Согласно рассказу т. н. хрониста (или летописца), еще пребывая в заключении, М. раскаялся и, будучи возвращен на царство, очистил Иерусалимский храм и отверг чужеземные культы, хотя служить Господу Богу Израиля продолжали при нем и на высотах (2 Пар 33. 12-17; покаяние М. широко отображено в апокрифических источниках). Историчность рассказа о раскаянии М. вызывает сомнения у совр. исследователей (см., напр.: Liver, Sperling. 2007. P. 452; Evans. 1992. P. 498; Japhet. 1993. P. 1003 и др.). Так, «девтерономистский историк» (или «девтерономист» - подробнее в ст. Исторические книги ), работавший в эпоху вавилонского изгнания иудеев, ок. сер. VI в. до Р. Х., т. е. задолго до «хрониста», неоднократно подчеркивает, что Иудея и Иерусалим пали именно из-за идолопоклоннических грехов М. (4 Цар 21. 11-15; 23. 26-27; 24. 3-4) и что тот так и не был прощен Господом (4 Цар 24. 4), а это вряд ли было бы возможно, если ему был известен факт глубокого раскаяния иудейского царя. Сообщение о том, что сын и преемник М. Аммон «ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его... и оставил Господа Бога отцов своих» (4 Цар 21. 21-22), тоже свидетельствует в пользу данного вывода. Также реформа царя Иосии, сына Аммона, направленная на искоренение идолопоклонства в Иудее, была бы по сути неуместна в случае историчности рассказа о действиях М. по очищению культа после своего раскаяния. Можно предположить, что автор Книг Паралипоменон коррелирует свой рассказ о раскаянии М. и его возвращении из изгнания в Иерусалим с судьбой евр. народа, вернувшегося в Иудею из вавилонского плена ( Evans. 1992. P. 498), и потому в этом тексте упоминается именно Вавилон, а не естественная для данного сюжета столица Ассирии Ниневия, как место заточения иудейского царя. Возможно, история раскаяния М. была призвана объяснить, почему самый нечестивый иудейский правитель пребывал на престоле дольше всех др. царей Южного царства ( Soggin. 1985. P. 239). В Талмуде имя Манассия, как производное от глагола   («забывать»), истолковывается в смысле «он забыл Бога» или на основании каузативной породы этого же глагола - «он заставил Израиль забыть своего Отца на Небесах» (Санхедрин.

http://pravenc.ru/text/2561806.html

Подробное описание границ территории колена З. имеется в Нав 19. 10-16. Удел колена З., находящийся на севере Св. земли, в низменной части Галилеи, граничил на западе с уделом колена Асира, на северо-востоке - с территорией колен Неффалима, на юге - с местностью, принадлежащей коленам Иссахара и Манассии. Возможно также, что З. и Иссахар владели некой общей территорией, согласно рассказу Втор 33. 18-19 о даровании им прор. Моисеем в общее владение святилища в горах. Из Книги Судей Израилевых известно, что колено З. проживало на своей территории в окружении ханаанских городов-гос-в, с к-рых оно получало дань (Суд 1. 30, 32). Во время странствия по пустыне колено З. было 4-м среди колен по количеству годных к войне мужчин (Числ 1. 30-31; 26. 27). Воины из колена З. принимали участие в сражениях в эпоху Судей. Возглавляемое Вараком войско, составленное преимущественно из представителей колена З. и Неффалимова, одержало победу в сражении против ханаанского военачальника Сисары (Суд 4. 6, 10). В Песне Деворы восхваляется героизм, проявленный представителями колена З. в сражениях (Суд 5. 18). Колено З. также помогало израильскому судье Гедеону в битве против мадианитян (Суд 6. 35). Из этого колена происходил израильский судья Елон (Суд 12. 12). О воинственных качествах представителей этого рода в период Единого царства свидетельствует большое число воинов, сражавшихся под предводительством царя Давида (1 Пар 12. 33). Однако колено З. не упоминается в переписи областных начальников царя Соломона (3 Цар 4. 7), что может служить указанием на минимальную экономическую роль этого колена (IDB. Vol. 4. P. 941). При царе Езекии отдельные представители колена З. откликнулись на призыв царя к возобновлению празднования Пасхи в Иерусалиме (2 Пар 30. 17-20). Территория, где проживало колено З., раньше остальных подверглась ассир. вторжению. Прор. Иезекииль надеялся на восстановление удела З. наряду с уделами Иссахара и Гада (Иез 48. 26-27). После крушения Северного царства прор. Исаия предсказывает З. будущее величие: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 1-2). Это пророчество получило исполнение в земном служении Господа Иисуса Христа, проповедовавшего в Галилее (Мф 4. 15-16). В эпоху НЗ особо прославился расположенный на территории колена З. небольшой г. Назарет - родина Иисуса Христа (Мф 2. 23). В апокрифическом Двенадцати патриархов завещании патриарх З. призывает своих потомков к милосердию и братскому единству (Test. XII Patr. VI 8. 1-3; 9. 1-4).

http://pravenc.ru/text/182447.html

742 Ср.: «Ибо Бог – царь всей земли; пойте все разумно» ( Пс. 46:8 ). Разумное начало в душе человека ставится в прямую связь со способностью (и долгом) воспевать Творца. И обратно: безумие – отвержение Творца; в этом на протяжении всего произведения обличаются иудеи; ср.: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» ( Пс. 52:2 ). 743 Манассия, царь Иудейский, ознаменовавший начало своего царствования делами нечестия и жестокости (см.: 4 Цар. 21; 2 Пар. 33). За грехи и беззакония Иудея подверглась грозному наказанию Божию, сам Манассия был взят в плен ассирийцами и постыдным образом отведён в Вавилон: ему продели кольца в ноздри, оковали медными цепями и вели, как быка. После покаяния и искренней молитвы он был освобождён, вернулся в Иудею и перед смертью сделал много добра, заглаживая свои грехи и идолопоклонство. Молитву Манассии см.: 2 Пар. 36 :23а-м. – А.М.К. 744 Предлагаемое иудею покаянное молитвословие, возможно, является частью какого-то древнего чина отречения от иудейства, предназначенного для совершения перед крещением бывшего иудея, обратившегося в христианство. Это тем более возможно, что первоначальные задачи Палеи состояли в обличении неправды иудаизма и доказательстве религиозной истины христианства. На основании выделенного отрывка теперь можно уточнить, что цель полемического произведения заключалась не только в богословском диспуте, но и, по возможности, в обращении иудея. 745 Рувим – евр. ‘сын презрения’ (БЭ. С. 609). Симеон – евр. ‘слышание’ (БЭ. С. 643). Левий – евр. ‘привязанность’ (БЭ. С. 426). Салим евр. ‘мир’. Так назывался город, царём которого был Мелхиседек (см.: Быт. 14:18 ) и на месте которого возник Иерусалим. Иуда – евр. ‘хвала Иеговы’, ‘хвалите Господа’ (БЭ. С. 369). Иссахар – евр. ‘воздаяние’, ‘награда’ (БЭ. С. 303). Завулон – евр. ‘обиталище, жилище’ (БЭ. С. 264). Дан – евр. ‘судья’ (БЭ. С. 186). Неффалим – евр. ‘спор, борьба’ (БЭ. С. 511). Гад – евр. ‘толпа’ или ‘счастье’ (БЭ. С. 147). Асир – евр. ‘счастливый’ (БЭ. С. 65). Иосиф – евр. ‘прибавление’ (БЭ. С. 363). Вениамин – евр. ‘сын десницы, т. е. крепости, счастья’. Следует иметь в виду, что как в Палее, так и в других памятниках, в том числе и лексикографических, имена библейских персонажей зачастую толкуются не этимологически, а символически, указывая на черту характера, событие в жизни, судьбу или историческую роль. – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В Священном Писании сказано: “Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был”(Иез. 33, 11.). Нет греха непрощаемого, — не прощается только нераскаянный грех. И еще говорит Господь: “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”(Мф. 9, 13.). И много говорится об этом в Священном Писании. Я знаю, что человек — существо, подверженное изменениям, и естество его тленно; и потому я с радостью принимаю слова Божии, и поклоняюсь Сказавшему их, и передаю другим. Священное Писание говорит, что Бог принял кающегося Манассию (2 Пар. 33.), а я дерзаю утверждать, что Он примет и кающегося дьявола; ведь Манассия, хотя и был великим грешником, но, покаявшись в согрешениях, до смерти пребывал в покаянии — и угодил Богу. Бесчисленное множество грешников спаслось покаянием, и доныне спасаются, потому что, покаявшись, они пребывали в покаянии и умилении и хранили православную веру до самой смерти. Нынешние же отступники после покаяния соделали еще большее зло, а теперь, когда они обличены и осуждены на смерть, говорят: “Каемся”. И кто сможет понять и разобраться, каются они истинно или ложно, как и прежде? Но если нельзя разобраться и понять, лживо или истинно их покаяние, то у кого хватит дерзновения принять их как истинно кающихся и дать им прощение, как ранее дали им возможность покаяться и простили их царь и архиепископ Геннадий, не зная об их лукавстве? О нынешних отступниках теперь уже всем людям известно и ведомо, каковы они и что сотворили, и мы уже много раз говорили об этом. И если кто-нибудь сам дерзнет или станет другим советовать простить их, то за все зло, которое сотворят потом отступники, за каждую душу, которую они приведут к ереси или к жидовству или осквернят, — за все это спросится с него и будет он предан мукам, потому что знал, каковы они, но простил их, и тем согрешил. Поскольку в святых книгах не говорится, как принимать таковых еретиков и как определить, достойные ли плоды принесло их покаяние, не следует прощать их и давать им волю и послабление. Нужно всем верующим во Христа сначала старательно помолиться Господу Богу, как мы уже говорили, а потом искать в святых книгах подобные случаи, которые бывали и в древние, и в недавние, и в последние времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АШШУРБАНИПАЛ [Ашшурбанапал; ассир. ššûr-b  ni-apli - Ашшур произвел потомство], последний ассир. царь (ок. 668-630 гг. до Р. Х.). После смерти своего отца Асархаддона А. стал царем Ассирии, а его брат Шамашшумукин - подначальным ему царем Вавилонского царства, выделенного из состава ассир. владений. 1-е десятилетие правление А. было весьма успешным: зависимость от Ассирии признали Манна, юж. часть М. Азии, включая Лидию, а также Мидия. Однако в 655-654 гг. до Р. Х. от Ассирии отпали Египет и Лидия, в 653-648 гг. А. должен был воевать одновременно с Эламом, мидянами и восставшим Шамашшумукином, к к-рому присоединились в надежде сбросить ассир. иго финик. правители и араб. племена. В заговор с ними вступил и иудейский царь Манассия , считавшийся вассалом Ассирии. Но А. справился с этой опасностью: союзники-скифы разгромили и подчинили себе мидян, в 648 г. до Р. Х. А. смог взять Вавилон. Он вызвал туда ряд правителей вост. средиземноморья для расследования их участия в восстании. Манассии удалось оправдаться, и он был возвращен на царство в Иудею (см. 2 Пар 33. 11-17). В сер. 40-х гг. VII в. до Р. Х. А. вновь смог подчинить себе Лидию и арабов и впервые за ассир. историю аннексировать Элам (639) и подчинить Урарту и Персию (643). Ассирия намного расширила свою территорию, но попала в фактическую зависимость от скифов. Ок. сер. 30-х гг. VII в. до Р. Х. они разорвали союз с А. и опустошили зап. часть Ассирийской державы, отторгнув от нее Сирию и Палестину. А. ок. 630 г. до Р. Х. был отстранен от ассир. престола, к-рый занял его сын Ашшурэтелилани. Признав его власть, А. остался правителем только Вавилонии, где и умер в 627 г. до Р. Х. Вскоре Ассирия пала под ударами мидян и вавилонян. Возможно, А. послужил прототипом для возникновения в античной традиции (Геродот, Страбон, Лукиан и др.) легендарного образа ассир. царя Сарданапала, прославившегося баснословным богатством, праздностью и самовластием. По приказу А. в Ниневии была собрана огромная б-ка памятников месопотамской письменной культуры, насчитывавшая более 20 тыс. клинописных глиняных табличек с текстами различного содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании ВЗ. Лит.: Масперо Г. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. М., 1916; Соловьева С. С. Из истории освободительной борьбы народов Передней Азии с ассирийским гнетом в сер. VII в. до Р. Х.//ВМУ: история. 1968. 5. С. 64-79; она же. Элам и завоевательная политика Ассирии при Ашшурбанипале//Древний Восток и античный мир: Сб. ст. М., 1972. С. 76-83; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77260.html

Кармил Кармил (гора сада, плодоносное поле) – название города и горы, упоминаемых в Свящ. Писании: а) ( Hab. XV, 55 ) – город в пустыне, или между пустыней Зиф и пустыней Маон, принадлежавший колену Иудину, в который удалился Саул по одержании победы над амалекитянами и в котором он поставил себе памятник на память своей победы ( I Цap. XV, 12 ). Здесь на Кармиле паслись многочисленные стада Навала, человека очень богатого, жена которого, Авигея, по смерти мужа сделалась женой Давида и называлась Авигея Кармелитянка по имени означенного города ( I Цap. XXV:40, XXXVII:3 ). Несомненно также и то, что к означенному городу относится место из II кн. Пар. ( II Nap.XXVI, 10 ), в котором говорится об Озии, что он имел земледельцев и садовников на горах и на Кармиле. Ныне означенная местность называется Курмуль, лежит, по Евсевию и Иерониму, в 10 римск. милях на ю. от Хеврона, и на месте его находятся большие развалины; в особенности обращают на себя внимание развалины замка, наружная стена которого очень древняя и, быть может, сооружена Иродом или римлянами. Внутренность здания содержит в себе заостренные арки, несомненно выработанные позднейшей сарацинской архитектурой. Когда Саладин вторгся в Палестину в 1172 г., Амалрих расположился лагерем на Кармиле, где он открыл источник, обильно снабдивший его войско водой. С сего времени город Кармил был предан забвению, пока на него снова не обратили внимания в настоящем столетии; б) Кармил-гора ( Hab. XII, 22 ; IIIЦap. XVIII, 19, 20 , Uc. XXXIII, 9 , Aм. I, 2 и др.) – одна из замечательнейших гор в Палестине, лежащая в пределах колен Асирова и Манассиина и выдающаяся северным концом своим в Средиземное море. Она составляет одну из высочайших вершин цепи гор, носящих то же самое название и берущих свое начало в долине Ездрилонской. Это одна из самых красивых гор в Палестине; почва ее славилась некогда своим плодородием и годностью к хорошей обработке ( Ucx. XXXIII:9, XXXV:2 , Uep. L, 19 ). Название оной Кармилом означает плодоносное поле, или страну виноградников и садов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Сопоставив упоминание у Д. кораблей (Суд 5. 17), а также обилие прямых и косвенных свидетельств о распространенности на этой территории языческих культов, нек-рые ученые писали о смешении представителей колена Д. с «народами моря» и филистимлянами ( Spina. 1977; Gottwald. 1979). Загадочным остается происхождение священства в колене Д.: в отдельных рукописях Суд 18. 30 Ионафан называется потомком Моисея, в др.- Манассии ( Whitelam. 1992). Это не единственный случай разночтения, связанного с именем Д. (напр., в 2 Пар 2. 13 упом. умелый ремесленник Хирам, сын тирянина и данитянки, но в 3 Цар 7. 13-14 его матерью называется вдова из колена Неффалимова), что, возможно, может служить указанием на систематически вносившиеся исправления, вызванные негативным отношением к имени или к потомкам Д., к-рые могли ассоциироваться с уклонением в язычество. Во всяком случае, уже у Деметрия Хронографа наблюдаются пропуск имени Д. при перечислении сыновей Иакова и замена Д. дочерью Диной ( Euseb. Praep. evang. IX 21. 5, 8, 17), а в единственном месте, где Деметрий все же упоминает Д., тот называется сыном Лии (Ibid. IX 21. 3). В межзаветной лит-ре тема отступления Д. от веры в Единого Бога получает развитие. В Двенадцати патриархов завещаниях (христ. сочинение, к-рое основано на иудейских источниках) говорится, что в последние дни потомки Д. отступят от Господа и будут враждовать с потомками Левия и Иуды (Test. XII Patr. 5. 4-5). Более того, со ссылкой на прав. Еноха утверждается, что Д.- сатана ( ρχων μν στιν Σατανς - Ibid. 5. 6). Однако в книгах Еноха в наст. время такой текст не встречается (в 1 Енох 13. 7 упом. лишь «воды Дана» как место, где Енох получил откровение об осуждении падших Стражей, возможно, в связи с этимологией имени Д.). Тем не менее потомки Д. обратятся к Господу и будут помилованы (Test. XII Patr. 5. 9). Негативная оценка Д. содержится в «Житиях пророков» (I в. по Р. Х.), где колено Д. объявляется виновным в пленении и рассеянии народа (Vita prophet. 3. 16-19). Вероятнее всего, истоки таких представлений следует усматривать в пророчествах Иер 1. 14 («от севера откроется бедствие») и Иер 8. 16-17. В раввинистической традиции наряду с учением об апостасии Д. (Берешит Раббати. 43. 2; Песикта Рабба. 46. 3) встречаются утверждения, что матерью Мессии будет женщина из колена Д. (Берешит Раббати. 97. 9).

http://pravenc.ru/text/168790.html

15). Высказывалось мнение ( Burney. 1918. P. 78), что Д. принадлежала к колену Иссахара или даже была «матерью» (Суд 5. 7), т. е. родоначальницей, одного из семейств Иссахаровых (дополнительный аргумент усматривался в том, что один из городов, расположенный в уделе Иссахара, назывался Давраф (1 Пар 6. 57, 72)), а традиц. упоминание, что Д. «жила... на горе Ефремовой»,- элемент поздний и объясняется совмещением пророчицы Д. с Деворой, кормилицей Ревекки, похороненной у Вефиля (Быт 35. 8). Однако в песни говорится не о том, что Д. обитала на территории Иссахара, но лишь о том, что она во время сражения совместно с Вараком и князьями из колена Иссахара стояла во главе ополчения. К тому же из песни следует, что в военных действиях принимали участие не только непосредственные соседи ханаанского царя Иавина - сев. колена (в нарративной части называется только 2 колена: Завулон и Неффалим, а в песни вместе с ними упом. Иссахар), но и те, кто жили на центральной территории, относившиеся к коленам Вениамина , Мехира (Манассии), а также Ефрема (Суд 5. 14), на землях к-рого обитала Д. Прот. Леонид Грилихес Песнь Деворы рассматривается большинством ученых как один из самых ранних текстов евр. Библии. С трудностями ее интерпретации столкнулись уже древние переводчики. В Александрийском кодексе (LXX) слова, перевод к-рых, по-видимому, был неизвестен, просто транслитерировались греч. буквами (φραζων -   (ст. 7); μοσφαθαιμ-   (ст. 16); καδημιμ -  (ст. 21) и αμαδαρωθ -   (ст. 22)); греч. Ватиканский кодекс дает значения, к-рые представляют собой, по мнению Дж. Гарбини, «фантастическую интерпретацию переводчика» ( Garbini. 1978. P. 8) (   как δυνατο (ст. 7);   как τς διϒομας (ст. 16);  как ρχαων (ст. 21) и  как σπουδ). Песнь полна архаических терминов и выражений. В тексте нет упоминаний об израильской монархии, но буд. ее подданные уже живут на земле Ханаана. Описанное в тексте сражение датируется учеными обычно между нач. и кон. XII в. до Р. Х. (чаще всего предпочтение отдается концу века).

http://pravenc.ru/text/171545.html

1908, май — ноябрь. Фрагменты. 18 июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом отцом Николаем безголосым. Случилось искушение: диакон другой день не помогает в самой главной части Литургии ; уклоняется от возношения Святых Даров и не причащается; это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к нему; я смутился, но тотчас тайно покаялся Господу, прося изменить злое расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать мне мир и достойное совершение Таинства с причащением — и Господь преложил чудно сердце мое, обновив и умиротворив меня. Слава Богу. 19 июля. Суббота.  После обедни, 10 часов. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо милосердия — возрождения моего внутреннего после тайного глубокого покаяния моего в пренебрежении и гордости к некоторым сельским женщинам и раздражении на них, часто пытавшихся подходить ко мне, когда я ехал, утомленный, подышать чистым воздухом и тайно помолиться Господу и возблагодарить Его за приобщение Святых Тайн. Грех мой был тяжкий — я лишился мира и отрады после причащения Святых Тайн ; благодать оставила меня, ибо я оскорбил ее и опечалил Духа Святого (ср.: Еф 4:30). Но после глубокого покаяния Господь чудно изменил мое сердце и дал мне небесный мир и пространство сердца. 12 августа. Вечер, 9 часов. Благодарю Господа, помиловавшего меня величественным помилованием утром, когда я раздражился на слугу Евгению за то, что поздаю (казалось) на пароход ораниенбаумский для следования к принцу Ольденбургскому, и едва не ударил ее. Благодать оставила меня, и мне было очень худо, смутно, тесно, мрачно, смертельно; и я каялся из глубины души, да как каялся! Как Давид по согрешении (см.: Пс 50), как Манассия, пленный царь иудейский (см.: 2 Пар 33:12–13)! Как убедительно и для себя, и для Господа! И долго каялся тайно, едучи на пристань, и — почувствовал наконец, что я помилован, что мне прощен грех мой. И как отвратителен, бессмыслен, неправеден был мой гнев! Ибо я поспел вовремя на пароход, и еще ждал отхода его. 19 августа. Прости мне, Господи, что я нарушил главизну закона Твоего — любовь к ближнему, и раздражился на слугу свою, и «дурой» назвал ее во гневе. Каюсь. Прости, исправь, не допусти до греха впредь.

http://foma.ru/urok-ioanna-kronshtadskog...

Созерцание Да созерцаю неправды царя Амона и Божие наказание (2 Пар. гл. 33), а именно: 1) как Амон, сын Манассии, отступил от Бога и творил злое в очах Господа; 2) как процарствовал он лишь два года и умертвили его [собственные] слуги. Проповедь о покаянии царя Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Пс. 6:7 День сменяется ночью, а ночь днем. Пусть и наше дневное покаяние сменяется ночным, а ночное – дневным. Дневное покаяние проявляется главным образом в добрых делах, а ночное – в молитве, воздыхании и плаче. Так возмещаем мы дни и ночи, наполняя их тем, что наиболее ценно пред Богом и что пойдет с нами на Божий Суд. Взгляни на царя Давида и зри пример истинного покаяния. Недостаточно исповедать пред священником грех свой и тотчас считать его прощенным. Вот и Давид пред пророком Нафаном признал свой грех, сказав: Согрешил я пред Господом ( 2Цар. 12:13 ). Однако великий царь не посчитал это достаточным, но неустанно воздыхал в молитве пред Богом и каждую ночь омывал свой грех слезами покаяния. Даже возлежание на постели служило ему не для отдыха, а для утруждения от плача покаянного, от рыданий с воздыханиями. Не говори: Давид убил человека и совершил прелюбодеяние; ему было в чем так каяться. А разве ты ненавистью не убиваешь людей и нечистыми помыслами и вожделениями не совершаешь прелюбодейство? Сия жизнь не для самооправдания, брат, а для самообличения. Блажен только тот, кого Бог оправдает на Страшном Суде. Покаяние – дело не одного часа или дня: ему подобает быть нашим внутренним занятием до конца жизни. Измыю на всяку нощь ложе мое , – говорит Давид. Этим подразумевается не то, что днем якобы не надобно каяться, а то, что изливать душевное покаяние удобнее ночью, нежели днем. В ночной тиши и грехи наши, и Суд Божий четче предстают перед нашими глазами... Не напоминает ли нам ночь о смерти яснее, чем день? И наша постель [не служит ли образом] близкой могилы? О Господи, праведный и дивный, даже искренне покаяться не можем мы без Твоей помощи. Помоги нам, Всеблагий, увидеть наши греховные язвы, и ощутить смрад от них, и самим зарыдать пред Тобою, прежде чем наши сродники зарыдают над нашим мертвым телом [букв.: над нашей мертвой телесной храминой. – Пер.]; прежде, Господи, прежде чем наши Ангелы-хранители восплачутся над падалью нашей души, вметаемой в неугасимый огонь. Помоги и спаси, Господи Боже наш. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 7 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010