Глава 24 Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака Быт.24:1 . Авраам был уже стар и в летах преклонных. По Быт. 25:20 , Исаак был 40 лет, когда он женился на Ревекке; а так как он родился на 100-м году жизни Авраама, то последнему, следовательно, в это время было около 140 лет. Быт.24:2 . И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера ( Быт. 15:2 ). положи руку твою под стегно мое Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия ( Быт. 47:29 ). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч ( Исх. 32:27 ; Пс. 45:4 и др). Быт.24:3 . и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, Это – первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в жены кого-либо из среды нечестивых и развращенных хананеев, которые не должны были смешиваться с чистым потомством богосозданного народа. Быт.24:4 . но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Не в Ур Халдейский, а в Харран, лежавший в Падан-Араме или в северной Месопотамии, где Авраам оставил своего брата Нахора ( Быт. 11:31, 22:23 ). Видеть же здесь указание на Ур Халдейский не позволяет, главным образом, то, что если Бог некогда вывел оттуда Авраама и тем самым заставил его порвать всякие связи и отношения с его зараженной идолопоклонством родиной, то не мог Он и теперь восстанавливать этих отношений, по тем же самым мотивам. Быт.24:5 . Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Это выражение характеризует предусмотрительность раба, который предвидит сильное и вполне естественное затруднение, относительно которого хочет заранее получить руководящие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Многие толкователи, даже те, которые не отрицают подлинности отдела, обыкновенно видят в нем изображение мирового суда, конца мира, воскресения мертвых – без всякого отношения к исторической действительности пророка. Однако видеть в гл. 24–27 пророческое созерцание будущих судеб мира, совершенно отвлеченное, вне отношения к истории современной, едва ли можно. Так, прежде всего в отделе 24–27 гл. при изображении судов Божиих, совершающихся во всем мире ( Ис.26:9 ), выступают по местам слишком частные подробности, естественные лишь для писателя, который действительно переживает опустошение земли 157 и имеет в виду последнее. Таковы, например, стихи 10–12 в 24-й главе: «разрушен опустевший город, все дома заперты, нельзя войти. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость, изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились;» «чертогов иноплеменников уже не стало в городе» (25:2). Ср. еще 24:2: «и что будет с народом, то будет и со священником; что – со слугою, то и с господином его; что – со служанкой, то и с госпожою ее; что – с покупающим, то и с продающим; что – с заемщиком, то и с заимодавцем, что – с ростовщиком, – то и с дающим в рост». Упоминание о «священнике» (и перечисление различных классов и состояний общества) при описании всеобщего мирового суда было бы непонятно, если бы пророк не заимствовал этой черты из исторической действительности, происходившей пред его глазами. Замечательно, что стих 2-й в 24-й главе, по всей видимости, заимствован из Осии 3:9 (где тоже выражение: «и что будет с народом, то будет и со священником»), т. е. из изображения судьбы Самарии 158 . Упоминание о Моаве в 25:10–12, по-видимому, объясняется тем отношением Моава к судьбе Израиля. которое и прежде подало пророку повод совместно пророчествовать о Моаве и Израиле (16 и 17 гл.) 159 . И опять замечательно, 24–27 гл. имеют близкое сходство с главами 16–17, относящимися к Моаву и царству Израильскому 160 . При этом сами пророчества о Моаве в обоих случаях необыкновенно сходны 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

– учащение войн (см.: Мф.24:6–7 ); – распространение стихийных бедствий: землетрясений, наводнений, эпидемий (см.: Мф.24:7 ); – грозные небесные явления (помрачение солнца и луны, падение звезд) и возмущение стихий (см.: Мф.24:29 ); – явление на небе знамения Сына Человеческого, то есть святого Креста, и смятение грешников при виде его (см.: Мф.24:30 ). Смысл этих знамений раскрыт самим Господом: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях ( Мф.24:32–33 ). Только это и доступно нашему ведению, но не само время Второго пришествия Господня. Православный : А как совершится Второе пришествие Господне? Священник : Господь придет с великой славой, что и Сам Он предсказал: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). И еще: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей ( Мф.25:31 ). Неизреченной славы Господней ужаснутся и стихии мира, о чем свидетельствует тайнозритель Иоанн Богослов: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр.20:11 ). Но совершится Пришествие Его внезапно, ибо никто не знает ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). Из сего уразумей, брат, что долг наш всегда бдеть и обретаться в делах благих. Глава 30. О «тысячелетнем царстве» (миллениуме) Священник : Свидетели Иеговы и адвентисты утверждают, будто между Вторым пришествием и концом света Христос утвердит на земле царство, где будет править вместе с избранниками Своими тысячу лет. Тем самым они присоединяются к заблуждению, которого держались в первые века христианства еретики-хилиасты (от греческого chilia – тысяча). Против них поднялась тогда вся древняя Церковь , опровергшая эту ересь силами богопросвещенных своих служителей. Сегодня сторонников этого и подобных еретических воззрений называют милленаристами, или милленистами (от латинского mille – тысяча).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

– Чтобы окончить речь об отношении отдела 24–27 гл. к пророчествам других пророков, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое наглядно указывает на подлинность отдела. Пр. Иеремия в пророчестве своем о Моаве, как уже сказано, заимствовал весьма многое из пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и почти только из него одного. Но замечательно, что в Иер.48:43–44 находится буквальное сходство с Ис.24:17–18 . Оно объясняется тем, что в соседней с 24-ю главе – 25-й находится другое пророчество о Моаве, знакомство с которым пр. Иеремии также обнаруживается в его пророчестве о Моаве (ср. напр. Иер.48:40 «распрострет крылья», 35 «приносящих жертвы на высотах», ср. Ис.25:11 и 16:12). Очевидно, уже пр. Иеремия имел пред собою книгу прор. Исаии, в которой заключались оба пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и 25 кон., и следовательно, не может быть отнесен отдел 24–27 гл. Исаии к временам послеплепным или маккавейским, как полагают некоторые исследователи. 160 Напр. ср. 24:7–8 и 16:9–10; 24:13 и 17:5–6; 26:13 и 16:8 – «властители народов»; 27:9, 10 и 17:1–2, 8–9; 28:1 и 17:4 (о «тучности» и «славе» Ефрема): 28:4 и 17:6. Для сравнения приведем напр. Исаии 27:9–11 и 17:1–2, 7–9; 27:9–10: «все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок и там он будет покоиться и объедать ветви его». – 17:1–2: «Вот Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, и некому будет пугать их... – 7, 8–9: в тот день обратит человек взор к Творцу своему» (ср. 27:11), «и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. В тот день укрепленные города его будут, как развалины в лесах и на вершинах гор... и будет пусто». 161 Сравни именно 25:10–12 и 16:12–14, 7–6; в обеих главах упоминается: «разрушение твердынь» Моава, «унижение гордости» и лукавства Моава, тщетность усиленного молитвенного его подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В Катихизисе на вопрос, почему Церковь есть едина, дается ответ: «Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим». Церковь это не масса единиц, а одно органическое целое, в котором есть свои функции, свои члены – об этом очень много написано у ап. Павла. Когда говорится, что Иисус Христос глава Церкви, то Дух Святой можно тоже отождествить с органом человека – с сердцем. «Едино Тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех» ( Еф.4:4–6 ). По-русски это звучит так: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех». Учение о том, что Иисус Христос есть единая глава единой Церкви В Новом Завете есть образ Церкви как здания Божия; а Иисус Христос есть краеугольный камень этого здания: «основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:9–11 ). Иисус Христос есть единый краеугольный камень Церкви, если Церковь рассматривать в виде строящегося здания в нашем мире и построенного в вечности. У тела Христова (Церкви) может быть только одна глава – Господь наш Иисус Христос. Обычно это употребляется как аргумент против папизма, (главой Церкви в Римско-католической Церкви является папа). Сама Западная Церковь приземленная и поэтому там должен быть обязательно видимый орган главенства – папа. Поскольку Церковь по обетованию Спасителя должна пребывать во все роды века, то требуется одна Глава, Которая всегда пребывает; эта глава Господь наш Иисус Христос. Посему и Апостолы называются не более как «служителями Церкви» ( Кол.1:24–25 ). Вот что говорит Сам Господь наш Иисус Христос: «вы не называетесь учителями: ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья» ( Мф.23:8 ). Господь еще подчеркивает, каково должно быть наше послушание Апостолам – оно должно быть таким же, как Ему Самому: «слушающий вас – Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Конечно, это высказывание распространяется не только на апостолов, но и на их преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В последнее время уверенность ученых в том, что 21-я глава была добавлена к изначальному тексту, поколебалась. Некоторые открыто выступают против такого мнения. Крупный исследователь Нового Завета Р.Бокэм считает, что свидетельство Иоанна о Петре «обретает смысл, только если мы рассматриваем главу 21 как неотъемлемую часть книги». 693 Ученый не принимает теорий, разделяющих заключительные части Евангелия на чреду последовательных добавлений, 694 и убедительно доказывает, что Евангелие от Иоанна никогда не существовало без 21-й главы. 695 Другой известный специалист, К.Кинер, полагает, что 21-я глава является «легитимной частью четвертого Евангелия», отмечая при этом, что древние авторы совсем не всегда считали необходимым прекратить писать после того, как сочиняли заключение. 696 Ученый фиксирует значительную степень сходства словаря 21-й главы со словарем других глав Евангелия и отмечает слабость стилистического аргумента против единства текста. 697 Рассматривая вопрос о том, является ли 21-я глава Евангелия от Иоанна добавлением, эпилогом или заключением, православный библеист протоиерей Иоанн Брек приходит к выводу, что она является подлинным заключением этого Евангелия. Данный вывод ученый делает на основании сопоставления 1-й и 21-й глав, в которых усматривает сознательный параллелизм. Две главы – первая и последняя – благодаря этому параллелизму становятся «конвертом», в который упакован весь остальной текст Евангелия. 698 Одной из причин формирования в научном сообществе мнения о том, что 21-я глава Евангелия от Иоанна – позднейшая добавка, является наличие в этом Евангелии двух заключений, близких по смыслу и словарному составу. Для наглядности приведем оба заключения одно за другим: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь ( Ин.21:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Возвращайся в дом свой и рассказывай (даже по пути), что сотворил тебе Бог. И он отправился (домой), возвещая по всему городу, что сотворил ему Иисус. Во всех древнеславянских изданиях стоят формы, соответствующие нынешнему русскому переводу, но разночтения греческих Евангелий, за исключением очень немногих, решительно говорят в пользу предлагаемого чтения. Во многих греческих евангелиях читается: πστρεφε ες τν οκν σου διηγομενος (возвращайся в дом свой рассказывая, или повествуя), т. е. прямо указывается, что Спаситель велел бесноватому рассказывать о своем исцелении во время самого возвращения в дом свой, который находился, вероятно, на другом конце города. Ст. 46. «Чувствовав» – почувствовав. Глава девятая Ст. 10 и 11 слич. Мк. 6:31 и 32. Ст. 45. Но они не понимали этого речения: и чтобы им не проникнуть в него, оно было прикровенно от них: спросить же Его об этом речении боялись. Ст. 46. «Пришла же им мысль, кто бы из них был больше». – Но у них возникло размышление о том, кто бы мог быть больше их (так как Спаситель сказал выше, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие). Ст. 49. «Не ходит». – Не следует. Глава тринадцатая Ст. 24. «Поищут». – Постараются. Ст. 33. «А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». – Однако же Мне следует продолжать путь сегодня, завтра и на третий день: потому что пророку не приличествует погибнуть вне Иерусалима. Глава пятнадцатая Ст. I. «В то время пришли некоторые и рассказали Ему».... Некоторые из присутствовавших сообщали Ему в то время (собственно: присутствовали, сообщая)... Глава шестнадцатая Ст. 11. Если вы не оказались верными в богатстве не истинном, кто доверит вам истинное? Ст. 12. И если вы не оказались верными в чужом (оказались не возвращающими чужого), кто станет отдавать вам ваше? Ст. 25. «Вспомни, что ты исчерпал блага свои во время жизни своей, как и Лазарь свои бедствия». Глава осьмнадцатая Ст. 29. Истинно говорю вам: кто оставил дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для царствия Божия, из тех нет никого, Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

И за какой-то севрский фарфор, безделушки немецкие – Мельникова-Печерского почитайте «В лесах» и «На горах» и вы увидите: купцы-старообрядцы собирали, хранили, прятали, чтобы не досталось это , а дети их уже развращённые; вот они, «воспитанные на манер», – за какие-то побрякушки меняли иконы, меняли столовое серебро, которое хранилось в семьях – из рода в род. Что говорить! Вот уж, если Господь хочет наказать человека, так отнимает у него разум. И вот больше, более этого – дальше, 24-й стих: «В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его ». Открывайте пророка Исаию, 36-ю главу. Вот здесь кратко сказано об этом, а у пророка Исаии в 36-й – это историческая вставка в пророческую книгу – там более подробно. Открывайте – 36-ю главу. Да я вам уже неоднократно поминал об этом, но вы забыли. Как начинается 36-я глава? С каких слов? Уж я вам говорил и говорил. Приходит пророк Исаия к больному царю, к изголовью его приходит – он лежит на постели больной. И, несмотря на то, что он больной, он никаких экивоков – никакого европейского вот Сложного милосердия> нашего – не делает: ах, может ли говорить врач , что тот безнадёжно болен! Ничего подобного, посмотрите. 36-я глава. Да, 36-я глава вот об этом и о Сеннахириме. А вот 38-я глава – вот, о болезни Езекии: «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь, [прямым текстом. Почему он так говорит? Да ему Господь велит это сказать! А что Господь ему даёт сказать?] сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь». Попробуйте врачу прийти  и сказать ! Да вы скажете: вы только не говорите. Да вы убьёте его прежде времени. Вы убьёте его прежде времени. Вот это – ложь во спасение. Вот нужно говорить больному его участь или не нужно? – Нужно! – Смотря кому! – Не каждому можно говорить! – Ведь ты решаешь за него! – Прямым текстом говорить – да? Вот. Теперь что же? Вот он ему эту фразу и сказал: Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь. Вот эту фразу в качестве эпиграфа и взял Филарет Московский , когда почувствовал, что скоро ему – ему явился отец во сне – его отец – и сказал: «Помни 19-е число». И он 19-го числа каждого месяца служил обязательно. И умер 19-го ноября 1867-го года. Вот он и написал: «Сделай завщание о доме твоем, ибо ты умрешь». И стал расписывать, чтобы после не было никакой драки и никаких, понимаете, до кровопролития. И расписал кому что: что он жертвует на монастыри, что жертвует в Академию!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Роли напрямую связаны с семейной иерархией. Семейная иерархия Следует отметить, что православное миропонимание глубоко иерархично, прежде всего потому, что оно личностно. Оно подразумевает, что для каждой личности есть свое, Богом предназначенное ей место. Реализовать себя на этом месте — смысл жизни личности. Это в полной мере относится и к семье, в которой иерархия является ключевой характеристикой. Традиционная иерархия, это Бог — муж — жена – ребенок. Муж подчинен Богу, жена подчинена мужу, ребенок — родителям. Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов’. - соподчиненность одного члена семьи другому; - доминирование, власть одного из членов семьи, главенство; - ответственность за семью. Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Всякому мужу глава Христос; жене глава — муж» ( 1 Кор. 11:3 ); «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1 Тим. 2:12-13 ); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф. 5:22, 24 ); «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» ( Еф. 6:1 ); «Дети, будьте послушны родителям во всем; ибо сие благоугодно Господу» ( Кол. 3:20 ). Апостол Павел по поводу иерархии также писал: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог… Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» ( 1 Кор. 11:3,8-9, 11-12 ). Таким образом, православная иерархия устанавливает единение мужа и жены, не лишая при этом каждого из них своего особого пути, особого служения. В подчинении жены мужу нет ничего унизительного, постыдного, так как женщина и мужчина обладают изначально разной природой. Женщине Богом изначально предназначено послушание, прежде всего потому, что она была создана позднее мужчины, из ребра Адама, как помощник ему, но при этом «помощник, подобный ему» ( Быт. 2:20 ).

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

1) Итак, будьте подражателями Богу, как чада возлюбленные, 2) и ходите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя Самого за нас в приношение и жертву Богу, в сладостное благоухание. 3) Блуд же и всякая нечистота, или жадность да не именуются у вас, как прилично святым; 4) или же непристойность, или глупая болтовня, или шутовство, которое к делу не относится, но, скорее, благодарение. 5) Ибо сие знайте с пониманием, что никакой блудник, или нечистый, или алчный, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царствии Христа и Бога. 6) Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противопоставления; 7) итак, не становитесь соучастниками их. 8) Ибо вы были некогда тьма, ныне же – свет в Господе. Ходите как чада света, 9) ибо плод света состоит во всякой благости, и праведности, и истине. 10) Испытывайте, что будет благоугодно Богу, 11) и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, паче же обличайте. 12) Ибо о том, что ими делается втайне, постыдно и говорить. 13) Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, что делается явным, свет есть. 14) Сего ради говорит: «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и просветит тебя Христос» (ср. Ис. 26:19, 40:1, 52:1 ). 15) Итак, смотрите, братия, насколько осторожно ходите, не как неразумные, 16) но как мудрые, окупая время, потому что дни лукавы. 17) Посему не будьте нерассудительными, но познавайте, что есть/чем является/воля Божия. 18) И не упивайтесь вином, в котором бывает распутство; но исполняйтесь Духом Святым, 19) говоря друг к другу в псалмах и гимнах, и песнопениях духовных, поя и воспевая псалмы в сердцах ваших Господу, 20) благодаря всегда за все, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Бога и Отца, 21) повинуясь друг другу во страхе Христовом. 22) Жены да будут подчинены мужьям своим, как Господу, 23) потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви; Он – Спаситель тела его. 24) Но как Церковь подчинена Христу, так и жены мужьям своим во всем. 25) Мужья, любите жен ваших, как и Христос возлюбил Церковь и Самого Себя предал за нее, 26) да освятит ее, очистив омовением в воде посредством слова жизни; 27) чтобы представить ее Самому Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо в этом роде, но да будет свята и непорочна. 28) Так и мужья должны любить жен своих, как свои тела. Кто любит свою жену, любит самого себя. 29) Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти; но питает и греет ее, как и Христос Церковь, 30) ибо мы – члены тела Его, «от плоти Его и от костей Его. 31) Сего ради оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут двое во одну плоть» (ср. Быт. 2:23–24 ; Мф. 19:5–6 ; Мк. 10:7–8 ). 32) Тайна сия велика есть; говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. 33) Но и каждый из вас по отдельности да любит жену свою, как самого себя; жена же да убоится мужа своего. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010