Широко известен был в христианском мире и Феофил Антиохийский, родившийся где-то на берегах Евфрата, получивший греческое образование, в зрелом возрасте принявший христианство и ставший шестым епископом Антиохии. Из его сочинений сохранилась только апология «К Автолику», написанная около 180 г. . Как и большинство христиан восточного происхождения, он резко отрицательно относился к греческой культуре. Подобную же позицию занимал и его, может быть, младший современник Гермий Философ, написавший небольшой трактат «Осмеяние чуждых философов» (имеются в виду античные греки). Интересной фигурой в духовной культуре II в. был Ириней Лионский. Родился он в Малой Азии ок. 126 г. и был воспитан в лучших эллинистических традициях. В зрелом возрасте прибыл в Галлию, был священником в Лионе, а с 177 г. (после известных гонений на лионских христиан) стал епископом. Из достаточно поздних источников известно, что он погиб как мученик около 202 г. Писал Ириней по-гречески, но по духу стоял ближе к римской, чем к восточной церкви. Считается «отцом католической догматики». Его главное сочинение «Против ересей» (в 5-ти книгах) направлено против гностических учений . Оно является одним из основных источников по изучению гностицизма, так как Ириней достаточно подробно и обстоятельно изложил в нем многие теории гностиков. Трактат содержит богатый историко-философский и историко-эстетический материал. Учеником Иринея некоторые исследователи считают Ипполита Римского , служившего с начала III в. пресвитером в Риме, однако происходящего, видимо, с греческого Востока; писал он по-гречески. Иероним причислял его к образованнейшим и ученейшим писателям своего времени. Он мученически погиб в 235 г. Основное направление его деятельности - борьба с ересями и осмысление библейских текстов, как правило, прочитанных в аллегорическом ключе. Анализируя в трактате «Философумены» историю философских систем и языческих верований, он стремился доказать, что гностики, как и многие другие еретики, опирались больше на языческую мифологию, чем на философию. В трактате дана яркая, хотя и не совсем точная картина духовной жизни поздней античности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

В 50–60-х годах XIX b. выражение медовый месяц как отдельная фразовая единица речи приобрело новое переносное значение: «первый блаженный период расцвета чего-нибудь, начальный период общественного увлечения чем-нибудь». Ср. выражение Герцена: медовый месяц русского прогресса. В рассказе Н. Златовратского «Старый грешник»: «Ими только что был пережит медовый месяц русского либерализма» 178 . Ср. также у Б. Маркевича в «Забытом вопросе»: «Кто-то сказал очень верно, что каждое чувство имеет свой медовый месяц». В этом расширенном переносном значении выражение медовый месяц становится неразрывным фразеологическим единством. Это живое семантическое движение фразы медовый месяц в русском литературном языке XIX b. свидетельствует о том, что она вполне ассимилировалась с чисто русской литературной фразеологией и утратила уже к 30–40-м годам XIX b. все признаки своего заграничного происхождения. Внутренняя форма данного выражения вполне согласовалась с живым переносным употреблением слова медовый (ср. медовые уста, медовая речь и т. п.; ср. также каламбурно-иронический образ: «Сахар Медович Патокин»). Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой. Печатается по машинописи с внесением некоторых необходимых поправок. – М. Л. 177 М. И. Михельсон отмечал, что происхождение выражения медовый месяц – персидское и что Вольтер в «Задиге» открывает этот источник. Вольтер пишет: «Задиг узнал по собственному опыту, что первый месяц брака, как сказано в книге Зенд, – есть месяц меда, а другой месяц полыни»: «Le premier mois du mariage, comme il est décrit dans le livre du Zend, est la lune de miel, et... le second est la lune de l " absinthe» (Михельсон, Ходяч. слова, 1896, С. 201). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

подданным, считали патриарха как духовным, так и гражданским главой общины, хотя де-юре он бы признан властями в К-поле в этом качестве только в 1841 г. Кон. XVIII - нач. XIX в. ознаменовались дальнейшим усилением М. к. Ц. Маронитские обители расширяли свои земельные владения с помощью покупки или аренды. В 1-й трети XIX в. в Горном Ливане насчитывалось ок. 1,5 тыс. маронитских монахов и 80 мон-рей ( Yu   suf ad-Dibs. 1905. P. 429, 581-586; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в ист. и полит. отношениях. М.; Иерус., 2007. С. 261; Guys H. Beyrouth et le Liban. P., 1850. Vol. 1. P. 177-178). Франц. двор и Римская курия поощряли деятельность ливан. монашеских орденов. В 1749 г. монахи ордена св. Антония были приравнены к франц. миссионерам. В 1734-1786 гг. ливан. черное духовенство неоднократно получало от Рима право на выдачу индульгенций, весьма популярных в то время у крестьян ( Dib. 1962. P. 200; Ristelhueber. 1925. P. 256). В XVIII в. М. к. Ц. столкнулась с серьезными проблемами. Быстрое усиление ливанских маронитов, их принадлежность к земельной аристократии, включая значительную часть епископата, церковные реформы, поощряемые из-за рубежа,- все это породило внутренние противоречия и конфликты. Церковные проблемы использовались маронитской аристократией в борьбе за власть ( Dib. 1962. P. 88-89). Одним из наиболее болезненных потрясений, характеризующих внутрицерковную обстановку того времени, стал иерархический конфликт вокруг избрания маронитского патриарха в 1742 г. После кончины патриарха Юсефа V его преемником был избран архиеп. Дамаска Семаан Аввад. Он отказался от престола в пользу архиеп. Ильяса Мухассиба, лидера маронитской оппозиции на Ливанском Соборе, но ряд епископов не согласились с таким решением. При помощи яковитского архиерея они рукоположили 2 маронитских епископов и в таком составе попытались избрать своим патриархом Кипрского архиеп. Товию аль-Хазина (Ibid. P. 139). Папский престол не признал эти избрания, и после вмешательства коллегии кардиналов и лично папы Бенедикта XIV инвеституру получил патриарх Семаан VII Аввад.

http://pravenc.ru/text/2562390.html

На основании содержательного сходства (единый подход к толкованию «тома Сисинния») Цахарие атрибутировал составителю «Пиры» канонический ответ Димитрия, митр. Кизического (Απντησις [περ κ τριϒενεας ϒμου]// Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 366-368), к-рый в то время был издан в качестве анонимного (Practica ex actis Eustathii Romani. 1856. P. III-IV; 5-й т. Афинской синтагмы Раллиса и Потлиса, опубл. за год до этого, еще не был доступен Цахарие). Ученый принял во внимание и высказывание автора канонического ответа о своей юридической деятельности: δκα ϒρ κα πτ τη κοιαστωρι ντι ξυπηρετησμην τ μακριτ κυρ μο τ Μυστικ (ибо я 17 лет, будучи квестором, подчинялся блаженной памяти господину моему Мистику; Е. Р. имел чин мистика). Впосл. А. С. Павлов , поддерживая мнение Цахарие, но ориентируясь уже на новое издание, где канонический ответ был приписан Димитрию Кизическому, назвал последнего составителем «Пиры» ( Павлов. 1887. С. 112). Однако Цахарие, не объясняя причин, не согласился с такой атрибуцией. Он пишет, что «Пира» и канонический ответ принадлежат одному и тому же лицу, но не Димитрию Кизическому, хотя и признает сходство воззрений митр. Димитрия и своего анонимного автора на запрещенные браки ( Zachariae. 1892. S. 30, 67). Отверг Цахарие и предложенную в 1883 г. В. Фишером атрибуцию сборника патриарху К-польскому Евстратию Гариде . Вопрос об авторстве «Пиры» остается открытым ( Остроумов. 1893. С. 579-581; Липшиц. 1981. С. 123). Тексты, включенные в сб. «Пира», представляют собой выдержки из экспертных заключений (πομνματα) Е. Р. и судебных постановлений, вынесенных им при рассмотрении апелляций (σημειματα); кроме того, в сборник вошли акты др. имп. судей. Составитель располагал полными текстами судебных актов и самостоятельно сделал извлечения из них. Предполагается, что этот не дошедший до нас сборник был составлен самим Е. Р., причем акты в нем имели сквозную нумерацию. На это указывают ссылки на 75-й и 183-й акты Е. Р. в схолиях к Василикам ( Basilic. XXIII 3, 78 sch. 3; XXII 4, 9 sch. 2; см. также: Oikonomides. 1986. S. 177). Общее количество актов в первоначальном сборнике составляло ок. 250 ( Schminck. 1979. S. 223; Weiss. 1973. S. 118).

http://pravenc.ru/text/187481.html

1) Григорий Великий (540—604): «Нравственные поучения, или толкования на книгу Иова»  (Moralia in Iob XIX, 49); 2) Псевдо-Григорий Великий (Роберт Тумбаленский, XI в.): «Толкование на Песнь Песней» (Super Cantica Canticorum expositio, cap. VII, 12-13: MPL 79, 536B); 3) Хуго из Фольето (XII в.): «О зверях и о других вещах» (De bestiis et aliis rebus I, 23: MPL 177, 24; III, 56: 111-112); 4) Рихард Сен-Викторский (ум. 1173): «Разъяснение Песни Песней» (Explicatio in Cantica Canticorum, cap. 37: MPL 196, 569-570); 5) Алан Лилльский (ок. 1128—1202): «Вторая проповедь о Святом Кресте» (Sermo II De Sancta Cruce; MPL 210, 223-226); «Словоразличия»  (Distinctiones dictionum theologiae: MPL 210, 887-889). Двумя главными толкованиями символа пальмы были следующие: а) праведный человек, «святая душа» (sancta anima); б) крест Христов (crux Christi). В содержании «трактата о пальме» произошло соединение нескольких мотивов: корень Иессеев, духовное восхождение по Дионисию Ареопагиту, символика числа семь, лестница Иакова. Ближе всего к «трактату о пальме» по структуре стоит вторая проповедь Алана Лилльского «О Святом Кресте». По ряду признаков пальма у Алана символизирует Крест, а Крест, в свою очередь связывается, с лестницей Иакова, у которой шесть ступеней. Названия ступеней лестницы и ветвей пальмы не совпадают, но последняя, шестая ступень — «смерть суровейшая», «смерть чудесная» (mors durissima, mors admiranda) перекликается с седьмой ветвью — «совлечение человеческого естества», «совершенная сладость» (defectus vel defectio, ganzin surickait). Однако перечисление ступеней в проповеди Алана — лишь одно из «разделений» (divisio)  и занимает сравнительно немного места. В «трактате о пальме» за этим разделением следует «распространение» (dilatatio) пунктов разделения, которое разрастается до масштабов всего текста и выполняет функцию несущего каркаса. Все описания пальмы в сочинениях других богословов не развиваются до сколько-нибудь значительного по объему отрезка текста и носят частный характер в общем контексте произведений.

http://bogoslov.ru/event/5741472

Σ. 127-160; Sakk é lion. Documents inédits tirés de la bibliothèque de Patmos. I: Décret d " Alexis Comnène portant déposition de Léon, métropolitain de Chalcédoine//BCHell. 1878. Vol. 2. P. 102-128; Gautier P. Diatribes de Jean l " Oxite contre Alexis Ier Comnène//REB. 1970. Vol. 28. P. 5-55. Лит.: Гроссу Н., прот. Дело Халкидонского митр. Льва: Страница из истории религ.-церк. движений в Византии XI в.//ТКДА. 1917. 3/8. С. 232-248; Stephanou P. Le procès de Léon de Chalcédoine//OCP. 1943. Vol. 9. P. 5-64; idem. La doctrine de Léon de Chalcédoine et de ses adversaires sur les images//ibid. 1946. Vol. 12. P. 177-199; Grumel V. L " affaire de Léon de Chalcédoine: Le chrysobulle d " Alexis Ier sur les biens sacrés//Études byzantines. Bucur., 1944. Vol. 2. P. 126-133; idem. Les documents Athonites concernant l " affaire de Léon de Chalcédoine//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 3. P. 116-135; Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094): Étude prosopographique//REB. 1971. Vol. 29. P. 213-284; Γλαβνας Α. Α. Η π Αλεξου Κομνηνο (1081-1118) περ ερν σκευν, κειμηλων κα γων εκνων ρις. Θεσσαλονκη, 1972; Lamberz E. Vermisst und gefunden: Zwei Texte des Sophronios von Alexandria zur Bilderverehrung, die Akten des VII. Ökumenischen Konzils und eine Patriarchatsurkunde des 11. Jh. in einem griechischen Codex aus dem Besitz des Nikolaus von Kues (Harleianus 5665)//RHM. 2003. Bd. 45. S. 159-180; Лурье В. М. История визант. философии: Формативный период. СПб., 2006; idem (Loure é ). Une dispute sans justes: Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la troisième querelle sur les images sacrées//StPatr. 2006. Vol. 42. P. 321-340; Barber C. Contesting the Logic of Painting: Art and Understanding in 11th-Century Byzantium. Leiden; Boston, 2007; Луховицкий Л. В. Споры о святых иконах при Алексее I Комнине: Полемич. стратегии и выбор источников//ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 88-107. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/2463243.html

168 Принимаемое Ленгерке, Гильгенфельдом, Гольцманом и др. (см. Volk. B. H10b. 9s.). не решаемся давать в тексте особого места доводу Баудиссина (Einl. 1901.770s.), что на эпоху вавилонского плена указывает упоминаемое в книге (24:4–8;30:1–8) скитание бесприютных бедняков, полунагих… Что же это за довод? Неужели и в другое время не было нигде таких бедняков и скитальцев? Конечно, бывало всегда и у всякого народа (не исключая и русского современного царства) не мало… 169 В русской литературе есть ценная монография: Глаголев. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. Киев. 1900. Здесь и учение о злом духе излагается в нашем направлении. 174 Критические заметки о значении метода пр.Филарета и цельности приводимых им «цитат» библейских даны в русской литературе проф. Н. Елеонским . Чт. общ. люб. духовн. просв. 1879. Янв. Ст. «О времени происхождения книги Иова». 176 Кажется, ясным подтверждением этого вывода служит мнение Гердера, повторенное Корниллем (Einl. 1891, 235s.), что книга Иова «вполне неизвестна ветхозаветным писателям». А как же, стало быть, поступить с «цитатами» из нее, о которых так много говорили разные ученые?... Sapientisat. 177 См. об этом: Delitzsch. B. Hiob. 1864. Guthe. Bibelworterbuch. 1903. 699s. Budde. 1.c.9–11ss. 179 Сходно процесс происхождения книги из записей иудея Иова и иудейского богодухновенного мужа-пророка начертывает и преосв. Филарет (рижский), только жизнь Иова относит к эпохе ассиро-вавилонского плена, а писателем считает современника Ездры и Неемии (ок. 440г. до Р.Х. Указ. соч. 306, 373–377 стр.). 181 Keil. Einleitung. 389–394ss. Здесь изложена критическая и апологетическая литература вопроса о единстве книги Иова. См. также: Cornely. Introd. Spec. 2, 55–60 pp. Филарет. Указ. соч. 361–374 стр. Позднее: Budde. B. Hiob. 1896. 13–21 ss. 184 Так как обозреваемое деление на части видно в еврейской лишь Библии, в коей они оглавляются: «книга ()» – первая, вторая, и т.д., то и счет псалмов принимается здесь лишь еврейский, отличный от нашего славяно-русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Именование И. А. «членом совета» в Мк 15. 43; Лк 23. 50 (βουλευτς встречается только в этих местах в НЗ) могло подразумевать его участие в управлении некой местной общиной (см.: Taylor. 1959. P. 600; а также: Broer. 1972. P. 175-177). Однако, вероятнее всего, И. А. являлся членом Иерусалимского синедриона, т. к. он был богатым землевладельцем (Мф 27. 57; Jeremias. 1969. P. 96) и был связан с Никодимом, др. членом синедриона (Ин 7. 50; 19. 39). Кроме того, Иосиф Флавий использует однокоренное слово «совет» (βουλ) по отношению к Иерусалимскому синедриону ( Ios. Flav. De bell. II 16. 2 (336)). На основании иудейского закона, по к-рому тело казненного не должно было оставаться на дереве после захода солнца (Втор 21. 23), а погребение рассматривалось в качестве обязанности, к-рая должна выполняться даже по отношению к телам врагов ( Ios. Flav. De bell. III 8. 5 (361)), нек-рые совр. библеисты предположили ( Broer. 1972. P. 175-183, 190-198; Brown. 1988. P. 234-238), что И. А., как один из иудейских вождей, мог просить у Пилата тело Иисуса, ссылаясь на требования закона. Т. о. благодаря И. А. Господь, распятый как преступник, был достойно и благоговейно погребен (ср.: Ис 53. 9). Однако в таком случае И. А. мог нарушить постановления закона о ритуальной чистоте (ср.: Числ 19. 11-13; Brown R. E. John 13-21. Garden City (N. Y.), 1970. P. 940) и серьезно рисковал своим высоким положением в обществе (Ин 19. 38; ср.: Мк 15. 43, где сказано, что И. А. «осмелился войти к Пилату»). Действия И. А. скорее свидетельствуют о нем как о последователе Господа, бывшем прежде «тайным учеником» из-за опасений преследования со стороны иудеев. Согласно мнению Дж. Кроссана, история с И. А. является позднейшей легендой, возникшей на основе апокрифического «Евангелия от Петра» (ок. II в. по Р. Х.) и вставленной в текст Евангелий ( Crossan. 1988), однако эта гипотеза была отвергнута большинством специалистов, в т. ч. и на основании текстологического анализа (см. подробнее: Das Evangelium nach Petrus: Text, Kontexte, Intertexte/Hrsg. Th. J. Kraus, T. Nicklas. B.; N. Y., 2007). В святоотеческой экзегезе

http://pravenc.ru/text/673659.html

Астрид, ж. норвежского кор. Олафа Святого, д. шведского кор. Олафа I Шётконунга VII, 131 Аттила, предводитель гуннов (ум. в 453 г.) 222, 354, 354 «Аугсбургские анналы» (нач. XII в.) 161–162 Афанасий Александрийский , еп., св. (ум. в 373 г.) 103 Бабенберги, династия мгр. Баварской вост, марки и австрийских герц. (X – сер. XIII в.) 331, 338 Балдуин (Бодуэн) I, кор. иерусалимский (1100–1118) 212, 212 Балдуин (Бодуэн) V, гр. фландрский (1035–1067) II, 153 Балдуин, еп. краковский (1103–1106) 177, 207 Бартоломей, канцлер чешского кн. Владислава II (сер. XII в.) 264 Баумгартен Н. A. (Baumgarten N.) 190, 198, 201–202, 231, 255, 264, 309–310, 329, 356, 361 Беатриса, ж. германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1184 г.) II, 249 Беатриса, ж. германского имп. Оттона IV, д. германского кор. Филиппа Швабского (ум. в 1212 г.) II, III Беда Достопочтенный , англо-саксонский хронист (ум. в 735 г.) 215 Бейлис В. М. 28 Беккер И., см. Becker I. Бела I, кор. венгерский (1061–1063) IV–VI, 137, 175, 210, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–358, 361, 365 Бела II Слепец, кор. венгерский (1131–1141) IV, V, 202, 202–203, 236, 240–241, 240–241, 247, 247, 255, 307, 310, 364–365, 364, 367, 367–369, 369 Бела III, кор. венгерский (1173–1196) V, 313, 313, 322, 371, 371 Бела IV, кор. венгерский (1235–1270) V, IXa, 332, 372, 372 Белёвский А., см. Bielowski А. Бенедикт VI, п. римский (972–974) 117, 186, 187 Бенедикт VIII, п. римский (1012–1024) 87, 87 Бенедикт Нурсийский , св., основатель западного монашества (ум. ок. 560 г.) 47, 164, 164, 185, 185 Бенин, прозвище венгерского кор. Белы I 355, 365 Бенне, предок германского имп. Лотаря III 328 Беренгар I, герц, фриульский, кор. итальянский (888–924) I, 328 Беренгар II, мгр. иврейский, кор. итальянский (950–962, ум. в 966 г.) I, 36, 47–48, 47–48, 85, 106, 110 Беренгар, гр. зульцбахский (ум. в 1125 г.) III, IXb Берингер II, аб. м-ря св. Эммерама в Регенсбурге (1170-е гг.) 275 Бернард Клервоский, св., аб. м-ря в Клерво, основатель Ордена цистерцианцев (ум. в 1153 г.) 204, 204–205, 207, 207, 263, 279, 281

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бактрийский – 26. р. 45а; р. 46b (торговцы; серебряные рудники) – см. Бактрия. Бактрия, Бактриана, Бактры – 7. II, 16–19; 37, 6. 8. XV, 1, 3; 7; 8. 11. VI, 92; XII, 35. 13. 64. 17а. IV, 30, 4; V, 5, 3. 23.1, 17, 4. 33. XIII, 4, 9 (Βατρα, Βατριαν, τ Βτρα; Bactria, Bactriana) – страна на территории нынешнего северного Афганистана с прилегающей частью Узбекистана и Таджикистана, по обе стороны среднего течения Амударьи; центр зороастризма ок. 600 г. до н. э. До завоевания Бактрии Александром Македонским (329–327 гг. до н. э.) эта страна относилась к 12-й сатрапии Персидской державы и была населена народом иранского происхождения. Бактрия стала сатрапией под греческим господством, после смерти Александра была подчинена Селевкидам. В 206 г. до н. э. Антиох III признал самостоятельность бактрийского правителя Эвтидема в основанном при Диодоте греко-бактрийском царстве (датируемом с 256 г. до 55 г. до н. э.), оказывавшем эллинистическое культурное влияние на северо-западную Индию. Столицей Бактрии был город Бактры (=Зариаспа) – сейчас развалины на городище Балх близ нын. города Балх (36°46» 66°52») на севере Афганистана. бактры, бактрийцы, бактрианы – 1. III, 102. 11. VI, 52; XII, 25; XVI, 160. 13. 47; 64. 14а. 40. 23. I, 12, 7. 24. I, 15, 71. 29б. XV, 8. 33. VIII, 4, 23; XV, 4, 11; XLI, 6, 1; 3. 34а. § 177. 38. XXIII, 6, 32. 49. III, 65 (Βτροι, Βτριοι, Βατριανο; Bactri, Bactriani) – народ Бактрии. Балака – 23. VII, 4, 12 (Βαλα) – один из «1378» островов перед островом Тапробана (нын. Шри-Ланка), предположительно идентифицируется как нын. атолл Мулаку (03° с. ш.) Мальдивских островов (центр – 03°15» 73°00») Название сопоставляют с санскрит, bâlaka – «детеныш». Балантипиргон – 23. VII, 1,71 (Βαλαντπυργον) – город в области народа адисатры (см.), не идентифицируется. Балео – 23. VII, 1, 4 (Р: Βαλαι, на основании чтений в некоторых рукописях; в большинстве рукописей и в изданиях – Μαλε, Малео) – мыс на побережье области Ларика (последний пункт в этой области; дальше начинается Баригазский залив=нын. Камбейский залив). Может быть, он соответствует мысу Папика (см.; здесь в перечислении у Птолемея отмечают некоторую путаницу)? Во всяком случае, где-то в Камбейском заливе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010