Образцы чеканного искусства (1838 ед. хр., среди них - 300 икон и крестов), ритуальная посуда и др. изделия хранились в церквах и мон-рях Грузии. Основную часть коллекции груз. ювелирных изделий (X-XIX вв.) составляют сокровищницы кутаисских, рачинских, лечхумских, шорапанских церквей и предметы груз. искусства, отличающиеся высоким мастерством исполнения и художественным изяществом: серебряная ставротека из Амбролаури (19×9,8 см; Кут. 3089, X в.); сребропозлащенные икона архангелов Михаила и Гавриила из Геби (66×33 см; Кут. 3155, XIII в.), рипида из Кутаиси (87,5×87,5 см; Кут. 3400, X в.), икона архангела из Лайлаши (39,7×20,7 см; Кут. 3170), икона-таблетка «Распятие». «Вознесение» (39,5×30 см; Кут. 3085, XII в.); злато-серебряная с эмалью Палеостомская икона Божией Матери из храма Баграта (135×92,5 см; Кут. 3149, XII в.), содержащая фрагменты чеканки XVI в. и описанная рус. послами А. И. Иевлевым и Н. М. Толочановым; серебряная панагия с изображением Божией Матери (5,5×5,3 см; Кут. 3361, XIV-XV вв.); серебряный крест из Баракони, созданный ювелиром Мамне (157×105 см; Кут. 3248, XVI в.); золотая икона Божией Матери из мон-ря Гелати, представляющая собой центральную часть триптиха (Кут. 3866, XVI в.); золотой оклад Четвероевангелия из Ткачири (13,5×8,8 см; Кут. 3272, XVI в.); серебряная икона свт. Николая из церкви в с. Квемо-Бари (34,5×22,5 см; Кут. 3180, XVI в.); сребропозлащенные киот из церкви в с. Кулаши (17,5×22 см; Кут. 3080, XVI в.), икона арх. Гавриила из церкви в с. Сори (23,3×31,5 см; Кут. 3208, XVI в.), крест с флага из церкви в с. Челиши (44,4×23,4 см; Кут. 3289, XVI в.), икона Божией Матери из Пицунды (29,4×4,5 см; Кут. 3081, XVII в.); икона «Распятие» из церкви в с. Хончиори (Кут. 3098, XI в.); сребропозлащенная икона Божией Матери из мон-ря Джручи (57×40 см; Кут. 3195, 1775 г.); серебряная икона вмч. Георгия из церкви в с. Орхви (Кут. 3202, X-XI вв.) и др. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати. XI в. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Поступил в составе собрания Н. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик наперсный серебряный, позолоченный, четырёхконечный, с трёхлопастными концами, полый внутри, с дутым оглавием. На лицевой стороне креста – орнамент мелких сканых кружков, накладное литое Распятие с двумя предстоящими (оплечно) и на концах – перламутром в гнёздах, по три гнезда на каждом конце. Сохранность. Два гнезда пустых. Помят. На верхнем конце с оборотной стороны небольшая утрата серебра. 22.      Крест-мощевик Инв. ГИМ 3394щ ОК 7753. XVI век. Россия. Серебро, перламутр; скань, золочение, литьё. 9.9×6.9 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик серебряный, позолоченный, четырёхконечный. с трёхлопастными заострёнными концами и оглавием на шарнире. На лицевой стороне креста накладное литое Распятие с двумя предстоящими (оплечно) и двумя летящими ангелами, сканый орнамент мелких кружков с розетками из более крупных кружков и гнёзда от камней, в одном из которых сохранился перламутр. На гранёном оглавии пустое гнездо и надпись: Ц[А]РЬ/СЛА[ВЫ] Х[РИСТО]С . Сохранность. Восемь гнёзд поломанных пустых и два места от гнёзд пустых. Шарнир оглавия поломан. Крест помят. Небольшая утрата металла на нижнем конце креста. На левой лопасти – трещина, с небольшой утратой металла. 23. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4723щ ОК 7211. XVI век. Россия. Новгород. Серебро, жемчуг; золочение, скань. 6.4×4.7 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик четырёхконечный, серебряный, позолоченный, с оглавием на шарнире. Нижний и боковые концы креста трёхлопастные, с округлой средней и заострёнными боковыми лопастями. На лицевой стороне креста, по сплошному фону из мелких сканых кружков Распятие с буквами ХС и четыре речные жемчужины в гнёздах. Оглавие дутое, с речной жемчужиной в гнезде. Сохранность. Следы ручной обработки, множественные царапины, вмятины, повреждения позолоты. Разрывы, трещины с частичной утратой металла по краям гнёзд. Жемчужина в верхней части креста в стадии разрушения. Оглавие подвижно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Данные о характере массовой застройки К. значительно пополнили Каргер, Богусевич, Толочко, Килиевич, Гупало, Сагайдак и др.: раскопки дали возможность проследить планировку отдельных дворов и даже целых кварталов. Усадьбы размещались вдоль улиц и переулков, а также по берегам ручьев и отгораживались одна от другой и от улицы заборами. Направление мн. совр. улиц Верхнего города (Владимирская, Б. Житомирская, Сретенская, Софийская, Михайловская и др.) почти точно совпадает с направлением древних улиц. Ширина улиц была в основном 6 м (раскопки улиц Владимирская, Сретенская, Хоревая, Н. и В. Вал), а переулков - 3-3,4 м. На склонах Старокиевской горы жилища размещались террасами. Жилища делятся на 2 основных типа: наземные срубные и углубленные в землю столбовые конструкции. Срубные постройки во время раскопок Верхнего города (а также верхних горизонтов Подола) прослеживаются плохо, поскольку в обезвоженных слоях дерево практически не сохраняется. Только в ходе широких раскопок на Подоле в 70-х гг. ХХ в. выявлено, что массовая застройка города являлась срубной. Срубы обнаружены также и в пределах Верхнего города. Для срубных жилищ характерны постоянные признаки. Как правило, это большие (6,4×4,5; 7×5; 7,6×8 м) 2-камерные сооружения - пятистенки, возведенные из сосновых бревен диаметром 20-22 см. В одном из углов сруба, преимущественно образованном внутренней и внешней стенами, стояла глинобитная печь. Во мн. срубах настелен дощатый пол. Раскопки большого жилого сруба на древней Красной (Контрактовой) пл. показали, что он имел 2 этажа. Вероятно, в К. было немало таких зданий. Вход в срубные жилища Подола из-за периодических разливов Днепра делали на уровне 4-5-го венца, он вел в сени, а затем в светлицу. Как и в городах сев. и сев.-зап. районов Руси, между бревнами стен для утепления прокладывался мох. Каменные формочки для отлива колтов. Нач. XIII в. Найдены в «тайнике» под Десятинной церковью. Раскопки 1939 г. (Национальный музей истории Украины) Каменные формочки для отлива колтов. Нач. XIII в. Найдены в «тайнике» под Десятинной церковью. Раскопки 1939 г. (Национальный музей истории Украины)

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ЛИДДЕ построенная на месте погребения вмч. Георгия Победоносца. Древнейшее письменное упоминание об этой церкви встречается в итинерарии диак. Феодосия «О местоположении Св. земли» (ок. 530). По свидетельству Феодосия и Пьяченцского паломника (570), от мощей великомученика происходили многочисленные чудеса. Большая базилика в Лидде изображена на мозаичной Мадабской карте (2-я пол. VI в.). По преданию, записанному Вильгельмом Тирским (XII в.), Г. ц. была построена имп. Юстинианом I. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде Главная базилика (47×24 м) имела 3 нефа и 3 апсиды. Она была построена в V-VII вв., возможно на месте более раннего храма. Сохранившиеся от нее часть сев. стены и часть сев. апсиды инкорпорированы в здание совр. Г. ц. (1871). Остатки юж. стены включены в состав сев. стены мечети, примыкающей к храму. К востоку от минарета видны руины др. визант. стены, отличающейся техникой кладки. Эта стена имеет прямоугольный портал с тонкими пилястрами по обеим сторонам. 2 пары колонн белого мрамора с коринфскими капителями из визант. базилики в наст. время находятся в мечети по сторонам прохода в юж. часть главного молитвенного зала. На одной из них сохранилась греч. надпись. К югу от Г. ц. расположен комплекс строений, примыкавший к зап. части юж. стены главной базилики. Юго-зап. часть этого комплекса занимало здание другой, меньшей по размеру 3-нефной базилики (17×11 м), превращенной впосл. в мечеть. С вост. стороны малой базилики позднее было возведено небольшое квадратное строение (4×4 м) с куполом на цилиндрическом барабане. Это здание по форме и конструкции имеет сходство с сооруженными в XII в. церквами св. Георгия в Дейр-эль-Асаде и арх. Михаила в Иерусалиме. Постройка с куполом соединялась с юж. и сев. нефами малой базилики 2 прямоугольными строениями. Предполагают, что первоначально здесь был баптистерий ( Pringle. P. 25).

http://pravenc.ru/text/164497.html

Базилика католикоса Климента широкая и короткая, ее план близок к квадрату (13,7×13,3 кв. м; сев. стена длиннее южной); она имеет 2 входа - с юга и запада (зап. врата пробиты, по-видимому, в позднесредневек. период). Нефы разделены между собой 2 парами массивных столпов, со стороны среднего нефа украшенных прямоугольными уступчатыми пилястрами. Главный неф заметно выше боковых, с востока в него через виму открывается полукружие апсиды с каменным синтроном в центре. Подпорки, декоративные арки вдоль стен и разделительные арки между нефами сделаны из кирпича, своды выполнены с помощью забутовки. Проем в вост. стене юж. нефа ведет в пастофорий. Фасад строения возведен из булыжника и рваного камня, отделан равноугольными квадрами. Три асимметричных окна алтаря украшены небольшими полуциркульными бровками. Над окном центральной апсиды высечено изображение креста. С юга к храму пристроен открытый притвор с восьмериковой колокольней (XVI-XVIII вв.). В 1-й пол. XI в. в 3-нефной базилике был возведен каменный иконостас. В 1927-1928 гг. его фрагменты были перенесены в Тифлис (хранятся в ГМИГ). На одной из плит изображен прп. Симеон Столпник, на другой - 2 фигуры царей, один из них - царь Кахети Квирике III (1010-1029). Там же сохранилась высеченная надпись асомтаврули : «Руками смиренного Закарии» - редкий образец подписи мастера по камню. Храм был полностью расписан. Сохранившиеся фрагменты фресок частично позволяют судить о программе росписи, большая часть которой относится к XVII в. В конхе алтаря находился Деисус. В верхнем регистре алтаря с трудом различимы голова св. Иоанна Предтечи, часть трона Спасителя и опора для Его ног, в нижнем регистре - фигуры отцов Церкви красновато-кирпичного цвета. Фрагменты фигур святых сохранились также на косяках окон, на юж. стене юж. нефа и на зап. стене главного нефа. В вост. части сев. нефа находилось конное изображение вмч. Георгия, пронзающего дракона. К юго-востоку от храма сохранились 2 кельи, высеченные в отвесной скале. Юж. стена большей, прямоугольной (4×4,4 кв. м) возведена из камня и кирпича; в ней имеются кирпичный камин и каменный стол. Малая келья расположена западнее большой.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца в приходском доме церкви Смоленской иконы Божией Матери. Домовая церковь Николая Чудотворца Домовая церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1671. Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.23, с.1 Координаты: 55.775855, 37.602934 Проезд:Ближайшая ст. метро " Новослободская " . Далее пешком по ул. Долгоруковская в сторону Садового кольца, либо одна остановка на троллейбусе 3, 3к, 47 (остановка " Киностудия «Союзмультфильм» " ). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История храма Название местности «Новая слобода» указывает на то, что при своём основании она находилась за чертой города, являясь продолжением Большой и Малой Дмитровской слобод вдоль одноимённой дороги на Дмитров. Время первоначального устроения церкви святого Николая Чудотворца неизвестно, но предполагается, что она существовала ещё в XVII веке. 1625 год – первое упоминание о церкви в делах патриарших приказов. В народе храм называли «Николой под вязками», по-видимому, указывая на вязы, окружавшие храм. В первое время существования храма его прихожанами были местные разночинцы. В 1631 году в приходе числилось 26 дворов. Год начала строительства каменной церкви во имя Смоленской Божией Матери точно неизвестен. На западной стене ныне разобранной трапезной находилась плита надгробия священника Кирилла Феодотова с надписью, свидетельствующей о том, что священно-иерей Кирилл Феодотов служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год и при нем церковь была отстроена. Главный престол во имя Божией Матери Смоленской был освящен в 1703 году. Храм был двусветным, квадратным в плане и имел размеры 4×4 сажени. 1703 год – храм св. Николая был полностью перестроен и освящен. Главный престол церкви был освящен во имя Смоленской иконы Божьей Матери, при нём – придел св. Николая Чудотворца. Полностью храм был закончен не позднее 1712 году, так как в этом году умер настоятель – о. Кирилл Феодотов, занимавшийся строительством храма (похоронен возле трапезной и колокольни). К этому времени в приходе числилось уже 116 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=27237

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла… – Человек подходит к иконе и любуется на самого себя… – Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают? – Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо! – Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны. Рейтинг: 7.2 Голосов: 366 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий 20 марта 2020, 17:03 Можно ли для чистки иконы использовать лук? Елена 24 сентября 2019, 19:46 Добрый вечер,подскажите к кому обратиться у меня маленькая иконка 4×4,написана на металле,надо её в порядок привести!За ранее спасибо,Елена. Валентина 11 сентября 2019, 20:21 Добрый день куда мне можно обратиться узнать что за икона Вера Валерьевна 26 апреля 2019, 09:41 Добрый день!Хотела узнать о реставрации иконы на доске,икона очень старая,трескается и темнеет.Она семейная реликвия и передается из поколение в поколение в нашей семье Инна 23 октября 2017, 11:42 Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста,к кому обратиться, чтобы отреставрировать хромолитографическую икону на жести 1985 г. Жако. После поиска в интернете сложилось мнение,что такие иконы не реставрируют,они не ценятся, и даже их появление в своё время было отвергнуто иконописцами.Но для меня она имеет другую ценность.Икона была подарена моей бабушке, когда она уезжала из родительского дома.4 ноября крещение моей внучки.Я подумала, что если бы бабушка была жива, она бы с радостью подарила ей ей эту икону. Ирина 9 октября 2017, 19:00 Здравствуйте братья и сестры! У меня такая же проблема, которую выше описал Анатолий. Я ее сегодня обрела на лестничной площадке. Очень красивый образ нашего Спасителя. Внизу написано " Господь Вседержитель " . Образ написан на жести. Есть силь загрязненная жестяная риза..изображение прикреплено на досочку. С обратно стороны досочка была обклеена сильно загрязненным искуственным шелком. Этот шелк я отсоединила и дала дереву " дышать " .Поврежден не сильно. По незнанию я стала осторожно оттирать грязь с ризы ватным тампоном, смоченным подсолнечным маслом. Прочитав статью, узнала, что надо был о льняным. Очень нужен совет ваш-как почистить жестяную ризу и модно ли мне подрисовать лик. Я немного умею

http://pravoslavie.ru/81615.html

В описи 1739 г. упоминается деревянная надвратная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, но в описи 1746 г. она уже вычеркнута: видимо, храм сгорел во время пожара 1745 г. В XVIII-XIX вв. вокруг обители была выстроена каменная ограда с башенками. В 1821-1838 гг. по проекту казанского губернского архит. Ф. И. Петонди был отстроен 3-этажный братский корпус, примыкавший к надвратному Владимирскому храму. На первом этаже размещались кладовые, на втором - братские кельи, на третьем - настоятельские покои. В 1-й пол. XVIII в. у зап. ворот обители была построена деревянная ц. во имя первомч. архидиак. Стефана. В 1833 г. обветшавший храм был разобран, и в 1881-1882 гг. возведена небольшая зимняя ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, вход в храм был вне обители. Церковь равноап. кн. Владимира в Кизическом мон-ре. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Церковь равноап. кн. Владимира в Кизическом мон-ре. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Около К. м. находились 2 часовни. Одна, с росписью на внутренних стенах, была выстроена в 1830-1831 гг. над колодцем, вода к-рого считалась целебной. У дороги, ведущей в город, стояла др. часовня (1892), посвященная двум событиям - чудесному спасению в 1891 г. цесаревича Николая Александровича от покушения в г. Оцу (Япония) (покушение произошло в день памяти 9 Кизических мучеников) и 200-летию мон-ря. Проект часовни был рассмотрен и одобрен строительным отд-нием Казанского губ. правления 8 авг. 1891 г. Судя по чертежу, сохранившемуся в архиве, она была небольшая: площадь 4×4 м, высота до 10 м (НАРТ. Ф. 2. Оп. 14. Д. 131). В 1835-1837 гг., при архим. Гурии, по проекту архит. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых близ Введенской ц. была построена надвратная 5-ярусная колокольня в стиле провинциального ампира. Кизическая колокольня оставалась самой высокой (ок. 55) в Казани вплоть до постройки колокольни Богоявленского собора на ул. Проломной (Баумана) в нач. ХХ в. Главный колокол (357 пудов 17 фунтов) на кизическую колокольню пожертвовал купец П. И. Котелов.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Сруб звонницы и фасады здания обшиты горизонтальным тесом «в русик». Торцы бревен на углах сруба закрыты вертикальными досками, декорированными филенками. Небольшие оконные проемы на длинных фасадах часовни выделены простыми наличниками. Резные стойки и решетчатые ограждения старой паперти, превратившейся в притвор, скрыты под обшивкой. К притвору пристроен дощатый тамбур крыльца. В молитвенном помещении по одному квадратному окну с северной и южной стороны. Еще одно окошко – на северной стороне притвора. Широкие створчатые двери притвора столярной работы, филенчатые. Фасады часовни были выкрашены в бело-голубой цвет. Цоколь часовни и стойки звонницы выделены красным цветом, а потолок звона – синим. В 1986 году силами студенческого отряда Архангельского педагогического института на памятнике проведены консервационные работы; руководители: Г.Н. Колпачников и В.Н. Куспак. Большой объем реставрационных работ осуществлен в 2006 году плотницкой бригадой Кенозерского национального парка под руководством С.П. Аникиева. Был подведен новый окладной венец и заменены отдельные бревна в срубе часовни и звонницы. Заново сделаны кровля здания и звонницы, заменены некоторые слеги крыши, главки и кресты. При этом завершение часовни радикально изменилось, о чем можно судить по фотографиям, сделанным до реставрации (3). Размеры в плане: 6,4×4,7 м; высота до конька кровли 4 м, до завершения шатра звонницы – 8 м, с крестом – 9,5 м В часовне был устроен двухъярусный иконостас с заворотами на северную и южную сторону, традиционный для деревенской кенозерской часовни: первый ряд – местный, второй – деисусный. В собрании Парка хранится шесть икон, поступивших из часовни в Горбачихе. Однако еще в начале 1980-х в местном ряду можно было увидеть образы «Святитель Николай», «Пророк Илия», «Архангел Михаил – воевода». Кроме обязательного храмового образа, устанавливаемого ближе к центру, в состав местного чина включались наиболее почитаемые в народе святые покровители. К их числу относились и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, икона с изображением которых, также находившаяся в местном ряду, ныне хранится в собрании Парка. Икона из часовни в Горбачихе написана в начале XIXbeka иконописцем Олонецкой губернии, работавшим в традициях старообрядцев Выга. Видимо, тогда же были созданы центральные иконы деисусного чина, который судя по всему, был составными включал иконы, написанные в разное время.

http://sobory.ru/article/?object=04386

В 1773 г. священник Знаменской церкви села Карачарово Андрей Артамонов с прихожанами подают прошение в Московскую духовную консисторию о постройке каменной церкви в честь Живоначальной Троицы, для возведения которой община уже собрала до 600 рублей и заготовила материалы. 19 февраля того же года консистория выдает разрешение, а в 1774 г. основное строительство было завершено. В июне 1776 г. холодная Троицкая церковь была освящена. Первоначально это был небольшой храм, выстроенный в формах западноевропейского барокко. Он состоял из квадратного в плане со скругленными углами четверика размером 4×4 сажени. С востока к нему примыкала прямоугольная апсида, а с запада – трапезная. Четверик перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом со световым барабаном в завершении, увенчанным луковичной главкой. Фрагменты декоративного убранства XVIII в. сохранились на восточном фасаде апсиды Троицкого храма. В 1780 г. к церкви была пристроена каменная колокольня, в 1782 – теплый придел во имя Знамения Божией Матери, освященный в 1783 г. Отечественная война 1812 года не обошла стороной и Карачаровский приход. Храм сильно пострадал во время пребывания французов в Москве. Приходские деревни были сожжены, а сам храм осквернен. В марте 1813 г. по благословению Московского архиепископа Августина священником Алексием Григорьевым освящается после восстановления Знаменский придел, а в мае 1816 г. – главный, Троицкий. Однако выстроенные в кон. XVIII в. Знаменский придел и колокольня просуществовали недолго. Спустя пятьдесят лет, в 1830 г., по благословению свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, они были разобраны, а на их месте возведена в 1831–1832 г.г. новая обширная трапезная с двумя приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Николая Чудотворца. Выстроенная в формах позднего классицизма трапезная примыкает с запада к основному четверику. Две большие арки разделяют ее внутреннее пространство на три продольных нефа, перекрытых коробовыми сводами с торцевыми лотками. Одновременно с трапезной была возведена примыкающая к ней с запада высокая четырехъярусная колокольня, выполненная также в формах архитектуры позднего классицизма. Благотворитель, на чьи средства происходило строительство, состоятельный крестьянин Яков Филиппов, был погребен под сводами трапезной части. Его же усердием в 1822 г. храм украшается белым семиярусным иконостасом с вызолоченными ордерными деталями.

http://sobory.ru/article/?object=03305

  001     002