Первый из них 27 мая 1876 г. сообщал: «Все, что делалось ... в Герцеговине и Боснии, бледнеет перед зверствами в Южной Болгарии. Положение болгар, беззащитных, ужасно. То, что делается – невероятно. Цель моего письма обратить внимание нашей благотворительности на болгар» (Ф. 239. Н. П. 21/13). Второй несколько раньше – 17 мая 1876 г., – изобразив неистовства турок, писал: «Турки открыто говорят болгарам: мы всех вас перебьем, потом отдадим вас вашей защитнице и покровительнице России, чтобы она похоронила ваши трупы торжественно со своими деспотами (владыками). Болгары готовы защищаться, но нет у них никакого оружия... Вот в каком печальном и безвыходном положении находится болгарский народ. Если никто не возьмется остановить резню, приготовленную по всей вероятности министрами Порты, в скором времени вся Болгария будет разорена и опустошена. Вся надежда на Россию... Пригласите всех добрых русских помочь кто чем может своим единоверным и единокровным; и пусть будут уверены, что своим приношением спасут тысячи женщин и детей от голодной смерти» (Ф. 239. Н. П. 105). См. еще письмо от 15 мая 1876 г. Ф. Стоянова-Бурмова Нилу Александровичу Попову. (Ф. 239. Н. П. 19/23). Воззвание архиеп. Платона//ПО. 1876. Т. 2. С.804–805. См. его же обращения: ЦВ. 1876. 30. С.3–4; 33. С.4; 35. С.9–10. Еп. Екатеринославский и Таганрогский Феодосий, обращаясь к своей многочисленной пастве, стекшейся на молебствие о даровании победы южным славянам, призывал: «Наше дело, по чувству христианского человеколюбия и сострадания принять искреннее, сердечное участие в положении южных славян, наших братьев по вере и по крови, и в пределах возможности подать им руку помощи... На голос страждущих и бедствующих на юге Европы братий наших, православных славян, отзовемся, возлюбленные сочувственно, ответим полной сердечной готовностью, поможем им в настоящем их горе, все – кто чем может, материально и морально, вещественно и духовно, деньгами и молитвой ко всеблагому Господу Богу» (Слово преосвященного Феодосия, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Стр. 39 об. Тоже. Стр. 40 об. Тоже и просмотреть примечание. Стр. 45 об. Стихи, мне кажется, нельзя назвать трёхстишием, если написать их, как следует, они составят только двустишие. В промежуточных словах нет ни смысла, ни метра. Стр. 46 об. Sic. Я опять поверил слова рукописью. Стр. 64. Проповедь Афанасия можно сократить если угодно. Стр. 86. «Пословица». Стр. 90 обор. …, думаю не должно. Стр. 98 об. учители, действительно, доучивались в Сергиевом Посаде! Стр. 105. Первый период идет до 1462 года. Во все это время слово и дело было. о. Ректор желает, чтобы историю Семинарии Вы представили Владыке. Если Вы найдете это нужным представьте, впрочем, присоединив прошение, чтобы Владыка не задержал рукописи. о. Ректор желает еще, чтобы сокращена была статья о яствах. Предоставляю сие Вашему распоряжению. Простите, что дерзаю беспокоить Вас и похищать у Вас драгоценное время. Меня ободряет надежда на Ваше доброе расположение к искренно уважающему Вас С. Смирнову ». 5 дек. 1861 . В конце письма А. В-ч карандашом приписал: «а) Замечания о Богословии Афанасия надлежало бы поверить с книгой в руках, а не наобум исправлять. Первого не сделали. За второе не осмелился я приняться. б) § 101 осталось необъясненным: не писали о поступивших в 1775 г. в Моск. университет, что «они определены по аудиторно российской и латинской логике». —413— Что такое это?». Стрн. 228. Пропущено письмо от 22 дек.: «Слава Богу! Сестра пишет из Москвы, что она успела обменять билетов на 1.800 руб. и отсылает деньги в Болхов». Стрн. 238 14 и 8 и 2 : … «позвал к себе Миропольского – ий, – им». Стрн. 239 11 : … «позвал Акоронко»: 239 15 Славского и 239 9 – Ольтова. Стрн. 240 16 нужно читать: Николай Лебедев, а в 4-й строке снизу: Кудрявцев. Стрн. 241 12 : «исключая Геликонского». Стрн. 242 5 в скобах: Фортинский стрк. 15 св. – Славский. Стрнц. 243 11 – Акоронко и Добродеев. Стрнц. 245 14 – Касицын. Стрнц. 250. Письмо 3 авг. 1865 г. имеет такое окончание: «Из кого его [Учебн. Комит.] составить? Наши Академии так удалены друг от друга и от СПБ., что необходимо ограничиться только СПБ духовенством. Жалованья дать большого не от чего, а пособия тысячи в полторы одного – для содержания каждого было бы недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Prof. Ludwig Friedländer, Der Philosoph Seneca в „Historische Zeitschrift“ LXXXV (1900), 2, S. 239 ff.; Johannes Kreyher, L. Annaeus Seneca und seine Beziehungen zum Urchristentum, Berlin 1887, и по русскому изложению у проф. Ал. П. Лебедева, Языческий философ Сенека в христианском предании в „Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения“ 1888 г., 1, стрн. 155 сл.; Виктор Фаминский , Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки, стрн. 239 сл. 3 Эта переписка в новой рецензии издана у Eugen Westerburg " а, Der Ursprung der Sage, dass Seneca Christ gewesen sei; eine kritische Untersuchung nebst einer Rezension des apokryphen Briefwechsels des Apostels Paulus mit Seneca (Berlin 1881), S. 42–50, а по-русски у проф. Ал. П. Лебедева, О переписке Апостола Павла с философом Сенекою в „Православном Обозрении“ 1883 г., 1, стрн. 136–141. 4 Charles Aubertin, Étude critique sur les rapports supposés entre Sénèque et saint Paul, p. 393 suiv. Amédée de Margerie в „Annales de philosophie chrétienne“ LXIX (Juin 1899), p. 305–306. Ferd. Chr. Baur, Drei Abhandlungen zur Geschichte der alten Philosophie, S. 381. 473. Prof. Dr. Chantepie de la Sayssaye, Lehrbuch der Religionsgeschichte II (Freiburg i. Br. 1889), S. 284. Prof. Dr. Theodor Zahn, Art. „Paulus, der Apostel“ в Realeneyklopädie von H e r z о g-H a u с k XV (Lpzg 3 1904), S. 61. Prof. Ludwig Friedländer в „Historische Zeitschrift“ LXXXV (1900), 2, S. 239. Eng. Westerburg, Der Ursprung der Sage, dass Seneca Christ gewesen sei, S. 8 ff. и у проф. Ал. П. Лебедева в „Прав. Обозрении“ 1883 г., 1, стрн. 120. 123. F. Prat, La théologie de Saint Paul I (Paris 1908), 23. † Ф. В. Фаррар, Искатели Бога (Спб. 1898), стрн. 254 сл. Гастон Вуасье, Римская религия от Августа до Антонинов, стрн. 364 сл. Виктор Фаминский , Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки, стрн. 243 сл. и в „Трудах Киев. Дух. Академии“ 1905 г., 5, стрн. 112–113. † Проф. В. В. Болотов , Лекции по истории древней церкви II (Спб. 1908), стрн. 39. 5 См. и Prof.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ядерный Грааль Самый мощный в мире российский реактор успешно прошёл испытания 16.10.2019 564 Время на чтение 3 минуты Источник: газета " Завтра " Самый мощный в мире и единственный постоянно работающий российский реактор-размножитель БН-800 на Белоярской АЭС успешно прошёл испытания на полной проектной мощности. Следующим этапом должна стать его передача в промышленную эксплуатацию, которая может стартовать уже в самое ближайшее время. Таким образом, вместе с запущенным год назад заводом по производству смешанного уран-плутониевого топлива (так называемого МОКС-топлива), Россия получила все необходимые компоненты замкнутого ядерного цикла. Что такое замкнутый цикл? На сегодня в мире работают 450 энергетических ядерных реакторов, которые за год потребляют около 18 000 тонн урана различной степени обогащения. Однако фактически в этих реакторах " сгорает " не больше 3% от общей массы этого тяжёлого радиоактивного металла — то есть около 540 тонн. Это связано с особенностями самого процесса ядерного " горения " : основной ядерной " спичкой " является изотоп уран-235, в то время, как второй изотоп, уран-238, которого, кстати, даже в обогащённом ядерном топливе чуть ли не 95-97%, представляет собой скорее " сырые дрова " , которые лишь немного тлеют в реакторе. В такой же аналогии можно описать и образующийся из урана-238 изотоп плутоний-239: он будет похож на " древесный уголь " , который достаточно неплохо горит, только вот зажигается крайне неохотно и от хорошего жара. В качестве такого " жара " используются высокоэнергетические, так называемые быстрые нейтроны. По счастью, именно такие нейтроны выделяет при своём распаде уран-235, только вот реактор на них получается очень капризным. СССР , а затем Россия — потратили без малого около 50 лет на создание устойчиво работающего и надёжного реактора на быстрых нейтронах: БН-800 является уже, фактически, четвёртым поколением реакторов-размножителей , или бридеров. Почему же эти реакторы называют размножителями? Всё дело в том, что при правильной настройке они не просто позволяют сжигать до сих пор бывшие практически бесполезными уран-238 и плутоний-239. В реакторе-размножителе может образовываться даже больше плутония-239, чем сгорает урана-235. Такой коэффициент размножения обычно невелик и находится между 1 и 1,5, но, согласитесь, в этом есть маленькое ядерное чудо — в печь загрузили килограмм дров, а достали — целых полтора, попутно получив энергию от их сгорания.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/16/yadern...

д) Послание ко всем верным. V, 239–50. Обращение сделано к «братии, яже на всем лице земном» (– 239). В надписании послания в некоторых рукописях говорится, что оно писано Аввакумом в «темнице», когда он «жил на брезе окиана» (– 239). Подтверждение этому находим и в самом тексте послания. «Грешный протопоп» (– 246) не только себя называет «юзником» (– 243), но и о своей жене говорит, что она «сидит в земле с детьми» (– 243). А это было в то время, когда Петрович жила в Пустозерске (– 195), а Марковна на Мезени (– 83, 84), и случилось приблизительно в последнюю треть 1669 года. 69 Время освобождения протопопицы из земляной тюрьмы не известно, но около 1672–3 года (– 13) и даже около 1675-го она была еще узницею (– 263). Отсюда ясно, какие могут быть сделаны выводы о времени написания данного послания. 70 Списки послания встречаются сравнительно редко. 71 е) Послание к возлюбленным друзьям. VIII, 81–7. Аввакум говорит, что он переносит невзгоды за раскол «лет сполтретьядцать» (– 86); следовательно, послание писано около 1678 года. ж) Послание к отцам и маткам. 88, I, 741–2. Из послания не видно, куда оно писано, но видно, что в царствование Феодора Алексеевича (– 742). з) Рассуждение на поучение от правил. 88, I, 735–6. Так можно назвать послание, в отличие от других, применительно к первым словам его: «еже ми прислали поучение, от правил обравше – пишет Аввакум, – и о сем благодарю Бога» (– 735). Речь обращена к «полководцам» раскольнического «стада», но когда и куда писано послание, определить нельзя. Буквальная выдержка из этого послания приведена в раскольническом послании XVII века – ркп. Публ. библ. О. XVII, 37, как из послания, принадлежащего именно Аввакуму. и) Сказание о днях поста и мясоястия. V, 302 – 10. Некто В. Карпов на страницах «Библиографа» 1884, I, 8–9, высказал сомнение в принадлежности настоящего сочинения перу протопопа Аввакума. Н. И. Субботин говорит: «что сочинение это принадлежит Аввакуму, – в том не может быть сомнения, – особенно конец имеет все признаки Аввакумова авторства» (V, XXXI). Карпову кажется, что «слог сочинения слишком шаткий довод в таком случае». Правда, язык сочинения не всегда может решать вопрос об авторе его, но язык произведений Аввакума настолько характерен, что по нем легко узнать перо Аввакума, и мы, действительно, в данном случае узнаем его. Помимо этого, принадлежность данного сочинения Аввакуму доказывается из самого содержания его. Так, автор данного сочинения пишет: «Христос воста от мертвых в третий день и во ад сниде» (V, 307): это мудрование Аввакума (V, 347–8). Не говорим уже о том, что Аввакум имел повод писать наставление, следует ли поститься в субботу, так как его об этом спрашивали (V, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Получив внушение [от Ангела. – Изд.], вы день, а иногда и больше бываете в отрешенном состоянии и настроении. Другие не имеют этого и должны сами, как сумеют, восходить к такому состоянию, которое для всех обязательно. Сравните теперь, что выше: без труда полученное или трудом и потом достигнутое?.. И получите из сего побуждение к смирению себя пред всеми (3, с. 230). Положите себе за правило говорить сестрам всегда с материнским сердцем и доброхотностию; строго – без деспотства, снисходительно – без поблажек. И пред тем как говорить, молитвенно к Богу обращайтесь о вразумлении и даровании сил слову (3, с. 233). 8. О сестре, подпавшей искушению Что такое с N.N.? Очень жалею. Вы хорошо делаете, что матерински относитесь к ней и такую теплую являете о ней заботу. Да поможет ей Господь. Пусть держит в мысли притчу о блудном сыне. Отец, увидев возвращающегося сына... выбежал к нему: ни брани, ни укора... обнял сына и возвратил ему свое отеческое благословение. Раскаяние и твердое намерение стоять прочее добре всегда умилостивляет Господа. Пусть твердит: согрешила, не буду. И благодушно вступает в путь свой. Да избавит Господь впредь вашу обитель от таких потрясений. Сестрам тут хороший урок, чтоб не бросались без разбору в мирские соотношения (3, с. 234–235). 9. Об отношении к падшей сестре К N. вы отнеслись хорошо, как раз как мать. И доведите дело до конца и поставьте ее на ноги, чтобы потом прямо шла и смело шагала (3, с. 235). 10. Отзыв по делу управления монастырем Сестрам вы все же напоминаете о делах духовных, несмотря на их холодность к сему. Так и следует: какие-либо не внимают, а какие с усердием слушают и в сердце добрые намерения полагают (3, с. 238–239). С сестрами хоть строго вы поступили, но справедливо (3, с. 239)! 11. Об отношении к провинившимся сестрам Вы хорошо сделали, что мирно себя держите к сестрам, коих пришлось устранить из монастыря, – и молитесь о них. Враг их попутал, а Ангел Господень остепенит и исправит. Да даст им сие Господь по неизреченной милости Своей (3, с. 240). 12. Совет о непрестанном и усердном воздействии для преуспеяния всех сестер обители

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приведенное место служит превосходным комментарием известия Начальной Русской летописи под 6374 г. «Цесарю же отшедшю на Огаряны (Орифонта в Константине граде остави)… весть епарх посла к нему, яко Русь идет на Царьгород». Тогдашний епарх Никита Орифа, хорошо известный в Византийской летописи, был временным заместителем царя по случаю похода на агарян, в котором царь принял личное участие. 106 Ecloga. Lib. I-X. Basil. VII, 5: О παρχος τοις συγκλητικος απρσφορος δικαστς νευ διορισμο βασιλως. 110 Theophanis chronogr. Ed. de Boor. P. 239, 8: Εξερχσμνου αυτο… καθμενου εν τω χματι ηρξαντο αυτν υβρξειν και λιβανξειν… 111 Chron. paschale I. P. 588. Κρος προεβλΟη παρχος πραιτωρων κα Επαρχος πλεως, και προει μεν ως παρχος πραιτωρων ες την καροχαν των παρχων νεχρει δε καθμενος ες την καροχαν του παρχου , τς πλεως εκρατησεν γαρ τς δο αρχς επ χρνους τεσσρας, διτι καθαρς ην πνυ; ср.: Ρ. 571, 5; Theoph. P. 239. 114 Theoph. P. 150, 2: Τον επρχον εν τας συνξεσι κα εν τας λιτας ττε πενησεν κολου9 εν βασιλες… κα γνετο ες ε9 ος. 116 Ibid., 230, 20: Κα γανακτσας βασιλες κελεει Μουσωνω τω πρχω κρτη σαι τους τουποισαντας, κα κολσΟησαν. 117 Chronic, paschale. P. 608, 3: A­ πολυ3 να τινας συσχε9 ντας απ του παρχου της πλεως λι9 οβλους. 118 Ibid. Ρ. 571, 5: κη το πραιτριον Μοναξου παρχου πλεως απ του δμου– δια την ενδειαν του ρτου και σρη καρουατο… 119 Nicole. Le Livre du prefet ou Íedit de Íempereur Leon le Sage sur les corporations de Constantinople. Geneve, 1900. Memoires de l " Institut Genevois. T. XVIII; G e h r i g. Das Zunftwesen Constantinopels im zehnten Jahrhundert. Hilder-brands. Jahrbucher fur Nationalokonomie. Band 38. 1909; Stockle. Spatromische und byzantinische Zunfte. Leipzig, 1911. 120 Этому вопросу посвящена глава в книге: Stockle. S. 135. Zussammen-hang der spatromischen und byzantinischen Zunfte. 121 Отметим здесь ради курьеза совершенно нелепый латинский перевод греческого текста: о παιδοδιδσκαλος νομικς переведено Ludimagister pragmaticus! 122 Theoph. Chronogr. Ed. de Boor. 232: « Ε9 νος A­ βρων εχον τς κμας 6 πισ9 εν μακρς πνυ δεδεμνας πρανδοις. 123 Ρ. 30, § 3: Πασ η κοιντης του συστματος εν καιρ αγορς καταβαλλσ9 ω, κα9 ς επορε τις. κα οτως αναλγως ττ εκστου καταβολ κα διανομ παρ του ξρχου γινσΟω. Эта же статья встречается в уставах других двух корпораций (VI, § 8 и IX, § 3). Дословный перевод этой статьи: «Вся община в ярмарочное время облагается сбором согласно имуществу каждого, и сообразно с внесенной каждым долей производится екзархом раздел» – не дает ясного смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Svetilin, A. (1875) “Po povodu ‘Otveta’ g. Vladislavleva” [As for the “Answer” by Mr. Vladislavlev], Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniia. Ch. 179. S. 175–239. Svetilin, A. (1878) “Umerennyi materialism” [Moderate materialism], Khristianskoe chtenie 3/4. S. 561–584. Svetilin, A.E. (1880) Uchebnik logiki [Textbook of logic]. Izd. 5-e. SPb. Tsvyk, I.V. (2002) Dukhovno-akademicheskaia filosofiia v Rossii XIX v. (istoriko-filosofskii analiz) [Spiritual-academic philosophy in Russia of the nineteenth century (historical-philosophical analysis)]. M. Vasilii Velikii, svt. (2009) Tvoreniia: V 2 t. [Works in two volumes]. M. Zen’ko, Iu. M. (2009) Psikhologiia religii [Psychology of religion]. SPb. 1 Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. (историко-философский анализ). М., 2002. О Светилине, правда, кратко упоминает Ю.М. Зенько. См.: Зенько Ю. М. Психология религии. Спб., 2009. С. 94–95. 5 См.: Светилин А. Критические и библиографические заметки//Журнал Министерства народного просвещения. 1874. Ч. 174. С. 284 –298; Светилин А. По поводу «Ответа» г. Владиславлева//ЖМНПр. 1875. Ч. 179. С. 175–239. 7 Если не считать небольшого фрагмента, опубликованного в сборнике «Русская религиозная антропология». См.: Светилин А.Е. Из лекций по психологии. Седалище души//Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997. С. 179 –186. 21 [Светилин А.] Лекции по психологии, читанные студентам Санкт-Петербургской духовной академии в 1882–1883 учебных годах профессором А.Е. Светилиным: Копия с литографического материала, собственность П.П. Курицына, преподавателя Подольской духовной семинарии. С. 3–4. 22 [Светилин А.] Лекции по психологии, читанные студентам Санкт-Петербургской духовной академии в 1882–1883 учебных годах профессором А.Е. Светилиным: Копия с литографического материала, собственность П.П. Курицына, преподавателя Подольской духовной семинарии. С. 2–3. 25 «Наши мысли, желания, даже чувствования существуют не только в силу того, что существуют те или другие психические или физические состояния, к которым они относятся как к своим причинам, но так же и в силу того, что наша воля до- пускает их существование» (Там же. С. 8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

328. Aristotelis Politica IV (VII), 5, 1327 a 1. 329. Ср.: Кудрявцев O. B. Эллинские провинции Балкаиского полуострова во второй веке нашей эры. М., 1954. С. 9—10, 118—155, 229— 243; Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957. С. 278—293, 420—443. 330. Пер. М. Л. Гаспарова (Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972. С. 211). 331. Пер. М. Лозинского (Данте Алигьери. Божественная комедия. М. 1968. С. 336. Ст. 1-12). 332. Слово «латинянин» (Λατεινς) становится особенно одиозным в связи с политическими и конфессиональными конфликтами поздневизантийской эпохи; но уже в эпоху Римской империи оно использовалось грекоязычным населеиием восточныя провинций как способ отделить ненавистную этническую природу западною завоевателя от его славною имперскою имени «римлянин». (При таком снижающем употреблении слова «латинянин» отчетливо выступает функция слова «римлянин» как титула) Около 180 г. Ириней Лионский уже сближал слово «латинянин» с апокалиптическим «числом Антихриста» 666 (Adversus haereses V, 30, 3). 333. Ср.: Моммзен Т. История Рима. Т. 1. М., 1936. С. 812—814. 334. О влиянии римской «триумфалыюй тематики» на церковную символику в ранневизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись. 1971. С. 51; ср. также: Grabar А. L’empereur dans Рагтвлиянии римской «триумфалыюй тематики» на церковную символику в ранневизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись. 1971. С. 51; ср. также: Grabar А. L’empereur dans Part byzantin. Paris, 1936. P. 237—239.yzantin. Paris, 1936. P. 237—239. 335. De anathemate 3//PG. 48. Col. 949. 336. Suetoni Nero XXXII, 3. 337. Eusebii Pamphili Historia ecclesiastica IX, 9; Lactantii Firmiani De mortibus persecutorum XLIV. 338. Cp.: Hunger H. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist der.: Hunger H. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen. S. 74—96.yzantinischen. S. 74—96. 339. Pauli Silentiarii Descriptio S. Sophiae 257 sqq.; Corippi In laudem lustini carmen III, 167 sqq.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Католическая миссия в Китае своею численностью значительно превосходит японскую. По сведениям 1903 года, в ней числилось: католиков – 720,540, миссионерских станов – 734, патеров-миссионеров – 1,375 (в том числе европейцев 904, туземцев – 471), школ – 3,584, учащихся в них – 65,990, церквей и капелл – 4,054, пастырских семинарий – 47, воспитанников в них – 869, коллегиумов – 47, их питомцев – 2,263, сиротских домов – 239, живущих в них сирот – 26,825, сестер, ухаживающих в госпиталях за бедными больными – 959 (в числе их – 239 европеянок и 720 китаянок) 8 . Общее положение католической миссии в Азии по сведениям 1906 года представляется в таком виде: миссионерских станов – 1,938, миссионеров-патеров – 3,758 (в том числе европейцев – 2,359 и туземцев – 1,399), школ – 8,362, учащихся в них – 509,341, церквей и капелл – 6,967, пастырских семинарий – 79, учащихся в них – 1,630, коллегиумов – 79, живущих в них – 5,326, сиротских домов – 783, живущих в них – 2,069,300, госпиталей – 406, ухаживающих за больными сестер – 2,034, орденских братьев – 702, сестер – 988; обращенных в католичество туземцев – 10,062,736. Таких успехов, – по свидетельству историков, особенно протестантских, – католические миссионеры достигли небезупречными средствами. Часто, пользуясь покровительством европейских правительств, они употребляли насилие; иных привлекали к себе подарками и несбыточными обещаниями; а нередко прибегали к таким недостойным христианского миссионера средствам, как ложь, обман, интриги. Рассказывают, напр., об иезуитском миссионере Роберте де Нобили, обратившем в католичество более 30,000 индийцев, что он все время выдавал себя им за брамана и под видом пятой книги Вед распространял между ними учение католической церкви. Об этом знали и папа, и конгрегация пропаганды. Маттео Риччи, около 30 лет миссионерствовавший в Китае, уверял новообращенных, что китайцы, приняв католичество, могут оставаться верными культу предкопочитания, могут приносить жертвы и поклоняться статуям Конфуция, которого он причислил к ветхозаветным пророкам и даже отождествил с Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010