Современники не напрасно высоко ценили эту первую победу св. Александра, усвоив ему с самого времени победы имя Невского 84 . Своими глазами видели они его мужество и веру, хотя, может быть, и не понимали вполне, как важны были последствия его чудной победы над врагом, приходившим в их край под знаменем Латинским, которое всюду, где водворялось, вносило насилие и расстройство 85 . Но сам св. Александр довершил свои высокие подвиги не менее высоким смирением. Не приводим в доказательство этого сказаний о благодарности, какую по возвращении после победы в Новгород, он от всей души воздал Господу Богу, в котором одном видел своего Помощника и Защитника 86 . Не останавливаемся особенно и на истинно-прекрасной черте высокой души, по которой св. Князь, как бы забывая свои собственные подвиги и заслуги, не только не забыл трудов и доблестей своих сподвижников, но сам рассказывал о них по возвращении домой 87 . – Последующие события свидетельствуют об этом гораздо лучше. В тот же самый год, когда мужество и вера св. Александра спасли Новгород от страшной беды, Новгородцы, всегда беспокойные и способные к неблагодарности и дерзости, «распрение некое показаша, возропташа 88 на св. в. князя Александра Невскаго, крамоляще, молву составляюще не малу в людех» 89 : поступок самый недостойный! Но как ни много св. Князь имел прав сказать неблагодарным: «так ли вы цените мои подвиги и воздаете мне за благодеяния?» – как ни справедливо было бы с его стороны, испросив помощь у отца, наказать крамольников, – человек Божий к славе своей, не позволил себе ничего подобного. Столько же кроткий, сколько и мужественный, когда это было нужно, истинно-добрый Христианин, он – благодетель Новгорода, оскорбленный теми, кому только-что оказал величайшее благодеяние, прекращает мятеж уступкою 90 , выехав из Новгорода с матерью, супругою и двором своим 91 . Но этого мало; вскоре после того он имел случай сделать больше, – и сделал, воздав неблагодарным Новгородцам за зло новым благодарением. В тот же год, когда Александр спас Новгород от Шведов в то время, как неблагодарные Новгородцы поднимали крамолы против своего Князя-благодетеля, над ними собиралась новая туча.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

и признание всякого крещеного негодяя за " духовного " человека, или " сына Божия " , исключено из моей мысли не только implicite, но и explicite (косвенным образом, но и прямо — лат.). 83 Это значение образа и подобия Божия во внутренней связи и относительном различии этих терминов есть в сущности то же самое, как и указанное выше, во второй части. Ясно в самом деле, что бесконечная сила представления и понимания всего может дать нам л ишь образ ( " схему " ) совершенства, тогда как бесконечное стремление, имея целью действительное осуществление совершенства, есть начало нашего подобия живому Богу, который есть совершенство не в идее только, а в действительности, к чему и мы стремимся. 84 Разумею род в широком смысле — как группу лиц, связанных в единое замкнутое общежитие кровным родством и свойством, в какой бы основной форме ни проявлялась эта связь — " парной " или " пуналуальной " , матриархальной или патриархальной. 85 Можно пояснить эту двоякую точку зрения аналогичным примером из совершенно другой сферы отношений. На отнятие у римского папы светской власти или на упразднение церковного государства даже искренние и добрые католики могут смотреть различным и прямо п ротивуположным образом: или как на благоприятное условие для возвышения внутреннего нравственного авторитета папы, или же как на прискорбное умаление и унижение его политической роли. 86 Впрочем, тот же поэт более зрелое свое произведение " с благоговением " посвящает историку государства Российского (Драма " Борис Годунов " , следующее посвящение: " Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновен ный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин " .). 87 Нелепость тех точек зрения, на которые обыкновенно становится отрицательная историческая критика, избегает общего осмеяния лишь благодаря тому " мраку времен " , в котором срываются предметы ее упражнений. Если бы ее излюбленные приемы и соображения прим енить, напр., к Мухаммеду или к Петру В., то и от этих исторических героев осталось бы так же мало, как и от Дидоны или Ромула. Всякий, читавший превосходную книжку Уэтли (Дидона — в античной мифологии сестра царя Тира, основательница Карфагена, Ромул и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Папа со своей стороны послал венецианскому сенату письмо с требованием принять строгие меры против заблуждений в диоцезе „Виченца»; – удивляясь, что зло распространяется как бы пред самыми глазами сената, папа предлагает немедленно очистить Виченцу и прилегающие к ней области от яда лютеровой ереси 83 . Затем последовал (1548 г.) эдикт, которым предписывалось в продолжение восьми дней доставить инквизиции все антикатолические книги, в противном случае каждый, у кого найдётся такая книга, будет признан еретиком 84 . Подобные обстоятельства окончательно уже развязали руки инквизиции, до тех пор ещё несколько сдерживаемой гражданскою властью. До какой степени эта власть потеряла своё значение, можно видеть из того, что когда Альтиери – приверженец протестантства и бывший секретарь английского посольства обратился к совету десяти с просьбою – дозволить ему спокойно оставаться в Венеции, то получил ответ: „если хочет принадлежать к католической церкви, в противном случае совет не находить возможным препятствовать инквизиции в отправлении её обязанностей». Действительно едва ли какой-либо город претерпел от инквизиции столько, сколько претерпела Венеция и её области. Не довольствуясь открытыми доносами, инквизиторы ходили из дома в дом, разыскивая запрещённые книги 85 . Под влиянием ужасов в людях, казалось, потухло всякое чувство родства и благодарности: сын оговаривал отца, жена клеветала на мужа, облагодетельствованный доносил на своего благодетеля 86 . Темницы наполнились подозреваемыми в несогласных с римскою церковью мнениях, их пытали и ссылали на галеры или осуждали на пожизненное заключение, те же, которых инквизиция считала более опасными, находили смерть в волнах адриатического моря. „В Венеции, говорит Ранке, посредством двух барок высылали их из каналов в море. Между барками клали доску и на неё обвинённого, гребцы тотчас начинали грести, доска погружалась в воду, несчастные призывали имя Христа и тонули» 87 . С такою же, если ещё не с большею, ревностью инквизиция заботилась об истреблении ересей в Виченце 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

«Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам» ( Лк.10:19 ). Как же так?! — с горечью готов я воскликнуть иногда. — Почему не исполняются Твои обетования, Господи?! Ято как раз часто вижу обратное: что дьявол наступает на мой ум, мои чувства, мое сознание. Бывает, что алкогольное мышление снова ставит меня в позицию жертвы, когда я якобы не несу ответственности за себя. Это такое «сухое» похмелье: голова тяжелая, злоба на себя и на мир, желание сделать кому-нибудь гадость, и при этом почти безграничное чувство собственной правоты. А ведь я уже не употребляю алкоголь несколько лет! Откуда эти состояния? Мне на помощь приходит мудрость программы АА. Во-первых, я напоминаю себе, с чем имею дело: с «властным, хитрым, сбивающим с толку», с тем, что сильнее меня («Анонимные алкоголики», с. 56). Потом, я совершаю 11й шаг: «Размышляя о предстоящем дне, мы можем испытывать неуверенность. Может быть, мы не способны решить, какие действия предпринять. Мы должны просить вдохновение у Бога, чтобы у нас появились интуитивные мысли или решения. Мы успокаиваемся и не нервничаем. Мы ни с кем и ни с чем не боремся. В течение дня, если появляются сомнения или волнения по какому-то поводу, нужно остановиться на минуту и попросить Бога указать правильную мысль или действие» («Анонимные алкоголики», с. 84–85). Я просто медлю, тяну время, призывая Бога войти в мою жизнь. И еще я обращаюсь к Ангелу-хранителю, прося его о помощи и защите в борьбе со мной же самим. А сегодня, кстати, день Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. Значит и день моего грозного и терпеливого Ангела-хранителя! Сколько раз Ты спасал меня, когда я пьяный находился в опасности и был на краю гибели. Некоторые ситуации врезались мне в память, о некоторых я никогда не узнаю. Я благодарен Тебе, мой добрый Ангел, вестник Божий, за любовь и дружбу и за всё доброе, что ты делаешь для меня. Пусть моей действенной благодарностью будет этот день, прожитый в свете молитвы и медитации, в мире и любви к Богу, себе и другим людям. Сегодня я подмету перед дверью моей соседки и выбью ее придверный коврик, но так, чтобы она не узнала. Ее стиль общения со мной рождает навязчивые мысли хорошенько потрясти не ее коврик, а саму почтенную женщину, но этих черных мыслей я не боюсь, предаю их Богу и Небесным силам. Господи, молитвами моего Ангела-хранителя благослови этот день. 22 ноября. Литургическое чтение: Лк.13:1-9 . Преп. Иоанна Колова (V b.)

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

84 Те же мысли в письме 10 июня: «Что со мною сделала графиня, того известить теперь не могу – разве словом любви, которая живет и действует не для себя, а для других. Забудем на время богатство, и посмотрим просто на человека: в таком случае нужно будет сознаться, что это человек Божий. Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Созидающему и Устрояющему столь славные и благопотребные сосуды в дому славы Твоея временном, на земле нашей грешной, и доселе носящей проклятие!» 85 Выражая свою благодарность за все, сделанное для него, в письме от 7 июня свт. Иннокентий пишет Анне Алексеевне: «Буду молить Господа, чтобы и мне дал такую же любовь к братиям моим низшим и нищим! Вы так многому учили меня, что, признаюсь, долго уроков ваших не выучу» 86 . И в самом деле, трудно было сделать за те две недели, что общались святитель и графиня в Москве, больше. Для нас, потомков и почитателей памяти святого, поистине бесценна оказалась ее инициатива – написать портрет святого. Не будь его, мы бы вообще не имели изображения Иннокентия. Озаботилась графиня и тем, чтобы наилучшим образом устроить лечение святого. Архимандрит Серафим (Ильинский) со слов одного из приглашенных докторов, Павла Яшева, пишет: Анна Алексеевна лишь только узнала о болезненном состоянии преосвященного, пригласила его на житие к себе в дом, дала ему к услугам двух докторов – своего домашнего и инспектора бывшей в то время в Москве Медико-хирургической академии. При пособии этих врачей здоровье преосвященного скоро поправилось, и преосвященный оставил Москву. Впрочем, заботливая и предусмотрительная графиня не иначе отпустила его из своего дома, как снабдив всем нужным для дороги. Дала свою карету, двух поваров, человека для прислуги и пригласила инспектора Медико-хирургической академии сопутствовать ему до Пензы и между прочим устроять поездку так, чтобы преосвященный ни в чем не имел нужды, и чтобы все желания его были выполняемы в точности 87 . Конечно, здоровье епископа Иннокентия далеко не поправилось, однако он смог отправиться в Пензу. В письме к Фотию 15 июля свт. Иннокентий писал: Трехмесячная болезнь моя в Москве многому научила меня, именно, есть в Москве истинно любящие Господа, о сем Господь показал опыты любви Евангельской, чтобы кратко сказать вам: скажу только то, что два месяца меня на свой кошт лечили, платили лекарям за каждый визит по 10 р., каждый день присылали мне хлеб и всю пищу, каждый день посещали меня и вопрошали о моих желаниях, потом дали мне и одеяло, и покрывало, и перину, и подушки, и чулки, и рубашки, и полотенца, и косынки, и платки, и полукафтанье, и ряску, и екипаж, и карету на дорогу, и лекаря до Пензы, и даже денег на всю дорогу, да и более, нежели на дорогу. Господи! где бы мне взять все это, есть ли бы Ты не подал Вседержавною Твоею рукою чрез избранных Твоих? 88

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Лк 9,38 ), или меня самого, или же того и этого. § 15. С молитвой в собственном смысл нельзя обращаться ни к какому творению; нельзя с ней обращаться и ко Христу Господу, – заблуждение, которое Ориген силился доказать обстоятельнее. Но должны мы приносить наши молитвы лишь Богу Отцу через посредство Христа, нашего первосвященника: мы должны молиться «во имя Иисуса». Если же мы разумеем, что такое молиться, προσευχ 83 , то конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению 84 , даже и к Самому Христу 85 , но только к Богу, (Господу) вселенной и Отцу, к Которому, – о чем мы уже упоминали выше (ср. в § § 10 и 13), – наш Спаситель как Сам молился 86 , так и нас научил молиться. Вняв просьбе: Научи нас молиться ( Лк 11,1 ), Он научил не Ему Самому молиться, но Отцу, и при этом говорить: Отче наш, сущий на небесех ( Лк 11,2 ; ср. Мф 6,9 ) и т.д. Потому что если Сын по лицу от Отца различен, – что доказано нами в другом месте 87 , – то должно или к Сыну обращаться с молитвами, а к Отцу не обращаться, или к обоим, или только к Отцу. Первое: «Сыну молиться, а Отцу не молиться» всеми без исключения, конечно, признано будет за нечто несообразное, и утверждать это, значило бы утверждать нечто вопреки очевидности. Если же следует нам молиться и Отцу и Сыну, то явно, что должны мы с теми молитвами к Ним обращаться во множественном числе и в тех своих молитвах взывать: «Подайте», «смилуйтесь», «даруйте», «спасите» и т.п. 88 Но эти выражения уже сами в себе странны 89 и никто не может доказать, чтобы они были употребляемы и кем либо из лиц, упоминаемых в Св. Писании. Остается утверждать, следовательно, третье, что молиться должно лишь Богу, Отцу вселенной, все-же не обегая Первосвященника 90 , который Отцом с клятвой поставлен был в такого, как о сем свидетельствует изречение: Клялся Он и не раскается: Ты священник в век по чину Мелхиседека ( Пс 59,4 ; ср. Евр 7,20–21 ). От того, если святые в своих молитвах воздают благодарность Богу, то выражают они благодарность Ему через Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

84. Хорошо сказал Авва Пимен, что преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях: ибо монах, истинно «приступающий работать Господу» , должен «уготовать душу свою во искушение» ( Сир. 2, 1 ), – чтоб никогда не изумляться и не смущаться ни чем, случающимся с ним, веруя, что ничего не бывает без Промысла Божия. А в чем Промысел Божий, то вполне благо, и служит к пользе душевной; ибо все, что делает Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны, как сказал Апостол, «о всем благодарити» ( Еф. 5, 20 ; 1Сол. 5, 18 ) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случившемся с нами, но все, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с надеждою на Бога, веруя, что все, что ни делает с нами Бог, делает по благости Своей, любя нас и во благо нам. 85. Если кто имеет друга и уверен, что он любит его; то и когда потерпит что от него, даже и тяжелое, думает, что тот сделал это любя, и никогда не поверит о своем друге, что он хотел ему повредить: тем более должны мы думать о Боге, Который создал нас, и привел нас из небытия в бытие, вочеловечился нас ради и умер за нас, что Он делает все с нами по благости Своей, и любя нас. О друге иной может подумать: он все делает любя и жалея меня (и всегда готов так поступать); но у него нет столько благоразумия, чтобы всегда все касающееся меня устроять хорошо; от того случается, что он не хотя вредит мне. О Боге же мы не можем сего сказать; ибо Он есть источник премудрости, знает все, что нам полезно, и сообразно с сим устрояет все касающееся нас, даже и самое маловажное. Опять о друге можно сказать, что он, хотя любит и жалеет нас и довольно разумен, чтоб устроить относящееся к нам, но не в силах помочь нам в том, в чем он думает принести нам пользу. Но о Боге нельзя сказать и сего; ибо Ему все возможно и для Него нет ничего невозможного. Согласно всему сему, мы должны все, случающееся с нами, принимать с благодарностью, как исходящее от Бога, Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и прискорбное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Глава пятая. О третьем прошении: Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли Необходимо для Христианина отречься собственной воли Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается 84 , до такой степени повреждена, что всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни 85 . Да и другие способности человека, по природе своей, до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что сам он неспособен от себе помыслити что, яко от себе 86 . При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, и имеет в виду не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу 87 и пользу собственную 88 . От того-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли 89 , сего столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях. Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи Если же желания воли нашей бывают погрешительны, а Бог желает нам истинного блага 90 , хощет всем нам спастися, и в разум истины приити 91 ; и если Сам Небесный Наставник и Спаситель, давший Собою образец для жизни нашей 92 , говорил: Не могу Аз о себе творити ничесоже. Яко же слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли Пославшаго Мя Отца 93 : то для кого из нас не будет понятно, что словами: да будет воля твоя, Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своею жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно; и вместе даровал нам немощным душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностю, покоряться Ему во всем, что бы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле. А дабы сие прошение могли мы возносить с полным чувством, то должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем ли, или счастьем, устрояет к нашей пользе и более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Эхекрат (ок. 367), один из последних представителей старой пифагорейской школы, персонаж Платона VIII 46 Юст Тивериадский, иудейский историк I в. н. э., писал об Иудейской войне, порицал Иосифа Флавия. См. Ук. ист. Предметный указатель Академия (академики) I 18; II 64, 144; III 41; IV 67; V 2 – Старая, Средняя и Новая I 14, 19; IV 59 Аналитика V 28 Аналогия II 107; VII 52, 53 Анникеридовцы II 96 Аристократия III 82; VIII 3 Арифметика I, 11 Астрономия I, 11 23; IV 10; VI 72; VIII 88; IX 48 Атомы IX 30, 44, 45, 72; X 4, 27–28, 41–45, 47, 48, 50, 54–56, 58, 59, 61, 62, 65, 66, 86, 90, 99, 102, 110, 115 Безобразие (aischron) II 16, 33, 93; VI 12; VII 100, 103 Безразличное (adiaphoron) II 94, 95; III 102; VI 105; VII 37, 61, 102, 104, 105, 160; IX 63, 66, 74 Беспредельное, бесконечное (apeiron) II 1, 3, 17; III 69, 71; VIII 85; IX 31; X 41–43, 47, 56, 57, 60, 73, 74, 88, 89, 116, 124, 143–145 Бесстрастие (apatheia) VI 15; IX 108 Бестревожность, безмятежность (atarachon, ataraxia) IX 107; X 80, 82, 85, 87, 96, 128, 136 Благо, добро (agathon) I 21, 84; II 31, 88, 89, 91, 95, 98, 106, 134, 136; III 12–14, 27, 72, 78, 80, 101, 102, 105; IV 48; V 30; VI 2, 4, 12, 42, 68; VII 53, 61, 84, 94–103, 105, 124; VIII 32, 33; IX 83, 90; X 121, 128–130, 133, 134 – природное (cata physin) и внешнее (ects) I 21; III 78, 80; V 30; VII 95 Благодарность (charis) II 93, 96 Благосостояние душевное (ey-thymia) IX 45 Благочестие (eysebeia) I 86; III 83; VI 5; VII 119 Бог, боги I 3, 5–7, 9–12, 28, 35, 36, 52, 53, 60, 86, 88, 116, 122; II 97, 102, 106, 115, 117; III 44, 63, 69, 71, 74–79; IV 54–57; V 32; VI 37, 42, 72, 105; VII 52, 119, 124, 132, 134, 135, 137– 139, 147, 148; VIII 3, 21–23, 27, 33, 89; IX 19, 24, 34, 51, 72, 83; X 123, 124, 139 Богатство I 86; II 31, 92, 94; III 78, 80; IV 48, 50; V 82; VI 24, 96, 105; VII 102–107 Богословие (theologia) VII 41 Боль (ponos) II 86–90, 91, 95, 97, 98; VII 37, 166; (algdn) II 87–89; IX 79, 108; X 34, 129, 137, 139, 140, 142, 146, 189 Бросок мысли образный (phanta-sticepibolëts dianoias) X 31, 36, 38, 50, 51, 62, 70, 147

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

72 . Заблуждающихся Господь мало-помалу обличает и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляет, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Него ( Прем.12:2 ). 73 . Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника ( Прем.13:1 ). 74 . Неразумные и те люди, которые почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила ( Прем.13:2 ). 75 . Если некоторые, пленяясь красотою творения, почитали многое за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал все ( Прем.13:3 ). 76 . По силе и действию творений должно познавать, сколь могущественнее тот, Кто сотворил их ( Прем.13:4 ). 77 . От величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их ( Прем.13:5 ). 78 . Обращаясь к делам Божиим, люди исследуют и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно ( Прем.13:7 ). 79 . Равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его ( Прем.14:9 ). 80 . И сделанное вместе со сделавшим будет наказано ( Прем.14:10 ). 81 . И на сделанных идолов языческих мерзостью будет суд, так как они среди создания Божия сделались, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных ( Прем.14:11 ). 82 . Нечестивые не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает ( Прем.14:24 ). Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство ( Прем.14:2526 ). 83 . Знание Бога есть полная праведность, и признавать власть Его – корень бессмертия ( Прем.15:3 ). 84 . Суетный труженик не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни ( Прем.15:11 ). 85 . Обращающийся исцеляется не тем, на что взирает, но Спасителем всех – Богом ( Прем.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010