В одной из притч о Царствии Божием Спаситель однажды сказал ученикам: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:26–27). Интересно выражение: «не знает он». Если слова «человек бросит семя в землю» однозначно указывают на Христа, бросающего семя Евангелия в сердце человеческое, то словосочетание «не знает он» никак не может относиться к Нему же, ибо Он Бог и знает все. О чем же здесь сказано? Возможно, в этом месте Писание сообщает нам следующую мысль: после принятия семени евангельской проповеди в человеческой душе начинается процесс постепенного созревания Царствия Божьего; и это есть тайна, не поддающаяся рациональному анализу. Действительно, таинство духовной жизни очень похоже на прорастание семени в земле – так же медленно и незаметно, через опыт умирания и воскресения, движется сердце к новой жизни и приносит духовные плоды. Как земля до появления первых зеленых побегов скрывает в себе порядок роста семени, так и в человеке наличие религиозной жизни познается только по плодам ее. Предшествующая же урожаю история развития в человеческом сердце евангельского семени – слова Божьего – часто остается до конца непонятной даже и самому человеку. Произнеся впервые: «Верую», мы вступаем в неподвластную нам и непостижимую духовную реальность, где «побеждаются уставы естества», ломаются логические схемы и рушатся все рассудочные теории. В то же время верующий, накапливая опыт, приобретая «ум Христов» (1 Кор. 2:16), с годами жизни в Церкви начинает различать действие определенных духовных законов, по которым растет и правильно развивается семя веры в земле сердца. Об этих установленных Богом законах много писали святые отцы в своих аскетических творениях. Как раз об этом и говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, приоткрывая для нас край завесы над «святое святых» – тайны возрастания слова Божьего в человеческой душе.   «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1–2). Давайте поразмышляем над этими словами.

http://pravoslavie.ru/115162.html

Преподобный Феодор Студит. Поучение на день Пятидесятницы Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. 5 июня, 2004 Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу — Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святый нисходит: не иной Бог (да не будет!), — но иной Утешитель, как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог… (2 Кор. 7, 5). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «яко Ты, Господи, помгл ми, и утешил мя еси» (Пс. 85, 17). Он утешает, воодушевляя мятежный ум, что ему дан был пир с Богом и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: по Христе молим, яко Богу молящу нами; молим по Христе, примиритеся, т. е. имейте мир, с Богом (2 Кор. 5, 20). Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе — на Небесах, Единородный Сын ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: «Иже есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас» (Рим.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-feodor-st...

     «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:14–15). Такие слова апостола Павла мы встречаем в апостольском зачале нынешнего воскресного дня. Для человека, читавшего Евангелие, данные мысли могут составить противоречие с учением Господа Иисуса Христа. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8–10), – говорил Спаситель. Однако, несмотря на ясное, как кажется, запрещение Христа называть кого-либо наставниками и отцами, апостол Павел употребляет эти слова и фактически признает духовное отцовство и наставничество в Церкви. Неужели святой нарушает заповедь Господню? Конечно же, нет. Необходимо правильно понять смысл апостольской речи. Дело в том, что всякий человек, условно говоря, состоит из человека внешнего и внутреннего. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Есть биологическое рождение внешнего человека и духовное рождение внутреннего человека. Каждый из нас должен пережить новое рождение в вере, которое, как правило, начинается от услышанного слова о Боге. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Для того чтобы мы услышали слово Божие (или слово о Боге), кто-то должен нам его произнести. Человек, родивший в нас веру своей проповедью, вполне может быть назван нашим духовным отцом во Христе. Именно это духовное рождение имеет в виду апостол, когда говорит коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». «Родить во Христе» означает проповедовать Господа и быть услышанным; бросить в сердце семя веры, которое начнет прорастать. Подобно тому, как у каждого человека есть земной отец, так у всякого христианина есть отец духовный – тот, кто участвовал в духовном рождении нашего внутреннего человека.

http://pravoslavie.ru/105739.html

— И Грузия, и Кавказ, и три ступени церковного образования (Ставропольская семинария, Московская духовная академия, Общецерковная аспирантура) — всё пригодилось для нынешнего служения. Общецерковную аспирантуру я считаю отдельным дополнительным образованием. Я очень рад, что успел в 2009–2011 годах пройти этот курс. Это очень глубокая программа повышения квалификации для священнослужителей, рассчитанная на два года, включает в себя самые различные темы — от общегуманитарных до управленческих. Лекции читали выдающиеся специалисты. Можно сказать, что мне помог весь предшествующий опыт церковной жизни, потому что он был у меня очень разнообразным. Деятельность архиерея складывается из разных направлений: во-первых, богослужение и молитва, далее управление, душепопечительство, просвещение — во всем этом Господь дал мне попробовать себя в предыдущие20 лет моего священнического служения. Мне приходилось преподавать и в общеобразовательной школе, и в духовной семинарии, где я был проректором, и в воскресной школе, и в светском вузе — я был деканом факультета теологии в Институте дружбы народов Кавказа. Мне довелось служить и настоятелем прихода и представлять интересы Русской Православной Церкви в другой Поместной Церкви. Но непременным для меня оставалось христоцентричное устроение каждого часа жизни. А вот по поводу управления приходит на память такое определение: кажется, у Ожегова руководить — не руками водить, а водить за руку. Нужно понимать: на архиереев не учат, а у меня не было никакого опыта управления епархией. Всегда вспоминаю наставление Святейшего Патриарха Кирилла о том, что если священник служит со всей отдачей, то и благодать Божия им руководит. Это по-апостольски: Довольно тебе благодати Моей. Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).Три года благодать Божия, верю, мне помогает уже как епископу. Ведь суть архиерейского служения в том, что надо быть не только предстоятелем евхаристической общины, но и локомотивом развития церковной жизни, необходимо тянуть ее вперед. Это тоже вполне по-апостольски: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор.4, 16), а также: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). К этому призывает апостол Павел. Чтобы быть образцом для подражания, нужны силы (в том числе и физические), поэтому прошу всех молиться обо мне.

http://pravmir.ru/nepoznavaemaya-yakutiy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Могилёве (Белоруссия). 16 апр. 1636 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Петр (Могила) добился от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV Вазы разрешения на возведение в Могилёве деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Вскоре после ее возведения на посаде города были построены деревянные кельи. До 1648 г. часть монахинь, проживавших при могилёвском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , была переселена в М. м. ( Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв на Днепре, 1890. С. 55). По-видимому, это произошло в кон. 1646 или в 1-й пол. 1647 г., т. к. еще 6 сент. 1646 г. Мстиславский, Могилёвский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов) , основываясь на грамоте 1636 г. Киевского митр. Петра (Могилы), получил от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV подтвердительную грамоту (привилей). Этот акт разрешал правосл. могилёвским мещанам основать жен. мон-рь при Никольской ц., на свободной территории Гривлянской сотни, и наделял их определенными привилегиями. При этом еп. Сильвестр (Косов) добился того, чтобы позднее, основываясь на привилегиях, данных в 1-м документе, они всегда подтверждались «з стороны только фундованя черниц на мейсцу чернцов привилей тот поновляли и своем лепшом способе и форме потверждали». Имея привилегии, которые «той церкви и монастыра даны», властям мон-ря разрешалась покупка новых городских дворов «на вольное през мещан Гривлянских скуповане». Насельницы должны были подчиняться местному епископу. Шляхтянки, ставшие монахинями, освобождались от повинностей (АСЗР. Т. 2. 48. С. 69-71). Могилёвский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Могилёвский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Первоначально постройки М. м. были деревянными. После пожаров в Могилёве 1661, 1664 и 1666 гг.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Божий храм Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:19–20). Таким образом, человек уподобляется храму, причём как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого — храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3:16–17). Как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священному Писанию, является большим грехом: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) — говорит Христос. В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные элементы и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встречаются, например, у современных авторов. Академик Д. С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души пишет в “Заметках о русском”: «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и “очи” — окна с бровками или без них. Церковь — микрокосм…» 1 . Таким образом, мы видим аналогию: храм — это место особенного присутствия Живого Бога; человек есть вместилище бессмертной души. Трёхчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трёхчастной человеческой природе (дух, душа и тело). В святом Крещении каждому человеку даётся Ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого или священного события. Богослужебная жизнь Церкви даёт нам ещё одно подтверждение этого соотношения: храм — человек. В древности в силу действовавших тогда богослужебных уставов праздновался не престольный праздник, как ныне, то есть не именины храма, а день его рождения, то есть дата освящения 2 . В современном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

Признак мудрости — интересоваться привычным. Что же до веры, то не привыкать к ней, а переживать её как вечно юную есть высшая мудрость. И с интересом открывать то, что казалось знакомым, — начало бессмертия. В Символе веры мы поём о Христе: «И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием». Что за Писания говорят о Воскресении? Где эти Писания, если ученики Христа, слыша об этом, спрашивали друг друга: «Что значит воскреснуть из мёртвых?» Без Духа Божия и без благословения Христа Писания закрыты от человека. По Воскресении Христос явился ученикам, и только тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45). И о евреях говорит удивительный Павел: Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 3, 14–16). Слова Символа о Писании тоже взяты у Павла. Весь Символ составлен из библейских цитат, за исключением слова «единосущный». Итак, слово апостола: Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15, 3–4). Прообразом Жертвы Христовой было жертвоприношение Исаака. Тот нёс дрова на гору и покорно лёг под нож, и Господь Иисус нёс Крест на Голгофу и позволил Себя распять. Григорий Палама говорит даже, что, когда Авраам не усомнился положить сына на жертвенник, он обязал Бога со временем послать в мир Единородного и Возлюбленного Своего. Раз среди людей нашёлся тот, кто послушен Богу до непостижимой степени, так и Богу нужно идти до конца в спасении людей. В сердце Авраама Исаак был заклан. В сердце Исаака тоже произошёл переход в иную реальность. Но спустились они оба живыми с горы, и Исаак шёл как воскресший. Это было на третий день (Быт. 22, 4) пути от дома. Отрокам Авраам сказал: Я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). А ведь нож был в руке у него! По этому поводу апостол Павел говорит: Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11, 17–19). Вот великое и таинственное свидетельство Писания о прообразе Жертвы Христа и о вере Авраама в воскресение.

http://pravoslavie.ru/61436.html

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их 12 июля. ПРАВМИР. В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ. «Блажен еси, Симоне… Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою» (Мф. 16, 16-18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, — говорит апостол Христов, — яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого «Камени» Петр! Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и во всем Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», — и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся» (Ин. 20, 22-23); или: «елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (Мф. 18, 18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается» (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

О церковном учительстве I. Основания из св. Писания для православного учения о церковном учительстве Иисус Христос, с самого начала Своего общественного служения, избрал для проповеди о Нем всем народам апостолов: Мк. 3:14 . И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь . Мк. 16 : 15. И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 . Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Ср. Мф. 28:19 . Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине. Деян. 14:23 . Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Деян. 20 : 28 . Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями. 1Тимф. 4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 15 .О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. 16 .Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. 2 Тим. 4:2 . Проповедуй слово, настой вовремя и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 2 Тим. 2:2 . И что слышал от Меня при многих свидетелях, то передавай верным людям, которые были бы способны и других научить. Верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители. 1 Кор. 12:28 . Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, В третьих учителями. Таким образом, сущность учения православной Церкви по вопросу об учительстве такова: 1) Иисус Христос преподал верующим Божественное учение Свое, необходимое для нашего спасения. 2) Для распространения и утверждения Своего учения Он благоволил избрать особых лиц – апостолов. 3) Апостолы для той же цели поставляли епископов, которым предоставляли право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010