Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОДАТЬ [древнеевр.   или  ; древнегреч. χρις], нетварная Божественная сила (δναμις), в к-рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр.   и   не всегда несут в себе религ. содержание. Так, первое в нек-рых случаях употребляется в эстетическом смысле, напр.,   - «прекрасная серна» (речь идет о красивой женщине) (Прем 5. 19),   - «красивый» (драгоценный) камень» (Прем 17. 8). Словом   библейские авторы характеризуют мудрого человека («Слова из уст мудрого - благодать» - Еккл 10. 12). Когда оно определяет человеческие взаимоотношения или отношение Бога к человеку, то обычно выражает расположение, благоволение, милость, оказываемые друг другу или проявляемые Богом к ветхозаветным праведникам («И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» - 1 Цар 16. 22; «Адер снискал у фараона большую милость...» - 3 Цар 11. 19). В отношении Бога к человеку: «Если я,- говорит Авраам Богу,- обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт 18. 3). «Обрести (или снискать) благоволение» или «милость» (ср.: 2 Цар 15. 25), или «благодать» (Суд 6. 17) - типичные библейские выражения, в каждом из к-рых используется древнеевр. слово  . Основными значениями слова   являются «милость» и «милосердие». С их помощью также описываются отношения между людьми (Быт 20. 13; 3 Цар 20. 31) и отношение Бога к тварному миру и человеку (Пс 32. 5; 35. 6; Исх 15. 13; 34. 7). В Новом Завете древнегреч. χρις, имеет неск. значений. С помощью этого слова описываются расположение и любовь, оказываемые кому-либо («И каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога и находясь в любви (греч. χοντες χριν; слав. «имуще благодать») у всего народа» - Деян 2. 47); богоугождение («то угодно (χρις) Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» - 1 Петр 2. 19); Божественное благоволение (Давид «обрел благодать перед Богом» - Деян 7. 46); выражается благодарность Богу («Благодарение Богу (χρις τ Θε) за неизреченный дар Его!» - 2 Кор 9. 15). Этим словом называется пожертвование, оказываемое кому-либо («Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния (χρις) в Иерусалим»; ср. слав.: «послю отнести благодать вашу во Иерусалим») - 1 Кор 16. 3), и сама христ. жертвенность («изобилуйте и сею добродетелью (χρις)»; ср. слав.: «да и в сей благодати избыточествуете» - 2 Кор 8. 7). Однако в главном значении греч. χρις используется для описания Б. как Божественной силы, даруемой человеку для его спасения. Понятие о Б.

http://pravenc.ru/text/149313.html

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

У Бога в Раю для людей приготовлено такое благо и счастье, которых на земле даже близко не испытать Павел апостол, восхищенный в Рай, даже до третьего Неба, соприкоснулся с тем, что «человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4), то есть с неизреченным. Он и хотел бы поведать, да только не знал, каким образом. Единственное, что в восхищении своем он выразил, это то, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). То есть у Бога в Раю для людей приготовлено такое благо и счастье, которых на земле даже близко не испытать. Впрочем, продолжает апостол: «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2, 10). Значит, кое о чем мы все же можем сказать. Для чего Бог поселил человека в Раю Божественное Откровение говорит нам, что Бог поселил человека в первозданном Раю не для того, чтобы он беспечно лежал под пальмой да срывал плоды с райских деревьев. Нет, в Писании сказано: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Не загорать на солнышке или беззаботно плескаться в лазурных волнах райских рек, а возделывать сад Едемский и хранить его. Таким образом, в первозданном Раю человеку предписывалось быть занятым, заботиться о Рае – возделывать и хранить. Не Рай нуждался в возделывании, ибо Бог всё творит в совершенстве, без недостатка. Рай благоухал от присутствия благодати Божией. Нуждался в этом возделывании человек. Чрезмерный покой приводит к беспечности. Беспечность – к праздности. А «праздность научила многому худому» (Сир. 33, 28). Человек же, хотя и создан чистым, не имел еще опыта духовного становления, в котором неразрывны труд, раскрытие в себе заложенных Богом талантов и стойкость в возникающих искушениях. Собственно, древо познания добра и зла было дано для того, чтобы воспитать в людях верность Богу. Верность выражалась бы в отсечении от созданной Богом земли всякого искушения обольстителя. Воспитание предполагало труд со стороны человека, усилие.

http://pravoslavie.ru/135962.html

Мне кажется, для христианина вообще не стоит вопрос: ковать или не ковать, приобретать или не приобретать материальное богатство. И дело даже не в том, что духовные ценности – это «сокровище, которое воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6,20). Дело в другом: какой ценой достается любое сокровище? И Христос нас предупреждает: «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе» (Лк. 9, 25). И Господь еще более проницательно замечает: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). И стоит ли говорить, как тесно бывает сердцу в сокровищнице, заполненной одними материальными благами! Ну, а приобретать или не приобретать квартиру, строить или не строить дачу, менять или не менять автомобиль, об этом в Священном Писании говорится довольно просто: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Советует же апостол Павел римским рабам, сделавшимся христианами: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7, 20-21). Так что, никто не запрещает христианину «лучшим воспользоваться». Если есть возможность, купи, построй, поменяй. Нет такой возможности – учись по одежке протягивать ножки, но никогда не пытайся построить собственное благополучие за счет благополучия других. Ну, а что касается терпения или смирения, то, кажется, наш уважаемый автор путает его с самоуничижением, которое вовсе не является христианской добродетелью. Терпеливо переживать жизненные трудности — не означает чувствовать себя в чем-то униженным. В христианском богословии достоинство человека – это, прежде всего, достоинство образа Божия в человеческой душе. Причем сам этот образ Божий многие святые отцы, например, Макарий Великий, видели в личной духовной свободе человека. Наверное, в Новом Завете слово «свобода» встречается не реже, чем другое великое слово — «любовь». Возьмем хотя бы послания апостола Павла. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). О каком самоунижении можно говорить после такой заповеди? Христианин просто обязан защищать свое человеческое достоинство, ведь «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). И тот же апостол Павел учит нас, как свое достоинство отстаивать: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).

http://pravoslavie.ru/37893.html

   2) Заблуждаются те христиане и от Бо­га удаляются, которые темные дела творят, то есть грешат. «Что общего у света с тьмою» (2 Кор 6:14)?    3) Хотящим приступить к Богу и общение с Ним иметь должно очистить себя истинным покаянием, и омыть себя Кровью Сына Бо­жия, и в новой жизни ходить, облечься в ору­жие света. «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в ору­жия света. Как днем, будем вести себя благо­чинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иису­са Христа», — апостол увещевает нас (Рим 13:12—14). Послушаем же, возлюбленные, апостола и, отложив дела темные, облечемся в оружие света, дабы с Богом святым общение возыметь здесь и там во веки иметь. Ибо, кто здесь не имеет общения с Ним, тот и там не будет иметь, и так удалившись от света и жиз­ни, которая есть Бог, будет в вечной тьме и смерти. Бог обещал в христианах жить и ду­ши их как бы храмами Себе иметь: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор 6:16). «Имея та­кие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор 7:1).    Спасайся.    При этом упомянем о Свете, Который явился на земле. Свет Отец, Свет Сын, Свет и Дух Святой, Свет вечный и незаходимый. Свет Сын Божий, Свет от Света, Бог истин­ный от Бога истинного, явился на земле и просветил во тьме и тени смертной сидящих.    Об этом Свете написано: «Народ, сидящий во тьме, увидел Свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял Свет» (Мф 4:16). Этот Свет «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). Этот Свет блеснул лучами Свои­ми на горе Фаворе, когда «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Увидев этот Свет, Петр святой так обрадовался, что и с горы святой не хотел сходить, но жить там хотел: «Господи, -» говорит, — «хорошо нам здесь быть», и прочее (Мф 17:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля — матерь наша — есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное».    Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни.    Остается нам, людям, благоговейно покоряться премудрым судьбам Божиим, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века.    (Составлено по книге: «Уроки и примеры Христианской Веры» и др. кн. прот. Григория Дьяченко). О двенадцатом члене Символа Веры 12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.   В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова.    Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его« (1 Кор.2:9).    Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе.    Св. апостол Павел говорит: сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» (1 Кор.15:43).    Сам Господь Иисус Христос сказал: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).    Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого.    Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор.15:41-42).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. Полагаем логичным соотносить неоплатонический и христианский взгляд на Божественный Промысл в рамках отдельной статьи. В современной литературе словосочетание «антропологический поворот» ассоциируется прежде всего с именами Сократа и М. Шелера. На наш взгляд, новозаветное благовестие также представляет собой антропологический поворот, не уступающий по значимости двум другим «поворотам». Словосочетание «катабатический поворот» означает нисхождение и приближение Бога к человеку. Для нашего исследования важно, что в христианском понимании Бог снисходит к человеку для непосредственной встречи, минуя слои космической иерархии. Этот сюжет обыгрывается, например, в текстах праздника Рождества Христова, когда говорится о «преклонении небес». Обратный процесс, также подчеркивающий идеал близости Бога и человека, описан в Послании к Евреям, где Иисус Христос назван «Первосвященником, прошедшим небеса» (Евр. 4:14), и в текстах праздника Вознесения Господня, где «естество Адамово» было возведено Христом «превыше всякого Начала и Власти». Напомним, что для иудейской культуры и культуры греческой вполне естественно представлять себе небо (и в физическом, и в метафизическом смыслах) иерархично. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения (τν λογικν λατρεαν) вашего» (Рим. 12:1); «Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом (ο πνεματι θεο λατρεοντες)» (Фил. 3:3). «Но вы — род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2:9). «Вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2 Кор. 3:3); «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Подобно тому, как Новый Завет отстаивает ценность человека перед лицом ритуально-этического закона, христианские апологеты позднее будут отстаивать ценность индивида перед лицом античных представлений о законе космическом.

http://bogoslov.ru/article/6191689

Не раз и вам, возлюбленные братья, представится искушение стать на путь сытой и привольной жизни. И нужно ли доказывать, что этот путь не содержит в себе христианских начал. Своим последователям христианство заповедует искать прежде всего царствия Божия и правды его (Мф. 6:33). Слово Божие учит, что до ревности Бог любит дух, живущий в нас, и посему любовь к миру и его благам есть вражды против Бога (Иак. 4:4–5). Невозможно служить Богу и маммоне, и никто не может служить двумя господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6:24). Но еще менее путь этот может быть согласован с пастырским служением. Пастырство, служителями коего Господь соделает вас в свое время, есть по преимуществу служение высшее, не земное, идеальное. Пастырское служение есть служение духа (2 Кор. 3:6–7), и посему пастыри более, чем кто-либо, должны по духу поступать (Гал. 5:16) и духом пламенеть (Рим. 12:11). У них меньше, чем у кого бы то ни было, должно быть забот о мирском, о земной славе, о могуществе и богатстве, о том, как бы получше обеспечить свою жизнь, как бы поскорее выдвинуться. Напротив, пастыри вместе с апостолами должны во всем являть себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, иногда даже и в изгнаниях (2 Кор. 6:4–5). Вместо благ земных они должны обогащать себя чистотою, благоразумием, великодушием, нелицемерною любовию, дарами Духа Святаго, должны преуспевать в том, что истинно, честно, справедливо, достохвально и добродетельно (Фил. 4:8). И тогда, хотя бы их почитали неизвестными, на самом деле их вскоре узнают; хотя бы и казались они нищими, но в действительности они многих обогащают, хотя бы и представили их ничего не имеющими, но на деле они обладают всем, что нужно и дорого (2 Кор. 6:9–10): они сообщают людям единственно ценные блага духовные и сокровища нетленные – истину Божию и благодать Святаго Духа. И как ничтожны по сравнению с этими благами все земные сокровища – камни самоцветные, благородные металлы и полные житницы! Истинный пастырь и не заботится об этих тлеющих сокровищах.

http://pravoslavie.ru/124559.html

Может быть, самая лучшая обобщающая характеристика этой новой жизни дана в этих словах: " Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если Один умер, то все умерли... чтобы живущие уже не для себя, жили, но для Умершего за них и Воскресшего " (2 Кор 5. 14). Поэтому сущность и цель этого нового пути так характеризуются ап. Павлом: " Кто во Христе, тот новая тварь. Древнее прошло, теперь все новое " (2 Кор 5. 17). Эта новая жизнь, стихия Духа, в которую мы призваны врасти, построена на едином основании, на едином " Духовном Камне " - πνευματικ πτρα - " Камень же был Христос " (1 Кор 10. 4). Ибо " никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (3. 11). Это состояние основного, существенною (не внешнего и формального только) единства ап. Павел характеризует следующими словами: это есть " единство Духа в союзе мира " . " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде... Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, . . " (Еф 4. 3-6). Из этого можно вывести заключение, что там, где наличествуют эти черты, можно, согласно ап. Павлу, говорить о единстве христиан. Но это далеко не только сумма одинаковых данных, это — повторяю — новая жизнь, новая динамическая действительность, к которой мы призваны, действительность Духа Божия в нас, действительность нашего врастания во Христа, нашей жизни во Христе, действительность благодатного сыновства: " Ибо все, водимые Духом Божиим, суть дети Божий " . Есть в новозаветных писаниях - у Павла и Иоанна — и ряд других не менее сжатых выражений, выявляющих центральную сущность благовестия: " Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь " (1 Ин 5. 12). " Если будешь исповедовать устами твоими, Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься " (Рим 10. 9). И с особой силой все содержание новозаветного благовестия сконцентрировано в этих словах: " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

А что Святая Церковь имеет таковую власть, то об этом мы довольно много говорили ранее. Но и сами вы, неправомыслящие, рассудите: не то же ли делают и врачи, когда предписывают больным обратить внимание на снеди, из коих одни позволительны, а другие вредны. Если мы слушаем тех, которые врачуют тело. то тем более должны повиноваться Христовой Церкви, которая врачует душу. Притом, врачи не имеют власти, права законоположения, а Святая Церковь имеет это преимущество, как об этом было говорено выше. Не покоряться Церкви - значит быть язычником и мытарем. Поистине достойно удивления, что мы повинуемся врачам, лечащих, смертное тело, и, между тем, презираем врачей, заботящихся о бессмертной душе, чем уничижаем заповедь Христа, изрекшего: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16). Если вы хотите знать) с каким намерением Святая Церковь Христова установила посты, то все учители Церкви едины в своем свидетельстве и говорят что цель и намерение установления поста состоит в том, чтобы укротить плотские страсти и покорить их духу. Это и есть то, о чем апостол Павел говорит: Усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9,27). Хотя апостол Павел умерщвлял свое тело, неся труды проповеди слова Божия и попечения об управлении Святой Церквью, но наиболее укрощал его постом. Посему-то он и говорит: Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками (1 Кор. 4, II-12), указывая нам тот путь, которым надлежит идти: Умертвите земные члены ваши (Кол. 3,5). И еще: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Церковь Христова не установила закона или правила, предписывающего, каким должно быть количество постной пищи, потому что таковое определение не может быть в одинаковой мере приемлемым для каждого человека, например, для трудящегося и не трудящегося, крепкого и немощного, путешествующего и пребывающего в доме, старого и молодого. В этой связи она вообще для всех установила единое предписание, чтобы мы соблюдали благоразумие и приличие в различии снедей, из коих одни Церковь позволяет употреблять в пищу, а другие запрещает. Особенно Святая Церковь возбраняет вкушать снеди, утучняющие и услаждающие наше тело, к которым, по общему разумению, и относится мясо скотов и птиц.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010