Во многих случаях из-за утраты в последующие годы оригиналов приобрели значение первоисточника опубликованные в «М. е. в.» церковно-исторические документы: составленный в 1747 г. еп. Иеронимом (Волчанским) «Реестр монастырей и церквей Греко-Российской веры, в разные времена на унию насильно отнятых» (1889. 14/15. С. 184-195), «Материалы по истории Могилёвской епархии» (1890. 20/21. С. 200-212; 25. С. 306-311; 29/30. С. 434-439; 31/32. С. 474-480; 1891. 20. С. 220-223; 28/29. С. 322-327), собранные Горючко «Материалы для истории церквей Могилёвской епархии кон. XVIII и нач. XIX ст.» (1902. 12/13. С. 176-182; 14), «Материалы для истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 гг.» (1903. 1/2. С. 8-15) и «Документы к истории Могилёвской Духовной семинарии 1758-1810 гг.» (1907. 20-24). Картину местной религиозной жизни дополняют этнографические статьи: «Суеверия простого народа и борьба с ним пастырей» свящ. С. Бекаревича (1884. 1. С. 1-10), «О суевериях и предрассудках в современной народной жизни» В. Саульского (1887. 24-27), а также «корреспонденции с мест». В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы дидактические и методические материалы для народных и церковноприходских школ; отчеты о состоянии и деятельности Об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Могилёвской ДС (1905-1914), Могилёвского правосл. Богоявленского братства (1905-1914), учебных заведений епархии, Миссионерского об-ва; журналы, постановления съездов и собраний духовенства и др. В 1924-1927 гг. в Могилёве издавался обновленческий «Белорусский православный вестник». Офиц. епархиальное издание было возобновлено в 1990 г. в виде рубрики «Известия по Могилёвской епархии» на страницах еженедельной областной газ. «Могилёвские ведомости» 1-9), с 1991 г. выходят «Духовно-просветительное и информационное издание Могилёвской епархии», первоначально в виде газеты, с 2002 г. в виде журнала. Лит.: Андреев. Христианская периодика. 106, 412; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епарх. ведомостей, издававшихся в Беларуси во 2-й пол. XIX и нач. XX ст.: Канд. дис./Минская ДС. Жировичи, 2004. Ркп.; Опиок Т. В. «Могилёвские ЕВ» о событиях 1905 г. в России//Bechik 2005. 2/3(21). С. 13-18; она же. «Могилёвские епархиальные ведомости» о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг.//Романовские чт.: Сб. тр. междунар. науч. конф. Могилёв, 2005. С. 91-94; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епарх. ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010.

http://pravenc.ru/text/2563896.html

. Если «цари» здесь, как полагают, означают «царства», то под первым царством, подчиненным Антиохом IV, надо разуметь птолемеевский Египет (1Мак 1:16-19), вторым – Армению (Полибий. Всеобщая история, 21.34), третьим – Иудею (Дан 8:9; 11:22; 1Мак 1:20). Вспомним, однако, в 7:8 говорится, что «небольшой рог» исторг «три из прежних рогов», то есть из числа десяти. Это затрудняет отождествление трёх рогов с царствами, подчиненными Антиохом IV. Впечатление такое, что речь идет о «десяти царях» – Селевкидах, предшественниках Антиоха IV, трёх из которых он будто бы уничтожил (!?). Удовлетворительное решение этой загадки ещё не найдено. . Имеются в виду эдикты Антиоха IV в 167 г., направленные против иудаизма Мак 1:41-42; Иосиф Флавий. Древности, XII 5.4). . Т.е. три с половиной года: 167-164 гг. до н. э., что составляет вторую половину седмины, указанной в 9:27. См. также 12:7. . Читай: «небесные судьи», так же как и в 7:10. . РСП: «… Которого (=Всевышнего) царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему (=Всевышнему)». . Отсюда оригинальный текст вновь следует на древнееврейском языке (иврите). . Упоминание о Валтасаре здесь – анахронизм. В правление Валтасара область Элам (Сузиана) не находилась в составе Вавилонии, и, по-видимому, подчинялась Мидии. См. Юсифов, 1968. С 88. . У греков и римлян: Евлей (Плиний Старший. Естественная история, 6.27), современный Карун. . В кумранских отрывках Книги Даниила: «большой овен» (4QDana; 4QDanb). . Ср. Быт 31:11-13. . См. далее: 8:20. В Мидо-Персидской державе сначала мидяне, а затем персы (с 550 г. до и. э.) держали главенство. . См. 8:21. Ср. Авв 1:6. . Поединки между зверями давно уже служили образами войн и сражений. Так, Плутарх рассказывает о небесном видении: бое двух огромных козлов, предвещавшем столкновение армии Суллы с войсками марианцев во время Гражданской войны в Риме 83-82 гг. до н. э. (Сулла, 27). . См. 8:22. . Антиох IV Эпифан, так же как и в 7:8, 24-25. . Имеются в виду походы Антиоха IV в Египет (170 и 168 гг.), в Армению (165 г.) и в Палестину, «прекрасную [страну]» (169 г.). Ср. 11:16, 41.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Родился в 1895 году. Окончил Олонецкую духовную семинарию, прошёл 4 курса Казанского университета по филологическому факультету. Пострижен в монашество. В сане иеромонаха исполнял должность священника Введенского собора г. Петрограда. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 2/VIII-1923 г. хиротонисан во еп. Бийского. С августа 1924 г. – еп. Коломенский, вик. Московской епархии. С 31/XII-1924 г. – управляющий Свердловской епархией. С 7/VIII-1925 г. – управляющий Нижне-Тагильской епархией. С 5/ХI-1925 г. – управляющий Ставропольской епархией на Кавказе. С 19/IV-1926 г. – управляющий Пятигорской епархией. С 27/VII-1926 г. – управляющий Нижне-Тагильской епархией. В 1926 году постановлением Священного Синода от 3/VIII был утверждён заместителем председателя Уральского Окружного Церковного Управления. 24/VIII того же года постановлением Св. Синода постановление от 3/VIII с. г. отменено. От Уральской области присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. Упоминается еп. Костромским. С 29/IV-1931 г. – еп. Семипалатинский. С 1932–1933 гг. был архиеп. Псковским и Порховским и вскоре был уволен на покой. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4; 12–13. С. 6, 13; 1931. 5–6. С. 14. Церковное обновление. 1925. 2. С. 15; 5, 6, 7. С. 59. ФАОС дело 63. Кат-АМ 291. Кат-ЯВ 236. С. 117–118. Кат-ЕС 2. С. 18, п/п 109. Дополн. к Каг-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 989.] Родился в 1898 г. Окончил Олонецкую духовную семинарию. В 1916 г. окончил 4 курса философского факультета Казанского университета. В 1917–1921 гг. служил в Красной Армии. В 1921 г. принял монашество. 27/ХI-1921 г. рукоположен во иеромонаха во Введенском соборе Петрограда. С 1922 г. в обновленческом расколе. 02/VIII-1923 г. хиротонисан во еп. Бийского. Возведен в сан архиепископа. С 31/XII-1924 г. – архиеп. Свердловский. С 07/VIII-1925 г. – архиеп. Нижне-Тагильский и Верхотурский. С 05/XI-1925 г. – архиеп. Ставропольский. С 19/IV-1926 г. – архиеп. Пятигорский. С 27/VII-1926 г. – архиеп. Нижне-Тагильский и Верхотурский. С 01/III-1927 г. – настоятель Входо-Иерусалимского кафедрального собора г. Нижнего Тагила. С 1929 г. епархией не управлял. С 17/III-1930 г. – архиеп. Костромской. С 29/IV-1932 г. – архиеп. Семипалатинский. С 31/VIII-1932 г. – архиеп. Псковский и Порховский. С 22/XI-1933 г. за штатом. С 20/IV-1934 г. – архиеп. Троицкий и зам. председателя Челябинского Митрополнтанского управления. С 17/Х-1934г. – архиеп. Курганский. 03/IV-1935 г. обновленческим руководством отстранён от управления епархией, но остался в Кургане.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

100 Имеются в виду эдикты Антиоха IV в 167 г., направленные против иудаизма Мак 1:41–42; Иосиф Флавий. Древности, XII 5.4). 101 Т.е. три с половиной года: 167–164 гг. до н. э., что составляет вторую половину седмины, указанной в 9:27. См. также 12:7. 103 РСП: «… Которого (=Всевышнего) царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему (=Всевышнему)». 105 Упоминание о Валтасаре здесь – анахронизм. В правление Валтасара область Элам (Сузиана) не находилась в составе Вавилонии, и, по-видимому, подчинялась Мидии. См. Юсифов, 1968. С 88. 109 См. далее: 8:20. В Мидо-Персидской державе сначала мидяне, а затем персы (с 550 г. до и. э.) держали главенство. 111 Поединки между зверями давно уже служили образами войн и сражений. Так, Плутарх рассказывает о небесном видении: бое двух огромных козлов, предвещавшем столкновение армии Суллы с войсками марианцев во время Гражданской войны в Риме 83–82 гг. до н. э. (Сулла, 27). 114 Имеются в виду походы Антиоха IV в Египет (170 и 168 гг.), в Армению (165 г.) и в Палестину, «прекрасную [страну]» (169 г.). Ср. 11:16, 41. 115 Еврейский термин С«СС? Л 8С2? («сонм небесный») обозначает как звезды, так и небесных существ, божеств или ангелов. 119 Септ, и Вульг.: «2300 дней, вечеров и утр». Под «вечерами и утрами» естественно понимать сутки (ср. Быт. 1:5,8,13  и др.), и тогда 2300 суток составят 6 лет и 3 месяца с лишним. Некоторые толкователи помещают этот промежуток времени от 142 г. Селевкидской эры (171 г. до н. э.), когда был отстранен первосвященник Ония III, до 148 г. Селевкидской эры (164 г. до н. э.), когда Иуда Маккавей очистил Иерусалимский храм. – Петровский, 1910. С. 56. Однако этот отрезок времени не совпадает ни с 3,5 годами, указанными в 7:25, ни с семилетьем-седминой в 9:27. По другой версии, под «вечерами и утрами» надо понимать полусутки, то есть всего 1150 дней, которые составляют примерно три с половиной года, указанные в 7:25. См.: ЕЭ, 1908. Т. VI. Стлб. 942.; Collins, 1984. Р. 336. Однако, если здесь все же имеются в виду полусутки, то такое обозначение времени надо признать очень нетипичным для библейского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Скачать epub pdf 11. Александр I Павлович, император и самодержец всероссийский сын императора Павла I Петровича от второго брака с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 г; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии – часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.; открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.). Вел войны с Наполеоном – в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией – в 1804–1813 гг. (Ленкорань); с Турцией – в 1806–1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией – в 1808–1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне (см. 90). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Исаак благославляет Иакова. Мозаика собора Санта-Мария Нуова в Монреале, Сицилия. Между 1183 и 1189 гг. Исаак благославляет Иакова. Мозаика собора Санта-Мария Нуова в Монреале, Сицилия. Между 1183 и 1189 гг. Часть I, разделы 1-7. 1. Начало. Рождение И. как предзнаменование конфликта между И. и Исавом (25. 19-34). 2. Отношение с коренным населением (26. 1-22). 3. Получение благословения (27. 1-40). 4. И. бежит от Исава (27. 41 - 28. 5). 5. Видение ангелов и Господа (28. 10-22). 6. Прибытие в Харран: Рахиль, Лаван (29. 1-30). 7. И. приобретает детей (30. 1-24). Поворотный момент: сразу после рождения Иосифа И. намеревается вернуться в Харран. Часть II, разделы 8-14. 8. И. приобретает имущество (30. 25-43). 9. Возвращение из Харрана: Рахиль, Лаван (31. 1-55). 10. Встреча с ангелами Божиими (32. 2-3). 11. И. идет навстречу Исаву (32. 3-32). 12. Возвращение благословения (33. 1-20). 13. Отношение с коренным населением (34). 14. Завершение: И. и Исав погребают своего отца Исаака (35). Разд. 1. Подобно Сарре и Рахили, Ревекка долгое время оставалась бесплодной. По молитве Исаака Ревекка зачала 2 сыновей, которые боролись в ее утробе. От Господа Ревекке возвещается, что от нее произойдет 2 народа, причем больший будет служить меньшему. Первым рождается Исав, а затем, держась за его пяту (  ), появляется И. (   - однокоренное со словом «пята», в этом стихе содержится основание для народной этимологии его имени). В кратком описании братьев заметно их буд. противостояние: Исав был искусным охотником, И.- «человеком кротким, живущим в шатрах» (25. 27); Исав - любимец отца, И.- матери. Заканчивается этот раздел рассказом о том, как голодный Исав пренебрегает своим первородством и продает его И. за хлеб и чечевичную похлебку. Разд. 2. Основные события этого раздела (переселение Исаака в Герар; инцидент с Ревеккой, к-рую Исаак выдал за свою сестру и к-рая чуть не стала наложницей Авимелеха, царя Герара; история конфликтов из-за колодцев, закончившаяся союзом между Исааком и Авимелехом) имели место до рождения близнецов. Изложение этих событий прерывает хронологию рассказа об И., что обусловлено хиастической структурой (в параллельном 13-м разделе ч. II также рассказывается об отношении с местным населением) и развитием повествования. Дважды в 26-й гл. (стихи 2-5, 24) сообщается о явлении Исааку Господа, Который подтверждает, что на потомстве Исаака исполнится клятва, к-рую Господь дал его отцу Аврааму: «Умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» (ст. 4). Именно И., младший из сыновей, станет наследником этих обетований.

http://pravenc.ru/text/200151.html

4) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 1817. Сборник (л. 27–64 об.), 50-е годы XVI в. Филигрань: Гербовый щит под розеткой, под которым в картуше дата 1548 г. – Брике, 1183 (1550–1553 гг.). В заголовке имя митрополита не указано. Вторая часть имеет название: «Слово на пренесение мощем святых новоявленых чюдотворець». 5) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 67 (1 ). Сборник (л. 120–136), 50– 60-е годы XVI в. Филигрань: два варианта руки под пятиконечной звездой, на ладони литера В-типа Брике, 11246 (1553 г.), 11250 (1570 г.). Предисловие отсутствует. Вторая часть носит название: «Слово на принесение мощем святых Феодора и Давида и Констянтина». 6) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 582. Сборник (л. 325 об. – 374), 50–60-е годы XVI в. Филигрань: Сфера под звездой – типа Брике, 13996 (1553–1555 гг.). В заголовке имя митрополита не указано. 7) ГИМ, Чудовское собр., 326. Сборник (л. 37–73 об.), кон. XVI в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове буквы DB – типа Брике, 12873 (1596 г.). Копия списка ЯМЗ, 15483. 8) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 281. Сборник (л. 452– 468 об.), 20-е годы XVII в. Филиграни: Гербовый щит со львом под короной – типа Дианова и Костюхина, 867 (1594–1604 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем, на тулове буквы РВ и полумесяц – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.), Гераклитов, 531 (1626 г.). Предисловие отсутствует. В Сказании о чудесах описаны только первые четыре чуда. 9) РНБ, собр. А. А. Титова , 4042. Сборник (л. 84–92 об.), сер. XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры ID – Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.). Текст содержит первую часть (без предисловия) и вторую (без дублирующего рассказа о приезде архиепископа Трифона в Ярославль). 10) РНБ, собр. А. А. Титова , 3585. Сборник (л. 31 об. – 50 об.), нач. XVIII в. Предисловие отсутствует. Вторая часть заменена текстом редакции Великих Миней Четьих. Вторая группа: 1) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 383. Сборник (л. 31– 80), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVI в. Филигрань: Сфера под звездой с буквой М – Брике, 14067 (1556–1559 гг.). В заголовке имя митрополита отсутствует. Название второй части: «Месяца марта в 5 день. Слово на принесение мощем святых новоявленных чюдотворець Федора и Давыда и Констянтина». В Сказании о чудесах 12-е чудо отсутствует, а 11-е и 13-е чудеса переписаны из Переработанной редакции (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1771, 1785, 1809 и 1828 гг. восстания и мятежи в М. приводили к гибели бейлербеев либо их заместителей. Йезиды, населявшие горные зоны эялета и окр. Синджар, и араб. племена пустынь (прежде всего шаммар) отказались повиноваться османским властям. Только Индже-Байрактар-оглу Мехмед-паша (1834/35-1843), отстранив от власти с санкции султана Махмуда II последнего из аль-Джалили, Яхья-пашу, подчинил курдских беев Равандуза, Амадии и Акры и ввел в М. рекрутскую повинность, обустроив правительственные здания и казармы. Тем не менее местные знатные семьи (Сабунджи и др.) в значительной степени сохранили свои позиции, хотя в 1850/51-1878 гг. М. подчинялся сначала Вану, а затем Багдаду. По оценкам путешественников XIX в., христиане составляли примерно 1/5 населения города (к 1913 - от 4 до 4,5 тыс. чел.; см.: Wilmshurst. 2000. P. 205-207). Административная реформа 1879 г. восстановила Мосульский вилайет, в состав к-рого вошли Киркук, Эрбиль и Сулеймания. В османскую эпоху для М. сохранилась значимость транзитной торговли пряностями и кофе (из Аравии), железными и кожаными изделиями, а также мукомольного производства. Европейские путешественники отмечали частые столкновения на конфессиональной почве среди как мусульманской, так и христ. части жителей. По данным османского чиновника Мехмеда Хуршид-эфенди (1849), население казы (округа) М. (имеются в виду, очевидно, налогоплательщики) составляло 19,5 тыс. мусульман (в этнолингвистическом отношении выделялись полукочевники-бэдауи, оседлые-хыдри и туркоязычные жители окрестностей Ниневии), 6,6 тыс. зиммиев и 2,5 тыс. йезидов. За четверть века, предшествовавшую первой мировой войне, население М., включая значительные иноверческие общины, почти удвоилось. Если перепись мужского населения 1881-1883 гг. зафиксировала 31,5 тыс. чел., из которых 27,8 тыс. мусульман, 2,8 тыс. христиан (в основном католиков, очевидно, включая халдеев, но также протестантов и армян) и 0,7 тыс. иудеев, то ежегодник вилайета за 1890 г. оценивает общую численность жителей в 60 тыс., из к-рых 5 тыс. христиан и 1 тыс. иудеев (отмечалось также наличие халдейской, восточносирийской и иудейской школ, патриаршего подворья и 13 церквей и мон-рей), а согласно переписи 1906-1907 гг., все население вилайета насчитывало 54,4 тыс. чел., из них 43,8 тыс. мусульман, 5,7 тыс. христиан (католиков, яковитов, халдеев, протестантов, армян), 2,8 тыс. йезидов и 2,1 тыс. иудеев. Ежегодник вилайета за 1912 г. сообщает о 36,7 тыс. только муж. населения (из них мусульман 29,2 тыс.).

http://pravenc.ru/text/2564238.html

667 См. выше, VIII, 3, 5. 668 Из Иеремии (Иер 37.21; Иер 38.13:28) следует, что Седекия не вернул свободы пророку 669 Возможно, здесь название местности искажено, так как по другим источникам оно неизвестно. 670 Это случилось в 582 г. до н.э. Египтяне выдали упомянутому выше разрушителю Иерусалима Набу-зер-иддину укрывшихся в стране 745 иудеев. 671 В основу рассказанного в этой главе легли данные Четвертой книги Царств (4Цар 25.22) и Книги пророка Иеремии (Иер 52.16; Иер 40.1—16; Иер 41.1 — Иер 43.7) 672 В основу рассказанного положено содержание Книги пророка Даниила (Дан 1.1—20; Дан 2.1 — Дан 3.100 и Дан 4.1—34) 673 Мегасфен — советник Селевка I Никатора (311—281 гг. до н.э.), в 90-х гг. III в. до н.э. был отправлен послом к индийскому царю Чандрагупте (греч. Сандракотту), оставил описание Индии, сохранившееся только частично, главным образом у Страбона. Сведения о походах Навуходоносора у Мегасфена вымышлены и не подтверждаются документальными источниками. 674 В древности так именовалась вся Африка. 675 В этом случае синоним Испании. 676 Это, вероятно, Диокл Пепарефский, живший не позже III в. до н.э. (Перев.) 677 об этом писателе, кроме сказанного здесь, ничего неизвестно. (Перев.) 678 В Четвертой книге Царств (Дан 25.27) и Книге пророка Иеремии (Иер 52.31) — «Евиль-меродах», вавилонское Авиль-Мардук (562—560 гг. до н.э.), старший сын Навуходоносора II. 679 Нериглиссар (560—556 гг. до н.э.), халдей по происхождению, военачальник, выше упоминался как один из полководцев, штурмовавших Иерусалим в царствование Навуходоносора II. Совершил покушение на Авиль-Мардука, последний был убит. Был женат на дочери Навуходоносора II. Правил не сорок, а всего четыре года. 680 Это Лабаши-Мардук, был отстранен от власти сторонниками вавилонской знати. 681 Это Набонид; правил с мая 556 по октябрь 539 г. до н.э. 682 Здесь явное недоразумение: Дарий не мидянин, а представитель персидского царского рода Ахеменидов и правил намного позднее Кира. 683 Приведенные здесь слова — из арамейского, а не из греческого языка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Хотя И. В. и получил в Риме права на иудейский престол, правителем Иудеи по-прежнему оставался Маттафия Антигон, поставленный парфянами. И. В. предстояло отвоевать дарованное ему царство. Несмотря на помощь Рима, путь к престолу оказался долгим: коронованный в кон. 40 или в нач. 39 г., реальную власть он сумел обрести только летом или осенью 37 г. (о проблемах датировки завоевания Иерусалима см.: Ibid. P. 160. Not. 31), после 3-летней войны, во время которой погиб его младший брат Иосиф ( Ios. Flav. Antiq. XIV 15-16; Idem. De bell. I 15-18). Эта война могла продлиться гораздо дольше, поскольку Маттафия Антигон, последний хасмонейский царь, пользовался поддержкой не только парфян, но и местного населения. Но на помощь И. В. снова пришел Марк Антоний, по приказу которого к Иерусалиму из Сирии выступили рим. войска под командованием наместника Сирии Соссия. После захвата в 37 г. Иерусалима И. В., собрав все драгоценности, бывшие у жителей города, дал взятку Соссию и его солдатам, тем самым избавив город и храм от разграбления. Маттафия Антигон был низложен и увезен в плен в Антиохию, а затем по настоянию И. В. казнен ( Idem. Antiq. XIV 16. 2; Plut. Antonius. 36; Dio Cassius. Hist. Rom. LV 22). Вместо него на иерусалимский престол римляне возвели своего ставленника, сына Антипатра, И. В. Царствование И. В. обычно делят на 3 периода: 1) консолидации власти (37-27 гг.); 2) относительного благополучия (27-13 гг.); 3) внутрисемейных трагедий и государственного упадка (13-4 гг.) (периоды датируются по-разному, но 3-частное деление признается всеми исследователями; Schürer . 1973. Vol. 1. P. 296). Консолидация власти В начале царствования И. В. столкнулся с неск. противниками. Прежде всего ему предстояло наладить отношения с настроенными против него иудеями. Одним из наиболее сильных его противников была храмовая аристократия - саддукеи , составлявшие большинство в синедрионе. Придя к власти в Иерусалиме, И. В. казнил 45 наиболее знатных членов синедриона, поддерживавших Маттафию Антигона и Хасмонеев. С одной стороны, этот акт стал местью за некогда устроенный над ним суд ( Ios. Flav. Antiq. XIV 9. 4), с другой, что гораздо более важно, этой казнью И. В. лишил синедрион главенствующей роли в управлении гос-вом. И. В. не упразднил совет полностью, но оставил лишь суд (ср.: Efron. 1987. P. 287-338). После низложения Маттафии Антигона казнь аристократов стала еще одним этапом в его борьбе с Хасмонеями.

http://pravenc.ru/text/674087.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010