Сейчас на весах Истории взвешивается Украина. Есть ли в ней что-то полноценное или все закончится прахом и пылью. В заключение скажу несколько слов от себя. Всё свершенное нами в Истории тоже живет с нами и предопределяет нашу современность, то есть являет наши исторические доминанты. И их нельзя исключить из жизни Народа, не уничтожив сам Народ. Но тут Бог с нами и за нас! Отмечу главнейшие. Первая определяющая историческая доминанта – это Православие. Тщетными оказались попытки утвердить вместо него государственный атеизм. Все пятилетки успешно осуществились в СССР, кроме двух пятилеток безбожия (1932-1937, 1938-1942 ). И несмотря ни на какие гонения: ленинские, хрущевские, либеральные, массированную и организованную пропаганду из-за рубежа, Православие живёт в России во всей полноте своей веры. Обретённая единая государственность русского Народа в Московский период нашей истории тоже выдержала все испытания. Переживёт и новые испытания русского государственного единства. И тут тоже с нами Бог! Имперскость – наша третья историческая доминанта. Российская Федерация и здесь успешно продолжает нашу историческую традицию. И тщетны все попытки расчленить Россию. Ведь и здесь с нами Бог! Итак, самобытная русская философия всегда с нами, даёт нам правильное понимание современной жизни и являет одну из скреп внутреннего идейного единства всех граждан России. Будем верны ей и только ей. В этом залог и нашего личностного «самостояния» в наше суровое драматичное время . Борис Георгиевич Дверницкий , публицист, главный редактор журнала «Русское самосознание» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/22/ak...

Карта Протектората Богемии и Моравии, 1942 год. http://vk.com/wall527105565_48 Формально наделённый куцей автономией протекторат, однако, являлся лишь временной формой административного контроля нацистского рейха над чешскими землями, что было обусловлено чрезвычайными условиями военного времени. После окончательной победы Германии в войне и успешной германизации большей части чешского населения Берлин планировал «разделение протектората с включением его частей в состав соседних административных единиц рейха». Таким образом, о чешском народе и его былой государственности не должно было остаться даже воспоминания. Планы немецких нацистов в отношении чехов исходили из нацистской расовой теории, трактовавшей все славянские народы как расово неполноценные, и были в общих чертах сформулированы Гитлером в Мюнхене ещё летом 1932 г. «Территорию Чехии и Моравии мы заселим немецкими крестьянами. Чехов мы выселим в Сибирь или на Волынь, выделив им резервации.… Чехи должны покинуть Среднюю Европу, – утверждал Гитлер. – Если они тут останутся, они продолжат формирование гуситско-большевистского блока» . Более подробно и детально политика нацистской Германии в отношении чехов была разработана позднее руководителями протектората Богемия и Моравия К.Г. Франком и К. фон Нейратом. Большую роль в разработке политики нацистского рейха в чешском вопросе сыграли бывшие лидеры судето-немецкого движения в Чехословакии и судето-немецкие этнографы и историки. В документе под красноречивым названием «План ликвидации чешского народа», направленном Гитлеру 28 августа 1940 г., К.Г. Франк откровенно указывал, что «целью имперской политики в Чехии и Моравии должна быть полная германизация пространства и населения» . При этом Франк указывал две возможности достижения этой цели – полное выселение чехов за пределы империи с последующим заселением Чехии и Моравии немцами или «изменение национальности расово пригодных» чехов с выселением «расово непригодной» части чешского населения, враждебно настроенной чешской интеллигенции и всех «деструктивных элементов». В своем плане Франк высказывался за более мягкий второй вариант, аргументируя это технической невозможностью тотального выселения 7,2 миллионов чехов в условиях войны, отсутствием необходимого числа немецких колонистов, способных быстро освоить освободившееся пространство и целесообразностью использования квалифицированной рабочей силы чехов в интересах рейха. Исходя из этих обстоятельств, Франк предлагал «отделение той части чешского народа, у которой возможно изменение национальности, от расово неполноценной части» и планировал «путём систематически проводимой политической нейтрализации и деполитизации добиться вначале политической и духовной, а затем и национальной ассимиляции чешского народа» .

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/cheshs...

С дек. 1924 по янв. 1925 г. был временно управляющим обновленческой Псковской епархией. 10 февр. 1925 г. назначен обновленческим епископом Великоустюжским и Усть-Вымским, 10 марта того же года - Уральским и Вольским. В окт. 1925 г. участвовал во 2-м обновленческом «Поместном соборе» в Москве. В нояб. того же года назначен обновленческим епископом Вольским, председателем Вольского епархиального управления. В мае 1927 г. возведен обновленцами в сан архиепископа. В 1928 г. назначен архиепископом Касимовским, викарием обновленческой Рязанской епархии. С 1929 г. обновленческий архиепископ Рязанский и Зарайский, председатель Рязанского епархиального управления. В сент. 1930 г. назначен членом Церковного управления обновленческой Московской митрополии, в сент. 1931 г. переведен в Церковное управление Уральской митрополии. 27 нояб. 1931 г. назначен управляющим обновленческой Калининской епархией, но уже 26 дек. того же года уволен на покой. Перешел в ведение Белорусского обновленческого синода и 2 сент. 1932 г. был назначен архиепископом Витебским и Городокским, председателем обновленческого Витебского епархиального управления. 4 марта 1933 г. арестован за «активную деятельность против революционного движения на ответственных должностях при царском строе» и за «распространение не подлежащих оглашению сведений». 9 июня того же года приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Белорусской ССР к 5 годам ИТЛ, 1 нояб. 1933 г. приговор был изменен на 3 года высылки в Северный край. В 1933-1936 гг. находился в ссылке в Архангельске, работал представителем Ленинградской артели по снабжению фотоматериалами. Отбыв срок ссылки, переехал в Москву. В обновленчестве считался пребывающим на покое. Работал на гражданских должностях в системе социального обеспечения. Был юрисконсультом неск. артелей инвалидов. В нояб. 1941 г. назначен зам. заведующего Куйбышевским районным отделом соцобеспечения Москвы, с 1 дек. 1942 г.- юрисконсультантом Мосгорсобеса, одновременно с марта 1943 г. прикомандирован к Таганскому райпищеторгу Москвы. Также был юрисконсультантом обновленческого Московского епархиального управления.

http://pravenc.ru/text/2563648.html

В 1920 г., после поражения УНР, положение капеллы ухудшилось и К. решил продолжить гастроли хора в США, Канаде, Мексике, Уругвае, Аргентине, Бразилии, на Кубе (1922-1924). По возвращении в Советскую Украину мн. хористы подверглись репрессиям, нек-рые оказались в эмиграции. С 1927 г. К., находясь в Италии, в течение 2 лет вел переписку с советскими чиновниками о занятии должности профессора Киевской консерватории, но получил отказ и вынужден был остаться за границей. Афиша концерта под упр. А. А. Кошица. Москва. 1912 г. Афиша концерта под упр. А. А. Кошица. Москва. 1912 г. В 1929 г. К. поселился в Нью-Йорке, занявшись созданием духовной музыки, написанием воспоминаний, публикацией сборников укр. песен в переводе на англ. и франц. языки. Талант К. оказался востребован прежде всего в среде укр. диаспоры. Опыт по соединению хоров, приобретенный в Киеве, К. применил в работе со сводным хором Нью-Йорка, объединявшим певчих из 7 (иногда 8) правосл. и греко-католических церквей Нью-Йоркского окр. Среди этих хористов было много певцов-любителей, что требовало значительных усилий дирижера для достижения надлежащего качества звучания. После 1-го выступления хоров на юбилее Дж. Вашингтона (1932) К. сосредоточился на проведении массовых культурных акций, объединявших разнородную среду украинских эмигрантов. В 1942-1944 гг. К. преподавал в Виннипеге на летних Высших дирижерско-учительских образовательных курсах, каждый выпуск которых завершался итоговым концертом; выступал с чтением лекций, писал работы об укр. музыке. В переписке с П. Маценко К. изложил концепцию истории древнерусского знаменного распева , предполагающую его старокиевские истоки и тесную связь с песенностью ( Шевчук. 2007). К созданию духовно-муз. произведений К. обратился в 1922 г. в Берлине, после завершения череды первых гастрольных поездок, что было вызвано не только ностальгией по родине и стремлением записать сохраненные в памяти церковные напевы, но и известиями о начале террора в Советской Украине (убийство Леонтовича, смерть Стеценко, Я. С. Степового, О. И. Левицкого и др.). Церковнопевч. репертуар, созданный К. за рубежом, включает циклы литургии (последний, 5-й - переработка 3-го), догматиков (аранжировки традиц. напевов) и отдельные песнопения (большей частью также для литургии). Они написаны на традиционные церковнославянские тексты, кроме 1-й литургии, для которой взят украинский перевод. В комментариях К. отметил, что в Литургии 1 звучат «старинные дьяковские напевы», услышанные им в 3 селах Киевщины и от историка Левицкого (его памяти посвящен цикл), в Литургии 2 - харьковский, серб. напевы и несколько напевов из «Обихода церковного», в Литургии 3, дополненной песнопениями венчания и панихиды,- мелодии киевского распева , киево-печерского напева , «киевского на основе греческого» и «в стиле Я. Калишевского», в Литургии 4 - «из Ирмологиона Львовского и «простопения» Подкарпатского».

http://pravenc.ru/text/2458915.html

Много православных страдало в лагерных узах. Некоторые из них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все же многие до последней минуты своей жизни хранили веру, надежду и любовь. Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. 12 женщин твердой веры, помня слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», безропотно претерпели лагерные муки и со смирением склонили свои главы в час смертный. Вот их имена. Евдокия Прохоровна Андрианова. Монахиня. Родилась в с. Губино Виноградского района Московской области. В 1932 г . была осуждена тройкой ПП ОГПУ МО по ст. 58-10 и приговорена к 3 годам лишения свободы. Срок наказания отбыла. После освобождения работала уборщицей в школе с. Губино. С 1937 г . не работала по состоянию здоровья. 7 октября 1937 г . вновь арестована и 21 ноября 1937 г . осуждена тройкой НКВД по Московской области на 8 лет лишения свободы за то, что «среди местных колхозников вела к/р (то есть контрреволюционную) сектантскую деятельность, направленную против мероприятий соввласти». Поступила в КАРЛАГ с московским этапом 20 декабря 1937 г . Находилась в Акмолинском отделении КАРЛАГА (АЛЖИР). В АЛЖИРе арестована в 1942 г . Анна Антоновна Водоланова. Родилась в 1890 г . в Кадиевском районе Донецкой области в крестьянской семье, в 1935 г . осуждена по ст. 58-10 УК на 6 лет исправительно-трудовых лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Акилина Степановна Дубовская. Родилась в 1892 г . в Старобельском районе Минской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г . осуждена по ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Наталия Федоровна Копытина. Родилась в 1885 г . в Трубетчинском районе Рязанской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г . осуждена по ст. 58-10 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.

http://pravoslavie.ru/3199.html

1927 Находим, однако, справедливым сказать, что и перевод «потому что» не вносит большой неточности в мысль Малахии: но вообще причинное отношение редко выражается в еврейском яз. поср. (Gesenius, § 158). Это допускается иногда в поэтических книгах, хотя и там встречается соединение чрез (напр., ψ.7:10; 59:13), но в прозаической речи трудно указать бесспорные примеры этого (Kohler, 140). 1930 Греческие переводы Акилы, Симмаха и Феодотиона – сов. правильно τ θνος παν (Field, II, 1034). 1931 Hieronymus, 1570. Не смотря на явную неправильность перевода, бл. Иероним не осуждает его, а напротив, говорит: «Et est sensus Ессе annus expletus est, et nihil in meos thesauros, sed in vestra horrea comportastis: et pro decimis et primtiis, quae parva erant, si a vobis darentur, ubertatem possessionum vestrarum, et omnem frugum abundantiam perdidistis». 1932 Весьма возможно, что и сам бл. Иероним собственно не имел в виду высказывать такого несообразного обвинения против LXX, а лишь неточно выразился. Но удивительно, как позднейшие комментаторы bona fide пользуются этим объяснением бл. Иеронима, не замечая его несообразности. Так, напр., пр. Палладий пишет: «бл. Иероним полагает, что LXX читали (где?) вместо θνος – народ τος – лето» (стр. 48). 1936 У Кеннихотта 4, 17, 72, 112, 160, 172, 224, 226, 228, 253, 258, 260, 264, 271, 288, 601, 158. 1942 Вместо «дом запасов» очень хорошо было бы сказать «кладовые храма»; но, во-первых, это был бы уж перифраз, хотя и вполне правильный, а во-вторых, это значение необходимо удержать для Неем.10:39 (буквально «комнаты при доме запасов»==кладовые при д. з.). 1947 См. у Gesenius’a, 13 Aufl. 1. К этому месту LXX существует много разночтений, каковы варианты, по справедливому замечанию проф. Муретова, могли появиться на почве греческого текста, как уяснение мало понятного изречения (Муретов, 308–309, пр. 5). 1950 И надо признать, что в конце концов смысл получается довольно удовлетворительный. «Год окончен, толкует св. Кирилл, собраны плоды, и между тем, все еще у вас находятся не отданными десятины и установленные законом начатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

время в нужное место. Так моя мама с папой познакомились, это был 1930 год, но сначала это знакомство ни к чему не привело. В 1932 году маминого папу, Владимира Николаевича, арестовали вместе с девятнадцатилетним сыном Арсением за связь с «непоминающими» 23 , в частности с владыкой Серафимом (Звездинским). Дедушке дали три года лагерей, в 1933 году досрочно освободили по состоянию здоровья, но запретили жить вблизи Москвы. Однако он нелегально приезжал в Кратово (где и умер в 1942 году). В 1933 году мама с папой поженились. —     Ваше детство пришлось на время Великой Отечественной войны? —    Да. Когда родители поженились, папе было тридцать шесть — тридцать семь лет, маме тридцать шесть. Поселились они в Москве вместе с папиной мамой, Наталией Семеновной. Когда я родилась, бабушка меня полюбила очень. читала мне стихи, учила рисовать. Воспитывала она меня так нежно и так спокойно, что в детстве я была просто образцовым ребенком. Когда мне было три с половиной года, родилась младшая сестра — Машечка, или Муся, как мы ее звали. Родилась она, видимо, сразу с какими-то болезнями. Меня взяли в роддом, это было в Раменском. Там мне на руки положили запеленутую девочку и спросили: «Нравится ли тебе девочка?» Я сказала: «Нравится». У меня другого выхода и не было. С этого момента я себя помню. И с тех пор я ее, можно сказать, держала всю жизнь, потому что она была всегда больная и вечно требовалась какая-то моя помощь. В раннем детстве я называлась «зама-мама». Когда началась война, главк стройматериалов, в котором папа работал, был отправлен в эвакуацию в Сталинград. Я очень хорошо помню, как мы все туда приехали. Нас с Машечкой устроили в детский сад, мама занималась хозяйством, а папа работал. Потом начались бомбежки. Главк расформировали, и часть семей с детьми, в том числе и нас, отправили в Вольск — это тоже по Волге. Помню, мы плыли под бомбежками на барже из Сталинграда в Вольск. Там были цементные заводы и вуз, который принадлежал, очевидно, «Стройматериалу». Папа стал там работать, а маму устроил кладовщиком. Первую зиму мы как-то прожили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И то, что существовал такой план – это нормально, и сейчас есть планы различных ведений различных войн, различных реагирований. Я в этом не вижу ничего плохого. У нас нет документа о том, что было принято политическое решение напасть первыми. Такого документа нет, по крайней мере, он не найден. Может его вообще не было. Дело в том, что ряд документов до сих пор засекречен, мы не знаем, что там, но если исходить из того, что есть на сегодняшний день, то план нападения первыми был, политического решения о таком плане не было. Могло ли быть такое решение устным? Сталин сказал — все начали выполнять, достаточно было устного приказа, но думаю, что провести войсковую операцию при устном приказе можно, но не очень крупную. А подготовиться к войне без большого количества документов, распоряжений, причем на различных уровнях, к масштабной войне, имея только устный приказ, один приказ рождает другие, приказы расходятся – это маловероятно. Повторяю, ситуация такая, что мы не имеем документов о том, что было принято решение о начале войны. Безусловно, Сталин понимал, что она будет, безусловно, рассчитывал, что она будет позже. Может быть, не исключал другого развития событий, о том, что ему самому придется нанести первый удар в 1942-1943 годах, но мы не знаем. Здесь работа историков сковывается тем, что нам необходимы архивы, без документов мы можем только предполагать, что там было. Вопрос о том, почему отступали, когда началась война? Об одном я уже рассказал, очень много командиров было репрессировано. Но были и другие причины, дело в том, что под Киевом 500 тысяч сдалось в плен. Сотни танков, самолетов. Конечно, люди были окружены, деморализованы, но были и другие причины, которые становятся известны только сейчас, когда открыты архивы госбезопасности. Письма красноармейцев вскрывались, их читали сотрудники госбезопасности, наивные красноармейцы думали, что этого не происходит, но остались сводки, и по этим сводкам видны настроения. И у целого ряда красноармейцев настроения были очень критические. У кого-то ближайшие родственники пострадали во время коллективизации, были раскулачены, расстреляны. У кого-то умерли во врем голода 1932-1933 годов. Тогда умерло около 8 миллионов. Сталин, чтобы построить новые заводы, чтобы купить их у Великобритании, отбирал весь хлеб у миллионов крестьян, эти крестьяне умирали с голоду, хлеб продавался за границу, получали золото, покупали новые, современные, хорошие заводы. Так это было, но это проходило через семьи, через судьбы, и когда красноармеец не имеет представления, что такое фашизм, когда война только началась, когда нет необходимой информации, бывало так, что просто сдавались в плен. Дальше узнав, какую беду, какой ужас истребления несут с собой фашисты, дубина народной войны в полной мере развернулась, но на это потребовалось какое-то время.

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАГНЕР Георгий Карлович (19.10.1908, г. Спасск Рязанской губ.- 25.01.1995, Москва), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси. Г. К. Вагнер. Фотография. 30-е гг. XX в. Г. К. Вагнер. Фотография. 30-е гг. XX в. В 1926 г. В. окончил среднюю школу, в 1930 г. художественно-педагогический техникум в Рязани, преподавал изобразительное искусство и историю искусства до 1932 г. там же. С 1933 г. заведовал художественным отделом краеведческого музея в Рязани, с 1934 г. учился на заочном отд-нии искусствоведческого фак-та Высших музейных курсов Наркомпроса. Первый раз был арестован 21 янв. 1937 г., приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на колымских золотых приисках «Мальдяк» и им. Водопьянова (УСВИТЛ), в мае 1938 г. отправлен в Н. Хатыннах (ныне пос. Хатынгнах Магаданской обл.). От гибели на открытых приисках его спасло то, что он мог заниматься оформительской работой (писать лозунги, декорации для самодеятельного театра и т. д.); из-за запрещения выезда из мест поселения до окончания Великой Отечественной войны он продолжил свою деятельность художника-оформителя и после освобождения в 1942 г. В 1947 г. вернулся в Рязань, работал в областном художественном музее старшим научным сотрудником, преподавал в художественном уч-ще историю искусства. В 1949 г. был вновь арестован как прежде судимый и приговорен к пожизненной ссылке, к-рую отбывал в пос. Беллык Краснотуранского р-на Красноярского края, работал в геологических партиях техником-художником, чертежником. Освобожден в 1954 г. В 1955 г. в составе Ангарской археологической экспедиции под рук. акад. А. П. Окладникова изучал народное искусство Вост. Сибири, опубликовал ряд статей. В том же году перебрался в Москву, поступил на работу в Ин-т истории материальной культуры (ныне Ин-т археологии РАН) на должность старшего лаборанта. В 1956 г. реабилитирован. В 1968 г. представил к защите канд. диссертацию, за к-рую по решению Ученого совета ин-та ввиду ее особой значимости ему была присуждена степень д-ра искусствоведения.

http://pravenc.ru/text/153819.html

Сейчас могила А.И. Мусина-Пушкина, его усадьба и усадьбы князей Голицыных и графов Шуваловых, 700 сел и деревень, города Молога и Весьегонск, 56 церквей и три монастыря погребены на дне Рыбинского водохранилища. Как это могло случиться? Согласно плану реконструкции Волги, принятому партией и правительством еще в 1932 году, Рыбинское море должно было стать самым крупным водохранилищем в мире по площади и вторым в мире по объему. Согласно проекту " Большая Волга " началось создание каскада из восьми гидроузлов, которые должны были превратить великую русскую реку в единую мощную транспортную систему и источник дешевой электроэнергии. 14 апреля 1941 года, после завершения строительства Рыбинской плотины, в основном силами зэков, был перекрыт привычный путь волжской воде. Началось затопление огромной территории. Для жителей Мологского края это было стихийное бедствие, сравнимое с начавшейся через 2,5 месяца войной. 135 тысяч человек были переселены при этом спланированном преступлении из своих родных мест, и из-за недобросовестности чиновников  многие оказались без всякой опоры и пристанища. По данным НКВД, обычно заниженным для отчета, 294 человека предпочли остаться в своих домах и погибнуть, так же как закрывались православные в горящих храмах, не в силах остановить напор вражеских орд. Ушел под воду город Молога, бывший центром удельного княжества в XV веке, и часть древнерусского города Весьегонска. Среди жителей приволжских деревень с тех пор сохранилось предание: по церковным праздникам из-подо льда слышится колокольный звон взорванных храмов и монастырей, погребенных на дней Рыбинского моря. Затопление продолжалось и во время войны. В ноябре 1941 года вступил в действие первый агрегат Рыбинской ГЭС, в январе 1942 - второй, дававшие энергию для военных целей. По мере осуществления плана " Большая Волга " стало ясно, что проектируемого уровня отметки воды недостаточно для выработки необходимой энергии, и он был превышен. То есть события сразу стали развиваться не так, как планировали.  Не в первый и не в последний раз в нашей истории!

http://radonezh.ru/analytics/volga-pod-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010