На втором заседании совета состоялась защита кандидатской диссертации И.Д. Кашицына на тему «Положение христианских меньшинств в странах Ближнего Востока и Северной Африки в конце XX — начале XXI века». Научный руководитель — священник Димитрий Сафонов. Официальными оппонентами выступили д.и.н. Р.А. Силантьев , профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, и к.и.н. И.В. Колосова, доцент кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии Министерства иностранных дел России. Был зачитан отзыв ведущей организации — Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В ходе обсуждения выступил член Диссертационного совета Н.Н. Лисовой, который отметил, что диссертация И.Д. Кашицына является первой научной работой в России по данной теме. Он высоко оценил компетенцию автора, указал на достоинства и отдельные недостатки работы. Митрополит Иларион в своем слове отметил актуальность избранной темы и пожелал соискателю опубликовать работу после редакторской правки текста. По итогам дискуссии и голосования большинством голосов членов Совета было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом Кириллом о присуждении ученой степени кандидата богословия И.Д. Кашицыну. На заседании были заслушаны заключения экспертных комиссий по трем диссертациям соискателей ученой степени кандидата богословия: игумена Антония (Кадышева) на тему «Актуальные проблемы пастырской работы священников Русской Православной Церкви с ВИЧ-инфицированными пациентами в условиях стационара»; иеромонаха Луки (Филатова) на тему «Толкование псалмов и богослужебных текстов в духовном наследии преподобного Амвросия Оптинского» и иеродиакона Елисея (Меняйлова) на тему «Взаимоотношение Болгарской и Русской Православных Церквей в контексте государственной вероисповедной политики в 1944-1962 гг.». Всем указанным соискателям были утверждены официальные оппоненты и ведущие организации. Следующее заседание Диссертационного совета ОЦАД по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата богословия назначено на 6 марта 2018 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5075692...

110. Наставление пред Великим постом    Сбирался я написать вам порознь, но едва могу написать и общее письмо кое-какое. — При наступлении Св. Четыредесятницы вы обе просите прощения, каждая изъясняя свои немощи; душевныя и телесныя, какия вас тревожили в продолжение прошедшаго лета. — Господь да простит вам прошедшее, и да утвердит вас в будущем, как изречено согрешившей пречистыми Его устами, ни Аз тя осуждаю, иди и к тому не согрешай! — И нам бы Господь помог и укрепил нас воздержаться особенно от немощи самолюбия, которое более всего портит наше дело, и препятствует душевному исправлению. — Как для мирских корень всему злу сребролюбие, так для монашествующих корень всему злу самолюбие, котораго Господь и повелевает прежде всего отрещися: иже хощет по Мне идти да отвержется себе. — Самолюбие наше примешивается и противодействуст каждому доброму делу и портит и растлевает оное; особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу. — Блаженный Каллист патриарх в главах о молитве говорит так: аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания и молитвы и не прельщайся. – Сея бо конец, возлюбленне, умиление есть всегдашнее сокрушение сердца, любы ко ближнему. — Сопротивное же явственно есть; помысл похоти, шептание клеветы, ненависть ко ближнему, и елика сим подобны (Добр., ч. 2, гл. 14).    Всеблагий Господь да подаст нам полезное и душеполезное и спасительное, от зловреднаго же да избавит. 111. Цель переписки — польза душевная, а не одно утешение (1872 г.)    Мать N! чадце болезнующее! ты жалуешься на какую-то боль во внутренностях, и потому прислала ко мне письма свои и портрет отца З.; я сам пожалуюсь тебе на такую же боль внутри, так что ощущение ея чувствуется и на лице. — Но будем надеяться на милость Божию, что Господь допустит нас еще видеться хоть к осени, или осенью, аще живи будем и Его святая воля на то будет; теперь же пока займемся, по силе, делом души своей, стараясь очищать оную от злых качеств, отчуждавших от Господа юродивых дев, молясь присно со смирением Благости Божией, да очистит нас от всякия скверны, плоти и духа, ими же весть судьбами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Arhiva Editura Patriarhiei Moscovei a reeditat Mineiul serviciilor divine 3 octombrie 2014 13:18 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. В очередное переиздание 2014 года включены следующие утвержденные Священноначалием Русской Православной Церкви службы: На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволяет быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные священно- и церковнослужителями в процессе пользования книгами. Издание служебной Минеи готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое было торжественно отмечено в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве). Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м, третье — в 2011-м. Таким образом, настоящее издание 2014 года является уже 5-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси, Тихону, Патриарху Московскому и всея России, святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной Богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3776039...

По натуре Леонтьев не деятель, а скорее созерцатель. Самовлюбленный, но никогда собой не удовлетворенный Нарцисс, любитель красочных зрелищ с Алкивиадом в главной роли. Поздний романтик-эгоцентрик в эпоху буржуазного бидермейера, последний «байронический тип» с чертами женственного, изнеженного Альфреда де Мюссе. В детстве, в юности Леонтьев-Нарцисс жил в материнском матриархате, но в Крыму и потом на Балканах он мужает и живет сам по себе; позднее, после болезни и исцеления, его воля ослабевает, и он вступает в патриархат афонских старцев и наконец – Амвросия оптинского . В нем совмещаются черты женственные и мужественные; если начало женственное сильнее проявилось в утро и в вечер жизни, то начало мужественное – в середине его земного странствия. По верному замечанию Бердяева, в Леонтьеве было нечто «андрогинное», не столько во внешности, сколько во внутреннем облике. Он тайный служитель Афродиты Промежуточной, полу- небесной, полуземной. Он любил томиться и томить, как герой «Египетского голубя» – Ладнев. В этой эротической мути если и есть разнообразие, то нет завершения; это дурная бесконечность томления. Но здесь есть красота, хотя и упадочная, осенняя. Однако в своей «официальной» эстетике Леонтьев прославлял только красоту-силу, красоту-здоровье – Афродиту Простонародную; или же пытался служить красоте Афродиты Небесной, вдохновляющей монахов. Свои странности он утаивал или слегка приоткрывал над ними завесу в романах, в письмах. Своей близости к декадансу он не осознавал; но не догадывался, что гибели цивилизации часто предшествует прекрасный распад – золотая осень. Черты декадентские в нем обнаружили позднее, уже после его смерти (Розанов, Грифцов, Бердяев, Булгаков). Наконец, Леонтьев еще тот евангельский Богатый Юноша, который с тоскою в сердце отошел от Христа. Ему жаль было расставаться со своим имением – золотом, виноградниками, овцами, а Леонтьеву – с духовными сокровищами – книгами, мечтаниями, настроениями. Незадолго до обращения что-то в нем треснуло, надломилось, он вернулся к Церкви, но не ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Как это ни странно, но большинству почитателей митрополита Питирима биография его известна лишь в общих чертах, и сопровождается иной раз облаком небылиц. Лишь люди духовно близкие знали подлинного владыку во всей противоречиво-сложной многогранности и в то же время удивительной цельности, остальным лишь казалось, что они его знают. Но и для тех, и для других жизненный путь и труды несравненного издателя, церковно-общественного и культурного деятеля, его молитвенное предстояние и служение Отечеству являются воодушевляющим примером, глубоко поучительны и заслуживают исключительного внимания. В молодости будущий иерарх был близок к Святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому), ставленником которого являлся; он духовно возрастал под его омофором, будучи старшим иподиаконом, а затем священником патриаршей крестовой церкви и, наконец, викарным епископом. Именно от патриарха, столбового дворянина, одного из достойнейших носителей русской аристократической культуры, выпускника Московского императорского университета и Московской императорской духовной академии, он многое перенял и усвоил. Глубокий след в его жизни оставил также ученик преподобного Амвросия Оптинского старец Севастиан (Фомин), долгие годы живший в Караганде. От него владыка Питирим унаследовал знание живой духовной традиции Оптинских старцев. И был интереснейшим собеседником для всех, начиная от простых прихожан и кончая руководителями государств. Усердно и умело распространял он свет духовного просвещения, руководя церковным издательством. Этому содействовал личный пример благочестия, смирения и терпения, его удивительное обаяние, русская стать и внутренняя собранность, истинное благородство носителя многовековой отечественной традиции, не только духовной, но и культурной. Скольких людей, среди которых немало весьма известных, привел он к вере и Церкви!.. Его проповеди собирали сотни верующих, после которых они неизменно подходили под благословение архиерея. Тех, кого не успел, он благословлял уже из машины, уезжая домой или в Издательский отдел Московского Патрирахата, который был для него вторым домом.

http://pravoslavie.ru/43980.html

Вышло в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи 7 июля 2011 г. 21:15 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. Это издание готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое торжественно отмечалось в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского Отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве) . Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м. Таким образом, настоящее издание 2011 года является уже 4-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси , Тихону, Патриарху Московскому и всея России , святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В очередное переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле теперь проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволит быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные в процессе пользования книгами. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1556630.ht...

258. Как писать о смущающих вопросах    ...У тебя есть какой-то вопрос, да не знаешь, как это написать. Если при этом вопросе у тебя простое и покойное желание написать, то можешь написать вопросительно: бывает ли в человеке такое-то и такое-то состояние? И относится ли оно к числу правильных или неправильных? И по какой причине к числу последних? Если желание написать это смешано с помыслом понудительным и смущающим до тревожности, то лучше это оставить, во всяком состоянии направляясь к заповедям Божиим и сохраняя себя от возношения и прелести вражией всегда и во всем.    Если кто и спутается в молитвенном подвиге, то, для избежания конечнаго вреда, Промысл Божий устрояет их на начальство, а не немощная и велехвалящаяся, по пустому, сила вражия. Их дело и занятие: только смущать и путать и вредить тому, кто от малодушия или возношения поддастся на их злокозненныя внушения. Но, Господи, «заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Твоею благодатию». 259. Молитва прежде всего требует смирения    Прочти сама в 4-й части Добротолюбия краткое сказание об образе внимания молитвы св. Каллиста, патриарха Константинопольскаго. Объясненное тобою действие не противно сему сказанию. А в описании различных молитвенных действий сибирскаго старца Василиска есть глава, в которой сказано, что старец ощущал молитвенное глашение во всех членах своих и как бы какое-то звонцание, как выразился простосердечный старец. Но как у многих молитвенников молитвенное действие сердечное бывает различно, то преп. Марк подвижник неведущим преподает такой совет и такую предосторожность: «иное действие есть благодати, младенцу неведомое, и иное злобы, истине уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати, прелести ради, ниже проклинати, истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное» (О мнящихся от дел оправдатися, гл. 28). Держись и ты этого правила, ограждаясь неведением и предоставляя все времени и разсмотрению по воле Божией, уповая, что силен Господь сохранить тебя от прелести вражией, если только ты сама не подашь к тому повода самомнением, возношением и самонадеянностью от окрадения, чрез которыя ты подверглась душевной беде, как сама это замечаешь, и пишешь, что не могла сознать себя грешною и хуже всей твари, когда готовилась к исповеди и причащению Св.Таин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Знатный род, красоту и физическую силу, выгодные связи, острый ум и смелость, твердость духа, образованность, литературный даже дар, прекрасную служебную дорогу с ранних лет, жену весьма умную, ловкую в высшей степени, изящную донельзя. И что же он из всего этого сделал?! Его имя и высокие связи помогли ему на службе далеко не настолько, насколько могли бы помочь другому, более здравомыслящему человеку, благодаря его грубой бестактности на службе его смелость и остроумие служили только для оскорбления других без нужды и в его эстетическом развитии не оказалось даже творчества и оригинальности; роскошь его была какая-то пошлая и бесследная Жену, конечно, он отбил от себя деспотизмом для деспотизма, зря... Стихотворный дар пошел на обидные личные эпиграммы да на бесцветные стихи. В политических и социальных идеях влачился всегда по пятам либералов и смеялся (помните!) над моими «пророчествами» Все невпопад; и энергия вся – без пользы и себе и другим для дела русского, полагаю, будет выигрыш от его заточения в какую-то Португалию» 511 (куда он был назначен посланником). Если Леонтьева знать, то не очевидно ли, что нет ничего мелколичного в этой убийственной характеристике старого приятеля, который его недооценивал. Все здесь сложнее: мне кажется, Леонтьев очень даже хотел, чтобы Хитрово во всех отношениях удался: вышел в большие люди, оказался бы достойным своего литературного оформления в консуле Благове, был бы тем гениальным Нарциссом, о котором Леонтьев всегда мечтал, с самой юности (еще в «Подлипках»). Но могло быть и другое: в последний год своей жизни – осуждая Хитрово, он, может быть, осуждал хитровское или хитровщину в себе самом, т. е. свое «причудливое самоугодничество»; и в таком случае – это был смертный приговор идолу всей его жизни – Нарциссу 512 . Константинопольские дамы Из матриархата Леонтьев давно уже вышел и несколько лет жил на Балканах «сам по себе», без внешней опоры. На Афоне он ненадолго вступил в «патриархат» – под начало отцов Иеронима и Макария, а позднее он отдаст себя под власть оптинского старца – отца Амвросия...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Батюшка был знатоком и ценителем истинной красоты. Слушая запись Великого покаянного канона, который читал патриарх Пимен, восклицал: “Какая поэзия! А какая мощь и величие этого гиганта — глыбы церковной”. А предстоя плащанице, всегда подчеркивал: “Какую красоту мы созерцаем! Матушки своими ручками вышили!” Батюшка очень ценил рукоделие. Зная нашу занятость на диализе, он часто спрашивал: “Покажи, сколько ты сегодня вышила!? Хоть один стежок сделай, и Господом это уже зачтется за послушание!” Когда мы приносили ему свои работы — плоды наших трудов, он внимательно рассматривал их, вносил коррективы и давал такие советы, что мы просто удивлялись его широким познаниям, его тонкому вкусу… Очень трепетно он относился к книгам, особенно к богослужебным. Не дай Бог, если он увидит, что кто-то пишет в книге! А когда начинали или заканчивали петь какую-то книгу годового круга богослужения, батюшка имел обыкновение благоговейно к ней прикладываться… Молиться учил просто, учил чувствовать живое присутствие Бога: “Стоишь в храме — вспомни всех своих учителей, которые тебя учили, воспитателей, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых — так и служба пролетит — не заметишь… Идешь мимо больницы — помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, за врачей, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика — помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!” Он сам имел синодик, куда вписывал имена всех “прошедших через сердце” (завещал положить синодик после смерти ему в гроб). И мы, пытаясь подражать ему, все имели синодики, вспоминая всех оставивших след в нашей, еще такой короткой, жизни. Вообще, батюшка любил простоту: “А то начинают там: этот авва то сказал, а тот авва — то… Любите оптинских старцев, нам должен быть близок дух Оптиной — это русский дух монашества!” Очень любил Амвросия Оптинского , часто повторяя его слова: “Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного!”, “…никого не обижать, никому не досаждать и всем — мое почтение”. Любил Пушкина, часто говорил: “Помните всегда сказку о рыбаке и рыбке, чтобы не быть вам как та баба, у разбитого корыта…” Учил дорожить, ценить то, что имеешь: “Потерять легко, а вернуть бывает очень сложно”. Помнятся его слова: “Бойтесь кому-то испортить настроение…”

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Ну, и хотел бы сказать напоследок о педагогике. Собственно говоря, что такое образовательный, воспитательный процесс? Он складывается, конечно, из передачи знаний, навыков, умений. Но ведь непременно должен быть и личный пример, и таким примером должны служить наши педагоги. Вспоминаю историю, которая произошла в школе, где я учился. Мы с большой симпатией относились к одной молодой преподавательнице, она была для нас неким идеалом. И вдруг мы узнали, что она развелась с мужем. Для детей это был шок. Нам казалось, что подобного быть не может. Но это было во времена, когда преподаватели были воспитателями, когда родители координировали с преподавателями свои действия по воспитанию детей, общими усилиями преодолевая некие дурные склонности последних. Сейчас ничего подобного не происходит, школа самоустранилась от процесса воспитания. Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс невероятно ослабляется. Хотел бы привести слова великого уроженца Тамбовщины преподобного Амвросия Оптинского. Кому-то из своих посетителей он говорил просто: в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание, а без показания мужик лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Простые и ясные слова: показать надо. И педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь. И от этого хотелось бы перейти к очень важной теме. К сожалению, учителя до сих пор не являются элитой общества — во-первых, в силу невысокого материального вознаграждения своего труда, ввиду отсутствия некоего престижа. С моей точки зрения, учитель наравне с врачом, и я добавил бы, наравне со священником, — это наиболее важный представитель национальной элиты, потому что и тот, и другой, и третий работают над душой и над физическим здоровьем человека, и нет ничего важнее. Поэтому необходимо повышать социальный статус работников образования, повышать уровень их материального обеспечения. Конечно, это стимулирует стремление многих способных молодых людей приобщиться к замечательной профессии педагога. Тогда и уровень абитуриентов, поступающих в педагогические учебные заведения, будет совершенно иным, чем мы это наблюдаем сейчас.

http://patriarchia.ru/db/text/3718009.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010