Таким образом, кроме частного суда Божия, который бывает немедленно после смерти человека над его душою, 2-я Мак. книга ясно учит еще и о суде всеобщем, на котором человек будет судиться в полном его составе с душою и телом. Этот суд для праведников будет воскресением в жизнь, а для грешников в погибель (VII, 14) 444 . Каких-либо подробных сведений о том и другом суде 2-я Мак. книга не дает. Итак, учение о всеобщем суде и полном мздовоздаянии 2-я Макк. книга ставит в самой тесной связи с учением о всеобщем воскресении мертвых. Более подробное учение книги о всеобщем воскресении мертвых мы находим в главе, где семь братьев-мучеников ободряют друг друга надеждой на то, что Господь некогда возвратит им их истерзанные тела и воскресит их для вечной жизни; то же самое учение раскрывается в XIV. 46 – в рассказе о самоубийстве Разиса и в XII, 43–45 – в рассказе о принесении Иудою Маккавеем жертвы за падших воинов, которые за свои грехи должны были воскреснуть в погибель. В приведенных местах 2-я Макк. книга ясно учит, первее всего, о всеобщем воскресении мертвых, т. е. воскресении всех людей, и благочестивых, как-то братьев-мучеников, и грешников, как, например, иудеев, скрывших под одеждою вещи, взятыя из языческого храма (XII, 39–42), а равно и нечестивых язычников, как, например, Антиоха, про которого сказано, что для него не будет воскресения в жизнь (VII, 14). Это всеобщее воскресение мертвых, по учению книги, будет двоякого характера: воскресение в жизнь – блаженство и воскресение в погибель – наказание. Братья-мученики и все благочестивые иудеи воскреснут для блаженства, Антиох же и все нечестивые воскреснут в наказание – в погибель (VII, 36; VII, 14; XII, 42–43). Относительно времени всеобщего воскресения, 2-я Макк. книга учит, что оно, во всяком случае, будет не тотчас после смерти человека. Из слов Елеазара, сказанных им в своей предсмертной речи: «Скорее пошлите меня в ад» (VI, 13), ясно видно, что души умерших, по учению книги, непосредственно сходят в ад и там ждут момента воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

XIX в. возле дер. Эль-Мидия (Палестина) Ш. Клермон-Ганно . Возможно, остатки этих пирамид обнаружены под полом данной базилики израильскими археологами (работы продолжаются; Re " em 2011: Horbat Ha-Gardi: Final Rep. 30/6/2011/Amit Re " em//Hadashot Arkheologiyot [Electronic resourse]: Excavations and Surveys in Israel: Electronic Journal.- 2011.- Vol. 123.- Когда именно произошло отождествление братьев Иуды и 7 братьев-мучеников, не установлено, но в XVI в. некие останки из Модеина были перенесены в Эммаус и помещены в церкви как мощи мучеников ( Abel. 1949. P. 383; Ziadé . 2007. P. 55. Not. 116). Впосл. возобладала традиция связывать события с Антиохией, поскольку царь принимал в них участие. На Антиохию как на место действия, по мнению М. Шаткин, указывает то, что братья и мать говорят и на греческом и на «родном» наречии, что более естественно для Антиохии, чем для Иерусалима ( Schatkin. 1974. P. 98-99). В 2 и 4 Макк только старик получает собственное имя Елеазар, к-рое подходит для благочестивого старца, священника (о Елеазарах см.: Четыре книги Маккавеев. 2014. С. 141 (Примеч. к 1 Макк 6. 43-47); Goldstein. 1983. Р. 284-285). Существование могилы мучеников в Антиохии документально засвидетельствовано начиная по крайней мере со 2-й пол. IV в. по Р. Х. Самый древний документ, к-рый упоминает могилу Маккавеев в Антиохии,- это Сирийский бревиарий - мартирологический календарь из Эдессы (ок. 412) ( Rossi, Duchesne. 1894. P. L-LXIX; библиогр. см.: DACL. T. 10. Pt. 2. P. 2564), сокращение греч. оригинала, восходящего к 362 г. (в нем упом. мученики эпохи имп. Юлиана) ( Rossi, Duchesne. 1894. P. L-LXIX). Запись, посвященная празднику Маккавеев (1 авг.), называет местом их погребения Кератей (Кератейон), т. е. (как известно из др. источников) квартал в юж. части Антиохии, возле ворот, ведущих в Дафну ( Ziadé. 2007. P. 57): «…исповедники, в числе тех, кто были погребены в Антиохии, а именно в Кртие [Кератее], которые были сыновьями Ш(а)муни, упомянутыми [в книге] Маккавеев [или: «называемыми Маккавеями»]» (изд. оригинала: Wright. 1865-1866. P. 45-56; англ. пер.: Wright. 1866. P. 423-432). Здесь впервые засвидетельствовано имя матери. Дата создания прп. Ефремом Сирином гимна «Семь сынов Шамуни» (в греч. передаче «Самоны») - 363 г.- примыкает к дате полного оригинала греч. Мартиролога ( Ephraem Syr. Himnus de filiis Samonae//Nachträge zu Ephraem Syrus/Ed. E. Beck. Louvain, 1975. S. 15-19. (CSCO; 363/364. Syr; 159/160)). Погребение Маккавейских мучеников в окрестностях Антиохии упоминается свт. Иоанном Златоустом в первых 2 проповедях, произнесенных в городе (между 386 и 398), и в К-польской проповеди (ок. 400) «На [праздник] Елеазара и отроков» («Не о прахе мне молви, не о пепле помышляй, не о костях, истлевших от времени…» - Ioan. Chrysost. In s. Macc. 1. 1//PG. 50. Col. 617; ср.: 623; «…не пройдя и нескольких стадиев от зрелища их борьбы» - Idem. Eleazar.//PG. 63. Col. 530; ср.: Idem. De s. martyr. 1//PG. 50. Col. 647).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

XXIV, 25 сл. (II: 137,260). XXIV, 25–27 (I: 40. 411,411). XXIV, 32 (I: 132). XXIV, 44–46 (I: 41). XXIV, 45 (I: 40). XXIV, 46 (I: 628,504). Лукиан и его антихристианство I: 724,215. Любовь в искупительном подвиге I: 427. Лютер I: LXI. 97. 430,462. 522. II: 58. 766,1055. 801,1226. Маздеизм II: 213. 1148. Маймонид 61 I:.465,49. II: 376,1069. 858,190 1128,1155 (бессмертие лишь для умственных аристократов). 1 книга Маккавейская I, 13 сл. II: 884,374). II, 51 (I: 195,427)· 2 Макк. (I: 561,264. 632,516). IV, 7 ел, (II: 884,374). IV, 32 (II: 488,308). VI, 23 (II: 489). XI, 6 (I: 862,537). XII, 27 (II: 285,764). XII, 43 (II: 792,1196). XIV, 36 (II: 493). XV, 23 (I: 862,537). XV, 34 (II: 493). 3 Макк. VI, 31 (28) (II: 490). VII, 5 (4) (II: 489). VII, 7 (II: 792,1196)· Малахии пр. книга I, 2 (II: 731,980). I, 14 (II: 285,764). μλλον II: 485,300. 488–490. Малярия у Ап. Павла I: L,427. 760,274. II: 674,862. 1247. Манассии молитва 8 (I: 361,67). Манихеи I: 790. Магия (иуд.) I: 656,35. 724–5,215. 728,215· Manumissio II: 894. Маркион I: LX. LXI. 102. 104. 115. 244,49 790. II: 36. 344,946. Марк Ев.: причина оставление им Ап. Павла в 1-е путешествие (II: 1247); его Евангелие I, 26 (I: 119). III, 22 (I: 13–14). IV, 27 (I: 119). IV, 28 (I: 360). VI, 14 (I: 628,504). VIII, 31 сл. (I: 855,532). IX, 9 (I: 119). IX, 9. 10 (I: 628,504). IX, 31 сл. (I: 855,532). X, 20 (I: 182). XII, 18 сл. (I: 631,512).XII, 25. 27 (I: 629,504). XII, 37 (I: 517). XIII, 9 (I: 394). XIII, 19 (II: 273,735). XV, 34 (I: 387). XVI, 8–20 (I: 109,104). XVI, 14 (I: 628,504). Марк Аврелий импер. II: 1013. 1015. 1018. 1020. 1022. 1025. 1028. 1046. 1073. 1076. Материя не созданная, но лишь организованная Богом (в иуд.) II: 216. 381,1075. Матфея Евангелие IV, 8. 9 (I: 808). V, 5 (II: 1043). V, 6 (I: 133), V, 17 (II: 946,108). VIII, 1–17 (I: 854,532). VIII, 22 (I: 161). IX, 34. X, 25 (I: 14). XI, 14 (II: 61,38). XI, 18. XII, 24 (I: 14). XIII, 43 (I: 619,488). XIV, 2 (I: 27. 628,804). XV, 14 (I: 138). XVI, 1 (I: 269). XVI, 14 (I: 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

За календарным «ядром» Лев 23 после присоединения к нему Лев 23. 37-38 следует позднее добавление Лев 23. 39-43 ( Hartley. 1992. P. 372-373; K ö rting. 1999. S. 99-101; Gr ü nwaldt. 1999. S. 77-78). Добавление состоит из 2 частей ( Staubli. 1996. S. 178-179). В 1-й (Лев 23. 39-41) сообщается о свежих зеленых ветвях (и, возможно, фруктах), при помощи к-рых выражали праздничное ликование; призыв веселиться в Лев 23. 40 близок к формулировкам в кн. Второзаконие, в частности к Втор 16. 14. Датировка этой практики затруднительна. Традиция использовать ветви во время совершения К. п. отражена в более поздних текстах: во Второй книге Маккавейской (II в. до Р. Х.), в Юбилеев Книге (II в. до Р. Х.) и у Иосифа Флавия , а в последующей евр. традиции - в Мишне (Мишна. Сукка. 4. 5; 3. 9). В 2 Макк 10. 6 ликование по случаю обновления Иерусалимского храма (см. ст. Ханукка ) сравнивается с торжествами при совершении К. п., при этом сообщается, что празднующие держали зеленые ветви и плоды: «И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, вспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, ветками с плодами (по переводу Н. В. Брагинской; в синодальном переводе - «с цветущими ветвями».- Авт.) и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое» (2 Макк 10. 6-7). Согласно Иосифу Флавию, у иудеев был обычай держать в руках в К. п. ветви финиковых пальм и лимонных деревьев ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13, 5). В книге Юбилеев сообщается о процессии вокруг жертвенника, совершаемой в К. п.: «На небесных скрижалях предписано касательно Израиля: пусть празднуют праздник Кущей в течение семи дней, с радостью, в седьмой месяц… Они должны праздновать этот праздник и жить в кущах и венчать свои головы венками и брать у ручья покрытую листьями ивовую ветвь. Так и Авраам брал ветви пальм и плоды хороших деревьев, и ходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника. Семь раз в день, утром, он восхвалял и благодарил Бога своего за все» (16. 29).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

1. Симон–архиерей и вождь 1Макк. 13:33–42 Симон возобновил укрепленные места Иудеи и сложил в них большие запасы продовольствия; потом отправил к законному государю Сирии, Димитрию Никатору, послов с дарами и с просьбою освободить Иудею от даней. Димитрий соизволил на эту просьбу, чтобы иметь в Иудеях союзников противу Трифона. Итак, спустя 446 лет после упразднения престола Иудейского и после разрушения Иерусалима и храма Соломонова, в шестом году сорок пятой седьмины Данииловой, иго языческое снято было с Израиля, и этот год положил начало новому летосчислению Иудейскому от Симона Архиерея, военачальника и вождя Иудеев. 1 Макк. 13:43–53; 14:4–14, 25– 49 В это время Симон завоевал Газу, изгнал из нея язычников, очистил ее от памятников и остатков идолослужения и, поселивши в ней Иудеев, верных закону, обратил ее в крепость. На следующий год Сирийские воины и вероотступники, принужденные голодом к сдаче, очистили крепость Иерусалимскую. Симон вошел в нее с пением хвалебных песней Богу, при звуке музыкальных орудий, с пальмовыми ветвями. Укрепивши для своего местопребывания гору храма, которая рядом с крепостью, он поселил сына своего, Иоанна, на пределах Азота в укрепленном городе Газарах, и поставил его начальником всех войск. Чтобы иметь удобную пристань на Средиземном море, овладел Иоппиею (нынешнею Яффою) и открыл ее для торговли со всеми островами морскими. Всеми мерами заботясь о безопасности своего отечества, Симон ободрил свой народ и доставил ему такое благоденствие, какого не знавала Иудея с древних времен. Все спокойно обрабатывали землю свою, которая щедро вознаграждала труды земледельца. Старцы садились на улицах побеседовать о благополучном своем состоянии, и юноши появились в богатых одеждах, добытых от неприятелей. Каждый свободно располагался под виноградом своим или под тению смоковниц своих, и никто не тревожил их. Симон истребил беззаконников и злодеев, был верным чтителем закона; украсил святилище и обогатил его утварью и сосудами. Иудейский народ, не зная, чем выразить свою благодарность Симону и всему дому его за все его благодеяния и подвиги, общим советом определил начертать на медных досках все его заслуги. Эти доски были выставлены на горе Сионе на столбе. На них, между прочим, вырезано было, что Иудеи и священники судили благоприличным Симону быть у них вождем и архиереем на век, пока не восстанет верный пророк. Эти слова народного определения показывали, что пророков, доказавших свое Божественное посольство сверхъестественными знамениями, уже давно не являлось ,– и что тем сильнее была уверенность в пришествии Мессии, и тем живее ожидание видеть Его, или, по крайней мере, слышать провозвестника Его 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Братья его, Ионафан и Симон, взяли тело его и отнесли в Модин, где и похоронили его вместе с Маттафиею. Весь Израиль оплакивал своего вождя. Пронменование Маккавея сделалось общим в племени Маттафии, заменивши собою родовое название Асмонеев, и даже служило отличительным именем подвижников за веру и пламенных ревнителей отечественной свободы. 5. Заслуги Ионафана церкви и народу иудейскому 1 Макк. 9:23–32, 43–73 Вакхнд и Алким остались полновластными распорядителями в Иудеи и, при содействии злонамеренных людей, делали большие притеснения всем, державшим сторону Иуды. Тогда благочестивые Иудеи обратились к Ионафану и выбрали его себе начальником и вождем на место брата. Вакхид искал его убить, но едва и сам не погиб от его руки в сражении у Иордана, потерявши до тысячи воинов. Впрочем, Ионафан не хотел вступать в решительную битву с Сирийским военачальником и переправился со своими воинами за Иордан. Вакхид не осмелился преследовать его, но он укрепил разные города в Иудеи, снабдил их продовольствием и войсками; взял в заложники сыновей лучших семейств во всей Иудеи и отправил их в крепость Иерусалимскую. В это время Алким, в видах постепенного сближения Иудеев с Греками, приказал сломать в храме построенную, по указанию пророков, каменную перегородку, которою отделен был внутренний притвор от двора языков. Но это предприятие тотчас же остановилось. С Алкимом сделался удар: он до того был разбит, что уже не мог проговорить ни слова и умер среди тяжких страданий. Вакхид, видя, что тот, кого он подкреплял, умер, возвратился к царю. Через два года вероотступники и другие неблагонамеренные люди опять вызвали его, обещаясь доставить ему верный случай захватить Ионафана со всем его отрядом. Но этот замысел не удался; напротив, Вакхид в неоднократных ошибках терпел значительные потери, и обоими братьями, Ионафаном и Симоном, поставлен был со всем войском в стеснительное положение. Ионафаи предложил ему мир, и Вакхид принял: возвратил пленных и удалился в свою землю. Ионафан поселился в Махмасе, городе Вениаминова колена, и стал судить народ и истребил вероотступников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Итак, заключает автор, лучше человек праведный, не имеющий идолов; ибо он далеко от позора» (стих 72). Автор и время происхождения послания Послание это не может принадлежать пророку Иеремии, т.к. содержание его отличается от подлинного послания Иеремии, отправленного вавилонским пленникам ( Иер.29 ). Затем, содержание послания говорит о том, что оно написано в Вавилоне, а не в Палестине. Подробности, изложенные в полемике, как например: процессия с идолами (4–5 стихи), языческие распутства (42–43) показывают, что вавилонские культовые обычаи стояли перед глазами автора. Блаженный Иероним называет это послание «подложным». Это подтверждается: 1) отсутствием его в еврейской Библии, изложение послания существенно отличается от изложения пророчеств Иеремии; оно не имеет того священного величия речи, каким дышат пророчества Иеремии. Однако, Послание с глубокой древности усвояется пророку Иеремии. Во 2 Макк. 2:1–3 читаем: «В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым… чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их…». Эти слова, очевидно, перекликаются с Посланием Иеремии, где сказано: «Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам...». Это сходство позволяло древним приписывать Послание перу Иеремии, однако, послание мог скорее написать Варух, ближайший помощник пророка. Это можно заключить из некоторого сходства Послания с книгой пророка Варуха, что и позволило в Латинской Библии поместить Послание как главу книги пророка Варуха. Не имея канонического достоинства, Послание Иеремии имеет нравоучительный авторитет, особенно благодаря заключающимся в нем увещаниям, подкрепленным историческими и богословско-философскими примерами непоколебимо веровать в единого истинного Бога, Творца и Владыку вселенной, не смущаться никакими соблазнительными примерами языческого культа (5–6, 61–72). 17. Книга пророка Варуха

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Корр., Die heiligen Smдmmen der Evangelien, 2. Aufl., Regensburg, 1964, S. 300, Anm. 37; R. Riesner, Hermon, in: H. Burkhardt u. a., Das GroЯe Bibel-Lexikon, II. Bd., 2. Aufl., Wuppermal-GieЯen, 1990, S. 562–563; B. Pixner, Wege des Messias und Smдmmen der Urkirche, S. 77. 9:4 Илия и Моисей. Моисей представляет Тору (Пятикнижие), Илия – Пророков; в совокупности они являют собой олицетворенное средоточие Ветхого Завета. 9:5 Равви. Устроим здесь три шатра. Употребленное здесь греч. слово σκην имеет, вообще говоря, именно такое значение. Проблема в том, что здесь присутствует мысль о т. н. Празднике кущей (евр. , Суккот, см. Лев 23:40–43 ); ритуально устрояемые из ветвей и тому подобного материала «кущи» скорее уж могут быть названы по-русски «шалашами», и только стилистические соображения заставили нас воздержаться от употребления этого существительного, по-русски, увы, решительно не вмещающего никаких сакрально-обрядовых коннотаций, столь очевидных и в еврейском [суккот], и в греческом σκηνα. Надо сказать, что «кущи» ассоциируются в сознании верующего еврея с сияющим облаком, в котором являет Себя Бог (см. ниже к 9:7). 9:7. И было облако, осенившее их, и был из облака голос. Ср. многочисленные явления Бога в Ветхом Завете, например, Исх 16:10 : «Слава Господня явилась в облаке»; 19:9: «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда»; 24:15–16: «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору. И слава Господня осенила гору Синай, и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака»; 3Цар 8:10–11 : «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило Дом Господень; и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила Дом Господень». Распространенный мотив пророчеств о мессианском времени: «...И тогда [...] явится слава Господня, и облако, как явилось при Моисее» (2 Макк 2:8). Это облако представляется облаком света ( Мт 17:5 , ср. Откр 14:14 ); глагол «осенить» не столько связан с образом тени, сколько (по примеру Септуагинты) соответствует евр. глаголу [шахан] «почить на» (тот же корень, что в слове «Шекина», означающем присутствие Бога). Это есть Сын Мой возлюбленный. Ср. 1:11 и соответствующий комментарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Послание это не может принадлежать пророку Иеремии, т.к. содержание его отличается от подлинного послания Иеремии, отправленного вавилонским пленникам ( Иер. 29 ). Затем, содержание послания говорит о том, что оно написано в Вавилоне, а не в Палестине. Подробности, изложенные в полемике, как например, процессия с идолами (4–6 стт.), языческие распутства (42–43) показывают, что вавилонские культовые обычаи стояли перед глазами автора. Блаженный Иероним называет это послание «подложным». Это подтверждается: 1) отсутствием его в еврейской Библии; 2) изложение послания существенно отличается от изложения пророчеств Иеремии; оно не имеет того священного величия речи, каким дышат пророчества Иеремии. Однако, Послание с глубокой древности усвояется пророку Иеремии. Во 2 Макк. 2, 1–3 читаем: «В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым..., чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их...» Эти слова, очевидно, перекликаются с Посланием Иеремии, где сказано: «Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам...» Это сходство позволяло древним приписывать Послание перу Иеремии, однако, послание мог скорее написать Варух – ближайший помощник пророка. Это можно заключить из некоторого сходства Послания с книгой пророка Варуха, что и позволило в Латинской Библии поместить Послание как главу кн. пророка Варуха. Не имея канонического достоинства, Послание Иеремии имеет нравоучительный авторитет, особенно благодаря заключающимся в нем увещаниям, подкрепленным историческими и богословско-философскими примерами – непоколебимо веровать в единого истинного Бога, Творца и Владыку вселенной, не смущаться никакими соблазнительными примерами языческого культа (5–6, 61–72). Книга пророка Варуха (неканоническая) 1. Сведения о личности пророка Варуха Пророк Варух, согласно написанию книги, был сыном Нирия, причем, в подписании его предки указаны до пятого колена, что означает знатность его происхождения (1, 1). Действительно, брат Варуха Сераия при царе Седекии был постельником и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору ( Иер. 51, 59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

пр. Иер. 48:40–47 ); города будут взяты, и крепости будут завоеваны и истреблен будет Моав из числа народов; потому что он восстал против Господа» 42 . «Почему завладел Молхом (т. е. Молох, божество аммонитское, принимаемое за весь народ Аммонитский), Гадом, т. е. уделом колена Гадова, и народ (аммонитский) его в городах его живет? Посему, вот наступают дни, говорить Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых (Равваф, иначе Рабба) слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, а города ее будут сожжены огнем, и овладееть Израиль теми, которые владели им, говорить Господь». (Иерем. 49:2–5). «Поскольку ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израилевой душевно радовался; за то вот Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам 43 и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель, сокрушу тебя; Я сделаю Раббу (Равваф) стойлом для верблюдов, и сынов Аммоних пастухами овец». (Иезек. 25:6–7). Моавитяне, после Халдейского опустошения, снова восставали – но, по освобождении Евреев из плена Вавилонского, были покорены сыном Иоанна Гиркана Ианнеем (или Александром около 100 г. до P. X), а после покорения Сирии и Палестины Римлянами, имя Маовитян исчезает из истории, – «Моав истреблен из числа народов». Аммонитяне же были поражены Иудою Маккавеем (1 Макк. 5:6) «Имя Аммонитян не упоминается среди народов». (Иезек. 25:10). И величахуся на пределы Моя, т. е. расхитив земли Иудеев, после отведения последних в плен в Вавилон, Аммонитяне и Моавитяне с наглостию хвалились сим хищничеством, тогда как земля Иудейская по преимуществу есть удел Божий. Св. пр. Иоиль также возвещал гнев Божий тем народам, которые, после опустошения Иудеи Халдеями, брали в плен оставшихся Иудеев, продавали в рабство народам, и разделили между собою землю Божию, т. е. Иудею Иоил. 3:1–6 . Живу Аз, говорит Господь. Это клятва Божия. Поскольку же клянутся только высшим и несомненным, и поскольку выше и истиннее Бога ничего нет, то Бог и клянется Сам Собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010