Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с 1 за 1873 г. по 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной. Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. 21 - 1875. 4), прот. Стефан Семёнов (1875. 5 - 1881. 14; с 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. 3 - 1892. 18; с 3 за 1889 по 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. 19 - 1896. 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. 3 - 1911. 9), прот. Александр Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. 26/27 - 1916. 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский ; впосл. епископ Соликамский; 1916. 41/42 - 1917. 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. 3/4 - 11/12). Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. 1-20), прот. С. Семёнов (1873. 21 - 1881. 14; с 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. 9), прот. А. Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. 26/27 - 1915. 10/11), еп. Серафим (Александров ; впосл. митрополит Казанский; 1915. 12 - 1916. 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. 41/42 - 1917. 9/10), последний номер (1917. 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II (†14.02.380), архиеп. Александрии (май 373, 30 мая 378 - 14 февр. 380); 21-й в списке предстоятелей Александрийской Православной Церкви . По смерти свт. Афанасия I Великого (2 мая 373) П. стал архиепископом. О жизни П. до этого момента известно мало; он был воспитанником Афанасия и разделял с ним мн. труды ( Basil. Magn. Ep. 133; Theodoret. Hist. eccl. IV 20). В 347 г. через П. вожди ариан Валент и Урсакий передали письмо свт. Афанасию о желании быть с ним в мире. Афанасий, восстановленный на Александрийской кафедре, вернулся из Италии в Египет ( Athanas. Alex. Hist. arian. 26). За 5 дней до своей кончины свт. Афанасий по требованию паствы, чтобы обеспечить мирное преемство, назначил П. своим преемником ( Greg. Nazianz. Or. 25. 12) и принимал участие в его рукоположении 27 апр. 373 г. (Histoire «acephale». 1985. 5.14). Однако П. не имел того авторитета, которым обладал свт. Афанасий. Пользуясь этим, арианский еп. Александрии Лукий , открыто не претендовавший на управление Церковью, решил захватить власть. Он подкупил префекта Египта язычника Палладия и приказал, чтобы его люди окружили ц. св. Феоны и вывели П. из храма силой. В городе также были организованы массовые выступления против П., в которых активно принимали участие иудеи и язычники. Последние устроили бесчинства в ц. св. Феоны, в результате клирики П. были изгнаны оттуда ( Greg. Nazianz. Or. 25.12; Theodoret. Hist. eccl. IV 22). В «Церковной истории» Феодорита Кирского сохранился отрывок из послания П. об этих и последующих событиях. После временного заключения П. под стражу ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 21) прибывший из Антиохии комит Магн передал Лукию все имущество Александрийской Церкви и стал активно склонять клириков и монахов к вступлению в общение с Лукием. Но паства сопротивлялась, и 19 александрийских клириков были сосланы Магном в Гелиополь Финикийский (Баальбек), еще 11 егип. епископов - в Диокесарию Палестинскую, ряд мирян и монахов - на рудники.

http://pravenc.ru/text/2580328.html

Обращение Израиля ко Христу. В Рим.11:25-27 говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: “…если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?” ( Рим.11:15 ), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших. Явление пророка Илии. “…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…” ( Мал.4:5 ). Господь подтвердил это пророчество: “…правда, Илия должен придти прежде и устроить все” ( Мф.17:11 ; см. также Мк.9:12 ). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Господа “в духе и силе Илии”, как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии ( Лк.1:17 ). Усиление зла. Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasia) ( 2Фес.2:3 и 7). Черты усиления зла: Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. “…многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят” ( Мф.24:5 ); “и многие лжепророки восстанут и прельстят многих” ( Мф.24:11 ); “…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” ( 1Тим.4:1 ); “…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” ( 2Тим.4:3 ). Падение нравственности. “…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” ( Мф.24:12 ); “…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга” ( Мф.24:10 ). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: “Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их” ( Мк.13:12 ; см. также Лк.21:10 ). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх ( Лк.21:25-26 ), а также состояние скорби ( Мф.24:29 ). Ап. Павел в 2Тим. рисует картину нравов людей последних времен: “…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…” ( 2Тим.3:1-5 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

Парфений, архиепископ Воронежский и Задонский (Чертков или Васильев-Чертков Павел Васильевич) Родился 10 августа 1782 года в городе Москве в семье диакона. С 1790 года обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1803 году, по окончании курса академии, оставлен в ней преподавателем. 28 октября 1810 года пострижен в монашество и определен проповедником духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1811 году назначен префектом Московской духовной академии и в том же году 17 декабря возведен в сан архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря. 14 октября 1813 года переведен в Московский Знаменский монастырь. С 12 августа 1814 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря. С 30 июля 1817 года – ректор Московской духовной семинарии, с 21 сентября того же года – настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1818 году избран членом конференции Московской духовной академии. С 17 июня 1819 года – настоятель Московского Донского монастыря и член Московской Синодальной конторы. 21 августа 1821 года хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 25 февраля 1850 года назначен архиепископом Воронежским и Задонским. Скончался 5 августа 1853 года, прослужив Церкви почти 50 лет. Погребен в Благовещенском соборе Митрофаниева монастыря в Воронеже. Преосвященный Парфений был известным проповедником, многие его проповеди были изданы в печати. За 28 лет святительства на Владимирской кафедре он очень много сделал для нее. Привел в блестящее состояние архиерейский дом и обеспечил его средствами содержания, заботился о приведении церквей в благолепный вид и о повышении нравственного уровня духовенства епархии. Московский митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря), хорошо знавший и ценивший преосвященного Парфения, так отзывался о владимирском периоде его деятельности: «Прежде здесь, то есть во Владимире, долго не сильно действовал, но привлекал к себе добродушием покойный преосвященный Парфений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Предлагаемые заметки проф. С.Пб. Духовной Академии В. В. Болотова † 5 апреля 1900 г.) извлечены из письма его к студенту Вифанской духовной семинарии Д. Лебедеву [ныне священнику Можайского Николаевского собора, Московской губернии], который любезно предоставил их в распоряжение редакции с некоторыми своими пояснительными примечаниями (помечены буквами Д.Л.). Вводный лист этого обширного письма помечен 21 мехир 1610 г. Диоклитиана=15 февраля 1894 г. Транскрипция Болотова сохранена, но в армянских словах присоединена ещё армянская. Ред. Армянский церковный год делится на 8 периодов, называемых мичóц (=средина, промежуток, spatium): I мичоц – с Богоявления ( ( jajτνουθιυν 6 января); II мичоц – с недели сыропустной (заговенья на великий пост); III мичоц – с пасхи ( Zatik); IV мичоц – с пятьдесятницы πεντεκοστ; V мичоц – с WαRδαwαρ (=пасха + 98 дней); VI мичоц – с Wεαφοουμν Успения августа]; VII мичоц – с αч или =αчwεαц (Креста или крестовоздвижения) (11/17 сент.). VIII мичоц есть jισνακχ=«пятидесятки». Начинается он с «заговенья», jισνακαц βαεκενδαν, т. е. воскресенья 15/21 ноября. 17 ноября + 50=6 января: отсюда название jισνακχ. Вероятно, с этою целью в айсмавурке прежнем память ап. Филиппа была перенесена на 17. С 18 должен начинаться пост рождественскобогоявленский. Но в «айсмавурке по чину тэрИсраеля» 1 мученичество св. апостола и ученика Христова Филиппа, единого от обоюнадесяте, стоит под 14 ноября=6 τR. Составить армянский календарь на известный год – дело не простое, и я не уверен, сумел ли бы я эту работу выполнить безусловно (во всякой йоточке) точно; думаю, что календари, печатаемые в «Русском Календаре» А. Суворина не во всех пунктах точны (в них св. мученице Евгении и иже с нею и свв. Афанасию и Кириллу праздник бывает иногда дважды в год, что, по моему мнению, фактически не верно). Есть разные армяне. У меня лежит на столе крошка (91,5 mm. высоты, 68,5 mm. ширины) без места и года печатания (подозреваю, в Вене в 1849–1860 г.): «Безысходный календарь [т. е. расписание главных армянских праздников, по которым легко определить и все другие] по новому [сиречь грегорианскому] стилю». – Есть и ещё у меня за два года малютки в 105,5 mm. × 63,0 mm., изданные Wενετικ, т. е. на о ве св. Лазаря (SanLazzaro) близ Венеции, где находится знаменитый монастырь с академиею и топографиею мхитаристов. Эти господа – qoud illis faustum felix fortunatumque sit. – папской грегорианщине не кланяются, держатся календаря юлианского и подались только в том, что признали 25 дек., 2 февр. и 25 марта (но по юлианскому стилю).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мария Магдалина. Избранные жизнеописания святых 31 мин., 01.01.2008 У меня родилась дочка. Решили ее назвать простым русским именем - Маша. Признаться, мне не нравится стремление современных родителей назвать ребенка понеобычнее. Тем более, старшего сына зовут Ваней. Получилось как в сказке – Иван да Марья. Настала пора ребенка крестить - и тут начались сложности. Ведь при крещении имя дают в честь святого - таким образом человек приобретает небесного покровителя. Когда священник спросил, в честь какой Марии хочу назвать девочку, я растерялась. Честно говоря, меня мало интересовал этот вопрос... В конце концов нарекли моего ребенка в честь Марии - сестры Лазаря и отпустили с миром. А я, придя домой, принялась читать жития святых, чтобы узнать, чем же прославилась наша святая - уж очень стыдно стало за свое невежество. Увлекшись, прочла и о других Мариях. Их оказалось много - и ни одной похожей судьбы. Больше всех почитают, конечно, Пресвятую Богородицу - Деву Марию . Ведь Матерь Божия (как верят православные) является заступницей и молитвенницей за нас перед Господом. Люди молятся ей, просят ее о помощи в самые тяжелые моменты жизни - и по многочисленным свидетельствам, собранным Церковью за сотни лет, эти моления, обращенные к Богоматери, не остаются без ответа... События ее жизни стали великими праздниками для всех христиан. Это: Рождество Богородицы (8 по старому - 21 сентября по новому стилю), Введение во Храм (21 ноября -4 декабря), Благовещение (25 марта - 7 апреля), Рождество Христово (25 декабря - 7 января), Сретение (2-15 февраля), Успение (15 августа - 28 августа). Однако всем желающим креститься необходимо помнить, что по обычаю, принятому в Русской Православной Церкви, в честь Богородицы крещающихся НЕ НАРЕКАЮТ. Возможно, эта традиция сложилась потому, что Пресвятая Дева Мария, в глазах православных христиан, является заступницей за каждого, независимо от того, как человека зовут.

http://foma.ru/mariya.html

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Приложения Приложения 1 Фрагмент папируса Бодмера Р ( Ин. 7:32–38 ) Приложение 2 Хиастический план Евангелия от Иоанна Структура хиазма Краткое содержание Главы и стихи Параллельные секвенции а: 1:19–51 Иисус: первое пришествие 1:19–51 Иоанн: первое свидетельство о Христе Иисус и апостолы в Вифаваре, при Иордане Иисус Петру: «ты наречешься Кифа...» b: 2:1–12 Женщина в Кане: Мария, Матерь Иисуса 2:1–12 Рождение новой эры: вино А: с: 2:13–25 Иудейская Пасха 2:13–25 «Разрушьте храм сей, и... " «Он говорил о храме тела Своего» Разрушение и созидание b»: 3:1–22 Ночная беседа с Никодимом 3:1–22 Рождение свыше «неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» а: 3:23–36 Иоанн: последнее свидетельство об Иисусе «Ему должно расти, а мне умаляться.» 3:23–36 а: 4:1–38 Самарянская женщина 4:1–38 Верит Иисусу В тени горы Гаризим b: 4:39–42 Самаряне (не иудеи) 4:39–42 Верят Иисусу «Спаситель мира» В: с: 4:43–52 Царедворец язычник и его семейство 4:43–52 Слышит и верит, не видя b»: 5:1–47 Иудеи на празднике 5:1–47 Иисус делает себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» а: 6:1–15 Приближалась Пасха 6:1–15 10(12) Иисус на горе Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса а:б:16–17а b:6 С: с: 6:18 в»:6:19–21а а:6:21в Ученики на одном берегу Ученики одни на море Ветер на море (Чермное море и Исход) Иисус (подобно Ягве: «это Я») идет по воде Ученики прибывают на другой берег 6:16–21 а: 6:22–71 Приближалась Пасха Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь... Я воскрешу его в последний день» 6:22–71 12 (10) Иудейские иудеи на празднике Кущей Иудейские иудеи слышат и отвергают Иисуса Иисус делает Себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» В»: с: 9:1–10:21 Фарисеи и слепорожденный Фарисеи видят и не веруют. Пастырь других овец, «не сего двора» 9:1–1010:22–39 b»: 10:22–39

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси Родился II января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, поступил в СПБ духовную академию. 30 янв.1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4–го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 году назначен исп. должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 года исп. должность инспектора Московской духовной академии. 21 сент.1894· года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию: «Православное учение о спасении». В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 года определен ректором СПБ семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором СПБ духовной академии. С 25 янв.1901 года – ректор той же духовной академии. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик.С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. Петербургский Антоний, митр. Киевский Феогност, митр. Московский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним, еп. Кишиневский Иаков, епископ Борис, еп. Гдовский Вениамин, еп. Нарвский Никон и еп. Сарапульский Владимир. С 6 окт·1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Св.Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года состоял Почетным членом СПБ духовной академии. С 6 мая 1911 года – член Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Схиигумения Макария (Травина) ЖМП 10 октябрь 2016 /  31 января 2018 г. 15:19 Схиигумения Макария (Травина) Схиигумения Макария (Травина) 25.02.1921–21.06.2016 21 июня мирно почила о Господе старейшая настоятельница женского монастыря в Русской Православной Церкви игумения Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии схиигумения Макария (Травина). Схиигумения Макария (в миру Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановке Буйского района Костромской области. Детство и юность Валентины Травиной прошли на Костромской земле, вблизи Макариево-Писемского монастыря. Сюда вместе со своими тетушками девочка пешком ходила молиться с ранних лет. Ездили они «поговеть» и в другие дальние и ближние монастыри и в святые места. Еще в школьные годы, придя с тетушками-монахинями к своему духовному отцу архиепископу Варлааму (Ряшенцеву), тогда еще Валентина Травина, услышала от него удивительные слова: «Нас тогда только будут оценивать на небе, когда мы что-нибудь потерпим с тобою со смирением и безропотно. Без страдания и без креста никто не войдет в рай». На долю будущей игумении выпали нелегкие испытания, во многом связанные с происходившими в то время гонениями на Церковь. Но тем не менее матушка вспоминала свою трудную и рабочую молодость как время, когда любые невзгоды были ей по силам и ничто не смогло ожесточить ее сердце. У нее была большая, искренне верующая семья с большим хозяйством и с семерыми детьми, где Валентина была старшей дочерью. Когда же внезапно умерла мама, все младшие дети (самому младшему из которых было полтора года) оказались на попечении Валентины. Вскоре семью раскулачили, отобрали всё хозяйство и увели скот. Окончив семь классов, Валентина пришла к сумароковской монахине Михаиле, которую считали прозорливой старицей. Девочка просила благословения учиться дальше, но получила ответ: «Не учиться; ты будешь хорошая учительница». Возвращаясь от нее, Валентина недоумевала: «Как же это я буду хорошей учительницей, если не буду учиться?» Однако вышло именно так.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiigumen...

(Ап. 21, 22, 23, 24; Двукр. 8). Это Никейское правило ссылается на существовавшее уже правило () о скопцах, а именно 21-е Ап. правило. Это правило содержит в себе вообще те же предписания, что и 21-24 Ап. правила, толкования коих служат в то же время и толкованием данного правила. По мнению Беверегия, подтверждаемому историей это правило издано было по делу пресвитера антиохийского Леонтия, жившего с некоей Евстолией, с которой он не был повенчан. Не желая отпустить из своего дома эту женщину, и в то же время желая предохранить себя от всякого подозрения, последний сам себя оскопил. За это Евстафий Антиохийский отлучил Леонтия от священнодействования и, как председатель собора, побудил последний, по всей вероятности, восстановить старое правило о скопцах, что собор и исполнил в данном правиле. Примечания: 1. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot., p.44-45. Cp. Athanas., Ad imper.Constant. apol. I [Migne, s.g., t.25, col.596-641]. - Theodoret., Hist. eccl. I,24 [Migne, s.g., t.82, col.973-980]. - Socrat., Hist. eccl., II,26 [Migne, s.g., t.67, col.265-269]. Правило 2. Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят, и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего таковаго не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание апостольское глаголющее: " не новокрещену, да не разгордевся в суд впадет, и в сеть диаволю " (1Тим.3:6). Аще же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями: таковый да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому собору, подвергает себе опасности исключения из клира. (Ап. 61, 75, 80; I Всел. 9; Неокес. 9, 10; Лаодик. 3; Сердик. 10; Двукр. 17; Василия Вел. 89; Григория Нис. 1, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010