В свете христианской эсхатологии нет места для исторического оптимизма: нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда... небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят . (2 Пет. 3, 7, 10). Вопрос о культуре упирается в конечные судьбы мира и требует своего разрешения перед лицом огня. Это не значит, однако, что все сгорит, но что все будет подвергнуто огненному испытанию: Строит ли кто на этом основании (Иисусе Христе.– О. Н.) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,– каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но тАк, как бы из огня (1 Кор. 3, 12–15). Строительство это и надо понимать как раскрытие всех творческих способностей человека, " приумножение талантов " , которые будут взысканы с человека. Те дела, которые в огне устоят, ожидает преображение, ибо мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 13). Конечно, это не значит, что в будущем веке сохранятся все человеческие шедевры и вообще то, что мы в мире сем называем культурой, но в каждом творчестве есть нечто, содержащее в себе семя вечности, " логос " , роднящий его с Логосом. И эти энергии Духа, коснувшиеся когда-либо души человеческой, не могут исчезнуть бесследно. Вдохновение же, выражаясь языком святителя Григория Паламы, и есть одна из энергий Духа. И здесь снимаются противоречия Церкви и культуры, Православия и творчества. Культура – не абсолютная ценность, и все же она есть свидетельство человечества об идеальной реальности. Идолопоклонство в отношении ее столь же утопично, сколь и ее полнейшее отвержение. Творчество есть призвание и послушание человека, осуществляемое на путях исполнения воли Божией. Воля Божия состоит в том, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11), преобразить и обожить его. Творческая идея не может осуществляться автономно от идеи спасения, так же как спасение невозможно при зарытых талантах. Путь же спасения лежит через Христову Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если всемогущий Господь из ничего образовал целый мир, то тем более может воскресить наши тела из праха земного и представить их в обновленном виде. Это будут гораздо лучшие и совершеннейшие тела. Уничиженное тело наше преобразит (Христос) так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Флп. 3:21). Воскресшие тела, имея сходство с телом воскресшего Спасителя, станут свободны от воздействий внешних стихий, столь же быстро и беспрепятственно смогут перемещаться в пространстве, как Ангелы. Имея образ земного материального тела, преображенное тело не будет иметь никаких физических недостатков, например, различных увечий, признаков старения и прочего. Святой Григорий Палама так рассуждает о всеобщем воскресении: «Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти. Смерть собственно состоит в отлучении души от Божественной благодати и сочетании с грехом. Это для имеющих разум смерть, которую должно избегать, это смерть истинная и страшная. Она для благоразумных ужаснее геенны огненной. Разлучаясь с телом, жившие по Богу не разлучаются с Богом; по воскресении же они и телом вознесутся к Богу. Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего. Хотя и все воскреснут, но каждый, говорит Писание, в своем чине (1 Кор. 15:22–23)». Кроме человека, изменится и весь видимый мир, из тленного превратившись в нетленный: Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3:13). Будущее преображение мира совершится посредством огня: Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10). Посланный от Господа огонь не истребит вселенную и не уничтожит ее окончательно. Этот огонь попалит всякое зло, пришедшее в мир с момента грехопадения и разрушавшее гармонию миробы- тия. Очистительный огонь второго пришествия обновит стихии неба и земли, так что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

8, 21). Это должно быть единство не только всей жизни, но и  всей вселенной, ибо " мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда " (2 Пет. 3, 13). Словом, " да будет Бог всё во всём " (1 Кор. 15, 28). Вот что стоит в конце мировой жизни, вот что даёт смысл историческому процессу, и вот приближение к какой цели даёт основание этот процесс именовать  прогрессом.    Прогресс -- это не аэропланы, радио, чудеса техники и утонченные наслаждения; это страшная борьба с мировым злом, препятствующим достижению конечной цели мироздания -- единства с Богом.    Рассмотрим же теперь самый процесс исторической жизни и как достигается в нём эта конечная цель. Исторический процесс -- это, с одной стороны, созидающееся Царство Христово -- святая Церковь, а с другой -- созидающееся царство антихриста.     Неизвестный.  Что ты разумеешь под антихристом -- определённую личность или общее нравственное состояние мира?     Духовник.  В процессе мировой жизни живой личности антихриста ещё нет, так же, как нет Христа, пришедшего во славе. Но  дух антихриста действует в мире и постепенно подготовляет такое состояние зла, при котором сделается возможным воплощение этого духа и в определённую личность. " ...Дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире " (1 Ин. 4, 3).  Смысл всех мировых изменений лежит в процессе моральной дифференциации, которая окончательно отделит царство Христово от царства антихриста.     Неизвестный.  Но ведь в первоначальном христианстве дана была эта дифференциация. Ты сам говорил, что церковь и мир были отделены непроходимой стеной. Зачем же " процесс " ?     Духовник.  Церковь и мир были действительно резко разграничены в первоначальном христианстве. Но разве  всё, что могла вместить в себя Церковь, было  отделено от мира? Разве это разделение до конца рассекло  всю мирскую жизнь? Разве не нужен был долгий процесс, чтобы  весь мир прошёл через это разделение. Вспомним слова апостола Петра: " Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (2 Пет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

На это указывает использование термина в других новозаветных источниках, например, в Послании к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). У апостола Петра мы встречаем призыв, текстуально близкий к словам Иисуса в Нагорной проповеди: «Возлюбленные! прошу вас… провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:11–12). Апостол далее перечисляет те качества, которые могут служить расшифровкой общего понятия «добрых дел»: последователи Христа призваны быть покорны всякому человеческому начальству, всех почитать, братство любить, Бога бояться, царя чтить, главное же — терпеливо переносить скорби и страдания, следуя в этом по стопам Христа. Слуги должны повиноваться господам, жены — мужьям, мужья любить своих жен. Христиане должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство (1 Пет. 2:13–3:9). Иисус и апостолы. Фреска Быть «солью земли» и «светом мира» означает исполнять заповеди Иисуса в практической жизни, являя добрый пример окружающим людям, считает Иоанн Златоуст: Бог хочет, чтобы мы были полезны не только для самих себя, но и для всех ближних. Итак, если ты отдашь требуемое без всякого спора и суда, то приобретешь пользу только себе. Если же сверх требуемого отдашь и что-нибудь другое, то и соперника отпустишь от себя лучшим. Вот что значит та соль, которой Спаситель желает быть ученикам Своим; она и саму себя сберегает, и сохраняет другие тела, ею осолённые. Вот что значит и тот свет: он светит и самому себе, и другим. Итак, поскольку Господь и тебя поставил в число учеников Своих, то просвети сидящего во тьме; научи его, что он и то, чего от тебя требовал, взял у тебя не насильно; убеди его, что ты не считаешь себя обиженным . Возможно, авторы Синодального перевода выбрали слово «свеча», чтобы отличить термин λχνος от термина λαμπς (лампада), употребленного в Мф. 25:3–7, однако для обозначения свечи в греческом языке имеется другое слово — κηρÒς (оно означает зажженную свечу из воска).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Неизвестный. Подожди. Но почему ты совершенно обходишь молчанием новейшую теорию, что Христа вовсе не было, что это просто миф, созданный народной фантазией в течение нескольких веков? Духовник. Новейшая теория! Но, во-первых, этой новейшей теории без малого сто лет. Во-вторых, когда она появилась, не богословы, а историки, филологи и археологи – словом, все европейские ученые отвергли ее столь единодушно, что она была безнадежно сдана в архив. Ведь надо было для принятия этой «теории» вычеркнуть все памятники, все документы, всю историю, не только первых веков христианства, но и историю Римской империи. Не богословы, а историки и филологи, кропотливые кабинетные специалисты, изучившие каждое слово, каждую черточку в дошедших до нас памятниках, не могли отодвинуть время написания книг Нового Завета дальше конца первого века. Я не говорю об этой «новейшей теории» потому, что ее современное извлечение из научного архива можно объяснить мотивами, ничего общего не имеющими ни с научной теорией, ни с богословием, ни вообще с какими бы то ни было исследованиями истины. Это возможно назвать на современном языке «агитацией» против Христа. Какое же нам с тобой до этого дело, когда наша цель узнать Истину, ибо без этой Истины жизнь для нас не имеет никакого смысла. Неизвестный. Пусть так, я слушаю твои рассуждения дальше. Духовник. Кроме этих, так сказать, внешних оснований для веры в Воскресение, могут быть еще более твердые основания – внутреннего порядка. Воскресение Христа завершает дело Искупления и решает вопрос о зле, страдании и смерти. Воскресение – это окончательная победа над злом, восстановление блаженства и упразднение смерти. Страдание человека и «стенание» всей твари, неизбежная смерть всего живущего, превращающая жизнь в безнадежный хаос, в Воскресении получают свое разрешение. Путем Искупления достигается новое, вечное бытие, вечное Царство Божие. Ты вспомни только изумительные слова Божественного откровения. «Мы, – говорит апостол Петр, – ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3: 13). «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3: 10). «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть»; «…Да будет Бог во всем». «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15: 24–26, 28, 51–53). «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 16–17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Неизвестный. Подожди, но почему ты совершенно обходишь молчанием новейшую теорию, что Христа вовсе не было, что это просто миф, созданный народной фантазией в течение нескольких веков. Духовник. Новейшая теория! Но, во-первых, этой новейшей теории без малого сто лет. Во-вторых, когда она появилась, не богословы, а историки, филологи и археологи, - словом, все европейские ученые отвергли ее столь единодушно, что она была безнадежно сдана в архив. Ведь надо было для принятия этой " теории " уничтожить все памятники, все документы, всю историю, не только первых веков христианства, но и историю Римской империи. Не богословы, а историки и филологи, кропотливые кабинетные специалисты, изучавшие каждое слово, каждую черточку в дошедших до нас памятниках, не могли отодвинуть время написания книг Нового Завета дальше конца первого века. Я не говорю об этой " новейшей теории " потому, что ее современное извлечение из научного архива можно объяснить мотивами, ничего общего не имеющими ни с научной теорией, ни с богословием, ни вообще с какими бы то ни было исследованиями истины. Это возможно назвать на современном языке " агитацией " против Христа. Какое же нам с тобой до этого дело, когда наша цель узнать истину, ибо без этой Истины жизнь для нас не имеет никакого смысла. Неизвестный. Пусть так. Я слушаю твои рассуждения дальше. Духовник. Кроме этих, так сказать внешних оснований для веры в Воскресение, могут быть еще более твердые основания се - внутреннего порядка. Воскресение Христа завершает дело Искупления и решает вопрос о зле, страдании и смерти. Воскресение это окончательная победа над злом, восстановление блаженства и упразднение смерти. Страдание человека и " стенание " всей твари, неизбежная смерть всего живущего, превращающая жизнь в безнадежный, безвыходный и бессмысленный хаос, в Воскресении получают свое разрешение. Путем Искупления достигается новое вечное бытие, вечное Царство Божие. Ты вспомни только изумительные слова Божественного откровения: " ...мы, - говорит Ап. Петр, - ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда " (2 Пет. 3, 13). " Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " (2 Пет. 3, 10). " А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть " . " ...Да будет Бог во всем " . " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие " (1 Кор. 15, 24-26, 28, 51-53). " Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... и отрет Бог всякую слезу с очей их " (Откр. 7, 16-17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1921...

Понятно, что все, начавшееся во времени, во времени же должно и окончиться. Кончина мира состоит не в полном его уничтожении, но в изменении и подлинном обновлении, когда «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2 Пет.3:12) и откроются «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет.3:13: Откр.21:1). В связи с этим святой Ириней Лионский писал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но преходит образ мира сего, то есть то, в чем произошло расстройство… Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля» . Когда подлинный христианин думает о том, что ожидает его после смерти, об обновлении всего творения, предсказанном на конец мира, он воодушевляется самой радостной надеждой. Ибо Христос должен вернуться в конце времен для окончательного установления Царства Божия среди людей, после того, как Он совершит над ними всеми Свой Суд. Сам Иисус Христос говорит: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:28–29). Вот оно — торжество Правды, которого жаждет все человечество, вот он — подлинный и по-настоящему светлый «новый мир»! Первые христиане, преисполненные этого ожидания возвращения Христа, приветствовали друг друга возгласом: «Марана фа» — «Господь грядет скоро!». Вся их жизнь преображалась этой надеждой, этим радостным ожиданием; и они без горечи расставались с земным существованием, уповая на Воскресение и на преображение всего творения . Пришествие Господа в конце веков будет Днем Суда, Днем Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом (Дан. 7; Мф. 24). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами. О неизвестности времени Своего Второго пришествия неоднократно говорил Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36), «… бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42), «… не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Сера с неба идет… Здесь уже начинается бегство. Лот бежит из Сигора, потому что уже не хочет оставаться и там, медлит Господь ради медлительности Лота. И если он остановится в своем бегстве от всех пр о клятых городов, то он разделит участь гибнущих грешников. «Велико человеколюбие Божие! Всемогущий говорит: «Я не смогу сделать дела, доколе ты не придешь туда». Он сообразуется с немощью раба и терпит его медлительность» . И мы читаем: Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (Быт. 19, 26). Она оглянулась, будучи грешницей, которая заслужила огонь не в меньшей степени, она могла проявить и злорадство по отношению к гибнущим, и вот – обращается в соляной столб. И Господь наставляет нас: Вспоминайте жену Лотову (Лк. 17, 32)! И далее: И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа (Быт. 19, 27). Вот это место, видите? У него было особое место, где он стоял каждое утро пред лицем Господа . То есть неоднократно стоял. И вот молится Авраам, и молитвой его спасается Лот и его семейство. И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи (Быт. 19, 28). Все это ухнуло ниже уровня океана, и дым валит огромный, как дым из адской печи. Авраам стоит на своем месте перед лицом Господа. Перед лицом Господа – значит, молится! Он вымаливает, чтобы хоть что-то сохранилось в семействе Лота. Но как трудно это сделать, если Содом поселился в сердце дочерей Лота, и он сам, Лот, уносит в себе частичку Содома. И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи , – какие страшные слова! Но, может быть, это не имеет к нам никакого отношения? Может быть, это только Содом, конфедерация городов Гоморры испытала такое наказание? Нет, весь мир испытает такое же наказание. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Дальше пишет апостол Петр: Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 11–13). Спасаясь на горе, где поставлен крест, где распят Сын Божий, где струи крови Его избавляют нас от всякого греха, мы становимся согражданами ангелов и ожидаем Нового Неба и Новой Земли.

http://pravoslavie.ru/106201.html

561. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк 2:51). 562. КОГО СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные. 563. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ? В св. Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим 13:7). 564. Св. Писание так говорит о подчинённости служителей и рабов господам: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:8). 565. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ? Св. Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:4). 566. КАК СВ. ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ? Св. Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет 5:2-3).

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

Архив Пн Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010