Псалом 70 Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленившихся, не надписан у еврей Говорят, что Давид написал этот псалом от лица сынов Ионадава и других отведенных в первое вавилонское переселение. И надписание псалма сделано Семьюдесятью, которые нашли его у евреев ненадписанным. Потомки же Ионадава были тогда в величайшем уважении у прочих пленников, от лица которых, как мы сказали, и молит пророк Бога избавить от власти врагов и даровать спасение. Можем и этого псалма слова приспособительно относить к видимым и невидимым врагам (1). (1) Слова св. Афанасия: В настоящем псалме св. апостолы представлены приносящими о себе молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против душ их. При сем дают они обещание, освободившись от подзаконного служения, приносить Богу только жертву хвалы. Пс.70:1 .  На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Пс.70:2 .  Правдою Твоею избави мя, и изми мя; приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя Все эти слова находятся и в 30-м псалме; только там вместо: «спаси мя», стоит: «ускори изъяти мя». Пс.70:3 .  Буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя 30-м псалме вместо слов: «в место крепко», сказано: «в доме прибежища». Яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты помянутом же псалме вместо «утверждение» стоит «держава». Пс.70:4 .  Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступного и обидящего Ибо таковы были господствовавшие над ними. Пс.70:5 .  Яко Ты еси терпение мое В 38-м псалме сказано: «И ныне, кто терпение мое, не Господь ли?» И в псалме 24-м: «и Тебе терпех весь день». Господи, упование мое от юности моея Это ясно само собою. Пс.70:6 .  В Тебе утвердихся от утробы Не только от юности я надеялся на Тебя, но от самого матерняго чрева, т. е. со времени своего рождения я в Тебе одном имею опору и укрепление, переданное мне от родителей моих. Отсюда ясно, что имел и благочестивых родителей. Другие объясняют иначе: когда в восьмой день обрезывали детей, то как бы от самого матерняго чрева вручали их Богу. Нужно же при этом знать, что слова: «от утробы, от чрева матери» и подобные им древний язык привык употреблять гиперболически. Разуметь же под ними нужно то время, с которого начинается понимание и разумение. Подобное сему читаем и у Иова: «аще же и хлеб мой ядох един, и сирому не преподах от него? Понеже от юности моея кормих якоже отец, и от чрева матери моея наставлях» ( Иов.31:17 ). Не возможно же делать все это с самого времени рождения. Очевидно, что этот образ выражения указывает на время начала способности понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Псалом 43 Псалом сорок третий имеет такое надписание: В конец, сынов Кореовых в разум, псалом. Хотя надписание это упоминает о сынах Кореевых, но оно не дает ясного указания на время происхождения этого псалма. А потому одни толковники относят его ко времени маккавейских войн, другие – к вавилонскому плену, а иные, впрочем, на более достаточных основаниях, указывают на одно историческое обстоятельство, вызвавшее составление этого псалма, именно – на внезапное вторжение в Иудейскую землю с юга идумеев ( 1Пар.18:12 ) в то время, когда царь Давид со всем своим войском находился на северо-восточной границе своего царства и занят был войной с Адраазаром, царем сувским и его сирийскими союзниками ( 2Цар.8:5 ). С таким мнением и указанием заставляет согласиться все содержание псалма, который есть не что иное, как жалобная, или скорбная, молитва израильтян к Богу о помощи после постыдного и жестокого поражения от каких-то враждебных соседей, понесенного ими в то время, когда они пребывали верны завету своему с Богом и не уклонялись к идолопоклонству и нечестию (ст. 18). Вспоминая о прежних милостях к Израилю и о чудесном Божием содействии в завоевании земли обетованной (ст. 2–9) и представляя при этом настоящее положение израильского народа, псалмопевец с глубокой скорбью жалуется пред Богом, что Он оставил народ Свой и не выходит с войсками его, но обратил его в бегство от врага и предал на разграбление, поругание, умерщвление и распятие между окрестными народами (ст. 10–17), и в сознании его верности пред Богом и незаслуженности всех постигших его бедствий (ст. 18–23) молит Господа, чтобы Он вспомнил угнетенных рабов Своих и ниспослал бы им Свою помощь и избавление (ст. 24–27). Сопоставляя такое содержание псалма с его надписанием, можно за достоверное признать, что он написан во время царствования Давида тем же лицом из семейства потомков Корея, которым написаны и два предыдущих псалма (41 и 42). Некоторые же из отцов Церкви думают, что все эти псалмы написаны самим Давидом и только переданы сынам Кореевым для пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» ( Лк.12:24 ) Псалом 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню. По указанию надписания 668 псалом этот написан Моисеем; за написание его этим «человеком Божиим» говорят и внутренние основания 669 . Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем (ст.2) 670 . – Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен (ст.3) 671 . О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния (ст.4) 672 Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение (ст.5) и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю (ст.6) 673 ; жизнь его весьма непрочна (ст.7) 674 . В ст.8 и т.д. народ подробнее развивает, почему он (в ст.4) 675 молится, чтобы Бог не сокращал насильственно, особенными наказаниями (смирении) и саму по себе (ст.3–4) столь кратковременную уже жизнь человека; потому именно (яко, ст.9), что вымирание народа есть следствие особенного божественного гнева (ст.7) 676 . Бог не простил еще грехов его неверия, противления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Собеседование 24 на псалом 104 Пс.104:1 .  Аллилуиа. И этот псалом призывает прославлять Бога всяческих, что показывает и само надписание его – «аллилуиа», что значит: хва­лите Господа. Здесь воспоминаются обетования, данные Богом патри­архам, и блага, которые ради них даны были их потомкам. Воспо­минание о том и другом должно было возбудить и поощрить тех, которые были удостоены стольких благодеяний, к ревности о добро­детели праотцов. А в то же время новый народ этим псалмом поучается, что Господь не был несправедлив к тому неблагодар­ному народу, лишив его Своего благоволения. Так как (евреи) но­сили имя народа Божия и пользовались благоволением Божиим, но впоследствии, оказалось, совершенно лишились его, то эти псалмы научают всех людей, сколько благодеяний оказал им Господь, и как неблагодарны остались они за эти благодеяния, чтобы отсюда все могли убедиться в справедливости понесенного ими осуждения, и видя возмездие за неблагодарность, не решались бы идти по одному с ними пути, но держались бы на пути правом. Слову «аллилуиа» при пере­воде дают значение – «хвала Богу Иао». А «Иао» евреи оставили без перевода в качестве как бы имени Божия. Итак, «аллилуиа» стоит во главе этого псалма и все его содержание направляет к славо­словию в честь Бога. Притом, настоящий псалом оказывается пер­вым в ряду имеющих надписание – «аллилуиа». И я думаю, что это надписание имеет, в силу своего особенного характера, срав­нительно с другими псалмами и песнями. И по всему мне кажется, что эти псалмы составляют гимны и похвалу в честь Бога (так оно и должно быть, потому что «аллилуиа» в переводе значит – «хвалите Бога»), и что они не сопровождались игрой на псалтири и не назначались для пения, но сами по себе составляли гимны и по­хвалу, описывая благодеяния Божии людям. 1. «Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, возвещайте в народах дела Его» ( Пс. 104:1 ). В этом псалме Дух Святой внушает святым апостолам возвестить народу из язычников все чудеса, какие сотворил в Свое пришествие на землю Господь. «Призывайте» – Симмах перевел: «проповедуйте». Это выражение призывает возносить Богу благодарственное песнопение и рассказывать о божественных чудесах. «Возвещайте в народах дела Его». Явно и очевидно, что здесь имеется в виду польза не иудеев только, но и всех язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 24 Каждый стих данного псалма начинается от буквы евр. алфавита, почему он и называется алфавитным. Такой способ письма был довольно употребителен не только у евреев, но и вообще у восточных народов, представляя один из видов художественного построения речи, облегчающего ее запоминание. Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его ( Пс. 24:3, 19 ), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим ( Пс. 24:7, 11–18 ). Другие части псалма, изображающие Давида одиноким, оставленным ( Пс. 24:16 ), только с небольшим количеством преданных ему лиц ( Пс. 24:19 ) и ввиду большой, угрожающей ему опасности ( Пс. 24:1, 20 ), соответствуют его положению при Авессаломе, во время бегства из Иерусалима. Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21). Пс.24:3 .  да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. «Беззаконнующие втуне» – нападающие на меня без оснований, поводов к тому с моей стороны. Пс.24:4 .  Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Пс.24:5 .  Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. «Пути» и «стези» – это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его «истине», т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. – «На Тебя надеюсь всякий день» – всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 24 Пс.24:1 . Псалом Давиду. К тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои: НАДПИСАНИЕ В Еврейском: Песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит в себе размышления, соединенныя с теплейшими молитвами, в которых Давид, окруженный напастьми и врагами, просит помощи у Бога; и дабы испросить оную, во-первых, исповедует, что Бог праведно наказывает грехи его, потом просит оставления грехов, и благодати, наставляющей к добродетельному житию. ТОЛКОВАНИЕ Аки бы сказал: не обретая ни в каких тварях покоя, но везде терние и волчцы, и тако стужив жизнию, душу мою развлеченную страстьми, и прилепившуюся к земле, к Тебе возношу: к Тебе всем сердцем моим, и всем помышлением моим, от Тебе вдохновенным, прилепляюся, от Тебе ожидаю помощи противу искушений: и понеже на Тя уповаю, сего ради молю, да не постыжуся, да не отъиду от Тебе посрамлен: аще бо не испрошу помощи, принужден буду краснеть пред врагами моими. Потом изъясняя оное слово: да не постыжуся, присовокупляет: ниже да посмеютмися врази мои. Ибо тогда постыдился бы, когда осмеян был бы от врагов, яко всуе надеялся на Бога. Пс.24:2 . ибо вси терпящии тя не постыдятся. Дает причину, чего ради несомненно надеется, что не будет посрамлен. Понеже, глаголет, и от долговременнаго искуса, и от примера предков моих, и от самых словес Твоих научился я, что никто из тех, которые уповали на Тя, и терпеливно ожидали помощи Твоея, не постыдился, ниже в надежде своей обманулся. Терпеть Господа, в Священном Писании весьма часто употребляется и означает ожидать Господа с известною надеждою помощи. Пс.24:3 . Да постыдятся беззаконнующии вотще. Давид просит Бога, дабы Он обратил стыд и срамоту на врагов его, аки бы сказал: не попусти Господи, дабы я посрамлен был. Ибо ежели сие случится, то враги мои посмеются мне, и о погибели моей возвеселятся; но напротив, пусть сами они постыдятся, когда увидят, что они вотще, то есть, несправедливо и беззаконно против меня поступили. В смысле нравственном сими словами означается, что те должны стыдиться, которые беззаконие творят вотще, то есть, кои несправедливо поступают против ближняго и потому грешат не по невежеству, или по немощи, но по злобе. Ибо таковые не помышляют о покаянии, ниже думают оставить грех: и потому ежели и надеются нечто получить от Бога, но надежда их остается тщетною. Итак, оное слово, вотще, означает, что враги праведных видимые и невидимые безуспешны остаются, и что тщетно трудятся, озлобляя праведных людей. Ибо не получают конца, ими намереваемаго, то есть, чтоб погубить праведных, и во ад свести; но напротив озлобление оное обращается праведным во упражнение добродетели, и в заслугу вечныя славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Псалом 24 В надписании сего псалма ничего особенного нет, кроме обычных слов: Псалом Давиду . Он содержит в себе как бы исповедание веры, соединенное с теплейшими молитвами человека, окруженного различными напастями и врагами. Человек этот есть не кто иной, как сам Давид пророк, который просит помощи у Бога и при этом исповедует, что Бог праведно наказывает за грехи его, потом, приводя себе на память прежние и новые грехи, умоляет Бога об избавлении от них. Пс.24:1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои. Жизнь суетная, когда человек предается всецело житейским заботам и попечениям, до забвения о Боге и о душе своей, приводит человека в такое тяжелое состояние душевное, что он испытывает невыносимую тоску, а когда при этом совесть напоминает ему о его прежних грехопадениях, от которых никто не может избавить, кроме Всещедрого и Милосердного Бога, тогда человеку, чтобы не впасть в отчаяние и не подвергнуться окончательной погибели, ничего более не остается, как обратиться к помощи Божией и просить у Него помилования. Так и поступил Давид, который, не находя ни в чем успокоения и окруженный притом врагами и завистниками, возопил ко Господу: «К Тебе, Господи, вознесся я душою моею. Боже мой, на Тебя возложил я всю надежду мою и уверен, что эта надежда моя будет непостыдна: помощь Твоя, на которую я вполне надеюсь, не оставит меня, и тогда враги мои не будут иметь повода смеяться надо мною». Пс.24:2 Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Надежда на помощь и милость Божию всегда соединена с терпением. Надеющиеся на Господа выражают свою надежду в молитвах; но бывает нередко, что молитвенные прошения к Богу, по премудрому промышлению Божию, не всегда или не скоро исполняются, и тогда молящийся должен с терпением ожидать просимого от Бога, и не переставая надеяться, продолжать с терпением свои молитвенные прошения к Богу. И только такая надежда на Бога, соединенная с терпением, бывает непостыдна: все, терпящии Господа, не постыдятся. Или, как в другом псалме говорит: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» ( Пс.39:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 109 Мессия – Христос есть Царь и Первосвященник, имеющий победить мир. Псалом Давиду. 1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Боговдохновенный пророк Давид говорит о Христе – Спаситель. По откровению св. Духа, Христос есть Господь, имеющий победить всех своих врагов. Пророк говорит: «Сказал Господь Господу моему», – Господь первый, по-еврейски, Иегова, сказал Господу другому, по-еврейски, Адонаи. – " Седи одесную Мене», – это есть тоже, что, восседая на престоле по правую сторону царя, быть ему соправителем; следовательно, Господь – Адонаи должен царствовать вместе с Богом. – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». По обычаю древности, побежденные, приближаясь к победителям, должны были повергаться ниц пред ними, в знак полной покорности, а победители – в знаке полного покорения побежденных, становились ногою на голову их; те, таким образом, служили им некоторое время как бы подножием (I. Нав.10:24 ). Посему – положить врагов в подножие ног, значит совершенно их покорить. Кто сей Господь – Адонаи? Это – Христос. Однажды, когда собрались ко Иисусу Христу саддукеи и фарисеи и предлагали Ему различные трудные вопросы, не имея веры в божественное достоинство Его лица, то «Иисус, обратившись к фарисеям, спросил: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему книжники: Давидов. Говорите им Иисус: как же Давиде, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.24:34,41–46 ; Мк.12:34–37 ; Лк.20:40–44 ). Очевидно, по пророчеству Давида, Христос есть Сын Божий, а потому и Господь самого Давида. Это решительно утверждает и Ап. Павел. В своем послании к Евреям, Ап. Павел, свидетельствуя о божестве Иисуса Христа, и о превосходстве Его, как Единородного Сына Божия, над Ангелами, между прочим, говорит: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:4, 13–14 ). – Что Христос, во исполнение сего пророчества Давида, восшел на небеса и возседит одесную Бога Отца, о семь свидетельствует Ев. Марк, говоря: «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол Петр, обратившись к собравшимся сюда Иудеям и другим «благоговейным людям», так свидетельствовал о Христе: «Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай, весь дом (народ) Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли. Слышав это, они умилились», замечает Дееписатель ( Деян.2:34–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Беседа 9 на псалом 11 32 Пс.11:1–2 .  В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида. 33 Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. 34 Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. – Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? – Великое зло – двуличность; молитва Псалмопевца об истреб­лении лицемерия. – Не все то наше, чем мы владеем. – Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. – Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем» ( Пс.11:6 )? – Несомненность этого божественного обетования. – Что значит: «вокруг нечестивые ходят...» и: «по высоте Твоей» ( Пс.11:9 )? – Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку. 1. Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди ма­лого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Па­вел говорит: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» ( Евр.10:24 ). Потому и древних праведников осо­бенно нужно ублажать не только за то, что они совершали до­бродетели, но и за то, что совершали их при великом оску­дении добродетелей, когда нигде не видно было добродетель­ных. Это выражает и Писание, когда говорит: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множе­ства волков, шли по пути, противоположному всем, и не оста­навливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 55 Пс.55:1 . В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В сем надписании заключается, во-первых, материя или содержание псалма: потом творец и превосходство его, как явствует из первой книги Царств, гл. 24, где пишется, что Давид, бегая от Саула, ищущаго убить его, пришел к Анхусу, царю Гефскому, дабы испросить покровительства его; но иноплеменники приняли его за неприятеля, и у себя яко пленника удержали. По сей причине Давид притворил себе безумие и, сим образом от руки их избавяся, пришел в пещеру некую, где обрел подобных себе несчастных изгнанников до четырех сот мужей. От сея истории извещаемся, что люди, от святых удаленные, суть те четыреста мужей изгнанных, кои не могли ходить во храм Божий, но с Давидом семо и овамо скитаяся, укрывалися. Творец и превосходство псалма явствует из оных слов: Давиду в столпописание, что значит надпись, на столпе изсеченную для вечныя памяти. Пс.55:2 . Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Пс.55:3 . Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты. Пророк начинает псалом молитвою, испрашивая милости у Бога. Жалуется на Саула и на других премногих домашних врагов, от которых претерпевал неправедное гонение, и когда хотел уклониться от них, впал в другую тяжчайшую напасть у иноплеменников, от которых с превеликим трудом свободяся, еще принужден был, яко изгнанник и нищий, в пещере укрываться. Нарицает прикровенно Саула человеком, дабы противоположить человека Богу, аки бы рекл: к Тебе, о Боже, прибегаю: Ты меня помилуй, понеже человек попирает мя. На небо взираю, понеже от земли презрен есмь, ко Господу взываю, понеже сослужители и раби гонят, и не ныне токмо вред причиняют, но издавна озлобляют, и никогда отдохнуть не дают. Пс.55:4 . В день не убоюся, аз же уповаю на тя. Быв в великом страхе, яко человек исповедует немощь свою, с таким однако изьятием, что не пал под бременем страха. Ибо хотя и предстояла очевидная опасность, однако он не потерял надежды своея на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010