По окончании конклава И. П. обратился к кардиналам с речью, изложив основные задачи, к-рые он считал нужным решить на Папском престоле: продолжение церковных преобразований в духе решений II Ватиканского Собора, обновление католич. Церкви в связи с нуждами совр. мира, содействие христ. единству, деятельность по укреплению мира и справедливости между народами. 4 марта 1979 г. папа выпустил 1-ю энциклику «Redemptor hominis» , где среди целей понтификата обозначил защиту идей христ. гуманизма и прав человека (Redemptor hominis. 8). Следуя утвержденному на II Ватиканском Соборе принципу коллегиальности, И. П. подчеркнул, что «пути обновления» католич. Церкви будут вырабатываться им совместно с «единодушной позицией епископской коллегии» в форме синода епископов. За время понтификата И. П. провел 6 общих ассамблей Всемирного синода епископов (в 1980, 1983, 1987, 1990, 1994 и 2001) и 1 чрезвычайную ассамблею (в 1985 в связи с 20-летием окончания II Ватиканского Собора), а также ввел в практику проведение специальных (национальных и региональных) ассамблей синода епископов - Нидерландов (1980), Европы (1991 и 1999), Африки (1994), Ливана (1995), Америки (1997), Азии (1998), Океании (1998). Итоги большинства синодов сформулированы И. П. в 13 постсинодальных апостольских обращениях: «Catechesi tradendae» от 16 окт. 1979 г. (по итогам IV ассамблеи синода епископов 1977) - о совр. формах катехизации; «Familiaris consortio» от 22 нояб. 1981 г.- о задачах христ. семьи; «Reconciliatio et paenitentia» от 2 дек. 1984 г.- о совр. понимании греха и о покаянии; «Christifideles laici» от 30 дек. 1988 г.- о призвании и миссии мирян; «Pastores dabo vobis» от 25 марта 1992 г.- о подготовке священников в совр. условиях; «Ecclesia in Africa» от 14 сент. 1995 г.- о деятельности по евангелизации Африки к 2000 г.; «Vita consecrata» от 25 марта 1996 г.- о современной миссии институтов посвященной жизни ; «Une esperance nouvelle pour le Liban» от 10 мая 1997 г.- о совр. ситуации в католич. Церкви Ливана; «Ecclesia in America» от 22 янв. 1999 г.- о путях обращения Америки, общности и солидарности американских католиков; «Ecclesia in Asia» от 6 нояб. 1999 г.- о христианской миссии любви и служения в Азии; «Ecclesia in Oceania» от 22 нояб. 2001 г.- о христианской жизни народов Океании; «Ecclesia in Europa» от 28 июня 2003 г.- о Христе как источнике надежды для Европы; «Pastores Gregis» от 16 окт. 2003 г.- о современном служении епископов.

http://pravenc.ru/text/471418.html

В авг. 1976 г. баасисты потребовали от коммунистов прекратить критику правительственного курса вне рамок ПНПФ. В мае 1978 г. по обвинению в ведении коммунистической пропаганды в вооруженных силах была казнена группа военнослужащих. В кон. лета - нач. осени власти запретили распространение коммунистической периодики, а в дек. подвергли репрессиям первичные организации партии. В марте 1979 г. ЦК ИКП отозвал своих представителей из ПНПФ и правительства и заявил о переходе на нелегальное положение. Несмотря на восстановление в 1972 г. дипломатических отношений с США, главным направлением ирак. внешней политики стало противодействие кэмп-дэвидской политике. Осенью 1978 г. на Совещании глав гос-в и правительств арабских стран в Багдаде было принято решение о предоставлении регулярной финансовой помощи Сирии, Иордании и Организации освобождения Палестины. После египетско-израильского мирного договора, заключенного в марте 1979 г., И. выступил с инициативой введения против Египта политических и экономических санкций. В то же время нормализовались отношения И. с монархиями в Персидском зал. В июле 1975 г. И. подписал с Саудовской Аравией соглашение о разделе нейтральной зоны и об окончательной демаркации границы, а в 1977 г. отказался от территориальных притязаний к Кувейту и вывел свои войска из спорных районов. В эти годы на долю ведущих капиталистических гос-в приходилось ок. 90% всего внешнеторгового оборота страны. По объему хозяйственного сотрудничества с Общим рынком и Японией И. следовал на Ближ. Востоке сразу после Саудовской Аравии. В июле 1979 г. аль-Бакр сложил с себя все полномочия в пользу Хусейна, к-рый к тому времени уже неск. лет осуществлял фактическое руководство страной. Вскоре после этого в Багдаде было объявлено о раскрытии заговора, якобы ставившего целью свержение нового руководства. Специально созданный трибунал приговорил 20 его участников, в их числе 5 членов СРК, к смертной казни, а ряд высокопоставленных партийных и гос. деятелей - к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Ивановский В. Рожер Бэкон// Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. –  Вып. I V. Клемешов А.С. Виды опыта и историческое знание у Роджера Бэкона//Историческое знание и интеллектуальная культура: Материалы науч. конф. Москвы, 4–6 дек. 2001 г. М., 2001. Ч. 1 Клемешов А.С. Учение о " государстве верных " Роджера Бэкона//Общественная мысль в контексте истории культуры: Сб. в честь А. Э. Штекли. – М. : Наука, 2004. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения/Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.   Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.   Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.  Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М.: Наука. 1979. Рабинович В.Л. Стиль творческого мышления как предмет исторической психологии//Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971. Рабинович В.Л. Теоретическое предвидение и его интерпретация. По алхимическим трактатам Роджера Бэкона//Научное открытие и его восприятие. – М., 1971. Рабинович В.Л. Ученый средневековья: Психологический очерк//Научное творчество. – М., 1969. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.435–437. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.   Рейдемейстер К. Доктор Мирабилис//Знание – сила. – 1955. – 6. Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии./Пер. с англ. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 5). Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.325–335.

http://bogoslov.ru/person/3087169

Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 16.06.1982 еп. Калужский и Боровский; с 20.07.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 27.10.1990 на покое; с 27.03.1991 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии, настоятель подворья РПЦ в Карловых Варах; с 27.12.1995 освобожден от обязанностей настоятеля подворья РПЦ в Карловых Варах; с 17.02.1997 на покое. Илия (Бабин) в 1929 г. хирот. во еп. Кудымкорского, вик. Пермской епархии; † 9.04.1931. Илия-Мар (Геваргизов) с 1914 г. еп. Супругамский и Урмийский; с 1921 г. в РПЦЗ; † 1928. Иннокентий (Бобцов) 5.12.1920 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иннокентий (Бусыгин) в 1920 г. упом. как еп. Каменский, вик. Донской епархии; с дек. 1925 г. в «григорианском» расколе. Иннокентий (Васильев) 26.01.1992 хирот. во еп. Хабаровского и Благовещенского; с 28.12.1993 еп. Хабаровский и Приамурский; с 18.07.1995 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 11.10.1996 еп. Читинский и Забайкальский. Иннокентий (Зельницкий) 30.01.1949 хирот. во еп. Винницкого и Брацлавского; с 27.12.1951 еп. Курский и Белгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 8.12.1958 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.03.1961 архиеп. Архангельский и Холмогорский; с 16.11.1962 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 10.03.1968. Иннокентий (Клодецкий) 14.06.1931 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 30.12.1931 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 22.11.1933 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 6.09.1934 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 1935 г. в заключении; расстрелян в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Предположительно, Н. К. прибыл в Падую и приступил к занятиям в ун-те в кон. 1418 г. Документально его пребывание здесь в качестве студента фак-та церковного права засвидетельствовано 2 дек. 1420 г., т. к. этим днем датирована сохранившаяся в городском архиве долговая расписка, в к-рой он упоминается как свидетель. Из 2 др. расписок, датированных 8 дек. 1422 г. и 12 апр. 1423 г., известно, что Н. К. по распространенной средневек. практике квартировал вместе с несколькими др. студентами в доме своего учителя Просдоцима де Комитибуса (итал. де Конти; 1370-1438), проф. церковного права Падуанского ун-та (см.: Sambin. 1979). В этот период Просдоцим, происходивший из благородной семьи и имевший славу блестящего юриста и лектора, занимал ведущее положение на фак-те церковного права и был самым влиятельным человеком в Падуанском ун-те. Н. К. имел возможность общаться с Просдоцимом не только в учебной, но и в неформальной домашней обстановке, что способствовало формированию у Н. К. связей с членами корпорации Падуанского ун-та и посещавшими именитого преподавателя гостями. Вероятно, Н. К. также работал в богатой домашней б-ке Просдоцима, где помимо множества книг по церковному и светскому праву находились сочинения Цицерона, Аристотеля , Петра Ломбардского , Фомы Аквинского , Бонавентуры и мн. др. О признательности и благодарности, которые Н. К. испытывал по отношению к Просдоциму, свидетельствует сохранившаяся рукописная тетрадь, содержащая лекции Просдоцима по 2-й книге декреталий с многочисленными пометками Н. К. (Cusan. 220. Fol. 152r-276v; анализ содержания см.: Krch á k. 1962). Частично эти пометки (в число к-рых входят даже довольно талантливые зарисовки мужских и женских профилей) являются студенческим конспектом; на это указывает дата на полях - 12 апр. 1423 г. (Cusan. 220. Fol. 241r). Др. часть пометок была сделана позднее, по-видимому, при повторном обращении Н. К. к тексту лекций Просдоцима. В их числе встречается запись: «Просдоцим Комес, мой господин и исключительный отец» (Cusan. 220. Fol. 189v; ActaCus. Bd. 1. S. 5. N 15; также см.: M ü ller. 2013. S. 69-72, 188).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

1973) по прекращению военных действий и осуществлению практических шагов к «справедливому и прочному миру на Ближ. Востоке». В дек. 1973 г. в Женеве была созвана мирная конференция по Ближ. Востоку, после к-рой удалось развести войска И. и Египта (янв. 1974), затем И. и Сирии (май 1974). И. отвел войска к востоку от Суэцкого канала, после чего в буферной зоне между егип. и израильскими войсками были размещены подразделения сил ООН. В 1974 г. И. также вывел войска из ряда районов Голанских высот, включая г. Эль-Кунейтра. В апр. 1974 г., после обнародования доклада комиссии Ш. Аграната о причинах неподготовленности И. к «Войне Судного дня», премьер-министр Голда Меир вынуждена была подать в отставку. В июне 1974 г. во главе правительства встал И. Рабин (также принадлежавший к партии «Авода»), занимавший в разные годы посты начальника генштаба и посла И. в США. В 1975 г. правительство Рабина подписало с Египтом соглашение по Синаю, к-рое было первым в истории И. политическим договором с араб. страной. В 1977 г. состоялся визит в И. егип. президента Садата. В результате ряда двусторонних договоренностей, большую роль в достижении к-рых сыграла международная дипломатия, в первую очередь США, 17 сент. 1978 г. И. и Египет подписали Кэмп-Дэвидские соглашения, а 26 марта 1979 г. в Вашингтоне - двусторонний мирный договор. Стороны договорились, в частности, об эвакуации израильских войск и поселений с Синайского п-ва, И. обязывался начать переговоры по созданию Палестинской автономии. Через год между 2 странами были установлены дипломатические отношения. Прорыв на егип. направлении сопровождался для И. ликвидацией его особых отношений с Ираном, где в 1979 г. произошла исламская революция, и страна оказалась в авангарде антиизраильских настроений на Ближ. и Ср. Востоке. Еще в 1973 г. дружественные отношения с И. разорвала Эфиопия, следуя общеафрикан. политике и сделав выбор в пользу СССР во внешнеполитической ориентации. С созданием в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) и признанием ее международным сообществом в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/293910.html

7. Там же, с. 312. 8. Там же, с. 313. 9. Геннадий Шиманов, " Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. Открытое письмо " , 15 283 июля, 1976. 10. Последующие страницы в значительной степени основаны на статье автора этой книги " The Christian Committee for the Defence of Believers " Rights in the USSR " , RCL, vol. 8, 4 (1980), pp. 279-91. 11. Декларация при основании Христианского комитета, 27 дек. 1976. 12. Копия сообщения посетителя хранится в архиве Кестонского колледжа. 13. Там же. 14. Начиная с 13, " Материалы " печатались в: DCCDBR Publications, Glendale, California, перевод осуществлялся в: Society for the Study of Region under Communism, California (Общество по изучению религии при коммунизме). 15. DCCDBR, vol. 1, p. 22, and pp. 23-6 (неразборчиво) 23 июня 1977; AC, 3143. , 16. DCCDBR, vol. 1, pp. 30-5. 17. DCCDBR, vol. 1, pp. 37-8. 18. DCCDBR, vol. 2, pp. 1S9-63. 19. DCCDBR, vol. 5, part 2. ; 20. DCCDBR, vol. 7, pp. 922-6. 21. DCCDBR, vol. 10, pp. 1007-10. 22. " Русская мысль " , 27 сент. 1979, с. 4. 23. Эти документы распределяются следующим образом: православные – 1S4 документа (20 за подписью Христианского комитета); баптисты-инициативники – 100 (5 за подписью комитета); пятидесятники – 25 (5 за подписью комитета); баптисты-инициативники и пятидесятники (большей частью – об эмиграции) – 17 (5 за подписью комитета); адвентисты седьмого дня – 37 (3 за подписью комитета); католики – 49, почти все из Литвы, но есть и из Молдавии (1 за подписью комитета); православные грузины – 5 (3 за подписью комитета); евреи – 2 (оба за подписью комитета); разные документы – 16 (2 за подписью комитета). Документы последней группы относятся также к вопросам, не связанным с религией. Главным образом это обращения в защиту арестованных членов Хельсинкской группы, помогавших верующим. 24. DCCDBR, vol. I, p. 20, and vol. 2, p. 170. 25. Alan Scarfe, " Dismantling a Human Rights Movement: A Romanian Solution " , RCL, vol. 7, 3 (1979), pp. 166-70. (О радиопередачах Скарф, однако, не упоминает.)

http://religare.ru/2_89412_1_21.html

Кроме того, М. традиционно атрибутируются Акты сир. мучеников (изд.: ActaSS Orient. T. 1. P. 1-215; Bedjan. Acta. T. 2. P. 57-396). Бóльшая часть данного собрания была переведена на арм. язык Авраамом Зенакским в 454-463 гг.; перевод некоторых разделов был выполнен позднее др. лицами (подробнее см.: Тер-Петросян 1974; Он же. 1976; Idem (Ter-Petrossian). 1979). Вполне вероятно, что М. также дополнил Сирийский мартиролог, содержащий имена как западных, так и вост. святых, списком персид. мучеников (изд. сир. текста и франц. пер.: PO. T. 10. Fasc. 1. P. 11-26). Данный мартиролог входит в состав рукописи, созданной в Эдессе в нояб. 411 г. (Brit. Lib. Add. 12150. Fol. 251v - 254r), и представляет собой перевод на сир. язык греч. текста, составленного не позднее 360 г. Если основная часть Сирийского мартиролога - это календарь с именами мучеников с дек. по нояб., то в дополнении последовательно перечислены т. н. первые мученики, епископы, священники и диаконы (см. ст. Мартиролог ). Почитание Первоначально М. был погребен в Майферкате. Впосл. его мощи были перенесены в мон-рь Дейр-эс-Суриан (Вади-эн-Натрун, Египет), где раку с ними видел французский путешественник Ш. С. Соннини в 1778 г. ( Sonnini C. S. Travels in Upper and Lower Egypt, undertaken by Order of the Old Government of France. L., 1800. P. 365). Имя М. достаточно редко встречается в сир. календарях. Одним из немногих исключений является поздний яковитский календарь из Алеппо (не ранее XIII в.), в к-ром его память помещена под 3 окт. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 63); встречается также память под 17 февр. ( Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 137). В византийских Синаксарях М. упоминается под 16 и 17 февр. (SynCP. Col. 469-470); под 16 февр.- в копто-арабском (22 амшира; SynAlex. Vol. 3. P. 841-842) и армянском (10 мехекана; PO. T. 21. Fasc. 1. P. 57-58) Синаксарях. В «Повествовании» в качестве даты памяти М. указано 17 февр., в Житии из Императорского Минология - 28 февр. ( Noret. 1973. P. 80). В средневек. лат. мартирологах имя М. не встречается. Лишь в Римском Мартирологе (1584), подготовленном кард. Цезарем Баронием , М. упомянут под 4 дек. (MartRom. Comment. P. 564-565).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

С. Вышиньского рекомендовал лидерам «Солидарности» вступить в переговоры с новым Председателем Совета министров Польши В. Ярузельским. Поддержка польской оппозиции воспринималась многими как причина покушения на И. П. 13 мая 1981 г., во время его общения с паломниками на площади св. Петра, член тур. неофашистской террористической орг-ции «Серые волки» Мехмет Али Агджа дважды выстрелил в папу, ранив его в живот и в руку. После 5-часовой операции в рим. клинике «Джемелли» жизнь И. П. удалось спасти, но полное выздоровление произошло лишь через 4 месяца. Несмотря на объявленное папой прощение Агджи, он был приговорен к пожизненному заключению (в июне 2000 амнистирован по просьбе папы). 27 дек. 1983 г. И. П. навестил Агджу в тюрьме, еще раз сообщив о его полном прощении. О намерении совершить покушение Агджа заявлял еще накануне визита И. П. в Турцию (нояб. 1979). В ходе расследования нек-рые обстоятельства подготовки этого покушения указывали на связь Агджи с посольством Болгарии в Риме, что дало основания предполагать и его связь с болгарскими спецслужбами, якобы действовавшими по указанию КГБ СССР. Однако впоследствии «болгарский след» в деле Агджи был опровергнут как решением суда, так и самим папой Римским (2002); подлинные мотивы Агджи до настоящего времени остаются неясными. Проходя курс лечения и реабилитации, И. П. работал над энцикликой по социальным вопросам «Laborem exercens», выпущенной 14 сент. 1981 г. В качестве важных аспектов человеческого труда папа указал «солидарность трудящихся» в форме «соответствующих объединений», благодаря которой «трудящиеся могут изменять условия труда и объем заработной платы. Они могут также оказывать влияние и на социальное законодательство», что в итоге способствует осуществлению социальной справедливости (Laborem exercens. 8). С одобрения папы в нояб. 1981 г. новый примас католич. Церкви в Польше кард. Юзеф Глемп выступил посредником в переговорах польск. властей с «Солидарностью» о всенародном референдуме. Однако под давлением СССР Ярузельский прекратил переговоры и 13 дек.

http://pravenc.ru/text/471418.html

С 1965 г. З. являлся сотрудником редакции Старообрядческого церковного календаря, издававшегося РГСО, московскими поморской и Преображенской общинами и Высшим старообрядческим советом в Литовской ССР. В Календаре он вел рубрику «Памятные даты». З. был погребен, согласно завещанию, на старообрядческом кладбище в Резекне. В кон. XX в. РГСО переиздала довоенные работы З.: «Учебник по Закону Божию для старообрядцев» (1989 и др.), «История Церкви Христовой» (1990 и др.), «О старообрядцах г. Риги» (1993), ж. «Родная старина». В февр. 1999 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения З. старообрядцами разных поколений, в т. ч. бывшими участниками кружка ревнителей рус. старины, было создано культурно-просветительное об-во им. И. Н. Заволоко, переименованное в 2002 г. в староверческое об-во им. И. Н. Заволоко. Об-во издает газ. «Меч духовный», при нем организован староверческий любительский хор «Грезн». Большое значение об-во придает работе по собиранию и изучению наследия З. Весной 2004 г. в Риге открылась фотовыставка, посвященная памяти З. 16-17 дек. 2005 г. и 14-15 дек. 2007 г. в столице Латвии прошли I и II международные Заволокинские чтения, организованные об-вом им. И. Н. Заволоко. Соч.: Странник, идущий в гору. Рига, 2004 [сб. ст. З. из Старообрядческого церк. календаря]. Лит.: Малышев В. И. Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума: (Мат-лы для биографии)//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 380-385; он же. О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия)//Slavia. Praha, 1959. Ro. 28. Seš. 1. S. 69-72; Маркелов Г. В. Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 377-387; он же. Из истории собрания И. Н. Заволоко//Там же. 1980. Т. 35. С. 439-445; Куандыков Л. К. Рукопись 3 из собр. И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 121-135; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей//Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174-200; Мекш Э. Б. И. Н. Заволоко - подвижник старообрядчества в Латвии//RES. 1997. T. 69. Fasc. 1/2. С. 89-98; Памяти Заволоко И. Н.: Сб. ст. и мат-лов, посвящ. 100-летию И. Н. Заволоко. Рига, 1999 [Библиогр.: С. 153-161]; Духовный собеседник: Светлой памяти И. Н. Заволоко: Фотоальбом. Рига, 2002; Пономарёва Г. М., Шор Т. К. Г. Е. Фролов и И. Н. Заволоко: История духовного общения (1927-1930)//Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сб. ст. к XIV междунар. съезду славистов. М., 2008. С. 268-279; Ржоутил М. И. Н. Заволоко в Праге: Штрихи к биографии//Старообрядчество в России: (XVII-XX вв.). М., 2009. Вып. 4 (в печати).

http://pravenc.ru/text/182443.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010