Совесть: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:18-19). Смотри также: Ев. 9:14; Ев. 10:22.     Нельзя судиться и ссоритьсяКор. 6:1-7.     Христиане — сыны Божии: Гал. 4:7; Еф. 2:18.     Терпение: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фес. 3:13). «Ты же, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Ев. 10:36; Ев. 12:1; Рим. 5:3).     Трудолюбие: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:8-12). Смотри также Фес. 4:10-12; 1 Тим. 5:8. Значение посланий апостола Павла    Итак, послания ап. Павла являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем, эти истины изложены апостолом не как отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, воодушевляющие человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные проблемы, с которыми сталкивались христиане первого века, послания ап. Павла служат ценным дополнением к Евангелиям. Они разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают цельный облик Церкви Христовой апостольского времени.    Послания ап. Павла не менее ценны и своими автобиографическими заметками. Из них видно, как применял апостол в своей личной жизни высокие христианские принципы, которые проповедовал — что содействовало его духовному росту, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Первым фактором успеха миссионерской деятельности апостола было его уменье все свои великие таланты, душевные и физические силы сконцентрировать на одной цели — на служении Христу. Вторым фактором было полное предание себя водительству благодати Христовой, которая давала ему воодушевление и силы для преодоления всех внешних препятствий и собственных немощей. Благодать Божия помогла ему обратить к Христу значительную часть Римской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» “Действо льсти”     «И сего ради послет им Бог действо льсти (заблуждения, обмана), во еже веровати им лжи»  (2 Сол. 2:2).    Что это такое? Разве может Бог желать людям зла и намеренно вводить их в заблуждение, чтобы они верили лжи?    Конечно, нет! Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити»  (1 Тим. 2:4). Но вместе с тем, Бог дал человеку свободную волю, дабы он мог сам свободно избирать для себя путь добра или путь зла. И, желая человеку спасения, Бог данной ему при сотворении свободы, этого величайшего дара Божия, ни при каких обстоятельствах от него не отнимает.    Чья же тогда вина, если, по предречению Слова Божия, должно наступить время, «когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням»  (2 Тим. 4:3—4)?    Вот почему тогда, как учит Слово Божие, «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»  (2 Тим. 3:12—13).    Кто же тогда, кроме самого человека, будет виноват в том, что среди людей, вместо истины восторжествует ложь?    Прекрасно объясняет вышеприведенные нами слова 2-го послания к Солунянам наш духоносный и высокоученый толкователь Священного Писания святитель Феофан Вышенский:     «Это — страшное нравственное наказание Божие!» «Послет», — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтобы не потерпели они от него насилия изнутри; ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых. Когда же они наконец совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтобы отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злаго духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать «действо льсти», влечь ко лжи, - и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и во вне — пристанут видимо к Антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри» («Толкование посланий святаго Апостола Павла к Филиппийцам и Солунянам», Епископа Феофана, стр. 517).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Действо льсти» 30.01.2012 825 Время на чтение 8 минут Ниже мы публикуем одно из «Слов» (конца 1965-начала 1966 гг.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том II. Джорданвилль, 1975.- С.423-430. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом «жирным» шрифтом. «Жирный» шрифт в тексте и курсив эпиграфа - авторские. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. + + + «И сего ради послет им Бог действо льсти (заблуждения, обмана), во еже веровати им лжи» (2 Сол. 2, 2). Что это такое? Разве может Бог желать людям зла и намеренно вводить их в заблуждение, чтобы они верили лжи? Конечно, нет! Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4). Но вместе с тем, Бог дал человеку свободную волю, дабы он мог сам свободно избирать для себя путь добра или путь зла. И, желая человеку спасения, Бог данной ему при сотворении свободы, этого величайшего дара Божия, ни при каких обстоятельствах от него не отнимает . Чья же тогда вина, если, по предречению Слова Божия, должно наступить время, «когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4)? Вот почему тогда, как учит Слово Божие, «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13). Кто же тогда, кроме самого человека, будет виноват в том, что среди людей, вместо истины восторжествует ложь? Прекрасно объясняет вышеприведенные нами слова 2-го послания к Солунянам наш духоносный и высокоученый толкователь Священного Писания святитель Феофан Вышенский:

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/30/...

Напротив, мы находим совершенно обратные утверждения. В 1 Кор. 11:2 Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». 2 Фес. 2:5: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим». И дальше в 3:6 он завещает «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Тимофею Павел также пишет: «Храни преданное тебе» (1 Тим. 6:20). Апостолы же, в свою очередь, приняли это учение от Христа: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им и они приняли» (Ин. 17:8). В этих местах говорится прямо о том, что необходимо придерживаться предания. И в первые века христианства достать одну копию хотя бы какого-нибудь послания Ап. Павла, например, было крайне трудно и дорого. Верующие руководствовались практически одним устным преданием. И Писание ведь вовсе не охватывает всего того, чему учил Христос и Апостолы. Когда Апостолы писали послания, то у них не было даже цели написать катехизис и подробное изложение веры по всем вопросам. Многие вопросы в посланиях затронуты не были, но о них Апостолы учили, и это учение сохраняется в Предании Церкви. Писание также говорит о том, что не оно, а Церковь является столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Библия говорит и о том, что Бог поставил в Церкви учителей и наставников (1 Кор. 12:28). Т.е. учительным авторитетом сама Библия наделяет Предание, Церковь и Богом установленных учителей. Кроме этого, Апостолы пользовались преданием и не считали только 39 книг Ветхого Завета единственным авторитетным источником откровения. Так, Ап. Павел во 2 Тим. 3:8 (в той же главе, кстати, где он говорит о важности Писания) говорит о том, что Ианний и Иамврий противились Моисею, хотя в Ветхом Завете их имена не упоминаются при описании этого случая (Исх. 7-8). Это Павлу было известно из Предания. Иуда в своем послании цитирует практически дословно книгу Еноха 1:9 (Иуд. 14) как авторитетный источник, хотя этой книги нет в Ветхом Завете Т. е., наш тезис, что нужно основывать все только Писанием, не подтверждается самим Писанием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

11). " Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть, от Бога " (1 Ин 4. 2). Такая же лаконичная, лапидарная краткость в этих словах (миссионерских, " огласительных " формулах?) Павла к Тимофею: " Верно слово и всякого доверия достойно, что Христос Иисус пришел в мир грешных спасти, из которых первый есмь я " (1 Тим 1. 15), или: " Верно слово: если мы умерли вместе с Ним, то и жить будем вместе с Ним " (2 Тим 2. 11). " Помни Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, из семени Давида, согласно благовествованию моему " , (2 Тим 2. 9 срв. 1. 10), эти слова написаны, вероятно, в последние месяцы жизни ап. Павла. " Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12. 3). " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " Евр 13. 8). И вот мы, вступившие на этот путь, захваченные этой жизнью, являемся членами благодатного Тела, растущими в новую, божественную действительность. Врастая в единение со своим Божественным Главой, мы врастаем и во все большее единение друг с другом. Это — закон новой действительности, благодатной. Мы призваны к активности и подвигу, но дар Божий, но благодать еще активнее нас, и наша активность сама есть дар благодати. Не может быть, чтобы навеки, невозвратно было нарушено то единство, о котором молился. Сын Божий перед Своими добровольными страданиями: " Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (Ин 17. 21). Это единство отчасти уже осуществляется и не может быть окончательно нарушено между теми, кто пребывает во Отце, Сыне и Духе. Плоды Духа мы знаем. Это - " любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых нет закона " , пишет ап. Павел (Гал 5. 22, 23). Потому что " те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны " (5. 24, 25). Все это есть новая действительность Духа Божия, действующая в людях, вытекающая из все большей захваченности Христом (Флп 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

     Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19). Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376). Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10). Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11). Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). [Прим.: Когда епископов начали выбирать из числа монахов, для них было приостановлено действие предписания об однобрачии]. В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).

http://pravoslavie.ru/117942.html

6), разумея здесь не того, кто был бы юн возрастом, а новооглашенного: " Я " , – гово­рит, – " насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог " (1 Кор.3:6). Следовательно, он сказал это, желая указать на этого последнего (новооглашенного). Иначе, что препятствовало сказать: не юному? Но почему же он сам, скажешь, поставил (епископом) Тимофея, несмотря на то, что он был молод, о чем и свидетельствует, говоря к нему: " Никто да не пренебрегает юностью твоею " (1 Тим.4:12)? Потому что знал, что он (Тимофей) обладал многими добродетелями, что он достиг великого со­вершенства в жизни; и, зная об этом, говорит к нему в послании: " ты из детства знаешь священные писания " (2 Тим.3:15). А что он соблюдал строжайший пост, это видно из следующих слов: " употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов " (1 Тим.5:23), – кроме многого другого и об этом писал к нему. Поэтому, если бы он не знал о столь великих его добродетелях, то и не писал бы и не поручил бы (столь высокого служения) ученику. Итак, в виду того, что в то время многие из язычников обращались и крестились, (апостол) и гово­рит: новокрещенного, то есть, новооглашенного, не вдруг воз­водите на высоту власти. Если он прежде, нежели сделается учеником, вдруг будет поставлен учителем, то впадет в высокомерие; если, не научившись повиноваться, займет место начальника, то сделается надменным. Потому и прибавил: " чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом " , какому тот подвергся за свою гордость. " Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую " (ст. 7). Справе­дливо: он мог подвергаться поношению с их стороны, – и, вероятно, потому самому он и сказал: " одной жены муж " , хотя в другом месте говорит: " Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я " (1 Кор.7:7), то есть, в воздержании. Итак, чтобы не увеличить затруднений этому делу, если бы потребовал более совершенной жизни, он отыскал не столь возвышенную добро­детель. Нужно ведь было в каждом городе поставить пред­стоятеля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Эта возможность обусловлена тем, что «нет ничего в себе самом нечистого» (Рим 14. 14), вся скверна происходит из области мысли, зараженной духовной смертью (отпадением от Бога, замкнутостью на себе). В последние времена, предупреждает апостол, явятся лжеучители, «запрещающие вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1 Тим 4. 3). Как видно, ложность их учения будет заключаться в том, что самой плоти они припишут силу губить или спасать. Вместо этого П. говорит о смене перспективы: «...имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор 7. 29-31). Когда эта смена совершится, регулирующим принципом жизни останется одна любовь. Отсюда понятно, почему П. много пишет о любви в браке, но не о любви как о причине брака: истинная любовь обнаруживается все больше по мере продвижения к цели христианской жизни. В связи с учением о жизни как о подвиге «корнем всех зол» апостол называет сребролюбие (1 Тим 6. 10), приравнивая «любостяжание лишнего» к служению идолам (Кол 3. 5), т. е. к вероотступничеству. Такие тяжкие обвинения были бы непонятны, если бы в этих грехах не просматривалась преднамеренная попытка отсрочить гибель помыслов плоти, создав для них благоприятную среду в виде надежды на имущество, а не на Бога. Т. о. апостол фактически дает истолкование словам Иисуса Христа о служении богатству как о служении языческому божеству (ср.: Мф 6. 24). Существенно, что не только употребление богатства на греховные удовольствия, но и само стремление к нему признаётся грехом. «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши» (2 Кор 12. 15),- пишет П. ученикам, подавая пример служения ближним. Тем, кто уже богаты, он заповедует «общительность», т. е. распределение доходов между братьями (ср.: 1 Тим 6. 17-19). Первое Послание к Коринфянам. Апостол. XV в. (РГБ. Ф. 173.1. 4. Л. 163 об.— 164) Первое Послание к Коринфянам.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

8 слл.), о субъективных условиях нравственной силы проповеди (1 Тим 4. 16; Тит 2. 7, 8; 1. 10 слл.). Апостол порицает тех, кто занимаются «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим 1. 4). Страсть к состязаниям и словопрениям, согласно апостолу, не приносит никакой пользы, но причиняет большой вред: от нее происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения (1 Тим 6. 4). В этом предостережении нетрудно видеть черты совр. апостолу риторики, приемами к-рой увлекались нек-рые проповедники. Однако, порицая злоупотребление приемами языческой риторики, ап. Павел нисколько не отрицает участия естественных способностей человека и применения научных знаний в проповедническом служении. Он сам обнаруживает познания в области классической греч. лит-ры: в Тит 1. 12 цитируется изречение критского стихотворца (обычно отождествляется с философом Эпименидом, жившим в VI в. до Р. Х.- Guthrie D. Послание к Титу//НБК. Ч. 3. С. 649); в 1 Кор 15. 33 - цитата из «Таис» Менандра ( Winter B. Первое Послание к Коринфянам//Там же. С. 479); фраза в Деян 17. 28 «мы Его и род», как считают исследователи, по всей видимости, взята из посвященного Зевсу стихотворения Арата, поэта и астронома, хотя, возможно, и из сочинения неизвестного иудейского автора ( Gempf C. Деяния святых апостолов//Там же. С. 268). Теория церковной проповеди О проповедниках слова Божия Г. рассматривает множество вопросов, имеющих важное значение для проповедника слова Божия, однако первым является вопрос о том, каким должен быть человек, избираемый на проповедническое служение. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос избрал для спасительного благовестия миру сначала двенадцать, а затем семьдесят апостолов. Но и после отшествия Спасителя к Богу Отцу церковная проповедь продолжает быть жребием избранников Божиих: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями...» (Еф 4.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Возрадуется и Господь о них: и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1 Кор. 13:12) и узрят Его как Он есть (1 Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, как Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровью Своею. Будут видеть в божественной славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением последовали, как Сам Он об этом молился: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь дружбу со святыми Ангелами и с ними вместе во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и дьяволом: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему!» Тому слава, честь и благодарение да будет и от нас, недостойных, ныне, и присно, и во веки веков, аминь! О Боже Отче, Сыне Божий Единородный, и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий Свете, неложная Истино, Любы вечная, Благосте бесконечная, непостижимое Всемогущество, непостижимая Мудросте, всегда сущая Вечносте, Начало безначальное, Сило вся действующая, Животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да узрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому. Аминь! notes Примечания 1 Лик – собрание поющих и пляшущих, а также сама песнь, сопровождаемая пляской. Тимпан – музыкальный инструмент наподобие бубна (прим. ред.) 2 В псалмах: 5:7,15-16; 9:26-32; 11:3-5; 35:2-5, 36:12, 14, 21, 32, 35; 49:16-21; 51:3-6; 58:2-4, 8, 13; 63:4-7; 72:6, 7, 11; 93:5-7; 139:2-6, и в прочих. В апостольских посланиях: Рим 1:21-32; 1 Кор 6:9-10; 2 Кор 12:27; Гал 5:19-21; Еф 5:3-5; Фил 3:18-19; Кол 3:5, 8; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2-7; Тит 1:10,16; Откр 21:8; 22:15 и в прочих местах. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010