•  Какой культуры Бог требует от человека? Христос жил в век самого блестящего развития греко-римской культуры, но пользовался ли Он ее плодами и указывал ли Своим последователям на необходимость сближения с нею и работы в пользу дальнейшего ее развития? — Наоборот: 1. Господь Сам родился в яслях, жил в бедности, не имел, где главу преклонить. 2. Господь учил: «Не можете служить Богу и маммоне», «…не заботьтесь… что вам есть и что пить», «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 6, 24, 25, 33; 16, 26). 3. Когда же Его хотели заставить высказаться прямее, дабы вовлечь в мирскую суету и даже обвинить в стремлении ниспровергнуть существующий государственный строй (и установить лучший, для иудеев более приемлемый, чем римский, порядок), то Господь решительно отверг само это предположение. Он отвечал прямо и определенно: «Кто поставил Меня судить или делить вас?», «Царство Мое не от мира сего» (Лк. 12, 14; Ин. 18, 36). 4. Своим последователям Он завещал не рай земной, не «мягкие одежды» (Мф. 11, 8) и «вся благая» вместе с ними (Лк. 16, 25), но крест, скорби, гонения, муки, страдания (Мф. 10, 35–39; Ин. 16, 1–2; 20, 33). 5. А что требует или, по крайней мере, советует Он через Своего апостола? — Отказаться от сладости (даже законной, то есть в браке), до которой так падок мир. Это совет для неженатых. А кто уже имеет семью, тот пусть живет так, как будто бы ее у него нет. Но ведь это же — самые настоящие монашеские требования, и притом обращенные ко всем живущим в миру?! Так пусть же миряне не порицают монахов, убегающих от соблазнов мирских в пустыню: Господь предлагает первым едва ли не большее — жить по-монашески, но посреди мира (1 Кор. 7, 24, 26–27, 29, 40). Таким образом, Бог требует от человека подчинения не нашей индустриальной культуре, а культуре духовной. Отказ от окружающего комфорта и сластей мирских, отказ вплоть до прохождения через Голгофу страданий, поможет человеку достичь истинного прогресса духа. «Будьте святы — (кедошим), αγιοι, — потому что Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

13, где ап. Павел преподает благословение, включающее Бога, Господа Иисуса Христа и Св. Духа. Между Ними не делается различия, и сам характер благословения предполагает для ап. Павла существенную равнозначность перечисляемых им Лиц. Близкая форма приветствия присутствует в Откр 1. 4. 2-я группа свидетельств - новозаветные тексты с триадической формой. В 1 Кор 12. 3-6: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же». В эту категорию может быть включено и 1 Петр 1. 2: «...по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится». Та же форма присутствует и в Еф 1. 3-14. 3-й тип состоит из мест, где три Лица упоминаются совместно, но без ясной триадической структуры. Напр., Гал 4. 4-6: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»»; Мк 1. 9-11 - повествование о Крещении Иисуса, в к-ром совершилось Богоявление - явление Св. Троицы; Рим 8. 1 сл.; 2 Фес 2. 13 сл.; Тит 3. 4-6; Иуд 20 сл. Одновременное присутствие Отца, Сына и Св. Духа в этих местах имеет особый смысл. 4-я группа свидетельств также весьма важна, поскольку в этих свидетельствах Лица Св. Троицы упоминаются в отношениях. Все эти места из Евангелия от Иоанна (14. 26; 15. 26; 16. 15; и, возможно, 14. 6): Сын прославляет Отца, Отец вновь прославит Сына (13. 31; 17. 1); Утешитель посылается Сыном и исходит от Отца (15. 26); Отец дает (14. 16) и посылает Утешителя во имя Сына (14. 26), и возвращающийся к Отцу Сын Сам посылает Утешителя (16. 7). Здесь лишь различные способы выражения одной и той же цели. Утешитель остается у учеников Христа и будет пребывать в них (14. 17), однако Иисус Христос и Отец тоже сотворят у них обитель (14. 23). Эти свидетельства имеют особое значение для тринитарной веры Церкви. К ним следует добавить также те стихи, в к-рых говорится о том, что Иисус Христос или Дух Святой совершают действия, к-рые может совершить лишь Бог, т.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Итак, когда ты видишь, что дело возвещения принадлежит и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, то как же ты пытаешься показать разницу в словах, когда находишь, что только Сына можно назвать Ангелом? Причем найти это понятие в лице Святого Духа никому не легко. Итак, если ты поставишь вопрос об имени, то тебе нечего будет возражать Святому Духу, чтобы утверждать, что Он меньше Сына, так как Священное Писание иногда, называет Сына особым Его титулом, ангелом. Но если ты утверждаешь, что имя ангела должно быть присвоено Сыну не по Его Божеству, а по Его плоти, то не говори, что Божество Сына отлично от Божества Отца, так как ты не говоришь, что имя ангела принадлежит Его Божеству, но плоти. Если же, что более подходит, обратить внимание не на название дела, а на самое дело, то извещение о Троице оказывается обычным. Итак, обратите внимание на ту речь Господа Спасителя, которую Он имел к ученикам, когда обещал им пришествие Утешителя; и прими в нем то, ради чего ты познал Его. Действительно, перед Своим страданием Господь предсказал, что Дух Параклет придет учить учеников в то место, где Он обещал, что Утешитель будет послан Отцом в то же время, что и Сам Сын. Ибо он сказал: Ибо Дух Святой, Утешитель, которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему, что Я скажу вам (Ин. 14:26). Также в той же беседе: Но когда придет Утешитель, которого Я пошлю к вам от Отца, Дух истины, исходящий от Отца, Он засвидетельствует обо Мне (Ин. 15:26); и еще: Мне еще многое нужно сказать тебе, но вы не можете понести этого сами. Но когда придет Сей Дух истины, Он научит вас всей истине (Иоан. 16:12). Здесь причастие Божества показано по самому подобию дела. Ибо Отец учит нас, говоря Господу: У пророков написано: И все будут научены Богом. Приходит ко Мне всякий, слышавший от Отца и наученный (Ис. 14:13). Учит и Сын, о Котором написано, потому что ученики Его приходили к Нему, и Он, отверзши уста Свои, учил их (Мф. 5:1, 2). Учит нас и Дух Святой, как мы учили выше из слов Самого Сына Божия. Вот почему даже блаженный Павел все дело своей проповеди приписывает учению Святаго Духа, говоря: Ибо кто знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? И Божиего никто не знал, кроме Духа Божия. Но мы приняли не дух мира сего, но Дух, который от Бога, чтобы познать то, что дано нам от Бога. И сие говорим не учеными словами человеческой мудрости, но учением Духа (1 Кор. 2, 11, 12, 13).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Одна только православная Церковь сохранила догмат о личных свойствах Божьих, как и все другие, во всей его первобытной чистоте и целости, и учит: «В одном Божестве три Лица, Отец, Сын и Дух Святой: Отец, который прежде веков рождает Сына из своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну» (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 9). «Итак, Отец, Сын и Дух Святой, нерожденное, рожденное и исходящее — различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе» (там же отв. на вопр. 12). И в другом месте: «различие между Лицами Святой Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца» (Простр. Катих. о чл. 1). § 39. Личное свойство Бога Отца Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относятся: а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцом по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Матф. 11:27); дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Иоан. 5:23); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7); из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109:3); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Святому Духу: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоан. 15:26); мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И заметь, как он выражается: " да даст ему Господь " . Что? Не что иное, как милость. Как сам (апостол) получил милость от Онисифора, так и ему желает получить то же самое от Бога. Если же Онисифор, подвергав­ший себя опасностям, спасается за дела милосердия, то тем более мы. Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов: " отойдите от Меня " , – не знаю вас, – " делающие беззаконие " ( M ф.7:23), – чтобы не услышать опять ужасных слов: " идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его " ( M ф.25:41), – чтобы не услышать: " между нами и вами утверждена великая пропасть " (Лк.16:26), – чтобы с трепетом не услышать: " возьмите его и бросьте во тьму внешнюю " ( M ф.22:13), – что­бы с великим страхом не услышать: " лукавый раб и ленивый " (Мф.25:26). Страшно, весьма страшно и ужасно это суди­лище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор.1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез.33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицом его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи, ангелы будут носиться вокруг, и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному. Но смотри, как (апостол) не просто упоминает об Онисифоре, но говорит: " многократно покоил меня " . Он, говорит, успокоивал и укреплял меня в страданиях, как бы ратоборца, изнемогающего от зноя. " А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь " , не только в Ефесе, говорит, но и здесь. Таким и должен быть христианин рев­ностный и бодрствующий, – должен делать добро не однажды, не дважды или трижды, но во всю жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Об упомянутой выше женщине, той, которая боится причащаться, поскольку находится в конфликте со свекровью, можно сказать, что ее состояние — верно, правильно. Мы должны бояться причаститься недостойно: апостол Павел писал во втором послании христианам Коринфа да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (2 Кор. 11, 28–29). Святые Таины не зря называют не только святыми, но и страшными. Однако если христианка, о которой идет речь, сама сделала все, что в ее силах, для восстановления мира со свекровью, и причина раздора только в последней — тогда препятствий для Причащения Христовых Таин нет и не должно быть. А что касается второй женщины, не поделившей наследство с родной сестрой, можно сказать, что не сестра, а она находится в беде: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). Перед Причащением действительно нужно вспомнить все конфликты, стычки, случившиеся за «отчетный период». Прощеное воскресенье — лишь раз в году, но в некоторых монастырях чин прощения совершается каждый вечер. Ничто не мешает нам устроить себе маленькую «прощеную субботу» перед Причащением Святых Христовых Таин, а еще лучше — сразу после конфликта, в тот же день: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Ничто нам не мешает, кроме нашего собственного самолюбия, оно-то и встает преградой в нашем сердце. Чувство обиды, подчас неотступное, преследующее годами, говорит о том, что человек не справился с гордыней, и гордыня не дает ему посмотреть на произошедшее иначе. Ведь на самом деле абсолютное большинство наших конфликтов происходит по обоюдной вине. А если нас преследует обида, если дня не проходит, чтобы мы об этой обиде не вспомнили,— тогда мы впадаем в самооправдание, возвышая себя над тем человеком, и усугубляем этим самооправданием и самовозвышением свой грех. Перед исповедью, перед Причащением нужно обязательно посмотреть на свои обиды с другой стороны: а может быть, я сам неправ? Когда у человека появляется хотя бы сомнение в своей правоте, это уже шаг к исправлению.

http://pravoslavie.ru/58591.html

3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2 см. еще: Ис. 62:5; Ос 2:19-20; Еф. 5:32; Откр. 19:7; Пс. 44:11-12). «Обручители» ее – пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: Обручил вас, и прочее, – так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после брака уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо говорит, обращаясь ко всем – и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие небесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт. гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь – и пророков, свыше вещающих сие: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:11-12); смотри, и апостол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23). 4) Называется Церковь Матерью верных. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, – утешает ее Сам Бог через пророка (Ис. 54:1). Она чад своих рождает не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Воспитывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал. 4:26-27). 5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник (Ин. 10:1 и следующее). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворяются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном – там поселил меня, у тихой воды воспитал меня (Пс. 22:1-2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако " ...врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто " ...не приняли любви истины для своего спасения " (2 Фее. 2, 10). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24, 22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: " И дано ему вести войну со святыми и победить их... " (Откр. 13, 7). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7, 25) — три с половиной года. Апок. называет 42 месяца (Откр. 11, 2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12, 6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: " ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего " (2 Фее. 2, 8). В Апок. сказано: " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою " (Откр. 19, 20-21). 2.2.6. Второе пришествие Христово

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божьего: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Ин. 12:28); «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17:6); «Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое» (Ин. 17:11:12). Искупление людям придет только лишь через имя Божие. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21); «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12); «но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (I Кор. 6:11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28:19; Иак. 5:14). Только имя Божие прощает долги и только оно одно достойно поклонения (Флп. 2:10–11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога (Кол. 3:17; Деян. 3:6; 4:29–30 и т. д.). Деяния Апостолов вообще – книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4:16–18, 29–30; 5:28, 40:41; 8:12–16; 9:13–16; 9:21, 27, 28; 10:43, 48; 14:10; 15:17, 25–26; 16:18; 19:5, 13–17; 21:13; 22:16; 26:9). Само греческое выражение «именем» (eis onoma или en onomati) доказывает, что имя является определенным местопребыванием Божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего. b) Это мистическое обоснование имяславия остается в Церкви непоколебленным в течение столетий. Представителями этого учения были составлены тысячи трактатов, начиная с апостола Ермы («имя Сына Божьего велико и невыразимо и неизмеримо, Оно содержит в себе целый мир»), а затем – Юстином Мучеником, Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Григорием Нисским , Кириллом Александрийским , Исихием Иерусалимским , Феодором Студитом , Максимом Исповедником , Григорием Синаитом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 Этой молитвой заповедал Своим ученикам и всем христианам молиться Сам Господь Иисус Христос (см. Мф. 6, 9–13; Лк. 11, 2–4). 2 Да святится имя Твое – да прославится. Комментарий св. Иоанна Златоуста: «говоря да святится имя Твое, мы не приносим Богу якобы не существующую у Него святость, но существующую прославляем». 3 Насущный – букв. с греч. – необходимый для существования. Свв. отцы помимо обычного хлеба понимали под насущным хлебом Святые Дары, подаваемые причащающимся. 4 Не введи нас во искушение – не допусти нам впасть в соблазн. ср. Иак. 1, 13–14: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 2 Пет. 2, 9: Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения; 1 Кор. 10, 13: Верен Бог, к оторый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести; Мф. 26, 41: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 5 От лукаваго – от диавола и, вообще, от всякого зла. Тропари€ Тро€ ичные1 Воста€вше от сна, припа€даем Ти 2 , Бла€же, и а€нгельскую песнь вопие€м 3 Ти, Си€льне: Свят, Свят, Свят еси€, Бо€же, Богоро€дицею 4 поми€луй нас. 1 Тропари Троичные – тропари, обращенные ко Пресвятой Троице. 2 Припадаем Ти – припадаем к Тебе (букв. к Твоим стопам). 3 Ангельскую песнь вопием – воспеваем песнь, которой Ангелы славят Бога. Пророк Исаия повествует о Серафимах, стоящих вокруг Престола Господня и взывающих друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2–3). ( Господь Саваоф – Господь Небесных (Ангельских) сил, воинств.) 4 Богородицею – по молитвам Богородицы. Сла€ва: От одра€ и сна воздви€гл мя еси€ 1 , Го€споди, ум мой просвети€ и се€рдце, и устне€ мои€ отве€рзи, во е€же пе€ти Тя 2 , Свята€я Тро€ице: Свят, Свят, Свят еси€, Бо€же, Богоро€дицею поми€луй нас. 1 Воздвигл мя еси – поднял меня. 2 Во еже пети Тя – чтобы воспевать Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010