Можно упомянуть еще о не имевшем строго официального характера приглашении В. В. Болотова в 1898 г. 19 ноября архиеп. Финляндским Антонием к содействию комиссии по переводу богослужебных книг на финский язык в одном затруднительном случае, чем положе-; но было начало дальнейшим сношениям между В. В. Болотовым и членом комиссии священником (ныне протоиереем) С. Окуловым. Поэтому поводу написаны им две записки с учеными замечаниями, посланные в комиссию через высокопреосв. Антония, и два письма о. С. Окулову (28 декабря 1898 г. и 18 апреля 1899 г.); здесь он выступает в качестве, и богослова, и лингвиста, знакомого и с финским языком. 479 Знаниями В. В. Болотова пользовалось не одно лишь церковное начальство. В 1895 г. ему пришлось давать отзыв о коптском служебнике, напечатанном в 1886–1887 гг., по-видимому, в старом Каире и переданном проживавшим в Каире коптом Михаилом Ханна русскому дипломатическому агенту для поднесения Государю Императору. Азиатский Департамент Министерства иностранных дел обратился с ним к бер-прокурору Св. Синода 14 января 1895 г., 19 числа он препровожден был для рассмотрения В. В. Болотову . Отзыв, по заметке в деле архива Канцелярии обер-прокурора Св. Синода, доложен был 29 июля. В 1896 г. к В. В. Болотову обращались за разными указаниями и инструкциями члены отправившейся 25 марта в Абиссинию экспедиции. 480 Через год бывшие в Абиссинии медики возвратились кавалерами эфиопских орденов. Так как В. В. Болотов оказался единственным в то время в Петербурге знатоком ново-абиссинского (амхарского) языка, то Азиатский Департамент Министерства иностранных дел обратился к нему с поручением перевести писанные на этом языке грамоты на русский язык. Почти все документы «эфиопских кавалеров» прошли через его руки и перед самым отъездом его в этом году в Пернов ему пришлось, по его словам, рассмотреть 23 эфиопские грамоты. 481 Министерство иностранных дел за эту услугу ходатайствовало о награждении его чином действительного статского советника прежде выслуги лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Перцов, Н. Нович (Н. Бахтин), В. Буренин. Так, Перцов, включивший стихи Жуковского в сборник «Молодая поэзия» (1895), высказался о переводах с большой похвалой, назвав их не только «превосходными», но и поставил в один ряд «с классическими переводами знаменитого однофамильца [Василия Жуковского]». Буренин («Новое Время», 1899, 16 апреля) назвал Жуковского «наиболее выдающимся и достойным титула поэта... среди молодых стихотворцев». Он отметил «блестящую и изысканную технику, глубокую поэтичность» переводчика, и выразил надежду, что публика скоро увидит книгу собственных стихотворений Жуковского, которые печатались в газете «Новое время» (иллюстрированное приложение) и «отличались оригинальностью». Через шесть лет, в 1905 году, Жуковский действительно издал книгу «Стихотворения. 1893-1904». В результате за книгу переводов из Эредиа и книгу собственных стихотворений, даже несмотря на отрицательный отзыв о них К.Р. (Константина Романова), Владимир Жуковский в 1907 году стал лауреатом Пушкинской премии Академии Наук. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона про творчество Жуковского сказано следующее: «Стих Жуковского красив и звучен, но поэзия его изысканна и академически холодна - напоминает поэзию французских «парнасцев», одного из представителей которых, Эредиа, Жуковский охотно переводил». Следует отметить, что Владимир Жуковский не стремился к тому, чтобы стать профессиональным поэтом, как то сделали Есенин, Маяковский и многие другие. Он посвятил себя дипломатической службе, а поэзией занимался в свободное время в силу потребностей души. По этой причине он сравнительно мало публиковался. Иногда можно обнаружить его отдельные стихи и переводы в различных сборниках. Так, в 3 томе собрания сочинений Г.Х. Андерсона (С.- Петербург, акционерное общество «Издатель», 1899) можно видеть стихотворение «Нет на нём алмазов, не блистает злато», переведенное Владимиром Жуковским с датского языка: (Из романтической драмы «Мулат») Нет на нём алмазов, не блистает злато, Повелитель негров убран небогато: Брошена пантера на нагие плечи… Он идёт с охоты.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С.А.Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Также отмечается день памяти Льва Алексеевича Брусилова (1857-1909), вице-адмирала, одного из инициаторов создания и первого начальника Морского генерального штаба. Происходил из дворян Новгородской губернии. В 1875 году окончил Николаевские морские юнкерские классы Черноморского флота и был на Черноморский флот в чине юнкера флота. 13 октября 1876 года зачислен во 2-й Черноморский флотский экипажа. 16 апреля 1878 года произведен в чин гардемарина. В 1877—1878 годах принимал участие в русско-турецкой войне. 30 августа 1879 года произведен в чин мичмана. 11 мая 1881 года назначен ревизором корвета «Сокол». 1 января 1884 года произведен в чин лейтенанта. 7 февраля 1884 года находясь в Константинополе в составе экипажа шхуны «Псезуапе» получил огнестрельное ранение в левую голень при исполнении секретных поручений. 1 января 1886 года награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. 14 октября того же года награжден турецким орденом Меджидие 4-й степени. В следующем году награжден турецким орденом Османие 3-й степени. В 1888 году награжден болгарским орденом Св. Александра 3-й степени. 1 января 1890 года награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. С 1 марта 1892 года вахтенный начальник парохода «Эриклик». 1 марта 1893 года награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 27 сентября того же года назначен вахтенным начальником канонерской лодки «Уралец». 30 декабря 1893 года был назначен адъютантом главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. В компанию 1894 года находился в качестве флаг-офицера главного командира флота и портов Черного моря на борту парохода «Эриклик». В 1895—1897 годах был старшим офицером канонерской лодки «Черноморец». В 1896 году награжден серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III». В 1897 году награжден медалью за труды, понесенные при проведении первой переписи населения. В 1897—1898 годах командовал пароходом «Колхида». В 1898—1899 годах командовал минным крейсером «Капитан Сакен». 6 декабря 1899 года награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/22/de...

171 РА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. 1890 г. Д. 221. Л. 23 об.; Оп. 1. 1886 г. Д. 63 б. Ч. 3. Л. 32, 36–36 об. Калькирование фресок было произведено в 1893 г. под руководством В. В. Суслова художником Ф. М. Фоминым. В настоящее время копии хранятся в Отделе древнерусского искусства ГРМ. 172 Заседания IX Археологического съезда в Вильне//АИЗ, изд. ИМАО. М., 1893. T. 1. 9–10. С. 310–311. Перепечатано: Труды IX Археологического съезда в Вильне... Т. 2. Протоколы. С. 42–43. 173 К обсуждению вопросов, связанных с исследованием Староладожской крепости, Н. В. Покровский привлекался как Русским археологическим обществом, так и Императорской Археологической комиссией (см. примеч. 107). В 1886 г., в связи с открытием H. Е. Бранденбургом остатков двух древних церквей, Императорская Археологическая комиссия приглашает его в качестве консультанта для осмотра обнаруженных при раскопках древних фресок (РА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. 1886 г. Д. 17. Л. 13–20: Дело Имп. Археологической комиссии об археологических раскопках генерал-майора Бранденбурга близ Старой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. 15 марта 1886 – 27 января 1896). См. также письмо H. Е. Бранденбурга к Н. В. Покровскому от 13 сентября 1895 г.: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 169. Л. 3–4 об. (Бранденбург Николай Ефимович. Письма Н. В. Покровскому . 1888–1897). 174 Протоколы заседаний Имп. Русского археологического общества за 1893 г.//ЗИРАО. Новая серия. 1895. Т. 7, вып. 3–4. С. LII; Протоколы заседаний Имп. Русского археологического общества за 1894 г.//Там же. 1896. Т. 8, вып. 1–2. Труды Отделения русской и славянской археологии. Кн. 1. С. XII; История Императорского Русского археологического общества... С. 139. См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 3. Д. 401 (Протоколы заседаний ИРАО 1893–1898 гг. Л. 20–20 об.); Там же. Д. 165. Л. 112–113 (О производстве раскопок в Староладожской крепости и снятии с крепости плана. 23 мая 1880 – 28 октября 1899: протокол заседания Комиссии от 23 апреля 1893 г.). По невыясненным причинам описание церкви было сделано В. В. Сусловым. См.: Суслов В. В. Техническое описание архитектурных памятников Старой Ладоги (пояснительный текст к таблицам)//Бранденбург H. Е. Старая Ладо­га. СПб., 1896. Сведения об участии Н. В. Покровского в подготовке иллюстративной части издания сохранились в письмах В. В. Суслова к Н. В. Покровскому (ОР РНБ. Ф. 593. Д. 558. Л. 3 об. – 4, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Э. Реформа Церкви//Русский вестник. 1906. Т. 304. Август. С. 480–498. О проекте Предсоборного Присутствия 1906 г. Об укреплении начал веротерпимости. Сборник. 17 апреля 1905 г. Именной Высочайший Указ правительствующему Сенату. Высочайше утвержденные Положения Комитета Министров и извлечения из особых журналов Комитета Министров//Русь. Пг., 1905. Издание неофициальное. Обухов А. Общий очерк работы Государственной Думы по сметам Св. Синода за пятилетие 1908–1913 гг. Тверь, 1912. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. I–II. 1905. Обухов А. Что сделала третья Государственная Дума и что должна сделать четвертая Дума для народного образования//Русская мысль. 1912. Кн. 11. Отд. 3. С. 33–38. Критика книги А. Н. Роопа «Что сделала третья Государственная Дума для народного образования?» О-в Н. Библиотеки для народного чтения при сельских народных училищах Виленского учебного округа//Русская школа. 1895. 10. С. 199–203. Период 1893–1894 гг. О-в Н. Народное образование в Виленском учебном округе в 1893 г.//Журнал Министерства народного просвещения. 1895. Ч. 298. Март. Отд. 4. С. 1–44. О-в Н. Народное образование в Виленском учебном округе в 1896 г.//Журнал Министерства народного просвещения. 1898. Ч. 315. Февраль. Отд. 4. С. 138–190. О-в К Учительские семинарии Виленского учебного округа//Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Ч. 323. Май. Отд. 4. С. 1–27. Огановский Н. У евреев в Литве (поездка по Литве)//Северные записки. 1915. Июль–август. С. 172–191. Выселение евреев из Литвы в мае 1914 г. Оглоблин Н. На озере Светлояре. Из путевых заметок//Русское богатство. 1905. 6. С. 131–158. Религиозные споры православных миссионеров со старообрядцами в г. Светлояре. Огнев Н. В. На пороге реформ Русской Церкви и духовенства//Народное право. СПб., 1907. Автор – священник Яранского уезда Вятской губернии, член I Государственной Думы от партии кадетов, примыкал к левому крылу, кандидат от вятского духовенства в Государственный Совет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

– Эпоха XVI–XVIII веков – была вообще эпохой торжества самой узкой национальной государственности. Это скоро привело Сьёгунат – усомнившийся в силе Японии покорить все другие страны, – к решимости безусловно уединить Японию от всего мира, чтобы он её не покорил, не изменил в ней чего-нибудь своим влиянием. – Понятно, до какой степени этим деятелям казалось опасным Христианство, с его принципами абсолютной, внеутилитарной морали, с его идеями общечеловечности, с постановкой выше всего личности, связанной не с нациями и государствами, а с Богом, и притом единственным, общим для всех народов. – Никогда Христианство не представлялось столь опасным даже для Римских Цезарей. – Поэтому оно могло развиваться лишь до тех пор, пока в Японии была сильна местная знать, развитые люди которой имели силу не допускать центральную власть к насильственному уничтожению „иноземной веры”. Христианство могло бы развиться и в том случае, если бы при создании порядка восторжествовал какой-либо Микадо, обратившийся в новую веру. Но торжество Сьёгунов, представлявших идею национально-консервативную, неизбежно должно было вызвать самую страшную реакцию против Христианства. – Л. Т. 169 П.И. Горский родился 2 января 1835 года. Среднее образование он получил в Вифанской Духовной Семинарии, а высшее – в Московской Духовной Академии, где окончил курс в 1858 году первым магистром. С 19 августа того же 1858 года он был оставлен при Академии бакалавром. В 1859 году 10 февраля утверждён в учёном звании магистра богословия. С 4 / 13 октября 1867 года состоял экстраординарным профессором по кафедре Еврейского языка и Библейской археологии. С 28 апреля 1878 года по 17 октября 1886 года был инспектором Академии. С 7 ноября 1883 года – заслуженный экстраординарный профессор. С 1 января 1892 года по 5 апреля 1893 года – редактор академического журнала „Богословский Вестник“ В 1895 г. П. И. оставил академическую службу. С 1899 года он был Почётным Членом Академии. 172 Псалмов в русском переводе, изданном в 1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 Вероятно, по финансовым соображениям Св. Синода, на практике этот принцип в настоящее время последовательно не проводится. Духовная академия, будучи единственными для духовенства рассадниками высшего просвещения, не имеют теперь кафедр, напр., по физико-математическим наукам и не приготовляют для духовных семинарий преподавателей по этим предметам. А было время, когда в академиях преподавались: антропология, физика, математика и другие общеобразовательные науки. 8 Архив, Спб. дух. академии, 1881 г., дело 56: „Соображения прот. И. Л. Янышева об изменениях в организации духовных академий, какие, по указанию почти 12-летнего опыта действ. академич. устава, представляются нужными и полезными“. 13 Результатом трудов В. В-ча в этой комиссии являются три его реферата, прочитанные на заседаниях комиссии и напечатанные в отчете её; они имели громадное значение на решение разсматривавшагося в комиссии вопроса. 14 Правило-поверять секретарские подсчёты студентческих баллов существует в Спб-ской Дух. Академии с 18S5 г.; см. Журн. Засед. Совета Академии за 1884–85 уч. год, стр. 147. 15 См. Журналы заседаний Совета Спб. д. а. за 1881 г., стр. 25 – 26; 1885 г., стр. 30 – 33; 1887 г., стр. 35 – 36; 1890 г., стр. 31 – 35; 1893 г., стр. 74 – 76; 1896 г., стр. 86 – 90; 1897 г., стр. 49 – 52; 1899 г., 26 – 29. 16 Указом Святейшего Синода, от 10 апреля 1895 года, за 1570, было поручено наставниками Академии составить программы по своим предметам, а потом, когда эти программы были утверждены Святейшим Синодом, академическим Советам было предписано наблюдать, чтобы наставники академии выполняли эти программы в течении учебного года; в противных же случаях – отмечать в своих отчётах, почему программа не выполнена. 17 По существующими для духовных академии постановлениям литографирование академических лекций дозволено только самим наставниками академий, не делая для них обязательными продажи этих лекций наравне с книгами. Указ Св. Синода, от 31 декабря 1870 г. 2841. 20 Учебное время, 1 сентября – 30 апреля, 242 дня. Вычесть: а) 34 воскресные дня; б) 12 праздников (из 15 годовых около 3 падают на и в) 3 вакации: 34 16 – 2 12 11 – 2 дней. 36 16 – 3 82. 43 дня-7 воскресных

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

8 сентября 1895 г. по представлению еп. Павла и при поддержке бывшего ректора СПбДА архиеп. Выборгского и Финляндского Антония (Вадковского) определением Св. Синода назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального училища В.Д. Любецкой (1879–1939), с которой у них было 5 детей. 14 апр. 1897 г. рукоположен во иерея с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в ц. Николаевского приюта для девочек. За 15,5 лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (с 161 по 325), количество учащихся возросло на 82 %. Благодаря прот. Николаю в губернии введено всеобщее начальное обучение, причем церковные школы получали такую же денежную дотацию, как земские и министерские. 116 докладов прот. Н.Чукова главному наблюдателю церковных школ империи, хранящиеся ныне в РГИА, рассказывают всех сторонах развития церковно-школьного дела в Олонецкой губернии. В 1899 г. награжден камилавкой, в 1904 г. наперсным крестом, в том же году на Международно-промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губернского земства на 1-й общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве. 1 февраля 1911 г. назначен ректором Петрозаводской ДС, с сохранением руководства церковноприходскими школами в должности председателя епархиального училищного совета. Одновременно являлся председателем совета Олонецкого женского епархиального училища (1911–1915), представителем духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании (1901–1917) и Петрозаводской городской Думе (1914–1917). С 1907 г. секретарем и казначеем, а с 1909 по 1917 г. председателем  Олонецкого совета православного Карельского братства по борьбе с панфинско-лютеранской пропагандой. В 1912–1915 и 1916–1918 гг. избирался Св. Синодом кандидатом от белого духовенства в члены Государственного совета. С 1912 г. – учредитель и пожизненный член Общества изучения Олонецкой губернии. Также  о. Николай был  членом Православного Палестинского Общества, Олонецкого управления Российского общества Красного Крести, губернского статистического комитета, губернского попечительства о народной трезвости, и других церковных и общественных организаций губернии. Был постоянным сотрудником по обзору периодической печати и передовицам в «Олонецких ГВ»; с 1898 г. сотрудничал с «Олонецкими ЕВ», указом Св. Синода от 11 апреля 1917 г. был утвержден редактором неофициального отдела. Подготовил проект газеты Карельского братства «Олонецкая неделя» и с апреля 1911 г. возглавил ее редакцию. Награжден палицей в 1916 г.

http://bogoslov.ru/person/482393

Пусть же это мое слабое слово будет для него хотя сколько-нибудь наградой от всей нашей семьи, до глубины души признательной ему за все труды, которые он поднял для нее! Мир праху его и вечная, вечная память! Семьей почившего была получена следующая сочувственная телеграмма от учеников и почитателей покойного. Молитвенно помянув приснопамятного Павла Ивановича бывшие его слушатели и почитатели, служащие в Пензе, выражают искреннее соболезнование супруге и детям почившего в их горе и великой потере. 1 П.И. Горский родился 2 января 1835 года. Среднее образование он получил в Вифанской Духовной Семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, где окончил курс в 1858 году первым магистром. С 19 августа того же 1858 года он был оставлен при Академии бакалавром. 1859 году 10 февраля утвержден в ученом звании магистра богословия. С октября 1867 года состоял экстраординарным профессором на кафедре Еврейского языка и Библейской археологии. С 28 апреля 1878 года по 17 октября 1886 года был инспектором Академии. С 7 ноября 1883 года – заслуженный экстраординарный профессор. С 1 января 1892 года по 5 апреля 1893 года – редактор академического журнала «Богословский Вестник». В 1895 году оставил академическую службу. С 1899 года он стал Почетным Членом Академии. 4 75 псалмов в русском переводе, изданном в 1822 г. Библейским Обществом и исправленном особым Комитетом при Московской Духовной Академии в 1865 г. под наблюдением Московского митрополита Филарета. О степени участия П.И. Горского в этой работе и методах ее см. в статье И.Н. Корсунского : Труды Москов. Дух. Академии по переводу Св. Писания и творений св. Отцов на русский язык за 75 лет (1814 – 1889) ее существования в Прибавлениях к Твор. Св. отцов за 1889 г. ч. 46. стр. 564 – 587, и за 1890 г. ч. 45. Стр. 356 – 405. 11 Эти заметки представляют два доклада на съезде, на котором П.И. Горский был делегатом от Моск. Дух. Академии. 13 Рассказ 1-й. Достоверная повесть о том, как городской голова в походы ходил на выручку четвертого арифметического действия, именуемого делением, и как он возвратился «тощ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Этим же письмом Корш поздравил коллегу с экстраординатурой, которая, как ему кажется, знаменует победу над Зелинским. «Ваш Зоил просится в Киев прямо на эстраординатуру, а министерство предлагает ему приват-доцентуру с вознаграждением». 1654 От упомянутого профессора Московского университета Александра Николаевича Шварца Ернштедт получил 9 писем за 1891–1900 гг. (Д. 224. 14 л.). Большей частью они касаются присуждения Боткинской премии Ернштедту за его «Порфирьевские отрывки». Шварц сочинение прочитал, назвал этот труд превосходным и единственно достойным премии, о чем написал доклад Комиссии. Сообщает о присуждении премии, описывает препятствия и кривотолки, справедливо, по его мнению, преодоленные (Л. 1–7 об.). Затем Шварц откликнулся на смерть А. К. Наука (письмо от 15 сентября 1892 г. Л. 8–9), послал для декабрьской книжки ЖМНП поправки к статье С. А. Жебелева (28 декабря 1893 г. Л. 10–11 об.), но после объяснений Ернштедта попросил их не печатать, а просто сообщить автору (4 января 1894 г. Л. 12–12 об.). 1655 Шварц поблагодарил за приглашение сотрудничать в ЖМНП и просил выразить свою глубокую признательность членам Русского археологического общества, избравшим его своим действительным членом (письмо от 19 января 1896 г. Л. 13). Коллега Ернштедта по Петербургскому университету Иван Васильевич Помяловский написал ему за 1880–1899 гг. 31 письмо (5 из них не имеют даты) и 1 открытку (Д. 169. 41 л.). Помяловский благодарит своего адресата за присланные снимки с Анапской надписи, за копию греческой надписи, просит передать благодарность Сп. Ламбросу за письмо и за полученные через Г. Дестуниса его Κερκυρακ νκδοτα – ценный подарок для Археологического общества (письма от 14 февраля и 8 апреля 1882 г. Л. 3–4 и 5–6 об.); много места уделяется учебным и ученым делам (экзамены, диспуты, диссертации, заседания, хлопоты об ординатуре для Виктора Карловича, стипендии, отзывы и т. п.), а также делам издательским и журнальным. 27 марта 1895 г. Помяловский написал: «Челобитствую Вам своим Паисием, примите его благосклонно, ибо он, кажется, того заслуживает. Это тип совершено отличный от Григория Синаита и Афанасия, но не менее характерный» (Л. 33). 1656 В другом письме (без даты, л. 40) Помяловский приглашает коллегу взглянуть на греческую рукопись Евангелия XII в. – «палимпсест, привезенный с Востока». Еще в одном (недатированном) письме приводится выписка из адресованного Помяловскому письма Μ. Н. Крашенинникова: «При случае не можете ли сообщить В. К. Ернштедту мою конъектуру... 1657 На днях закончу сличение Жития Константина и Елены – и напишу Виктору Карловичу» (Л. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010