Архимандрит Порфирий вывез с Афона ряд древних рукописей и их фрагментов, которые впоследствии поступили в государственные рукописные собрания. Так, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге хранятся 2 фрагмента дохиарских рукописей, принадлежавших ранее архимандриту Порфирию: 1) Иоанн Лествичник , Лествица. Отрывок. 1272 г. Пергамент. С пометой Порфирия (Успенского) . По предположению В. Н. Бенешевича из рукописи монастыря Дохиар. 45 (2719). (Публичная Библиотека, греческое собрание 340; 2) Евангельские чтения. Отрывок. 1276 г. Пергамент. Из рукописи монастыря Дохиар. 13. Помета Порфирия Успенского : «Из рядового Евангелия 1276 г. Дохиар». Лист наклеен на картон. Собрание Порфирия Успенского. Публичная Библиотека, греческое собрание. 310) 398 . Кроме того, в бумагах епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им по завещанию в Академию Наук, находились материалы, имевшие отношение к Дохиару. Во второй рукописной книге «Афонских актов», состоящей из 745 листов, на страницах 269–481 изложено содержание актов Дохиара: 1 55 греческих актов (1038–1664 гг.), из которых половина представлена только в изложении содержания и иногда довольно кратко; некоторые из этих актов даны византийскими императорами: Михаилом Палеологом, Иоанном Палеологом (5 актов) и сербским царем Стефаном Душаном (2 акта); 2 «Стихиры Пресвятой Богородице, Скоропослушной Дохиарской чудотворной иконе» (стр. 476–477); 3 Помощь России Дохиару 399 . Больше возможностей для работы с дохиарскими манускриптами имелось у П. И. Севастьянова, который сделал в этой обители ряд фотографий с целого ряда рукописей, представлявших особый интерес для дальнейшего исследования. Из того рукописного наследия П. И. Севастьянова, которое осталось после его кончины, можно отметить некоторые из тех фотоснимков, которые относятся к Дохиарской обители: 1 Из пергаментного Четвероевангелия, XI в. (8 листов). 2 Из пергаментного сборника Четьих-Миней, ноябрь месяц, XI–XII вв., содержащий, в частности, жития и изображения Андрея Первозванного и Климента Римского (35 листов). Рукопись украшена 18-ю миниатюрами, снятыми на фотографии дважды: в уменьшенном виде вместе с текстом и отдельно, в натуральную величину.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

250 Опись 1626 г. Ч. 1. С. 58, 59, 60; Шумилов 1971. С. 89. 169, 171; С. 90. 172, 173; С. 92. 180; С. 94. 185, 186; Духовные и договорные грамоты. С. 473. 265 ПСРЛ. Т. 43. С. 227. Об авторе см.: Макарий, архим. Старец Мисаил (Сукин)//Макарий, архимандрит 2006. С. 407–412. 266 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 76; Ч. 2 С. 418. См. также: ПСРЛ. Т. 8. С. 285–286; ПСРЛ. Т. 29. С. 20; ПСРЛ. Т. 34. С. 23. 267 ПСРЛ. Т. 43. С. 232. Прориси миниатюр из Лицевого летописного свода, на которых изображено погребение Великого князя Василия III, см.: Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI вв. М., 2004. С. 38, 42. 276 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 423. 279 Антонов A.B. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря к. XIV – нач. XVII вв.//Русский дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. С. 430. 305 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 28; РИБ. Т. 31. С. 58; Послания Ивана Грозного. СПБ., 2005. С. 33. 318 Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (к. XV–XVI вв.). М., 1977. С. 316. 320 Хрестоматия по древнерусской литературе/Составитель Н.К. Гудзий. М., 1973. С. 265–267; Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси. М., 1978. С. 225–227; О, Русская земля! М., 1982. С. 318–319; ПЛДР: К. XV – 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 520–533; Сатира XI–XVII вв. М., 1987. С. 268–270; Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 269–279; Сказания православные. Древнерусская духовная литература. Т. 3: XVI–XVII вв. М., 2004. С. 58–569; БЛДР. Т. 9: К. XV – 1-я пол. XVI в. С. 360–371. 322 Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 201. 334 Калайдович К., Строев П. Описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке графа Ф.А. Толстого. М., 1825. С. 310. 149. 338 РГБ, Волоколамское собр. 490; Гаврюшин Н.К. Митрополит Даниил – редактор «Диалектики»//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 357–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

л. 182. Мес. того же 30, Слово похвално св. и всехвал. апостолу Иакову Зеведеову, брату св. Иоанна Богослова. Нач. Изначала учинися в естестве человек паче инех желателнийше сродства любовь. л. 193. Мес. маиа 10, Слово похвално св. апостолу Симону Зилоту. Нач. Изначала в древних убо девьства вещь малыми зело и не от многих исправляема бе. л. 202 об. Мес. июня в 11 день, Слово похвално свв. апостолам Варфоломею и Варнаве. Нач. Наста убо днесь, о празднолюбци, священная память божеств. апостол Варфоломея и Варнавы. л. 213 об. Мес. того же 19, Слово похвално св. апостолу Июде, брату Господню по плоти. Нач. Якоже сстроение различных брашен тело питаеть и укрепляеть. л. 222 об. Мес. того же 30, на собор божеств. Апостол 12-ти (Слово) похвалное св. всехвал. врховным богопроповедником. Нач. Многа упражнениа требуеть, начинаа и повести слагати или похвалити что. л. 240. Мес. августа в 9 день, Слово похвално св. апостолу Матфею. Нач. Многа апостольскиа благодати чюдеса, велика тех дарованиа пучина. л. 247 об. Мес. того же в 21 день, Слово похвално св. апостолу Фаддею. Нач. Отнелиже убо испаде естество рода человеча от блаженаго пребываниа божественаго рая, смертию осудися. л. 255 об. Маия 8, иже в святых отца нашего Иоана, архиеп. Констянтинаграда, Златоустаго (Слово) похвално иевангелисту Иоанну Богослову. Нач. Пакы нам от небес прииде един и великий Богослов Иоанн. См. 83 л. 93. л. 263. В тойже день Прокла архиеп. Коньстянинаграда (Слово) похвалное св. апостолу Иоанну евангелисту. Нач. Друзии убо благовестници еже по плоти родословие Господа и Бога нашего сказаша. Там же л. 90. л. 269. Блаженнейшаго Симеона Метафраста воспоминателно Слово на праздник св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Нач. Яко не много от ангел разликует человек. л. 295 об. Слово вспоминателн о о св. апостоле Фоме, списано убо блаженым Семионом Метафрастом. Нач. Древле убо на земли житие свершающе Апостоли и поднебесную обтекающе, нечестием порабощеным свобожение проповедаша. л. 310 об. Еуфимиа патр. терновскаго (Слово) похвалное св. великим и равноапостолным царем Константину и Елене. Нач. Солнца светлейше настоящее тржество всех просвещающе мысли и душа веселящи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

16 .    Distinctiones definitionum, 211–16. 17 .    Theodori Byzantini quæstiones cum solutionibus Maximi, 215–28. 19 . Tomus dogmaticus ad Marinum presbyterum, 227–46. 20 . De qualitate, proprietate et differentia ad Theodorum, presbyterum, 245–60. 21 .    De substantia et hypostasi, 259–64, 265–68. 22 .    Contra unam in Christo voluntatem, 267–70. 23 .    Capita decem de duplici voluntate ad orthodoxos, 269–74. 24 . Testimonia Patrum (diversæ definitiones), 275–86. Disputatio cum Pyrrho, 287–354. Epistolæ 1–45, 363–650. Ad Anastasium epistola, 90, 131–4. ANASTASIUS DISCIPULUS MAXIMI. Ad epistolam Maximi, 90, 133–4. Ad collegium monachorum calaritanum, 133–6. ANASTASIUS APOCRISIARIUS. Epistola ad Theodosium et testimonia Patrum [Hippolytus contra Beronem et Heliconem], 90, 175–88. Syllogismi, 187–94. ANASTASIUS SINAITA. Hodegus, 89, 36–310. De operationibus, 1281–4. Contra Diaetetum, 1283–4. In Sergium Grammaticum, 1285–6. JOANNES VI CP. Epistola ad Constantinum papam, 96, 1415–34. GERMANUS I CP. Epistola ad Armenios, 98, 135–46. JOANNES DAMASCENUS. Contra Jacobitas, 94, 1435–1502. De natura composita contra Acephalos, 95, 111–26. De duabus voluntatibus, 127–86. Adversus Nestorianos, 187–224. Responsio ad Severianos, 225–28. Fragmenta, 411–16. PETRUS MANSUR(?) De corpore et sanguine Christi, 95, 401–12. ANDREAS CRETENSIS. Iambi ad Agathonem, , 97, 1437–44. THEODORUS ABUCARA. Opuscula, 97. 2 . Confutatio Jacobitarum, 1469–92. 4 . Epistola Thomæ patr. Hieros. de Christo secundum Chalcedonense ad Armenios hæreticos, 1503–22. 11 . Adversus Nestorianum in illud Data est mihi omnis potestas, 1533–6. 12–13. Interrogationes 1–2 ad Nestorianum, 1535–8. 14 . Dialogus cum Nestoriano de Theotoco, 1537–40. 15 . Dialogus cum Nestoriano de vocabulo Christo, 1539–40. 23 . Christum hominem factum esse verum Deum, 1553–6. 29 . Cum Nestoriano disputatio, 1575–80. 30 . Cum Jacobita disputatio, 1579–82. 33 . Dialogus, cum Nestoriano, 1583–6. De unione et incarnatione, fg., 1601–60. JOANNES NICÆNUS. Contra Armenios I (Vel Isaac), 132, 1155–1218.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В своем сочинении Н. выразил национальные и религ. взгляды, отражающие политическую ситуацию в Грузии XII в., несмотря на то что прямо он нигде не называет имени св. Тамары. Р. Г. Сирадзе связал символику «чести женщин» со Светицховели, основываясь на использованных Н. богородичных эпитетах, к-рые в своем слове «О рождестве Богородицы» рассмотрел прп. Андрей Критский («Дом Бога», «Храм Бога», «Святой Храм», «Сион»). По мнению Сирадзе, через эти символы Светицховели мог олицетворять Богоматерь ( Сирадзе. 1992. С. 134). Сочинение открывается философско-богословскими рассуждениями (по мнению Кекелидзе, основанными на «Шестодневе» свт. Василия Великого) о Божией силе и мудрости, в контексте чего представлены история обращения грузин и историческая миссия груз. народа. Джавахишвили обратил особое внимание на рассуждения Н. о характере грузин и греков и пришел к заключению, что Н. больше импонировали греки, к-рые «никогда не оставляют без внимания даже небольшие явления и описывают их, не предавая забвению бездны». Грузины же из-за своей беспечности «многое потеряли». Особенно Н. выражал беспокойство по поводу того, что грузины «не имели традиции исследовать философские вопросы» и не были искусны в красноречии ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 48). С т. зр. Джавахишвили, Н. «ставил целью восполнить этот пробел... хотел создать новое историко-философское направление в грузинской литературе» ( Джавахишвили. 1977. Т. 8. С. 402). Переводы Известно, что Н. также был переводчиком. Ему принадлежат переводы мн. сочинений прп. Максима Исповедника : это письмо эпарху Георгию (Кут. 14, XVII в. Л. 172-182 об.; НЦРГ. А 234. Л. 85-153 об.), «О молитве «Отче наш»» (Кут. 14), труды прп. Максима богословского характера (НЦРГ. A 711, 1785 г. Л. 57-60 об.; S 1350, 1794 г. Л. 63-121 об.; A 1206, XVIII в. Л. 44-58); различные краткие трактаты преподобного против монофизитов и монофилитов (Кут. 14. Л. 1-150), его эпистолярные, полемические и догматические сочинения (Кут. 14. Л. 150-152, 166-168 об., 168 об.- 182 об., 182 об.- 185 об., 185 об.- 188 об., 188 об.- 190, 216-218, 224-224 об., 226-227 об., 228-251, 251-251 об., 252 об.- 253 об., 255 об.- 257 об., 267-269, 270-278, 280 об.- 297 об., 302-303, 303 об.- 310 об.; НЦРГ. A 1206, XVIII в. Л. 1-60, 218-221, 224 об.- 226, 253-254, 254-255, 257 об.- 261, 261-263) и др. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 322; Габидзашвили. Переводная гимнография. 2012. Т. 6: Каноника. Догматика-полемика. С. 193, 200, 202-203, 205, 229, 231-237, 242, 243, 247, 265, 275, 276, 278-279, 285, 289). Исследования последних лет дают основания полагать, что часть переводов была Н. приписана.

http://pravenc.ru/text/2566054.html

79 (Собр. А. В. Горского), 37, л. 48). Почерком слуги Иосифо-Волоколамского монастыря дьяка Дмитрия Лапшина писан текст на л. 175–259 об. Л. 260–421 переписаны другим, хотя и очень похожим, почерком, здесь же начинается и иной счет тетрадей. Тем не менее, все три части сборника Вол., 490 написаны одновременно. Во всех частях встречаются одинаковые филиграни: 1) Литера Р под трилистником имеется в первой части (л. 37) и во второй; 2) Перчатка под короной с 8 фестонами имеется в первой части (л. 44–47) и последующих (л. 176, 182, 195, 198, 208, 213, 217, 264–268, 273–276 и др.); 3) Перчатка под короной с 9 фестонами имеется в первой части (л. 48) и других (л. 177–181, 183–185, 191–193, 197, 199–203 и др.). Митрополит Даниил, написавший первую часть (л. 2–174), произвел исправления в тексте второй и третьей частей (л. 226, 269 об., 270, 278 об., 283 об., 284, 285 об., 310, 332 об., 344, 350 об., 353, 359 об., 381, 388 об., 400). Таким образом, запись на л. 421 об.: «В лето 7051 написана бысть книга сия в дом Пречистои, во Иосифов манастырь», – вполне может быть отнесена ко всем трем частям сборника Вол., 490 609 . Преподобныи и блаженыи сеи Еуфимеи рождением и воспетением Нижняго Новаграда гражданин, паче же реку вышняго Иерусолима гражданин, благочестиву и хрестиану родителю, отца богобоязнива и матере благоговенныи ветвь благоуханиа. Велми же 611 любяста его родители и вдаста его на учение святых и божественых душеполезных писании. Блаженныи же отрок сердечною радостию послушаа родитель своих, с великим прилежанием учя божественая писаниа, с сверьстникы 612 своими не прикасаяся детьскым 613 играм, но зело любляше молчяние и часто к Божиим святым церквамъ хождааше. И любляше стояти, уединяся, в церкви в темне угле, дабы с ним не беседовали о мирьских и тленных мимотекущих, и внимаше глаголаниа псаломъская и чтениа святых и божественых апостол, наипаче же Павловым посланием. И слыша глаголюща: «Братие, не дети бываите умом, но злобою младеньствуите, умы же съврьшении будите».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

306 Вып. III. Утреня Великой Пятницы и Великой Субботы. В изд. 2-м прибавлена и вечерня Великого Пятка. Вып. IV. Богородичные двунадесятые праздники (СПб., 1913, 230 стр.). Вып. V. Служба на дни двунадесятых праздников Господских (СПб., 1913). (Вып. I. Стихиры, тропари, кондаки, ирмосы и другие тексты воскресной и праздничных служб. Молитвы. Вып. II. Акафисты на каждый день седмицы (тоже с объяснением трудных мест). СПб., 1912). 309 Автор пользуется одесским изданием (1911 г.) греческого Евхология «γκλπιον λειτουργικν». См. ЧОЛДП, 1917, I – III, с. 37–48. 310 (1841–1909). Магистр XXVII курса (1863–1867) СПбДА. О нем: Родосский. Словарь, с. 264–269. «Церковный вестник», 1909, 7, с. 218. Некролог (принадлежащий прот. А. Надеждину) «Памяти прот. Д. Т. Мегорского». «Церковные ведомости», 1909, 30, с. 1397–1401. 313 «Церковные ведомости», 1909, 30, с. 1400. Дело о рукописях прот. Д. Мегорского, содержащих замечания по сличению славянского и греческого текстов книги Триодь Постная. Началось в 1911 г. по I столу VI отделения. ХЧ, 1911, V, с. 647–648, прим. 314 Например, Сенатов В. (Г.) Новая церковно-книжная реформа. «Слово Церкви», 1915, 19, с. 443–445 315 Официальная записка «Об издательском Совете». «Церковные ведомости», 1913, 18–19, приб., с. 798 316 Страгородский (1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси, большой знаток и любитель богослужебных книг (личные воспоминания автора), ежедневно вычитывавший службы по ним, творец многих акафистов, например, препп. Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам (1907), иконе Божией Матери «Умиление», напечатанного в «Сергиевских листках», Париж, 1933, 7 (69), с. 15–20. О нем см. Патриарх Сергий и его духовное наследство, изд. Московской Патриархии, 1947. Митр. Елевферий. Неделя в Патриархии (впечатления и наблюдения от поездки в Москву). Париж, 1933, с. 82. 319 (1863–1937). О нем см., например, 35-летие ученой деятельности проф. Н.И.Глубоховского. София, 1925, особенно с. 57; Цоневски И.К. Тридесят години Духовната Академия в «Годишник на Духовната Академия св. Климент Охридски», т. V (XXXI), София, 1956, с. 493–494, 516–519.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

   Лин (67—79).    Анаклет (79—90).    Климент (90—99).    Еварист (99—107).    Александр (107—116).    Ксист (Сикст) I (116—125).    Телесфор (125—136).    Егин (136—140).    Пий (140—154155).    Аникита (154—155166).    Сотир (166—174).    Елевферий (174—189).    Виктор (189—199).    Зефирин (199—217).    Каллист (217—222).    Урбан (222—230).    Понтиан (230—235)    Антер (235—236)    Фабиан (236—250).    Корнелий (250—253)    Луций I (253—254).    Стефан I (254—257).    Ксист (Сикст) II (257—258).    Дионисий (258—268).    Феликс (269—274).    Евтихиан (275—283).    Гаий (283—296).    Марцеллин (296—304).    Марцелл (308—309).    Евсевий (309—310).    Мильтиад (311—314).    Сильвестр I (314—335).     Александрийский епископ. Христианство в Александрии было проповедано евангелистом Марком (Еве. Ц. И. II, 16). Отсюда христианство распространилось по Клименту (Strom. VI, 18, 167) κατα θνος και κμην και πλιν πασαν. Естественно и свободно мало-помалу образовался церковный округ, центром которого была Александрия. С течением времени, на почве вспомоществования слабым общинам своего округа и благодаря другим обстоятельствам, округ этот окреп еще более и Александрия фактически сделалась главою всех христианских общин Египта и сопредельных стран. Опираясь на высшее положение своей общины, Александрийский епископ фактически делается главою всех христианских общин всего Египта, Ливии и Пентаполя. С течением времени власть из фактической превращается в правовую. Епископ Александрийский делается митрополитом Египта и соединенных стран. Первым достоверно единоличным епископом Александрии был Димитрий (188—239 г.). По сообщению Евтихия (IX b.), Димитрий посвятил трех епископов, а его преемник Иракл (230—246 г.) уже 20. Вместе с тем Димитрий старался поднять значение епископской власти путем ослабления могущественного пресвитериата. Средством для этого являются Соборы. Он первый понял их значение для усиления своей власти и воспользовался ими против Оригена. Постепенному возрастанию и авторитету Александрийской Церкви помогло существовавшее в Александрии училище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

630. Сборник богослужебныи , в четвертку, без конца, 380 лл., полууставом XVIII в., с черными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. Состав: последования: вечерни, часов, утрени, павечерниц: великой, средней и малой, полунощниц: вседневной, субботней и воскресной; молитвы на сон грядущим; тропари, богородичны и ипакои воскресные, тропари, богородичны и кондаки дневные, богородичны и крестобогородичны «на осмь гласов иже глаголются по тропарях на вечерни и на утрени по гласу тропаря»; начало келейному правилу; шестнадцать канонов (221– 346 об.), из них два на разлучение души от тела: первый – творение Андрея Критского , второй – Иоанна, епископа евхаитского (269 об.–281 об.) и восемь общих за умерших 1–8 гласов (298–346 об.); восследование о усопших (347 355 об.); начало малыя вечерни по вся субботы и воскресная служба 1-го гласа. 631. Сборник богослужебный , в четвертку, 318 лл., полуставом нескольких почерков XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Чистые листы: 57 и 145. Состав: 1) келейное правило и отпусты во всю седмицу (1–6 об.); 2) устав о христианском житии, о поклонах и коленопреклонениях (7–15); 3) месяцеслов праздников великих, средних и малых (15–25 об.); 4) о молитве домашней како достоит лишившимся службы соборныя исправляти за всю церковную службу молитвами или поклонами или псалтырею, о келейном правиле (25 об.–26); 5) последования: вечерни, павечерниц: великой, средней и малой и келейного правила (26–75 об.); 6) святаго Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и к трудолюбствующим к еже спастися, та же живущим в мире к мужем же и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех (76–78); 7) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю (78– 82 об.); 8) часословец церковный ночную службу и дневную исправляти иже в Иерусалиме лавры святаго Саввы (83–144 об.); здесь за утренними молитвами последования: полунощниц: вседневной, субботней и воскресной (83–105 об.); утрени и первого часа (105 об.–114); часов: 3, 6 и 9 с почасиями (почасие 6 часа неполно) и чина изобразительных (115–144 об.); 9) последование церковного пения и собрания вселетного от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного (146–303 об.); 10) тропари и кондаки воскресные (304–306 об.); 11) тропари и кондаки дневные и несколько других (306 об.–310 об.); 12) величания (311– 315 об.); 13) отпусты на праздники всего лета (316–318).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существуют совр. живописные и графические повторения портрета П. (2016, худож. М. Мироненко), иллюстрации к ее Житию (живописный образ «Явление прп. Серафима Саровского блж. Пелагии», 2018, Мироненко). Ее портрет изображен на стене кельи блж. Параскевы Дивеевской в композиции «Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Саровскую» в росписи Казанской ц. Серафимова Дивеевского мон-ря (2003-2004, Рылло и Шабалина). Лит.: Ковалевский А. Ф. Блж. Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря//ДЧ. 1889. 4. С. 418-442; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря/Сост.: архим. Серафим (Чичагов). М., 2002р; Зеленина Я. Э. Худож. мастерские Серафимо-Дивеевского мон-ря: Иконография и стиль произведений//Светильникъ: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2003. 1(2). С. 120, 123. Ил. 14; она же. О ранней иконографии прп. Серафима Саровского//Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография/Сост. Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 304, 310-311; она же. Произведения худож. мастерских Серафимо-Дивеевского мон-ря//«Российския державы славо и ограждение»: Прп. Серафим Саровский в ист.-культ. и худож. наследии России. М., 2015. С. 268-269. Кат. 183; Дивеевский правосл. календарь на 2011 г. [Дивеево, 2010]. С. 207; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). М., 2010. С. 60-61; Прп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель/Сост.: иерей Георгий Павлович. М., 2011. Вкл.; Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские/Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. Дивеево, 2015; Мозаики Благовещенского собора: Успенский храм. Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. Дивеево, 2018. Я. Э. З., Т. В. А. Рубрики: Ключевые слова: ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2579926.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010