— (Потом) Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, влил воду в умывальницу (и начал умывать ноги ученикам) (Ин. 13, 4), делая всё Сам, чем одновременно и пристыдил Иуду, и вместе с тем напомнил другим ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из всех (ср.: Лк. 22, 26; Мк. 10, 44), Самого Себя поставив в пример (Ин. 13, 15). Оказывается, раньше других Христос умыл ноги Иуды, бесстыдно севшего на первое место; а потом подошел к Петру, но тот, имея самый горячий нрав, запретил Учителю (делать это) и снова разрешил (омыть) не только ноги, но и руки и голову (Ин. 13, 8—9). Омыв же их ноги и показав странное возвышение через смирение (ср.: Лк. 18, 14), надев одежду Свою и возлегши опять, наставлял их любить друг друга и не стремиться к начальству. Когда они ели, Он начал говорить о предательстве. Поскольку ученики недоумевали, о ком Он говорит (Ин. 13, 22), то Иисус тайно сказал одному Иоанну: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам, предаст Меня (Ин. 13, 26), — ведь если бы услышал это Петр, то, как самый вспыльчивый, он убил бы Иуду. И еще сказал: обмакивающий со Мною руку в блюдо (Мк. 14, 20), так как было и то, и другое. Потом, в конце вечери, взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание (ср.: Мк. 14, 22—24; Лк. 22, 19—20; Мф. 26, 26—28); впрочем, совершая это, и Сам ел и пил с ними. Обрати внимание, что Он называет Своим Телом хлеб, а не опреснок, поэтому да устыдятся приносящие для (евхаристической) жертвы пресный хлеб. И после (сего куска) хлеба вошел в Иуду сатана (Ин. 13, 27), — искушавший его прежде (извне) теперь окончательно вселился в него. И выйдя, говорит (Евангелие), Иуда договорился с первосвященниками, что предаст им Учителя за тридцать сребреников (ср.: Лк. 22, 3—5; Мф. 26, 14—15). Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел в него с учениками Своими.

http://pravoslavie.ru/1866.html

Ин.13:14 .  Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ин.13:15 .  Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Разъясняя ближайший смысл омовения ног, Господь говорит, что Он этим дал пример того, как Его последователи должны поступать в отношении друг к другу. «Вы должны умывать...». Это повеление, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Так, в 1Тим.5:10 омовение ног упоминается как проявление или синоним деятельной христианской любви к ближнему. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос. «Господь и Учитель». Эти названия соответствуют тогдашним еврейским титулам, какими величали раввинов их ученики: «мара» и «равви». Но Христос, конечно, придает этим наименованиям, с которыми апостолы обращались к Нему, реальное значение. Его апостолы, конечно, видят в Нем единого истинного Учителя и истинного Владыку, и они вполне правы, потому что Он в самом деле таков. А отсюда следует, что они обязаны во всей точности исполнять Его повеления. Ин.13:16 .  Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Ин.13:17 .  Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. То, что для апостолов необходимо идти на всякое самопожертвование, Господь обосновывает тем же соображением, какое было высказано Им, когда Он в первый раз посылал апостолов на проповедь. См. комментарии к Мф.10:24 . «Блаженны вы...». См. Мф.5:3 . Ин.13:18 .  Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Ин.13:19 .  Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. С грустью опять Христос замечает, что не все Его ученики могут назваться «блаженными». «Я знаю, которых избрал», – прибавляет Христос. Ученики еще не знают, что среди них есть предатель, а Христос уже давно это знает. Но, подчиняясь воле Отца, выраженной в Священном Писании, Он не принял никаких мер к удалению предателя из среды окружавших Его апостолов. Псалом 40, из которого здесь приводится один стих ( Пс.40:10 ), понимается евангелистом, несомненно, как псалом пророчественный, предрекающий тяжкую участь Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Итак, мы видим шесть видов человеческой проказы – шесть видов, описанных следующим образом. Либо «у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы» (ср. Лев.13:2 ). Либо «проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног» (ср. Лев.13:12 ). Либо третий вид: «Если у кого на коже тела был нарыв и зажил, и на месте нарыва появился белый рубец 53 » (ср. Лев.13:18–19 ). Либо «на коже тела будет ожог» ( Лев.13:24 ). Пятый вид – когда «у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде» (ср. Лев.13:29 ). Последний вид описан так: «Если на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа» (ср. Лев.13:42 ). И так как наше намерение – в нескольких словах наставить слушающих в том, о чем нам было прочитано, а времени, чтобы подробно обсуждать каждую прочитанную фразу, у нас нет, то давайте прибегнем к сокращенному описанию. Мне думается, что все, о чем мы говорили выше, относится к отдельным видам греха, и с этой точки зрения мы и посмотрим на раны, которые грехи наносят душе. Поэтому следует, прежде всего, сказать, что они представляют собой грехи, совершаемые нами в этой жизни; причем одни могут исцелиться от них, а иные нет. Во-вторых, должно уразуметь: то, что мы берем с собой после этой жизни, имеет большое значение и есть нечто такое, что настолько въелось в наши души, что его невозможно уничтожить; но есть и иное, что можно очистить осмотром и суждением первосвященника, для которого не может быть ничего тайного; он распределит души людей в соответствии с описанными пятнами проказы и увидит, какие из них можно исцелить, а какие нет. В этой проповеди нам не удастся свести воедино все различия, содержащиеся в этом чтении, и сразу, одно за другим исследовать их согласно указанию Писания, которое может вдохновить нас, о чем мы уже говорили выше. Ибо едва ли их могут и во многие книги вместить те, для которых при чтении Ветхого Завета Господь снял «покрывало» (ср. 2Кор.3:16 ). Итак, давайте, насколько возможно, пойдем по тому пути понимания, который открывает перед нами апостол Павел, когда говорит: «Закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр.10:1 ) и, согласно этому, он утверждает, что написанное в законе о волах следует понимать так, что Бог печется не о волах (ср. Кор.9:9), но об апостолах. Подобным же образом мы научаемся тому, что написано о проказе, и она может быть «тенью», имеющей образ истины, проявляющийся в чем-то другом. Так давайте прежде всего войдем в эту тень Писания и поищем сокрытую в ней истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Прав. св. Апостолов, 84. См. выше (о семейной жизни) Катих. стр. 110. Грешат ли начальники и судьи против справедливости, когда наказывают виновных за их преступление? Не грешат... Ибо нет власти не от Бога, как говорит Павел, и начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Испов., III, отв. на вопр. 13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестных ( 1Петр.2:13–14 ; Рим.13:1, 4 ; Тит.3:1 ). Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа ( Рим.13:8 ). Постанов. Апост. кн. IV, гл. 13. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян.4:19 ). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, чтобы ни последовало. Катих. стр. 110. Некоторые указания касательно поведения христианина сообразно с гражданскими отношениями его, как члена общества: a) о патриотизме; б) о том, что каждый должен избрать и добросовестно проходить какое-либо звание в обществе; в) непредосудительность для христианина общественных преимуществ. а) Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству? До готовности положить за них жизнь свою ( Ин.15:13 ). Катих. стр. 108. Аще которые сопричислились к варварам и с ними во время своего имения участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или удавлением, такожде указывали неведущим варварах пути или домы; таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы и прежде их Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

10). Амасия, тем не менее, выступил войной, и уже в пределах Иудеи, в городе Вефсамисе евр. Бет-Шемем – на границе с Дановым коленом ( Нав.15:10,19:41 ; 1Цар.6:19 ; 3Цар.4:9 – близ земли Филистимской, теперь Айн-Шемем в долине Сорек на дороге из Аскалона в Иерусалим, см. Onomast. 366) встретил его Иоас, совершенно разбивший его войско и захвативший в плен самого Амасию, причем, по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:9, 3) Иоас, под угрозою смерти, заставил Амасию потребовать от жителей Иерусалима, чтобы они впустили Иоаса с войском в город, что и было исполнено. Войдя в Иерусалим, Иоас разрушил часть иерусалимской стены от ворот Ефремовых (ср. ( Зах.14 ), на севере, вблизи теперешних Дамасских ворот) до ворот Угольных (на северо-западе на 400 локтей), это было фактическим свидетельством зависимости Иудеи от Израильского царства. Захватив затем много сокровищ из храма и дворца, а также заложников (взамен освобожденного Амасии) победоносный Иоас возвратился в Самарию. 4Цар.14:15 .  Прочее об Иоасе, что он сделал, и о мужественных подвигах его, и как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.14:16 .  И почил Иоас с отцами своими, и погребен в Самарии с царями Израильскими. И воцарился Иеровоам, сын его, вместо него. Повторяют заключительные замечания об Иоасе израильском, уже сделанные в ( 4Цар.13:12–13 ), здесь особенно уместные по связи со (ст. 17), из которого видно, что по смерти Иоаса израильского Амасия иудейский царствовал еще 15 лет (ср. 4Цар.14:1–2,13:10 ). 4Цар.14:18 .  Прочие дела Амасии записаны в летописи царей Иудейских. 4Цар.14:19 .  И составили против него заговор в Иерусалиме, и убежал он в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. 4Цар.14:20 .  И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. Конец Амасии был бесславен, как и отца его: и он пал жертвой заговора, составленного в Иерусалиме, откуда он бежал в Лахис (некогда хананейский город ( Нав.10:31 ), после в Иудином колене: ( Нав.15:39 ); Ровоамом был укреплен, ( 2Пар.11:9 ), теперь Умм-Лахис к юго-западу от Беджибрина – Елевферополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так называя себя, мы подражаем апостольским ученикам, о которых написано в книге Деяний: «целый год Апостолы собирались в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян. 11:26 ). Апостолы верующих в Господа за новое имя не осудили. Стало быть оно оказалось точным и подходящим к обстоятельствам. Но уже во времена Апостолов, поставленных на служение Христом ( Мк. 3:13–19 ), появились лже-апостолы, лукавые делатели, как видно из 2-го Посл. к Коринфянам, гл. 11, ст. 13 (Кор. 11:13); тогда же, рядом с истинно-верующими во Христа, народились, по словам Ап. Иуды, «люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (ст. 19) ( Иуд. 1:19 ). Эти люди, «отделяющие себя от единства веры», хотя бы сами себя называли «евангельскими христианами» – на самом деле не были таковыми. Их, по всей справедливости, следовало называть еретиками, – то есть, людьми, которые веровали не всему учению Господа, а выбирали из него то, что им нравилось (сравн. Тит. 3:10 ). К ним вполне приложимо название сектантов – от латинского слова, которое обозначает произвольное «отделение» или выделение в особое собрание из единой Церкви верующих во Христа. Потому же самому к теперешним нашим сектантам неприменимо ни одно из их самовеличаний. Они – не «евангельские и не библейские христиане», – как шумят о себе, а всего только «еретики евангельские», или «библейские сектанты». Что же о таких людях говорится в Слове Божием? Вот что, напр.: «будет время, когда здравого учения (они) принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху»... ( 2Тим. 4:3 ). Эти люди, по прихотям выбирающие себе учителей, Евангелием распоряжающиеся, как простой человеческой книгой, и есть наши сектанты, какими бы громкими и святыми названиями они ни прикрывались. Сектанты именно выбирают себе учителей, смотря потому, чего они хотят от христианства. Молоканам, напр. хочется, чтобы Евангелие отвергало всякую обрядность в вере, – и они выбирают себе учителей, которые бы говорили, что водного крещения для спасения не нужно, видимого причащения тоже не нужно, – и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Близкое сходство 2-й части книги пр. Исаии с первою замечается сколько в раскрываемых мыслях, столько же в образах и выражениях. Так выше указано уже было на образ «отрасли Господа». Как самый этот образ, так и другие, напр. образы запустения страны, полевых зверей, зверей пустыни, процветания пустыни, пасения стад в опустевшей земле и т. п. в первой части книги пр. Исаии тесно примыкают к основной его мысли, образно выраженной в 6:13 так: «вся земля эта запустеет, но... святое семя будет корнем ее». Всем этим образам можно найти много соответствующих во 2-й части. С образом «отрасли Господа» срав. напр. следующие места: 44:3–4; 58:11; 53:2 333 . С другими из означенных образов ср. 43:19, 20: «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный Мой народ» (ср. с этим местом особ. 34:35 гл., 32:2...). Или: «бедные и нищие ищут воды, и нет ее, язык их сохнет от жажды... открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:17–19, ср. особ. 33:16; 35 гл., 32:2; 30:25; 14:8 – о «кипарисах радующихся» и «кедрах ливанских», составляющих «славный лес, сад», 10:18... 37:24) или 55:13: «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам; вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (ср. 5:6; 7:19–25; 27:4; 30:13...); или 49:9–10: «они при дорогах будут пастись, и по всем холмам будут пажити их,.. при источниках вод», и 65:10: «и будет Сарон пастбищем для овец, и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего», ср. особ. 5:17; 30:23 и дал., 32:14 и дал. Образы «запустения страны» и «развалин»: см. напр. в 58:12: «и застроятся (потомками) твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.11:19–20,36:26–27 ). Содержание Книги пророка Иезекииля: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению ( Иез. 1–3 гл.); тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима ( Иез. 4–24 гл.); обличительные речи против язычников – иудейских соседей ( Иез. 25 гл.); жителей Тира ( Иез. 26–28 гл.); стихи 13–19 28 главы относятся к дьяволу , олицетворением которого стал тирский царь 12 ( Иез. 28,13–19 ); пророчества о египтянах ( Иез. 29–32 гл.); новые обязанности пророка после падения Иерусалима – утешать и подкреплять ( Иез. 33 гл.); Господь – пастырь возрожденного Израиля ( Иез. 34 гл.); о наказании Идумеи ( Иез. 35 гл.); о возрождении Израиля ( Иез. 36 гл.); оживление сухих костей – пророчество о воскресении мертвых ( Иез. 37 гл.); апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога ( Иез. 38–39 ) 13 ; о новом вечном Царстве Божем и о новом храме ( Иез. 40–48 ; см. Откр. 21 гл.). Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Бог – свет (5). Общение с Богом и Христом (6–10). Глава 2. Христос – умилостивление за грехи всего мира (1–2); познание Его и общение с Ним, как со светом, в любви (3–11); возможность сего общения для всех (12–14); противоположная сему любовь мира (15–16). Последняя година, антихрист и антихристы (17–19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20–29). Глава 3. Сыны Божии и дети диавола (1–10). Братская любовь к ближнему и ненависть (И-18). Успокоение сердца в Боге (19–22). Вера и любовь (23–24). Глава 4. Дух Божий и духи обольстители (1–6). Любовь Божия и любовь к Богу (7–10). Любовь к ближним (11–12). Любовь к Богу и к ближним (13–21). Глава 5. Победа верующего и любящего над миром (1–5). Три свидетеля на небе и на земле об одном (6–9). Внутреннее свидетельство верующего (10–13). Дерзновение верующего (14–15). Согрешающий брат (16–19). Бог истинен (20–21). Глава 1. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1–4). Бог – свет (5). Общение с Богом и Христом (6–10). 1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,– 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 1–4. Сложную речь в стихах 1–3 нужно перестановкою слов упростить и перефразировать так: о Слове жизни, которое было от начала, которое мы слышали, которое видели своими очами, которое рассматривали и которое осязали руки наши; мы возвещаем вам. – Словом, как в Евангелии от Иоанна, так и здесь, именуется второе лицо достопоклоняемой Троицы Сын Божий, в воплощении – Господь наш Иисус Христос ( Ин. 1:4 ; см. прим. к ст. 1 и 14). Сын Божий называется Словом потому, что это слово выражает особенное отношение Сына Божия и к Богу Отцу, и к твари, как Творца ее, и особенно к разумной твари – человеку (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Соф.3:14 .  Ликуй, дщерь Сиона! торже­с­т­ву­й, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Соф.3:15 .  Отме­нил Го­с­по­дь при­говор над тобою, про­гнал врага твоего! Го­с­по­дь, царь Израилев, по­среди тебя: уже более не увидишь зла. Соф.3:16 .  В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки тво­и!» Соф.3:17 .  Го­с­по­дь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; воз­веселит­ся о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торже­с­т­во­вать о тебе с ликова­ни­ем. Соф.3:18 .  Сету­ю­щих о торже­с­т­вен­ных праз­днествах Я соберу: твои они, на них тяготеет по­ноше­ние. Соф.3:19 .  Вот, Я стесню всех при­теснителей тво­их в то время и спасу хромлющее, и соберу рас­сеян­ное, и при­веду их в по­чет и име­нитость на всей этой земле по­ноше­ния их. Соф.3:20 .  В то время при­веду вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас име­нитыми и по­четными между всеми народами земли, когда воз­вращу плен ваш перед­ глазами вашими, говорит Го­с­по­дь. Уже во второй половине ст. 13 пророк указал, что внутренней праведности новой общины Израиля будет соответствовать и безмятежная жизнь ее с внешней стороны. В заключительных стихах гл. III и всей книги пророк всецело сосредоточивается на мысли о полном и ничем невозмутимом благосостоянии святого града и народа Божия, и эта мысль наполняет его душу высоким восторгом, вытекающим из живого сознания и непосредственного переживания действий любви Божией. Восторг и ликование народа, выражаемые устами пророка, выступают уже в начальных словах рассматриваемого отдела: «Ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» (ст. 14). Слова эти, близко напоминающие места из книга пророка Исаии ( Ис 62.11 ), и прор. Захарии ( Зах 9.9 ), как известно, воспроизводятся по смыслу в евангельском повествовании о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф 21.5 ; Ин 12.15 ). Вся вообще возвышенная и восторженная речь пророка о новом благоволении Иеговы к Своему народу, ст. 14–19, во всей своей силе и точности относится лишь ко временам евангельским, христианским. «Знаю, – говорит блаж. Феодорит, – что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному, потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас»... Подобно отделу Зах 9.9–15 , рассматриваемый отдел Соф 3.14–19 читается в качестве паримии на вечерне праздника Входа Господня в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010