Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Глава 4 Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. «Когда они говорили», следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками. «Приступили священники и начальники стражи», ο ιερες κα ο στρατηγς το ιερο... Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме. «Начальник стражи», состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник. «Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали. Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра». Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд. «Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для раввинистической традиции, фиксация которой началась только с III в. по Р. Х., характерно критическое отношение к фигуре Е., который называется лицемером (Брешит Рабба 25. 1 на Быт 5. 24), что, видимо, связано с иудеохрист. полемикой. Его «взятие» на небо считается просто смертью (на основании Иез 24. 16-18). В раннем христианстве Влияние енохической традиции на христианство оценивается исследователями по-разному. С одной стороны, Е. праведник, угодивший Богу. И в книгах НЗ, и у христ. писателей цитируются его писания. С др. стороны, образ Е. занимает место в ряду ветхозаветных праотцов и пророков и воспринимается как один из прообразов Иисуса Христа. При этом в итоге енохическая лит-ра не признается канонической (за исключением Эфиопской Церкви). В НЗ о Е. говорится в Послании к Евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр 11. 5). В Послании Иуды приводится цитата из 1 Енох 1. 9: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Иуд 14-15). Упоминание в Иуд 6 «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», вероятно, является отражением предания о восстании исполинов, описанного в енохической лит-ре. Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Неск. мест в НЗ, связанных с именем ап. Петра, также содержат аллюзии на книги Е. (видение ап. Петра в Деян 10 напоминает 2-е сновидение Е.; в 2 Петр 2. 4-5 упом. та же история, что и в Иуд 6; в 1-м Послании ап. Петра есть ряд мест, созвучных Посланию Еноха). В раннехрист. толкованиях слов из Откровения Иоанна Богослова о не названных по имени 2 свидетелях Господа, к-рые будут пророчествовать в конце времен, общим стало мнение, что речь идет о прор. Илии и Е.: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города…» (Откр 11. 3, 6-8).

http://pravenc.ru/text/189985.html

Итак, и направление и характер изложения евангелий от Марка и от Луки таковы, что если и не ведут с логическою необходимостью к признанию в ап. Петре и Павле авторов этих евангелий, то во всяком случае не представляют ничего неблагоприятствующего древнему преданию. Рассмотрим теперь, насколько это доступно, самую материю (т.е. сумму фактов из истории земной жизни Господа) евангелий Петрова и Павлова и сопоставим с нею материю наших синоптических евангелий 1104 . Сходство или различие между ними в этом отношении естественно должно иметь более важное значение, чем сходство по духу: в общем направлении может сойтись большее число писателей, чем в проявлении этого направления в частностях. Деяния Апостольские сохранили нам пять речей (исторического содержания) ап. Петра (1:16–22, 2:14–36, 38–39, 3:12–26, 4:8–12, 10:34–43). Последняя из них (так как на ее содержании меньше, чем на содержании других, отразился факт, ее вызвавший, и так как, при отсутствии в ней ветхозаветных цитат, она отличается единством содержания), может быть принята за основной текст; дополняя его местами из прочих речей и из послания ап. Петра, мы получаем следующий очерк евангельской истории: А. Д. 10:37. «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном»; 38, а. «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Ст. 22-й 1 гл. Д. дает некоторые основания полагать, что в речи к Корнелию евангельская история не случайно начинается с Крещения Иоаннова, что таково, по крайней мере, было более обыкновенное начало проповеди ап. Петра. Из всех синоптических евангелий только евангелие от Марка начинает повествование с крещения Иоаннова. Начальные слова 38-го ст. весьма близки к выражениям Лк.4:1,14,18 . – Слова: «Иисус из Назарета» читаются в начале евангелия буквально только Мк.1:9 . Б. Ст. 38. «И Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом ...» 2:22. «...засвидетельствованный от Бога силами и чудесами и знамениями». Ап. Петр всецело обращает внимание на дела (чудеса) Христовы вообще и на исцеления бесноватых в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И только вот в Псалтири мы находим, что, вот, Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тления. Хотя эти слова прямо относятся ко Христу, но они включают в своё содержание и нас с вами: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (см Пс. 15:10 ). А почему мы называемся, да? Мы называемся так согласно, вот, Писанию. Откройте Исход, 19-ю главу, посмотрите, как называется избранный народ, если он послушен Господу. Вот в 19-й главе Господь велит Моисею взойти на гору, и – 5-й стих смотрите: « итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». Вот откройте 1-е Петра – Соборное Петра. 1-е Соборное Послание Апостола Петра и найдите в нём 2-ю главу. Вот то же самое здесь. Вот, что он говорит нам – 4-й стих: «Приступая к Нему [ко Христу], Камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный ». Вот кто за нас будет строить себя? 1-е Петра, 2-я глава, 4-й стих: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу ». 9-й стих: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвщать совершенство Призвавшего вас из тьмы [вот Господь нас из тьмы призвал! Из тьмы неверия, заблуждения. Каждый раз Он вытаскивает нас из какой-то, понимаете, тьмы] в чудный Свой Свет ». Так вот, как именуются избранные-то люди? Народ, взятый в удел, царственное священство, святые – это не просто слова, так вот сказанные, брошенные мимоходом. Это должно соответствовать действительности: Святая – святым. Вот, поднимает он этот, понимаете, хлеб-то – уже Тело Христово, и говорит: Святая святым!. И начинает Его разламывать. Одна часть идёт для причащения священников и всех служителей, другая идёт для причащения народа. И вот священник разрезает эту часть на частички в зависимости от того, сколько было причастников, чтобы каждому досталась частица.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений. Кто такие христиане? Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3),— пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). Добродетельная жизнь между язычниками Свет добрых дел Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

На чем же папы обосновывают свое главенство во Вселенской Церкви? Папы считают себя преемниками Апостола Петра, которому якобы Христос передал главенство в Церкви, сказав: " Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою " (Мф.16,18). Разберемся. Прежде всего отметим, что в первые века Церкви и Предание, и все Святые отцы разумели здесь под " камнем " правое Петрово исповедание Господа: " Ты еси Христос, Сын Бога Живаго " (Мф.16,16), но не лично Апостола Петра, который, как известно, трижды отрекался от Иисуса Христа (Мф.26,69-74) и которого Апостол Павел изобличал в лицеприятии в отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал.2,12-18)! Но что самое главное - это учение Апостола Павла: " Никто не может положить другого основания (для Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (IKop.3,11); Христос является " краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастет в святой храм во Господе " (Еф.2,20-21); " и все пили из духовного камня; камень же был Христос " (IKop.10,4). Сам св. Апостол Петр никогда не считал себя " камнем " , на котором Христос создал Церковь, а учил: " Вы приступили к Нему (Христу), камню живому... ибо сказано в Писании: " Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится " (Ис.28,16). Вот почему в Св. Писании не Апостол Петр называется " Главою Церкви " , а " Тот (Христос) есть Глава Телу Церкви (Кол.1,18), ибо сам Бог " поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его " (Еф.1,22). Папа Лев XIII предлагает обратиться к историческим источникам, якобы подтверждающим " главенство " пап во Вселенской Церкви, как преемников Апостола Петра. Однако, в исторических источниках мы находим совершенно обратное. Кстати отметим, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви и история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме Вернее, что Римская Церковь была основана Апостолом Павлом, как апостолом " языков " , а не иудеев, и притом чрез его учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

Наставления мученикам. (Гл. 4:12–19). Сказав в утешение, что мученики «в явление славы Христовой возрадуются и восторжествуют», апостол прибавляет: «только не пострадал ли кто из вас, как убийца, или вор, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Надлежит, чтобы суд, т. е. страдания, гонения и бедствия отяготели сначала над церковью Божиею. Потом же они разразятся над врагами ее, над неверующими, как наказание Божие». Наставление пастырям и пасомым. (Гл. 5:1–9 ст.). Апостол пастырей поучает пасти стадо Божие охотно, надзирая за ним непринужденно; не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – чтобы получить неувядаемый венец славы. Пасомых, апостол назидает, чтобы они, повинуясь своим пастырям и смиренно отдаваясь водительству крепкой руки Божией, и сами, однако же, бодрствовали, потому что противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Гл. 5:10–11 ст. Свое послание ап. Петр заключает благожеланиями, и приветствиями как от себя лично, так и от лица избранной в Вавилоне церкви и Марка. Второе послание ап. Петра Время и место написания послания. О времени и месте написания второго послания ап. Петра можно сказать следующее. В первой главе настоящего послания в 14 ст. апостол говорит о своей приближающейся кончине. Значит это послание было отправлено незадолго до его смерти, последовавшей, по преданию, в 67-м году по P. X., т. е. написано оно было около 66-го года. А так как последние годы своей жизни au. Петр, по древнему церковному преданию, провел в Риме, где мученически и скончался, то, конечно, из Рима же он и написал свое второе послание. Отношение 2-го послания Петрова к 1-му, и к посланию. an . Иуды. «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл», – так пишет св. ап. Петр во втором своем послании (3 гл. 1 ст.) и этим дает понять как то, что оно назначалось тем же читателям, что и первое послание, так и то, что оба послания имели одну и ту же цель – возбуждение чистого смысла христиан малоазийских, т. е. их ума к непрестанному памятованию проповеданных им словес Христовых. Таким образом, второе послание ап. Петра, по отношению к первому, есть как бы повторительное подтверждение его первых наставлений, поводом своим имевшее близкую кончину апостола и полученные им откровения о грядущих испытаниях для церкви Божией и о появлении лжепророков и безнравственных учителей. Это второе послание можно назвать предсмертным его завещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В ответ на это Петр решительно потребовал обращаться с ним, как с равным (см.: 3:12). Петр (и Симон кожевник) ранее в Иоппии оказал людям Корнилия гостеприимство, что вовсе не было необычным и не воспрещалось иудейским законом. Однако иудею воспользоваться радушием язычника представлялось совершенно другим делом. Но Петр уже сделал необходимый шаг и объявил собранию в доме Корнилия: …мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (28). Эту же мысль Петр воспроизвел в другой форме, после того как Корнилий повторил историю о явлении ангела, послужившую основанием для вызова апостола (истинно познаю, что Бог нелицеприятен), и ниже опять в проповеди об Иисусе Христе (Сей есть Господь всех). Насколько это ново для Петра и других христиан из иудеев, можно судить по той обстоятельности, с какой Лука передал смысл и серьезность слов Господа в гл. 11. Иисус повелел Своим ученикам «научить все народы» ( Мф. 28:19 ), но им думалось, что для этого прежде всего народы следует обратить в иудейство. Конечно, Петр, говоря, что Он [Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа, не предполагает, что его слушатели хорошо осведомлены об этих событиях (ср.: 2:22). Слова вы знаете (10:37) означают только «вы слышали», они призваны оттенить факт пребывания Петра в доме Корнилия: и мы свидетели всего, что сделал Он (39). И в самом деле, в этой проповеди Петра подробностей из жизни и служения Иисуса приводится больше, чем в любой другой проповеди в Книге Деяний. В пассивной конструкции Его убили подчеркивается не вина иудеев, а то, что Бог изменил осуждение Иисуса людьми: Его убили… Сего Бог воскресил (ср.: 2:23,24). Распятие вновь описывается словами повесивши на древе (см.: коммент. к 5:30). Ученики Иисуса с Ним ели и пили… по воскресении Его из мертвых – факт, который рассматривался в качестве свидетельства того, что Он воскрес в действительности (а не был только духом). Однако, как и в 1:4, эти слова указывают также на близость общения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Но характерным образом словосочетание и фразу в целом можно понимать иначе: человек вообще, человек как таковой важнее субботы.   3:16–19  И поставил он Симона… Перечень двенадцати апостолов встречается во всех трех синоптических Евангелиях (ср. Мт 10:2–4 («2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его»), Лк 6:14–16 («14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем»)), а также в Деяниях апостолов (1:13 («И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова»)), причем первым всегда стоит Петр, последним — Иуда Искариот, что, разумеется, не случайно; но в остальном последовательность слегка варьируется; если у Мт и Лк рядом с Петром назван его брат Андрей, то у Мк, как и в Деяниях апостолов, предпочтен более «богословский» порядок, так что первыми после Петра названы Иаков и Иоанн, вместе с Петром образовывавшие особенно доверительный круг, что выразилось в том, что именно они были взяты Христом на гору Преображения (см. ниже 9:2–9) и в Гефсиманский сад (см. ниже 14:32–42). Обстоятельный анализ перечня апостолов дает И. Левинская, Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий, главы I-VIII, М., 1999, с. 89–95.   3:16–17  И нарек имя ему: Петр […] и нарек им имя: Воанергес, то есть Сыны Грома. Возможно, именно это место Мк цитируется у св. Юстина Мученика († 165) как «воспоминания» (απομνημονεματα) Петра: «И рассказанное о переименовании Им Петра, одного из апостолов, и записанное в воспоминаниях его о том, что после этого случилось и то, что он и других двух братьев, сынов Зеведеевых, назвал именем Воанергес, то есть Сыны Грома» (dial.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010