Глава 6. МОЛИТВА ИИСУСОВА, ИЛИ УМНАЯ МОЛИТВА 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания В основание умной молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» большинство подвижников «Добротолюбия» оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении умной молитве, по словам святого Симеона Солунского , богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов , аскет Никифор и многие другие 283 . Наилучше же написали о ней Духом водимые богоносные отцы наши Каллист, бывший патриарх Царствующего града, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив о ней учение духовное, высокое и богомудрое 284 . Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ); другой – что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» ( 1Ин.4:2 ); а апостол Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго!» ( Мф.16:16 ). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде 285 . Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 6. Третье миссионерское путешествие Третье миссионерское путешествие – самое продолжительное по времени и самое богатое драматическими событиями из всех путешествий апостола Павла. Оно длилось около пяти лет и завершилось в Иерусалиме. 1. Галатия, Фригия и «верхние страны» Первая часть нового путешествия Павла вмещается в скупые строки книги Деяний: «И, проведя там 284 несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» ( Деян. 18:23 ). Далее следует отступление, касающееся пребывания Аполлоса в Эфесе, после чего говорится, что Павел, «пройдя верхние страны, прибыл в Ефес» ( Деян. 19:1 ). О каких областях идет речь, и каков был маршрут Павла? Из Антиохии он должен был направиться в сторону Тарса – своего родного города. Можно предположить, что там Павел сделал остановку. Далее он шел по городам Южной Галатии – тем же, которые посетил в ходе первого миссионерского путешествия и еще раз в ходе второго. 285 На это указывают слова «утверждая всех учеников». To есть Павел не осваивал новые земли и не создавал новые общины, а посещал те, которые уже были созданы ранее. Под «верхними странами», очевидно, следует понимать гористую местность, которую Павел и Тимофей должны были пересечь. Точная идентификация этой местности является предметом споров: одни указывают на долину Меандра, 286 другие – на долину Цеста. 287 Целью этого долгого и трудного путешествия был Эфес, который Павел кратко посетил в ходе предыдущего миссионерского путешествия и куда обещал вернуться ( Деян. 18:20–21 )/ Эфес был одним из крупнейших городов Римской империи, по количеству населения уступавший лишь Риму, Александрии и, возможно, Антиохии Сирийской (население Эфеса составляло, по разным подсчетам, от 200 до 400 тысяч человек 288 ). Это был крупный центр коммерции и торговли, Иосиф Флавий называет его «главным городом в Асии». 289 Здесь располагался храм Артемиды – один из крупнейших храмов в мире, в четыре раза превышавший по размерам афинский Парфенон. От него в настоящее время остался только фундамент. Зато сохранился амфитеатр, вмещавший 24 тысячи человек. 290 Даже в наше время Эфес, от которого сохранились лишь румны, представляет собой величественное зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава седьмая. Мильтиад Предание церковное из всех апологетов второй половины второго века менее всего знает о Мильтиаде 279 . Мы знаем только трех доевсевианских писателей, упоминавших о Мильтиаде; сочинения двух из них дошли до нас только в извлечениях Евсевия, который, сверх своего обыкновения, не позаботился сохранить имена этих двух писателей, упоминавших о Мильтиаде. Кроме них, с Мильтиадом знаком Тертуллиан 280 . Он поставляет апологета в хро-нологическом порядке между св. Иустином и св. Иринеем и отзывается о нем неприязненно („ecclesiarum sophista»), ибо Мильтиад был решительный противник монтанизма 281 . Мильтиад – это единственный (кроме Афинагора) из известных нам греческих апологетов христианства II в., о котором Евсевий не делает никакого упоминания в своей „Хронике». Произошло это, по всей вероятности, оттого, что Юлий Африкан , „Хроникой» которого Евсевий пользовался при составлении своей „Хроники», не знал апологета Мильтиада. В V-й книге „Церковной Истории» (гл. 17) Евсевий говорит, „что и писатель Мильтиад написал книгу против вышеозначенной ереси (т. е. монтанизма); приводя некоторые слова монтанистов, он (не Мильтиад, но анонимный антимонтанистический малоазийский писатель) прибавляет: „это нашел я в одном сочинении, направленном против творения брата нашего Мильтиада, в котором он доказываете что пророк не должен провещать в исступлении, и представил их слова в сокращенном виде». – Мысль, что пророк не должен говорить в исступлении (экстазе), сколько известно, не была провозглашена до Мильтиада. И св. Иустин, и Афинагор думали об этом предмете иначе 282 . В этом Гарнак видит великое значение Мильтиада. „Он первый, говорит критике провозгласил в церкви II в. новую теорию о сущности истинного профетизма, – теорию, которой древнейшие апологеты еще не знают” 283 . Второе, приводимое Евсевием, свидетельство о Мильтиаде принадлежит перу римского писателя 284 . Этот анонимный писатель между прочим старается опровергнуть утверждение артемонитов, будто их христология господствовала в Риме в продолжение всего II-ro в. Он пишет: „Они (артемониты) говорят, что все древние мужи и даже апостолы приняли и учили так, как сами (артемониты) ныне учат, что истинная проповедь сохранялась до времени Виктора, который был тринадцатый от Петра римский епископ, и что истина была обезображена при его преемнике Зефирине. Слова их были бы, быть может, и вероятны, если бы не опровергались, во первых, божественным писанием, во вторых, сочинениями некоторых братий, появившимися до времени Виктора и написанными в защищение истины против язычников и против бывших в то время ересей: я говорю о книгах Иустина, Мильтиада, Татиана, Климента и многих других, которые все Христа называли Богом” 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Григорьево. Церковь Воздвижения Креста Господня. бывшая Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не позже 1892. Ссылки:   Адрес: 601535 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Григорьево (поселок ж/д станции Заколпье), ул. Центральная Координаты: 55.507418, 40.97174 Проезд: С северной окраины райцентра Гусь-Хрустальный, со стороны Владимира, пересекаем объездную дорогу и выезжаем от неё на восток по указателю " Золотково " . Через 9км правый поворот на юг без указателя и 18 км до ж/д станции " Заколпье " и с. Григорьево. Церковь находится на главной улице с восточной сторон ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С северной окраины райцентра Гусь-Хрустальный, со стороны Владимира, пересекаем объездную дорогу и выезжаем от неё на восток по указателю " Золотково " . Через 9км правый поворот на юг без указателя и 18 км до ж/д станции " Заколпье " и с. Григорьево. Церковь находится на главной улице с восточной стороны поселка, тянущегося вдоль железнодорожных путей. Рядом с церковью домик Почты 601535 с адресом на фасаде " ул. Заречная, 1а " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшой, уютный, побеленный известью храм в стиле провинциальной эклектики стоит на главной улице станционного посёлка. Выглядит невысоким, приземистым за счет того, что в советское время утрачены главы основного объема и колокольни. Церковь действующая. При открытии вновь переосвящена новым наименованием Крестовоздвиженская. Старое наименование церкви – Троицкая. Точная датировка строительства храма достаточным образом не исследовалась, поэтому в Каталоге госорганов охраны памятников он числится периодом строительства 2-я половина XIX в. Церковь имеет лёгкую металлическую ограду собственной территории. Трапезная имеет печное отопление. Общее состояние сооружения удовлетворительное. Церковь Воздвижения Креста Господня. Единоверческая. 1 престол. Первая деревянная церковь построена в 1879 г. старообрядцем Стефаном Борисовым. Новая каменная построена в 1892 г. на собранные средства. Приход в 1898 г.: 254 м. 284 ж. Церк.-прих. школа.

http://sobory.ru/article/?object=04023

Дата и место рождения О. доподлинно неизвестны; вероятно, он род. ок. 256 г. в Испании. О его семье сведений не сохранилось. Упоминаемое свт. Исидором Севильским сочинение О.- послание сестре, посвященное восхвалению девства,- не дошло до нашего времени ( Isid. Hisp. De vir. illustr. V 6). Ок. 295 г. О. был рукоположен во епископа Кордубы ( Athanas. Alex. Hist. arian. 42; см.: De Clercq. 1954. P. 79). Он присутствовал на общеиспан. Соборе в Эльвире (Илиберрисе; вероятно, ныне Гранада), что явствует из сохранившегося списка участников (Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona; Madrid, 1963. P. 1), а также из ссылки самого О. на 21-й канон Эльвирского Собора в его выступлении на Сардикийском Соборе в 343 г. (11-й канон в греч. версии, 14-й - в латинской). Дата проведения Эльвирского Собора неизвестна. Исследователи расходятся в вопросе о том, был ли данный Собор созван до ( De Clercq. 1954. P. 87-103; Duval, Pietri. 1995. P. 145) или после ( Dale. 1882. P. 12-45) гонения на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310). Во время гонения О., вероятно, открыто исповедал свою веру и подвергся притеснениям от властей, т. к. в послании имп. Констанцию II он называл себя исповедником ( Athanas. Alex. Hist. arian. 44). Неизвестно, находился ли он в заключении и применялись ли к нему пытки. Не вполне ясны также обстоятельства знакомства О. с имп. Константином Великим. Возможно, О. сыграл какую-то роль в обращении Константина в христианство ( Opitz H. G. Die «Vita Constantini» des «Codex Angelicus» 22//Byz. 1934. Vol. 9. P. 557-558). В нач. 10-х гг. IV в. О. становится одним из важнейших советников императора по религ. вопросам. По поручению Константина Великого он составил список служителей Кафолической Церкви в Африке, к-рым император направил денежные средства ( Euseb. Hist. eccl. X 6. 2). Затем он принимал участие в донатистском споре, поддержав еп. Цецилиана Карфагенского и его сторонников ( Aug. Contr. ep. Parmen. I 5. 10). По утверждению донатиста Пармениана, О. призвал Константина Великого казнить раскольников; по др. сведениям, он, напротив, советовал императору прибегнуть к более мягким наказаниям (Ibid. I 8. 13). Возможно, именно в этот период О. был по неизвестным причинам осужден испан. епископами, но оправдан епископами Галлии. По мнению блж. Августина, испан. епископы также признали его невиновность (Ibid. I 4. 7). О. адресован закон имп. Константина (321), санкционирующий практику освобождения рабов в церкви в присутствии епископа (CTh. IV 7. 1).

http://pravenc.ru/text/2581605.html

Епископ Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 305). Источник. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 305). Источник. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 305). Источник. ...Управлять служителями – подлинная сеть пагубы. Жестоких владык они всегда ненавидят, а богобоязненных бесстыдно попирают; к злым неснисходительны, добрым неблагопокорны, но на тех и на других дышат неразумным гневом. А сверх того надобно заботиться об имуществе, всегда иметь на плечах кесарево бремя, переносить сильные угрозы сборщика податей; потому что подать, возрастая с имением, унижает для людей цену самой свободы, а на устах лежат узы. Надобно проводить время среди волнений многолюдного собрания, близ высоких седалищ, с которых решаются людские распри, надобно выслушивать громкие возражения противника, или по закону терпеть скорби в запутанных сетях. Вот бремя, вот труд! А злые берут преимущество пред добрыми; блюстители законов могут быть куплены той или другой стороной. И если злой имеет у себя больше достатка, то он и лучший. Кто же с такими людьми, без помощи Божией, избежит множества лжей и хитросплетений? Ибо необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце, подобно как приближающийся к злому дыханию истребительного огня носит на себе печальные знаки или пламени, или дыма (свт. Григорий Богослов , 15, 283–284). Источник. ...Получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 8). Источник. Не всякому, кто бы то ни был, должно... желать себе епископства, а только тем, которые в жизни управляются Павловыми законами. Посему, если усматриваешь в себе оную строгость жития, с радостью приступай к восхождению на такую высоту. А если нет у тебя оной, пока не приобретешь, не касайся неприкосновенного; опасайся приближать вещество к истребляющему его огню (прп. Исидор Пелусиот , 60, 72). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В приходе: часть г. Епифани, Караблина слобода, Конная слобода, Рождественская слобода. Приход образован в 1764 г. после упразднения Успенского мужского монастыря, приписанного к Пройковой Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии. Время построения каменной церкви не установлено. Два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделе - в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 283-284 Успенская церковь стоит на холме, который издревле зовется Федосьино городище. По преданию, это название связано с именем Феодосия Печерского, основавшего Киево-Печерский монастырь. Один из монахов этого монастыря пришел однажды на берег Дона и устроил иноческую обитель, назвав ее по имени своего наставника. Так же сохранилось предание, в котором говорится об игумене Епифании, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе над иноверцами. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить. Предание это легло в основу версии о происхождении названия данной местности. Первое упоминание об Успенском монастыре в документах относится к 1628 году. В писцовых книгах говорится, что в 1609 году монастырь на Федосьином городище разграбили и разорили крымские татары. С того времени монастырь длительное время пустовал и был возрожден лишь в 1650 -х годах, когда здесь поселился Дионисий Муромцев со своей братией. Успенский приход являлся наиболее малочисленным и бедным в Епифани. Состоятельные прихожане старались жертвовать на украшение и благоустройство храма. В 1811 году старанием священника Иоанна Никитина на пожертвованные средства в Тихвинском приделе был установлен новый резной иконостас, отремонтирована ризница. В 1835 году на средства помещицы Цвеленевой храм был полностью оштукатурен внутри, заново расписан и покрыт железом. В 1850 году на средства другой помещицы Хотяинцевой вокруг храма была выстроена каменная ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02140

Закрыть itemscope itemtype="" > Министр культуры Владимир Мединский предложил Общественной палате разработать новый учебник по литературе 06.03.2013 284 Министр культуры Владимир Мединский предложил Общественной палате разработать школьный учебник литературы, воспитывающий «глубокий и спокойный патриотизм» и «гордость за нашу многонациональную страну» и формирующий «ценности крепкой традиционной семьи», пишет Лента.ру. Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев подтвердил данное Общественной палате поручение и заявил, что в ведомстве согласны с этими предложениями. В курсе литературы, по словам председателя комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павла Пожигайло, предлагается поставить под особый контроль изучение творчество Александра Островского, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Виссариона Белинского и Михаила Салтыкова-Щедрина. «Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения», — заявил Пожигайло. Поведение героев, по его словам, следует определять как «правильное» и «неправильное». В качестве примера «неправильного» поведения Пожигайло привел Катерину из «Грозы» Островского, покончившую с собой, а в качестве «правильного» — Татьяну из «Евгения Онегина», которая вышла замуж и, по мнению члена ОП, была счастлива. «С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти», — резюмировал Пожигайло. Он предложил перевести изучение Николая Гоголя и Федора Достоевского из средней школы в старшую и изучать их параллельно, зная при этом Новый завет. «Это писатели будущего, обладающие провидческим даром», — заметил председатель комиссии. Пожигайло интерпретировал «Ревизора» Гоголя не как высмеивание чиновников, а как «мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи». По его мнению, «в этом смысле» Хлестаков является Антихристом. Кроме того, Пожигайло считает необходимым исключить из школьной программы «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, так как «дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу» писателя. «Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, " пусть ребенок почитает " , — это неправильно», — заключил Пожигайло.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/06/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова 05.08.2023 840 Время на чтение 3 минуты Фото: naslednik.cerkov.ru Сегодня, в праздник Почаевской Божией Матери (1675), мы чтим память мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305), прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001), сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75), сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938), отмечаем праздник иконы Божией Матери, именуемой " Всех скорбящих Радость " (с грошиками) (1888). Сегодня мы вспоминаем известного проповедника и церковного писателя, видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея Владимира Игнатьевича Востокова , скончавшегося 5 августа 1957 года. Он родился 11 июля 1868 года в семье сельского священника. Окончив Московскую Духовную семинарию и академию в 1891 г. Владимир был рукоположен во иерея. В скором времени о.Владимира прославился на всю Москву как выдающийся проповедник. Он был законоучителем детей будущего обер-прокурора Св. Синода А.Д.Самарина, а Великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила его быть лектором при ее Марфо-Мариинской общине милосердия. Кроме того, о.Владимир проявил себя как яркий публицист (он являлся редактором-издателем духовно-литературного ежемесячника " Отклики на жизнь " , общественно-литературной газеты " Рассвет " (позже - " Славянофил " ) и журнала " Живая беседа " ) и активный борец за народную трезвость. За свою борьбу против Г.Е.Распутина, в 1913 г. Востоков был выслан из Москвы в Коломну, затем служил в тюремной церкви г.Клина. В канун революции о.Владимира перевели в Уфимскую епархию. Февральскую революцию Востоков первоначально приветствовал, но вскоре стал раскаиваться в своих заблуждениях, и уже на Поместном Соборе Православной Российской Церкви выступил с монархических позиций. Пришедших на смену Временному правительству большевиков о. Владимир также первоначально поддержал, увлекшись идеей " крестьянской и рабочей власти " , полагая, что власть будет именно таковой, когда ее удастся вырвать из рук " ожидовившейся " аристократии. Однако, разочаровавшись и в большевиках, стал выступать с горячими проповедями против советской власти, за что был объявлен ею " вне закона " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/05/od...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3422 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010