В молитве они прежде всего соприкасались и соединяли свою жизнь со всей той областью Духа (Царства Божия), которая для них раскрылась со времени крещения Духом. Молитвою они прежде всего раскрывали, созидали, расширяли то напоение Духом, ту жизнь во Христе, во свете, благодати и Истине, которую разные Апостолы обозначали разными именами, но которые все говорили об одном, бесконечно богатом факте, — о жизни в Боге и с Богом, раскрывшейся на земле. Но молитвою не только освящались и просвещались все проявления их земной жизни. В молитвах и в Таинствах они обретали Самого Христа и Бога, исполнялись Духом Святым, слышали Его указания, исполнялись Его мудростью, светом, силой, любовью, всеми дарами благодати — словом, жизнью Христовою, вечною, и, наконец, Сам Господь Иисус давал им Себя видеть и слышать в непосредственном явлении (Деян. 1:14; 2, 1—4; 4, 31; 8, 15—17; 10, 9—20 и т. д.; ср.: Иак. 4:8; 5, 13—18; 1 Пет. 1:13; 4, 11, 14, 19; 5, 7).    Молится Апостол Петр и приходит в исступление, и ему открываются судьбы язычников, принимаемых отныне в Церковь. Молится Апостол Павел в храме Иерусалимском и видит Господа Иисуса и беседует с Ним (Деян. 22:17 и далее).    «Они исполнились Духа», «Дух Святой сказал», или: «они не были допущены Духом Святым проповедовать» — вот обычные выражения Книги Деяний. Таковы близость и участие Божие в жизни Церкви.    Церковь не напрасно получила обетование Христово: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Слова Христова Евангелия, что Господь посреди двоих или троих, собранных во Имя Его, были хорошо знакомы Иерусалимской Церкви, ибо для евреев и по-еврейски Евангелие от Матфея было прежде всего написано.    Так в молитве и в Таинствах они соприкасались с Господом, среди них невидимо пребывающим Своей благодатию, со всем миром — духовным небом, Иерусалимом Небесным, святилищем Нерукотворенным, «куда предтечею... вошел Иисус», сделавшись для новой Церкви «Первосвященником вовек» (Евр. 6:20).    Эта близость Божия и руководство Христово со времени сошествия Святого Духа сказывались во всей жизни нового Израиля. Об этом говорит почти каждая страница Книги Деяний. Дух Божий, Дух Христов исполнил и научил их, «некнижных и простых», с такой силой исповедовать Христову Истину, что они приводили в удивление и к молчанию мудрецов синедриона. «...Собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр; и прочие из рода первосвященнического, и, поставив их (Апостолов. — С. М.) посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им... Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись... видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки» (Деян. 4:5—8, 13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 276. Старание человеческое само собою ничего не может: ни начать, ни делать, ни совершить не может человек без Бога. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Христос (Ин.15:5). Бог начинает дело спасения нашего, делает и совершает, если Ему не противимся и делаем то, что благодать Его производит. Итак, везде нужна нам Божия помощь. Обещается же Божия помощь тем, которые верой просят у Него: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк.11:9). И те, которые верой просят, ищут и стучат в двери неба, всегда для просящих с верой открытые, по обещанию принимают, обретают то, и открывается им. «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — говорит Христос (Лк.11:10). Ибо «если люди, будучи злы, умеют даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный», Который по естеству Благ и есть Источник благ, «даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:13). И родители, хотя желают помочь чадам своим, но часто бывает, что не могут, ибо не все человек может, что хочет. Бог же не так, но Он все может. Все хочет подать нам, ибо Благ; и все может, ибо Всемогущ. Поэтому должны мы в таких тесных обстоятельствах, в таком трудном и опасном подвиге нашем против врагов наших не унывать, не отчаиваться, но к Нему, как многомилостивому Отцу, Поборнику, Защитнику и Помощнику нашему, прибегать с верой, просить Его, искать у Него, всегда стучать воздыханием и верой в двери милосердия Его. Тогда «Начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп.1:6). Тогда «силою Своею Божественной соблюдет нас через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петр 1:5). Тогда «Призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Петр 5:10). Тогда «утвердит нас и сохра­нит от лукавого» (2 Фес 3:3). Тогда «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1Кор.10:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5) Так бесполезно Крещение тем христианам, которые сердцами своими обращаются к миру, как к Египту, и служат похотям своей плоти, любят честь, славу, богатство и прочую мира сего суету и все то имеют и почитают, как бога. Ибо человеку вместо Бога все то, к чему он сердцем своим приложился. Не достигнут и они страны живых и селения праведных, где все наши отцы и праотцы покоятся, веселятся и благоугождают Господу (см. Пс. 104:8). Ибо вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22:15). С такими христианами, которые, после принятия дара в святом Крещении, обращаются к нечестивому и безбожному житию, случается то, что написал апостол: Последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2:20-22). Христос то же изображает, говоря: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12:43-45). В святом Крещении мы освобождаемся от нечистого духа и темной его власти, и каждому говорится то, что сказано Христом расслабленному и исцелившемуся: Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14). От служителей Христовых слышат все крестившиеся сказанное апостолом: Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11). Но когда крестившийся человек возвращается на прежний путь нечестия, и, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутывается в них и побеждается ими (2 Петр. 2:20), то бывает ему последнее хуже первого, – по Христову и апостольскому учению. Поэтому заблудший и развращенный христианин бывает хуже честного язычника, так что теми грехами и беззакониями, которыми честные язычники гнушаются, развращенный христианин услаждается. Отсюда бывает, что у таких христиан за нечто малое или, что хуже того, за ничто считается похищать чужое, красть, нарушать присягу, данную перед Богом-Сердцеведцем, неправду в суде делать, неповинного обвинять, виновного оправдывать, слезы бедных, вдовиц, сирот и прочих беззащитных проливать, льстить, обманывать, лукавить, пьянствовать, прелюбодействовать и на прочие беззакония бесстрашно дерзать, от которых благоразумные язычники отвращаются, как читаем в историях и ныне слышим. И где один нечистый дух был, там уже семь духов лютейших бывают, и бедного человека от греха в грех гонят и от беззакония в беззаконие, и бывает ему последнее хуже первого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Здесь, братья и сестры, мы подошли к самому главному. Господь Иисус ничего не делает для Себя. Свое священство - духовное и вечное - Христос дарит Своей Церкви, дарит всем христианам! Об этом говорит апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9). Что же это за «царственное священство», которое нам подарил Христос? Это служение, в котором каждый христианин должен приносить жертвы Богу на алтаре своего сердца - духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). Какие же это могут быть жертвы? Жертва Богу - дух сокрушенный - говорит Писание (Пс.50,19). Вот нам и жертва - плач о своих грехах. Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя - поет псалмопевец (Пс.140,2). Это - о молитве. Приносите жертвы правды (Пс.4,6) - это о праведной жизни. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16) - вот нам и милостыня, прощающая грехи наши. Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим.12,1) - пишет апостол Павел. Значит, неоскверненность тела тоже есть жертва Ему, Создателю. В послании к Римлянам Павел говорит, что ему дана благодать совершать священнодействие благовествования Божия (Рим.15,15-16) - значит, проповедь христианская тоже принимается Господом как приятное для Него жертвоприношение. А где же храм для этого богослужения? Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3,16) - говорит Павел. Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5) - вторит ему апостол Петр. Вот священство, подаренное нам Господом, - духовное, вечное, непреходящее. Священство внутреннее, в котором ум - священник, а сердце - престол; где горит неугасаемая лампада веры и возносится к Богу благоухание молитвы; где иконостас заменяют лики любимых святых, о которых я вспоминаю каждый день; где напрестольное Евангелия - это моя память, а напрестольный крест - печать моего крещения.

http://pravoslavie.ru/120266.html

Поэтому и Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Воля же Небесного Отца в том состоит, дабы нам о грехах каяться, веровать во Христа и слушать святое учение Его, как Сам Он говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (17:5). А чему учит нас этот Небесный и всему миру проповеданный Учитель, святое Его Евангелие представляет нам. 5) Должны мы уклоняться от зла и творить добро (см. Пс.33:15), чтобы не порочить и бесчестить высокого христианского звания и имени. Христианам должно рассуждать и помнить о том, что апостол пишет: «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес 4:7); помнить и внимать тому, что святой Петр им приписывает: «Вы —род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий», и проч. (1 Петр 2:9-10 и далее); помнить, что они Бога Небесного призывают, чтят и молятся: «Отче наш, Иже ecu на не-бесех (Мф.6:9); прилежно внимать тому, что Богослов пишет: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1); и еще: «А наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин 1:3); помнить и размышлять, что они, по апостолу, «храм Божий, и Дух Божий живет в них; ибо храм Божий свят» (1Кор.3:16-17). Великое, высокое и совершенно небесное звание христианское, почему оно должно быть от земных и мирских скверн и нечистот удалено. Царская семья мира сего в рубищах не терпит ходить и от пороков, помрачающих славу ее, бережется, но покрывается порфирой и виссоном и прочими украшениями, царству земному приличными. Христианство — это семья Небесного Царя, для которой рубища мирского смрада и греховной скверны крайне неприличны; но как она одета в порфиру и чистый виссон правды Христовой, так и ходить в этом царском украшении должна, и благодатью Божией украшать себя украшениями добродетелей христианских.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это духовное рождение действует: 1) Верою во Христа, как говорит апостол: всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1). 2) Святым Духом: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3:5; 1 Кор. 6:11). 3) Святым Крещением, как учит Христос: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). 4) Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божиего, ибо от слушания слова Божиего зачинается вера, по сказанному: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). И святой апостол Петр говорит верным: возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать. § 300. Поскольку в человеке, который христианскую веру и Крещение принял, имеются два рождения – ветхое, или плотское, и новое, или духовное, то от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще сказать, двоякая наклонность, движение, побуждение и поощрение. Эти рождения противоположны и каждое из них содержит свое свойство, и сердце человека наклоняет и побуждает к тому, что каждому свойственно. Об этом святой апостол так говорит: Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17). Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, а духовное – к мудрованию духовному. Плотское подвигает его к исканию чести, славы, земного богатства, а духовное отводит от этого и движет к исканию вечных благ, славы и блаженства вечного. Плотское побуждается к гордости и высокоумию, а духовное – к смиренномудрию. Плотское поощряет к гневу, ярости, злобе, мщению, а духовное отвращает от этого, и поощряет к терпению, тихости, незлобию, кротости. Плотское побуждает ненавидеть ближнего, а духовное от этого уклоняет и склоняет к любви. Плотское движет к немилосердию и жестокости, а духовное – к милосердию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Бывают исключения, когда после подобного «лицемерного» крещения человек обретает истинное покаяние и всей душой обращается к Богу. Но подобные исключения лишь укрепляют осознание того, что обещание не может быть корнем и причиной снисхождения на человека очистительной Божией Благодати в таинстве Крещения. На важность вопроса о сути Крещения указывает то, что ап. Петр обращается к нему не однажды. Во втором своем послании апостол предупреждает, что среди христиан появятся «лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Разговор о таких лжехристианах апостол Петр заканчивает словами: «С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2 Пет. 2:22). Апостол указывает на суть предмета. Невозможно переделать сущность пса или свиньи. Сколько не мой свинью, она вновь залезет в лужу, и залезет не случайно, а потому что ей там комфортно. Подобно этому и человек, которому комфортно жить в духовной нечистоте, после «омытия», то есть Крещения, вновь обратится к греху как к привычному образу жизни. О том, что лицемерное «крещение» не меняет сущность человека, свидетельствуют слова другого апостола: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Иоанн говорит о ложных христианах ( антихристах ), которые покинули Церковь или уклонились в ересь. Апостол указывает, что эти люди хотя формально и принадлежали Церкви, но по факту никогда не становились ее членами. Безусловно, они были крещены, но крещены только людьми, Дух Святой крестить их не стал. И не важно, какие обещания они могли дать Богу перед своим Крещением, сущность человека самим актом погружения в воду не меняется. Это было очевидно и ап. Петру, потому он и говорит, что Крещение – это вопрошение благой совести у Бога. У «предуведенного» и «предопределенного» ко спасению человека должен быть – и, безусловно, есть – запрос на духовную чистоту. Если такого человека омыть от грязи греха, он будет стараться сохранить чистоту. Это не всегда может получиться в полной мере, но «жажда правды» (Мф. 5:6) будет вновь и вновь давать верующему возможность смыть в покаянии прилипшую нечистоту греха.

http://bogoslov.ru/article/6025345

В творениях отцов Церкви и в канонах симония признается страшным грехом против Святого Духа. Сущность этого греха состоит в том, что дары Духа становятся предметом купли и продажи. Слово «симония» обязано своим происхождением первому свято-покупателю Симону волхву, который, увидав, что «через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян.8:18–21 ). Но грех симонии старее этого события и своего названия. Тарасий, патриарх Константинопольский , усматривает следы симонии еще в Ветхом Завете в действиях царя Израильского Иеровоама, который ставил «из народа священников высот. Кто хотел, того он (царь) посвящал и тот становился священником высот» ( 3Цар.13:33–34 ). С большею очевидностию симония указывается в продаже Исавом первородства и в проступке Гиезия, взявшего подарки с Неемана. Упомянутый п. Тарасий кроме того уподобляет повинных в симонии «Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену серебра» 1 . К получившим священство через подкуп древние церковные писатели относили слова: «кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). Получающие же деньги за посвящение в духовный сан считались нарушителями завета Господня: «даром получили, даром и давайте» ( Мф.10:8 ). Вообще порок симонии считался явлением нетерпимым в христианстве, нечестивой попыткой соединить служение Богу и маммоне. I Не видно, чтобы в апостольское время существовал этот порок: тем не менее апостолы старательно предостерегали пастырей от корыстолюбя, на почве которого возрастает симония. Апостол Петр увещевает пастырей пасти Божие стадо «не для гнусной корысти». Апостол Павел ставит себе в заслугу, что он «ни сребра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал». Он же писал к Тимоею, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», что «никакой любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( 1Петр.5:2–4 ; Деян.21:33 ; 1Тим.6:10 и Ефес.5:5 ). Эти изречения седьмой вселенский собор признавал имеющими отношение к симонии, а п. Тарасий, на основании их и слов ап. Петра к Симону: «нет тебе в сем части и жребия», – уверяет, что в получившем духовную должность чрез симонию «нет благодати Св. Духа, т. е. святыни священства. Тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время – до рукоположения или после рукоположения».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на него книжники. Но не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: «хорошо нам здесь быть»; здесь находится Моисей и Илия, – Илия, низведший огонь с неба на гору, Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом и – никто не узнает, что мы здесь» (Злат., ср. Феофил.). – Кущи: кущи, или палатки, или шатры делались у иудеев, как вообще у восточных народов, и доселе делаются так: с вершины столба, врытого в землю, протягивались веревки к кольям, вбитым в землю в нескольких местах около столба, на известном расстоянии от него, и покрывались полотном ( Ис.54:2–3 ). Иногда вместо полотна употреблялись кожи; иногда древесные листья и кора. Мф.17:5 . Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. «Облако светлое осенило их»: облако, без сомнения, чудесное, объяло их; они очутились в облаке. Облако чудесное – символ и знамение особенного присутствия Божия, и именно облако мрачное – символ и знамение присутствия Бога грозящего ( Исх.24:18,19:18 ), а облако светлое – символ и знамение присутствия Бога милующего. Таковое облако, называемое шехина, постоянно было в святом святых ( 3Цар.8:10,11 ; Иез.1:4,10:4 ). – «Осенило их»: т.е. Христа, Моисея и Илию, а не учеников, ибо сии последние слышали голос из облака ( Мф.17:5–6 ), следовательно, сами должны были находиться вне облака. – «Глас из облака»: такой же, как и при крещении Христовом (см. прим. к Мф.3:17 ), с прибавлением слов: «Его слушайте», указывающих на слова пророка Моисея в его пророчестве о пророке, подобном ему ( Втор.18:15 ), и показывающих, что сие пророчество Моисеево исполнилось именно на Христе Иисусе. Мф.17:6 . И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2Пет.2:4 .  Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 2Пет.2:5 .  и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 2Пет.2:6 .  и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 2Пет.2:7 .  а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 2Пет.2:8 .  (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей, Апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего мира: суд над падшими ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством, кроме Ноя с семьею (ст. 5 см. Быт 6–8 ), и над нечестивыми городами Содомом и Гоморрою (ст. 6 Быт 19 ), кроме праведного Лота (ст. 7–8). Грех ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, Ап. Петр, а равно и Ап. Иуда в своем послании (ст. 6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование Быт.6:4 , согласно с некоторыми кодексами LXX-mu, Иосифом и Флавием (Antiquit. I, III,1), Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6–10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге проф. свящ. А. Глаголева – «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах». Киев, 1900, с. 201–205 примеч.). По Ин 8:44 , грех диавола состоял в отступлении или отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из 1Тим.3:6 по аналогии заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр 1:6 ). «Адский мрак», слав. «пленицы мрака», греч. σειρα ζφου, – синоним бездны Лк 8:31 . Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?.. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010