134. Переселенец Видим в мире, что люди с места на место, из веси в другую весь, и из села в другое село, и из города в другой город переселяются и переходят жить, и все свое имение движимое туда переносят, и называются переселенцами. Так истинные христиане, которые живую веру, как светильник, в сердцах своих имеют, сердцами и мыслями своими из мира сего в оный век переселяются; они в мир рождаются, но в небесное Отечество переселяются. Об этом святой Павел, избранный Христов сосуд, со всеми верными говорит: Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа ( Флп. 3:20 ). Мы-де телом на земле живем, но душою на небе обращаемся. Туда пошел Христос Господь, Глава наша; туда спешим, стремимся и воздыхаем и мы, члены Его. Туда пошел Предтеча наш Иисус Христос Господь, туда взираем и мы, и следуем. Он нас, как Своих, туда влечет. Там наше Отечество, там наш дом, там наше наследие, там наше имение, богатство, честь, слава, утешение, радость и все блаженство. Потому таковые люди ничего в мире сем, кроме нужного, не ищут, и ничто их в мире сем не может увеселить, что сынов века сего увеселяет. Таковые не собирают себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирают себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф. 6:19–20 ). Нет у них в сердцах того, чтобы созидать богатые и красивые дома, прибавлять и умножать земли, вотчины и крестьян, достигать высокой чести, приобретать славу и похвалу в мире сем и прочее, о чем сыны века сего заботятся и пекутся. Ибо где сокровище их, там будет и сердце их ( Мф. 6:21 ). Сокровище их на небесах, там и сердце их обращается. А мирским и временным тем довольствуются, что имеют, помышляя и говоря с апостолом: Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6:7–8 ). Это знаки и приметы истинного христианина и верного раба Христова. Такой, хотя богатство имеет, хотя честь и славу имеет в мире семь, однако же ничем из этого не утешается, но всегда сердце его на небе, где истинное сокровище его. Такому везде в мире сем жить одинаково, где бы он ни жил, ибо жизнь в мире сем для него ссылка и изгнание. Он везде, где ни находится, к любезному своему Отечеству – небу – плачевные свои возводит очи, и к нему воздыхает, желая облечься в небесное наше жилище ( 2Кор. 5:2 ), и со святым пророком сердечно вопиет: Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни ( Пс. 83:2–3 ), и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1 Кор 4:17–5:5 Суббота 15 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 133, 206 Братья, малая закваска заквашивает все тесто. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны. Ибо и Пасха наша, Христос, был заклан. Итак, будем праздновать не со старой закваской и не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру. 1 Кор 5:6Б–8; Гал 3:13–14 Великая Суббота, на утрени. Первое послание к Коринфянам, зачало 134 Братья, я написал вам в послании не общаться с блудниками: не вообще с блудниками мира сего, или с любостяжателями, или с грабителями или с идолослужителями, потому что иначе вы должны были бы выйти из мира. В действительности я написал вам не общаться, если кто, именуясь братом, будет или блудником, или любостяжателем, или идолослужителем, или хулителем, или пьяницей или грабителем: с таковым даже вместе не есть. Ибо почему мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? А внешних будет судить Бог: изымите злого из вашей среды. Как смеет кто у вас, имея тяжбу с другим, судиться у неправедных, а не у святых? Или вы не знаете, что святые будут судить мир? И если вами судится мир, неужели вы недостойны выносить суд в делах гораздо меньших? Не знаете ли вы, что мы будем судить ангелов? Не тем ли более дела житейские? Итак, если вы судитесь по делам житейским, то не признаваемых церковью – вот кого вы сажаете судьями. К стыду вашему говорю. Значит, нет среди вас ни одного мудрого, который мог бы рассудить между братьями своими. Но брат с братом судится, и притом у неверных. Во всяком случае, уже то – поражение для вас, что вы имеете судебные дела между собою. Почему не предпочитаете вы терпеть обиду? Почему не предпочитаете вы, чтобы вас обирали? Но вы обижаете и обираете, и притом братьев. Или вы не знаете, что неправедные Божьего Царства не наследуют? Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни рукоблудники, ни мужеложники, ни воры, ни любостяжатели, ни пьяницы, ни хулители, ни грабители – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но были освящены, но были оправданы именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

1. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея, – о волнении на море, и о чудесном хождении Спасителя по водам и о малодушии апо­столов, – является для нас приличным поводом говорить о словах пророка: " возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:3–4 ). Что это такое – «высокие волны морские»? Не чудо ли Спасителя, что одним мановением Он успокоил волнующееся море? Что иное реки, возвышающие свои голоса в море, как не ученики Господа? Апостолы – именно реки, как бы вытекающие из вечного источника – Христа, согласно Его из­речению: «из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Как Господь не переставал творить чудеса, так и апостолы, испытывая морское волнение, не отступали от правды. В четвертую стражу ночи, увидев Господа, ходящего по водам моря, они приняли Его за призрак. Как – призрак? Раба (море, державшее Его на своей поверхности) узнала Владыку, а ученики не узнали Учителя? Имея столько доказательств Его чудес, они сомневались, увидев Его ходящим по поверхности моря. Не Он ли сам посред­ством Моисеева жезла обнажил морские бездны и открыл сынам Израилевым невлажный путь. Они сочли Его за привидение и испугались: вот именно «трепетали от страха, [где не... было страха] " ( Пс.13:5 ), потому что испугались, увидев пред собою вблизи пристань жизни. Когда все были объяты страхом, Петр, поднявшись, сказал Господу: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди» ( Мф.14:28–29 ). А ученикам сказал: «ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф.14:27 ). Я действительно говорю, а не как при­зрак, потому что Я – сама Истина, вочеловечившаяся для того, чтобы упразднить виновника призраков. «Это Я, не бойтесь»! Что бояться вам дуновения ветров? Не обо Мне ли сказаны слова: «изводит ветры из сокровищниц Своих " ( Пс.134:7 )? И теперь я допустил ветры не для того, чтобы устрашить вас, но чтобы утвердить. Когда Господь говорил это, Петр, по свойственной ему горячности веры, опять вы­делился и стал говорить: Господи, Ты ли Христос? По твоим ре­чам я узнаю Тебя, но Твои дела наводят на меня сомнение: мы ни­когда не видали Тебя ходящим по морю. Но если Ты – Христос, при­кажи мне придти к Тебе по водам. Господь сказал ему: иди, если ты имеешь достаточную опору в своей вере. Я не допускаю никакого притворства. Если ты не веришь, не ходи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

—249— Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него», объясняет евангелист Иоанн (7:37–39). Соотношение между окончившейся ветхозаветной религиозной церемонией и новозаветным учением – пророчеством должно было действовать глубоко на чуткие умы и отзывчивые сердца... Как Иудеям, слушавшим в праздник Кущей слова закона Божия не из живых уст Моисея, – так и нам в день Преполовения теперь приходится слушать слово жизни не от Самого Слова жизни, которое Его непосред­ственные слышатели – ученики видели своими очами, рас­сматривали, даже осязали руками ( 1Ин.1:1 ), а чрез посредство лишь написанных книг ( Ин.21:25 . Деян.1:1 ). Слово, заповеданное в тысячу родов, в завет веч­ный ( Пс.104:8–10 ), хотя бы оно передавалось в уши людей и чрез книгу, должно было бы вызывать единствен­ный ответ, созвучный ответу Самуила: вот я! Говори, Господи, ибо слышит раб твой! ( 1Цар.3:4–10 ). Од­нако же есть люди, которые не только ушами с трудом слышат ( Ис.6:9–10 . Мф.13:15 ), или совсем не слышат ( Пс.134:17–18 ); но, по древнему воззрению, как аспиды затыкают уши свои, чтобы не слышать го­лоса заклинателя, даже самого искусного в заклинаниях ( Пс.77:5–6 ). Кто терпит от этого? Человек ли, затыкающий свои уши для всякого слышания, или – живое слово и написанная книга, – приглашающие одинаково: кто имеет уши слышать, да слышит! ( Мф.11:15 ). Кто жаждет, иди и пей! ( Ин.7:37 ). Это, конечно, совсем напрасный вопрос. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способной рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». ( Ис.55:10–11 ). Слово Божие, как посеянное сеятелем семя, несомненно —250— должно принести свой плод и ни в каком случае не может быть названо напрасным сеянием; только различны почвы, различна восприимчивость, различны и плодоношения: иное на доброй земле приносит плод сторичный, иное упало при дороге и потоптано... ( Лк.8:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26 Они поднимались к небесам и низвергались в бездны, и в этом бедствии исчезла отвага их; 27 Кренились они и раскачивались, как пьяные, бесполезным стало всё искусство их. 28 Тогда воззвали они к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствий их: 29 Повелел буре, и она прекратилась, и волны её утихли. 30 И возрадовались они, что те утихли, и Он привёл их к желаемой пристани. 31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов Адама! 32 Да превозносят Его в собрании народа и на совете старейшин восхваляют Его! 33 Он превратил реки в пустыню и источники вод – в сушу, 34 Плодородную землю – в солончак за нечестие живших на ней; 35 И Он же обратил пустыню в полноводные озёра и безводную землю – в источники вод.  36 И поселил там алчущих, и они построили себе город для обитания, 37 Засеяли поля, насадили виноградники, и те принесли им богатый урожай. 38 И благословил их, и они весьма размножились, и скота у них не убавил. 39 Когда же их становилось мало, когда они сокрушались от угнетения, бедствий и болезней, 40 То Он изливал бесчестие на князей врагов их и заставлял их блуждать в пустыне, где нет пути; 41 А бедных избавлял от нищеты и умножал семейства их, как стада овец. 42 Праведные увидят это, и возрадуются, а всякое беззаконие сомкнёт уста свои. 43 Кто мудр, пусть внимает этому и размышляет о милостях Господних! Слава Псалом 107 (108) 134 1 Песнь. Псалом Давида. 2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё! Буду петь и играть в славе моей! 3 Проснитесь, псалтирь и гусли, проснусь и я на рассвете, 4 И буду славить Тебя, Господи, среди народов, буду петь Тебе среди племён, 5 Ибо до небес велика милость Твоя и верность Твоя – до облаков. 6 Вознесись выше небес, Боже, всей земле яви славу Твою! 7 Чтобы спаслись возлюбленные Твои, даруй мне победу десницей Твоей и ответь мне! 8 Бог сказал в святилище Своём, что я восторжествую и разделю Шехем, и долину Суккот размерю;  9 Что моим будет Галаад, моим Манассия; Что Ефрем будет шлемом моим, а Иуда – скипетром моим;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

284. Очевидно, эта фраза взята из Никейского Символа (см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 69). 285. О таинствах IV,17//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 84. 286. Молитвенная поза manibus extensis (с простертыми руками) получила широкое распространение у древних христиан, о чем свидетельствуют Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, а также многочисленные раннехристианские иконографические изображения (см. Иеромонах Габриэль Бунге. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию Святых Отцов. Рига, 1999. С. 131–134.). 287. Такого выражения в ВЗ нет, но ср. РазвернутьПослание апостола Павла к Колоссянам. 288. Лакуна. О. Б. Ботте приводит недостающую фразу по изданию отца Отто Фаллера (Sancti Ambrosii opera. Pars septima. Explanatio symboli. De sacramentis. De mysteriis. De paenitentia. De excessu fratris. De obitu Valentiniani. De obitu Theodosii/Recensuit Otto Faller, S. J. Vienne, 1955): «заканчивают восхвалением. Следовательно». 289. В рукописи Saint–Gall 188 (VII–VIII вв.) добавлено: «чтобы люди по воле Божией стали достойны принимать ангельский хлеб ежедневно» (Ambroise de Milan. Des Sacrements. Des Myst–res. Explication du Symbole. Paris, 1961. P. 152). Ботте считает это добавление достоверным. 290. Saint–Gall добавляет: «Если ты молишься Богу с чистым сердцем, сделав добро, то никакое искушение не сможет найти в тебе места» (Там же. P. 153). 291. Весь этот фрагмент создает впечатление незаконченности. 292. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 293. Синод. перевод: Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 294. Синод. перевод: …невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… — Ред. 295. Синод. перевод: …не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть. — Ред. 296. Синод. перевод: …где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. — Ред. 297. Синод. перевод: Кто это восходит от пустыни… — Ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2.2.3. Всемогущество    Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия, не существует ничего внешнего, что могло бы препятствовать воле Божией.    Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога:     Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт.17:1).     Бог творит все, что хочет (Пс.134:6).     Он [Бог] делает, чего хочет душа Его (Иов.23:13).    В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк.1:37), т. е. никакое желание Божие не останется неисполненным.    Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что в Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом он прикладывает некоторые усилия, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет.    Преп. Иоанн Дамаскин, говоря о Божественном творчестве, подчеркивает, что «каждая вещь получает бытие свое... согласно с Его вечной соединенной с хотением мыслью», Бог, по Дамаскину, «творит мыслью», т. е. в Боге разум и воля едины, в Нем нет «промежутка» между желанием и его исполнением: Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс.32:9).    Согласно свят. Григорию Нисскому, «Его премудрая воля обнаружилась в силе Его деяний, а Его действующая сила совершилась премудрой волей». В Боге «воле сопутствует могущество, а мерой могущества служит воля».    С давних времен было изобретено немало всевозможных софизмов, для того чтобы доказать, что христианское учение о всемогуществе Божием несостоятельно. Например: «Если Бог всемогущ, то может ли Он согрешить?» Очевидно, что ответом будет: «Не может». Или: «Если Бог всемогущ, то может ли Он создать нечто такое, что Он Сам не сможет поднять?»    Как отвечать на подобного рода вопросы? Всемогущество Божие нельзя рассматривать изолированно от других свойств Божиих, таких как благость, премудрость и т. п. Всемогущество Бога не есть произвол: оно состоит не в том, чтобы делать все что ни вздумается, а в том, чтобы приводить в исполнение то, что Ему угодно. Он делает, чего хочет душа Его (Иов.23:13). Таким образом, Бог не только не может совершить никакого греховного или бессмысленного деяния, но и само такое желание не может иметь в Нем места.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2 . Труба же есть властное слово. И хотя он повторяет то же, говоря о чашах 124 , но не потому, что это случилось дважды, а потому, что эти события будучи для них предстоящими, описываются, как повеления для них, и поэтому о событии, которое случится однажды, говорится дважды. Итак, то, что он в меньшей степени сказал говоря о трубах, то он подробнее изложил, говоря о чашах. И не должно обращать внимание на порядок сказанного, потому что Дух Святой семиобразен, и, когда дошел до последнего времени и конца, возвратился обратно к тому же времени и дополнил то, о чем сказал мало. И не нужно исследовать порядок в Апокалипсисе, но нужно исследовать смысл [написанного в нем], так как есть и псевдопророчество. Итак, написанное о трубах и о чашах обозначает или страдания от бедствий, посланных на мир 125 , или безумие самого антихриста 126 , или злословие народов 127 , или многообразие бедствий 128 , или надежду в Царствии святых 129 , или падение городов 130 , или падение Вавилона, то есть Римского государства 131 . 3 . Орел летящий посреди неба 132 обозначает Духа Святаго, который через двух пророков свидетельствует, что близятся великий гнев и бедствия, чтобы кто-либо мог бы еще спастись, каким-либо образом, хотя это и последнее время. Глава X 1 . И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он ноги свои на море и на землю 133 . Этот [ангел] обозначает нашего Господа, как сказано ранее о словах «лице Его подобно солнцу» 134 , то есть о воскресении. Радуга над головой Его – суд, который уже произошел или произойдет. Открытая книжка – это Апокалипсис, который принял Иоанн. Ноги Его, как мы ранее сказали – это «закаленные» апостолы, ибо Он стоит на море и на земле, что обозначает, что все покорено под Его ноги. Он именуется ангелом как вестник всемогущего Отца, ведь [пророк] называет его вестник великого совета 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

3:19; срав. Псал. 135:5; Иер. 10:12), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15:18; срав. Дан. 13:42; Сирах. 23:29; 39:26). от века я помазана , говорит также сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли ... Когда Он уготовлял небеса, я была там ... , когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, ... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем (Притч. 8:23,27,29). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, и называли их первообразами ( πρωττυπα ) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα ), предопределениями ( προορισμο ) и т.п. «Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин, от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание.» И в другом месте: «понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут.» 2) Волей, хотением, т.е. совершенно свободно, а не вследствие какой либо необходимости. Поэтому-то и говорится: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет (Псал. 113:11); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Псал. 134:6); достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр. 4:11). Поэтому же и древние учители Церкви исповедовали, что Бог сотворил мир не по какой либо нужде или принужденно, но единственно по своему изволению; что Он создал все, что хотел и как хотел; что воля Его есть и основание, и начало, и мера всех вещей, есть даже самое дело, которое мы называем миром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

3Цар.4:5 .  Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана священника – друг царя; Азария и Завуф – сыновья не пророка Нафана, а сына Давидова Нафана ( 2Цар.5:14 ), следовательно, племянники Соломона (Принятый т. LXX: Ορνα, по кодд. 11, 44, 55, 56, 64, 71–74, 106, 119, 121, 121, 134, 144, 158, 245, 246, 247. Compl: Αζαρας). Первый был начальником провинциальных «приставников» (ниже, ст. 7–19); второй (называемый в евр. т. коген, священником, вероятно, в том широком смысле, в каком употреблялось иногда это название: ( 2Цар.8:17 ) ), носил титул «друг царя», какой при Давиде носил Хусий ( 2Цар.15:37,16:16 ). 3Цар.4:6 .  Ахисар – начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, – над податями. «Ахисар – начальник над домом (царским)»: должности этого, так сказать, министра двора, не было при Давиде (ср. 2Цар.8:16–18,20:23–26 ); усложнившееся домоправление Соломона и последующих царей (ср. 3Цар.18:3 ; 4Цар.18:18 ) вызвало учреждение этой должности. Далее у LXX и слав. есть прибавка против т. евр.: Ελιβ ιος Σαφ( ατ) επ τς πατρας, слав. «Елиав, сын Сафатов над отечеством», может быть, отряд телохранителей. Надсмотрщик за податями и общественными работами упоминается и ранее – при Давиде ( 2Цар.20:24 ), и позже – при Ровоаме ( ( 3Цар.12:18 ): Адорам, как и в ( 2Цар.20:24 ); ср. ( 2Пар.10:18 ): Адонирам); неизвестно, одно ли лицо разумеется во всех трех случаях. 3Цар.4:7 .  И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. Для содержания царя и многочисленного придворного штата его требовалось обложить население страны натуральной податью, самой обычной на Востоке (напр., в Персии). Этой податью заведовали особые «приставники», ниццавим, καθεσταμνοι, praefecti (у И. Флав. γεμνες κα στατηγο). Не ясно, были ли они собственно областеначальниками, так что снабжение царя и двора его продовольствием было лишь одной из функций их деятельности, или последняя имела более узкий круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010