263 более не препятствует и тому, чтобы плоть взлетала над низшей и свойственной себе природой и преобразовывалась в Божество и в высочайшую сущность. Но чем покорно угождать их неразумию, мы лучше будем прилежать к Божественным Писаниям. А поскольку и пророк говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ), и блаженный Гавриил запечатлевает прежде реченное и изъясняет Деве вышнюю волю, говоря: Не бойся, Мария, ибо вот, Ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему: —96— Иисус ( Лк.1:30–31 ), то будем веровать, что Еммануил истинно родился от жены и притом, мысля право, не станем отбрасывать блистательной и достойной удивления похвалы нашей собственной природы. 264 В самом деле, Единородный воспринял не Свою собственную природу – ведь тогда свойственное нам оказалось бы ничуть не в лучшем состоянии – и не ангельскую, но семя Авраамово ( Евр.2:16 ), как написано. Потому что так, а не иначе, возможно было спасти соскользнувший в тление [человеческий] род. А – И что? После этого разве не заслуживает изумления также и иное, 265 А – Ведь некоторые, чуть ли вовсе не распростившись с богодухновенным Писанием и вдавши свой собственный ум духам заблуждения (ср. 1Ин.4:6 ), дошли до такого безрассудства и ребяческой глупости, что думают, будто у Творца веков, со-вечного Богу Отцу Бога Слова, начало существования должно сопутствовать Его же рождению по плоти и воображают, что явился позднее Тот, Кто за пределами всякого века и времени, и будто в последние времена, времена вочеловечения, Бог стал Отцом, а Тот, через Которого всё, и в Котором всё словно бы смог прийти и к бытию, и существованию вместе с храмом от Девы. Так разве не устремились уже к жребию, превосходящему всякое зло, те, кто дозволяют себе такую отвратительную бабью басню и довели свой ум до такой крайней тупости? Воистину, гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и ( Рим.3:13–14 . Ср. Пс.5:10,139:3,9:2828 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

264// вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс 93, 17), — свидетельствует, что по развращению свободы он давно бы уже был в аду, если бы не был спасаем помощью и покровительством Божиим. Ибо Господом, а не от свободной воли утверждаются стопы такого человека. Когда он будет падать, не разобьется. Почему же? Ибо Господь поддерживает его за руку (Пс 36, 23, 24). Сказать яснее, ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность (Пс 36, 23, 24). Непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть, потому милость Господа подкрепляет его рукою Своею, чтобы иначе, подвергшись падению по слабости произвола, совершенно не погиб он в падении своем. глава 13 Устроение нашей жизни зависит от Бога И святые мужи никогда не надеялись собственным своим тщанием устроить тот путь, по коему надлежало идти, стремясь к полноте и совершенству в добродетелях, но всегда умоляли о том Господа: направь меня на истину Твою (Пс 24, 5), уровняй предо мною путь Твой (Пс 5, 9), укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти (Пс 142, 8). Другой же пророк свидетельствует, что он познал это не только верою, но и из опыта, из самой природы вещей: знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер 10, 23). И Сам Господь так говорит к Израилю: Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды (Ос 14, 9). глава 14 Знание закона сообщается от Бога И само познание закона не надеялись они приобрести только трудами чтения, но искали вразумления и просвещения от Бога, взывая к Нему: укажи мне, Господи, 265// пути Твои и научи меня стезям Твоим (Пс 24, 4). Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс 118, 18). Еще: научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс 142, 10). глава 15 Разум для познания повелений Божиих и расположение доброй воли даруются Богом Так святой Давид ищет у Господа вразумления, посредством которого мог бы познать заповеди Божий, и хотя уже знал их, как они написаны в книге закона, однако говорит: я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои (Пс 118, 125).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

264. Как направлять свое духовное усилие, чтобы оказывать мирное воздействие на ближних? Следует в самом себе развивать доброжелательство к каждому человеку. Надо приучиться находить и видеть в душе каждого ту сторону его натуры, которая особенно восприимчива к добру. Необходимо войти в круг интересов ближнего и приспособиться к его понятиям и склонностям. «... для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона» ( I Kop. IX, 21, 22 ). 265. Что значить усыновление всех людей, искупленных Крестной Жертвой Спасителя? Искупление Христом рода человеческого соделало каждого из нас оживотворенным. Это обозначает, что каждый способен получить обновление не потому, что для этого дан новый закон, а потому, что своею верою в Иисуса каждый может из раба Божия стать сыном Божиим. «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» ( Гaл. III, 21 ). «Ибо все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» ( Гaл. III, 26 ). «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Гaл. IV, 7 ). 266. Чего удостоился человек благодаря усыновлению Отцом Небесным? Человек обрел чрез усыновление неизмеримое блого в любви к нему Отца Небесного и с этим – возможность подлинно стать сыном Божиим. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Uh. III, 1 ). »Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Puм. VIII, 14 ). 267. Тогда, в чем награда, которую Иисус Христос назначил миротворцам? Труженики мира, сберегая в своей душе мир с Богом, принесенный Искупителем, умиротворяя человеков между собою и водворяя мир на земле, – всем этим становятся первыми, которые уподобились Спасителю. Потому что миротворцы этим уподоблением стали подлинно сынами Божиими, – их сердца исполнены духа Сына Божия и подобно Христу они будут взывать к Богу Отцу, в блаженстве, которое полностью всем другим еще не ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

45 . Поэтому, когда вы видите, что при одних и тех же обстоятельствах, которые, несомненно, общи для всех младенцев, воспринимающих наследственное зло (haereditarium malum) от Адама, одному даруется быть крещеным, а другому – не даруется, так что он умирает в этих узах [греха]; один крещеный оставляется в этой жизни, хотя Бог заранее знает о его будущем нечестии, а другой крещеный восхищается от этой жизни, чтобы злоба не изменила разума его 261 , – [итак, когда вы все это видите], относите это к тайным судам Божиим и не дерзайте на основании этого приписывать Богу несправедливость или неразумие, ибо у Него источник справедливости и мудрости. Как убеждал я вас в начале этого рассуждения, [так убеждаю и теперь]: ходите в том, чего достигли, а Бог откроет вам и все прочее 262 если не в этой жизни, то уж точно в иной, ибо нет ничего тайного, что не откроется 263 . Поэтому, когда вы слышите, как Господь говорит: Я, Господь, прельстил пророка того 264 , или апостол говорит: Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает 265 , то в отношении того, что [Господь] дозволяет быть прельщенным или ожесточает, думайте о злых заслугах [этих людей], а в отношении того, что Он кого-то милует, исповедуйте верно и несомненно благодать Божию, воздающую за зло не злом, но добром. Поэтому и фараона не должны вы лишать свободного решения на том основании, что Бог многократно говорит: Я ожесточил фараона, либо: Я ожесточил (или ожесточу) сердце фараоново 266 . Ведь это не значит, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Вот мы читаем о нем и следующее: когда удалены были от египтян песьи мухи, то, по слову Писания, фараон и на этот раз ожесточил сердце свое и не пожелал отпустить народ 267 . Поэтому и Бог ожесточил [сердце фараона] по Своему справедливому суду, и сам фараон по своему свободному решению. Итак, будьте уверены, что не напрасен будет труд ваш, если только пребудете до конца преуспевающими в своем добром начинании. Ибо Бог, Который [ныне] лишь тем, кого освобождает, не воздает по делам их, в будущем веке воздаст каждому по делам его 268 . Ведь и злом за зло воздаст Бог, поскольку Он справедлив, и добром за зло, поскольку Он благ, и добром за добро, поскольку Он справедлив и благ [одновременно], только злом за добро не воздаст, поскольку Он не несправедлив. Итак, воздаст злом за зло – [то есть] наказанием за несправедливость; воздаст добром за зло – благодатью за несправедливость; воздаст и добром за добро – благодатью за благодать 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4 . В Икономию (Домостроительство) спасения всех и вочленения ( νσωμτωσις) всех в тело Христово, Которое есть Церковь , без сомнения, входит и Христово схождение во ад , которое произошло за время от Его смерти на Кресте до славного Воскресения, то есть во время Его Пасхального тридневия 259 . Ибо, по апостолу Павлу, Господь Спаситель пришёл спасти всех людей, все роды, и те, до Его Воплощения и те, кто жил во время Его земной жизни и те, после этого, ибо для Него нет мёртвых. Потому апостол говорит: Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми ( Рим. 14:9 ) 260 . Христос Спаситель как Богочеловек сошёл «в преисподние места земли» и, воскреснув, «восшёл превыше всех небес, дабы наполнить все». Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам ( Еф. 4:8–10 ). По толкованию святого Иоанна Златоуста , Христос Своим сошествием во Ад «связал дьявола и одновременно смерть смертию своей, и всё (тамошнее) богатство, род человеческий, перевёл в (Свои) Царские ризницы. Это и апостол Павел показывает, говоря: избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол. 1:13 ) " 261 . И в другом месте божественный апостол высказывает то же самое, о том же спасительном Божественном событии: Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа ( Евр. 13:20 ) 262 . Господь, как Пастырь Добрый, Который ищет заблудшую овцу, то есть человека 263 , Сам, лично, посетил все места, где находился человек, и поэтому Он сошёл во Ад и освободил людей как адских пленников дьявола, чтобы всех людей соединить в единое Божие стадо Церкви, – да будет одно стадо и Один Пастырь 264 . В Церковь Христа, разрушителя Ада, входят все, то есть «и те, которые до пришествия Христа угодили Богу» 265 , и поколения, прежде жившие и покинувшие этот мир. Все переводятся через Пасху Христову, переводятся из Египетского плена в освобождение, в свободу Царства Божия, и соединяются в одно тело «под одной Божественной Главой – Христом, Божественный свет Которого бросает свои лучи и освещает все глубины веков и тысячелетий до Боговоплощения, а после него сила Его жертвы умилостивления и искупительной благодати Его простирается не только на современность и будущее до окончания времён, но и на далёкое прошлое, до Агнца, закланного от создания мира ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19–20 ) 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

II. «И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и дом полон славы Его. И серафимы стояли вокруг Его; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого: двумя закрывали лица свои, двумя закрывали ноги свои и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» – и прочее. Но чтобы и нам узреть видение Исаии, призовем Иисуса, давшего очи незрячим. Ведь Он может сейчас прийти и сделать так, чтобы мы пристально всмотрелись открытыми глазами в то, что было произнесено при чтении таинства 257 ; мы же обещаемся Ему не делать более тело Христа телом блудницы 258 и не творить дела, достойные плача. Пусть каждый из нас так обращается к Господу от сердца, и помолимся, чтобы и сейчас совершилось Его пришествие. Если не придет Иисус, мы не сможем рассмотреть эти [слова]. Я взываю, чтобы серафим был послан ко мне и очистил уста мои углем, взятым клещами; да что я говорю «уста»? – Исаия был свят, и у него очистились только уста, поскольку и провинился он только устами, то есть в слове. Я же не таков, чтобы мог сказать, что [лишь] уста мои нечисты, но боюсь, как бы не имел я и нечистое сердце, нечистые глаза, нечистые уши, нечистое лицо. Пока я во всем этом согрешаю, я весь нечист. Если я смотрю на женщину с вожделением, то уже прелюбодействую с ней в сердце своем 259 : вот нечистые глаза. Если из груди моей исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, лжесвидетельства 260 , то вот и нечистое сердце. «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благо!» 261 Но я боюсь, что ноги мои нечисты, потому что я устремляюсь ко злу. Простираю ко Господу руки мои 262 , а Он, возможно, отвращая лицо Свое, говорит: «Если прострете руки, отвращу лицо Мое от вас» 263 . Итак, кто меня очистит? Кто омоет ноги мои? Приди, о Иисус, ноги мои нечисты, стань слугой ради меня, налей воду Твою в Твою умывальницу, приди, омой ноги мои 264 . Я знаю, что говорю опрометчиво, но боюсь угрозы Говорящего: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

XXX. Военный подвиг Давида в земле Филистимской. XXXI. Смерть Саула. Последовательное чтение Первой Книги Царств Часть первая (гл. 1–4). Время правления первосвященника Илия Глава 1. Обстоятельства рождения пророка Самуила а) Две жены левита Елканы: любимая, но бесплодная Анна и Феннана (ст. 1–5). б) Скорбь и обет Анны при скинии в Силоме (ст. 6–11). в) Незаслуженный упрек от первосвященника Илия, и радостное предсказание (ст. 12–18). г) Рождение и воспитание Самуила (ст. 19–23). д) Исполнение обета над Самуилом его матерью Анной (ст. 24–28). Ст. 1. Был один человек из Рамафаим-Цофима… имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин… Яснее изложить родословие Елканы следует так: Елкана был сын Иерохама, Иерохам – сын Илия, Илий – сын Тоху, Тоху – сын Цуфа. Так надо понимать и в других местах Писания подобные родословия. Сначала ставится имя лица, о котором идет речь; потом следует имя его отца, деда, прадеда, прапрадеда и т. д. Названием Ефрафянин определяется только местожительство Елканы (Ефрафа, или Ефра – был город в колене Ефремовом); между тем, из первой книги Паралипоменон известно, что Елкана был левитского происхождения, из племени Каафова 264 . Таким образом, Самуил, при всей своей близости к скинии и личной святости своей, не имел священнического сана, поскольку сей сан принадлежал только роду Ааронову. Ст. 2. …У него (Елканы) были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана... Двоеженством Елканы не унижалось ли его левитское достоинство? Нет, не унижалось; ибо в ветхом завете было позволено законом иметь более одной жены 265 , отчасти, в силу всеобщего тогдашнего обычая, отчасти, в предупреждение наибольших зол, источником которых могли быть грубые и чувственные наклонности Израильтян. Брачный союз еще не был возвышен в ветхом завете на степень духовного и таинственного союза между двумя только лицами. Ст. 3. …И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом… В Силоме стояла скиния свидения еще со времен Иисуса Навина 266 , потому и нужно было Елкане туда ходить для жертвоприношений. Ходил же он туда, конечно, в дни главнейших Иудейских праздников (Пасхи, Пятидесятницы и Кущей), или, может быть, в один который-нибудь из них; ибо до построения храма Иерусалимского и до тех пор, пока Израильтяне не успокоились совершенно в земле Ханаанской, праздники еще не совершались правильным и законным образом. Во времена Соломона народ приносил еще жертвы на высотах, и сам Соломон делал это, пока не выстроил храма 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А другой св. апостол, тайнозритель Иоанн Богослов, раскрывает сущность этого отношения: святые на небесах молятся за живущих на земле. В откровении он видел Ангела, которому «дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ). В этом откровении заключены весьма важные мысли. Это: святые возносят множество молитв («множество фимиама»), возносятся молитвы всеми святыми («молитвами всех святых»), возносимые ими молитвы восходят к Богу, как благовонный фимиам («и вознесся дым фимиама»). Тот же тайнозритель видел, как пали пред Агнцем двадцать четыре старца, каждый из которых имел гусли и золотые чаши, наполненные фимиамом, «которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Веру святой Церкви в молитвы святых выразил Четвертый Вселенский Собор, составившийся из 630 отцов. В одиннадцатом заседании Собора записано: «Все почтеннейшие епископы и клирики Константинопольские сказали: вечная память Флавиану… Флавиан жив после смерти. Пусть он мученик молится за нас!» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. Казань, 1865, сс. 264–265). Поскольку же, святые молятся за нас, являются нашими помощниками и заступниками, то прославлять их и призывать их в своих молитвах и благочестно, и справедливо. Но как совместить с призыванием святых слова св. ап. Павла: «Един посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 )? He ведет ли ходатайство за нас святых к принижению ходатайства, – «посредничества», – Спасителя? – Здесь необходимо обратить внимание на выражение Апостола: «Предавший Себя для искупления всех». Сказав о ходатайстве Христа Спасителя, св. Апостол показывает, в чем надо видеть это ходатайство, – в избавлении, в искуплении. Христос действительно один Ходатай в жертвенном подвиге, но не в человеческих прошениях, молениях. Подтверждение правоты такого понимания можно видеть у того же Апостола, когда он просит живущих на земле, целые христианские общины, молиться за него (см.: Рим.15:30 ; Фес.5:25; Еф.6:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А также Он сказал через пророка: Вселюсь в них и буду ходить в них 261 . [Именно] в этом смысле следует тебе понимать слово, сказанное нашим Жизнодавцем. 12 . Теперь я покажу тебе, возлюбленный мой, что с каждым нашим праведным отцом, возносившем молитвы, пребывал Бог . Так, когда Моисей молился один на горе, был с ним Бог 262 . И хотя [Моисей] был один, он был услышан 263 . Прекрасно услышана была его молитва , и она успокоила гнев Божий. —61— И хотя Илия был один на горе Кармил, молитва его являла дивные чудеса 264 . Ибо молитва его заключила небеса 265 И развязала оковы [небес] 266 . Его молитва похитила из рук смерти И вызволила из Ада 267 . Его молитва искоренила нечистоту в Израиле И трижды низвела огнь: один раз на жертвенник 268 и два – на вельмож 269 . Огонь отомстил за него, когда сошел по его молитве. Помолился [Илия], упав на колени, и в тот же момент был услышан, а четыреста пятьдесят вопивших громким голосом не были услышаны, потому что призывали они имя Ваала 270 . Илия же, будучи один, был прекрасно услышан. Так же и Иона пророк, помолившись из Ада преисподнего, был услышан 271 . Хотя 272 и был он один, он был тотчас услышан и получил ответ. И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 273 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хотя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 274 . И хотя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 275 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты будешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Вой- —62— ди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твоему Небесному. Всё это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 276 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлевают прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 277 , но далеки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы также простим должникам нашим 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XIX. Космология Сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры. В.Н. Лосский §41 Творение мира из ничего – «ex nihilo» Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной бытия мира. В книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). В других текстах Священного Писания это утверждение неоднократно повторяется: «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них» ( Исх. 20:11 ); «сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» ( Деян. 14:15 ); «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» ( Деян. 17:24 ); «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ); «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём» ( Откр. 10:5–6 ). Эта истина, исповедуемая всеми христианами, что также зафиксировано в Символе веры , по выражению В. Н. Лосского , «подводит нас к тайне столь же бездонной, как и тайна бытия Божественного» 263 , поскольку, «чтобы допустить вне Бога и рядом с Ним что–то другое и от Него отличное, какой–то совершенно новый сюжет, также необходим «бросок» нашей веры» 264 . Учение о творении как переходе от абсолютного «ничто» к бытию неизвестно вне библейского повествования о происхождении мира. В античных космогониях мир появляется уже из чего–то, что ему предшествовало: будь то бесформенная материя, которую, созерцая вечные идеи, упорядочил Демиург 265 , или эманация Божественного 266 , в результате чего видимый мир носит характеристики какого–то изначального несовершенства, недостатка; либо есть концепции, рассматривающие возникновение мира с сугубо материалистической позиции 267 . Христианское учение о творении мира из ничего (ex nihilo) подчеркивает, что Бог не только создал видимый мир во всём многообразии форм (creatio secundo), но также сотворил первоматерию (creatio prima). Таким образом, Бог – Творец всего: и вещества, и формы. Свт. Василий Великий пишет: «Бог прежде, чем существовало что–либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не сущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010