Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Глава седьмая Ин.7:1 . И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху его Иудее убити. Выше по поводу 5мы видели, что св. Иоанн Златоуст 731 полагал, что праздник, поименованный в приведенном месте, был Пятидесятница (после первой Пасхи Ин. 2:13 ). О второй Пасхе упомянуто в гл. 6:4, причем Господь был в Галилее и по-видимому в этот год на Пасху в Иерусалим не ходил. По всей вероятности со дня Пятидесятницы Ин. 5после первой Пасхи вплоть до праздника Кущей второго года Господь не был в Иерусалиме «яко искаху Иудее убити Его», о чем упоминается в Ин. 5по поводу исцеления расслабленного в купели Вифезда. Все это время Господь провел по-видимому в Галилее и это именно время описано в подробности у Евангелиста Матфея в главах 12–18 (и парал.). Мы указываем на эти главы потому, что в 11 главе Матфея указано, что Иоанн Креститель был уже в темнице (ср. Ин. 3Иоанн еще на свободе) и в 19 гл. Матфея сказано: «И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския обонпол Иордана» 732 . По поводу слова хождаше ( περιπτει) Иисус по Галилеи, мы обратим внимание читателя на то, что это хождение, или лучше сказать «перехождение» знаменовало и заключало в себе все дела любви и милосердия, творимые Господом и все благодатные поучения, разносимые Им по многим местностям, согласно слову Его: «се изгоняю бесов и совершаю исцеления, сегодня и завтра и в третий (день) кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает чтобы пророк погиб вне Иерусалима» 733 . Посему, когда мы видим, что Господь входит в Иудею, то надо помнить, что хождение по Иудее совершенно подобно хождению Господа по Галилее, т. е. сопровождается и благодатными словесами, и исцелениями, и изгнаниями бесов, и если не все чудеса и словеса Господа записаны, то только потому, как говорит Иоанн 734 , что «и самому миру не вместить бы написанных книг». Ин.7:2 . Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени. По-гречески этот праздник назывался σκηνοπηγα ( σκην куща, γνομι посадить, воткнуть). Он означает создание шалашей из древесных ветвей, которые втыкались в землю для образования временного помещения на время семидневного осеннего праздненства, начинавшегося в октябрьское полнолуние, как о том подробно сказано в Левите 23:39–43. Это было воспоминание о странствовании в пустыне. Праздник был один из самых торжественных и притом обязательно соединенный с веселием: «веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней», говорил закон Лев. 23:40 . Ср. Втор. 16:13–15 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». ( Ин.14:6 ); «потому что через Него, и те, и другие, имеем доступ к Отцу» ( Еф.2:18 ); «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам». ( Ин.10:7 ); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». ( Ин.10:9 ). Конечно для спасения есть и другие условия, как вера, покаяние, евхаристия и богоугодная жизнь. Но к Богу кроме как через Иисуса нет пути: «Я есмь путь» ( Ин.14:6 ). «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин.5:40 ); «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» ( Мф.7:23 ); «...Господи! Господи! отвори нам... истинно говорю вам: не знаю вас». ( Мф.25:11,12 ); «Истинно, истинно говорю вам: кто не через дверь входит во двор овчий, а влезает иным путем, – тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 , ПЕК). Кто не общается с Господом, того Господь, по сути, и «не знает». Кто ищет спасения вне Иисуса, тот не сможет найти Бога. Такие люди пытаются незаконно взять спасение, тогда как оно дается только через Христа. Свидетели Иеговы уводят от Христа людей, которого считают лишь за ангела, недостойного Божьей сущности, а значит и полноценного внимания. Создается лишь иллюзия того, что члены организации вступили в полноценные взаимоотношения с Богом. С помощью Библии мы видим, что Христу можно молиться, а значит, настоящие христиане и должны молиться Ему, призывать Его в нашу жизнь. Здесь видна вся ужасность и бессмысленность положения тех, кто ежедневно навязываются простым людям как «единственные истинные христиане». Более того, Свидетели Иеговы против молитвы к Иисусу, для них это равнозначно признанием Его Богом, чего они упорно не хотят. Какой же выбор вы сделаете: превознести Христа, или принизить? Принять, обратиться или отвергнуть? Насколько велик был выкуп? Свидетели Иеговы учат, чтобы выкупить людей из грешного состояния из-за грехопадения Адама, Иисус Христос обязан был заплатить Богу соответствующую «цену» – свою безгрешную человеческую жизнь. Но Свидетели Иеговы считают, что для этого искупления людей от греха, нужен был полный эквивалент Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

6 Прежде всех век – прежде всего творения, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец. 7 Света от Света – (ср. 1Ин.1:5 ): Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 8 Рожденна, несотворенна – (ср. Евр.5:5 ): Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ; а также ( 1Ин.5:1 ): Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего (т.е. Бога Отца, Первое Лицо Пресвятой Троицы), любит и Рожденного (т.е. Иисуса Христа, Бога Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы) от Него . 9 Единосущна Отцу – одной природы (сущности с Отцом). Ср. ( Ин.10:30 ): Я и Отец – одно ; ( Ин.14:11 ): Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне . 10 Имже вся быша – Им (т.е. Словом Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы) сотворено все; (ср. Ин.1:3 ): Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. 11 Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности. 12 Сшедшего с небес – (см. Ин.3:13 ): Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ; ( Ин.6:38 ): Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 13 Воплотившагося – см. ( Ин.1:14 ): И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины. 14 От Духа Свята и Марии Девы – см. ( Лк.1:30-31, 35 ): И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 15 Вочеловечшася – т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом. См. ( Флп.2:6-7 ): Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. 16 Распятого же за ны – распятого за нас. 17 Страдавша – страдавшего на кресте как Человек. Божественная природа Его оставалась при этом непричастной к страданиям, бесстрастной.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utr...

Между тем Новый Завет последовательно разрушает представление о том, что принадлежность к семени Авраамову по крови достаточна для спасения. Иоанн Креститель говорил приходившим к нему: …Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Мф.3:9 ; Лк.3:8 ). В этих словах уже заложено новое понимание потомства Авраама – как его «семени» не по крови, а по духу. Иисус доводит это представление до логического завершения: те, кто не поступают, как Авраам, не имеют права называться его сынами. Параллельно с темой Авраама несколько других важнейших богословских тем затрагивается Иисусом по ходу полемики с иудеями. Первая из них – тема свободы. Иисус определяет свободу не как политическое, а как духовное понятие: Он говорит не о свободе целого народа от иноземного владычества, не о свободе как социальном статусе отдельного гражданина, а о той внутренней свободе, которая произрастает из отказа от греховной жизни. Дверью к этой свободе является познание истины, то есть познание Его как воплощенного Слова Божия. Данная тема будет всесторонне осмыслена апостолом Павлом, который опишет рабство греху как врожденное свойство плоти, а освобождение от него – как жизнь по духу во Христе Иисусе: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих… Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.7:19–23; 8:1–2 ). Вторая тема – противопоставление истины и лжи. Олицетворением истины, ее носителем на земле является Сын Божий: Он – Свет истинный ( Ин.1:9 ); податель благодати и истины ( Ин.1:14, 17 ); Его свидетельство истинно ( Ин.5:31; 8:14 ); Он истинен, и нет неправды в Нем ( Ин.7:18 ); Он возвещает людям истину, которую слышал от Бога ( Ин.8:40 ); Он Сам есть путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тем не менее в некоторых случаях в четвертом Евангелии термин «иудеи» употребляется расширительно, указывая: а) на иудеев по вере, в отличие от самарян; б) на иудеев по этническому происхождению, в отличие от галилеян; или в) на иудеев, проживающих на родине, в отличие от живущих в рассеянии. Например, в словах спасение от Иудеев ( Ин.4:22 ) из беседы с самарянкой термин, очевидно, указывает на тех, кто придерживается иудейской веры в противовес ее самарянскому варианту. В другом эпизоде иудеи противопоставляются жителям Галилеи: После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его ( Ин.7:1 ). В третьем эпизоде иудеи противопоставляются Еллинам ( Ин.7:35 ). Когда термин «иудеи» употребляется расширительно, речь идет о весьма неоднородной группе лиц. Между ними были не только враждебно настроенные по отношению к Иисусу, но и те, кто симпатизировал Ему: Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? ( Ин.10:20–21 ). Были и те, о которых евангелист пишет:… Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса ( Ин.12:11 ). К уверовавшим в Него иудеям Иисус обращался отдельно ( Ин.8:31 ). Споры Иисуса с иудеями, которыми наполнены страницы Евангелия от Иоанна, в современной научной литературе нередко описываются как «семейные ссоры» 129 или «братске диспуты об общем наследии» 130 . Действительно, Иисус критиковал иудаизм не извне, а изнутри 131 . И Он, и Его оппоненты принадлежали к одной этнической семье, к одному «дому Израилеву». И Он, и они исповедовали строгий монотеизм. И Он, и они по-своему любили храм Иерусалимский. С чисто формальной точки зрения Иисус и Его оппоненты не были настолько далеки друг от друга, как, например, верующие от атеистов или представители монотеистических религий от язычников. Тем не менее, нельзя не увидеть натяжку в попытках некоторых современных ученых сблизить Иисуса с фарисеями, сгладить различия между ними за счет противопоставления их саддукеям или зилотам (борцам за политическую независимость Израиля от римской оккупации). Такие попытки предпринимаются, как правило, с целью освобождения Иисуса и раннего христианства, как оно отражено в Евангелиях, от обвинений в антисемитизме. В «оправдание» Иисуса и евангелистов, особенно Иоанна, приводятся следующие аргументы: 1) жесткие обличения в адрес израильского народа задолго до Иисуса исходили от ветхозаветных пророков; 2) Иисус и евангелисты критикуют иудей скую традицию изнутри этой традиции; 3) считать, что Иисус является исполнением ветхозаветных пророчеств, вовсе не то же самое, что выражать ненависть к еврейскому народу; 4) упоминания об «иудеях» в негативном ключе никогда не относятся к еврейскому народу в целом, а только к отдельным его представителям 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вместо того, чтобы словом одним исцелить слепого, как совершал Свои чудеса Христос в других случаях (ср. Ин 2:7, 4:50, 5:8, 6:10), Христос делает « брение из плюновения», помазывает очи слепому этим брением и посылает его умыться в Силоамской купальне. Сам евангелист, очевидно, придает большое значение этим деталям. Что означало первое действие? Широко открытые глаза слепого давали вид, что он как будто видит. Но Христос замазывает ему глаза грязью — пусть не кажется человек зрячим, если на самом деле он ничего не видит! Так и у человека, от природы не имеющего познания истины и даже неспособного познать ее, но который тем не менее воображает, будто такое познание у него имеется, у такого рукой Христа будет отнят этот фальшивый призрак зрения, чтобы он мог получить потом настоящее познание. K этому отрицательному действию присоединялось еще положительное, которое было обозначено повелением Христа слепому умыться в Силоамской купальне. Сам евангелист разъясняет нам смысл этого повеления. Название источника, куда Христос послал слепца, значит, по толкованию Иоанна, «посланный» (Силоам, точнее по-еврейски — Шилоах). Иоанн, очевидно, усматривает в Силоамском источнике символ посланного Богом для просвещения людей Мессии. Ин 9:8. И, Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Ин 9:9. И, Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Ин 9:10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Ин 9:11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Ин 9:12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Слепой без замедления исполняет указание Христа. K этому его побуждало естественное желание воспользоваться любым средством для излечения своей болезни, а с другой стороны, до него могли дойти слухи о Христе как о чудесном целителе (Ин 5:5–9, 7:21). Таким образом, начатки веры в нем уже были.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Превращение воды в вино . Именно это Христово чудо евангелист Иоанн приводит как первое. Свершилось оно на браке в Кане Галилейской. Влияние этого чуда на всех Христовых учеников была весьма немалым, что видно из последнего стиха: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его ( Ин.2:11 ). Если некнижные Христовы последователи дотоле как–то и колебались и сомневались в вере в Иисуса как Сына Божия и Мессию, [то сие] поразительное чудо, свершившееся на их глазах в Кане, полностью утвердило их в вере. Творец всякого создания явил здесь Себя и Претворителем, обратив одну сущность в другую. Здесь следует отметить, что, собственно, претворение было как первым, так и последним чудом Иисуса. В Кане претворил Он воду в вино, а на Тайной вечери – вино в Свою Кровь. Лицезрение на далеком расстоянии. Тот же евангелист, называющий превращение воды в вино в Кане первым чудом Иисуса, по сути дела описывает и еще одно – предваряющее – чудо. Это способность наблюдать за событиями в отдаленных местах, обнаружившаяся в связи с Нафанаилом. Когда апостол Филипп привел Нафанаила к Иисусу, Господь сказал ему: Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин.1:48 ). Это чудо свидетельствует о том, что для Христовых очей пространство не является препятствием. У Него было четыре вида проницательности: внутренняя (ведал Он людские помыслы), пространственная (зрение событий в дальних пределах), временная (предвидение событий, которые произойдут в отдаленные сроки) и вечная (созерцал Он небесные вечные истины, не подвластные времени и пространству). Изумленный и сильно устрашенный проницательностью Иисуса, Нафанаил воскликнул: Раввй! Ты – Сын Божий! Ты – Царь Израилев. А Иисус на это ответил ему: Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницеею; увидишь больше сего ( Ин.1:49,50 ). Исцеление на расстоянии. Как второе чудо Иисуса в Галилее святой Иоанн приводит исцеление сына капернаумского царедворца ( Ин.4:46–54 ). Иисус сказал ему, еще не входя к нему в дом: Пойди, сын твой здоров ( Ин.4:50 ). И чудо свершилось и так сильно подействовало на царедворца, что уверовал сам и весь дом его ( Ин.4:53 ). Кроме того, было похожее чудо исцеления слуги капернаумского сотника. Этот сотник, будучи язычником, считал себя недостойным принять Господа Иисуса в своем доме. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой… – просил он передать Иисусу, – но скажи слово, и выздровеет слуга мой ( Лк.7:6,7 ). Иисус, удивленный столь крепкой верой язычника, попрекнул ею маловерных иудейских старейшин, а самому сотнику сказал: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час ( Мф.8:13 ). Все эти исцеления Иисус совершил на расстоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Страдания способны некоторых соблазнять, так что кто-то может подумать: Христос слаб, немощен, беспощаден; нас мучают, убивают, а что же Он ( Ин.16:1–2 )? Потому всезаботливый Спаситель и говорит Своим ученикам на Тайной Вечере: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Дух Святой – весь Христов по Божеству, не потому что Он от Него будто бы исходит (ибо Дух Святой по Божеству исходит только от Отца), а потому что Он Ему единосущен. Христос – Истина, а Дух Святой – это Дух Истины; когда придет Он – то наставит вас на всякую истину обо Мне, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин.16:13, 14 ). Троичное Божество полнее всего сказует нам Свою тайну через воплощенного Бога Слова, через Богочеловеческое Тело Церкви ( 1Тим.3:15–16 ; Еф.4:21 ; Мф.11:27 ). Поэтому и явление, и действие, и обитание Духа Святого в Церкви присно совершается в категории Богочеловеческого: присно Богочеловеком, благодаря Богочеловеку, в Богочеловеке. Радость, единственная истинная и единственная вечная радость для человеческого существа на земле и на небе – это и есть Господь Иисус Христос, Бог Слово, Который соделался человеком, стал Церковью и в ней вверил нам Вечную Истину, Вечную Правду, Вечную Любовь, Вечное Благо, Вечную Радость – и через всё это даровал нам единение с Собой, обогочеловечение, одуховление, отроичение, обожение, оцерковление, спасение ( Ин.15:11, 16:22, 17:13 ). Владыка Христос стал Церковью , чтобы всему воцерковившемуся даровать вечную жизнь Духом Святым, а через Него – всей Святой Троицей. Ибо вечная жизнь – это и есть познание Святой Троицы, обладание Святой Троицей, жительство во Святой Троице ( Ин.17:1–7 ). Церковью=Богочеловеком всё Божие стало человеческим и всё человеческое – Божиим. Это благовестие раскрывает нам Господь Иисус в Своих словах к Небесному Отцу: Все Мое Твое, и Твое Мое ( Ин.17:10 ). Так всё человеческое освящается в Богочеловеческом Теле Божией Церкви, становится святым, «приемля Духа Святаго», Который – весь в Церкви благодаря Богочеловеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Каким же образом Христос прославился и каким образом Он как Богочеловек живет среди нас? Образ Его жизни среди нас и откровение Его славы свидетельствует нам Евангелие от Иоанна: И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Из этого свидетельства видно, что Бог открывается нам не как некий абстрактный путь или образ жизни, но как в нас присутствующая и действующая богочеловеческая реальность, как полнота благодати и истины, как видимый и конкретный путь. Он как Путь – путь праведности и мира (ср. Мф.21:32 ; Лк.1:79 ), узкий путь ( Мф.7:14 ); путь, которым надлежит идти – путь жизни (ср. Ин.14:4 ), прямой путь, путь истины ( 2Пет.2:2,15 ). Его Бог Отец прославил и еще прославит (ср. Ин.12:28 ). Он открывается и даруется как жизнь, и эта жизнь становится свет человекам, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:5 ). Ему дана заповедь для нас, и Им подарена нам заповедь жизни вечной (см. Ин.12:50 ). И пока Он живет среди нас и в нас, и мы будем жить (ср. Ин.14:19 ) – а Он среди нас и с нами – вечно, Он видим для нас – видим как Церковь . И так же, как и Он – Путь, так уже в Деяниях Апостольских и Его Церковь , и Его учение называются путем, последователи которого, так же как и Он, будут гонимы ( Деян.22:4 ), путь, в котором укрепляются (см. Деян.9:22 ), который будет в поношении ( 2Пет.2:2 ), который приготовляется (см. Лк.1:76 ), путь святых (см. Евр.9:8 ), путь новый и живой, Который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, то есть Церковь (см. Евр.10:20 ). Следовательно, как и Он Путь, так и Церковь Его, Его Тело – тот же Путь, потому что по сути она тождественна Ему, так же как Его образ жизни и богочеловеческого делания – ее образу жизни и делания. Церковь как богочеловеческий союз и Путь – путь святых, который только тогда открылся во всей полноте, когда открылся и явился Дух Святой (см. Евр.9:8 ), Который приводит ко всякой истине, то есть открывает тайну истинного Пути, ведущего в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010