Врата средние в иконостасе–царские. Скриж. ч. 1. стр. 31. Южные названы диаконскими там же стр. 32; северные – пономарскими, стр. 33. Что значит отверстие и закрытие царских врат. Скр. ч. 1, стр. 46– 7. Простым людям в царские врата входить нельзя, там же стр. 31. Завеса по гречески катапетасма, Скриж. ч. 1, стр. 31–2. Что значит отдергивание и задергивание ее на литургии, там же, ч. 2, стр. 104, 141, 146. Отдергивание завесы означает отверзение неба. Кир. Алекс. – толкование на Иоанна гл. 2, стр. 24. Злат, беседа 3-я на послание к евреям. Ветр. ч. 3, стр. 144–5. Завесы были и в других местах храма, там же. Почему отдергивается пред Символом Веры ? Сим. Солун. у Дмитревского, стр. 44, пр. 1. Алтарь Дмитрев., стр. 42, означает небо, как и святое святых. Евр. 8, 5, 9, 24 . Иосиф. Флавий Древности книга 3-я, глава 6-я, числ. 4. Когда стали алтарь отделять от церкви? Дмитрев., стр. 48–9. Евсев. Церк. Ист. кн. 10, гл. 4. Лаод. Соб. пр. 19 и 44. Мирянам запрещается в него входить, кроме царя. Трул. Соб. пр. 69. Алтарь по гречески – вима, Скриж. ч. 1, стр. 9. В алтаре нельзя сидеть ни кому, кроме архиереев и священников, там же, стр. 23; какие в алтаре могут быть иконы? (там же). Престол что означает? Скриж. ч. 1, гл. 3, § 1–4. Симеон. Солун. у Дмитревского гл. 13. Дмптревского толкование, стр. 45–6. Бывает четверочастен и высок. Скриж. ч. 1, стр. 14–15. В Софийском храме имел ступени. Скриж. там же. Одежды престола: срачица и индития. Скриж. ч. 1, стр. 15–6. Симеон. Солун. у Дмитревского, гл. 14. Мощи под престолом. Скриж. ч. 1, стр. 16. Дмитрев. стр. 46–7. Симеон. Солун. гл. 16. Христианские собрания были чаще на гробах мучеников. Дмитрев. стр. 46–7. Сень над престолом. Скриж. ч. I, гл. 4, означает землю и небесную скинию, там же. Устройство сени в Софийском храме. Евсевия жизнь Константина кн. 3, гл. 38. Антиминс на престоле. Скриж. ч. 1, стр. 17; часть 3-я, глава 8-я. Установлен вместо престола, неудобного к переноске. Скриж. ч. 3. стр. 62. Что значит там же. Об Антиминсе вообще Дмитрев. стр. 62–4. На антиминсе евангелисты. Симеон. Солун. у Дмитрев. стр. 12. Антиминс помазуется св. миром. Скриж. ч. 3, стр. 63–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

17) Антихрист будет сидеть в храмах Божиих, почему и жертву везде уничтожит. В 2Сол.2:4 . «в церкви Божией», а в толков.. «не в Иерусалимском только храме, но и повсюду в церквах» ( Беседы И. Злат. на 2 посл. Солун. стр. 40, изд. 1859 г. ). Феофилакт на посл. Солун. стр. 59: «во всяком храме Божием». Андрей Кесарийский в толк. Откр.20:8–10 : «в Божественном храме, – Вселенской церкви». А когда антихрист сядет в храмах, то он будет прельщать народ «посредством плотских предметов» ( Ефрем Сирин ч. 7. стр. 246–7 ), под которьми, по словам Б. Катехизиса л. 353, мы понимаем таинства и трехчинную иерархию. Разбор: В приведенных свидетельствах не оказано, что антихрист сядет во всех храмах по всей вселенной, ибо это для него невозможно, а очевидно, что он будет сидеть в тех храмах, которые будут находиться в занятой им местности. Иероним пишет: «антихрист, овладев землею или городом» ( ч. 12 , стр. 139 ), а «между вселенною и землею есть большое различие» ( ч. 7, стр. 439 ). Поэтому весьма возможно, что антихрист в местах своего господства, а оно не повсеместное, и займет видимые храмы. Иерусалимский храм назыв. тоже «божественным храмом». Ириней Лионский , кн. 5, гл. 25, стр. 648 пишет: «апостол открыл и то, что во Иерусалиме храм был построен по распоряжению истинного Бога. Ибо сам апостол от своего лица определительно назвал его храмом Божиим. А я показываю, что ни один апостол от своего лица никого не называл Богом, кроме истинного Бога, Отца Господа нашего, по повелению коего построен иерусалимский храм: в нем-то будет сидеть противник, стараясь представить себя «Христом». На стр 650 у Иринея: «Это и сделает он: во время своего царства переселит царство в этот город и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос». О том, что антихрист по преимуществу сядет в Иерусалимском храме, читай свидетельства Иоанна Дамаскина ( кн. 4, гл. 26 ), Кирилла Иерусалимского ( оглас. поуч. 15, § 15 ) и Кириллову л. 50 ( см. выше, § 4, д. стр. 20, § 6, з. стр. 26) . У Кирилла Иерус. огл. поуч. 15. § 15, стр. 321 (1 изд.): «якоже ему сести в церкви Божией. В какой же церкви? В разрушенном храме Иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся». Действия антихриста будут простираться и на другие храмы, да и сам он будет, по словам блаж. Феодорита, воздвигать их, соблазняя иных чудесами ложными, a иных угрозами и τ. п.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

    Феодор еп., 1 дек.     Феодор эннатский, без числа.     Феодор фермийский, без числа.     Феодор егип. пр., без числа.     Феодор муч., 1792 г. в Митилене, без числа.     Феодор игумен тригдийский, 1 янв.     Феодосий, игумен афон. и еп. трапезунт., 11 янв.     Феодосий великий царь, 17 янв.     Феодосий пр., 8 мар.     Феодосий муч., 14 мар.     Феодосий муч., 3 и 13 апр. Феодосий, 8 июня.     Феодосий новый царь, 29 июля.     Феодосий новый, врач, 862 г. 7 авг.     Феодосий или Феодор, игум. оровский, 8 авг.     Феодосий муч. с Пелагиею, 25 мар.     Феодосия, мать св. Прокопия, 8 июля.     Феодосия, 18 сент.     Феодосия, 3 окт.     Феодосия, 4 нояб.     Феодота с Феодотогь анкир., 18 мая.     Феодота, 2 сент.     Феодота с пресв. Сократом, 21 окт.     Феодота с Феодотом муч., 3 нояб.     Феодотион муч. с Павлом и Павсирием, 24 нояб.     Фео от муч., 1 янв.     Феодот, еп. ефесский, 12 окт.     Феодот с Феодотою и др., 3 нояб.     Феодула пр., без числа.     Феодул с Феотимом, 4 сент.     Феодул муч. с Македонием, 12 сент.     Феодул пр., 27 сент.     Феодул пр. кипрский, 2 и 3 дек.     Феоид муч., 5 янв.     Феоклия, 17 сент.     Феоклита чудотворица, 21 авг.     Феокл муч., 14 сент.     Феоктиста муч., 19 мая.     Феоктист еп., 8 янв.     Феоктист муч., 4 февр.     Феоктист муч., корабельщик, 6 сент.     Феоктист патрикий , 20 нояб.     Феолиот, еп. филаделф., без числа.     Феона муч., 26 мар.     Феона митроп. солун., 4 апр.     Феона пр., без числа.     Феопемпт в мире, 1 и 2 янв.     Феопемпт и друж., 7 февр.     Феопист муч., 2 янв.     Феосевий муч. во Фракии, 20 авг.     Феостирикт пр., 11 янв.     Феотекн священномуч., 10 дек.     Феотима муч., 19 мая.     Феотим с Феодудом, 4 сент.     Феофан, 8 мар.     Феофан, 17 мая.     Феофан муч., 1559 г. 8 июня.     Феофан, новый чудотворец, 19 авг.     Феофан, еп. монемвасийский, 21 дек.     Феофил муч., 31 мар.     Феофил, 26 апр.     Феофил священномуч., 4 июля.     Феофил мироточивый, 8 июля.     Феофил муч. из Закинфа, 1635 г. 24 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3–48 и 3 на праздники (Т. 3); в) Бесед. на Бытие 67 и 9 слов, 5 бес. об Анне, 3 о Давиде (Т. 4); г) на псалмы 60 бесед (Т. 5); д) 7 бес. на Исаию, 15 бес. разных; толкование Даниила (Т. 6); е) 31 бес. на Матфея, 88 бес. на Иоанна, 55 на Деяния, 33 на посл. Рим. (Т. 7, 9); ж) 44 бес. на 1 посл. Коринф.; 30 бес. на 2 Коринф., толк. посл. к Галатам (Т. 10); з) 24 бес. на посл. к Эфес., 15 на посл. к Филип. 12 бес. на посл. к Колос., 16 на 2 Солун., 28 на 2 пос. к Тимофею; 9 бес. на посл. к Титу и Филимону; 34 на посл. к Евр. (Т. 11–12). Всего 804 беседы. Нет сомнения что не призванные труженики, старавшиеся дать вид своего целого не пересмотренным, или и обработанным, но не по их вкусу, – словам Златоустого много уничтожили для нас из трудов Златоустого. Не имеем при сем в виду тех бесед, которые носят теперь только одно имя Златоустого, не скрывающее бедности сочинителей их. Между беседами с именем Златоустого находят ныне такие, где встречаются места вполне достойные имени Златоустого, тогда как все прочее ни в чем не походит на труд Златоустого (Т. 1. р. 825. al 1015). Т. 2. р. 790. Т. 3. р. 810. Т. 5. р. 550. Т. 8. р. 287; в иных читаются места, которые читались древними в беседах Златоустого, тогда как остальное вовсе не то, чтò говорил Златоустый. Т. 8. р. 149. Сл. Т. 12. р. 370 (2, ed Paris). Т. 12. р. 225. Photius Bibl. cod. 277. ex. ed. Beckeri p. 522. T. 11. p. 846 (сл. T. 12. p. 370. 2 ed Paris). 1131 Издания сочинений: Дуцеево (graec, et lat. T. 1–12. 1609–1633. Lutet. Paris. 1698. Francofur. ad Maenum), Савилиево очень исправное (grae in 8 tom. 1612. Etonae). Самое полное Монфоконово. S. Johannis Chrisostomi opera omnia, graec. et lat cura Bern. Montfaucon. T. 1–13. Paris. 1718. Venet. 734. 1–13; editio Parisina secunda, emendata et aucta graec. et lat. Paris. 1834–840. 1–13. in 8. В последнем новом издании Монфокона текст в многих местах исправлен по изданию Савилия и по ркп. по местам присовокуплены примечания филологов. В Монфоконовом издании с критикой помещены и не подлинные сочинения; впрочем, не везде можно соглашаться с критикой Монфокона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодотион муч. с Павлом и Павсирием, 24 нояб. Фео от муч., 1 янв. Феодот , еп. ефесский, 12 окт. Феодот с Феодотою и др., 3 нояб. Феодула пр., без числа. Феодул с Феотимом, 4 сент. Феодул муч. с Македонием, 12 сент. Феодул пр., 27 сент. Феодул пр. кипрский, 2 и 3 дек. Феоид муч., 5 янв. Феоклия , 17 сент. Феоклита чудотворица, 21 авг. Феокл муч., 14 сент. Феоктиста муч., 19 мая. Феоктист еп., 8 янв. Феоктист муч., 4 февр. Феоктист муч., корабельщик, 6 сент. Феоктист патрикий , 20 нояб. Феолиот , еп. филаделф., без числа. Феона муч., 26 мар. Феона митроп. солун., 4 апр. Феона пр., без числа. Феопемпт в мире, 1 и 2 янв. Феопемпт и друж., 7 февр. Феопист муч., 2 янв. Феосевий муч. во Фракии, 20 авг. Феостирикт пр., 11 янв. Феотекн священномуч., 10 дек. Феотима муч., 19 мая. Феотим с Феодудом, 4 сент. Феофан , 8 мар. Феофан , 17 мая. Феофан муч., 1559 г. 8 июня. Феофан , новый чудотворец, 19 авг. Феофан , еп. монемвасийский, 21 дек. Феофил муч., 31 мар. Феофил , 26 апр. Феофил священномуч., 4 июля. Феофил мироточивый, 8 июля. Феофил муч. из Закинфа, 1635 г. 24 июля. Феофил испов., еп. ефесский, 25 сент. Феофил муч., 28 сент. Феофил с Феотимом, 5 нояб. Ферапонт , 26 июня. Ферапонт , 27 июля. Ферапонт болгар. муч., без числа. Ферапонт муч., 5 апр. Фервн муч. с Донатом, 23 апр. и 6 мая. Феспесий муч., 1 июня. Фессалоника с Евтпхием муч., 19 дек. Фетиния муч., 4 нояб. Фея муч., 23 февр. Фирм муч., 1 июня. Фирс муч. с Агною, 20 янв. Фома , 17 апр. Фомы ап. преложение мощей, 20 июня. Фомас Саввою и друг., 1 нояб. Фома диакон в Тивериополи мечем, 28 нояб. Фомаида нисивийская пр., без числа. Фуфаил , 3 мая. Святые безымянные Ангелов собор у св. Анастасии, 11 янв. Монахи, убитые в монастыре св. Саввы, 24 янв. Мученики, погубленные воинами, 12 мар. Мученики в Хадкидоне, 24 апр. Ефиоп муч., 24 апр. Спира (стража) воинов, 8 мая. Маг, приготовлявший яд Ермию, 31 мая. Монахи иверяне, обличавшие патр. Векка, 13 мая. Многие жены мечем, 15 июля. Замученные болгарами при царе Никифоре, 23 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

8. Феодор (Божий дар), преп. студит., янв. 26 и ноябр. 11; трихина, апр. 20; сикеот, апр. 22, июня 15; освящ. мая 16; чудотвор., июня 5; печер., авг. 11; начертан., сент. 22 и дек. 27; ростов., окт. 22; блажен. новгород., янв. 19; великомуч. стратил., февр. и июня 8; тирон., февр. 17; кн. смолен., мар. 5 и сент. 19; кн. муром., мая 21; кН., июня 5; муч. аммор., мар. 6; африкан. апр. 10; персид.. апр. 21, мая 24; варяг, июля 12; муч., сент. 4, 5, 12; боляр., сент. 20, нояб. 7 и 23; еп. ростов., июня 8 и нояб. 28; едесск. июля 9; конст. дек. 27; св. муч., кирин., июля 4; алексан. дек. 3. Феодосий (данный Богу или Богом), велик. и антиохийск, янв. 11; тотемск. янв. 28; печер. мая 3 и авг. 14; муч., мар. 27. Феодот (Богом данный), муч., фев. 19, апр. 29, июля 4, сент. 2 и 15; св.-муч. кирин., мар. 2; анкир. мая 18 и июня 7; корчемн. нояб. 7. Феодох (Богоприимец ), муч., нояб. 7. Феодул (раб Божий), преп., янв. 14; муч., февр. 1б; (севаст.) мар. 9; (солун.) апр. 5, мая 2, июня 18, окт. 28, ноябр. 7, дек. 23; преп. дек. 3. Феоктирист или Феосгирикт (утвержденный на Боге), муч., фев. 29. Феоктист (Богом созданный), преп. (сикил.), янв. 4, сент. 3; чернигов, авг. 6; новгород., дек. 23; муч., окт. 2. Феона (Богом пособляемый), муч., янв. 5, апр. 19; преп., апр. 5. Феопемт (посланный Богом), еп. никомид., янв. 5. Феопист (верный Богу), муч., сент. 20. Феопрепий (Боголеп), муч., мар. 23, авг. 22. Феостирикт (утвержденный на Боге), преп., нояб. 10. Феостих (Божий порядок), муч., апр. 29. Феост (Фест), праздничный, веселый), муч., сентябр. 19. Феотекн (богорождающий), муч., окт. 10. Феотих (богосчастливый), муч., дек. 14. Феофан (Бога являющий), преп. (сигриан.), мар. 12; (антиох.) июня 10, сент. 9 и 29; испов. окт., 11. Феофилакт (богохранимый), еп. никомид., мар. 8. Феофил (боголюбимый, друг Божий), муч., янв. 8; новый, янв. 30, февр. 6; аммор. мар. 6; севастийск. мар. 9, июля 23, сент. 3, нояб. 7, дек. 28; св. египет., июня 12; испов., окт. 10; преп., декаб. 2 и 29. Ферапонт (слуга, почитатель), св.-муч., мая 25; преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Евангелие и крест па престоле. Скриж. ч. 1. гл. 3, § 5. Запрестольный крест. Скриж. ч. 1. стр. 17. Горнее место. Скриж. ч. 1, гл. 5, стр. 21–3. Евсев. кн. X, гл. 4, св. Григорий Богослов в видении о храме Анастасии. Знаменует кафедру Иисусову. Скриж. ч. 1, стр. 22. О горнем месте у Дмитрев. гл. V. стр. 115–6, у Симеона Солун. гл. 15. у Ветринского. Т. II, стр. 145–7. Жертвенник или предложение. Скр. ч. I. гл. 6. Дмитрев. стр. 47–8. Ветрин. т. II, стр. 163–4. Боковые пристройки к алтарю. Скр. ч. I. гл. 6. Ветрин. т. II, стр. 164–6. 2) о священных временах Как по учению И. Христа должно творить милостыню, молиться и поститься. Прав. Собес. 1836. 3. Что значит непрестанно молиться. Воскр. Чт. 1856. 44. Собеседование Кассиана Римлянина о молитве. Христ. Чтен. 1835 г. Окт., Нояб. Его же о значении различных часов, назначаемых для общественного богослужения. Воскр. Чт. 1854. 12. Василия Великого о часах, в которые особенно следует читать молитвы, там же. 1842 г. 15. О временах благочестивых собраний и различных частях богослужения. Ветр. часть 5-я, кн. XII, гл. 8. Распределение часов дня на молитву. Скриж. ч. 1. гл. 13. А. О священных временах дневных Вечерня. Почему с нее начинается ряд дневных служб. Скриж. ч. 1, гл. 13. § 6. Афонасия ответ к Антиоху 53-ий. Для чего служат вечером. Скриж. ч. 1. стр. 77. чин вечерни в служебнике и в уставе церковном в начале Чин вечерни с объяснениями. Скриж. ч. 2, стр. 1–37. О чиноположении ежедневного вечернего богослужения. Ветрпп. часть 5-я, кн. XII. гл. 10. Состав вечернего богослужения. Воскр. Чт. 1840 г. 20. Повечерие. Скриж. ч. 1. стр. 77. ч. 2. стр. 37–9. Полунощннца. Скриж. ч. 2. гл. 3. О полунощном богослужении православной церкви. Воскр. Чт. 1857. 34. Утреня. Для чего молятся утром. Скриж. ч. 1. стр. 76. Объяснение утрени. Скрнж. ч. 2. гл. 4. Скр. ч. 2. гл. 4. Состав и содержание утрени. Воскр. чт. 1841. 13. О суточном богослужении церковном. Воскр. Чт. 1841. 34. Обзор суточного богослужения прав, церкви. Дух. Бес. 1859. 27. Б. О священных временах недельных

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пис. Нов. Зав. συχι’α в св. Писании употребляется вообще редко, всего несколько раз, причем это слово означает, во 1-х, спокойствие («tranquillitas»); an. Павел, услышав, что « некоторые» из фессалоникийских христиан « поступают бесчинно, бестактно, ничего не делают, но суетятся», « увещевает» их, « чтобы они, работая В безмолвии, ели свой хлеб». 2Сол.3:11, 12 . Ср. Еф.4:28 . 1Сол.4:11 ; здесь, следов., «заповедуется скромная, уединенная, трудолюбивая жизнь, в противоположность праздношатайству и пустому убиванию времени» (Е. Феофан. Толков. 2 посл. Солун., стр. 525). Отсюда видно, что в данном месте термином συχι’α характеризуется жизнь. «которую проводит кто-либо дома, занимаясь своим делом» и «не вмешиваясь в дела других» (Cp. Grimm., р. 196). συχι’α, во 2-х, в Нов. Зав. означает «молчание». Когда Ап. Павел, желая говорить в Иерусалиме с возмутившимся против него народом, « дал знак», то воцарилось глубокое молчание ( πολλς σιγς γενομε’νης). Когда же народ услышал, что Апостол говорит с ними на еврейском языке, то утих еще более ( μλλον παρε’σχον σχυι’αν). Деян.21:40, 22:2 . An. Павел заповедует женщине учиться в безмолвии, со всякою покорностью ( 1Тим.2:11 ). συ’χως означает спокойный, молчаливы (cp. 1Пет.3:4 ; 1Тим.2:2 ); συχα’ζω’ означает отдыхать, оставаться праздным, воздерживаться от трудов (о женщинах-мироносицах говорится, что «они в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ); проводить тихую, спокойную жизнь ( 1Сол.4:2 ; здесь говорится о тех, которые не переходят туда и сюда, но остаются дома, занимаясь своими делами), хранить молчание, ничего не говорить, неметь (Ср. Лк.14:3 ; Деян.11:18, 21:14 ; Иов.32:7 . Неем.5:8 ). Cp. Cremer, loc. cim.Чmo касается значения συχα’ζειν в классической литературе. то, по сравнению со своими синонимами ( σιωπν, σιγν), он «обозначает спокойное состояние человека вообще, включая в себя и момент молчания» (cp. Schmidt Lib. cit. IB., S. 215). Это спокойное состояние обнимает и «душу и тело человека» (ibid., S.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

766 В ξοδιαστικν’е перед каждой молитвой, читавшейся при погребении иереев, помещаются молитвы, читавшиеся при погребении простых иноков. О них, в данном случае, мы упоминать считаем излишним. 767 Чтение шестопсалмия, по греческой практике, вообще, видимо, входило в состав чина погребения священников. См., напр., Εχολ., стр. 748, 669. 770 Предварительные указания о приготовлении умершего и о пении над ним утрени и вечерни, выделены в особую главу с надписанием: «ακολουϑα γενομν π ταφς ερως» – Εχολ. стр. 728. 772 Апостольские и евангельские чтения в греческом чине (по рукописи Святогробской библ. 615) расположены в таком порядке: I – апостол Коринф. зач. 163, а евапгелие 8-е утреннее воскресное: 2 – апостол Коринф. зач. 162, евангелие – воскр. 7-е; 3 – апостол из посл. Коринф. зач. 160, еванг. воскр. 9-ое; 4 – ап. Коринф. зач. 113, евангелие воскр. 5-ое; 5 – апостол Солун. зач. 271, евангелие утреннее воскр. 3-е; 6 – ап. к Коринф. зач. 159, евангелие воскр. 4-е; 7 – апост. к Евр. зач. 318, евангелие от Матфея зач. 43; 8 – апост. Коринф. зач. 161, евангелие воскр. 8-е; 9 – апост. Кор. зач. 178, евангелие от Иоанна зач. 39 (о воскрешении Лазаря). Сравн. Красносельцев, цит. соч. стр. 206 и дал. 774 По три стихиры из каждого гласа. Третью стихиру в каждом гласе указано петь на «слава», а на «ныне» – малый богородичен того же гласа (из тех богородичных, которые поются теперь на вечерни, когда есть в минее «слава» святому). Вот, напр., эти богородичны: 1-го гл. – «Небесных чинов радование», 2-го – «Все упование мое», и т. д. Богородичны эти помещаются в конце минеи каждого месяца. 775 Мы разумеем в данном случае ту редакцию русского чина свящ. погребения, которая приведена у Красносельцева на стр. 222–242. Эта редакция свойственна многим рукописным и старопечатным требникам. 776 По практике церкви греческой, в руки умершему священнику влагали хартию, на которой писалась заамвонная молитва: «τϑεσιν τ δεξι ατο χειρ γεγραμνην την πισϑμβονον εχν», Εχολ., стр. 748.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

к Коринфянам; точно также Тертуллиан слово capitulum, ad uxor. 11, 2., равно как de pudicit. с. 16., и Дионисий Алекс. εφλαιον у Евсевия h. е. 1. VII, 25. – Тертуллиан указывает на свободу при выборе отделов из писаний для церковных чтений Apolog. с. 39: «Cogimur (al. coimus) ad literarura divinarum commentationem, si quid praesentium temporum qualitas aut praemonere cogit aut recognoscere». 1441 По крайней мере новозаветные послания, если уже Евангелия, которые легче бы было разделять, он нашел уже разделенными. Евфалий только в известном отношении приписывает себе честь этого нововведения, говоря: τν τν ναγνσεων ρηβεσττην τομν μες τεχνολογσαντες ναεφαλαιωσμεϑα. 1442 Деяния содержат 16 таких Евфалиевых отделений, послание к Римлянам 5, 1-е к Коринф. 5, 2-е Кор. 4, посл. к Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам, по два, 1-е и 2-е посл. в Солун. 1-е и 2-е к Тим., посл. к Титу и Филимону по одному, послание к Евр. 3, 1 -е Петра, 1-е Иоанн. и посл. Иак. по два, а 2-е Петр. 2-е и 4-е Иоан. и Иуд. одно. 1443 Августин praef. in exposit. 1 ер. Iohann. говорит: Meminit sanctitas vestra, evangelium secundum Iohannem ex ordine Iectionum nos solere tractare. Sed quia nunc interposita est solemnitas sanctorum dierum, quibus certas ex evangelio lectiones oportet recitari, quae ita sunt annuae, ut aliae esse non possint, ordo ille, quem susceperamus, necessitate paullulum intermissus est. Подобным образом и Златоуст homil. X. in Iohan указывает на вполне установившийся порядок чтений. 1445 Этого рода сборники церковных чтений из Нового Завета в первый раз встречаются в средине 5-го века в Галлии (см. Mabillon De liturg. gallicana. Par. 1729. и Е. Ranke Erläut. Bemerkunen über Mabillons gallican. Lectionar. в его Krit. Zusammenstellung der Neuen Pericopenkreise. Berl. 1850. S. 1–38). Приписываемый еще Иерониму так называемый Comes (lib. Comitis sive lectionarius per circulum anni) в его настоящем виде есть произведение 8-го или 9-го века. (Различные его формы см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010