И об этом не умолчали пророки, но задолго предсказали так: « голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет » (Иер. 31:15; Мф. 2:18). Также и о возвращении Его из Египта ими было предсказано в словах: « из Египта воззвал Я Сына Моего » (Ос. 11:1). Предсказано было и то, что Христос вскоре по явлении Своем в открытых местах будет совершать знамения и учить. Послушай, что говорит Исаия: « земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет » (Ис. 9:1–2; Мф. 4:15–16); этим он указывает на явление и учение Господа в тех местах, и на исповедание, произведенное в людях чудесами Его. Далее изображает пророк и другие чудеса и говорит, как Он будет исцелять хромых, врачевать слепых, делать говорящими немых: « тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь » (Ис. 35:5–6). Таких чудес никогда не было до пришествия Христова. О некоторых знамениях в частности пророки также предсказали. Например, когда Иисус входил в храм, дети, еще молоком питавшиеся и неумевшие членораздельно говорить, воспели Ему священные песни, восклицая: « осанна в вышних, благословен грядущий во Имя Господне » (Матф. 21:9). Это пророк задолго предсказал в словах: « из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя » (Пс. 8:3). Видишь ли, как дети невинные и не имеющие членораздельного голоса, вопреки своей природе, прославляют Создателя и возглашают апостольское благовестие? 4. Часто, беседуя с иудеями, по причине жестокосердия их Господь о многом говорил прикровенно, в загадочных выражениях и притчах, о чем также задолго было предсказано: « открою уста мои в притчах, произнесу гадания из древности » (Пс. 77:2). И премудрость бесед Его задолго предвозвестил пророк в словах: « благодать излилась из уст Твоих » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  Кондак, глас 4: Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово родшую. Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Амрафема, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых [ 1 ], и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина [ 2 ]. Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену — Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства [ 3 ] не только от соперницы своей — Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом [ 4 ], чтобы рукою первосвященника Илия [ 5 ] приносить жертву Господу Богу Вседержителю [ 6 ]. И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешении своего любящего мужа (1 Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет: — Господи Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его. Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

апр. 5) Не без того, конечно, бывает, молодые иноки, что вы нет-нет, да и вспомните о мире, который оставили Христа ради. Что же, как вы думаете, при воспоминании о нем радоваться вам нужно или печалиться о том, что вы оставили его? Не знаем вполне этого, но думаем, что скорее же радоваться должны; а почему, то сейчас откроем вам. Когда авва Серапион пришел к преподобному Марку Фраческому, который провел в пустыне девяносто пять лет; тогда, остановившись у входа в пещеру, где жил Марк, Серапион услышал, что преподобный стихословил Псалтирь и говорил из псалма 89-го: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ) и прочее псалма того. Затем, окончивши чтение Псалтири, Марк стал говорить самому себе так: «Блаженна душа твоя, Марк, потому что она не осквернилась нечистотами мира сего и потому что ум твой не был пленен скверными помыслами. Блаженно тело твое, ибо не увязло оно в похотях и страстях греховных. Блаженны очи твои, которых дьявол не мог прельстить зрением чужой красоты. Блаженны уши твои, поскольку не услышали ни голоса, ни вопля женского в суетном мире. Блаженны органы обоняния твоего, ибо не обоняли неприязненного смрада греховного. Блаженны руки твои, поскольку не прикоснулись ни к одной из чужих вещей. Блаженны ноги твои, ибо не ходили по путям, ведущим к смерти, и стопы твои, ибо не подвигались на грех. Блажен ты, Марк, потому что душа твоя и плоть твоя исполнились духовной жизни и освятились чистотою ангельскою». И затем преподобный уже начал восклицать: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его!» ( Пс.102:1–2 ). Зачем скорбишь, душа? Не бойся, не будешь удержана в темницах адовых, и бесы не посмеют оклеветать тебя, ибо, по милости благодати Божией, нет в тебе порока греховного. «Ополчится, – сказано, – Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их Господь». Блажен раб, сотворивый волю Господа Своего!» Из этих слов преподобного Марка очевидным становится, что и вы, молодые иноки, при воспоминании о мире не печалиться, а радоваться должны тому, что его оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Для этого внимать должны мы, христиане, сему новому рождению и, ветхого отрекшись, сему следовать. 1) Апостол говорит: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» ( Рим 6:2 ). Умереть для греха – значит не слушать его и не делать, что он хочет. «Что значит быть мертвым для греха? То, чтобы ни в чем не слушать его в дальнейшем», – говорит святой Иоанн Златоуст на это слово апостольское (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Ибо как мертвый не слушает и не делает ничего, что ему ни говоришь и ни повелеваешь, так и христианам, как умершим для греха, не должно его ни в чем слушать, к чему он ни прельщает. И сие-то значит «попечения о плоти не превращать в похоти " ( Рим 13:14 ); похоти плотские не совершать, плоть распинать со страстями и похотями ( Гал.5:16, 24 ), и прочее. А отсюда видим, что и жить для греха не что иное значит, как делать то, чего он хочет, и повеление его слушать и исполнять. Например, грех склоняет и убеждает человека или к блуду, или к гневу и злобе, или к хищению, или другому какому злодеянию. Когда человек делает так, то и слушает его, живет для него, и как раб повинуется и служит ему, по учению Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ). Из этого следует, что тот, кто живет для греха, жить для Бога не может. Ибо жить для Бога или для греха – это значит слушать Бога или грех, как сказано. А поскольку Бог и грех противное повелевают, то и не слушает тот Бога, кто слушает греха, следовательно, и не живет тот Богу, кто живет греху. Так всякий грешник, прихоти греховные исполняющий, мертв перед очами Божиими, ибо не слушает Слова Божия, как мертвец, телом умерший, не слушает голоса человеческого. Хотя и живет телом, но духом мертв. Ибо не напрасно сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» ( Еф.5:14 ). Ибо не к мертвецу, телом умершему, бездушному трупу, но к грешнику, во гробе греховном лежащему, говорится: «Воскресни из мертвых». О, сколько живых мертвецов пред Богом имеется, это апостольское слово учит нас. Ибо живые мертвецы – все те, которые истинного покаяния не приносят, но по своим прихотям живут.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

(10) Буду хвалить Тебя между народами, о Господь, прославлять среди племен, (11) ибо велико – до небес – милосердие Твое, до небесных высот истина Твоя. (12) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя! 58. (1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби! Давида золотой венец. (2) Подлинно ли правду говорите вы, справедливо ли судите, сыны (3) Также и в сердце неправду вы творите на земле, оправдываете злодеяния рук (4) С самого рождения отступают злодеи, от утробы матери заблуждаются говорящие ложь. (5) Я у них – подобен яду змеи, [яду] глухого аспида, который затыкает ухо свое (6) и не слышит голоса заклинателей, даже самого искусного в заклинаниях. (7) Всесильный! Сокруши зубы во рту у них, клыки львов разбей, о Бог! (8) Растают они, словно вода, пройдут; когда напрягут они будут как переломленные. (9) Пропадут они, словно распускающаяся улитка, не увидят солнца, как выкидыш у женщины. (10) Прежде, чем терниями станут нежные колючки, словно [человек] здоровый в гневе, буря искоренит их. (11) Возрадуется праведник, когда увидит возмездие, стопы свои омоет в крови (12) И скажет человек: «Все-таки есть плод у праведника! Все-таки есть Всесильный, Судья на земле!». 59. (1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби! Давида золотой венец, когда Шауль послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. (2) Избавь меня от врагов моих, Всесильный мой! От восстающих на меня защити меня! (3) Избавь меня от творящих неправду, спаси меня от людей кровожадных! (4) Ибо вот, устроили они засаду для души моей, собираются на меня сильные – не за преступление мое и не за проступок мой, о Бог. (5) Без вины [моей] сбегаются и готовятся. Воспрянь на помощь мне и смотри. (6) Ты, Бог, Всесильный [Бог] воинств, Всесильный [Бог] пробудись помянуть все народы, не щади никого из изменников, [совершающих] беззаконие, вовек! (7) Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг (8) Вот, голос подают пастями своими, в устах их мечи. «Ибо, – [думают они], – кто слышит?». (9) Но Ты, Бог, смеешься над ними, глумишься над всеми язычниками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(11) Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, говоря мне весь день: «Где Всесильный твой?». (12) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] – спасение для лица моего, [Он] – Всесильный мой. 43. (1) Суди меня, Всесильный, вступись в тяжбу мою с народом неблагочестивым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, (2) ибо Ты – Бог крепости моей. Зачем Ты отринул меня? Зачем я хожу будто сумеречный из-за притеснений врага? (3) Пошли свет Твой и истину Твою – они будут меня вести, приведут меня на святую гору Твою, в обители Твои. (4) И подойду я к жертвеннику Всесильного, к Богу веселья и радости моей, и буду благодарить Тебя на арфе, Всесильный, Всесильный [Бог] мой! (5) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] – спасение мое и Всесильный мой. (1) Руководителю [музыкантов]. Сынов Кораха наставление. (2) Всесильный! Ушами своими мы слышали, отцы наши рассказывали нам о деле, которое совершил Ты в их дни, в дни древние: (3) Ты рукой Своей выдворил народы, а [этих] сокрушил Ты народы и изгнал их. (4) Ибо не мечом своим приобрели они землю, не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя и свет лика Твоего, ибо Ты благоволил к ним. (5) Ты – тот же царь мой, Всесильный! Пошли спасение (6) С Тобой израним врагов наших, именем Твоим растопчем восстающих на нас. (7) Ибо не на лук мой я надеюсь, и не меч мой спасет меня. (8) Ибо Ты спасаешь нас от врагов наших, срамишь ненавидящих нас. (9) Всесильного мы славословим целый день, и имя Твое благодарим вовек, – (10) даже [когда] Ты отринул нас и посрамил, не выходил с войсками нашими, (11) [когда] обратил нас в бегство от врага, ненавидящие нас грабили наше [достояние], (12) [когда] отдал Ты нас, как овец, на съедение, рассеял нас между народами; (13) [когда] без выгоды Ты продал народ Свой, не возвысил цены его; (14) [когда] отдал Ты нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание [живущим] вокруг нас; (15) [когда] Ты сделал нас притчею между народами, иноплеменники покачивают головой; (16) всякий день посрамление мое предо мною, стыд покрывает лицо мое (17) от голоса поносителя и обидчика, от лица врага и мстителя: (18) все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не изменили союзу с Тобой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

1 В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда он убегал от Саула в пещеру. 2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня; ибо на Тебя надеялась душа моя и на тень крыльев Твоих буду надеяться, пока не пройдет беззаконие. 3 Воззову к Богу вышнему, Богу, благотворящему мне. 4 Ибо Он ниспослал с небес и спас меня, предал поношению унижающих меня: послал Бог милость Свою и истину Свою 5 и избавил душу мою из среды молодых львов. Я лежал в смущении. Сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч. 6 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя! 7 Они приготовили сеть ногам моим и согнули душу мою: выкопали пред лицом моим яму, и упали в неё. 8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: воспою и пою во славе моей. 9 Возстань, слава моя, возстаньте, псалтирь и гусли! Возстану рано, 10 исповедаю Тебя, Господи, среди народов, воспою Тебе среди племен. 11 Ибо возвеличилась до небес милость Твоя и до облаков – истина Твоя. 12 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя! Псалом 57 1 В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. 2 Если вы истинно правду говорите, то по правде судите, сыны человеческие. 3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земле: неправду руки ваши сплетают. 4 Удалились грешники от ложесн, заблудились от чрева матери, говорили ложь. 5 Ярость их подобна змеиной, как у аспида глухого и затыкающего уши свои, 6 который не слушает голоса заклинателей, когда подвергаясь заклинанию, заклинается искусным. 7 Бог сокрушил зубы их в устах их: челюсти львов сокрушил Господь. 8 Уничтожатся, как вода мимотекущая: Он натянет лук Свой, доколе не изнемогут. 9 Как растаявший воск, они пропадут: пал огонь, и они не увидели солнца. 10 Прежде, нежели вырастут ваши тернии в терновник, Он как бы живых, как во гневе, поглотит их. 11 Возвеселится праведник, когда увидит отмщение: руки свои омоет в крови грешника. 12 И скажет человек: итак, есть плод для праведника, итак, есть Бог, творящий им суд на земле! Псалом 58 1 В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

6 Вознесись выше небес, Боже, всей земле яви славу Твою! 7 Они приготовили сеть ногам моим, и поникла душа моя, Вырыли предо мной яму, но сами упали в неё. () 8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и играть! 9 Проснись, слава моя, проснитесь, псалтирь и гусли, проснусь и я на рассвете; 10 И буду славить Тебя, Господи, среди народов, буду петь Тебе среди племён; 11 Ибо до небес велика милость Твоя и верность Твоя – до облаков. 12 Вознесись выше небес, Боже, всей земле яви славу Твою!  Псалом 57 (58) 1 Начальнику хора. На мелодию «Аль-ташхет». Песнь Давида. 2 Подлинно ли верны ваши приговоры и справедлив ли суд ваш, сыны Адама? 3 Ибо в сердце вы замышляете беззакония, с жестокостью управляют землёй руки ваши. 4 От самого рождения отступают нечестивые, от чрева матери заблуждаются, говорят ложь; 5 Злоба их – как у змеи, как у кобры глухой, затыкающей уши свои 6 И не слышащей голоса заклинателей, как бы искусно они ни заклинали. 7 Боже, сокруши зубы в их устах, разбей, Господи, челюсти львов! 8 Да исчезнут они, как вытекающая вода; да иссохнут, как затоптанная трава! 9 Да истребятся они, как тающий воск; да падёт на них огонь, чтобы не видеть им солнца! 10 До того, как огонь от хвороста нагреет ваши котлы, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь! 11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение нечестивым, умоет руки свои в крови грешника. 12 И скажет человек: «Подлинно, есть награда праведным! Воистину, есть Бог, судящий им на земле!» Слава Псалом 58 (59) 1 Начальнику хора. На мелодию «Аль-ташхет». Песнь Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы убить его. 2 Спаси меня от врагов моих, Боже, от восставших на меня защити меня! 3 Избавь меня от делающих беззаконие, спаси от мужей, жаждущих крови! 4 Хотя нет во мне беззакония и нет греха во мне, Господи. 5 Без вины моей сбегаются и собираются; взгляни на это и приди помочь мне! 6 Господи, Боже сил, Ты – Бог Израиля, Восстань, чтобы наказать все народы, никого из беззаконных не щади! () 7 Каждый вечер возвращаются они,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

I. 2. Небеса поведают славу БОЖИЮ, творение-же руку Его возвещает твердь! 2. Небеса поведают славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь! 3. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. 3. День дню выдыхает (сказывает) слово, и ночь ночи открывает разумение (возвещает ведение). 4. Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их. 4. Нет (таких) речей, и нет таких слов, в которых не были бы слышны голоса их (неба и земли). 5. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их. 5. На всю землю вышло вещание их, и до краев вселенной – словеса их. 6. В солнце положи селение Свое. И той, яко жених, исходяй от чертога своего, возрадуется, яко исполин, тещи путь. 6. В солнце поставил Он скинию Свою. И оно – точно жених, выходящий из чертога своего, веселится, как исполин, о шествии своем. 7. От края небес исход его, и сретение его до края небесе, и несть, иже укрыется теплоты его. 7. От края неба (начинается) исход его, и (завершается) шествие его у (другого) края неба, и нет (того), кто бы укрылся от теплоты его... II. 8. – Закон ГОСПОДЕНЬ непорочен, обращаяй души: свидетельство ГОСПОДНЕ верно, умудряющее младенцы. 8. Закон Господень – непорочен, (он) обращает души; свидетельство Господне – верно, (оно) умудряет младенцев. 9. Оправдания ГОСПОДНЯ – права, веселящая сердце: заповедь ГОСПОДНЯ – светла, просвещающая очи. 9. Уставы Господни – прямы, они веселят сердце; заповедь Господня – лучезарна, она просвещает очи. 10. Страх ГОСПОДЕНЬ чист, пребываяй в век века: судьбы ГОСПОДНИ истинны, оправданы вкупе, – 10. Страх Господень чист, (он) пребывает в век века; суды Господни истинны, – они сами в себе содержат правду: 11. вожделенны паче злата и камене честна многа, и сладшая – паче меда и сота. 11. вожделенны (они) более золота и драгоценных камней многих, и слаще меда и сота. III. 12. Ибо раб Твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много! 12. И вот раб Твой хранит их: в соблюдении их – воздаяние многое! 13. Грехопадения кто разумеет?! от тайных моих очисти мя,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив — две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи... сынам израилевым: ...если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом» (Исх.19:3, 5). Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх.19:8). Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.    Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями — неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нев " о. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:         1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.         2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.         3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.         4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.         5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010