Прокимен дне. Иногда особый прокимен великий. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии.Ектения: Рцем вси. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. ВонмемЧтение паремии.Ектения: Рцем вси. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Сподоби, Господи Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего.Стихиры литии, храма и святому, выход из храма в притвор. Спаси, Боже, люди Твоя.Возглас: Услыши ны, Боже.Мир всем.И духови твоему.Главы наша Господеви приклоним.Иерей: «Владыко многомилостиве». Стихиры на стиховне на воскресение из Октоиха, на седмичные дни из Минеи.Слава и ныне.И ныне: Богородичен или стихира предпраздненства или попраздненства. Стихиры на стиховне Октоиха. Слава: Минеи.И ныне: Богородичен или стихира предпраздненства или попраздненства. Стихиры на стиховне. Слава и ныне.Стихира Триоди. Стихиры на стиховне воскресные из Октоиха, в седмичные дни из Минеи. Слава: Минеи.И ныне: Богородичен, если полиелей или бдение святому, то Богородичен воскресен по гласу Славы, или стихира праздника. Стихиры на стиховне воскресные из Октоиха, в седмичные дни из Минеи и вход в храм. Слава и ныне.Богородичен или стихира. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого храма, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира храма; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь храма; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря храма. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4 и храма на 6; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии храма – 3. Стихиры на литии: стихиры храма; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира храма; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь храма (единожды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря храма. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря храма), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу «В неделю на утрени на Бог Господь»). Величание и избранный псалом святого храма. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален храма по 1-й кафисме, седален храма по 2-й кафисме, «Слава»: седален храма по полиелеи, «И ныне»: Богородичен седальна храма по полиелеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихира на литии, гл. 1. Умных сил Архистратизи, предстояще непрестанно Владычню престолу, молитеся ко Господу, мир миру даровати, и душам нашим велию милость. Стихира на стиховне, гл. 8. Яко чиноначальник и поборник, и ангелов началовождь Архистратиже, всякия нужды и скорби, недугов и лютых грехов свободу верно воспевающия, и молящия тя славно, яве яко невеществен Невещественнаго зря, и неприступным светом Владычния славы осияем: Той бо чсловеколюбно плоть нас ради от Девы прият, спасти восхотев человечество. Тропарь, гл. 4. Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашей славы, сохраняюще ны припадающия прилежно, и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Величание. Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа. Кондак, гл. 2. Архистратиги Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы, и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных Архистратизи. Стихира на хвалитех, гл. 5. Идеже осеняет благо дать твоя Архангеле, оттуду диаволя прогонится сила: не терпит бо света твоего видети спадый денница. Тем молим тя, огненосныя его стрелы, яже нань движимыя, угаси ходатайством твоим, избавляя нас от соблазнов его, достохвальный Михаиле Архистратиже. Святителю Христову Николаю Чудотворцу Стихира на Господи воззвах, гл. 2. В Мирех пожив чувственно, миро воистину явился еси, миром помазався умным, Свято Николае, Святителю Христов: и благоухаеши лица, верою и любовию твою всеславную память совершающих присно, разрешая бед и напастей и скорбей сих, отче, к Богу твоими молитвами. Слава, гл. 6. Святителей удобрение, и отцов славу, источника чудес и верных заступника великаго, сошедшеся, о празднолюбцы! песненными похвалами воспоим, глаголюще: радуйся миряном хранителю, и первоседателю честный, и столпе неподвижимый, радуйся светильниче всесветлый, иже мирския концы просвещая чудесы. Радуйся скорбящих Божественная радосте, и обидимых теплый предстателю. И ныне всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу, о верою и любовию чтущих приснорадостную и всепразднственную память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…». Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения . На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды). Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея . Окончание великой вечерни на бдении по обычаю . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Минеи. Полиелей . По Типикону, величание только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-14/

ЗРИ: Аще случится Обрезание Господне в святаго Василия Великаго в неделю. Творим бдение. На малой вечерни стихиры воскресны по обычаю. На стиховне стихира воскресна гласа едина. Таже стиховныя стихиры Василия, великия вечерни, глас 1, самогласны, с припевы их. Слава, глас 6: Излияся благодать: И ныне: Не устыдеся Всеблагий Бог: По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. И отпуст. На велицей вечерни: На Господи, воззвах: поем стихиры воскресны 3, и праздника 3, и святаго, на 4. Слава, святаго: Премудрости рачитель. И ныне , Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен. И чтения 3. На литии стихира храма. И святаго Василия, Слава, святаго. И ныне, праздника. На стиховне стихиры Октоиха. Слава, святаго. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь святаго дважды и Богородице Дево: единожды. И чтение в посланиих Апостольских. На утрени: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго. И ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом, Недели пред Богоявлением. По полиелеи тропари: Ангельский собор: и ипакои гласа, и седальны святаго вси, по единожды. Слава, седален по полиелеи. И ныне, праздника. И чтение в Богослове, слово надгробное о Великом Василии. Степенна и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: и псалом 50. Стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и святаго на 6. Катавасия: Глубины открыл есть дно: и Шествует морскую: кийждо лик свой ирмос. По 3-й песни кондак праздника и седален святаго, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак святаго и икос. И чтем Пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Припевы же праздника и святаго не поем. Светилен воскресен. Слава, святаго. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святаго подобны 4, со обычными припевы его. Слава, стихира Евангельская. И ныне: Преблагословенна еси. Славословие великое, тропарь воскресен. Ектении и отпуст. И оглашение Студитово. Дается же и елей, по обычаю, от кандила святаго, и исхождение в притвор, и час 1-й. И конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак праздника. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго и праздника, пременяюще, глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этому-то уставу в данном случае и можно следовать. Кроме того, песнопение на Славу можно заимствовать и из хвалитных стихир. Основание для этого заключается в Общей Минее где о святом, имущем бдение, аще получится в неделю, сказано: «На литии стихира храма и святого стихиры и Слава хвалитные, И ныне, богородичен воскресен» (см. в конце книги). Есть и еще способ избежать повторения, который можно практиковать тогда, когда стихиры на стиховне положены на другой со Славой глас, как, впрочем, большею частью и бывает. Как это сделать, объясним примером, для которого возьмем 28 сентября. Здесь в вечерних стихирах на стиховне помещено четыре песнопения: первые три 1 гласа, последнее с надписью: Слава, 8 гл., после чего указан воскресный богородичен 8 гласа: Безневестная Дево. Если на литии пропеть только первыя два песнопения, имеющия 1 глас, а пред третьим петь Слава, после же нее И ныне и воскресный богородичен 1 гласа: Се исполнися Исаино; то в таком случае и Слава, и И ныне двух стихир (литийных и стиховенных) будут различные. А что так можно сделать, т. е. петь Славу пред таким песнопением, пред которым в Минее нет надписи: Слава, то это видно из того, что, напр., литийная стихира недели пред Рождеством Христовым: Лучами облиставшеся..., не имеющая пред собою надписи: Слава, и поемая без Славы (см. Типик., 18 декаб., мр. гл., л. 124; 20 дек., мр. гл., л. 125 на об.; 21 дек., мр. гл., л. 128), иногда, и именно в день памяти пр. Даниила, поется на Славу (см. 17 дек. мр. гл., л. 123). Примеч. Назначаются стихиры стиховные, а не литийные, потому что те святые, которым назначена служба с одним Славословием, литийных стихир не имеют. В выборе же песнопений на Славу надобно, конечно, руководствоваться соображениями, высказанными параллельно сему. На И ныне надобно петь воскресный богородичен от стиховных до гласу Славы (см., напр., 17 декаб., мр. гл., л. 123). б) Если святой есть просто поемый на 6, то на этот случай Типикон дает такой устав: Стихира храма. Слава святого, если есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

§1. Действия пономарей при совершении всенощного бдения Последование службы Действия пономарей «Слава Святей…», 103-й псалом, каждение храма. Разжечь и подать кадило по требованию. Включить паникадило. После каждения забрать кадило у диакона. Мирная ектения, кафисма («Блажен муж…»). Малая ектения. После возгласа малой ектении «Яко Твоя держава…» подать кадило диакону. «Господи, воззвах…» , стихиры, каждение храма, «Слава»: стихира. После каждения алтаря зажигаются выносные свечи. «И ныне»: догматик или стихира. Вход: пономари несут свечи перед диаконом и священником, выходят северной дверью и становятся со свечами у царских врат (один у иконы Спасителя, другой – Божией Матери). «Премудрость, прости», «Свете тихий…». После входа духовенства в алтарь пономари ставят свечи посреди царских врат, сами становятся рядом лицом к алтарю и так стоят до конца песнопения. «Вонмем», «Мир всем». После благословения кланяются священнику, друг другу и уносят свечи в алтарь каждый со своей стороны (через разные двери), не гася свечей. «Премудрость». «Вонмем». Прокимен дня. После прокимена следует погасить свечи. Паремии (если есть), сугубая ектения, «Сподоби, Господи…», просительная ектения. Если есть лития , то следует приготовить литийное блюдо с хлебами. Пономари зажигают большие свечи и выходят с ними через разные двери, становясь перед царскими вратами. Стихира литии. Пономари идут в притвор впереди священника, в притворе пропускают его и ставят свечи напротив царских врат. Сами встают рядом со свечами лицом друг к другу. «Спаси Боже…» и другие прошения литии. После первого прошения во время пения «Господи, помилуй» 40 раз вынести литийное блюдо из алтаря и поставить на столик. Стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши…», Трисвятое. Выносится кадило. Тропари по Уставу, каждение хлебов. Благословение хлебов. 33-й псалом. Пономари уносят свечи в алтарь, идя впереди духовенства. Утреня. Шестопсалмие, мирная ектения. Перед шестопсалмием гасится паникадило. «Бог Господь…», тропари по уставу; кафисма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Итак, лития – это всегда шествие, всегда исхождение из храма. В нашем богослужении эта традиция сохранилась в таком виде: когда совершается лития, священнослужители выходят из алтаря и уходят от него максимально далеко. Вообще полагается выйти в притвор, но притворы у нас такие маленькие, что в них невозможно поместиться и поэтому зависимости от конфигурации и архитектуры храма, идут как можно ближе к притвору и как можно дальше от алтаря. А по Типикону должен быть даже некий выход за пределы храма (в иерусалимских монастырях совершались шествия в другие храмы, или молельни) (3, с. 30, 94–95). Лития совершается только на великой вечерне. Это обязательная часть воскресного и праздничного Всенощного бдения, хотя в современной приходской практике в субботу вечером она служится не во всех храмах. Священнослужители выходят из алтаря при пении особых стихир на литии. Напомним, что стихира – это тропарь, припеваемый к стиху псалма. Особенность литийных стихир – к ним никогда не бывает стихов псалма. Литийных стихир может быть разное количество, но в абсолютном большинстве случаев первой из них является стихира храма (она взята из службы престольному празднику). Например, в Успенском храме, первой будет петься стихира из службы Успению. Это довольно логично: представим себе, что мы двигаемся по пространству храма, исходим из него в притвор или за его пределы. Этот момент особенно уместен для воспоминания праздника или святого, в честь которого освящен храм (3, с. 96). Затем следуют особые литийные прошения. Они помещаются в Служебнике. В каком-то смысле можно сказать, что они представляют особую ектенью. Дьякон произносит прошения, а хор припевает «Господи, помилуй». На этом усердном, усиленном молении «Господи, помилуй» поется действительно усиленное количество раз. До революции было пять прошений, и «Господи, помилуй» пелось соответственно 40, 30, 50 раз и два раза по 3. Второе прошение содержало моление о царствующем доме, сейчас в нашей литии, оно, естественно, отсутствует. Остаются четыре прошения, и хор поет Господи, помилуй 40, 50 раз и два раза по 3 (3, с. 96).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа) 350 . Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Седальны по кафисмам: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 13 ноября). Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 6 декабря). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон: а) все дни седмицы, кроме субботы: канон Богородице 351 на 6 и канон святого на 8; б) в субботу: – в храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8; – в храме святого: канон Богородице настоящего гласа с воскресной утрени (то есть поется 3-й канон воскресной утрени Октоиха) 352 на 6 и канон святого на 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихира на стиховне, гл. 8. Светлостию жития вашего учителие равноапостольнии, яко звезды небесныя на тверди церковней просияли есте, и мрежею учений ваших многия языки Христу уловивше, ко свету неприступну востекли есте, идеже со Ангелы ныне водворяюшеся, мольбу сотворите о нас, священную память вашу о Господе празднующих. Тропарь, гл. 4. Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие Богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир, и спасти души наша. Величание. Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словенския страны ученьми просветившия и ко Христу приведшия. Прокимен, гл. 4. Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Кондак, гл. 3. Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник Богопознания нам источивших, из него же даже до днесь неоскудно почерпающе, ублажаем нас Кирилле и Мефодие, престолу Вышняго предсоящих и тепле молящихся о душах наших. Стихира на хвалитех, гл. 4. Кирилле и Мефодие Богомудрии апостольским стопам последующе, ко взысканию людей заблуждших единомудренно подвигшеся, яко орли скоропарящия, страны словенския облетели есте, яже светом Богопознания озаривше, приведосте ко Иисусу человеколюбцу и Спасу душ наших. Святым первоверховным Апостолом Петру и Павлу Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделеные телссы и совокупленье духом, Богопроповедников первостоятели? оваго убо, яко апостолов предначальника: оваго же, яко паче инех трудившася. Сих бо воистинну достойно бессмертныя славы венцы венчает Христос Бог наш, имеяй велию милость. Стихира на литии, гл. 5. Премудрость Божия, соприсносущное Слово Отчее, яко же в Евангелиях предрече, многоплодныя лозы, вы есте всехвальнии апостоли: иже грозд зрел и красен во ветвех ваших носящий. Его же вернии ядуще, услаждаем вкус к веселию Петре каменю веры, и Павле похвало вселенныя, утвердите стадо, еже стяжаете ученьми вашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010