15 Cat 22.28—38 16 Cat 22.41—43. 17 Cat 22.66—67 18 Cat 22.56—58. 19 Cat 22.70—73 20 Cat 22.74—81 21 Cat 22.88—104 22 Cat 22.275—295. 23 Euch 2.41—46 " cf. Euch 1.114—117. 24 Hymn 20.126—139. 25 Cat 22.299—308. 26 Euch 2.47—73 27 Proem 44—47 28 Hymn 56.4—17 29 Vie 30.3—5 30 Cat 22.312—320 31 Euch 2.77—98. 32 Euch 2.102—117. 33 Euch 2.126—185. 34 Euch 1.156—161. 35 Euch 2.225—233. 36 Euch 2.268—272 37 Cat 34.22—25 38 Cat 34.36—57. 39 Cat 34.68—70. 40 Vie 30.3—15. 41 Vie 34.2—4. 42 Vie 34.4—6. 43 Vie 34.12—22. 44 Cat 1.16—37. 45 Cat 1.171—177. 46 Cat 1.182—184 47 Cat 9.397—398. 48 Cat 3.303—306; Cat 2.376—384. 49 Cat 12.212—223. 50 Cat 26.109—113; 42—43 51 Cat 4.547—562; Cat 14.198—201; Cat 26.308—312. 52 Cat 30.221—227. 53 Hymn 2.51—69. 54 Hymn 14.75—95. 55 Hymn 14.109—112. 56 Cat 6.358—368. 57 Cat 2.421—424. 58 Гипотеза о «мессалианском», или «полу-мессалианском», или «умеренно-мессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому, но написанные, вероятно, в Сирии в конце IV-haчaлe V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством. Только это духовное и богословское уклонение с его странными верованиями и обычаями было осуждено Соборами, в то время как «макарьевские» писания являются в своей большей части полемическими произведениями против мессалианских уклонений. См. по этому вопросу: Jean Meyendorff. Messalianism or Anti-Messalianism. A Fresh Look at the «Macarian Problem» — Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten. Vol.11, pp. 585—590. MunsterWestf. (s. а.). Недавно вопрос о мессалианстве макарьевских творений вновь был поднят немецким ученым Клаусом Деппе в его ученом труде Der Wahre Christ. См. Библиографию. Но автор идет дальше. Не утверждая существования какой-либо исторической связи между пр. Симеоном Новым Богословом и мессалианством, он хочет, однако, доказать духовное тождество не только пр. Симеона, но и «исихазма» XIV века с «мессалианским движением» (стр. 387). Поистине, приходит в голову пословица: Кто хочет доказать слишком многое, ничего не доказывает! Что же нас касается, родство духовности пр. Симеона с духовностью «Духовных Бесед» есть для нас отрадное явление, так как хорошо показывает укорененность пр. Симеона в мистическом предании древней Церкви, в том, что в ней есть лучшего. См. также: Catecheses t. 1, р. 39. п 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

С. 155. ДДГ. 20. С. 56; 21. С. 58; 22. С. 61. АФЗХ. Ч. I. 236. С. 206 (первая половина XV в.); АСЭИ, Т. III. 88-90. С. 470; 92. С. 472 и др. Чуваши и мордва жили в западной части Среднего Поволжья (в бассейнах рек Оки и Суры, а также по правому притоку Оки — Мокше). См.: Будовниц. С. 202-204. М. Меховский, используя сведения середины XV в., писал, что «княжество Суздальское и многие соседние с ним опустошены и разорены татарами» (Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.; Л., 1936. С. 113). Речь в первую очередь идет о Нижегородско-Суздальском княжестве (см.: Флоря Б.Н. Об одном из источников «Трактата о двух Сарматиях» Матвея Меховского//Советское славяноведение. 1965. 2. С. 55-61). См.: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. С. 34. См. там же. С. 50. См.: Будовниц. С. 66. Инока Фомы слово похвальное... С. 33. В 1408 г. за пушками посылал в Тверь Едигей (ПСРЛ. Т. 23. С. 143). В 1447 г. тверская артиллерия помогла Василию II взять Углич, а тверскому великому князю Борису обеспечила капитуляцию Ржевы (см.: Инока Фомы слово похвальное... С. 46, 49). См.: Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. С. 113. Барбаро и Контарини о России. С. 157; ср.: С. 225. Герберштейн. С. 136. АСЭИ. Т. III. 328. С. 356; 329. С. 357; 354. С. 378; 355. С. 379. Подробнее см.: Хорошкевич А.Л. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV—XV вв. М., 1963. В изучаемое время упоминались города: Велье (ПЛ. Вып. 1. С. 31, 56), Вороноч (С. 36, 37, 44), Врев (С. 37), Котелно (С. 36-38), Опочка (С. 36, 45). Гдов, Изборск и Остров упоминаются и ранее, и позднее интересующего нас времени. См.: Казакова Н.А; Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., 1960. ДДГ. 22. С. 60-62. В Средохрестье (7 марта) 1423 г. завещание Василия I его составитель дьяк Алексей Стромилов повез к Витовту. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

The Ecclesiological Problem in St. Symeon The New Theologian. 1976. (New York). Классическая книга — Karl Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt (См. библиографию) — рассматривающая те же вопросы, не потеряла еще своего интереса.    Ер 1.2—4.    Ер 1.34—36.    Ер 1.39—44.    Ер 1.79—83.    Euch 2.14—15.    Ер 1.112—117    Ер 1.128    Ер 1.134—146    Ер 1.150—155.    Ер 1.177—183.    Ер 1.223—236.    Ер 1.237—245.    Ер 1.258—263.    Van Rossum. The Ecclesiastical Problem… p. 34—35.    Ep Ep 1.278—280.1.263—274.    Ep 1.307—309.    Ер 1.318—322. Можно заметить значительное сходство, может быть даже влияние, между тем, что говорит здесь пр. Симеон о апостольском преемстве, и хорошо известным местом из Климента Римского в его Послании к Коринфянам. Хотя намерение пр. Симеона совсем другое: не столько подкрепить авторитет существующей иерархии, сколько показать действительность дара Святого Духа истинным преемникам апостолов. Св. Послание Климента к Коринфянам, гл. 42—44.    Ер 1.327—333    Ер 1.351—361    Ер 1.362—374.    Ер 1.387—390.    Ер 1.427—432    Ер 1.433—442    Ер 1.452—456.    Hymn 55.38—51.    Eth 2.7.260—266.    Eth 7.1—6.    Eth 2.7.291—294.    Eth 13.175—178.    Eth 10.188—192.    Ер 4.49—53.    Cat 2.139—152.    Eth 1.12.173—183    Hymn 15.250—261.    Eth 10.430—448.    Eth 10.114—118.    Hymn 55.28—51.    Сар 1.35.    Сар 1.36    Сар 3.45.    Eth 7.385—387    Cat 24.109—121    Диадох Фотикийский. Сто глав о духовном совершенстве. Глава 60 и 73.    Пр. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 7. (P. G. 88.801—818).    Eth 13.236—250.    Euch 2.13—18.    Euch 2.187—189.    Euch 2.216—218.    Hymn 55.144—148.    См. примечание 2 к настоящей главе.    Сар 3.65.    Сар 3.66.    Сар 3.67.    Сар 3.68.    Сар 3.69.    Hymn 27.18—27.    Hymn 27.49—56. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 20.    Hymn 27.57—62.    Hymn 27.64—67.    Hymn 27.73—81.    Hymn 41.240—242.    Hymn 41.246—248    Hymn 41.249—256.    Hymn 41.267—272.    Eth 7.263—272.    Hymn 43.9—17    Cat 3.206—211    Cat 3.211—225    Cat 4.13—14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

PselAutob Michele Psello, Autobiografia. Encomio per la madre, ed. U.Criscuolo. Napoli 1989 (Index 337–348). [s.XI] PselAux P.-P.Joannou, Démonologie populaire – démonologie critique au XIe siècle. La Vie inédite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden 1971. [s.XI] PselBas P.Gautier, Basilikoi logoi inédits de Michel Psellos, in: Studi di filologia bizantina II. Catania 1980,103–157. [s.XI] PselBois Michael Psellus, De operatione daemonum, cur. I.Fr.Boissonade. Accedunt inedita opuscula Pselli. Nürnberg 1838. [s.XI] [z.T. ersetzt durch PsPselDaem] PselCerul Michele Psello, Epistola a Michele Cerulario, ed. U.Criscuolo. Napoli 21990 (Index 47–49). [s.XI] PselChald Textes de Psellus relatifs aux „Oracles chaldaïques“, in: Oracles chaldaïques avec un choix de commentaires anciens. Texte établi et traduit par E.des Places. Paris 1971,153–224. [s.XI] PselChron Michele Psello, Imperatori di Bisanzi (Cronografia). ... Testo critico a cura di S.Impellizzeri. o.O., Fondazione Lorenzo Valla – A. Mondadori 1984. [s.XI] PselChrys J.Bidez, Michel Psellus, Epître sur la Chrysopée etc. (Catalogue des manuscrits alchimiques grecs VI). Bruxelles 1928. [s.XI] PselChrysob P.Gautier, Un chrysobulle de confirmation rédigé par Michel Psellos. REB 34 (1976) 79–99. [s.XI] PselCol P.Gautier, Collections inconnues ou peu connues de textes pselliens. Riv. Stud. Biz. Slav. 1 (1981) 39–69. [s.XI] PselCruc P.Gautier, Un discours inédit de Michel Psellos sur la Crucifixion. REB 49 (1991) 5–66. [s.XI] PselDoct Michael Psellos, De omnifaria doctrina, ed. L.G.Westerink. Nijmegen 1948. [s.XI] PselEnd A.R.Littlewood, Michael Psellos and the witch of Endor. JÖB 40 (1990) 225–231. [s.XI] PselEpist A.Karpozelos, Δο νκδοτες πιστολς το Μιχαλ Ψελλο. Δωδνη 9 (1980) 299–310. [s.XI] PselEss Michael Psellus, The Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius, ed. by A.R.Dyck. Wien 1986. [s.XI] PselFor Michaelis Pselli orationes forenses et acta, ed. G.T.Dennis. Stuttgart–Leipzig 1994. [s.XI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Во 2-й части сочинения полемист развивает утверждение Николая Музалона, согласно которому нельзя принимать за вечное исхождение Св. Духа описанное в Евангелии от Иоанна дуновение воскресшего Христа апостолам (Ин 20. 22); при этом он указывает на обещание Спасителя послать Утешителя на землю лишь после Своего вознесения на небо. Н. заявляет также о недопустимости отождествления Третьей Ипостаси с «живой душой», к-рую вдохнул Творец в Адама. Н. цитирует и толкует в пользу собственной т. зр. приводившееся уже Евстратием , митр. Никейским, высказывание свт. Григория Богослова о «единице, движимой в двоицу и остановившейся в троице» ( Greg. Nazianz. Or. 29. 2), слова Иисуса Христа о Св. Духе - «От Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16. 14) и замечание в Евангелии от Иоанна о принявших «от полноты» Бога Слова христианах (Ин 1. 16). Немало места автор сочинения уделяет обоснованию того, что словосочетание «Дух Сына» не является доводом в защиту Filioque. Н. также выводит из опровергаемой им т. зр. мнения об исхождении Сына от Св. Духа или «от мира» (κ κσμου) и о совершенно одинаковом изведении Отцом Второй и Третьей Ипостасей, а также признание божественных Лиц исходящими друг от друга. В рукописи Quer. gr. A. IV. 3 (1449 г.) главы сочинения делятся иначе, чем в изданном архим. Андроником (Димитракопулосом) тексте, и содержат 3 дополнительных довода. Согласно им, попытка «латинян» обосновать Filioque в числе прочего словосочетанием «Дух Сына» позволяет счесть Третью Ипостась исходящей от каждого божественного дара, духом которого она именуется,- мудрости, разума, крепости и др., а также дает возможность каждый из них либо «раздвоить» на «изводящий» и «изводимый», либо признать изводящим самого себя (Quer. gr. A. IV. 3. Fol. 225). При этом 43-е обвинение опубликованного текста соответствует положениям 44-го и 45-го в брешианской рукописи, 44-е включает положения 46, 47, 48 и 49-го рукописи, 45-е - 50-го и 51-го, 51-е - 57-го и 58-го. Иначе, чем в издании архим. Андроника, делятся обвинения и в рукописи Мопас. gr. 66. По мнению А. Ангелу, текст сочинения со временем был сокращен, что отразилось в нек-рых рукописях.

http://pravenc.ru/text/2565950.html

Яна (акватория Рыбинского водохранилища). Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня , Параскевы Иконийской , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1807. Год утраты:1941 (затоплена) Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, село Яна (Яны) Координаты: 58.512983, 37.94772 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Село затоплено Рыбинским водохранилищем Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная, приходская, летняя, прочная, о трех престолах: в холодной трапезе — во имя Богоявления Господня, в теплой на правой стороне во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, на левой стороне во имя мученицы Параскевы. Церковь построена в 1807 году — тщанием прихожан. Особо чтимая икона Георгия Победоносца, Святителя и Чудотворца Николая, Тихвинской Божией Матери, Казанской Божией Матери, пророка Илии, Пантелеймона великомученика, усекновение Главы Иоанна Крестителя, Покрова Пресвятыя Богородицы, Параскевы мученицы и Варвары великомученицы. Часовень шесть: 1) на церковном кладбище, 2) в деревне Чанове, 3) в деревне Доре, 4) в деревне Заянье, 5) в деревне Перекладном и 6) в деревне Большом Сулацком. Все часовни деревянныя, построены с незапамятных времен. Церковной земли 36 дес. 92 кв. саж. Церковные дома для жительства священника и келья для ночлега прихожан. Церковнаго капитала 1075 руб. Прихожан в селе Яна 52 мужского пола и 79 женского; в деревнях: Сандареве 39 муж., 49 жен., в 0,25 вер.; Раменье 68 муж., 70 жен., в 3 вер.; Надозерье 163 муж., 188 жен., в 1 вер.; Чанове 140 муж., 139 жен., в 3 вер.; Доре 146 муж., 152 жен., в 6 вер.; Заянье 100 муж., 116 жен., в 10 вер.; Боре-Тимонине 55 муж., 64 жен., в 15 вер.; Осиновке 41 муж., 44 жен., в 20 вер.; Казанкове 66 муж., 62 жен., в 0,5 вер.; Перевозе 41 муж., 43 жен., в 3 вер.; Петракове 67 муж., 78 жен., в 3 вер.; Перекладном 150 муж., 170 жен., в 6 вер.; Заречье 40 муж., 42 жен., в 7 вер.; Низовинах 98 муж., 108 жен., в 6 вер.; Малом-Сулацком 51 муж., 48 жен., в 10 вер.; Большом-Сулацком 225 муж., 230 жен., в 10 вер.; Боре-Сулацком 67 муж., 63 жен., в 12 вер.; всего 1710 муж., 1846 жен.

http://sobory.ru/article/?object=61304

Кирилл Иерусалимский (писал по-гречески,жил ок. 315–387 гг Поуч. оглас. Поучения огласительные. Cyril of Jerusalem. Trans. Edward Yarnold. The Early Church Fathers, 79–168. London: Routledge, 2000. Кирилл Иерусалимский , Архиепископ. Поучения огласительные тайноводственные. Москва: Благовест, 2010, 19–323. Поуч. тайное. Поучения тайноводственные. Cyril of Jerusalem. Trans. Edward Yarnold. The Early Church Fathers, 169–87. London: Routledge, 2000. Кирилл Иерусалимский , Архиепископ. Поучения огласительные и тайноводственные. Москва: Благовест, 2010, 324–49. Ориген (писал по-гречески, жил ок. 185–254 гг.) О начал. О началах. Origen. On First Principles. Trans. G. W. Butterworth. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1973. Ориген, О началах. О. Кулиев (пер.). Александрийская библиотека. СПб.: Амфора, 2007. Тертуллиан (писал по-гречески, жил ок. 160–225 гг.) Прот. Прак. Против Праксея. Tertullian. Against Praxeas. Trans. A. Souter. Translations of Christian Literature. London: Society for Promoting Christian Knowledge, 1919. Тертуллиан , «Против Праксея». A. P. Фокин (ред.)//Альфа и Омега 1–2,27–28, (2001): 66–93, 55–78. О пл. Хр. О плоти Христа. On Flesh On the Flesh of Christ Tertullian. On the Flesh of Christ. In ANF, vol. 3, 521–42. Тертуллиан, Апология. Philosophy. Москва: ACT, 2004. 1 Словосочетание «Отцы церкви» относится к некоторым церковным деятелям, жившим и трудившимся в течение первых пяти столетий после написания Нового Завета. Они оказали существенное влияние на церковь в вопросе библейского толкования, а также в значительной степени сформировали ее представления о богословской и духовной жизни. Эпоха Отцов церкви называется временем ранней церкви или периодом патристики (от латинского слова «отец»), который, как часто считается, начинается ок. 100 г. н. э. и заканчивается 800 г. н. э. 2 По своей профессии я богослов-историк, специализирующийся в области патристики с четвертого по шестой века. Как правило, мои исследования не затрагивают дискуссии современных богословов. Мой вклад в эти дискуссии, скорее, в изложении материала с точки зрения раннехристианского мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

221. Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Thessalonike, 1977. Sel. 494. 222. Огласительное слово 11, 19. 223. Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 147-148 224. Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 103. 225. Иустин Философ. Апология 1, 65-66: Ранние Отцы Церкви, с. 337-338. 226. J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 117. 227. См. главу 6 настоящей книги. 228. He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 19-20. 229. Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7. 230. Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1. СПб., 1874. С. 178. 231. Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 2. 1875. С. 207. 232. Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 5. 1878 С. 131. 233. Кирилл Иерусалимский. Слово тайноводственное 4, 3. 234. Гимн 15, 121-154 [SOURCES CHRETIENNES. 156, 286-290]. 235. Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7. 236. Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 237. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 32, 484B. 238. Книга правил. С. 12. 239. См., например, Слово нравственное 3, 434-435 [SOURCES CHRETIENNES. 122, 422]: " (Тело и Кровь), которые мы ежедневно едим и пьем». 240. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. Сс. 14-15. 241. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования 23, 21 [Писания. М., 1892. С. 605]. 242. Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. London, 1987. Р. 294. 243. Отметим, что пост в субботу противоречит древне-церковным каноническим постановлениям, например, 64-му Апостольскому правилу: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой Субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен». Цит. по: Книга правил. С. 22. 244. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 49, 292. 245. Лествица 5, 1 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 115]. 246. Протопресвитер А. Шмеман. Об исповеди и причастии (каноническая записка). С. 12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Сегодня известно свыше 20 списков XIII-XVI вв. богослужебного апракоса, в которых соединены чтения из Апостола и Евангелия. Среди них, однако, обнаруживаются и такие, которые имеют чтения на будние дни в цикле от Пасхи до Пятидесятницы, это, например, сербский список 1451 г. (собр. монастыря Пей. 27), сербский список XV в. из того же собрания (собр. монастыря Пей. 26), сербский список XV в. (Народная Библиотека Сербии Рс. 496) (Богданович 141, 145, 144) и др. Есть даже один такой, в котором имеются полноапракосные чтения в цикле Нового лета, это русский список XIII в. ГИМ, Барс. 66 (СК 225). Бросается в глаза крайняя неустойчивость состава праздничного апракоса, среди рукописей, как кажется, нет двух одинаковых. Например, поздняя рукопись XVI в. из собр. Зографского монастыря 49 имеет такой состав: вначале идет столп евангельских чтений (см. § 4), затем чтения Пасхальной литургии и нескольких праздников от Пасхи до Пятидесятницы, затем чтения Великого поста (Кодов и др., 1985, с. 95). В рукописи XIII в. собрания монастыря Дечаны 4 (Богданович, 132) из 12 страстных Евангелий, читаемых в последовании св. Страстей на утрени Страстной пятницы, приведена только перикопа из Мф.; между тем речь идет едва ли не о самой важной службе всего подвижного цикла. Из 2280 греческих новозаветных лекционариев около 200 объединяют в себе чтения из Апостола и Евангелия (Vaganay 1991, р. 25), однако сколько-нибудь детальное описание этих книг в научной литературе отсутствует. 7. Структура апракосного текста Апракосы в своей синаксарной части состоят из последовательно расположенных отрывков новозаветного текста. Каждый отрывок обычно начинается киноварным инициалом и сокращенным указанием на время чтения его за богослужением, это указание также пишется киноварью. В нем сообщаются день недели, номер недели, имя евангелиста, иногда номер главы (о делении на главы см. § 15). Поскольку имя евангелиста служит указанием на календарный период, дальнейшие уточнения излишни, поэтому они отсутствуют в цикле Ин. от Пасхи до Пятидесятницы и в цикле Лк. от Нового лета до Недели мытаря и фарисея. Однако в цикле Мф. обязательно указывается порядковый номер недели от Пятидесятницы (например, нед 55;И по 55;Н ) и обязательно отмечается период Великого поста. В месяцесловной части апракосов указываются месяц, число и память святого или события, затем следует указание на тот новозаветный пассаж, который должен читаться, причем самый текст приводится не всегда, но обязательно выписываются начало чтения (инципит) и, реже, конец чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010