Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина. Кувуклия Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах. Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

Эдикула эпохи крестоносцев состояла из 2 главных частей: западной, 6-угольной в плане с погребальной камерой, и восточной, размером 3,4×3,9 кв. м. Основные элементы конструкции были повторены в 1555 и 1809/10 гг.: закрытая вост. часовня (придел Ангела), примыкающая к многогранному зап. объему; часовня у зап. конца эдикулы (копт. часовня); купол на опорах над погребальной камерой, венчающий зап. часть; скамьи, фланкирующие проход к двери Г. Г. Движение паломников было организовано так, чтобы потоки не пересекались (входили через сев. двери портика и выходили через южные). Время сооружения скамей, фланкирующих вход в часовню Ангела, неизвестно; вероятно, их поставили мусульмане после закрытия сев. и юж. дверей эдикулы (они хранили ключи с 1187 до XIV-XV вв.). Впервые изображения скамей появились в кон. XV в. Часовню с алтарем у зап. части эдикулы одним из первых упомянул в 1102-1103 гг. паломник Теодерик, к-рый писал, что «в головах гробницы, к западу, имеется алтарь, окруженный железными стенами, дверями и замками, ажурной решеткой из кедра, украшенной различными изображениями, и крышей из такого же материала, украшенной подобным же образом выше стен... Вокруг железной стены идет надпись, содержащая... стихи». В 1537-1539 гг. часовня перешла от францисканцев к коптам и, возможно, была ими реконструирована. Архитектура существующей часовни точно отвечает описанию XII в., сделанному Теодериком. Часовня Гроба Господня. Рис. К. фон Грюненберга. 1487 г. (Б-ка земли Баден, Карлсруэ. St. Peter. Pap. 32. Fol. 45v) Часовня Гроба Господня. Рис. К. фон Грюненберга. 1487 г. (Б-ка земли Баден, Карлсруэ. St. Peter. Pap. 32. Fol. 45v) Погребальная камера была восстановлена незадолго до 1106-1108 гг.; ее окружили новой стеной, украшенной снаружи аркадой на 8 колоннах. Над Г. Г. возвели купол с отверстием для Св. Огня Великой субботы, к-рое прикрыли киворием на 6 колонках (возможно, сдвоенных), поскольку оно оказалось под световым проемом - окулосом - в куполе ротонды. игум. Даниил отмечал, что купол над погребальной камерой опирался на столбы, был покрыт серебряными позолоченными пластинами и увенчан серебряной фигурой Христа больше натуральной величины.

http://pravenc.ru/text/168157.html

Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под визант. образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем - 8 лампад (4 - греч., 2 - арм., 1 - лат., 1 - копт.). Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона. От Камня помазания паломники проходят влево, под своды ротонды, к часовне Гроба Господня, или Кувуклии. Вход в Кувуклию фланкируют невысокие мраморные преграды со скамьями, за к-рыми стоят высокие канделябры, принадлежащие католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады, число к-рых определяется условиями status quo: 13 правосл., 13 лат., столько же арм. Одно из украшений Кувуклии - рус. резная серебряная сень 1-й пол. XIX в. с 12 иконами св. апостолов, выполненными в технике ростовской финифти. В 2004 г., по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти заменены новыми (изготовлены по совр. технологии ростовской фирмой А. Рудника). Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в 3 ряда - по числу основных исповеданий. В сев. и юж. стене - овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное - для армян, северное - для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа - простирающий к ним руку арх. Гавриил (по надписи), вверху портала - мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

По внутреннему устройству Гроб представлял собой высеченную в скале пещеру с ложем-аркосалием в погребальной камере и входным помещением перед ней, называемым обычно на французский манер антишамбром; теперь это придел Ангела. Размеры Кувуклии – восемь с небольшим метров в ширину. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане, – именно в этой части заключается Святой Гроб, и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4×3,9 м). В этой восточной части расположен, как мы сказали, придел Ангела. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф. 28, 2–6 ). Часть священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении архиереем православной Литургии на Гробе Господнем (при обычной службе Евхаристия совершается на антиминсе, простертом на самом тридневном ложе). В северной и южной стенах придела Ангела видны овальные отверстия – оконца для передачи Святого Огня в Великую Субботу. В северное оконце – для православных, в южное – для армян. Небольшое пространство (207×193 см) пещеры Гроба почти наполовину занято справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой. Последний человек, который видел в 1810 году при ремонте Кувуклии подлинное непокрытое ложе Спасителя, Максим Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии. На мраморной полочке, идущей по сторонам ложа, помещены три иконы «Воскресение» – по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней: православного, католического, армянского. На красном бархатном воздухе под средней из икон греческая надпись: «Христос анести!» – «Христос воскресе!» Это единственное на земле место, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1.2). Не соблюдён технологический принцип и в составе IX группы, в которую вошли индивидуальные кресты-энколпионы, не вписывающиеся ни в одну из групп. Внутри семи групп (II–VIII) собственно древнерусских энколпионов, выделенных по технологическому принципу, они распределены по совокупности признаков на типы с учётом формы, размеров и иконографии 366 . Формат статьи не позволяет рассмотреть подробно даже основные иконографические типы древнерусских энколпионов. Но, пользуясь сводными иллюстративными таблицами (рис. 1–23) и полным перечнем иконографических типов энколпионов (см. Приложение), можно остановиться на некоторых общих вопросах их развития, акцентируя внимание на взаимосвязи с традициями византийской ставрографии. Поскольку в этом перечне иконографические типы византийских энколпионов не указаны, на них придётся остановиться немного подробнее, сразу выделяя черты, в той или иной степени присущие и древнерусским энколпионам. Византийские кресты-энколпионы в связи с древнерусскими Первые кресты-реликварии появились на Руси вместе с их носителями ещё до официального принятия христианства. Ярким тому свидетельством является маленький (4×3.5 см) меднолитой энколпион, обнаруженный археологами в Старой Ладоге на Варяжской улице под настилом пешеходной мостовой из корабельных досок (рис. 1:4). Порубочные дендродаты 367 сооружений, связанных с этой мостовой, охватывают период между 900 и 924 годами 368 . В этом гладком, без изображений и надписей кресте до сего дня сохранились реликвии 369 , вложенные примерно 1100 лет назад и привезённые на Русь из Балкано-Дунайского региона, судя по находимым там аналогичным энколпионам, датируемым болгарскими исследователями IX–XI веками 370 . С Балкано-Дунайскими землями связана и модель маленького меднолитого энколпиона (4.3×2.7×0.5 см), найденного на Троицком X раскопе Великого Новгорода в слое, датируемом предварительно 20-ми годами – концом XI века 371 . На лицевой створке этого складня (рис. 1:2) помешено рельефное изображение Богоматери Оранты с «короной» из трёх растительных побегов (или колосьев), на оборотной – Распятие без выделения Крестного Древа, но с обозначением возглавия с солнцем и луной над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

По показаниям архим. Филарета, с 1744 г. М. П. м. владел большим земельным участком в С.-Петербурге (на 8-й линии Васильевского о-ва) (225×225 саж.; 479×479 м), на котором стояли изба (4×4 саж.; 8,5×8,5 м), погреб «с напогребницею» (4×3 саж.; 8,5×6,3 м), баня с предбанником (4×2,5 саж.; 8,5 ´ 4,3 м), колясочный сарай (7×4 саж.; 14,9×8,5 м). Впосл. «оный двор,- сказано в документе,- пришел в ветхость и большую часть строений растащили». Как видно из архивных бумаг, участок пустовал, здесь жил только сторож. На его содержание мон-рь ежегодно тратил до 30 р. К 1763 г. школа, располагавшаяся некогда при обители, прекратила существование. Мон-рь служил местом заключения лиц духовного звания. Так, в 1763 г. «под крепким караулом» содержался некий «большой колодник Филарет Феофанов», присланный из Рязанской духовной консистории. Архимандриту обители было предписано держать его до тех пор, «пока [не] придет в совершенное состояние ума» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519. Л. 10 об.). В 1764 г. М. П. м. был отнесен к 3-му классу с игуменским управлением, лишился большей части прежних владений и переведен на гос. содержание. На рубеже XVIII и XIX вв. была упразднена ветхая надвратная ц. прп. Кирилла Белозерского, находившаяся на сев. стороне деревянной ограды и выходившая на площадь. Церковь разобрали, а престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, где ранее располагались хозяйственные помещения. В память древнего храма на месте его алтаря монастырским иждивением воздвигли небольшую каменную часовню, сохранявшуюся до 30-х гг. XX в. Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г. В 1807-1811 гг., при архим. Вениамине, в М. П. м. построена кирпичная ограда. 10 окт. 1810 г. приступили к возведению новых св. ворот, но строительство из-за финансовых трудностей не удалось довести до конца. В описи 1846 г. упоминаются недостроенная церковь и колокольня (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 110. Д. 139). Со 2-й пол. XIX в. недостроенное здание надвратной церкви использовалось под хранение архива Муромского духовного правления (упразднен в 1869). В 1887 г. архим. Мисаил (Смирнов) писал, что «архив может быть отнесен к числу очень хорошо сохраненных архивов. Нет в нем рукописей очень древних, но довольно принадлежащих к XVII столетию... архивные бумаги разобраны и переплетены, а это очень много облегчает труд изыскателя древностей» ( Мисаил (Смирнов). 1996). В этом была немалая заслуга муромского краеведа, помощника смотрителя местного духовного уч-ща и действительного члена Владимирской губернской ученой архивной комиссии Н. П. Травчетова. Кроме архива в здании надвратной церкви хранилась б-ка. Из древних книг в М. П. м. имелись лицевой синодик и вкладная книга мон-ря (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2564382.html

Кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. Кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. Архим. Даниил неоднократно обращался к Астраханскому еп. Илариону с различными ходатайствами: просил наделить мон-рь земельными, лесными и водными угодьями, заказывал строевой лес, испрашивал церковную утварь. Так, в 1752 г. архим. Даниил приезжал в Астрахань для встречи с еп. Иларионом. По просьбе настоятеля охрану монастыря стал обеспечивать караул, предоставленный комендантом Кизлярской крепости. Сам архимандрит «раза по два и по три в каждой ночи обход чинил вокруг церкви»; в 1757 г. подвергся нападению злоумышленников. Помимо настоятельского послушания архим. Даниил ок. 20 лет являлся присутствующим в Кизлярском духовном правлении, занимаясь делами о расколе и следственными делами в отношении священников. После кончины архим. Даниила (20 апр. 1760) настоятелем (1760-1774) стал выходец из Московской губ. иером. Иероним, при к-ром мн. монашествующие грузины уехали на родину. В 1763 г. в качестве присутствующего в Кизлярском духовном правлении архим. Иероним объезжал казачьи городки для увещевания 740 чел., уклонившихся от ежегодной исповеди. К. м. не был штатным и не получал средств из казны; для обеспечения мон-ря при его основании была отведена пахотная земля в степи за р. Бороздой (4×3 версты), прежде принадлежавшая Кизлярской крепости и находившаяся в запустении «по непригодности»; под огород выделен участок «площадью 1 верста на 100 сажень». Основной доход К. м. получал от виноградников. Также мон-рю принадлежали лавки, к-рые арендовали торговцы, и рыбные ловли, отдававшиеся на откуп (взимался натурой и деньгами). Губ. канцелярия отпускала на содержание мон-ря 254 р. и 13 порций хлебного жалованья, причем «по тамошнему пограничному месту как денег, так и хлеба в остатке не бывает» ( Саввинский. 1905. С. 191). В 1764 г. Синод удовлетворил ходатайство Астраханского и Ставропольского еп. Мефодия ( 1776) об оставлении заштатного К. м. на прежнем содержании.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Базилика (8,6×10 м, высота до 7 м) считается образцом груз. церковной архитектуры раннего периода; датируется на основе архитектурных данных. В VIII-IX вв. с юга и севера к ней были пристроены зальные церкви, с запада - притвор. Затем над сев. нефом было сооружено сводчатое помещение; в XVII в. надстроена колокольня; к юж. зальной церкви с востока был пристроен прямоугольный зал. Отдельное помещение пристроено к вост. стене среднего нефа базилики, которая выполнена из речного и мелкого битого камня; участки, важные с т. зр. конструкции, выполнены из туфа травертина (ширими). Церковь в плане прямоугольная. Средний неф узкий и короткий и по сравнению с боковыми нефами высокий, соединен с сев. нефом 2 арочными пролетами, от юж. нефа отделен стеной с проходом. На западе боковые нефы соединены друг с другом широким поперечным нефом, вследствие чего центральная часть оказывается окруженной 3-сторонней галереей. Аналогично устроена церковь V в. Дзвели-Шуамта (см. в ст. Шуамта ); впоследствии этот мотив получил распространение в структуре 3-церковной базилики ( Беридзе. 1974. С. 22). В отличие от интерьера, в экстерьере церкви четко виден базиликальный тип ( Он же. 2014. Т. 1. С. 56). Интерьер освещен арочными окнами, прорезанными в вост. апсиде и на юж. стене. Под окном алтаря к стене пристроен прямоугольный престол. Кирпичная алтарная преграда относится к более позднему времени. В VIII-IX вв. была восстановлена часть продольных стен и свода. Арки и пилястры отделаны травертином. Зап. часть стен, свод над ними и сев. неф сохранились без изменений. Сев. неф базилики перекрыт цилиндрическим сводом. В его вост. стене находится прямоугольный жертвенник, вход в него ведет из нефа. Жертвенник перекрыт литым сводом пирамидальной формы и освещен узким вост. окном. В сев. стене нефа есть прямоугольная дверь, через к-рую базилика соединяется с сев. зальной церковью. В результате проведенного позднее ремонта юж. неф значительно изменен. Две широкие арки делят его на 3 части. В вост. части расположена апсида с отдельным алтарем и престолом. Широкая арка, к-рая соединяет эту часть нефа со средним нефом, прорезана позднее. Первоначально апсида была без окна. Существующее сейчас окно более позднего периода. По плану, средняя часть юж. нефа квадратная и перекрыта купольным сводом. Кладка полусферы купола выведена из травертина. На ней выложен равносторонний рельефный крест. Восточная и зап. части нефа перекрыты литыми сводами. У юж. нефа имеются 2 входа, соединяющие его с юж. зальной церковью. Зап. неф церкви шире боковых нефов и перекрыт литым сводом. Дверь, прорезанная в западной стене нефа, выходит в прямоугольный притвор (4×3,3 м), пристроенный к базилике с запада и имеющий входы с юга и запада. Притвор перекрыт крестообразным сводом, снаружи - 2-скатной крышей (Свод памятников. 2008. Т. 2. С. 116-117).

http://pravenc.ru/text/2562558.html