Имп. Лициний. Фоллис. Аверс. Реверс. 317–320 гг. [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний; лат. Licinius; греч. Λικνιος] (ок. 265, В. Мёзия - весна 325, Фессалоника или Серры?), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324). Происходил из семьи крестьян-даков. Начав военную карьеру, Л. добился дружбы и расположения имп. Галерия (цезарь с 293, август в 305-311), соправителя Диоклетиана (284-305); Л. сопровождал Галерия во время войны с персами в 298 г. и в др. кампаниях. С 305 г. Л. занимал посты одного из ближайших советников Галерия в Никомидии (ныне Измит, Турция). В 307 г. он был отправлен в Рим с дипломатической миссией для урегулирования отношений между Галерием как главой тетрархии, имп. Максенцием (306-312) и его отцом имп. Максимианом Геркулием (285-305, 307-308), к-рые были провозглашены императорами в Риме вопреки воле Галерия. Л. не удалось добиться полного подчинения узурпаторов Галерию, однако на нек-рое время гражданские войны в империи прекратились, что свидетельствует о частичном успехе миссии Л. Контакты между императорами в 308 г. привели к их взаимному признанию и заключению более прочных соглашений на встрече императоров в Карнунте (Паннония, в 80 км к востоку от совр. Вены, Австрия). Там же в присутствии Диоклетиана, Галерия, Максенция, Максимиана Геркулия и Константина Л. был провозглашен августом и тем самым занял 2-е после Галерия место в имп. иерархии и управлял диоцезами Паннония и Иллирик. В 309 г. Л. и Константин занимали посты консулов. Согласно эдикту Галерия от 310 г., Л. был одним из 4 законных августов империи наряду с Галерием, Максенцием и Константином. Летом 311 г., после смерти Галерия, состоялась встреча Л. и Максимина Дайи, на к-рой было достигнуто соглашение о разделе владений Галерия. При этом большую часть наследства Галерия получил Максимин, к-рый в течение неск. недель до совещания с Л. активно оккупировал анатолийские провинции. Л. достался лишь небольшой диоцез Фракия. Максимин также претендовал на роль старшего августа, объявил сына Галерия Кандидиана и своего сына Максима цезарями. В нач. 312 г. Л. вступил в союз с Константином, к-рый был закреплен помолвкой Л. и Констанции, сводной сестры Константина. В февр. 313 г. была организована встреча Л. и Константина в Медиолане (ныне Милан, Италия). На ней совместно 2 императорами был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а также состоялась свадьба Л. и Констанции. В нач. весны 313 г. Максимин Дайя развязал войну против Л., переправил свои войска через Боспор из М. Азии во Фракию, захватил после короткой осады Византий и Ираклию Фракийскую. 30 апр. 313 г. произошло решающее сражение между Л. и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в к-ром Л. одержал победу и вынудил Максимина бежать на Восток. После гибели Максимина летом 313 г. Л. объединил под своей властью весь Восток Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2110627.html

713-714; 34, с. 287-288]. Как пишет исследователь славянофильского направления русской религиозной мысли А.Д. Каплин о таком явлении, как философия самобытных русских мыслителей, «не русская мысль распалась на славянофилов и западников, а из по-«западнически» воспитанной и настроенной светской части российского образованного слоя, который явился плодом, наследником и продолжателем гибельного для православной исторической России – Святой Руси, «дела Петрова», выделился, не без глубокой внутренней перемены, круг православно-церковно-живущих и стремящихся православно мыслить светских людей, пытающихся вернуться к соборному русскому сознанию и выразить его основные положения» c. 305-306]. «Они были, – писал Д.А. Хомяков, – не кабинетные системники, а люди жизни, выразители народного самосознания» [Цит. по: 34, 305]. Они дали возможность «живому пониманию обратиться в «учение», благодаря своей полноте, с одной стороны и органической последовательности с другой. Это, конечно, был единственный истинный путь к достижению возможно полного возрождения мысленного» [ Цит. по: 34, с. 305]. Существовавшие в светском обществе до славянофилов, – как отмечает А.Д. Каплин, – формы проявления патриотических чувств («политическое национальное чувство», патриотизм, протест против подражательности и т. д.) были, по слову И.С. Аксакова, бессильны и бесплодны, «потому что сознание коснулось только внешних форм жизни, а не проникло вглубь начал, составляющих духовную сущность русской народности. Вот эти-то начала и дождались своего оправдания в лице… славянофилов»; «основным началом русской народности признано было Православие»; ибо «Православие мыслимо и вне России; Россия же немыслима без Православия» [Цит. по: 34, c. 284]. Поэтому А.С. Хомяков и обращался к своим, уже почти безбожным, соотечественникам с призывом «слиться с жизнью русской земли, не пренебрегая даже мелочами обычая и, так сказать, обрядным единством, как средством к достижению единства истинного и, еще более, как видимым его образом» [Цит.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Так, по Бардту 23 апология была написана в 295 г., по Эберту 24 – в первое десятилетие IV в., по Барденгеверу 25 – во время Диоклетианова гонения (303–305) или вскоре после него, по Крюгеру 26 – после 303 г., по Юлихеру 27 – в 305 г., по Шанцу 28 – в 303310 гг., по Гарнаку 29 и Тайфелю 30 – в 304–310 гг. Более определенное и обоснованное решение рассматриваемого вопроса пытается дать Монсо 31 . Он, прежде всего, обращает внимание на несостоятельность обычного мнения исследователей, которые на основании сообщения бл. Иеронима, что Арнобий начал писать апологию немедленно после обращения в доказательство своей искренности, заключают, что он должен был писать спешно, и не допускают почти никакого промежутка между обращением его и окончанием апологии. Можно справедливо замечает, что здесь, наоборот, следует предположить более или менее значительный промежуток времени. На это, по его мнению, указывают как свидетельство бл. Иеронима, по которому Арнобий, написав свою апологию, наконец-то (tandem) получил общение с Христианской церковью, так и то обстоятельство, что обширное сочинение, состоящее из семи книг и снабженное многочисленными учеными сведениями, не могло быть написано без приготовления, быстро, в течение нескольких месяцев. Многочисленные указания Арнобия на преследования христиан язычниками (I, 26; II, 5 и 77; III, 36 и др.) свидетельствуют, что апология написана ранее акта о веротерпимости, который официально был объявлен в Африке через эдикт Максенция, вероятно, около середины 311 г. С другой стороны, бл. Иероним, как мы видели, говорит, что Арнобий был преподавателем риторики в царствование Диоклетиана, следовательно – после 284 г. Таким образом, апология не могла быть написана ни ранее 284 г., ни позже 311 г. Но можно, говорит Монсо, и с большей точностью определить время происхождения, по крайней мере, некоторых частей апологии по некоторым находящимся в ней хронологическим указаниям. Так, в 1,13 читаем: «Почти триста лет – несколько менее или более – прошло с того времени, как мы начали быть и называться на земле христианами...

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОКЛЕТИАН [Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август; лат. Diocletianus; греч. Διοκλητιανς] (245, близ Скодры, совр. Шкодер, Албания - 3.12.313 или 316, мест. Аспалат, совр. Сплит, Хорватия), рим. имп. (17 нояб. 284 - 1 мая 305). До провозглашения императором носил имя Диокл. Отец Д.- иллириец, в молодости был рабом рим. сенатора Ануллина; получив свободу, стал писцом. При имп. Галлиене (253-268) поступил на военную службу; при имп. Пробе (276-282) был наместником Мёзии, затем был назначен на пост комита доместиков, т. е. начальника дворцовой стражи. Преемник Проба, имп. Кар (282-283), внезапно умер в Месопотамии во время войны с персами (возможно, был убит в результате заговора префекта претория Апра, намеревавшегося захватить имп. власть), и ему наследовали его сыновья имп. Карин (283-285) и Нумериан (283-284). 17 нояб. 284 г. в войсках распространился слух о том, что Апр убил юного имп. Нумериана, труп которого вскоре был обнаружен легионерами. Во время скоротечного суда на солдатской сходке Апр пал от руки Д., к-рый тут же был провозглашен императором. Источники не позволяют уверенно судить, насколько высокое положение занимал Д. в политической иерархии империи до возведения на трон. Неизвестно, был ли его приход к власти стечением обстоятельств или результатом планомерной деятельности Д. и его сторонников. Имп. Карин выступил против Д., однако в мае 285 г. потерпел поражение в битве на р. Марг (совр. Морава, Сербия) и вскоре был убит. Имп. Диоклетиан. Скульптурный потрет. Кон. III в. (Капитолийский музей, Рим) Имп. Диоклетиан. Скульптурный потрет. Кон. III в. (Капитолийский музей, Рим) Придя к власти, Д. оказался лицом к лицу с рядом внутренних и внешнеполитических проблем; он должен был стабилизировать сложное политическое положение империи. Так, в 283-286 гг. большую часть Галлии охватило восстание багаудов. Повстанцы избрали своих императоров Аманда и Элиана и контролировали значительную часть Галлии. Д. разделил власть со своим сослуживцем и земляком Максимианом Геркулием, к-рый в 285 г. был провозглашен цезарем. В нач. 286 г. Максимиан подавил движение багаудов, а весной получил титул «август» и тем самым был возведен до равного положения с Д. Тогда же Д. разделил территорию империи на 2 зоны ответственности: под свое управление взял Восток (Египет, Ливия, Палестина, Сирия, Сев. Месопотамия, М. Азия, Фракия), Максимиану Геркулию был отдан Запад (Италия, Иллирик, Реция, Галлия, Испания, Африка). Основной резиденцией Д. постепенно стала Никомидия в пров. Вифиния (совр. Измит, Турция), хотя император постоянно совершал поездки по стране, подолгу жил в Антиохии, в Сирмии, в Египте. Резиденции Максимиана находились в итал. городах Медиолане и Равенне, а также в г. Августа Треверов (совр. Трир, Германия).

http://pravenc.ru/text/178287.html

Вып. II. С. 230–235. – Мандеи существуют и доныне (см. у Болотова же). Нет единства также и в классификации различных систем гнозиса. Гизелер, принимая во внимание происхождение его, делит гностиков на александрийских и сирийских. Первые, по нему, отправляются от платоновского представления о материи как не-сущей; характерным для них является учение об эманации. Вторые под влиянием парсизма склоняются более к дуализму (Lehrbuch Kirchengeschichte. 1844.Bd.I. Abt.I.S. 184,185–192). – Неандер обращает главное внимание на учение гностиков о Демиурге. Но так как последний, согласно их взглядам, действовал в Ветхом Завете, то и гностические направления, в сущности, различаются между собой сообразно их отношению к иудейству: одни примыкают и сочувствуют ему, другие враждебны (Kirchengeschichte. Bd. II. S. 75–77). – Баур, в общем, присоединяясь к Неандеру, вводит, однако, новый пункт сравнения гностических систем – их отношение к язычеству; почему и делит все их на три группы: a) форма гнозиса, ставящая христианство и иудейство близко к язычеству; b) форма, разделяющая христианство от иудейства и язычества и с) форма, соединяющая христианство и иудейство и противопоставляющая их язычеству (Die christliche Gnosis. S. 108–121 и др.). Все эти классификации имеют свои недостатки (изложение и критику их см. подробнее у Липсия в Encyclopädie v. Ersch. Sect. I. Theil. XI. S. 284– 286; а также у В. В. Болотова. Лекции. Вып. II. С. 185–187 и М. Э. Поснова//Труды Киевской Дух. академии. 1913. Сентябрь. С. 83–89. Шафф поэтому предлагает новую систему, соединяющую и дополняющую прежние. Он думает, что гностические системы можно делить: а) с этнографической точки зрения, Ь) религиозно-догматической и с) с этической (Geschichte der alten Kirche. S. 210–211). – Липсий, наоборот, констатируя, что все существующие классификации не выдерживают критики, считает лучшим вместо классов представить ход исторического развития гнозиса (Encyclopädie v. Ersch. S. 284–286; ср. вообще S. 284–305). А Гарнак признает даже бесполезность классификации (Dogmengeschichte. Bd. I. S. 262,267–268). Менее недостатков имеет деление Гизелера. Кроме того, как мы видели, оно нашло себе признание у Шаффа и отчасти даже во взглядах Липсия. Поэтому, за неимением лучшей, отвергая, правда, теоретически, практически ее придерживается в настоящее время большинство исследователей, особенно русских. См., например: Болотов В. В. Лекции. Вып. II. С. 197, 209, 224, 226 (хотя тут же он констатирует трудность проведения такой классификации на деле – С. 225–226); Мелиоранский Б. М. Лекции. Т. I. С. 101–103; Поснов М. Э. //Труды Киевской Дух. академии. 1913. Сентябрь. С. 89–91 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОЛОХОН ХАЛКИДОНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Солохон Халкидонский (+ 284 - 305 ), мученик . Память 17 мая . Святой мученик Солохон, египтянин родом, пострадал за Христа в царствование императора Максимиана (284 - 305). Одновременно с ним приняли смерть за Христа и святые мученики Памфамир и Памфалон . Все они служили в императорских войсках в полку трибуна Кампана. Во время гонения на христиан императоров Максимиана и Диоклетиана Кампан со своими воинами был послан в город Халкидон . Там все воины его полка должны были принести жертву в идольском капище. Трое воинов - святые Солохон, Памфамир и Памфалон, отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются только Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время которых святые мученики Памфамир и Памфалон скончались. Святой Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот святого Солохона и влить в него насильно идоложертвенной крови. Но святой Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть даже железом, меч погнулся, а святой разорвал узы и стал перед мучителем, продолжая славить Христа. Святому Солохону был голос с неба, воодушевлявший его терпеть до конца. По приказу мучителя святого подвергли нещадному избиению, после чего израненного влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но святой мученик оставался непоколебим. Тогда приказано было повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. В таком положении святой Солохон висел три часа. Когда же, наконец, обрезали веревку, то святой Солохон, к удивлению всех, стал прямо на ноги, как здоровый человек. Обезумев от ярости, Кампан схватил писчую трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо святому мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом одной благочестивой вдовы и положили на одр. Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя их твердо стоять за веру, потом молясь и, подняв очи к небу, предал свою душу Господу Иисусу Христу. Использованные материалы Редакция текста от: 29.05.2007 20:48:34 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5829.html

Император Диоклетиан (284–305) – римски император, жесток гонител на християните, управлявал от 284 до 305 г. източната част на римската империя по време, когато западната й половина е управлявал неговият приятел Максимиан. Дискос (дискус) – ( от гр. diskos – «свещен съсъд») – неголям кръгъл съд на поставка, използван в православното богослужение. По време на проскомидията върху дискоса се поставя евхаристийният Агнец и частици от просфората. По време на Евхаристийния канон на дискоса се извършва освещаването и преосъществяването на Агнеца в тяло Христово. Според литургичното тълкувание дискосът символично изобразява едновременно Витлеемските ясли и гроба, в който е бил погребано тялото на Господ Иисус Христос, поради което на дискоса е изобразено Рождеството или Разпятието на Спасителя. Виж също: църковна (богослужебна) утвар. Св. Дионисий Ареопагит – член на атинския ареопаг, обърнат в християнството от проповедта на св. ап. Павел ( Деян. 17:34 ). Според църковния историк Евсевий той бил първият епископ на Атина и, както казва апологетът Аристид, запечатал своето служение с мъченическа смърт при Домициан през 96 година. Извън речника: Св. Дионисий Ареопагит . Disciplina arcana («тайно учение», «тайна дисциплина») – в Древната Църква практика, която сочи недопустимостта верните да разгласяват свещените текстове, същността на Евхаристията и другите тайнства на непосветените. Поради жестоките гонения над християните, тази практика се запазила на места до V век. Израз на disciplina arcana е символизмът в раннохристиянското изкуство. Тайното четене на молитви, запазено до днес в някои части на православното богослужение се разглежда от някои също като частичен отглас от тази идея. Дисциплината в Църквата е необходима, за да се поддържа чистотата и светостта на Църквата, както и за да се насърчи покаянието у тези, които не са се покорили на съветите на братята и сестрите си в Христа. Църковната дисциплина често е свързана с лишаване от св. Причастие. Новият Завет разказва за решението на св. ап. Павел да лиши от св. Причастие неразкаял се мъж, който поддържал сексуални отношения със съпругата на баща си ( 1Кор. 5:1–5 ). Св. ап. Иоан предупреждава да не приемаме в дома си онези, които своеволно са отхвърлили Христовата истина ( 2Иоан. 9:10 ). През цялата си история Православната Църква е упражнявала дисциплината със състрадание и никога като наказание, стремейки се да предизвика промяна в сърцата на Божия народ, за да живеят хората чист и свят живот.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕРАЗМ ФОРМИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еразм Формийский (+ 303 ), епископ , исповедник , святитель . Память 4 мая . Святой Еразм с юных лет усердно служил Господу. В зрелые годы он был возведен в сан епископа города Формии ( Италия ). Во время гонения на христиан императоров Диоклетиана (284 - 305) и Максимиана (284 - 305) святой Еразм оставил свою епархию и удалился в Ливанские горы, где скрывался семь лет. Однажды явился ему Ангел и сказал: " Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов " . Внимая голосу Ангела, святой Еразм вышел из своего уединения. Первыми, кто спросил его о вере, были воины, шедшие ему навстречу. Святой Еразм исповедал себя христианином. Его привели на суд в Антиохию к императору Диоклетиану , перед которым святой бесстрашно исповедал веру во Христа и дерзновенно обличил императора в его нечестии. Святой Еразм был подвергнут жестоким пыткам, но остался непоколебимым. После истязаний святой был окован железными цепями и брошен в темницу, откуда его чудесным образом вывел Ангел, сказав: " Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению " . В городе Ликии святой Еразм смело проповедовал народу о Христе и воскресил сына одного знатного человека. После этого чуда в Ликии крестилось 10 000 человек. Император Западной половины Римской империи Максимиан Геркул приказал схватить святого и привести его на суд. Перед этим императором святой Еразм также смело исповедал свою веру. Его били и угрожали распятием, если он не отречется от Христа. Потом заставили идти в идольское капище, но при входе святого все находившиеся там идолы упали и разбились, а из капища вышел огонь и попалил многих язычников. Оставшись на свободе, святой Еразм крестил множество народа, а затем ушел в город Сирмий , где был снова схвачен и подвергнут мучениям. Святого посадили в раскаленную печь, но он остался живым и невредимым. Это чудо столь потрясло присутствовавших, что император, боясь народного возмущения, удалился в свой дворец. Ангел освободил святого Еразма от оков и привел его в город Формию , т. е. в его епископию, где святой крестил множество народа. Там святой и скончался в 303 году. Христиане с честью погребли останки святого священномученика. См. также Использованные материалы Редакция текста от: 24.08.2009 16:01:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5738.html

Последнюю битву христианству дали императоры, которых тоже приходится относить к разряду лучших правителей римской империи. С 284 г. римская империя перешла во власть Диоклетиана (284—305), который дал себе еще прозвище Jovius, претендуя на особенное покровительство себе Юпитера. Это был человек, происшедший из низших общественных слоев, прошедший сполна всю военную карьеру, начиная с положения простого солдата, и таким образом добившийся до императорской короны. Умственная подготовка Диоклетиана к высокому положению не могла быть сколько–нибудь значительною. Но тем не менее это был человек, одаренный высоким природным здравым смыслом, и после Аврелиана, который заявил себя как восстановитель пределов римской империи в ее прежних границах (restitutor orbis), Диоклетиан показал себя как реформатор римской империи. Реформы его затронули общественные слои весьма глубоко, и Константин, их завершивший, был в данном случае его продолжателем. О характере и природном уме Диоклетиана говорит то обстоятельство, что он, единодержавно властвуя над всею римскою империею, сам собою дошел до мысли, что таким обширным пространством, со всех сторон окруженным дерзкими врагами, управлять одному лицу в высшей степени затруднительно. Поэтому он решился в 285 году разделить свою корону со своим товарищем по оружию Максимианом Геркулием, а в 292 году приобщил ко власти еще двух лиц с меньшими правами, именно, оставив за собою и Максимианом титул августов, Диоклетиан избрал еще двух кесарей, Константия Хлора для запада и Максимиана Галерия для востока. При этом Диоклетиан полагал, что когда силы его и другого августа придут в упадок, то они отрекутся от престола и преемниками августов будут кесари. Отречение от власти — дело незаурядное и во всяком случае показывает в Диоклетиане весьма честного человека. Но это был теоретик до мозга костей. Такова была и его правительственная система. На практике он восстановил систему усыновления, впервые примененную Нервою. Но не принято было в соображение то обстоятельство, что и сам государь мог оказаться не бездетным. Так и случилось. Диоклетиану суждено было видеть собственными глазами крушение своей правительственной системы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Деций (249–251) решился совершенно уничтожить христианство, и потому вскоре по вступлении на престол издал указ, которым велено было отыскивать христиан, везде и принуждать их к соблюдению языческих обрядов, а в случае уклонения предавать смерти. Областные правители не замедлили исполнить приказание. Христиане мужественно являлись на казнь целыми населениями, приводя с собою жен и детей. Но были в эту пору между ними и такие, которые не имели уже той твердости, какою отличались отцы их, и потому, опасаясь пыток и мучений, спешили в судилища и языческие капища, чтоб там отречься от Христа и принести жертвы идолам (sacrificati), или воскурить фимиам (thurificali); а некоторые, более богатые, не совершали языческого обряда, но покупали себе письменные, фальшивые свидетельства в том, что исполнили обряд, и таким малодушным поступком спасали себе жизнь (libellatici). Все такие христиане называлисьпадшими. Валериан (253–259) в начале своего царствования так был благосклонен к христианам, что ими был наполнен даже дворец его. Но сколько он был расположен к ним, столько ненавидел их любимец его, имевший на него сильное влияние, Макрин. По его-то внушению Валериан сначала велел ссылать в заточение только священнослужителей, полагая, что с удалением их прекратится богослужение, и тогда уже легко будет действовать в пользу язычества. Но убедившись в бесполезности этой меры, он издал (258 г.) эдикт: «епископов, пресвитеров и диаконов предавать смерти; сенаторов, благородных мужей ивсадников римских лишать чинов и имущества; если же и после того они останутся христианами, – казнить смертью ; благородных жен, по отобрании имущества, заточать; прочих под стражею и в оковах посылать в рудники.» – Гонение продолжалось до взятия Валериана в плен Сапором. Диоклетиан (284–305) сперва управлял империей один (284–286), потом вместе с Максимианом Геркулом (286–292), а затем при пособии еще двух кесарей Констация Хлора и Галерия Максимиана. – В первые 19 лет правления Диоклетиана христиане наслаждались спокойствием: они открыто совершали богослужение, строили храмы, занимали даже почетные должности в сенате, войске и при дворе царском.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010