подобно же писателю книг Царств, Иеремия относится с особенным благоговением к Иерусалиму и храму, на котором «наречено имя Господне» (Иер.3:17; 7:11, 30 ­­ 3Цар.8:16; 9:3). При сходстве в воззрениях и основных идеях, видно между этими книгами сходство и в языке. Такова общепризнанная сильная армейская окраска еврейского языка книг Царств и Иеремии, — окраска, ясно свидетельствующая о времени жизни Иеремии в период постоянных сношений и зависимости от халдеев. — Затем, вышеизложенная основная идея о непрерывности дома Давида одними словами по-еврейски излагается в обеих книгах: «не прекратится у Давида муж сидящий на престоле дома Израилева: (Иер.33­­ 3Цар.2:4; 8:25; 9:5...). Грозные пророчества о будущих бедствиях излагаются сходно в обеих книгах: «всякий проходящий (мимо опустошенного храма и Иудеи) изумится, покачает головою и свиснет» (Иер.18­­ 3Цар.9:8). От скорбной и страшной вести о погибели Иудеи «зазвенит в обоих ушах» у каждого слушателя (Иер.19­­ 4Цар.21:12). — Справедливо исследователи обращают внимание на то, что в рассматриваемых книгах Царств совершенно умалчивается об Иеремии и его деятельности, между тем как в последние годы существования иудейского царства, при Иоакиме и Седекии, он имел выдающееся значение и влияние на Иудею (срав. Иер.26; 28—29; 32; 34 и др. глл.). И писатель Паралипоменон упоминает об Иеремии, его пророчествах и плачевных песнях (2Цар.35:25; 36:21). Молчание книг Царств можно объяснить тем, что Иеремия, подробно описав свою жизнь и деятельность в своей книге, не желал касаться ее в книгах Царств. — Сходство, переходящее часто в дословное тождество, последних глав Иеремии (39:1—7 и 52 гл.) и 4 Царств (25 гл.) также находит свое объяснение в единстве их писателя, приложением этих глав подтверждавшего исторически исполнение пророчества о доме Давида.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

14 Кедрон – черный. Поток, который начинаясь около Рамы, в колене Вениаминовом, протекал по Иосафатовой долине и на юго-восток от Иерусалима втекал в Мертвое море. Он отделяет Гефсиманию от Иерусалима. Он давно засорен и высох, потому что в него прежде бросали идолов и всякие нечистоты ( 3Цар. 15:13 , 4Цар. 23:4 ). 16 В так назывваемой Царской долине ( 2Цар.18:18 ). По Иосифу Флавию (историк иудейский) в двух стадиях от Иерусалима.Памятник указываемый ныне в Иосафотовой долине, не есть конечно, подлинный памятник Авессалома. 20 Претория – судебное место, где заседал начальник римский и самый судия заседающий в главном судилище. 21 Иудея – область. Занимающая южную часть Палестины, в ней жили потомки двух колен еврейского народа – Иудина и Вениаминова. 22 Галилея – часть Палестины от Ливана до Кармила и от Средиземного моря до Гениссаретского озера. Как страна подверженная нападению врагов и населенная народом полуязыческим, Галилея, вместе с Тиром и Сидоном считалась страною погруженную во мрак ( Ис.9:1 , Амос.2:4 ) и у евреев составилось мнение, что из Галилеи и пророк не может явиться ( Ин.7:41–52 ). Но свет Евангелия возсиял здесь еще во дни земной жизни Иисуса Христа. (мф.4:13–16). Во времена Иосифа Флавия Галилея делилась на верхнюю т.е. северную, гористу. И нижнюю, южную, заключавшую в себя Израильскую долину. Иосиф описывает Галилею, как страну богатую дарами природы и густо населенную воинственным народом. 24 Самария – (сторожевное место) столица Израильского царства, построенная на цветущей н плодоносной горе Семерон, которую Амврий купил у Семира за два таланта серебра ( 3Цар. 16:24 ) Ахав украсил Самарию языческим храмом и дворцом из слоновой кости (ст. 32, гл. 22, 39). При Ахаве и Иораме город осаждали Сирийцы ( 3Цар. 20:4 , 24:33 ) Здесь убито 70 сынов Ахава (10:1–10), умер пророк Елнсей и совершалось чудо от костей его ( 4Цар. 13:14–21 ). Как столица израильского царства Самария у пророков противопоставляется Иерусалиму ( Иез. 16:46 , Ос. 7:1 ). Садманасар после трехлетней осады разрушил город ( 4Цар. 17:3–5 ). Возстановленная Самарянами Самария была снова взята Гирканом. Ирод великий украсил Самарию храмом в честь кесаря, обвел ее стеною в 20 стадий (около 3-х верст) н назвал Севастиею. Как средоточие Самарян Самария иногда называлась городом Хуфеев. В последствии Самариею стали называть всю страну, населенную Самарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Поводом к присвоению колену Ефремову первенства были следующие причины. Хотя в благословении Патриарха Иакова Иуда в его потомстве превознесен и поставлен выше всех братьев ( Быт.49:8–12 ); однако же и Ефремляне не без самомнения помнили, что благословение, данное Патриархом родоначальнику их о происхождении от него множества народов ( Быт.48:19,20 ) и пророчество Моисея о тьмах Ефремовых ( Втор.33:17 ) имели не менее силы и значения. При Иисусе Навине, происходившем из колена Ефремова, оно в лице некоторым образом управляло и распоряжало всеми коленами; за тем, при назначении уделов, получив свой участок в средине земли обетованной и самые укрепленные места, колено Ефремово, в соединении с коленом Манассииным и Вениаминовым, которое, как близкое по родству сначала предполагало приобщить к себе (как можно судить из обстоятельств Семея 2Цар.19:20 ), замышляло составить могущественную и цветущую часть народа Израильского. Самая Скиния Свидения долго находилась в Сихеме, принадлежавшем к уделу Ефремову, там же происходили собрания народные для общественных совещаний, в разных важных случаях. При этих обстоятельствах, дававших преимущество Ефремлянам, они вместе с другими коленами охотно приняли Саула, как самим Богом избранного царя, и происходившего из колена Вениаминова; напротив с очевидным неблагоприятством смотрели на Давида происходившего из колена Иудова ( 2Цар.2:9,3:19,5:3 ) и после возмущения Авессаломона, не легко и не скоро признали его царем своим ( 2Цар.19:41,43;20:1,2,21 ). При могущественном и цветущем состоянии царствования Соломона, не имел причины и повода к какому-либо неудовольствию, они были спокойны; как же скоро Соломон помер, тотчас вспыхнуло смятение в Силоме, и когда Ровоам не удовлетворил требованиям возмутившихся: то Иеровоам, происходивший из колена Ефремова, воспользовался этим случаем ( 3Цар.12:16,20 ), отторг 10 колен от царства Давидова, основал другое царство, совершенно отдельное от Иудина, под именем Израильского или Ефремова, так как колено Ефремово было в нем господствующим; в этом же колене была и столица царства Израильского, Самария. С этого времени редко когда был мир и согласие между двумя царствами; они взаимно питали ревность и зависть, которые, с продолжением времени перешли в соперничество и жестокую ненависть; от чего возгорались частые войны, иногда по повелению Божию прекращавшиеся, а иногда с жестоким кровопролитием производившиеся. Итак, Пророк предрекает, что эта враждебная ревность и пагубная вражда прекратится между Ефремом и Иудою тогда, когда царство Израильское будет восстановлено Мессиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010