Мы ставим перед собой несколько целей, из которых я бы обозначил две. Первая — это, опять же, повышение уровня теологического образования. Следует сказать, что взаимная интеграция конфессионального теологического образования и теологического образования на светских площадках способствует повышению уровня теологического образования и в религиозных конфессиях, и на светских площадках. В то же время мы должны заботиться о том, чтобы теологическое образование в светских вузах, несмотря на его светский характер, не было оторвано от традиционных конфессий. Мы с самого начала говорили о том, что теология — это не религиоведение, не абстрактное или диссоциированное от конфессий изучение тех или иных религиозных традиций. Теологическое образование предполагает рассмотрение теологических вопросов изнутри конкретной традиции, будь то православная, исламская, иудейская или какая-либо иная. Привязка теологического образования к конкретным религиозным традициям очень важна. Мы работаем над тем, чтобы она была формализована, при том, чтобы не было никоим образом нарушено светское образовательное пространство и светский характер образования. Мы всегда подчеркиваем, что кафедры теологии в светских вузах — не то же самое, что кафедра проповедника на церковном амвоне. Теологическое образование в светском вузе не направлено на миссионерскую деятельность по обращению людей в ту или иную религиозную традицию. И не случайно наш успешно осуществляемый проект создания системы теологического образования в светских вузах с самого начала имел межконфессиональный характер. Мы всегда подчеркивали, что эти кафедры создаются не для миссионерских целей, не для прозелитизма, а для того, чтобы наши студенты и аспиранты имели возможность получить качественные знания о религиозных традициях и их теологических основах. Соответственно, и в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, которая была недавно создана, входят и православные учебные заведения, и исламские учебные заведения, и светские вузы, где ведутся теологические программы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5438961...

На Соборе 1917-1918 года о членах прихода и членских взносах, как источнике приходского бюджета, прямо не говорится. Но при обсуждении имущественного положения Церкви звучали мысли о том, что приходское собрание может заниматься самообложением, может назначать какие-то сборы, одним словом должно заботиться о материальной жизни прихода, привлекая к этим заботам членов прихода. В современном уставе, составленном примерно через 80 лет, вопрос о членстве в приходе даже не ставится, потому что это членство у нас никак не регистрируется. У нас нет приходских книг, где были бы записаны члены прихода. Мы только недавно стали снова выдавать справки о крещении, но это никому не нужно, кроме тех случаев, когда человек уезжает за границу или готовится к рукоположению. Т.е. по сути членства в приходе в юридическом понимании у нас просто нет. Соответственно и вопрос о границах прихода оказывается лишенным всякого смысла. Мы не можем проследить, кто является нашими прихожанами, да и не хотим прослеживать, где кто живет и почему он ходит именно в наш храм. Своих прихожан мы часто называем «приезжанами», потому что они приезжают, откуда хотят. Иногда даже из других городов, из далекого Подмосковья, и приезжают не по территориальным соображениям, а просто выбирают приход, который им больше нравится. Многие люди собираются вокруг священника в некую духовную общину, которая никакой регистрации не предполагает. Какой-то правомочностью, а, следовательно, и ответственностью в современной российской церковной реальности нагружены настоятель прихода, приходское собрание (совершенно нетождественное собранию всех прихожан) и приходской совет, выбранный приходским собранием. Практически это означает, что все приходские проблемы (в том числе финансовые и хозяйственные) призваны решать настоятель и, если найдутся, — еще несколько активистов, например, староста, казначей, помощник старосты. Бесплатно, «за пожертвование» или по прейскуранту? Ввиду всего сказанного в Русской Церкви достаточно остро стоит проблема с материальным обеспечением церковной жизни.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1934680...

— Что изменилось в работе возглавляемого Вами Отдела за последние пять лет и какие наиболее важные вопросы пришлось решать? — Одной из самых важных целей, которая стояла передо мной с самого начала, было сохранение высокого уровня работы Отдела внешних церковных связей, его способности компетентно решать поставленные Святейшим Патриархом и Священным Синодом задачи. Меня всегда вдохновлял пример Святейшего Патриарха Кирилла, почти 20 лет руководившего работой Отдела. Наши труды были бы невозможны без сохранения и усиления кадрового состава. Отдел пополнили молодые и перспективные сотрудники, а ветераны продолжили свое ответственное служение. Одновременно с моим избранием на пост председателя Отдела внешних церковных связей в 2009 году Священный Синод произвел изменения в структуре нашего синодального учреждения. В частности, из Отдела были выделены два новых ведомства — Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , курирующее деятельность приходов в дальнем зарубежье, и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества , в сферу ответственности которого входят вопросы церковно-государственных отношений в России и других странах канонической территории Русской Православной Церкви. После административных перемен в Отделе окончательно оформилась разветвленная структура подразделений, ответственных за различные направления внешней деятельности Русской Церкви. В частности, к двум секретариатам — по межправославным отношениям и по межхристианским контактам — добавился созданный в 2009 году Секретариат по делам дальнего зарубежья. В его компетенцию входит поддержание и укрепление связей нашей Церкви с органами государственной власти зарубежных стран, министерством иностранных дел России, дипломатическим корпусом, аккредитованным в Москве, международными организациями, соотечественниками, проживающими за рубежом. В 2013 году в системе Отдела внешних церковных связей был сформирован Сектор межрелигиозных контактов, занимающийся укреплением взаимодействия Московского Патриархата с нехристианскими религиозными общинами дальнего зарубежья.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3619051...

Arhiva O discuie internaional despre valorle familiei: ce urmeaz? 24 septembrie 2014 09:45 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»  13 сентября 2014 года. Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. 10-11 сентября в Москве состоялся международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». В форуме приняли участие представители 45 стран — люди, которые исповедуют семейные ценности, идеалы традиционной семьи. Такой, какой мы ее знаем из многовекового опыта человеческой жизни. Такой, какой ее создал Бог. Об этом было сказано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на открытии форума. Вот что сказал Его Святейшество: «Семья — это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то юридические схемы и конструкции, которые  описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение. И хотя семейные традиции, несомненно, являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, но, тем не менее, она предшествует и самой культуре… Поэтому мы можем утверждать, что семья — это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности». Не секрет, что сегодня многие хотели бы отказаться от самой идеи семьи, опорочить эту идею, высмеять ее, объявить пережитком прошлого, или наоборот — придумать такую версию истории, согласно которой семья якобы появилась под «недобрым», как некоторые скажут, влиянием Церкви, государства или каких-то древних человеческих установлений. При этом говорят, что в самой древности изначально семьи не было, а была беспорядочная совместная жизнь какого-то количества мужчин и женщин с каким-то количеством детей. Все эти идеологические конструкции — псевдоисторические и политические — направлены на то, чтобы сегодня отказаться от семьи, сбросить ее с корабля истории, потому что она якобы мешает свободному развитию человечества. На самом деле она мешает тем идеологам, тем политическим конструкторам, тем политическим и экономическим элитам, которые хотели бы превратить человека в потребляющее существо — только в участника, а скорее в объект экономических процессов, о чем также было сказано Святейшим Патриархом Кириллом.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3736827...

Поэтому очень важно, чтобы в ваших семьях была любовь, чтобы папа любил маму, чтобы мама любила папу. Моя покойная жена, когда воспитывала детей, говорила им: «Папа в семье — это самое главное». И когда я приходил домой, мне всегда доставался лучший кусок, я со стыдом ел этот кусок, но ел, потому что надо воспитывать детей, чтобы они понимали, что не они главные в семье. Ну и, конечно, я тоже заботился о том, чтобы они не обижали маму, слушались ее, любили ее и поддерживал ее своим авторитетом. И когда есть эта атмосфера любви в семье, то хочет ребенок или не хочет, но он как огурец в банке с рассолом станет — не соленым, конечно, но исполненным любви, потому что любовь — это та атмосфера, в которой должен воспитываться ребенок. В наше время любовью называют разные вещи, но мы с вами понимаем, что любовь — это жертва, это всегда отказ от себя, это всегда жертва собственными интересами, желаниями, мечтами, планами, своим временем, всегда терпение другого человека. В воспитании самое главное — не строгость, не умение наказать, настоять на своем, а умение смириться, потерпеть, подождать, отнестись с любовью, с пониманием к развивающемуся ребенку. Я еще раз говорю, что это задача очень трудная, но очень важная. Она ведет к настоящей радости, ведет к умножению любви. Если наши с вами детки научатся любить, если будут причастны этой добродетели, если они отзовутся на вашу любовь, которая есть у вас, своей любовью, то, конечно же, они будут радостны, и у нас будет будущее — у нашей страны, у нашего народа. Воспитание приемных детей — задача гораздо более трудная, чем воспитание родных детей. Эти детки очень часто пережили серьезные испытания, прошли через какие-то трудности в своей жизни. И есть раны, которые неподвластны самым искусным врачам и психологам, но эти раны может уврачевать Сам Бог. Молитва, церковные таинства могут в корне изменить, наполнить смыслом жизнь каждого члена семьи. Жертвуя собой ради других, человек никогда не останется без помощи Божьей. Та радость, которую Господь дает в ответ на искреннее стремление служить ближним, с лихвой покрывает все трудности и делает нас по-настоящему счастливыми. Есть ложное счастье — счастье самолюбия, счастье эгоизма, счастье приобретать, счастье чем-то пользоваться. А есть счастье отдавать себя другому, и вы причастны к этому счастью.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3802447...

Arhiva S fim fideli misiunii noastre 12 iulie 2014 13:07 Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» 7, 2014). Начнем, пусть даже кому-то это покажется странным, с футбола. 9 июля состоялся интереснейший и неожиданный по результатам полуфинальный матч чемпионата мира: сборная Германии обыграла бразильцев с невероятным для такого рода поединков счетом 7:1. Практически равные по силе команды пришли к беспрецедентному в истории результату. Причина — не в подготовке футболистов, не в деньгах, которые стоят за сборными, не во влиятельности стран, а в состоянии человеческой воли. Произошел психологический поединок. Начав игру с двух голов, немецкая сборная психологически подавила соперника, а тот растерялся и оказался совершенно деморализован. Да, во втором тайме бразильцы собрались и на последней минуте основного времени забили гол престижа, но поделать со своим душевным состоянием ничего, по большому счету, не смогли. Так бывает и в отношениях людей, народов и цивилизаций. Начав терпеть поражения или даже просто утратив «прогресс», как его понимают те или иные творцы общественных настроений, нация может оказаться подавленной, внутренне парализованной, лишенной воли, обреченной на то, чтобы играть по чужому сценарию. Как бы ни было нам тяжело от многих унижений и поражений последних десятилетий, волю к жизни и к победе нельзя терять ни в коем случае, помня, что лучше с честью проиграть, борясь до конца, чем сдаваться на милость победителя. Это особенно важно тогда, когда речь идет о защите веры, которая дает возможность причастности к вечной победе. Потеря же свободы и веры приводит к поражению и в этой жизни, и в будущей. Это нужно ясно понимать нашему народу и его лидерам, так же как и исторически союзным с нами народам. Говоря о воле к победе, подчеркнем, что православные — люди мирные. Они никому не желают зла, никого не пытаются подчинить своим установкам и правилам через силу и давление. Мы много раз предлагали диалог цивилизаций, мягко напоминая при этом, что не готовы жить по законам западной псевдодемократии, шариата или любого другого внешнего для русской цивилизации порядка. Мы, конечно, признаем право других людей жить по законам западного мира, по шариатским правилам и так далее, однако настаиваем на том, что формы устройства государства, общества, экономики, политики могут быть разными. Должен уважаться и разный выбор людей. Об этом, в частности, много раз говорил Святейший Патриарх, обращаясь к властям и народу Украины. Впрочем, нам пытаются вместо диалога предложить конфронтацию, навязывая где-то западную политическую модель, а где-то шариат при помощи силы и политического шантажа.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3686445...

Субботний день и праздники — не для того, чтобы лежать на пляже или на диване, ничего не делая. И, конечно же, это отделенное от работы время не должно быть временем для бездумных, пустых, а тем более порочных развлечений. Вот такая релаксация есть ничто иное как духовная расслабленность. Это паралич воли, ума, жизненных сил человека. И об этом сказал Патриарх, попытавшись поспорить с концепцией расслабляющего, парализующего отдыха, которая сегодня так популярна в рекламе и в некоторых секторах общественного сознания: «Стало уже своего рода международным сленгом — " relax and enjoy " , отдыхай и получай удовольствие. Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто  " не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин "  (см. Мф. 10:38). А как же " не напрягайся " ? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. Без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства. Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что  " relax and enjoy "  — путь к совершенству. Это  путь к деградации, и не просто личности — человеческой цивилизации». Патриарх сказал правду, которую на самом деле сегодня очень многие не хотят слышать. Господь возрождает человека, обновляет его, любя его. Но ответить на эту любовь невозможно, если ты только расслабляешься и ждешь, когда Бог для тебя что-то сделает, невзирая на все твои грехи и заблуждения, с которыми ты хочешь при этом жить дальше. Господь иногда, употребляя острое действо, сокрушает сатану в твоей душе и меняет твою жизнь. Вот это есть проявление Божией любви — так же как и таинственный ответ на молитву, и созерцание природы, которое позволяет наслаждаться красотой Божиего мира. Именно это есть настоящее отдохновение, а не забытье в релаксации и в пустых развлечениях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1568118...

Заявки на участие в конкурсе в этом году можно будет присылать до 15 мая (до 18 часов по московскому времени). Приниматься они будут только в электронном виде. Списки заявок на участие в конкурсе будут регулярно обновляться на его официальном сайте, чтобы участники могли удостовериться, получена ли заявка оргкомитетом. Результаты конкурса будут объявлены 9 июля в рамках пленарной части Съезда руководителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия Русской Православной Церкви, который пройдет в Храме Христа Спасителя, и опубликованы на официальном сайте Отдела. «В этом году также будет осуществлена рассылка уведомлений тем участникам, чьи проекты не прошли конкурсный отбор», – пояснила М. Васильева. Срок реализации проекта-победителя в 2012 году увеличен до 12 месяцев. «Необходимо помнить, что финансирование победителей будет проходить в четыре этапа, — подчеркнула зампредседателя Отдела по благотворительности. — Когда вы отчитываетесь за предыдущий транш, мы посылаем новые средства». Руководитель финансовой службы Отдела по благотворительности Константин Басилов добавил, что возможно по согласованию изменить отдельные статьи финансирования. «Для нас важно соответствие между проектом и практическими результатами. Участникам нужно ставить реалистичные цели, реализацию которых потом смогут подтвердить отчеты, — сказал К. Басилов. — Бывает, что создатели проекта закладывают один бюджет, на деле же оказывается, что необходимы другие средства, нужно " перекинуть " деньги с одной статьи бюджета на другую. Подобные изменения возможны, если нам будет о них сообщено заранее, а не постфактум». Для участников конкурса предоставлена возможность проконсультироваться у специалистов Отдела по благотворительности в режиме вебинаров. 6 апреля прошел онлайн-семинар «Как получить средства на реализацию социального проекта», на котором демонстрировались примеры оформления заявки и давались практические рекомендации по ее составлению. В конце апреля пройдет вебинар, на котором будут обсуждаться типичные неточности и ошибки представленных заявок, а в мае, до окончания приема заявок, — вебинар в режиме «вопрос-ответ». В случае необходимости уточнения отдельных положений проектов будет предусмотрена возможность онлайн-совещания их авторов и представителей оргкомитета конкурса.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2165243...

Сегодня многие испуганы. Те, кто был уверен, что на внешне спокойном Западе удастся и деньги сохранить, и безбедно старость провести, и имущество надежно подкопить, вдруг видят — все не так просто. Сами страны Западной Европы переживают кризис. Вполне возможно, что изъятие части крупных состояний на Кипре — это только начало торжества левой идеи в ее худшем понимании, которое в конечном итоге сводится к лозунгу «отнять и поделить». Вполне может статься, что те, кто понадеялся на прочность выведенных из России средств, очень скоро столкнутся не только с проблемой их сохранения, но и с попыткой организованного политического воздействия — через требование максимальной просветки происхождения денег и недвижимости, через расследования, суды, а то и через конфискации и посадки. Происходящее сейчас меня не удивляет, но, может быть, для упомянутых людей это шанс задуматься о том, что средства, полученные за счет труда нашего народа более чем за счет собственного труда, должны работать на этот самый народ, на Отечество. Недаром в свое время Всемирный русский народный собор предлагал сдерживать вывод капиталов из России. Тогда нас не очень услышали, но сейчас к сохранению финансовых средств в стране и к возвращению их сюда подталкивает сама жизнь, подталкивают те наши «партнеры», которые хотели бы запугать отечественный средний и богатый класс, но на самом деле могут его заставить вспомнить, что начать максимально работать на свой народ — значит хотя бы частично компенсировать свое к нему пренебрежение в недавнем прошлом. Некоторые люди хотели бы править всем миром, исключить любое неповиновение и неподконтрольность — в Латинской Америке, в Швейцарии, в Ватикане, в нашей стране. Но история не всегда делается такими людьми. Мы должны попытаться созидать свою историю, а может быть, и историю мира по правилам настоящей свободы и справедливости, а не жесткого диктата, скрываемого за ширмой формальных демократических процессов. И нашей элите нужно внимательно присмотреться к знакам времени и подумать — не настает ли пора измениться, восстановив свою связь с народом и дав ему почувствовать свою полезность?

http://patriarchia.ru/md/db/text/2883493...

13. Издание ежегодного специализированного календаря. Как хорошо видно из плана, необходимо проделать огромную и разнообразную работу. Часть проектов уже сегодня успешно воплощается в жизнь, но многие из них ждут своего часа. Почитание новомучеников должно стать той силой, которая поможет возродить Отечество. Приложение СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК И СНК СССР О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних ЦИК и СНК Союза ССР постановляют: 1) Несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилий, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применение всех мер уголовного наказания. 2) Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т. п. — карать тюремным заключением не ниже 5 лет. 3) Отменить ст. 8 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик». 4) Предложить Правительствам Союзных республик привести уголовное законодательство республик в соответствие с настоящим постановлением. Пред. ЦИК СССР М. КАЛИНИН Пред. СНК СССР В. МОЛОТОВ Секретарь ЦИК СССР И. АКУЛОВ Москва, Кремль 7 апреля 1935 г. Приложение Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним 20 апреля 1935 г. Совершенно секретно Хранить наравне с шифром 1/001537 — 30/002517 Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2468528...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010