9-го августа апостолу Матфею по древним уставам, как отмечено выше, была служба даже без славословия. В теперешней службе на хвалитех положены три стихиры Преображения, подобен: «Доме Евфрафов», затем три стихиры и славник апостолу, все заимствованные из общей минеи, и на и ныне опять Преображенская стихира, тот же подобен: «Доме Евфрафов». Этот последний подобен на основных службах назначается только на стиховных и никогда на хвалитех. Поэтому совершенно очевидно, что первоначально в службе 9 августа на утрени не было стихир на хвалитех, были только одни стихиры Преображения на стиховне. Апостолу же не было даже стихиры на Славу. Пополнители службы стиховные стихиры праздника перенесли на хвалитех, присоединив к ним заимствованные из общей минеи стихиры апостолу. Все указанные уставные ляпсусы лишний раз подтверждают, как поспешно, как недостаточно было продумано решение изменить установленный древними отцами порядок богослужения в праздники святых апостолов. 205 По уставу, данному Санаксарской пустыне старцем Феодором Ушаковым († 18 февраля 1791), «служба в полиелейные дни отличается от будничной тем, что после вечерни и утрени заупокойная лития не бывает». XVIII-XIX веков, М., 1913, стр. 41. 206 Маркова глава, аще 24 февраля случится в субботу сыропустную. 207 Марк, глава, аще 24 февраля случится в субботу 1-й седмицы Великого поста. 208 Марк. глава, аще 24 февраля случится в субботу 2-ю или 3-ю и аще 9 марта в субботу 2-ю, 3-ю или 4-ю Великого поста. 209 Следует обратить внимание на то обстоятельство, что при полиелее в Великом посте с утрени удаляется лишь субботний четверопеснец, как имеющий заупокойные тропари. В другие дни поста на полиелейной утрени трипеснцы Триоди, носящие, как известно, покаянный характер, не опускаются, а поются на своем месте наряду с праздничным каноном. 210 Типикон, 20 декабря. 211 В других случаях он поется не только в попразднство, но даже и в отдание при совпадении с субботой. 212 Междочасия часов по уставу назначаются для ежедневного их совершения, за некоторыми исключениями, к числу которых относится и время с 20 декабря по 14 января.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

Попразднство бывает 6 дней, и отдание совершается 31 декабря. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника, а на литургии после входа «Приидите, поклонимся...» поется с окончанием «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа», за исключением тех случаев, когда попразднство или отдание случится в воскресенье (тогда поется на «рождейся от Девы...», а «воскресый из мертвых поющия Ти...»). (См. Богослужебные указания на 1956 г. и 1957 г., с. 272, 315). В отдание Рождества Христова, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (кроме Введения), совершается вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но без входа и паремий, на утрени не бывает полиелея и антифонов. В конце утрени поются стихиры на хвалитех и великое славословие. Особенностью отдания Рождества Христова в сравнении с отданием других Господских праздников является то, что при совпадении его с субботой или воскресеньем на вечерне не поется догматик, а вместо него – стихира праздника: «Августу единоначальствующу...» 51 . На хвалитех на воскресной утрени вместо евангельской стихиры поется на «Слава» стихира святых Богоотец, а на «И ныне» – «Преблагословенна еси Богородице...». Вместо «Честнейшую...» на утрени 26 декабря и 31 декабря (в отдание праздника) поются припевы и ирмос 9-й песни канона праздника, но если эти дни совпадают с воскресеньем, то поется «Честнейшую...». Суббота и Неделя по Рождестве Христовом В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены прокимен: «Помяну имя Твое во всяком...», стих: «Слыши дщи...», особые Апостол (Тим., зач 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму...». Неделя по Рождестве Христовом называется еще Неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовы по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вместе с тем, авторство женщины сыграло для некоторых творений преп. Кассии отрицательную роль. Так, в каноне Великой субботы, преп. Кассией первоначально были написаны тропари первых пяти песен. В позднейшее время было сочтено неудобным оставить в богослужебном употреблении канон, написанный женщиной. В итоге данные тропари были заменены новонаписанными еп. Марком Идрунтским (Отрантским). Вероятно, подобная участь постигла и ряд других сочинений инокини-песнописицы, так как сохранившееся малое число ее творений не соответствует древним свидетельствам о том, что она являлась автором многих литургических сочинений. Несмотря на все это, в богослужении по сей день используются творения преп. Кассии. В частности: ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой субботы; знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли...», на «Слава, и ныне», на «Господи воззвах» вечерни Рождества Христова; стихира «Господи, яже во многие грехи впадшая жена...», на стиховне утрени и на «Господи воззвах» вечерни Великой среды; стихира на стиховне вечерни в день Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня; две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пяточисленных мучеников 13 декабря. Кроме того, в греческой минее преп. Кассии приписываются стихиры в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива 15 ноября; несколько стихир ей приписываются и в других литургических сборниках. Количество составленных ею стихир, известных в настоящее время, доходит до 25-ти. Помимо богослужебных текстов, преп. Кассия занималась вне богослужебной духовной поэзией. Она является автором ряда поэтических сочинений, где говорится о природе зла, о счастии, благодати, честолюбии, красоте, богатстве, а также поднимается тема женщины. Завершается собрание ее поэтических произведений двумя стихотворениями, посвященными монашеству, где раскрываются величие и высота монашеского подвига. §3. Содержание 1.      Говоря о внешней стороне гимнографии преп. Кассии, следует указать на следующие особенности. Написанные ею стихиры отличаются значительным размером. В связи с этим высказывается предположение, что женщине-гимнографу давалось конкретное ограниченное число песен, принимающихся к церковному употреблению, и она старалась вложить в каждую стихиру как можно больше мыслей и образов. Однако, нам представляется, что жесткое отношение к женской гимнографии имело место в более поздние времена, в то время как при жизни преп. Кассии, напротив, творчество мирян, и в том числе женщин, процветало.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника (если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седальном по одной из кафисм или (в попразднство) прочитать седален самого праздника). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон: праздника на 6 и канон святого (один или два канона) на 8. Катавасия – рядовая по Уставу (в попразднства большинства праздников, кроме Рождества Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются на катавасию те же самые ирмосы канона праздника). По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…» на 6: стихиры праздника 227 – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §4.3. Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день Последование воскресной утрени подробно излагается во 2-й главе Типикона и имеет ряд особенностей, присущих только воскресным дням. Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу): – от Отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно); – в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную; – в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник. 17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника): – от 1-й Недели Великого поста до Отдания Воздвижения;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

18. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской . Служба святых мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, мч. Платона, глас 8-й – 3, и мч. Романа, глас 4-й – 3. «Слава» – мч. Платона, глас 6-й: «Страшныя и преславныя...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мч. Платона на 4 и мч. Романа на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мч. Платона, глас 3-й; седален мч. Платона, глас 8-й. «Слава» – седален мч. Романа, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен мч. Платона, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-01/

Подумаешь, какой ревнитель истины! восемь раз женившийся, предварительно убивая прежнюю жену! Или Василий Темный, услышав, что в Успенском соборе помянули Папу, не вдаваясь в подробности – не хочу Папы! – и готово. Вот какие все обвинители! А про обвинения и говорить нечего, так они вздорны. Что же касается обвинений о якобы неправильных догматах, то обвинителям можно ответит, что в этом деле Католической Церкви лучше знать, чем им. Во-первых, она католическая, то есть вселенская и по месту, и по времени. Во-вторых, этим соборам и ей самой никакая земная власть не может приказать или запретить, так или иначе верить, чему подвержены Господа обвинители. Да, наконец, сами обвинители не знают, что говорят. Ведь они содержат в своих богослужебных книгах как раз все те догматы , в которых обвиняют католиков. Не может быть?!! Давайте посмотрим. Исхождение Святого Духа: посмотрим службу пятидесятницы и прочтем: Приди к нам Душе Святый, из Отца Сыном происходящий. (Песнь 6 на повечерии, 2-й тропарь). Или: Дух Святый Бог , сраслен и сопрестолен Отцу и Слову, познаваетися свет пресовершенный, от Света просиявый от безначального совершенного Отца и Сыном происходящий. (3-я стихира на стиховной среда пятидесятницы, вечерня). Происхождение от Отца чрез Сына. Что и требовалось доказать. Непорочное зачатие. «Чтим и непорочное зачатие Твое». (2 канон, 6 песнь, 2 тропарь Рождества Божьей Матери). «Прежде зачатия чистая освятилася еси Богу». (Стихира Богородичная на Великое Введение). «Днесь… прииде избавление осуждения Евина». (Светилен 9 декабря). «Иже, прежде век неизреченно от Бога земным, проповеданных божественным и страшных таинств, начаток веры явися, чистыя отроковицы зачатие " … (3-я стихира на хвалитех). «Анна славная ныне зачинает чистую». (Канон святой Анне Андрея Критского . 1 песнь, 3 тропарь. Служба 9 декабря). Чистилище – мытарства. «Помилуйте меня Ангелы и избавьте мытарств всех лукавых». Канон на исход души. 7 песнь, 2 тропарь. «Очистив раба твоего от прегрешений, в чине во святынь твоих дворех». Канон по исходе, 9 песнь, 2 тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

По 3-й песни – кондак («Днесь пастырь Кронштадтский...») и икос прав. Иоанна, глас 3-й; ипакои отцов, глас 8-й (единожды); седален прав. Иоанна, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Из чрева прежде век...» (см. 20 декабря, в службе сщмч. Игнатия Богоносца, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак («Веселися, Вифлееме...») и икос отцов, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен отцов: «Патриархов избраннии...». «Слава» – светилен прав. Иоанна: «Весь исполнился еси…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Украсися, Вифлееме...» (см. в Минее 20 декабря, в службе сщмч. Игнатия Богоносца). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 3, отцов, глас 5-й – 2, и прав. Иоанна, глас 8-й и глас 6-й – 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе прав. Иоанна на стиховне вечерни). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Устав допускает также следующий порядок пения стихир на хвалитех на 8 (с отменой воскресных стихир Октоиха): стихиры отцов, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры прав. Иоанна, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе прав. Иоанна на стиховне вечерни). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак отцов: «Веселися, Вифлееме...». На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Иоанна. Кондак прав. Иоанна: «Днесь пастырь Кронштадтский...». На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак отцов: «Веселися, Вифлееме...». На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Иоанна. Кондак прав. Иоанна: «Днесь пастырь Кронштадтский...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-02/

108 Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока. Т. I. Изд. 2. Владимир, 1901 (Репринт – М., 1997), с. 82, 635. 112 Марр Н. О начальной истории Армении анонима. К вопросу об источниках истории Моисея Хоренского//Византийский временник. Т. I. СПб., 1894, с. 268. 113 К V в. относится еще такой интересный факт. В грузинском Часослове, напечатанном по повелению Вахтанга в 1710 году в Тифлисе, под 2 декабря назван Петр, епископ Майумский; см. ППС. Т. XVI. Вып 2. СПб., 1896, с. XIII–IV. Петр, или, как его еще называют, Петр Ивер, скончался в 488 г. Когда он при своей кончине «произнес последние слова, как сонм ангелов и множество святых, предводительствуемые святым мучеником Петром Александрийским , прияли его святую душу и с большими почестями и с пением вознесли на небо». – Там же c. 112–113. Так говорится в жизнеописании Петра Ивера. Впрочем, в современном Месяцеслове Грузинской Церкви его памяти нет; см. Веретенников Г. Грузинская православная Церковь . Загорск, 1972, с. 178–191. 114 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец, с. 108–109. 115 Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока. Т. 1, с. 17–19. В этом труде он описывает много Месяцесловов разного времени. Почти все они имеют память святителя Петра. О Месяцеслове V в. мы уже упоминали. Укажем еще на Коаленев I Месяцеслов (X–XI вв.). Он носит «в себе все признаки глубокой древности, имеет мало празднований и, как правило, по одному святому в день». Одно из исключений – 25 ноября, память двух святителей: Климента Римского и Петра Александрийского . – Там же с. 105. 116 Кроме канона святому Петру в Минее XI в. имеется седален (Ягич И. В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–97 гг. СПб., 1886, с. 446) и одна стихира «на стиховне», которые, по-видимому, также принадлежат перу Феофана (там же с. 448). Сейчас этот седален следует за третьей песней канона, а стихира является Славником стихир «на хвалитех». Но в Минеях XI в. нет стихир святому Петру «на хвалитех», нет и кондака, общего со святым Климентом Римским , которые имеются в нынешних Минеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Типик., гл. 12. Октоих, л. 89 и 387. См., напр., 2, 3, 4 и 11 сентября. Надобно справляться в Типиконе. Напр., 11 сент. в попразднство Рождества пр. Богородицы хвалитных стихир нет. 29 декабря в попразднство Рождества Христова положено: «На хвалитех стихиры младенцев на 4. гл. 1-й, самогласны. Слава, гл. 5-й... И ныне – праздника». 4 января, в предпразднство Богоявления Господня – стихиры. Слава, и ныне – предпразднства. Типик., л. 52 на об., л. 140 на об., л. 146. По прочтении хвалитных псалмов – Слава, и ныне. Тебе слава подобает и т.д. Часосл., Послед. утр., стр. 36. Тип., гл. 12; Окт., л. 89 и 387. Так же; но если были хвалитные стихиры, то непосредственно после них – Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу..., т.е. славословие великое, которое также читается, а не поется. Славословие великое, которое читается, а не поется. Ектения: Исполним утреннюю молитву... и т.д. Там же. Так же. Стихиры на стиховне из Октоиха,– те, которые писаны на хвалитех, именно – три мученична: 1-й без припева; пред 2-м: Исполнихомся заутра...; пред 3-м: И буди светлость... Слава – святому (Слава может быть только в стихирах на стиховне; потому что хвалитных стихир нет). Если Слава есть, то И ныне, богородичен по гласу Славы из числа тех, над которыми в дополнительной части Минеи надписано: «В субботу утра богородичен». Если Славы святому нет, то Слава, и ныне, богородичен из стихир на хвалитех Октоиха. Типик., гл. 12; Окт., л. 89 на об. и 387. Стихиры, припевы к ним, Слава, и ныне – праздника из Минеи. Если святой имеет стихиру с своим припевом, то стихиры праздника с праздничными припевами, стихира святого с особым припевом. Слава – святого. И ныне – праздника. Окт., л. 384 на об. После «Благо есть» 1-жды по трисвятом – Тропарь первого святого. Слава, тропарь второго святого, если оба святые их имеют. Типик., 52 гл., л. 387. Тропарь первого святого. Слава, тропарь второго святого. И ныне – праздника. Типик., 52 гл., л. 387, и Окт., л. 387. И ныне, богородичен утренний по гласу тропаря святого (второго, если два тропаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

9. Пятница. Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». Совершается славословная служба Зачатия Пресвятой Богородицы. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Зачатия, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Зачатия, глас 2-й: «Недоведомое Ангелом...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Зачатия, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Зачатия, глас 2-й: «Днесь из корене Давидова...». По Трисвятом – тропарь Зачатия, глас 4-й (единожды; этот тропарь поется без Богородична, см. Типикон, 9 декабря). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Зачатия, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я . Малые ектении. Седальны Зачатия (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: прав. Анны 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – седален Зачатия, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – ин седален, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Зачатия, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Зачатия. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Зачатия, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Зачатия, глас 8-й: «Приидите, радостно днесь...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Зачатия, глас 4-й (единожды; этот тропарь поется без Богородична, см. Типикон, 9 декабря). На часах – тропарь и кондак Зачатия. На Литургии блаженны Зачатия, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Зачатия. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Зачатия. В храме Богородицы – тропарь Зачатия. «Слава, и ныне» – кондак Зачатия. В храме святого – тропарь Зачатия, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Зачатия. Прокимен, аллилуиарий и причастен – прав. Анны. Апостол и Евангелие – дня и прав. Анны. 1 При славословной службе (без пения Октоиха) третья рядовая кафизма на утрене седмичных дней (с понедельника по четверг включительно) не стихословится, а переносится на вечерню следующего богослужебного дня и читается вместо 18-й кафизмы. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-22/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010