Авессалом в порыве любосластных стремлений осквернил даже ложе отца своего. Подобное делает и каждый грешник, когда вовлекает в грехи и беззакония души ближних своих, обрученных Христу в Таинстве Крещения, отвлекая их от союза со Христом, от служения Ему, и увлекая на путь погибели. Горе тебе, душа христианская, если подражаешь Авессалому! Убойся его участи. Он погиб на войне против своего отца, и память его до сих пор проклинается всеми проходящими мимо гробницы его в долине Иосафатовой возле Иерусалима.    Берегись, да не погибнет с шумом и твоя память, да не поразит тебя приговор праведного Судии на нераскаянных грешников: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41). Глава 33 Ахитофел     Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретши врага, душе, снизшла еси сего советом: но сия разсыпа сам Христос, да ты всяко спасешися.    Душа, сотворенная по образу и подобию Божию и в сем отношении умаленная немногим пред Ангелами, должна господствовать над телом, употреблять его как орудие для достижения духовных целей, привлекать его к участию в богоугодных делах.    Душа должна помнить, что не она создана для тела, а тело для нее, как одежда ее. К сожалению, грех извратил их отношения. Душа унижает перед телом свое владычественное достоинство: она не ограничивается согласием на удовлетворение, в пределах, указуемых разумом и законом, его естественных потребностей, но с рабской покорностью служит его прихотям в пище, одежде, жилище, родотворении и прочем. В порывах усердия к этому служению она забывает свои духовные потребности, не заботится о познании того, что нужно знать для вечного спасения, пренебрегает обязанностями благочестия, самоотвержения и любви к ближним, заглушает в себе потребность общения с Богом, и тем губит себя. «Кийждо же искушается (на грех), от своея похоти влеком и пресыщаем» (Иак. 1:14), но не без участия сторонней злой силы, исконного врага нашего спасения. Он всегда старается уловить людей «в свою его волю» (2 Тим. 2:26) и помогает плоти поработить дух, внушая человеку, что не стоит жить для духа, что счастье заключается в чувственных благах и удовольствиях, что жизнь человеческая коротка и что поэтому надо спешить пользоваться ею, чтобы извлечь из нее все, что может она дать приятного для чувственности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Если бы тебе дозво­лено было изследовать и судить, то ты мог бы говорить это; но теперь самое несчастие не дозволяет тебе делать изследования. Если не должно судить здоровых и изследовать чужие дела, то тем более страждущих. Иначе что (будет)? Разве ты видел его счастливым, благоденствующим, что говоришь, будто он зол и порочен? Он страждет; если же ты видишь его страждущим, то не говори, что он порочен. Когда мы видим человека благоденствующего, тогда, пожалуй, можем сказать это об нём; но когда видим человека страждущего и нуждающегося в помощи, то не следует говорить, что он порочен; это - знак жестокости, безчеловечия и высокомерия. Кто, скажи мне, был беззаконнее иудеев? Бог наказывал их, и наказывал справедливо, весьма справедливо; однако же к тем, которые сострадали им, Он благоволил, а тех, ко­торые радовались их несчастью, наказывал. " И не болезнуете " ,  - говорит (пророк), -  " о бедствии Иосифа " (Амос. 6:6). И в другом месте говорится: " Спасай взятых на смерть " (Притч. 24:11). He сказано: разведай, и узнай, кто они, хотя по боль­шей части отводимые на смерть бывают порочны, hq сказано просто: " спасай " , кто бы они ни были. В этом особенно и состоит милосердие. Кто благодетельствует другу, тот, без сомнения, делает это не для Бога; а кто - человеку незнакомому, тот делает исключительно для Бога. (Премудрый) говорит: не щади денег и, хотя бы все пришлось издержать, отдай; а мы, видя изнуряемых, мучимых, претерпевающих страдания, жесточе тысячи смертей, и часто несправедливо, жалеем денег и не жалеем братий; бережем бездушное и не думаем о души. Между тем Павел повелевает " с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю " (2 Тим. 2:25 - 26). " Не даст ли " , - говорит: видишь ли, какого долготерпения исполнены слова его? Будем же и мы подражать ему и не считать никого безнадежным. Рыболовы, ввергая сети в море, часто ничего не вытаскивают, но бросив в последний раз, получают все.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О, чудеса, подлинно божественные! О, таинства, которые пре выше природы и разумения! О, слава девства, которая превосходит [естество] человеческое! Что это за великое о Тебе таинство, священная Матерь и Дева? «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42). Блаженна Ты в роды родов единственная достойная считаться блаженной. Ибо вот, ублажают Тебя все роды, как Ты предрекла (Лк. 1:48). Тебя видели дочери Иерусалима, — разумею Церкви, — и ублажили царицы, то есть души праведных, и будут восхвалять тебя во веки (Песн. 6:9). Ибо Ты — царский престол, которому предстоят престолы, или ангелы, взирая на Сидящего на нем Своего Владыку, Господина и Творца (Дан. 7:9—10). Ты умственный Эдем, священнейший и божественнейший древнего; в том обитал Адам «перстный,» а в Тебе — «Господь с неба» (1 Кор. 15:47). Тебя предызображал ковчег, хранивший семя второго мира (Быт. 7:1—5), ибо Ты родила спасение миру — Христа, потопившего грех и укротившего его волны. Тебя предписала купина, предначертали богонаписанные скрижали, предвозвестил ковчег завета, Твоим ясным прообразом послужили золотой сосуд, светильник, трапеза и «жезл Ааронов расцветший» (Евр. 9:2—4). Из Тебя [телесно] произрос огонь Божества, Определение и Слово Отчее, сладчайшая и небесная манна, Имя неименуемое, которое «выше всякого имени» (Фил. 2:9), Свет вечный и неприступный (1 Тим. 6:16), Небесный «хлеб жизни» (Ин. 6:48), Плод невозделанный. Не Тебя ли предвозвестила печь, явившая огонь, одновременно орошающий и пылающий, — образ Божественного Огня, в Тебе Обитавшего (Дан. 3:25—26)? Скиния Авраамова совершенно очевидно Тебя предуказала (Быт. 18:1—6). Ведь Богу Слову, Сотворившему скинию во чреве Твоем, человеческая природа принесла испеченный в горячей золе хлеб, то есть начатки своих плодов, и Твоих Пречистых кровей. [Эти начатки] как бы испек и соделал хлебом божественный Огонь, воспринявший их в Свою божественную Ипостась и приведший в истинное бытие тела, оживленного душой мыслящей и разумной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Петр . Как же мы будем считать святыми людей, которые не будут молиться за врагов своих, видя их в огне, когда сказано: молитеся за творящих вам напасть ( Мф.5:44 )? Григорий . За врагов своих молятся в то время, когда могут обратить их сердца к плодотворному покаянию и спасти сим обращением. Ибо о чем другом должно молиться за врагов своих, как не о том, по завещанию апостола, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него в свою его волю ( 2 Тим.2:25–26 )? Как же тогда молиться за грешников, когда они уже никоим образом не будут в состоянии переменить свое нечестие на дела правды? Значит, причина, почему тогда не будут молиться за людей, осужденных на вечный огонь, та же, какая и теперь причина того, что не молятся за диавола и ангелов его, присужденных к вечному наказанию. Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей, неверных и нечестивых, как не та, что узнали о них как об осужденных на вечное наказание и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии? Если же ныне живущие праведники не сострадают умершим и осужденным нечестивцам, когда сами сознают нечто достойное осуждения в своей плоти, тем строже будут смотреть на мучения нечестивых тогда, когда, свободные от всякой тленной страсти, еще тверже и полнее усвоят себе святость. Судное решение, принадлежащее Правосуднейшему Судии, так согласно с их духом, что решительно не позволяет им ни в чем различествовать от определений Его вечной правды. Петр. Ничего не нахожу сказать против ясного довода. Но теперь следующий вопрос занимает мой ум: каким образом душа называется бессмертною, когда известно, что она осуждается на смерть в вечном огне? Глава 45. Каким образом душа называется бессмертною, когда известно, что она осуждается на смерть? Как два смысла имеет слово «жизнь», так два же смысла имеет и слово «смерть». Иное дело, когда мы живем в Боге, и иное дело, когда мы живем просто как сотворенные или рожденные на свет; то есть иное дело жить блаженно, иное дело существовать, иметь бытие. Поэтому душа может быть названа смертною и бессмертною. Смертна душа, когда теряет блаженную жизнь; бессмертна, потому что никогда не перестает иметь бытие, не может потерять жизни, свойственной ее природе, и если притом не будет осуждена на вечную смерть. Подверженная осуждению, она теряет блаженную жизнь, но не лишается бытия. Отсюда следует, что она претерпевает смерть без смерти, лишение без лишения, конец без конца, дабы и смерть ее была бессмертна, и лишение неоскудевающее, и конец бесконечный.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Во 2 посл. Тим., 2след. Апостол внушает Тимофею, чтобы он укреплялся в благодати, которая – во Христе Иисусе ( νδυναμο ν τ χριτι τ ν Χριστ ησο), в сфере коей – вся духовная сила. Каковы главнейшие свойства и проявления этой силы – апостол определенно указал ранее. Напоминая Тимофею возгревать дар Божий, который – в нем чрез апостольское руковозложение ( δι τς πιθσεως τν χειρν μο) св. Павел говорит: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия ( ο γρ δωκεν μν Θες πνεμα δειλας, λλ δυνμεως κα γπης κα σωφρονισμο 1, 7). Христианский пастырь получает в хиротонии дух дерзновения (ср. Мф., 10:18, 23, 26), чувство мощи и крепости (ср. Флп., 4:13), направляя свою деятельность исключительно по мотиву безкорыстной любви к Богу и ближнему и регулируя ее пастырским благоразумием ( σωφρονισμο). По словам св. Амвросия, благодать помогает пастырю быть «сильным, любительным, здравоумным». Необходимость постоянного, нередко мучительного, подвига κακοπθησον), противостояния и препобеждения встречающихся на пути пастырского долга препятствий – иллюстрируются тремя примерами: воина, атлета н земледельца. Воин должен закалять себя в перенесении строгого режима и всевозможных лишений походной жизни; атлет должен подчиняться дисциплине в приготовлении себя к состязанию и строго повиноваться правилам состязания ( νομμως); земледелец должен переносить тяжелый и продолжительный труд по обработке, посеву и уборке урожая со своего поля, при всяких, нередко крайне неблагоприятных, атмосферических условиях. Наименование συστρατιτης употребляется апостолом два раза: в приложении к Епафродиту (Флп., 2:25) и к Архиппу (Флм., 4 ст.; ср. Кол., 4:17), где последний представляется исполняющим служение ( τν διακοναν), которое он принял в Господе. Что св. Апостол на свое дело и на христианскую жизнь смотрел как на духовную «брань», – это не подлежит ни малейшему сомнению. Метафору, взятую из жизни воина, он неоднократно употребляет для иллюстрации не только своего собственного положения и дела, но также – свойств и обязанностей обыкновенного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Бог сотворил мир не по необходимости и потребности или потому, что Сам имел некую пользу от него. Бог Сам по Себе — совершенная Полнота блаженства (1 Тим. 1:11; Ин. 5:26), славы, премудрости и силы; в соответствии с этим, Его никто и ничто не может принудить ни к чему и никто и ничто не может Ему увеличить силу или умножить славу. Весь живя в ненарушимом единстве всех Своих абсолютных совершенств, Бог в качестве побуждения и основания к сотворению мира мог иметь только Свою безграничную любовь, которой Он восхотел сотворить мир и, таким образом, и вне Себя открыть Свои совершенства, предоставляя сотворенным существам возможность участвовать в Своей несказанной благости и блаженстве. «Поскольку Благий и Преблагий Бог не удовлетворился созерцанием Себя Самого, но в преизобильной благости Своей восхотел, чтобы возникли существа, которые бы могли наслаждаться в Его благодеяниях и участвовать в Его благости, то Он из небытия ввел в бытие и сотворил все видимое и невидимое». Это значит, что благость Божия, безграничная любовью, является побуждением к сотворению мира, а целью является участие твари в этой безграничной благости Божией.   Безграничная благость Божия, проявляющаяся в отношении к твари как безграничная любовь, свидетельствует, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16, 8), что только Он благ (Мк. 10:18; Пс. 105:1, 106,1, 135,1-26, Иак. 1:17; Ис. 49:15). Благость как таковая отразилась на творениях Божиих: «Благ Господь всяческих, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс. 144:9; Сир. 18:12; Прем. 11:25-27). Цель сотворения мира содержится в самом побуждении Божием к сотворению мира, ибо участие во всесовершенной благости Божией и является целью созданных существ «Мы... созданы на дела благая» (Еф. 2:10; Евр. 13:21; Мф. 5:16). А участие в благости Божией и является участием в блаженстве Божием. Естественно, это проявляется в прославлении Бога со стороны созданных существ. Святые Ангелы непрестанно славят Бога, ибо их жизнь непрестанно добровольно участвует в благости, а тем самым и в блаженстве Трисолнечного Господа (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

24 мая. 141 С. 12 : Заседание С.-Петербургского военно-окружного суда 6 мая по делу о сыне титулярного советника Адриане Федорове Михайлове (и др.; см. полное назв. выше, в 132): (Обвинит. акт): 8 и 9. О Марии Коленкиной и Александре Малиновской; 10. Об Ольге Натансон; 11. Об Ольге Витаньевой: (Из газ. «ПВ»): (Оконч.). ((Ф)); С. 2 : Москва, 23 мая: (О лесоистреблении на Юге России и мерах по его предотвращению)/(Г.-П.); Открытый вопрос: (Как попасть на открытие памятника Пушкину жертвователям на него?); Отсрочка освещения храма Спасителя. Памятник Пушкину. Замечательное совпадение: (26 мая – день рождения Пушкина и смерти В. Г. Белинского; 29 янв. – день смерти Пушкина и рождения В. А. Жуковского). (ЗиИ); С. 3 : Петербург: (Дума о чествовании А. С. Пушкина). (ВИ). 25 мая. 142 С. 12 : О том и о другом: Москва в глубоком трауре. Сокольники. Подмосковные селения, обитаемые дачниками; их диковинки, приключения и несчастия. Еще о порядках Смоленской костоломки/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 24 мая: (Новый бандерольный сбор «совершенно убивает два отечественных производства: садоводство и приготовление ягодных и травных водок»)/+ (Ф. А. Гиляров); Памятник А. С. Пушкину. Приезд Ф. М. Достоевского (в Москву). (ЗиИ); С. 23 : Сад «Эрмитаж». Первое представление оперы (Ф. М. В.) Массе «Поль и Виржини». По сезону ли? Парижские исполнители оперы; здешние. Партия Меалы. Г-жи (Н. А.) Енгалычева и Запольская. Гг. (Д. А.) Усатов, Фюпароп 2514 и (А. Н.) Николаев. Г-жа Эльтон. Новый капельмейстер (Эмануэль). Обстановка оперы, костюмы и декорации. Нескромность либретто/Аде (А. М. Дмитриев). (ТиМ); С. 3 : Из Иваново-Вознесенска. 17 мая: Апатия думских гласных. Пожары и криминальные случаи за истекший год. Обилие питейных заведений. Усовершенствования в фабричных производствах. Победа асфальта над деревом. Засаривание реки Уводи и неудобства, происходящие от этого. Недостаток куриных яиц для заводов. Результаты лесоистреблений. Частые нападения волков. Влияние железной дороги на торговлю. Настоятельная необходимость проведения Сибирской железной дороги/S. S. (В. Белов?). (ВИ); С. 34 : Беспорядки в Амстердаме (в еврейском квартале). (ОН).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

7, 37–38). 3. А чтобы выразиться более ясно, ибо это подвигло меня, не замедлю описать хорошее и лучшее, тем более для тех, кто окрылён небесной и духовной любовью к Богу. 4. Ибо хорош честной брак, как Богом установленный, а лучше непорочное девство благодаря большей красоте, и одно другому не чуждо. 5. В самом деле, они обнаруживаются как плоды с деревьев, но сладкий плод отвращает секиру, в то время как секира, — говорит Спаситель наш, — при корне дерев лежит: 6. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают (Мф. 3, 10). 7. Ибо преступление жены по примеру первозданной Евы Павел порицает, однако возвещает спасение, которое произойдёт через деторождение. 8. Но не оставил без объяснения слово, а именно: если, — говорит, — пребудут в вере , и правде, и любви , и в святости , и целомудрии (ср. 2 Тим. 2, 15). 9. Итак, отсюда уже видно, что если пребудут; если же не пребудут, то дадут повод к обвинению в преступном уклонении. 19. Да станет отец охранителем храма Божия. 20. Стань священником Бога Всевышнего (Евр. 7, 1). 21. Отнюдь не попускай, чтобы к чистому храму приближался порок — не пренебрегай, потому что ты родитель, ведь ты имеешь залог Господина, и о нём не должен ты нерадеть. 22. Бойся сам себя, как бы тебе не задремать, чтобы не погубить тебе залог Небесного Царя. 23. Не будь беспечен, охраняя, чтобы, потеряв, не прийти тебе в беспокойство. 24. Даже если она будет страдать, пускай лучше она страдает из-за Христа. 25. И даже если кто не учит ребенка лучшему без притеснения, тот не гневом движим, но связал себя родительской любовью [к детям]. 26. Не пренебрегай, потому что имеешь, но бойся, охраняя, чтобы тебе иметь. 27. Не всякого человека вводи в дом твой, ибо многочисленны козни диавола. 28. Не всякому человеку показывай залог твой, ибо зависть повсюду. 29. Усердно препятствуй беседе с мужчинами, ибо из-за беседы, согласно книге Бытия, пал первозданный [человек] с Евой. 30. Даже если и полезна беседа, злобный насмехается [этому]. 31. Потому что он хитёр во зле, так как не сразу подносит яд, но, смешивая с мёдом, скрывает желчь.

http://bogoslov.ru/article/6193363

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА [греч. μακαρισμο; лат. Beatitudines], лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, особенно для библейской и постбиблейской традиций, представляющая собой разновидность благословения . В узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди (Мф 5. 3-10; ср.: Лк 6. 20b-21) (о церковной традиции истолкования З. б. см. в ст. Нагорная проповедь , об их литургическом употреблении см. ст. Блаженны ). Название происходит от начальных слов «блажен/блаженны» (евр.   μακριος, букв.- воистину счастлив(ы)). Обычно З. б. строятся по схеме: вводная формула «блажен тот, кто...» (или «блаженны те, кто...») и описание восхваляемого качества или образа действий. В греко-римской традиции «блаженными» изначально назывались преимущественно языческие боги (напр.: Homer. Od. 5. 7). Древнейшие аналоги библейских З. б., относящихся к людям, встречаются в гомеровских гимнах «К Деметре» - «Блажен (μγ λβιος ν) из людей земнородных, кто благосклонной любви от богинь удостоится славных» (Hymn. Homer. 5. 486), «К музам и Аполлону» - «Блажен человек ( δ λβιος ν), если Музы любят его: как приятен из уст его льющийся голос!» (Ibid. 25. 4). Чаще всего в античных З. б. восхваляются те, кто обладают богатством и мудростью. Аристотель, разбирая понятие «блаженство», одним из первых использовал выражение μακαρισμς (восхваление блаженства) в качестве технического термина ( Arist. Rhet. I 9. (1367b. 34)). В библейской и постбиблейской традициях наименование «блаженный» к Богу обычно не относится (исключение в НЗ: 1 Тим 1. 11; 6. 15). По отношению к людям формулы «блаженства» употребляются в 3 контекстах: 1) в бытовых восхвалениях человека, обладающего богатством, красотой, знатностью и т. п. (напр., в 3 Цар 10. 8 царица Савская восхваляет подданных царя Соломона; ср. слова ап. Павла о самом себе в Деян 26. 2); 2) в ироническом смысле (напр., в 1 Енох 103. 5-6: «Блаженны грешники, они видели все свои дни, и теперь они умерли в счастье и в богатстве»); 3) в религ. контексте (многие исследователи к особой категории относят З. б., связанные с восхвалением мудрости (см.: Betz. 1985), однако в библейской традиции понятие мудрости всегда фигурирует в религиозном контексте). В Ветхом Завете

http://pravenc.ru/text/182595.html

   Петр: Но как святые могут не молиться за грешников, если они видят их горящими?    Григорий: За врагов своих молятся в то время, когда могут обратить их сердца к плодотворному покаянию и спасти этим обращением. Именно поэтому нам велено молиться за врагов Толкуя эти слова, апостол говорит: (с кротостью наставлять противников) не даст ли им Бог покаяния в познание истины, чтобы они освободились от сетей диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим 2:25-26). А если они уже не могут обратиться от дел беззакония к праведности, то как за них можно молиться. Молиться за них тогда — все равно, что сейчас молиться за диавола и его ангелов, приговоренных к вечной муке. Поэтому и не молятся никогда сейчас святые мужи за людей умерших без веры и за скончавшихся в нечестии, потому что знают, что эти люди преднамеренно определили себя на нескончаемую муку и не хотят обесценивать молитву перед праведным Судией.    Если живущие сейчас праведники совершенно не сострадают умершим без веры, хотя и не видели их во плоти мучимых в аду, то тем более они не будут сочувствовать беззаконникам, когда увидят их муку, которая ничем не сменится, а себя изъятыми из всякого страдания и тления и всецело прилепившимися к праведности? Когда они волей совершенно прильнут помыслами к решениям Праведного Судии, они даже не посмеют умолять его о том, что не согласно с Его точнейшей и не знающей ошибок волей.    Петр: Я ничего не могу возразить, потому что ты дал исчерпывающее объяснение. Но хочу знать, почему, если душа бессмертна, о вечном адском пламени говорится как о смерти души?    Григорий: Слово «жизнь» употребляется в двух значениях, и слово «смерть» тоже нужно понимать в двух смыслах. Одно дело «жизнь» в смысле жизни в Боге, блаженная жизнь, а другое дело «жизнь» в смысле существования, то есть жизнь, данная нам при сотворении, которую мы обрели, когда родились. Поэтому душа и смертна, и бессмертна. Душа становится смертна, когда отвергает блаженную жизнь, и становится бессмертной, когда живет духовной жизнью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010