С этой точки зрения мы видим пример первых шагов устроения христианской общественности в первохристианской Иерусалимской общине в апостольское время, в которой «никто ничего из своего имения не называл своим, но все у них было общее», «не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». В основе такого первоначального устройства общественной жизни первых христиан были начала христианской любви, братолюбия и самоотвержения: у всех «уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян. 4:32–35 ). В непосредственной близости к делу устроения жизни первохристианской общины на новых христианских началах стоял св. ап. Петр, который, по свидетельству книги Деяний Апостолов , наказал смертью Анания и Сапфиру, позволивших покривить душою при осуществлении этого дела ( Деян. 5:1–10 ). С духом устремлений первохристианской Иерусалимской общины выразил свое согласие и ап. Павел. Во втором послании к Коринфянам он, давая совет изобиловать вещественной милостыней (помощью) святым, т.е. нуждающимся христианам, приводят в назидание в книги «Исход» (16 гл.) поучительный пример как образец для подражания из жизни ветхозаветного народа Божия, и далее пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а всем тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего, и кто мало, не имел недостатка» ( 2Кор. 8:13–15 ). Св. апостол сам в своей многотрудной апостольской жизнедеятельности воплощал евангельскую идею самоотверженного труда и так поступать предписывал и завещал всем христианам: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс. 3:10; сравн. 1 Фесс. 4:11). И сам апостол во всю жизнь ни от кого не пожелал «ни серебра, ни злата, ни одежды», его собственные руки послужили для пропитания его и бывших с ним сотрудников. «Во всем я показал вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: «блаженное давать, нежели принимать» ( Деян. 20:31–35 ; см. «Журнал Московской Патриархии», 1950, стр. 58–59). §2. Любовь к Отечеству (патриотизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«На что вчера навел нас Апостол, - продолжает святитель Феофан, - то ныне прямо внушает нам Евангелие. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33). «Итак бодрствуйте... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13, 35-36). Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти - иное. Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди. Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит », - учит святитель Феофан Затворник. Мы видим, что святитель Феофан задает необычайно высокую планку апокалиптического бодрствования: « Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого ». И это, вне всякого сомнения, оправданно, так как именно такого рода состояние христианского духа способствует тому, чтобы в окружающей действительности обнаруживать лукавую поступь «князя мира сего» и приметы «близости лета». Обратите внимание, святитель Феофан ничего не говорит здесь об Антихристе, не напоминает слова Апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет , доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели...» (2 Фесс. 2, 3). Забыл об этом предупреждении Апостола? - Это, вне всякого сомнения, исключено. Тогда в чем же дело? Как представляется, святитель Феофан Затворник исходит здесь из того, что со времен Апостола Павла прошло очень много времени, явилось множество не только «малых антихристов», но и тех, кого стали называть его «предтечами»; к тому же апостасия пустила глубокие корни и явила не только «зелень» но и «плоды», особенно в Западной Европе, где произошло множество революций, носивших разрушительный характер по отношению к Церкви. Одним словом, от плевел, взошедших на поле мира, рябило в глазах, так что ничего нового в самом Антихристе уже как бы и не будет явлено . Как быть в такой ситуации? Может быть, именно поэтому в Евангелии и предупреждает Христос о том, что в конце времен «будут... великие знамения с неба» (Лк. 21, 11)?

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/17/...

«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Ero ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22:20 ). Эсатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех Писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 1:3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:20 – 21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschiaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы http://kiev – orthodox.org/site/scripturistic/1170) б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουοια (парусия). Это слово (см. 1Фес. 2:19, 3:13, 4:15, 5:23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес. стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2. Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποοταοα ) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» ( Мф. 28. 20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22. 20 ). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс 1. 3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим 8. 20–21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6. 10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть telos бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть eschatoh, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουσα (парусия). Это слово (см. 1Фес 2. 19, 13, 4. 15, 5. 23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2 Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποστασα) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось. «Тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес 2. 7 ). Отступники – «сыны тьмы» ( 1Фес 5. 5 ) – живут во грехах, не помышляя о вечности ( 1Фес 5.7 «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

В последнее время мы являемся свидетелями двух небывалых явлений. С одной стороны, все возрастающие нападки на Церковь с публичными богохульствами — что стоит одно наглое плясание в храме Христа Спасителя! А с другой, наши попытки найти общий язык с откровенно антихристианской культурой. Достаточно упомянуть выставку в храме мученицы Татианы, представленную устроителями «перфоманса» «Осторожно, религия!», встречу студентов и преподавателей МДА со знаменитым рок-бардом Гребенщиковым, приглашение к сотрудничеству с Церковью Гельмана, вдохновителя и организатора многочисленных кощунственных акций. Нас как будто хотят убедить, что без приобщения к «современному искусству» невозможно успешное миссионерство. Что с помощью «современного искусства», столь доступного восприятию молодежи, можно донести до нее и высокие истины. Церковь должна перестать быть косно-консервативной, ей надо непременно обновиться во многих своих подходах к миру — и мир услышит ее. В.В. Рябов, г. Москва Кощунство в храме Христа Спасителя, привлекшее внимание общественности, на самом деле все более становится обыденностью. Кажется, понятно, что это за провокация, как она оплачена и организована, и из какого центра. Мы знаем, что сегодня в СМИ все наглее и откровеннее появляются насмешки и клеветы на Церковь. Все чаще совершаются убийства священников и монахов. И, разумеется, мы не такое увидим, если не будут вовремя приняты меры. Но одно дело — реакция государства (какой бы она ни была), другое — реакция Церкви. В истории нам известно великое множество примеров решительного ограждения святыни от поругания. Начиная от Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который бичом изгоняет из храма его осквернителей и непрестанно учит нас началу премудрости — страху Божию. К этому ограждению Церковь всегда относится с предельной серьезностью, потому что помнит предупреждение о времени, когда «человек греха» в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фесс. 3—4). Но что значит нынешняя защита кощунников и солидарность с ними тех, кто «ради красного словца не пожалеет и родного отца»? Что это за явление, как будто набирающее в Церкви силу, одновременно с умножением нападок на нее со вне? Два года назад мне пришлось написать статью «Выставка в храме при МГУ», совсем недавно — статью «БГ в МДА», и то, что описано в этих статьях, оказывается абсолютно созвучным с отношением некоторых христиан и даже некоторых священнослужителей, которых наш патриарх назвал «предателями в рясах», к очередной мерзости.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Но, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, и как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: “Умоляю вас, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы [Л. 4] научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу Иисусу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” ( Рим. 16, 17–18 ). Сектанты только по-внешности любезны, а внутри слуги диавола. Вот что говорит тот же апостол Павел: “Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что если сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” ( 2Кор. 11, 13–15 ). И далее: “Как Ианни и Иамври противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; [Л. 4 об.] ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось” ( 2Тим. 3, 8–9 ). И вот, братие-Христиане, вы действительно увидите их безумие, оно ясно обнаружится и для вас, когда мы перейдем к беседе о почитании видимой святыни в Церкви Христовой – о почитании Святых Икон. Сектанты богохульно называют Святые иконы,– Пречистый Лик нашего Спасителя, Его Пречистой Матери и Его святых угодников,– идолами, а нас, покланяющихся Господу Иисусу пред его пречистым образом,– идолопоклонниками. Но поступая так, они очевидно “уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, [л. 5] но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают” ( 1Тим. 1, 6–7 ). Беседа об иконах велась не в церкви, а на воле: в церкви, вследствие высокого купола, плохо слышно, а посему стол поставили на паперти, а народ был около паперти. Беседа шла обычным порядком. Мною указывались места из В[етхого] З[авета:] повеление сделать Херувимы в скинии и храме Соломона. Из Н[ового] З[авета:] Отношение И[исуса] Х[риста] к храму с Херуви[мами ]: по Марк. 11, 17 . Отношение Апост[ольских] Д[еяний]: Лук. 24, 53 ; Деян. 2, 46; 3, 1; 24, 11; 22, 17–18; 2 Фесс. 2, 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Как и прочие сочинения Терстегена, данный трактат оказывается весьма актуальным при раскрытии темы «расцерковления», являющейся одной из важнейших сегодняшних пастырских проблем (этому главным образом посвящены §§ 8-й и 9-й). Из текста, помимо прочего, становится видным и отношение обывателей к своим «духовно пробуждённым» согражданам (верный себе Терстеген, всегда стремящийся уравновешивать противоположности, предостерегает здесь и «духовно пробуждённых» как от излишнего упования на «общинность», так и от пренебрежения нормативной церковностью). Это отношение было весьма отрицательным. Неприятие «духовного пробуждения» со временем всё более увеличивалась и в конце концов привело к запрету в 1740 году всех внебогослужебных собраний в Рейнско-Рурской области (этот запрет продолжался десять лет). Как Терстеген предлагает реагировать на такое неприятие, показывает ещё одно его письмо, датированное 1737 годом и направленное тем же адресатам. Это письмо составляет приложение к XI трактату. Игумен Петр (Мещеринов) Прошу вас, братия, примите сие слово увещания.             (Евр. 13, 22) Возлюбленным по благодати Божией братьям, сёстрам и друзьям, которых имена – в книге жизни (Фил. 4, 3)! 1. Откликаясь на ваши многочисленные пожелания, я бы хотел, конечно, посетить вас лично, дабы мы, осенённые Божиим благословением, могли укреплять и назидать один другого (1 Фесс. 5, 11) в нашем призвании и вере и утешать друг друга всеми теми благами, которые мы имеем во Иисусе, Главе и Начальнике нашей жизни (Деян. 3, 15), благословенном во веки, аминь (Рим. 9, 5). Но поскольку Промысел Божий в этот раз не изволил устроить сие, то я приветствую вас сердечно в сих строках и желаю вам от всей души всяческого возрастания и укоренения в благодати. Ваша память, ваша любовь, которую вы оказали мне и при последнем моём визите к вам, часто ободряет меня, и одновременно побуждает всецело препоручать ваши души Начальнику и Совершителю веры (Евр. 12, 2), Его попечению и благодатному действованию, дабы никто не оставался отставшим, но всякий по своей мере простирался к цели нашего звания (Фил. 3, 14) – к общению с Богом в духе. В таковых мыслях и чувствах Господь всё полнее да единит нас (1 Кор. 1, 10) в одно сердце и душу (Деян. 4, 32), в сладчайшей любви Иисуса!

http://bogoslov.ru/article/5576946

Также был подвержен критике миф о том, что безбрачие является по определению более высшей формой жизни и более подобающей для христианина, нежели брак. Здесь, по признанию отца Ианнуария, сказываются и недостатки Синодального перевода Библии, который порой « вводит читателя в некоторое заблуждение». В частности, в Первом Послании к фессалоникийцам, согласно Синодальному тексту, Апостол призывает христиан «соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ((1 Фесс 4,3-5). Поскольку в данном случае под «сосудом» часто понимается собственное тело человека, то и весь пассаж трактуется как призыв к половому воздержанию. Однако, заметил отец Ианнуарий, «Синодальный перевод вводит читателя в заблуждение: в оригинале не «соблюдать свой сосуд», а «приобретать свой сосуд», по церкосно-славянски – «свой сосуд стяжавати», что на библейском языке «жить с собственной женой». Иначе говоря, Апостол Павел призывает к «святому и честному» браку и напоминает о заповеди, запрещающей преступление в этом отношении (не преступати... в вещи), то есть прелюбодеяние». По поводу известного высказывания Апостола о том, что «хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор 7, 1), архимандрит Ианнуарий заметил следующее: « К сожалению, Синодальный перевод представляет это утверждение как позицию самого Апостола Павла. В то время как Апостол Павел цитирует здесь ту позицию, которая была представлена в коринфской Церкви и в то же время вызывала там острое сопротивление». Иными словами, Апостол защищает здесь как раз не безбрачие, но брак, и выступает тем самым против чрезмерно аскетической тенденции в Церкви. Это подтверждает и последующий пассаж: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7, 2). «Рассуждения Апостола обусловлены конкретной ситуацией в церкви, которая состояла преимущественно из людей, вскормленных эллинистической культурой и нравственностью, - подчеркнул отец Ианнуарий, - Если в предыдущей, шестой главе (1 Кор 6, 12-20) Апостол был вынужден выступить против безграничного сексуального произвола, то в седьмой главе речь идет о строго аскетической, чуть ли не отрицающей брак вообще, позиции». «Не исключено, – добавил он, - что обе эти позиции представляла одна и та же группа в Коринфе. Это не такая уж редкость, когда «высокие» идеалы, враждебные жизни, идут рука об руку с грубым развратом».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-08/3...

10. Участники Епархиального собрания, отмечая высокий уровень епархиального делопроизводства, достигнутый в последние годы, считают необходимым продолжить работу по его совершенствованию и предлагают разработать документ, по возможности полно описывающий порядок делопроизводства с учетом имеющихся на этот счет распоряжений Святейшего Патриарха и иных, ранее принятых, решений по организации епархиальной жизни. 11. Епархиальное собрание считает необходимым сохранить наблюдение за реализацией задач, сформулированных Епархиальным собранием и Епархиальным советом год назад: 12. Участники Епархиального собрания всецело разделяют заботу Святейшего Патриарха Кирилла о сохранении человеческой жизни с момента зачатия и считают необходимым продолжать добиваться принятия соответствующих законодательных решений. Одновременно должны быть усилены меры по поддержке семьи и материнства. 13. Епархиальное собрание приняло к сведению предложение Святейшего Патриарха заменить обычай в ряд праздников преподносить Предстоятелю цветы сбором средств в пользу социальных учреждений. 14. Грядущий 2017 год является годом 100-летнего юбилея торжественных событий созыва Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества, но также убиения первых новомучеников Церкви Русской после трагических политических событий, за которым последовали гонения на Церковь и страдания многих людей. Истекшее столетие показывает, что и после временного отступления от Бога остается возможным духовное возрождение, но также и то, что путь к последнему лежит через многие скорби. Члены Епархиального собрания призывают паству Первопрестольного града, памятуя об уроках прошлого, твердо стоять в вере Христовой, держась предания, которому мы научены (срав. 2 Фесс. 2:15), упражняясь в добрых делах (срав. Тит 3:14), поступая «как должно в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/4720977.ht...

Закрыть Я смерти не боюсь и делать прививку не буду Но борцов против вакцинации призываю не протестовать против своего государства, а переезжать в деревню Священник Виктор Максимов   11:17 14.07.2021 27482 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора В связи с вакцинацией распространяется много слухов о чипизации как антихристовой печати, которая якобы тайно уже наносится на людей. Но если внимательно перечитать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа и Откровение Его своему любимому ученику Иоанну Богослову, то мы поймём, что печать будет наноситься лишь после того, как люди уже привыкнут пользоваться всеми удобствами электронного удостоверения, живя под властью единого мирового правителя. В этом едином удостоверении будет всё, необходимое для жизни: и паспорт, и медицинский страховой полис и медицинская карта, и банковский счет, и водительские и иные профессиональные права… Всё. Когда люди привыкнут к этому, когда безналичный расчет станет повсеместным в мире, когда бумажные деньги исчезнут из обращения, тогда глобальный правитель (царь) и поставит людей перед выбором: либо вы признавайте меня богом и отрекайтесь от всех богов, которым вы раньше покланялись (о христианах будет сказано особо: отречься от Христа, ибо христиане окажутся самыми упёртыми в этом вопросе), либо вы не получите электронное удостоверение и не сможете ничего ни купить, ни продать. Не будем ждать создания прививки от глупости Апостол Павел писал: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2: 3, 4). Зачем ему будет нужно, чтобы люди признали его богом? Во-первых, управлять такой огромной массой людей посредством одних только денег и полиции невозможно. Нужны духовные стимулы, нужна вера. А во-вторых, и в главных, в этого правителя вселится сам сатана, который более всего мечтает занять место Бога. За это место он борется тысячи лет. А место это только одно – в сердцах человеческих, другого места нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/14/ya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010