Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОНМЕМ» [греч. Πρσχωμεν; церковнослав.   - будем внимательны], литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения. Хотя в Свящ. Писании этот призыв не встречается, в ВЗ и НЗ присутствуют близкие к нему формы, образованные от того же греч. глагола προσχειν. В ВЗ они относятся к пророческой лексике и поучениям мудрых, означая наставления: «быть внимательными к повелениям Закона», «слушать Слово Господне», «смотреть за собой» (Исх 19. 12; Втор 4. 23; 32. 46; Иов 13. 6; Пс 77. 1; Притч 4. 1; Сир 17. 12; Ис 1. 10; 28. 23; 49. 1; 55. 3; Ос 5. 1; Мих 1. 2; Зах 7. 11; 1 Макк 2. 68). В НЗ употребляются чаще как призывы «быть осторожными», «беречься» и т. п. (Мф 6. 1; 7. 15; 10. 17; 16. 6, 11; Лк 12. 1; 17. 3; 20. 46; 21. 34; Деян 20. 28), а также «быть внимательными к услышанному» (Деян 16. 14; Евр 2. 1). Свт. Иоанн Златоуст, называя призыв «В.» общим голосом Церкви, соотносит его с 1 Тим 4. 13 ( Ioan. Chrysost. In Act. 19. 5//PG. 60. Col. 156). В раннехрист. текстах формы глагола προσχειν употребляются как призыв внимать словам Божиим (1 Клим 2. 1), епископу ( Ign. Ep. ad. Polyc. 6. 1), Богу и Его пророкам ( Greg. Thaum. In Orig. or. panegyr. 15), себе ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 2). По крайней мере с IV в. возглас «В.» употреблялся на Востоке в составе литургии как призыв соблюдать благоговейную тишину во время чтения Свящ. Писания, во время анафоры , во время Причащения. Эта практика укоренилась в Церкви. Так, согласно совр. правосл. чину Божественной литургии, «В.» (отдельно или в составе развернутых возгласов) возглашается перед пением прокимна, чтениями Апостола и Евангелия, Символом веры, началом анафоры, возгласом    . Перед чтением Свящ. Писания «В.» обычно произносится в сочетании с возгласом  . Перед прокимном возглашаются «В.» и  , разделенные преподанием мира; перед Апостолом - в др. порядке:   и «В.», между ними возглашается заглавие читаемой книги; перед Евангелием так же, но возглас   принимает развернутую форму:          , и сразу происходит преподание мира, а возглас «В.» следует перед самим чтением.

http://pravenc.ru/text/155234.html

Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной митрополита Корнилия 19 апреля, 2018. Новостная служба «Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям» 19 апреля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Предстоятеля Эстонской Православной Церкви митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия. Священному Синоду, архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Эстонской Православной Церкви Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! В эти пасхальные дни, когда мы прославляем Победителя смерти Христа, закончился земной путь одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви — митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия. Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям. Родившись в семье полковника царской армии, будущий владыка прошел нелегкий путь от псаломщика до Предстоятеля Эстонской Православной Церкви. За многие годы трудов на ниве Христовой он неизменно стремился со тщанием и усердием исполнять все возлагаемые на него Священноначалием послушания, старался быть  делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины  (2 Тим. 2:15). В далеком 1945 году он принял священный сан и более 70 лет предстоял Престолу Божию, вознося молитвы и прошения  о всех и за вся . То были нелегкие времена гонений на Церковь, когда нужно было иметь не только крепкую веру и решимость свидетельствовать о Христе Распятом и Воскресшем, но и мужество пострадать за свои религиозные убеждения. Не миновала эта чаша и покойного: еще будучи священником, он был арестован и отбывал заключение в мордовских лагерях. В 1990 году Господь сподобил его принять благодать епископства. Занимая Таллинскую кафедру, владыка немало потрудился во благо Святой Церкви, а посему снискал любовь духовных чад, клира и паствы, признание общественности. Особые его усилия были направлены на утверждение канонического Православия в Эстонии, на сохранение людей в лоне Церкви Христовой. Выражая соболезнование всем вам в связи с кончиной Преосвященного митрополита Корнилия, возношу молитвы к Богу об упокоении его души в обителях небесных.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vyiraz...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Игнатию (Суранову), епископу Мариинско-Посадскому 20 ноября 2017 г. 19:11 20 ноября 2017 года, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил  хиротонию архимандрита Игнатия (Суранова) во епископа Мариинско-Посадского, викария Чебоксарской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Игнатия на служение. Преосвященный епископ Игнатий! Днесь всемощная благодать от Отца исходящего и Сыном ниспосылаемого Утешителя Духа освятила твое естество. Окруженный сонмом иерархов, пастырей и мирян, видимых очами телесными, и осененный крылами бесплотных Сил Небесных, зримых очами духовными, ты приял под сводами сего храма дар епископства, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Соделавшись преемником апостольского служения, облекшись во святительские одеяния, ты, как и твои предшественники — собратья-архипастыри, стоишь пред нами в ожидании напутствия Предстоятеля. Внемли же Патриаршему наставлению и запечатлей его в своем сердце. Да поможет тебе оно надлежащим образом проходить епископское поприще, представлять себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15). Архипастырское служение сколь высоко, столь и многотрудно. Высоко потому, что является продолжением на земле великого и славного служения учеников Христовых, тех, чьи очи сподобились видеть, руки — осязать, а уши — слышать воплотившегося нас ради Сына Отчего. Средоточием апостольской миссии стало благовестие о Иисусе Воскресшем. Посланники от имени Христова (2 Кор. 5:20), они шествовали даже до края земли (Деян. 1:8), призывая людей примириться с Богом (2 Кор. 5:20), покаяться, обратить к Нему свои сердца. Отныне и тебе надлежит продолжать их дело на земле, осолять этот мир спасительными евангельскими глаголами, быть ему светом (Мф. 5:13).

http://patriarchia.ru/db/text/5065254.ht...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             4 лютого 2022 р. 17:13 Тихон згуртував навколо себе Церкви, завдяки яким вона винесла [Ihmepb " ю] У " ю секретаря церковних зв " з автора «Святитель Тихон, Московський та його час» священика Сафонова. (рос.) 3 лютого 2022 р. 11:29 Митрополит Володимирський Суздальський Тихон: Служимо, живемо трудимося на [Ihmepb " ю] В Володимирська — одна з кафедра була заснована тут понад тому. В " ю «Журналу митрополит Володимирський Суздальський Тихон як задовго до свого призначення сюди перевозив до святителя Ковровського про власний (рос.) 2 лютого 2022 р. 11:02 Дар священнослужения. Интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия [Ihmepb " ю] В интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия журналу «Печерский благовестник» Предстоятель Украинской Православной Церкви дал ряд наставлений священнослужителям — о миссии пастырей, об обязательном молитвенном правиле, о том, как предотвратить выгорание, что читать, и выразил свое видение преодоления раскола церковного единства. 2 лютого 2022 р. 10:08 В.Р. Легойда: Чим християнського тим ближче до хаосу та [Ihmepb " ю] У 13-ту Кирила голова Синодального Церкви з В.Р. Легойда в " ю про та реформи церковного життя, про виклики, що стоять перед про ставлення Церкви до сучасних нововведень у та (рос.) 1 лютого 2022 р. 09:25 Митрополит Волоколамський — це не метод проблем, що накопичилися [Ihmepb " ю] 29 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 30 2022 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

3. Об отношениях Церкви и государства В православной традиции сформировалось представление о симфонии духовной и светской власти как об идеальной форме взаимоотношений Церкви и государства. Симфония предполагает предоставление Церкви и верующим условий для свободной церковной жизни, ведущей верующих к вечному спасению, " да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте " (1 Тим. 2. 2). Поскольку, по слову Божию, " мир во зле лежит " (1 Ин. 5. 19), идеал такой симфонии никогда в полной мере не осуществлялся. В результате петровских реформ симфония была фактически заменена системой государственной церковности, при которой государство лишало Церковь полной самостоятельности. В двадцатом же веке, после большевистского переворота, началось беспрецедентное гонение на Церковь в России. В годы его Промыслом Божиим Русская Церковь явила великий сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Не все устояли в годину гонений. Некоторые священнослужители и миряне, поправ правду Божию, способствовали гонителям в их действиях, направленных на разрушение Церкви. Подобные деяния ни при каких обстоятельствах не могут быть допустимы и оправданы; они заслуживают всякого осуждения, дабы предотвратить повторение их в случае, если Господь попустит возобновление гонений. В условиях гонений проявились разные подходы к осмыслению отношений Церкви и государства. Одни церковные деятели сочли необходимым выбрать путь компромисса с властью, враждебной Церкви, ради сохранения церковных структур для открытого служения народу Божию. Другие отвергали этот путь. В конечном итоге, и те, и другие подвергались жестоким репрессиям. Эти два подхода отразились в печальных разделениях в Русской Церкви, постепенно изжитых в последующие десятилетия. С учетом горького опыта Церкви в ХХ веке и основываясь на свидетельстве Новомучеников, необходимо разграничить, что допустимо и что недопустимо в отношениях между Церковью и государством, особенно таким государством, которое преследует цель полного уничтожения Церкви и веры Христовой. Православные христиане пришли к ясному пониманию недопустимости абсолютизации государственной власти. Неприемлемо, в частности, употребление текстов Священного Писания (например, Рим. 13. 1-5) несоответствующее толкованию и духу Святых Отцов. Земная и временная власть государства признается ценной в той мере, в какой его сила используется для поддержания добра и ограничения зла.

http://sedmitza.ru/lib/text/429883/

Аквила и Присцилла, или Приска;лат. Aquilas от aquila - орел, Priscilla от prisca - древняя] (I в.; пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы). Апостол от 70 А. (упом. не во всех апостольских списках) и его жена Прискилла, по происхождению иудеи из обл. Понт, жили в Риме и принадлежали к числу первых христиан. А. и Прискилла и др. обращенные иудеи вели среди соплеменников проповедь христианства, что могло привести к раздорам и беспорядкам в евр. общине Рима. Об изгнании евреев из Рима в 49 г. по Р. Х. по распоряжению имп. Клавдия сообщает рим. историк Светоний (De vita Caes. Claud. 25. 4). А. и Прискилла поселились в Коринфе, где в 52 г. их посетил ап. Павел, прибывший в Коринф из Афин (Деян 18. 2-3). В Коринфе он оставался чуть более полутора лет (Деян 18. 11), затем отправился в Эфес вместе с А. и Прискиллой (Деян 18. 18), ставшими активными помощниками в его миссионерском служении. Им приходилось рисковать жизнью за апостола (Рим 16. 4), к-рый не раз с любовью упоминал их домашнюю церковь в Эфесе (1 Кор 16. 19; 2 Тим 4. 19). Когда ап. Павел отправился в Иерусалим, чтобы встретить там Пасху, в Эфес пришел проповедник Аполлос, к-рый хоть и правильно говорил и учил о Господе, но не был крещен христ. Крещением, зная только Крещение Иоанна Предтечи. А. и Прискилла, услышав проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и разъяснили ему путь Господень, и впосл. он усердно содействовал распространению христианства (Деян 18. 24-28), будучи причислен к апостолам от 70. После смерти имп. Клавдия (54) А. и Прискилла возвратились в Рим, возможно посланные туда ап. Павлом для укрепления христ. общины и подготовки благоприятных условий для его собственной проповеди. В Риме в их доме проходили богослужебные собрания, и они были первыми среди римлян, кого ап. Павел удостоил своего приветствия и похвалы, причем имя Прискилла стоит перед именем ее мужа (Рим 16. 3-4); об особой роли св. Прискиллы и женщины вообще в распространении христ. проповеди говорит в своих беседах свт. Иоанн Златоуст.

http://pravicon.com/info-3244

Что есть святость? Святость – это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение. 13 ноября, 2014 Святость – это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение. Для человека, который имеет хотя бы минимальную связь с Церковью, привычно повторяющееся здесь понятие – слово “святой”. Человек постоянно слышит это слово на всех богослужениях. Тропари повторяют во всех временах и лицах глагол “освящать” и существительное “освящение”, а во время чтения отрывков из Апостола христианин с удивлением слышит обращенное к нему возглашение “братья святые”. Божественная воля есть “освящение наше” (1 Фес. 4:3), и мы должны быть святы, потому что свят Бог (1 Петр. 1:16). Таковы два основополагающих начала, на которых христиане строят с Богом отношения веры, начиная бороться, чтобы получить спасение (2 Тим. 2:10). Упомянутые выше побуждения – компас для христиан, и они являются не требованиями Бога, а неким “терапевтическим курсом”. Именно так Церковь понимает Божественные заповеди – не как предписания военной дисциплины, но как стимул для свободного выбора и согласия на постепенное излечивание и восстановление нашего духовного здоровья. К несчастью, большинство современных христиан мыслит иначе, считая святых, чьи имена вспоминаются и повторяются в многочисленных храмах, воздвигнутых в их честь, чем-то чуждым для себя и видя в них неких древних полубогов, с которыми они связаны лишь тем, что просят у них здоровья – величайшего из благ – благополучия домашнего хозяйства и детей и – почему бы и нет? – немного денег на загородный дом и вторую машину. Иными словами, они вступают со святыми в некие языческие торговые взаимоотношения. Дары – свечи, просфоры, масло, освящение артоса, иконы – перестали быть выражением любви и расположения, превратившись в некое “умасливание” для достижения своих целей. В то время как святость – это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение. Где бы человек не находился, во всех вопросах и решениях будет проявляться избранное им направление жизни. Любая среда – семейная, рабочая или социальная – станет полем для проверки на “святость”. Фраза “не бойтесь, ибо я боюсь Бога” (Быт. 50:19) останется вечным критерием жизни каждого христианина.

http://pravmir.ru/chto-est-svyatost/

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год Сограждане святых Апостол на Литургии в Неделю 24-ю по Пятидесятнице К Ефесянам o глава 2 стихи 14-22 14 Братия, Христос - наш мир. Он создал из обоих одно и разрушил стену преграды. Этой вражде Он Плотью Своею положил конец, 15 отменил закон заповедей и уставов. Так, мир установив, Он сотворил в Себе из двух одного, нового человека, 16 и примирил Крестом обоих с Богом в одном Теле, убив в Себе вражду. 17 Придя, Он возвестил мир - вам, дальним, и мир близким. 18 Теперь через Него мы, оба народа, в одном Духе имеем доступ к Отцу. 19 Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, но сограждане святых и домочадцы Бога. 20 Вы - дом, построенный на основании апостолов и пророков; краеугольный камень - Сам Христос Иисус, 21 в Котором все здание, крепко сложенное, растет, становится святым храмом в Господе; 22 в Котором и вы, в это здание встроенные, становитесь жилищем Бога в Духе. Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Как в древности, так и сейчас мир разделяет множество границ, символизирующих собою вражду и отчуждение. Циничное изречение античного писателя гласило: Homo homini lupus est (человек человеку волк). Наука XIX века утверждала, что история человечества движима «борьбой за существование». Один из современных философов произнес известный афоризм: «Другие - это ад». Согрешившему Адаму вход в Едемский сад преграждал пограничник - херувим с пламенным мечом. Наконец, есть одна невидимая, но самая крепкая стена, которая отделяет небо от земли, Бога от людей. Стена эта - смерть. Но в этой стене давно пробита брешь. Более того, в одном из своих песнопений Церковь провозглашает «разрушил Крестом Твоим смерть!» Прочитанный отрывок из Послания к Ефесянам в торжественной, почти гимнической форме говорит о разрушении всех стен, отделяющих людей друг от друга, ибо разрушена стена, отделяющая людей от их Творца, от Бога. Уже вдохновенные голоса древних пророков предвозвещали конец вражде в лице Посланника Божия, Искупителя, Примирителя и Спасителя. Этим пророческим провозвестием и открывается наше чтение: «Он есть мир наш». Так Апостольское писание называет Иисуса Христа. Он - наша премудрость от Бога (1 Кор. 1, 30), наша надежда (1 Тим. 1, 1), наша жизнь (Кол. 3, 4). Здесь Он назван нашим миром.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с представителями российской и зарубежной бизнес-элиты 6 сентября 2011 г. 13:30 5 сентября 2011 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с российскими и зарубежными предпринимателями и представителями государственной власти в приходском доме храма Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Москве. Во встрече, в частности, приняли участие исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л. Севастьянов, глава компании «Барклайс кэпитал» в России Б. Форесман, глава Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С. Черемин, владелец гостиничного бизнеса А. Маньков, Д. Юсин (банк «Центрокредит»), С. Дрожжин (Российский фонд прямых инвестиций) и другие. От имени собравшихся архипастыря приветствовал Боб Форесман. Он кратко рассказал об идеи этой встречи, о желании предпринимателей, принадлежащих к христианским конфессиям, объединиться для реализации совместных гуманитарных проектов. Со своей стороны митрополит Иларион напомнил евангельскую притчу о богатом юноше (Мф. 19:16-24). Архипастырь отметил, что вопрос спасения это вопрос сотворчества Бога и человека. В частности, он привел пример из истории Церкви праведного Филарета Милостивого (VIII в.), богатого человека, причисленного к лику святых за активную благотворительную и миссионерскую деятельность. Владыка подчеркнул, что очень многое в жизни человека зависит от Бога, в том числе возможность организовать и развивать свой бизнес, и предостерег предпринимателей от эгоизма, представляющего духовную опасность, т.к. «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Одну их первых заповедей, которую человек получил от Бога, заповедь о труде и одновременно эта заповедь и о творчестве (Быт. 2:15)». «Мы часто жалуемся на наше общество, сказал митрополит Иларион. Мы рассматриваем проблемы нашего общества как проблемы, относящиеся ко всей стране в целом. Мы говорим, что у нас низкая нравственность, что большие проблемы в семейной области, у нас много воровства, взяточничества, коррупции и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/1614810.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010