В силу такого общения свойств в Иисусе Христе, божество Иисуса Христа соучаствовало Его страданиям и смерти, принятых Им по человечеству. Здесь основание веры в действительность и силу искупительных страданий Богочеловека. Откровение ясно утверждает действительность такого общения свойств в Иисусе Христе. В нем часто приписываются Ему, как человеку, имена и свойства божеские, напр. говорится: Христос по плоти от иудеев происшедший, сый над всеми Бог ( Рим. 9:5 ; сн. Иоан. 20:28 ; Мф. 16:16 ; 2Тим. 2:8 ); никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небесе ( Иоан. 3:13 ; сн. 5:18; 6:62); вторый человек – Господь с небесе ( 1Кор. 15:47 ); Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки ( Евр. 13:8 ; сн. Кол. 2:2–3 ). И наоборот, нередко свойственное человеку во Христе приписывается Ему, как Богу, напр.: Господь Бог стяжал церковь кровию Своею ( Деян. 20:28 ); иудеи Начальника жизни убили (3:5), распяли Господа славы ( 1Кор. 2:8 ), мы примирихомся Богу смертию Сына Его ( Рим. 5:10 ; сн. 8:32; Гал. 2:20 ); аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию ( Евр. 5:8 ; сн. 2:18; 4:16). Общение свойств однако не так должно понимать, чтобы свойства одного естества делились свойствами другого, божество получило свойства человечества, а человечество – свойства божества, и таким образом одно естество переходило в другое. Естества соединены неслитно и непреложно, почему каждое сохраняет свои свойства: божество – бесконечность, человечество – ограниченность. Общение свойств имеет место в том только случае, когда природы рассматриваются как нераздельно соединенные в единой личности И. Христа (in concreto), а не в отдельности одна от другой, отвлеченно от лица Иисуса Христа abstracto). «Посему, говоря о божестве Его“ (отвлеченно), объясняет св. И. Дамаскин, «не приписываем Ему свойств человечества, ибо не говорим, что божество подвержено страданию или создано. А также плоти, или человечеству не приписываем свойств божества, ибо не говорим, что плоть или человечество не созданы. Что же касается до ипостаси, когда даем ей наименование, заимствованное или от обоих естеств, или только от одного естества, в обоих случаях приписываем ей свойства того и другого естества», – напр., можем называть Иисуса Христа Богом страждущим, Господом славы распятым ( Деян. 26:23 ), равно как именовать Его предвечным Младенцем, безначальным Человеком и под. 142 ). Допустить общение свойств вне единства ипостаси значило бы отрицать и божество и человечество, подставляя вместо них новое, третье естество, составившееся из смешения того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Параллелизм в мыслях есть снесение мест священного Писания, сходных между собою по содержанию или предмету речи. Это сходство частию указано ясно в самом Писании, частию же замечено толкователями Писания при внимательном чтении оного. В первом случае параллелизм называется первостепенным, а в последнем – второстепенным 92 . Таким образом все места нового завета, в которых находится ясное указание на ветхозаветные пророчества и прообразования, первостепенно параллельны с местами ветхого завета, содержащими сии пророчества и прообразования. Напр. слова Пророка: Сей грехи нашя носит, и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи нашя, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нем: язвою его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его грех ради наших ( Ис.53:4–6 ), Апостол Петр прямо относит к Иисусу Христу, когда говорит: Иже грехи нашя сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою пожжем: егоже язвою исцелесте. Бесте бо яко овцы заблуждшые, не имуще пастыря: но возвратистеся ныне к пастырю и посетителю душ ваших ( 1Пет.2:24–25 ). Подобный пример: Евр.2:6–9 . сн. Пс.8:5–7 . Тоже должно сказать и о местах, приводимых новозаветными писателями из закона и Пророков для подтверждения излагаемого ими учения; таковы: правда Божия в нем, то есть, в благовествовании Христовом, является от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет ( Рим.1:17 . сн. Авв.2:4 ); или: 1Кор.10:25 . сн. Пс.23:1 . – Примеры второстепенного параллелизма можно видеть в следующих местах Писания: Той твою сотрет главу ( Быт.3:15 . сн.) Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя ( 1Ин.3:8 ); также: Быт.28:12 . сн. Ин.1:51 . § 59. Употребление параллелизма Употребление параллелизма необходимо: 1) при изъяснении слов и выражений неудобопонятных, которые нередко в параллельных местах заменяются яснейшими подобнозначущими, и, если они переносные, собственными словами и выражениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В виду подобных случаев, было предписано всем священникам епархии: 1) нарекать имена новорождённым общеупотребительные и доступные к правильному произношению их необразованным классом народа; 2) избегать наречения одного и того же имени нескольким членам в семействе (живым или умершим), что может вести к путанице, недоразумениям и даже злоупотреблениям в отправлении общественных обязанностей; 3) стараться давать имена тех святых, кои празднуются в 8-й день после рождения младенца, или в промежуток этого времени, сделав исключение лишь для лиц женского пола (Ц.В. 1889, 35). Знаменитый труд по агиалогии архиеп. Владимирского Сергия, под заглавием: «Полный Месяцеслов Востока», в двух томах (вышедший в 1901 г. вторым изданием), заключает в 1-й части своего II-ro тома памяти святых на каждый день года, с разделением этих памятей на пять отделов. Хотя I-й из этих отделов содержит в себе памяти святых, находящиеся в «Месяцеслове» 1891 г. и в «Христианском Месяцеслове» 1900 г., а III-й отдел заключает памяти, содержащиеся в «Верном Месяцеслове», но в том и другом отделе, наряду с указанными памятями, имеются и такие, которых нет в означенных Синодальных месяцесловах; в прочих же отделах (II-м, IV-м, V-м), а также и в некоторых других перечнях святых в I и II томах «Месяцеслова Востока», совсем нет памятей с именами святых, содержащимися-в указанных Синодальных месяцесловах. Таковы, напр., имена: Аглаида (сн. Ц.В. 1893, 12), Анатолия, Ангелина (сн. Ц.Вед. 1897, 23, Ц.В. 1899, 42; 1908, 21), Аронос, Боян, Василла, Викторина (сн. Ц.В. 1908, 23), Виктория (см. Ц.Вед. 1904, 41; сн. Ц.В. 1893, 41; 1908, 12), Гантиол, Горазд, Диоген, Дион, Драгутин, Емилий, Емилия (см. Ц.В. 1896, 19; 1908, 19, Ц.Вед. 1910, 21), Квадрат, Леонида, Лоллий, Магна, Маркеллина, Мартиал или Марциал, Моавия, Нада, Онисий, Провий, Ростислав, Сатур, Святослав (см. Ц.Вед. 1896, 3; 1907, 7; сн. Ц.В. 1904, 49; 1906, 39), Тавифа, Филон, Фотида, Фетиния. Эти и прочие, заключающиеся в указанных отделах и перечнях «Месяцеслова Востока», памяти «внесению в действующие календари и месяцесловы Русской Церкви не подлежат».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Где же здесь ( 2Кор. 5:13 ) речь о горячности в спорах, будто бы допускаемой апостолом? Не клевета ли это на апостола, осуждавшего горячность (сн. 2Тим. 2:23–25 )? 36 Сектанты, возражая против почитания св. икон, говорят, между прочим, что изображаемые на иконах лица и события есть вымысел. Не вымысел ли изображение на обложка журн. «Христианин», издав, под редак. И. Проханова, где Иисус Христос представлен стоящим в лодке и поучающим народ, в большинстве сидящий на берегу? В Евангелиях об этом событии так написано: «собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу. И поучал их»... (Мф. 13:1–3; Мк. 4:1 ; Лк. 5:3 ). 39 Στοιχεα от στοιχεον – первая и самая простая часть чего, либо основание, начало, элемент, стихия. В Посл, к Евр. (5:12) ап. говорит: «вас снова нужно учить первым началам (τ στοιχεα τς ρχς) слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». Под «стихиями слова Божия» апостол разумеет начатки христианского учения, преподаваемые младенцам в вере, (сн. Евр. 5:13 ). Мухин И. проф. Посл, св ап. Павла к Колос. 1898 г., стр. 179–180. 42 Никитский С. Вера Прав. Вост. Грек.-Рос. Церкви по ее символ, кн. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. 85–86. 47 Творения. Том 10. Против Иудеев о медном змее. 1904. г., стр. 973–974; сн. Том. 8. Бес. 27 на Еванг. от Иоанна, пунк 2. 1902 г., стр. 174–175. 60 Разгов, с Трифон, гл. 94: сн. гл. 72, 91, 111; 1 Апол. гл. 60 Преображ. перев. 1892 г., стр. 288. 67 По-гречески читается ( Кол. 2, 14 ) так: «βαλεφας (уничтожив) τ καθ’ μν χειργραφον τος δγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас: так как мы не в состоянии и были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ν ρεναντον μν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – сн. Рим. 4:15 ), κι ατ ρκεν (от αρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) κ το μσου (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградой на пути человека ко спасению), προσηλσας ατ τ σταυρ (пригвоздив ко кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

5) Ходатайство святых бесполезно (( Иер. 15:1 ). В указанном месте Бог говорит, что ходатайство Моисея и Самуила не само по себе, а вследствие беззакония народа иудейского (стих. 6) было бы безуспешно. Этим не отрицается угодность молитв святых в других случаях (сн. Исх. 32:11–14 ; Иер. 37:3 –7 ; и др,). Если бы ходатайство святых вообще было дело не богоугодное, то о нем и не было бы нужды упоминать (сн. Иер. 15:1 ). 6) «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» ( Пс. 117:8,9 ; сн. 107:13; 145:3). Во всех этих местах нет речи о молитвенном ходатайстве святых, а говорится о всемогуществе Божием, по сравнению с коим ничтожна сила человека. Обращаясь к святым, мы, сознавая бессилие человеческой помощи, молим их своим предстательством испросить помощи Божией и милостей Его нам и, следовательно, не отрицаем всемогущества Божия, а свидетельствуем, что «все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11:36 ). 7) «Мертвые ничего не знают» ( Еккл. 9:5 ). Так Екклесиаст говорит от лица человека, неверующего в загробную жизнь и мздовоздаяние, самим им признаваемые (– 11:9; 12:7,13,14), «мертвые» знают происходящее на земле ( Лк. 16:20–31 ). 8) Как святые могут слышать наши молитвы? Господь сообщает святым ведение – прозорливость (сн. Деян. 5:1–5 ; 3Цар. 14:4–10 ; 4Цар. 6:8–12 ). 9) Обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге. Сам Бог повелел людям обращаться к молитвенному ходатайству святых ( Быт. 20:7–17 ; Иов. 42:8 ). 10) Святые до страшного суда неизвестны: «изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных» (Мф. 13:49). В приведенном месте Господь говорит о совместном пребывании до конца мира в Церкви земной грешников и праведников, а не о том, будто праведники неизвестны до страшного суда (сн. 1Тим. 5:25 , Мф. 5:16 ). Апостол Павел в Послании к Евреям (11 гл.) поименовал праведников, и слово Божие в других местах именует их. В последующей истории Церкви Господь посредством чудес (по молитвенному ходатайству святых) указывал и указывает св. угодников. 11) Православные, почитающие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Впрочем, не непременно в раздирающем горы и сокрушающем скалы ветр Господь, «не в землетрясении» только или «огне Господь»: Он и в гласе хлада тонка (сн. 3 Цар., XIX, 11:12). В самом деле, «аще не Господь созиждет дом», тем более дом молитвы и иноческих подвигов, разве бы не «всуе, трудишася зиждущии» (сн. Nc. CXXVI, 1 )?! Всуе бы бдели и стражи этого места (сн. там же), коль скоро, полустолетие назад, созданное и доселе невредимо сохраненное ими не было делом Божиим (сн. Деян.5:39 ). – А, ведь, не только «той цели, для которой положено начало основания» монастыря «в Бозе почившим высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, то есть быть приютом обращающимся от раскола и ищущим аскетической жизни, и служить вразумлению заблуждающих от истины» (Дух. зав. Архим. Павла), но и цели всякого монастырского устроения, за 50 первых протекших лет жизни, наша обитель не упустила из своего вида. Мало того, временами, как будто, тесным становилось для нее такое младенческое ложе и, в меру Богодарованных сил и талантов, в меру ниспосылавшегося ей «свыше» ( Иак.1:17 ) благословения и оказывавшегося, ближними и дольними, содействия, обитель даже выполняла не одни прежние, но и новые задания. С точки зрения церковного учения, вечное спасение, искание коего породило, между прочим, монастыри и монашествующих, соделывается, по благодати Иисус Христовой, чрез веру и добрые дела. Горел ли огонь религиозной веры в сердцах насельников этой обители? – Несомненно, ибо лишь он один был в силах пробудить жажду веры истинной у тех из них, которые ранее заблуждались, а всех без исключения побудить, самым иночеством, осуществлять высший порядок христианской жизни. Ревность к дому Божию, явно, снедала их (сн. Пс.68:10 ), когда, забывая о собственных немощах, лишь бы излечить недугующих расколом старообрядчества, они бережно охраняли и строго выполняли древний церковный чин, а отдельные из них, не взирая на лица, еще и решительно пресекали естественные или намеренные попытки, хотя несколько, уклониться от принятого богослужебного порядка или совершить дело Божие с известной долей небрежения 12 . Огонь веры, бесспорно, согревал и питал наших насельников в холодных стенах их скудного обиталища, ибо этот монастырь, с самых первых шагов жизни 13 , был всегда богат лишь своею бедностью 14 , попытки же, не роняя достоинства учреждения 15 , скольконибудь обеспечить себя внешне, монастырю, если иногда и удавались, то с значительной трудностью 16 и прямотаки потерей в других отношениях 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

143 Храм во имя св. мученика Диомида первоначально построил Константин Великий ; а распространил, украсил и обогатил многими вкладами Василий Македонянин, которому здесь было предречено царское достоинство Код. ed. 1. р. 102; сн. Кедр. Сокращ. ист. t. II. р. 188. 189). В этом храме хранились мощи или только глава св. Диомида, которую, по взятии Царьграда крестоносцами, кардинал Петр Капуанский принес в дар Амальфииской церквии св. Петра (Виз. сн. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 123). 144 Храм во имя св. мученика Маманта, пострадавшаго в Кесарии Каппадокийской, при Аврелиане, в 275 году (Чет. Мин. 2 сентября), был построен императором Львом Макелом (457 – 474), близ городских стен при начале Золотаго рога. Сестра императора Маврикия устроила при этом храме монастырь, в котором похоронила своего брата и детей его, убитых тиранном Фокою (Код. ed. l. p. 115 et 121; сн. Anon. у Бандури, в Imp. Orient. 1.1. р. 57. 54; t. II. р. 719). Император Исаак Ангел возобновил этот монастырь и положил в нем главу св. мученика Маманта, принесенную из Каппадокии одним монахом.По взятии города крестоносцами, Валон de Dampetre перенес главу мученика в Лингону (Византия, 600). О монастыре св. Маманта упоминается и в нашей древней летописи; по договору Олега с Греками, Русским, приезжавшим в Царьград, предоставлено было жить у св. Маманта: “приходящии Русь да витають у св. Мамы, и послеть царство наше, да испишють имена их, и тогда возмуть месячное свое” (Полн. собр. Рус. лет. I, 13). Положение монастыря, означенное нами, см. на плане древняго Царьграда у Дюканжа (при Constantinop. christ.) и Бандури (при t. II. Imp. Orient.). 145 Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, и Папила, диакон его, после многократнаго и достохвальнаго исповедания веры, обезглавлены в Пергаме, около половины III века (Евсевия, Церк. ист. кн. IV. м. 15; сн. Чет. Мин. 13 октября). В честь этих мучеников царица Елена устроила монастырь в Царьграде, близ своего дворца находившагося в VII-й части города (Кодина, ed. 1. р. 98–99; сн. Anon. y Бандури, в Imp. Orient. t. I. p. 50. et t. II. 695. 690. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. p. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Как можно назвать малым город, вместивший Того, Котораго небо и вселенная не могут вместить? Далее: «из тебе Мне изыдет вождь» (там же; сн. Матф. 2, 6 ). Кто исходит из Вифлеема? – Человек. Но почему же Он называется Богом? 116. Устрашает их и то, что Он есть Бог и человек. Ибо в том же пророчестве слова: «исходи Его из начала, от создания мира» ( Мих. 5, 2 ) относятся уже не к человеку, но к Богу. Не вспоминают они пророчества: «се Дева во чреве зачнет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7, 14 ; сн. Матф. 1, 28 ). Слово: «нарекут» указывает на образ действования святых и верных сынов Церкви. Ибо, когда убийцы Господа иудеи разведывают у них о Спасителе: каким образом исповедуют они распятаго, то слышат от самих верных такой ответ: «Тот, Кто у вас распят есть с нами Бог " (сн. Матф. 1, 23 ). Не послушали они также и Давида и не познали страха его, с которым он, созерцая во Святом Духе и трепеща имеющаго быть воплощения Самого Господа, говорил слова: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене», и прочее. ( Псал. 109, 1 ; сн. Матф. 22, 44 ; Деян. 2, 34 ; Евр. 1, 13 ). Итак, прошли древния субботы, а проповедуется у нас истинная суббота. Упразднилось прежнее обрезание, один малейший член обрезывавшее; действует же во всей силе обрезание небесное, обрезывающее целое тело. Ибо воды крещения и святое призывание не одного члена тела человеческаго касаются, но целое тело человека очищают, обрезывают, от всех зол избавляют. Такия таинства прияла святая Церковь ; но возстали против нея страшные враги, называемые домашними, однако не принадлежащие истинной вере Апостолов Господних: ибо если бы от них «были, пребыли убо быша с ними» ( 1Иоан. 2, 19 ). Но будучи незаконнорожденными и происходя от смешанных браков, они снова похотствуют злою похотию к запаху от рыб и огурцов египетских (сн. Числ. 11, 5 ), со всех сторон произнося хулы против Сына Божия. Таковы ариоманиты, которых мы уже изобличили в прежних разсуждениях 179 . Таковы и савеллиане. Эти савеллиане совершенно отрицают бытие Сына и Святаго Духа, говоря, что Сын есть Сам Отец, и Отец есть Сам Сын, и Святый Дух есть Сам Отец, так что нет Сына и Святаго Духа. Таким образом они изобличают в себе вторых иудеев и убийц Господа. Ариоманиты же, нечестивейшие из всех, дерзая отделять и отчуждать Сына от существа Отчаго, не признают Сына равночестным Отцу и рожденным от существа Отца. Другие, выродившиеся от них, раньше нашего времени вошли в состав иных ересей, уже образовавшихся дотоле, которых едва ли можно сопричислять даже и к иудеям, как произносящих хулу на Святаго Духа. Это – вторые саддукеи и самаряне, люди темные, мертвые и неверные.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Меркурия еп. Копт. 1425 сн. 26. 26 . Макара муч. и епископа, Копт. 1286. Порфир. и у Люд. (У Порфир. Меркурия сн. 26). Фортуната и 32 муч. в Антиохии, в позднейших римских мартирологах. Феликса в Алекс. Иерон. Муч. Феоклита (в жизни Фотины самарянки, у нас она 20 марта.). Никод. 27 . Иулиана подагрика, Евна его слуги, Безы воина при Декии. М. Р. Деян. св. Александра, Авундия, Антигона, Фортуната, Татиана, Макария, Севериана, Калана, Ианнуария при Диоклитиане в Солуни в Македонии (но по другим в Риме). Иерон. М. Р. и другие. Сн. Деян. св. Сервилиана, Датиана, Леандра в Смирне в Азии. Иерон. Барфония муч. панополитанского. Копт. 1425. Григория . рогенского Абис. у Люд. Егиме из учеников Месроба в 5 в. (февр. 27). 28 или 29. Священников диаконов и мирян в Александрии, скончавшихся от заразительной болезни вследствие ухода за больными тою же болезнию в 261–263 году. М. Р. Мучч. Цереалиса, Пупуля, Кая и Серапиона, Иуста, Клавдиана, Феофила, Викторина, Сатурнина, Еппола, Евтеции, Астуты, Мустилы, Александра, Виктора, Секунделлы и Феликса в Александрии. М. Р. Иерон. и др. 28 . Собор на четыредесятников. Копт. 1425 (у Порф. собор четыредесяти на острове Пенеме?р). Муч. Иулия стратилата в Пергии памфилийской. Копт. 1425. Ганулия тетского. Абис. у Люд. Март 1 . Габры-Менфескеддуса (т. е. раба Духа Святого), знаменитейшего из ефиопских подвижников. Абис. у Люд. Порфирия и иже с ним (у Порф.). Аввы Германа . Абис. у Люд. Аввы Сарапамона игумена (у Порфирия 2 числа – эконома монастыря св. Иоанна). Копт. 1425. 2 . Мучч. Лукия епископа, Абсалона, Лоргия, Герола, Примитива и Ианнуария в Кесарии каппадок. М. Р. Иерон. Беда и др. Деян. св. Рафаила (вероятно, арханг.) Абис. у Люд. сн. 26 авг. Евстафия муч. у коптов по Мюллеру. Диоскора муч. Абис. у Люд. Феодосия императора. Копт. 1286 и Абис. (неизвестно, которой). 3 . Касии мученицы в Солуни при Диоклитиане. Мюллер. Апаната еписк. (?). Копт. у Порф. 4 . Иулиана , патр. александр. † 189 г. Копт. 1425. 5 . Св. Феофила , еп. Кесарии палестинской, † ок. 200 М. Р. с позднейшими. В Деян. св. исследов. по Евсевию V кн. гл. 22 24. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но любвеобильный и окрыленный вдохновением взор апостола, утвердившийся на этой мысли в послании к Галатам, в послании к Римлянам не останавливается равнодушно на грустной картине отвержения семени погибели. Этот всеобъемлющий взор его в духе видит тайну будущего обращения ко Христу и массы иудейства ( Рим. 11:25 ) и слово апостола, по поводу созерцания столь великой мировой тайны, разрешается выражением глубочайшего удивления перед бездной богатства и премудрости и ведения Божия (11:33 и дал.). Итак, а) Исаак и Измаил –дети Авраамовы – первый от Сарры, последний от Агари (см. Гал. 4:22–31 с Рим. 9:7–9 сн. Евр. 11:17–18 , срав. 1Петра 3:6  срав. также Деян. 7:8 ) представляются у апостола прообразами – первый – духовных, по обетованию, Божиих чад Нового Завета, а второй – плотских, отверженных чад его, в связи с чем и Сарра с Агарью получают типическое значение – первая матери первых чад церкви новозаветной, – Иерусалима небесного, а вторая – матери отверженного потомства – синагоги иудейской (Златоуст, на послание к Галат.) Соберем в одно связное представление все черты толкования св. апостола Павла во всех посланиях его с отношением к общему новозаветному толкованию этого предмета. И прежде всего Сарра – мать Исаака – сына обетования (сн. Гал. 4:23–28 с Рим. 9:8  и Евр. 11:17–18 ), не произведенного от нее плотью ( Рим. 4:19  срав. Евр. 11:11–12 ), но рожденного только благодатью Божией, духовного (κατπνεμα, сн. Гал. 4:29 ), не раба, а свободная ( Гал. 4:22,23,30,31 ) жена Авраама, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, по всем этим чертам предызображала свою вообще новозаветную церковь , – мать всем нам ( Гал. 4:26 ). А так как новозаветная церковь есть не только воинствующая на земле, но и торжествующая на небесах, не только церковь настоящего века (царства благодати), но и грядущего (царства славы), то и Сарра предызображала собой как ту, так и другую в их неразрывном взаимоотношении под образом небесного Иерусалима ( Гал. 4:26 ; Евр. 12:22 ; Апок. 3:12; 21:2,10 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010