Димитрий Солунский, + 306, святой великомученик, принял мученическую кончину при императоре Диоклетиане. Почитается и Православной, и Католической Церквами 127,136,154,159,160,170,177 Диоклетиан Гай Аврелий Валерий, 245–316 н. э., римский император в 284–305 гг., основатель режима домината. Он стал официально именоваться господином и богом, взял себе титул Иовия – потомка Юпитера. Отныне все былые республиканские учреждения окончательно были исключены из системы государственной власти. Римский сенат стал городским советом Рима. Всем управляли чиновники императора. С использованием опыта монархий Востока выстраивалась иерархическая пирамида чиновничества, новое территориально-административное деление. Граждане, лишенные реальных гражданских прав (участия в принятии законов, выборах должностных лиц) еще во времена Августа и Тиберия, теперь открыто превратились в подданных императора – господина. 1 мая 305 г. Диоклетиан добровольно отрекся от власти и удалился в Салону (ныне Сплит), где жил в роскошном дворце, увлекаясь выращиванием цветов и овощей. Диоклетиан не вмешивался в разразившуюся затем борьбу за власть, умер в 316 г. то ли от сердечного приступа, то ли приняв яд, после получения угрожающего письма от Константина и Лициния 31, 38, 43, 50–52, 56, 59,102,106,132,136,138 Дионисий, конец II в. – 264 (265), епископ Александрийский, происходил из знатной семьи, обратился в христианство в зрелом возрасте, был учеником Оригена . Защищал Православие от ересей, укреплял паству в исповедании христианской веры во время гонений императоров Деция и Валериана, при которых подвергался допросам и ссылкам 46, 47,57,58 Дмитрий Юрьевич Шемяка, активный участник феодальной войны первой четверти XV в. и один из претендентов на великое московское княжение 157 Добрыня Никитич, былинный богатырь, герой эпоса Киевской Руси 178 Доминик Гусман, 1170–1221, святой Католической Церкви, основатель монашеского ордена доминиканцев, задуманного им для борьбы с еретиками-альбигойцами. Монахи ордена должны были иметь блестящее богословское образование для полемики с еретиками. Канонизирован в 1234 г. 101

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

255–257); 3) Пожертвование Филиппа Флатра Кипрского Иерусалимскому храму святого Воскресения в 1523 году (стр. 258–261); 4) Окружное послание Иерусалимского патриарха Германа о Святом Гробе (1569 г.), списанное с подлинника (стр. 262–264); 5) Акт поместного собора в Каире в 1557 году, под председательством, кажется 1349 , Иерусалимского патриарха Германа, относительно общежительного Синайского монастыря (стр. 265–269); 6) Софрония патриарха Иерусалимского, послание к Синаитам 1599 г. (стр. 270–272); 7) Акты Нектария патриарха Иерусалимского, относящиеся к 1661–1667 г. и именно: ) Акт избрания Нектария на Иерусалимский престол (стр. 273–274); β) Соборная грамота Парфения патриарха Константинопольского об избрании Нектария (стр. 275–277); γ) Акт признания святогробцами совершившегося в Константинополе избрания патриарха Нектария (стр. 278–280); δ) Акт подтверждения старых постановлений о подарке жениха невесте пред браком ради сохранения древнего обычая в Палестине 1667 г. (стр. 280–281); ξ) Свидетельство Иерусалимского патриарха Нектария о св. мощах, сохранявшихся в монастыре именуемом «Великая Пресвятая» (стр. 282) и ς) Пределы епархий Иерусалимского патриаршего престола (стр. 283–284). – 8)Акты и грамоты Досифея патриарха Иерусалимского 1669–1706 гг. и именно: ) Заботы его о подавшем в отставку патриархе Нектарие (стр. 285–287); β) Синодальное распоряжение его же о прекращении действий комиссии из знатных людей при патриаршем престоле (стр. 287–292); γ) Синодальное послание, определяющее обязанности настоятеля монастыря Честного Креста (стр. 292–294); δ) Послание к Газскому архиепископу Христодулу о действиях Латинян в Иерусалиме и Константинополе с целью захвата ими мест поклонения (стр. 295–298); ξ) Окружное послание опровергающее ложные известия о местах поклонения (стр. 298–305); ς) Об одном русском иеромонахе, возведенном в архимандриты Голгофы (стр. 305–307); ζ) Договор с Георгием Касториотом касательно пожертвованных им денег на содержание Палестинских школ (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фрагмент саркофага с лат. надписью. III в. (Кафедральный собор Палермо) Фрагмент саркофага с лат. надписью. III в. (Кафедральный собор Палермо) Конец династии Северов (235), большинство представителей к-рой были убиты в результате заговоров, ознаменовал вступление Римской империи в период серьезного социально-политического кризиса, вызванного резким ростом влияния армии на политическую жизнь. Между 235 и 284 гг. императоры провозглашались армией и полностью от нее зависели. Поддержка армии, однако, не обеспечивала удержание власти; по этой причине «солдатские императоры» были вынуждены заниматься постоянной борьбой со своими конкурентами. Кульминацией кризиса стало появление на территории Римской империи сепаратистских образований (Галльская империя и Пальмирское царство). Данные территории вернулись под власть Рима при имп. Аврелиане (270-275), а окончательно восстановить систему управления и добиться политической стабильности удалось лишь имп. Диоклетиану (284-305), положившему начало системе домината. Страница трактата «О вере» свт. Амвросия Медиоланского. IX в. (St. Gallen. Schiftsbibl. Sang. 95. Fol. 5). Страница трактата «О вере» свт. Амвросия Медиоланского. IX в. (St. Gallen. Schiftsbibl. Sang. 95. Fol. 5). По мнению М. фон Альбрехта, период поздней латыни следует разделить на 2 этапа - эпоху средней (от имп. Адриана (117-138) до имп. Диоклетиана) и поздней (от св. равноап. имп. Константина (306-337) до св. имп. Юстиниана I (527-565)) империи,- границей между к-рыми является разрыв лит. традиции, вызванный кризисом III в. (число произведений языческих авторов на Л. я., написанных в это время, крайне незначительно) ( Альбрехт. 2003-2005. Т. 3). Верхняя граница поздней латыни определяется в лит-ре по-разному; одна из предлагаемых датировок - время перевода Библии на Л. я., выполненного блж. Иеронимом Стридонским по настоянию папы Римского св. Дамаса I (366-384) (см. Вульгата; Vulgata - простая, общая, обыкновенная). С политической т. зр. этой границей является падение Зап. Римской империи (476), с литературоведческой - смерть Боэция (524 или 526); лингвисты считают окончанием этого периода рубеж VIII и IX вв., когда носители протороманских языков (rustica Romana lingua) перестали понимать классическую латынь.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ (Ок. 290 - 303...305 гг.), мч. Никейский (пам. 21 янв.), пострадал при имп. Диоклетиане (284-305). Сохранились 6 Мученичеств Н. (BHG, N 1325y - 1326c), из которых издано только одно: Ιωννου Θ. Μνημεα γιολογικ. Venemiis, 1884. Σ. 239-251 (BHG, 1326), а также подробное сказание в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) (SynCP. Col. 410-411). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе», в примечании к сказанию о Н., приписывает авторство Мученичества BHG, N 1326a прп. Симеону Метафрасту. Болландисты , видимо, не знали об этих текстах, т. к. они не были включены в «Acta Sanctorum» , там отмечена только память мученика. Столь богатая агиографическая традиция говорит о популярности культа Н. в Византии, хотя сведений о посвящении ему храмов нет. Само Мученичество носит эпический характер, содержит множество агиографических топосов и сказочных эпизодов. Мученичество св. Неофита Никейского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 339) Мученичество св. Неофита Никейского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 339) Согласно источникам, мч. Н. родился в г. Никея (М. Азия, ныне Изник, Турция) в семье благочестивых родителей, к-рых звали Феодор и Флоренция. Когда мальчик, воспитанный в христианской добродетели, достиг возраста 10 лет, у него проявился особый дар благодати Божией, отличавший его от сверстников. Как только из школы, где учился грамоте Н., детей отпускали после занятий, он приводил самых бедных одноклассников домой и втайне от родителей отдавал им свой обед. Затем мальчик шел к восточным воротам города, рисовал на городской стене крест и молился перед ним. Когда вокруг него собирались сверстники, он ударял рукой о камень в стене, и оттуда текла вода, к-рой могли напиться дети. Н. запрещал товарищам рассказывать о своих чудотворениях. Но через год после появления у Н. чудесного дара его матери во сне открылось, что сын изводит воду из камня городской стены. Проснувшись, она стала молиться, чтобы Бог открыл ей правду о сыне. Тотчас появился белый голубь, сел на постель, где спал мальчик, и обратился к нему со словами: «Я послан от Бога, чтобы сохранить твой одр непорочным». Флоренция при этом видении упала замертво. О ее смерти тут же узнали соседи; немедленно послали за Феодором, к-рый работал в поле, и тот в великой скорби поспешил домой. Видя горе отца, Н. объявил, что его мать не умерла, а уснула. Он взял ее за руку и велел проснуться, после чего Флоренция очнулась и рассказала все, что она видела во сне и наяву. Услышав ее рассказ, мн. язычники, бывшие в числе собравшихся в доме Феодора, уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/2564970.html

К счастью, это ужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклетиан (284–305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство. Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства. Пущены были в ход всевозможные пытки и казни, и не останавливались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г.). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книги были сожжены, драгоценности разграблены, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста. Именно начало Диоклетианова гонения (302 г.) заставляет св. просветительницу Нину вместе с общиной девичьего аскетерия бежать в Армению. Когда же гонение настигает их и там, она скрывается в Иверии (Грузии). Свв. девы были замучены армянским царем Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через про-поведь св. Григория Просветителя, который ок. 305 г. стал первым епископом Армении. А через 15 лет св. Нине Грузинской удалось обратить в Христианство царя Мариана. Таким образом, христианизация Армении и Грузии — это почти одновременные и связанные между собой события. В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание Христианства. Эпоха гонений закончилась. Начался новый период истории Церкви. Период Вселенских Соборов (IV–VIII вв.) При Константине Великом и его преемниках Христианство становится религией, которую поддерживает государство. Обращение огромных масс вчерашних язычников способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Перевод Ветхого Завета на греческий язык подготовил эллинистический мир для восприятия Нового Завета. Ко времени появления христианства еврейская община в Александрии процветала. Одним из известных представителей диаспоры в Египте был Филон Александрийский (ум. ок. 50 г. по Р. Х.), греческий религиозный философ, выработавший аллегорический метод толкования текстов Ветхого Завета. Александрийские евреи имели в Иерусалиме свою синагогу. Тем самым они поддерживали связи с Палестиной и знали о земной жизни жившего там Спасителя. Из апостолов в Александрии проповедовали Варнава и Лука. Но традиционно основателем Александрийской Церкви считается св. апостол и евангелист Марк. Он прибыл в Египет примерно в 40/41 гг., проповедовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе. Он был первым епископом Александрии (ок. 42 – 62/63 гг.). Таким образом, Александрийская кафедра является одной из древнейших и имеет апостольское происхождение. До Второго Вселенского Собора она занимала второе место в ряду Христианских Церквей (после Рима). На рубеже I – II вв. в Александрии шла борьба между различными культами, религиозными сектами и христианством. Отмечается неоднозначность религиозной привязанности александрийцев. Со времени правления императора Септимия Севера (193 – 211) здесь начинаются массовые гонения на христиан. В 202 г., прибыв в Александрию, он издал декрет против христиан. По сравнению с другими территориями Римской империи, в Александрии гонение было самым свирепым и жестоким. Гонения на христиан продолжались при императорах Деции (249 – 251), Валериане (253 – 260) и особенно при Диоклетиане (284305). В эту эпоху происходили массовые казни христиан, число мучеников за веру измерялось десятками тысяч. Неслучайно «эру Диоклетиана», начавшуюся с первого года его правления (284), египтяне прозвали «эрой мучеников». Император Константин Великий (306 – 337) проявлял благосклонность к христианству. В 312 г. совместно с Лицинием (308 – 324) он издает эдикт о прекращении гонений на христиан, а в 313 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вмч. Никита. Мозаика в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1049–1055 гг. Вмч. Никита. Мозаика в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1049–1055 гг. Сохранилось в многочисленных греч. рукописях, самая ранняя из которых датируется XI в. (Ambros. D 92 sup.; см.: Catalogus codicum graecorum Bibliothecae Ambrosianae/Ed. A. E. Martini, D. Bassi. Mil., 1906. T. 1. P. 284-291). Мученичество имеет неск. редакций (BHG, N 1342y - 1346e), 4 из которых (BHG, N 1343, 1344, 1345, 1346) в кон. XIX в. были опубликованы В. М. Истриным по рукописям XII-XIV вв. В предисловии к изданию исследователь отметил, что все греч. варианты Мученичества различаются между собой наличием или отсутствием тех или иных деталей. Редакция BHG, N 1343 краткая, редакции BHG, N 1344 и 1346 более пространные. Главное отличие между редакциями заключается в описании последовательности пыток и обстоятельств смерти мученика ( Истрин. 1898. С. 27). Исследователи А. И. Кирпичников и А. Н. Веселовский указали на наличие связи между апокрифическими сказаниями о вмч. Георгии и Никите Никомидийском ( Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исслед. лит. истории христ. легенды. СПб., 1879. С. 47-48; Веселовский. 1880. С. 18-19). Возможно, образ Никиты и сказания о нем возникли в Никомидии, где святой якобы был похоронен рядом с др. мучениками, имена которых варьируются в разных редакциях апокрифического Мученичества. В одной из них (BHG, N 1346), в частности, упомянут мч. Фотий, пострадавший в Никомидии при имп. Диоклетиане (284-305) вместе с мч. Аникитой (пам. 12 авг.), чье имя созвучно с именем Никита. Вероятно, сходство имен и перенесение частицы мощей Н. в Никомидию могли спровоцировать возникновение легендарных сказаний о Никите Никомидийском ( Markovi . 2008. P. 29). Одним из наиболее веских аргументов для отождествления Н. и Никиты Никомидийского стал их общий день памяти - 15 сент., когда, согласно апокрифическому Мученичеству, был казнен Никита Никомидийский. В то же время в визант. и греч. церковных календарях память Никиты Никомидийского не обозначена.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИХАРИЯ Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) [греч. Επχαρις] († между 303 и 305), мц. Римская (пам. 27 сент.). Пространное Мученичество Е., написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось в рукописи ГИМ. Син. греч. 178 (XI в.). Во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305) Е. была схвачена и брошена в темницу. На 3-й день ее привели к правителю Кесарию, и она смело исповедовала Христа, обличая языческих богов. Палачи начали истязать ее. По молитве Е. из камня, на к-ром она стояла во время пыток, потек источник воды, и, видя это чудо, многие обратились ко Христу. Тогда правитель повелел 4 воинам катать по шее мученицы свинцовые ядра. Скончалась она, по словам Жития, «от огня и меча». По версии сказания о Е. в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), ангел Божий умертвил 4 воинов, к-рые били мученицу свинцовыми молотами; по наущению одного из советников Кесарий приказал отрубить Е. голову; сенатор Феликс похоронил останки Е., от к-рых впоследствии происходило множество чудес. Согласно краткому сказанию, содержащемуся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), Е. пострадала вместе с некой Гаианой и др. христианами «в городе римлян» (ν τ Ρωμαων πλει). Синаксис в честь Е. и пострадавших вместе с ней совершался в мартирии, посвященном им, в Гайтаноне (Γατανν). По мнению зап. исследователей, название города, где пострадала Е., могло означать «Новый Рим», т. е. К-поль (до 450). По сведениям Р. Жанена, в К-поле был построен мон-рь во имя Е., где хранилась глава мч. Каллистрата (пам. 27 сент.) и совершался ему синаксис. Мон-рь находился около ц. Спасителя у ворот Халка, однако точное расположение определить невозможно. Похвальное слово в честь Е. было составлено Константином Акрополитом в XIV в. В наст. время нет никаких сведений о местонахождении мощей Е. Ист.: BHG, N 2123-2124; ActaSS. Sept. T. 7. P. 478-479; MartRom. P. 419; PG. 117. Р. 73 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 83; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 227-228; ЖСв. Сент. С. 613. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Janin. Églises et monastères. P. 113; Επχαρις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 812; Aubert R. Epicharis//DHGE. T. 15. Col. 599; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 135. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/190107.html

В это жестокое гонение было много отпавших от христианства вследствие того, что в предшествовавшее ему спокойное время многие принимали христианство не по истинному убеждению, а ради личной выгоды. Вся тяжесть гонения первоначально обрушилась на предстоятелей Церкви, которые были опорой для христианских обществ. Многих из них Церковь ублажает как мучеников и исповедников. Некоторые из епископов, чтобы в тяжкое время не оставлять свою паству без пастырского руководства, удалялись на время из тех мест, где они жили, и издали управляли ими. Так поступили святители Киприан Карфа-генский и Дионисий Александрийский . А святитель Григорий Неокесарий-ский Чудотворец собрал всех пасомых и удалился с ними на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших. К счастью для христиан, гонения продолжались только около двух лет, – Господь хранил Свою Церковь . В конце 251 г. Декий Траян был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время утихло. § 15. Гонение на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах В 284 г. на императорский престол вступил Диоклетиан (284–305 гг.), с именем которого связано последние жестокое гонение на христиан, хотя лично он принимал в нем не особенно большое участие. Это был государь благоразумный, справедливый, поставивший задачей своего правления восстановить блеск Римской империи. Сознавая, как трудно одному управлять таким обширным государством, какова была в то время империя, на окраине которой производили постоянные набеги варварские народы, он в 285 г. выбрал себе соправителем одного из своих полководцев храброго Максимиана Геркула, которому поручил западную половину империи, с титулом августа. В 292 г. он избрал еще двух помощников в управлении, с титулом кесарей, Констанция Хлора для Британии, Галии и Испании, и Галерия для Иллирии. С последним Диоклетиан вступил в родственную связь, отдав ему в замужество свою дочь Валерию. Что касается самого Диоклетиана, то в продолжение почти двадцати лет своего правления он не преследовал христиан, хотя лично был приверженцем языческой религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010