Население сделало евреям даже подарки отчасти для того, чтобы тем ускорить исход их 218 , отчасти же также на память о взаимных добрых соседских отношениях (Ср.: Исх 7.13–25 ; Исх 8.1 ; Исх 9.1–10,20–29 ; Исх 12.1–36 .). Глава 15 1. Таким образом евреи вышли из Египта, причем египтяне плакали и сожалели, что обходились дурно с ними. Они направили путь свой через Летополь 219 , местность в то время пустынную, но где впоследствии, при нашествии на Египет Камбиза, был основан город Вавилон 220 . Так как они подвигались вперед быстро, то уже на третий день достигли Вельсефонта на Чермном море 221 . Но в этой пустынной стране, по которой они теперь проходили, им не удалось найти никаких съестных припасов, и они должны были поэтому удовольствоваться хлебом, наскоро приготовляемым из муки и воды и лишь немного пропеченным. Этой пищей они питались тридцать дней, потому что на более продолжительное время им не хватало взятых из Египта припасов; притом им приходилось в высшей степени экономно обходиться с этой пищей, пользуясь ею только в крайнем случае и лишь для того, чтобы кое-как насытиться. Отсюда, в воспоминание тогдашней нужды, мы празднуем восьмидневный праздник, называющийся «временем опресноков» 222 . Всо количество народа, ушедшего из Египта вместе с женщинами и детьми, не поддавалось счету: одних мужчин, достигших возраста, в котором можно было носить оружие, было шестьсот тысяч. 3. Между тем египтяне вскоре раскаялись в том, что дали евреям возможность уйти, и так как особенно фараон был расстроен этим, приписывая все случившееся обманному волшебству Моисея, то было решено пуститься за евреями в погоню. Взяв оружие и приготовившись к походу, египтяне приступили к преследованию, чтобы вернуть евреев назад, если бы удалось настичь их. При этом египтяне были того мнения, что, раз евреям было разрешено оставить Египет, они теперь уже более не будут молиться Господу Богу своему, а так как евреи безоружны и утомлены путешествием, то рассчитывали справиться с ними без особенного затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. ставит синонимическое выражение: «в рове»; 217) О.: «камык». Е. заменяет устарелое слово более новым: «камень»; 218) Ст. 55. О.: «из потока дольнего». Е, ставит синонимическое выражение: «из рова преисподнего»; 219) Ст. 56. О.: «услыша». Е.: «услышал еси»; 220) О.: «ушию твоею». Е. согласно с LXX: τ τ σου, ставит множественное число: «ушес твоих»; 221) Ст. 57. О.: «приближися». Е.: «приближился еси»; 222) Ст. 59. О.: «неправду их на мне». Е.: «смятения моя», исправляет Острожский текст, следующий Вульгате, по LXX: τς ταραχς μου; 223) Ст. 61. О.: «и совет их». О.: «вся советы их», исправляет Острожский текст по LXX: πντας διαλογισμος ατν; 224) Ст. 62. О.: «устен». Е. согласно с LXX: χελη, ставит винит. падеж: «устне»; 225) Ст. 63. О.: «аз есмь песнь их». Е.: «на очи их», исправляет Острожское чтение, заимствованное из Вульгаты или Compl., по греческому чтению: π φθαλμος ατν; из греческих кодексов с чтением Елиз. библии несогласны 22, 23, 36, 48, 51, 62, 88, 96, 231; 226) Ст. 65. О.: «отдаси». Е. ставит синонимическое выражение: «воздаси»; 227) Ст. 66. О.: «потребшии я». Е.: «отребиши их», заменяет устарелую форму местоимения более новой. В главе четвертой 228) Ст. 1. О.: «в начало». Е.: «в начале», передает греческое выражение: π’ ρχς более точно; 229) О.: «исход». Е.: «исходов», заменяет устарелую падежную форму более новой; 230) Ст. 2. О.: «одеяннии златом прьвым». Е.: «одеянии златом чистым», заменяет Острожское чтение, заимствованное из Вульгаты, менее точным переводом того же выражения Вульгаты: amicti auro primo; 281) О.: «наменишася». Е. заменяет устарелое слово более новым: «вменишася»; 232) О.: «дело руку». Е.: «дела рук», исправляет Острожское чтение по LXX: ργα χειρν; 233) Ст. 3. О.: «се же». Е. ставить родственное выражение: «еще же»; 234) О.: «съвлекоша сосцы». Е. заменяет устарелое выражение более новым: «обнажиша сосцы»; 235) О.: «дщеря же людий моих». Е.: «дщерей людей моих», изменяет Острожский текст, следующий кодд. III, XII, 22, 23, 36, 48, 49, 51, 86, 96, 106, 144, 198, 239.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

210 . Паисий Хилендарский. История славяно-болгарская. Люблин 1885. София 1972. 211 . Панчовски Ив. Духовният образ на преп. Теодосий Търновски//Духовна култура. 1963. 11–12. 43–48. 212 . Панчовски Ив. Нравственият образ на св. Патриарх Евтимий Търновски (По случай 600 години от възкачването му на патриаршия трон)//Духовна култура. 1975. 1. 5–18. 213 . Партений, еп. Левкийский. Последование с житием преподобнаго и богоноснаго отца нашего Теодосия Терновскаго иже на Кефаларстей горе постившагося. София 52. 214 . Партений, еп. Левкийский. Последование иже во святых отцу нашему Евтимиу, патриарху Терновскому. София 1951. 40. 215 . Партений еп. Преп. Теодосий Търновски//Духовна култура. 1963. 9. 1–17. 216 . Патриарх Евтимий. Съчинения/Съст. Иванова Кл. София 1990. 304. 217 . Патриарх Евтимий Търновски и неговото време: Материали от нац. научна сесия 600 г. от заточението на св. Евтимий, патриарх Търновски, В. Търново, 6 окт. 1993/Ред. кол. Данчев Г. и др. В. Търново 1998. 351. 218 . Петканова Д. Търновската исихастка книжовна школа//Она же. Старобългарска литература IX-XVIII в. София 1997. 428–527. 219 . Пешков К. Литургичното наследство на Св. Патр. Евтимий и отношенията между Търновската и Вселенската патриаршия през 80-те години на XIV в.//Духовна култура. 1993. 3. 11–16. 220 . Пехливанов Ил. Един късен исихаст. Отец Матей Преображенски и традициите на Търновската книжовна школа през Възраждането (предварителни бележки)//Търновска книжовна школа. В. Търново 1994. 5. 175–178. 221 . Пимен, митроп. Звезда незаходима (По случай 680 г. от смъртта на св. патриарх Евтимий Търновски)//Духовна култура. 1984. 10. 1–12. 222 . Попов Г. Новооткрито сведение за преводаческата дейност на български книжовници от Света гора през първата половина на XIV в.//Български език 1978. 5. 402–410. 223 . Попов Хр. Евтимий, последен търновски и трапезицки патриарх (1375–1394). (По случай 500-годишнината от смъртта му (1402–1902). Пловдив 1901. 296. 224 . Поптодоров Р. Религиозно-социални течения течения в България през XIV в.//Духовна култура. 1972. 5–6. 31–38; 7–8. 24–51.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

201 Theoph. Р. 404. 202 Mansi. Concilia. XII. P. 959; Hefele. Conciliengesch. III. 376—404 (франц. пер. Leclercq. III. P. 632). 203 Здесь начинается, по-видимому, самый текст эдикта. Для наглядности мы ставим в кавычках заимствования из эдикта. 204 Архиепископ ефесский Феодосии, сын царя Апсимара или Тиверия II. 205 Hartmann. Gesch. Italiens. II. 2-е Halfte. S. 118, и в другом соч. — Untersuchungen. S. 131 — отрицает подлинность письма. 206 Migne. Patrol. Lat. Т. 94. P. 1271. 207 Siffert Me. Dialogue between a Christian and lew. Marburg, 1889. Перечень антииудейских сочинений: 1, 12—27. 208 Theoph. P. 405. 209 Migne. Patrol. T. 94. Col. 1231 и ел. 210 Ibid. Col. 1281. 211 Ibid. Col. 1352: последние θεο λγονται αληθς ου φσει , αλλα θσει … « Ωσπερ τονυν αληδς εσ ου φσει αλλ ως του φσει θεο μτοχοι . 212 Theophanis. P. 408. 213 Это союз городов Ancona, Smigagha, Fano, Pesaro и Rimini. 214 В письме к дожу Венеции (Labbe, Cone. VIII. 177) лангобардов папа называет пес dicenda gens Longobardorum, императора — своим господином. 215 Theoph. Ed. de Boor. P. 410. 14. 216 Hartmann. Gesch. Italiens. II. S. 150—151. 217 Это суть Ameria, Orte, Bomarzo и Bieda. 218 Lenormant. La Grande Grece. II. 387 squ. 219 Theoph. P. 414. 220 Ibid. P. 370, 23. 221 ZachariaevonLingenthal. Geschichte des griechisch-romisch. Rechts. Berlin, 1892 (3-е Aufl.). 222 Законодательство иконоборцев/Журн. Μ . Η . проев. Ч. 199—200; Павлов. Книги законные. С.-Петербург, 1887. 223 Или в либеральном, как можно толковать выражение εις το φιλανβρωπτερον . 224 Начиная с Zachariae a LingenthalH продолжая Paparrigopoulo, «Histoire de la civilisation hellenque», Васильевским, Павловым, Успен-ским/уЖурн. М. Η . проев. Ч. 225 (1883) и др. 225 Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии/Известия Р. А. института в Константинополе. Т. IX. 226 Theoph. 405. П. 227 Zonaras. IV. Р. 340; HamartoliG. P. 634. 228 Успенский. Известия Р. А. института в Константинополе. Т. XIV; Т af-r а 1 i. Sur les reparations faites au VII S. a Feglise de S. Demetrius/Revue Archeologique. 1909. II. P. 381; Tafrali. Topographie de Thessalonique. Paris, 1913. P. 172—173.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

212. Текущие события жизни походят на ярмарку. Кто умеет торговать, получает прибыль, а кто не умеет, несет убыток. 213. Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того прением; но лучше на свою привлекли сторону ту прибыль, которую тот отверг. Ибо незлобие выгоднее для тебя, нежели исправность того. 214. Когда поврежденность одного (который повредил себе непослушанием или другим чем) распространяется на многих, тогда не следует долготерпеливничать, ни своей искать пользыы, но многих, да спасутся (1 Кор. 10, 33). Ибо общая добродетель полезней частной. 215. Если кто впадет в какой-либо грех и не восскорбит о том в меру преступления, то легко опять впадет в ту же сеть (вражию). 216. Как львица не подступает дружески к теленку, так бесстыдство не принимает печали, яже по Бозе (2 Кор. 7, 10). 217. Как с волком не сходится овца для деторождения, так с сытостию болезнование сердечное для зачатия добродетелей. 218. Никто не может возыметь болезнования и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины их. 219. Страх Божий и обличение принимают к себе (в содружество) печаль; воздержание же и бдение сговариваются с болезнованием. 220. Кто не вразумляется заповедями и внушениями Писания, того надо подгонять конским бичем и остном ослиным (Притч. 26, 3) ; если же он и это отвергнет, то броздами и уздою челюсти его востягнеши (Пс. 31, 9). 221. Кто малыми искушениями легко побеждается, тот большими поневоле порабощен бывает; а кто малые презирает, тот о Господе воспротивится и большим. 222. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями; ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и мудрость Божию, и силу их чрез слух влагает в души тех, которые охотно слушают его. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слушавшие, не только не могли познать премудрость Божию, но Учащего оной распяли. Так-то и нам надобно смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: любяй Мя заповеди Моя соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14, 15, 21). Видишь ли, как Он в заповедях сокрыл явление Свое? Всех же заповедей объемнейшая есть любовь к Богу и ближнему, которая рождается по отрешении от всего вещественного в безмолвии помыслов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1422 . Egender N. Dorothée de Gaza et Benoit deNursie//Irénikon. 1993. 66:2. 179–198. пер.: Dorotheus von Gaza und Benedikt von Nursia//Regulae Benedicti studia. Hildesheim. 1990. 17. 39–52. 1423 . Hausherr l. La Doctrine XXIV de saint Dorothée//OCP 1940. 6. 220–221. 1424 . Kennedy G. A. Greek rhetoric under Christian emperors. Princeton 1983. 1425 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et Jean de Gaza. Thèse dactylographiée. Louvain 1969. 1426 . Noah P. Un fragment d’un manuscrit inconnu de Dorothée//Scriptorium. 1973. 27. 316–317. 1427 . Petridus S. Notes d’hymnographie byzantine//BZ 1904. 13. 421–428. 1428 . Regnault L. Maitres spirituels au désert de Gaza, Barsanuphe, Jean et Dorothée. Solesmes 1966. 1429 . Wijnen J. Dorotheus von Gaza. Prolegomena tot een tekstuitgave. Diss. dact. Louvain 1954. См. также 13 .266. Досифей, ученик аввы Дорофея BHG 2117–2119 1430 . Corderius В. S[ancti] Dorothei archimandritae institutiones asceticae. Antverpiae 1646. 2 Pragae 1726. Cf.: 1431 . Brun P.-M.//OrC 1932. 26. 102–122. Иоанн Карпафийский CPG 7855–7856, 7858–7859 (spuria); DThC 8. 753–754; ThEE 6. 1216–1217. Об авторе практически нет сведений; даже время жизни (V-VI вв.) восстанавливается предположительно. Сочинения Capita hortatovia ad monachos in India [=первая сотница] (CPG 7855) 1432 .// Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 276–296. «Слово к монахам». 297–301.=PG 85. CPGS 7856. Переводы на древние языки Арабский пер. (не издан): 1433 . Graf G. Geschichte der christlicher arabischen Literatur. Vaticano 1944. 1. 407. 1434 . Sauget J.-M. Le Patérikon du manuscript arabe 276 de la Bibliothèque nationale de Paris//Muséon. 1969. 82. 363–404. Лат. пер. Понтана (Jakob Spanmuller, 1542–1626; пер. неполный, отс. гл. 3, 37, 58 и 99): 1435 . PG 85. 791–811. Editio princeps: Ingolstadt 1604.=Magna bibliotheca veterum patrum. Cologne 1618. 7. 627–638 (cf. 12. 857–861).=Bibliothèque grecque et latine des Pères. P. 1644. 15; Lyon 1677. 12. 535. Гл. 96–97 – перевод «Слова к монахам».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Так и те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, уже зло пробудили, которое перед тем усыпил было отец их, Святослав грозный великий киевский, грозою своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами; пришел на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем исторг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав. Тут Игорь князь пересел из золотого седла в седло рабское. Приуныли у городов забралы, и веселье поникло. А Святъславь мутенъ сонъ вид въ Киев на горахъ «Си ночь съ вечера одвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисов, чръпахуть ми синее вино съ трудомь смшено, сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великыи женчюгь на лоно, 208 и нгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнса в моемъ терем златовръсмъ. 209 Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плсньска 210 на болони 211 бша дебрь Кисаню 212 и несошася къ синему морю». А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня, говорил, черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесньска на лугу, были в дебри Кисаней и понеслись к синему морю». И ркоша бояре князю: «Уже, княже, туга умь полонила. Се бо два сокола слтста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону. Уже соколома крильца припшали поганыхъ саблями, а самою опуташа въ путины желзны. 213 Темно бо б въ 3 день: два солнца помркоста, 214 оба багряная стлъпа погасоста, и въ мор погрузиста, и съ нима молодая мсяца, Олегъ и Святъславъ, 215 тъмою ся поволокоста. На рц на Каял тьма свтъ покрыла: по Рускои земли прострошася Половци, аки пардуже гнздо, 216 и великое буйство подасть Хинови. 217 Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса Дивь на землю. 218 Се бо Готския красныя двы 219 въспша на брез синему морю, звоня Рускымъ, златомъ, поютъ время Бусово, 220 лелютъ месть Шароканю. 221 А мы уже, дружина, жадни веселия».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

513 Grégoire . Neuvième siècle. P. 515 sv. См. тж.: Levi della Vida G. A Papyrus reference to the Damietta Raid of 853 A.D.//Byz 17 (1944–1945). P. 212–221. 514 Pseudo-Symeon Magister. P. 658: κα π τς συγκλτου πσης ναγορεεται, κα ατοκρατορε. См. тж.: Sym. Log., Georg. Mon. cont. P. 823. 515 Реабилитация Михаила III является прежде всего заслугой А. Грегуара, остроумные исследования которого (Inscriptions. 437 sv.; Michael III. P. 327 sv.; Neuvième siècle. P. 515 sv.; L " épopée byzantine. P. 29 sv.) пользуются заслуженным авторитетом. В чем они, как мне кажется, заходят слишком далеко, будет мною указано ниже. См. тж. ценный вклад в разработку вопроса Р. Дженкинса: Jenkins R.J.H. Constantine VIÍ " s portrait of Michael III//Bull, de Г Acad. de Belgique 34 (1948). P. 71–77; Vasiliev A . The Emperor Michael HI in Apocryphal Literature//Byzantina-Metabyzantina 1 (1946). P. 237–248; Dvornik F. Lettre à M. Henri Grégoire à propos de Michel II et des mosaiques de Sainte-Sophie//Byz 10 (1935). P. 5–9; Jenkins R.J.H. , Mango C. The Date and Significance of the Xth Homily of Photius//DOP 9–10 (1956). P. 128–140; Mango С The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople. Cambridge (Mass.), 1958. P. 181 ff. 516 Несмотря на наличие нескольких заслуживающих внимания исследований, история высшей школы в Византии прояснена еще недостаточно. Согласно Фуксу ( Fuchs . Hochschulen), она обнаруживает чередующиеся периоды взлета и упадка: университет Феодосия II закрывается при Фоке, после чего при Ираклии создается новая высшая школа; эту последнюю при Льве III хотя и не сожгли, как на то по общему признанию ошибочно указывают позднейшие источники, но закрыли, после чего в системе высшего образования наступает застой, который продолжается вплоть до середины IX в. Согласно Л. Брейе ( Bréhier L. Notes sur Íhistoire de renseignement supérieur à Constantinople//Byz 3 (1926). P. 73–94; 4 (1927/1928). P. 13–28 и L " enseignement classique et l " enseignement religieux a Byzance//Revue d " histoire et de philosophic religieuses 21 (1941). P. 34–69), система высшей школы в Константинополе со времен Константина Великого и вплоть до XV в. не знала перерывов в своем существовании, причем наряду с государственным учебным заведением, которое служило цели изучения светских наук и обучения государственных чиновников, всегда существовала богословская высшая школа при патриархате. См. тж.: Bréhier . Civilisation. P. 456 sv. Это мнение, несмотря на то что оно, кажется, несколько упрощает картину развития и для полной убедительности ему не хватает некоторых звеньев, все же представляется более близким к истине. Ср. тж.: Grégoire Н. в Byz 4 (1927–1928). Р. 771–778; Dvornik F. Photius et la réorganisation de l’Académie patriarcale//Analecta Bollandiana 68 (1950). P. 108–125; Buckler G. Byzantine Education//Byzantium. An Introduction to East Roman Civilization/Ed. N.H. Baynes, H.S.L.B. Moss. Oxford, 1949. P. 216–220.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

C. 260… сохранить „оттенок благородства“…— Неточная цитата из эпиграммы Пушкина „Сказали раз царю, что наконец…“ (1825): Льстецы, льстецы! старайтесь сохранить И в подлости осанку благородства. 215 Сторож я, что ли, моему брату Дмитрию? — Каинов ответ богу об убитом брате, а? — По библейскому сказанию, Каин, сын Адама и Евы, убил своего брата Авеля из ревности и зависти к нему. „И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?“ (Бытие, гл. 4, ст. 9). Ср. со словами Смердякова Алеше (с. 254). 216 …Како веруеши…— Вопрос из чина архиерейского посвящения, в ответ на который посвящаемый читает Символ веры — краткую формулу христианского вероучения. 217 —  Ну говори же, с чего начинать, приказывай сам, — с бога? Существует ли бог, что ли? — Ведь ты вчера у отца провозгласил, что нет бога… И далее: — Я вчера за обедом у старика тебя этим нарочно дразнил — Ну, представь же себе, может быть, и я принимаю бога, — засмеялся Иван…— Ср. со словами Франца Моора пастору Мозеру в „Разбойниках“ Шиллера: „Я часто, насмехаясь, говорил тебе за бокалом бургонского: «Нет бога!“ Теперь я без шуток говорю с тобою и повторяю: «Нет бога!“ Опровергай меня теперь всеми орудиями, какие имеешь в своей власти, — и я их рассею одним дуновением уст моих» (д. 5, сц. 1, см.: Шиллер. Драматические соч. в пер. рус. писателей. Т. 3. С. 151). 218 …был один старый грешник в восемнадцатом столетии…— Имеется в виду Вольтер. Фраза, цитируемая Иваном, встречается у Вольтера в „Посланиях“, CXI, „Автору новой книги о трех самозванцах“ (1769). 219 …современные аксиомы русских мальчиков, все сплошь выведенные из европейских гипотез…— Аналогичные упреки по адресу русской атеистической и революционной мысли неоднократно в разной форме высказывались самим Достоевским. В „Дневнике писателя“ за 1876 г. он писал: „То-то и есть, что у нас ни в чем нет мерки. На Западе Дарвинова теория — гениальная гипотеза, а у нас давно уже аксиома“ (XXIII, 8). 220 …находились и находятся даже и теперь геометры и философы — которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, еще обширнее — всё бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии…— Одна из аксиом геометрии Эвклида (IV–III bb. до н. э.) заключается в том, что параллельные линии, как бы они ни были продолжены, никогда не пересекаются, даже в бесконечности. Неэвклидовы геометрии новейшего времени, начиная с работ русского математика Н. И. Лобачевского (1792–1856), создавались на основе замен некоторых постулатов Эвклида. Иная, чем у Эвклида, формулировка аксиомы о параллельных линиях принадлежит Г. Ф. Б. Риману (1826–1866). О знакомстве Достоевского с неэвклидовыми геометриями см.: Кийко Е. И. Восприятие Достоевским неэвклидовой геометрии//Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985. Т. 6. С. 120–125. 221

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

К тому же, учебников и учебных пособий порой не хватало и для преподавателей. Даже семинарии t разряда получали на содержание библиотеки всего 142 руб. 80 коп. в год, тогда как подписка на один журнал «Православное обозрение» (его приказывали выписывать в 5 экз.) стоила 5 рублей 216 . Возникал замкнутый круг: нерадивый ученик – равнодушный преподаватель. Не вдохновляли и карьерные перспективы. Во многом они зависели от аттестата, полученного выпускником. Особые преимущества получали те, кто заканчивал семинарию со званием «студента». Такой аттестат свидетельствовал о выдающихся способностях его обладателя и, соответственно, открывал путь в духовную академию, возможность получения должности помощника инспектора в семинарии, зачисление на гражданскую службу (XIV класс). Звание студента получали немногие 217 , из них ежегодно рекомендовались в духовные академии – 2–3 выпускника. Слабость подготовки выпускников отмечалась всеми. Но куда опаснее было то, что многие из них возлагали на себя обязанности пастыря без внутренней склонности к этому, исключительно в силу расчета. Ясно, что такие люди исполняли свои обязанности с безразличием и к пастве, и к Церкви 218 . Аттестат об окончании полного курса, но без звания студента, открывал путь к церковному служению, учительству и гражданской службе 219 . Большинство устремлялось на приходскую службу. Немалую роль в последнем случае играла возможность освобождения от воинской службы. Дело в том, что по достижении 20 лет семинаристов приписывали к исполнению воинской повинности с предоставлением отсрочки до 24 лет – воспитанникам и 1 года – выпускникам 220 . За этот последний год нужно было успеть жениться и получить приход. Получалось, что при самом удачном стечении обстоятельств окончивший полный курс семинарист мог стать всего лишь «попом». Дальнейшее продвижение по службе зависело не столько от профессионального роста, сколько от благосклонности епархиального начальства. Так, в Тверской епархии к началу XX в. чин протоиерея (старшего священника) имели лишь 72 из 1072 священников 221 . Большинству рядовых служителей приходилось нелегко. Чаще всего их ожидала безвыездная жизнь в деревне и заведомо непростые взаимоотношения с крестьянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010