Можно заметить, кроме того, что концепт симфонической личности имеет и ценные стороны, он может служить эффективным орудием аналитики социального бытия. У Карсавина мы найдем оригинальные производные понятия от «симфонической личности», напр., «социальные эфемериды» — многоединые социальные личности, возникающие, когда происходит «всякое взаимообщение двух или более индивидуумов — беседа или даже просто мимолетная встреча» . Так что, в итоге, следует полагать, что учение о симфонической личности заслуживает еще внимания и требует современного пересмотра. Заключение Учение Карсавина о личности — живой организм идей, гетерогенный как всё живое, соединяющий в себе творческие открытия, удачные и не слишком удачные новации, законченные теории и неосуществленные замыслы… Как явствует из нашего беглого обзора, то главное, что определяет его место в европейской персонологии, — это смелое возвращение в современный философский контекст древней, патристической и православной, теологической парадигмы личности. Следуя этой парадигме и отрицая за эмпирическим индивидом роль «первоисточника» личного начала, философия личности Карсавина оказывается противостоящей всему руслу европейского персонализма; однако, вопреки этому, плодотворность избранного ею пути сегодня уже доказана историей. Но можно отметить и определенный рубеж, на котором остановилось ее освоение парадигмы: она, как мы говорили, оставила в стороне, не вобрав в себя, те элементы теологической персонологии, что были внесены исихастской аскетикой и богословием Божественных энергий. Важнейший из этих элементов — энергийная онтология, определяющая характер Богопричастия человека и природу конституции личности, обретаемой человеком в Богопричастии. Карсавинской же онтологии присущ достаточно жесткий эссенциализм, в котором можно видеть и некоторое влияние католической мысли, впитанное в период углубленных занятий философа католическим Средневековьем. Именно этот эссенциализм и является причиной столь же жесткого социоцентризма, который мы видели в учении о симфонической личности: принятие принципа прямой энергийной причастности человека Личности-Ипостаси сразу сделало бы этот социоцентризм невозможным. Однако переход к энергийной онтологии есть рубеж, на котором остановилась и вся русская мысль Религиозно-философского возрождения и Серебряного Века. Преодоления этого рубежа достиг лишь следующий ее этап, на котором она стала неопатристическим и паламитским богословием. «ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА КАК АНТРОПОЛОГИЯ РАЗМЫКАНИЯ» «РУССКАЯ МЫСЛЬ»: Историко-методологический семинар РХГА (совместно с Институтом христианской мысли РХГА)2 июня 2009 г. Заседание ведет Ректор РХГА Дмитрий Кириллович Бурлака

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Ректор РХГА Дмитрий Богатырев выступил с сообщением о современных теологических программах конфессиональной направленности. Он отметил, что в РХГА преподают теологию уже тридцать лет. Специфика данного учебного заведения в том, что оно работает преимущественно с мирянами, а не готовит священнослужителей, чем занимаются духовные школы. Тем не менее, священники здесь учатся, повышают свою квалификацию (помимо теологии изучают религиоведение, психологию): " Священники, которые получают образование у нас, готовы к работе в мегаполисе, даже таком сложном, как Санкт-Петербург " . Дмитрий Богатырев подчеркнул, что без сотрудничества с епархией, без кадровой поддержки преподавателей духовной академии РХГА существовать не может. Он рассказал о кадровых обновлениях в вузе, привлечении молодежи к преподаванию, объяснил, что важна популяризация теологии, а не только наука для узкого круга людей.  Директор Института философии человека РГПУ имени Герцена, член экспертного совета по теологии ВАК профессор Роман Светлов рассказал о вариативности теологических программ в вузах на примере магистерской программы " Педагогическая теология " . Программа существует второй год, это фундаментальный проект по подготовке преподавателей ОПК. В этом году был конкурс - три человека на очное, два - на заочное. Задача - подготовить не теологов-теоретиков, а тех, кто будет работать с учителями и со школьниками. Роман Светлов подчеркнул, что программа располагает сильным преподавательским составом, есть преподаватели, заочно закончившие СПбДА. Владыка поделился воспоминанием, что в его школьные годы все учителя были атеистами: " Но когда я приехал в родное село в 1978 году, уже иеромонахом, первые, кто пришел креститься, были учителя, и первый клирос в открытом храме тоже состоял из учителей " . Проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап рассказал о межвузовских грантовых проектах по теологии. В этом году в СПбДА назначен специальный сотрудник, который осуществляет мониторинг грантовых проектов. Академия выиграла президентский грант, касающийся социальной и миссионерской практики, грант на развитие программы, посвященной изучению христианского Востока. Важно объединить усилие в направлениях научной, практической, издательской деятельности со светскими вузами и другими организациями. Отец Владимир подчеркнул, что студенты СПбДА участвуют в совместных программах со светскими вузами. " Нужно предлагать больше совместных грантовых программ. Чем больше серьезных организаций подают на грант, тем больше возможностей этот грант получить " , - сказал он.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Затем состоялась пленарная дискуссия, на которой выступили заведующая кафедрой психологии РГПУ имени Герцена  Елена Горшова; инициатор проекта " Чистые улицы Петербурга " , бывший председатель Комитета по молодежной политике Александр Пархоменко; доцент кафедры психологии и педагогики РХГА иерей Игорь Лысенко ; декан психологического факультета Балтийского университета Екатерина Федосенко; настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены при спецпредприятии " Новое поколение " протоиерей Михаил Браверман ; доктор психологии, профессор РГПУ, член регионального штаба Общероссийского народного фронта Марианна  Дворецкая; проректор РХГА, преподаватель СПбПДА Дмитрий Шмонин , преподаватель Санкт-Петербургского Суворовского училища, кандидат искусствоведения Виктория Гусакова, студенты СПбДА. Иерей Игорь Лысенко подчеркнул, что прививать систему ценностей необходимо не просто с раннего детства, а с момента зачатия, так как до пяти лет в человеке закладываются основные черты характера. Виктория  Гусакова отметила, что в каждой душе Богом заложена любовь, которую необходимо вырастить в ребенке; это сила, созидающая человеческое общество. После перерыва участники конференции отправились на Красносельскую площадку специального предприятия " Новое поколение " , где была организована экскурсия по предприятию, включавшая посещение храма святых Константина и Елены и молодежного клуба " Космос " . После этого состоялась панельная дискуссия " Проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи " , по результатам которой был принят проект резолюции. В резолюции, в частности, говорилось: " Участники конференции выступают за консолидацию усилий органов государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской епархии, педагогов, общественных структур, родительской общественности, работающих с детьми и молодежью в совместном деле духовно-нравственного воспитания петербургской молодежи. Консолидация усилий позволит разработать и реализовать общие по своим духовным истокам и единые по смыслам подходы в решении таких первостепенных воспитательных задач, как возрождение нравственных ценностей: семьи, труда, социальной ответственности, общественного служения, патриотизма. Только объединившись, можно успешно противостоять получившим распространение в молодежной среде негативным тенденциям - бездуховности, потребительству, социальному инфантилизму, агрессии и преступности, составляющим комплекс причин проявления молодежью девиантного поведения " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=885...

О ценностных аспектах неформального образования рассказала заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского филиала Института управления образованием Российской академии образования Ольга Шилова. Она отметила, что вопросы ценностей каждое поколение решает по-своему. Ольга Николаевна в своем докладе рассмотрела ценностные аспекты через призму неформального образования. Развитие информационного общества принесло множество перемен. Адаптироваться к переменам возможно только благодаря обучению в течение всей жизни. Это утверждение стало новой парадигмой образования. Целью такого образования является адаптация социальной сферы к развитию экономики, базирующейся на знании. В этом процессе задействованы все виды образования: формальное, неформальное и информальное. Формальное образование является целенаправленным, цикличным, организованным " сверху " в форме институтов, реализуется на основе лицензированных программ и практики выдачи сертификатов, подтверждающие уровень компетенции. Неформальное образование идет не от потребностей государства, а от потребностей личности, организуется " снизу " , т. е. благодаря общественной и личной инициативе. Информальным образованием является повседневная, индивидуальная познавательная деятельность человека, которая важна не только для личностного, но и для профессионального развития. Ольга Николаевна проанализировала виды образования, сравнив их цели, задачи, способы реализации. " Навыки непрерывного образования и умение ставить себе задачи в плане саморазвития позволяют человеку легко адаптироваться к меняющимся условиям, соответствовать темпам инноваций в обществе, использовать новейшие технологии. Позитивными результатами неформального образования является развитие самоконтроля, рост внутренней мотивации, эффективная совместная работа в сообществах " , - подытожила Ольга Шилова. Проректор по учебной работе РХГА Игорь Загашев выступил с докладом " Психологические аспекты управления инновациями в образовательных организациях " . Игорь Олегович привел примеры успешных инноваций в образовании: дистанционное обучение, индивидуальный рабочий план, проектное управление, рейтинговая накопительная система оценивания, учебный портал и другие. Однако не все инновации всегда являются успешными, некоторые могут приводить к дистрессу, отторжению, конфликтам и даже снижению эффективности. Он отметил, что с психологической точки зрения трудовому коллективу легче переживать процесс инноваций, если организация самостоятельно выбирает путь обновления, поскольку легче управлять процессом, чем приспосабливаться. Низкий уровень участия в инновационном процессе приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию, в то время как слишком частое участие в инновациях приводит к ярко выраженному психологическому стрессу у сотрудников.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=982...

Конференция по теологии прошла в Санкт-Петербурге ноября 2020 IV Всероссийская (с международным участием) конференция " Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения " прошла 25-26 ноября в Санкт-Петербурге. Ее организовала Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) при поддержке администрации президента РФ и Межрелигиозного совета России. Конференция проводится для решения поставленных президентом РФ задач " повышения роли теологии в сфере гуманитарного знания, в сбережении духовно-нравственных ценностей и культурного наследия народов России, в воспитании подрастающего поколения " , " укрепления методологической базы этой важной отрасли науки, создания современной, качественной системы теологического образования " . Основные петербургские мероприятия с видеодключением прошли в СПбГУ при поддержке городского правительства. Велась прямая трансляция через YouTube. Среди участников были клирики Санкт-Петербургской епархии: ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан , проректор СПбДА протоиерей Владимир Хулап , протоиерей Кирилл Копейкин , иереи Димитрий Лушников и Алексий Волчков . 25 ноября прошли " круглые столы " , обозначившие место теологии как науки среди других отраслей знаний. Ученые ставят две основные задачи: демаркацию теологии и смежных дисциплин и выявление междисциплинарного потенциала теологии, ее роли в развитии гуманитарного и социального знания. " Круглый стол " " Развитие теологического образования: от истории к современности " состоялся в РГПУ. На нем, в частности, с сообщением " Православие и естественные науки: проект междисциплинарного курса " выступил иерей Сергий Кривовичев , доктор геолого-минералогических наук, членкор РАН, председатель Кольского научного центра РАН, зав. кафедрой кристаллографии геологического факультета СПбГУ (Апатиты - Санкт-Петербург). Тему " Пути и задачи теологической науки в образовательном пространстве современной России " обсудили в помещении лектория общества " Знание " на Литейном проспекте. " Круглый стол " организован совместно РГПУ и СПбДА. Ведущими выступили директор Института философии человека РГПУ Роман Светлов и завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников. Отец Димитрий также выступил с докладом " Актуальные вопросы преподавания основного богословия в духовных школах России " , директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, доцент кафедры богословия СПбДА протоиерей Кирилл Копейкин - с докладом " Исследовательский проект " Материя и сознание " в рамках проекта " Наука и православие в мире " Темплтоновского фонда " , преподаватель СПбДА иерей Алексий Волчков - с докладом " Экзегетическая школа или экзегетические школы? Теология и филология. Проблемы изучения, интерпретации и перевода священных текстов, анализа источников и документов " , ассистент кафедры философии, религиоведения и педагогики РХГА Игорь Хмара - с докладом " Понятие человеческого тела у Григория Нисского в свете позднеантичной медицинской традиции " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи Голова церковних зв " з ректором для друку 24 жовтня 2013 р. 17:03 24 октября 2013 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с ректором Русской христианской гуманитарной академии профессором Д.К. Бурлакой. Митрополит Иларион высоко оценил научную, образовательную, просветительскую и издательскую деятельность РХГА, а также отметил значимость Академии как авторитетной площадки для ведения академического, межконфессионального и гражданского диалога. Митрополит Иларион с удовлетворением отметил успешное развитие сотрудничества между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Русской христианской гуманитарной академией на основе договора о сотрудничестве, подписанного 1 июня 2010 года. В ходе встречи ректоры подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве, регламентирующее новые формы совместных образовательных и научных программ, в частности, касающиеся магистратуры. Во встрече принял участие протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте з нагоди та докторантури : та звернення] У книги «Благочиння як церковного та чергове ради журналу «Церква час» Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] У збори Кирила з РФ С.С. Кравцовим У проходить з у монастирях з ключовими словами загальноцерковна – заклади   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3321596...

Фото 14. Создатель и идейный вдохновитель украинского неопятидесятнического харизматического религиозного проекта «Царство Бога», «епископ» Сергей Андреевич Бритвенко. В совет объединения помимо него вошли: - Иванов Константин Александрович. Назначен заместителем епископа и по совместительству «апостолом». Его задачей стало распространение филиалов объединения и насаждение новых «церквей», координация их деятельности на территории России; - Макаренко Валерий Сергеевич. Его задачей стало стратегическое ведение деятельности объединения, школы бизнеса, духовная инспекция «церквей» объединения в России и на Украине. Он же в данном документе фигурировал как «пророк»; - Лушников Никита Вячеславович. Возглавил отдел социальной работы и был поставлен отвечать за привлечение людей в «церкви» объединения путем проведения так называемых «евангелизационных» компаний, деятельность по продвижению организации (PR), организации и координации деятельности того самого фонда «ЦЗМ». В документе «Царства Бога» того времени он значится как «евангелист»; - Гавриленко Сергей Владимирович. Поставлен на ведение богословского образования адептов «Царства Бога» и руководство «Школы лидеров» «ЦЗМ», расположенной в городе Дружковка Донецкой области, после создания Донецкой народной республики переехавшей в подмосковном Косино. До сих пор является программным директором «ЦЗМ», регулярно посещает все его филиалы в России и за рубежом, курирует Дружковку и на каком-то не вполне понятном основании называет себя международным экспертом по ресоциализации лиц, зависимых от наркотических средств. В документе «Царства Бога» обозначен «учителем»; - Бритвенко Марина Васильевна. Супруга «епископа» Бритвенко и по совместительству лицо, которому поручено проведение семинаров в филиалах «Царства Бога» в России и на Украине, а также ведение документооборота по объединению. Ведет работу по решению внутрисемейных конфликтов выпускников «Царства Бога» и его дочерних структур. В документах организации прописана как «пастор». В настоящее время проходит обучение в Российской христианской гуманитарной академии (РХГА) - давнем друге и покровителе пятидесятнических и неопятидесятнических религиозных движений в России. Как говорят знакомые с ней люди, поступила, «чтобы изнутри знать структуру православной церкви и ее особенности». Будучи ВИЧ-инфицирована, отказалась от приема антиретровирусной терапии, утверждая, что Бог ее исцелил от ВИЧ. Призывает и окружающих с аналогичной проблемой не принимать специальные препараты. Позиционируя себя как целителя, проводит массовые «служения исцеления» на Украине и в России.

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/30/...

Общецерковная аспирантура и докторантура объявляет набор слушателей в Санкт-Петербурге августа 2014 По благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона Русская христианская гуманитарная академия совместно с кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД в Санкт-Петербурге приглашают священно- и церковнослужителей и всех желающих пройти подготовку по программам " Теология " (профиль " Православное богословие образования и церковная образовательная политика " ) и " Культурология " (профиль " Богословская культурология образования и образовательный менеджмент " ). Поступающему на выбор предлагается одна из двух логически связанных магистерских программ. При значительном пересечении образовательных полей программы различны: первая - более " церковная " и теоретическая, вторая - более " светская " и практически направленная. Формы обучения: очная и очно-заочная (с элементами дистанционного обучения). Срок обучения - от 2 до 2,5 лет. Обучение платное (24-30 тысяч рублей в семестр). Для лиц, имеющих церковное образование (семинария, академия), но не имеющих государственного диплома о высшем образовании, выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты, предоставляющие возможность в укороченные сроки восполнить предшествующий уровень образования (бакалавриат). После прохождения итоговой государственной аттестации в форме защиты магистерской работы присваивается академическая степень " Магистр теологии " или " Магистр культурологии " с выдачей диплома государственного образца. Возможно одновременное получение диплома магистра теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры. К разработке курсов, составлению учебно-методических материалов и преподаванию привлекаются ведущие ученые и преподаватели РХГА, ОЦАД, СПбГУ, РГПУ имени А.И. Герцена, СПбДА, Казанского федерального университета, учреждений РАН и РАО, других светских и церковных (по эксклюзивным курсам - инославных) учреждений.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=570...

— Систематическая теология. — А что это такое? — Это ключевые положения христианской веры, рассматриваемые структурно, во взаимной связи, в виде когерентной системы, по образцу того, как в XIX веке понималась гуманитарная наука. — На ваш взгляд, в богословии есть место для открытия, для разработки чего-то нового? — Поскольку христианское богословие, с одной стороны, опирается на источники, а с другой — ориентировано на духовную практику конкретного религиозного сообщества, то в этом смысле богослов — эмпирик и даже «полевик», ведь он работает и с источниками, и с теми, кто практикует то, что теоретически излагается, например, в систематическом богословии. Для него какой-нибудь новооткрытый палимпсест или рукопись — важный сюжет для прояснения того, каким образом развивалась христианская доктрина. Христианское богословие — это по большей части история мысли и практики, которая при этом всякий раз творчески реактулизируется в новых исторических условиях. Богословие — это не только археология, богословие работает с тем, как традиция раскрывается в жизни тех, кто практикует христианство, в Церкви, в общине верующих. Протоиерей Владимир Шмалий — Можно для примера назвать темы некоторых ваших философских исследований? — Меня всегда интересовала личность и учение святителя Григория Нисского, замечательного христианского мыслителя IV века. Во многом набор рассматривавшихся им тем определил и все мои последующие интересы: метатеоретическая проблематика, то есть поиск ответов на вопросы, как в принципе возможно богословие, каковы его задачи и границы, соотношение с философией и иными гуманитарными дисциплинами, например, теорией языка. Сегодня этими темами занимается философская теология и отчасти философия религии. Кроме того, очень важны антропологическая тематика, тема христианства и культуры, теологическая эстетика. Очень важная для меня тема — это теология межхристианского диалога Так получилось, что на протяжении многих лет, начиная с 2000 года, я работал в тесном контакте с коллегами из Института философии РАН и Англо-американского общества христианских философов, с участием многих ведущих российских специалистов по философии религии из МГУ, СПбГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, РХГА и других. Плодом многих лет нашей совместной работы стали регулярно проводившиеся международные конференции, посвященные наведению мостов между российской, «континентальной», и «аналитической» традициями философии религии и философской теологии, диалогу науки и религии, а также ряд значимых исследовательских проектов.

http://pravoslavie.ru/157237.html

" Теология в высшей школе, о которой мы сегодня говорим, - это следующий этап формирования полноценно и всесторонне образованного выпускника петербургского вуза, где преподавание теологии должно осуществляться совместно с церковными преподавателями, то есть носителями изучаемой религиозной традиции. И глобально - наша общая цель заключается в том, чтобы систематизировать уже накопленный опыт, сфокусировать в сознании современников систему нравственных ориентиров и суметь передать молодому поколению знания о нашей духовной и культурной идентичности. Сейчас хотелось бы услышать мнения по текущей проблематике от наших коллег из светских вузов и, конечно же, от лидера теологического образования в нашем городе - духовной академии. Также будем рады услышать любое конструктивное предложение по общей работе на ближайшее будущее " , - заключил митрополит Варсонофий. Проректор по научной работе ОЦАД имени святых Кирилла и Мефодия, председатель экспертного совета по теологии ВАК доктор философских наук, профессор СПбДА Дмитрий Шмонин рассказал о новейших тенденциях в развитии системы теологического образовании в нашей стране. Дмитрий Шмонин уточнил, что выступление Патриарха Кирилла состоялось на 2-й конференции по теологии в МИФИ. Подготовкой пастырей занимается Учебный комитет РПЦ, подготовкой учителей - РГПУ. Подготовкой преподавателей для взрослых занимается НОТА, которая создана два года назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В нашем городе в нее входят шесть вузов - СПбДА, СПбГУ, РХГА , РГПУ, Балтийский технический университет " Военмех " и Санкт-Петербургский экономический университет. Хотелось бы, чтобы вузов было больше, для чего необходимо наладить взаимодействие с ассоциацией " Покров " . Дмитрий Шмонин рассказал о готовящейся очередной конференции по теологии, которая пройдет в ноябре в онлайн-режиме на трех федеральных площадках, том числе и в Санкт-Петербурге. Говоря о структуре теологического образования, он подчеркнул, что на региональном уровне координацию между вузами и епархией должен осуществлять именно совет епархии по теологическому образованию.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010