Паралипоменон в прямой и неразрывной связи с предыдущими, образуя здесь второй член фразы, между тем как в начале Ездры они стоят отрывочно. Первый стих первой главы кн. Ездры читается так: – «а в первый год Кира, царя персидского, исполнение слова Господня из уст Иремии и т. д.» – vav adversamivum в начале книги, которым не начинается ни одна из остальных книг Ветхого Завета 90 , словорасположение, с пред verbum ссылка на не упоминаемое далее пророчество Иеремии, которое теперь только исполнилось вполне, – что означается, именно, словом Ср. Дан. 12:17 – всё это указывает на предыдущую и, очевиднейшим образом, здесь опущенную фразу. Напротив, 2Пар. 36:22–23 кн. Паралипоменон тесно примыкают к 2Пар. 36:21 и через него к 2Пар. 36:18–20 . Прежде писатель рассказывал ( 2Пар. 36:18–20 ) о том, как священный город был разрушен, жители частью умерщвлены, частью отведены в плен и обращены в рабство. Это напоминает ему то пророчество Иеремии об опустошении страны и семидесятилетнем рабстве в Вавилоне, по истечении которого Иегова должен был посетить свой народ и возвратить его на родину ( Иер. 25:11–12; 29:10 ). Поэтому то он и говорит в 2Пар. 36:21 «всё это случилось «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии ( ) доколе земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет». А в первый год Кира, царя персидского, в совершенное исполнение слова Господня ( )... возбудил Господь и т. д.» ( 2Пар. 36:22 ). Оба эти стиха стоят, таким образом, в самой тесной связи друг с другом: 2Пар. 36:21 содержит указание на исполнение пророчества Иеремии по первой его части – об опустошении страны и времени продолжения плена, – 2Пар. 36:22 даёт комментарий на вторую часть этого пророчества, на обещанное возвращение из плена. Слова в начале 2Пар. 36:22 образуют лёгкое противоположение предыдущим последним словам 2Пар. 36:21 и переход к последней части этой фразы: семьдесят лет, хочет сказать писатель, продолжалось запустение страны, но по истечении их, в первый год Кира, чтобы исполнить пророчество Иеремии возбудил Господь дух Кира и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

После безплодных переговоров еврейских послов с Сигоном, царем Аморрейским, о позволении с его стороны пройти через его владения в Ханаан, между Аморреями и Евреями у города Иаацы произошло сражение, но Господь Бог Израилев «предал Сигона и весь народ его в руки Израилю, и он побил их, и получил Израиль в наследие всю землю Аморрея жившего в земле той, и получили они в наследие все пределы Аморрея от Арнона до Иавока и от пустыни до Иордана». ( Чис.21:21–24 ; Суд.11:21–22 ). Такой же участи вскоре подверглись и смежные с Аморрейской страной области Иазер и Васан ( Чис.21:32–35 ). По завоевании этих областей, которое обеспечивало Евреев с тыла (востока) и правого фланга (севера), они снялись станом у восточной стороны горного хребта Фасги 2 , и, обойдя его кругом, в восьмой месяц 40-го года, в октябре (или ноябре) по нашему времясчислению, вышли на равнину, лежащую у западной подошвы гор Аваримских, против Бетфегора ( Втор.4:46 ). Эта равнина, примыкавшая к восточному берегу Иордана 3 против города Иерихона, разделялась посредством небольших холмиков и ручьев на несколько частей, называемых издавна равнинами Моава ( Чис.22:1 ) 4 . На этих равнинах, между Беф-Иесимофом и Авель-Ситтимом (с севера на юг) 5 , Евреи расположились со всем своим имуществом, шатрами и скотом ( Чис.22:1; 33:48–49 ) и прожили до перехода через Иордан около трех месяцев. В течении этого времени, по всей вероятности, одновременно с событиями, изложенными в Чис.26–33 , совершились и события исследуемого нами повествования Чис.22–25 . Произошло это таким образом. Когда Евреи расположились лагерем на равнинах Моавитских против Иерихона, тогда между ними и землёй Ханааном оставался только Иордан. Но недавно законченное завоевание заиорданской страны на первых порах приковало главный стан к этим местам и еще на некоторое время отдалило давно желанный переход через Иордан. Для удержания за собою завоёванной страны для Евреев было необходимо произвести некоторые приготовления, именно устроить укрепления и снабдить их гарнизонами, чтобы предотвратить некоторые могущие случиться попытки со стороны окружающих народов к возврату завоёванных у них Евреями областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Последнее видение (главы 21–22) переносит взор с неба на землю, где все обновилось. Тайнозритель видит новое небо и новую землю, видит новый Иерусалим, сходящий с неба, украшенный подобно невесте, видит новую скинию Божию, водворяющуюся среди людей (21:1–3). Это видение разумно прилагать к христианскому богослужению, а именно к Литургии. Ведь новая скиния уже не ветхозаветный храм, который при всем своем великолепии был лишь отблеском божественного величия, это — скиния, в которой Бог лично и постоянно будет жить с людьми. И в этом видении Церковь Христова как новый Иерусалим и новая скиния противопоставляет себя Иерусалиму древнему и древней ветхозаветной скинии, а все новозаветное богослужение — ветхозаветному храмовому. Неслучайно о преобразившейся скинии говорится уже в послании апостола Павла к Евреям, где она называется скинией “истинной, которую воздвиг Господь, а не человек” и которая иного устройства ( Евр8:2; 9:11 ). В новом Иерусалиме не будет больше рукотворного храма, “ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец” (21:22). И в город этот “не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни” (21:27). Город разделяет река, а “по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов” (22:2). Это есть подтверждение обетования, данного Ангелу Ефесской Церкви (2:7). В этом городе ангелы — сослужители, пророки — братья христиан (19:10; 22:9). Всматриваясь в общее содержание описанных видений, нельзя не видеть в них изображения Церкви Христовой с ее богослужением, в особенности это касается чина Литургии. Тайнозритель, созерцая и представляя живую связь и единство Церкви земной и небесной под образами, какие были известны в современной ему церковной, богослужебной жизни первого поколения христиан, хотел представить идеальный образ Церкви Христовой, как великого всемирно-исторического Царства. Апостол Иоанн стремится показать, что задача Церкви состоит в преобразовании, в искуплении и освящении мира, в воссоединении его с горними обителями. Эту великую задачу Церковь совершает посредством богослужения, совершением таинств, в особенности Евхаристии. От исполнения этой великой задачи зависят судьбы мира и самой Церкви. При таком понимании Апокалипсиса литургическая сторона этой книги получает более широкое значение. “Именно значение богооткровенного образца, сообщавшего санкцию богослужебной апостольской практике и в то же время дававшего величественную идею для дальнейшего развития и образования священнодействия Евхаристии с одной стороны, с другой — значение действительно литургической практики конца апостольского века, в том простом еще виде“ 13 , какой имела она при апостоле Иоанне Богослове.

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

Сергей 31 января 2018, 17:52 Наталия Ростова31 января 2018, 09:22 Насчёт " Оправдай каждого " согласен с вами. Миролюбием тогда мало кто отличался. При завоевании другого народа, младенцев лупили об камень, как молочных поросят. Сказанное в Псалтыри - не аллегория, а суровая правда того времени. Конечно, в ней есть и духовный пласт(и не один), но и документалистика. Вот " оправдай каждого иудея " - более понятно. Думаю, что это подразумевалось априори. Тогда уходит, приписываемый автору универсализм поговорки. Её можно переложить так: " Будь снисходителен, к православным, исповедующимся и причащающимся регулярно " . Ведь в иудаизме, все не евреи - гои. К ним неприменимы законы, прописанные для евреев. Жаль, что автор молчит... Галина И. 31 января 2018, 12:23 Реальный Христос не считает всех людей добрыми и не проливает по беззаконникам слезы жалости. " Род лукавый и прелюбодейный " - вот Его оценка человечества.Если человек по природе добр, а его негодяи- люди испортили, зачем тогда Голгофа и высокая цена выкупа? " И не войдет в него (Неб. город) ничто нечистое,и никто преданный мерзости и лжи(Отк 21,27). " Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверным? " (2Кор 6,15). " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его.. если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух...если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " (Мф 18,15-17).Это Евангелие! Наталия Ростова 31 января 2018, 09:22 Сергею 30 янв.21:22. Уважаю автора статьи,батюшку Андрея, но не могу не сказать, что неудачные он привёл примеры. Опять прицеплюсь к этой древнееврейской фразе " Оправдай каждого " ...Я так понимаю, если она древняя значит во времена Ветхого Завета. Как-то не стыкуется с " Око за око, зуб за зуб " (Исход 21:22-24). Вся 21 глава книги Исход посвящена взаимоотношения внутри Израильского государства, в котором Бог защищает права бедных,слабых и бесправных. И тут речи нет об оправдании. И если данная статья рассчитана на обычных людей и об обычных людях, а не завуалированных маньяков и убийц, то это тоже надо было озвучить в тексте.

http://pravoslavie.ru/110185.html

V. Новый Иерусалим как рай, св. город и храм. Описание эсхатологического Нового Иерусалима в И. Б. О. связано многими нитями с ветхозаветными традициями. Новый Иерусалим представляет собой сотворенный мир в его райском, идеальном состоянии. Он избавлен от губителей земли, примирен с человечеством и наполнен присутствием Божиим. В нем Иоанн видит «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл» и «древо жизни… и листья дерева - для исцеления народов» (Откр 22. 1-2). Вместе они представляют собой пищу и питие вечной жизни для нового творения. Новый Иерусалим сверкает золотом и драгоценными камнями, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21. 2, 18-21). Это - красота нового творения, отражающего славу Божию (ср.: 4. 3), красота прославленного человечества. И все же, мн. чертами напоминая райский сад, Новый Иерусалим - не сад, а святой город. В начале существования мира «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека» (Быт 2. 8). В конце же Бог даст людям город, к-рый больше чем возвращенный рай. Это осуществленный древний идеал города как места, где встречаются небо и земля, откуда Бог царствует над Своей землей и Своим народом и где люди живут в идеальной общности. Новый Иерусалим - также храм. Это место Божественного присутствия. «Престол Бога и Агнца», который был на небе (главы 4-5), теперь «будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его» (Откр 22. 3-4). Множество деталей в описании Нового Иерусалима сходны с видениями ВЗ. Но одно свойство св. города не имеет параллелей в откровениях древних пророков: в нем отсутствует храм. «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец» (21. 22). Городу храм не нужен, ибо он весь исполнен Божественным присутствием. Поэтому сам город становится храмом, и это подчеркивает его кубическая форма (21. 16), невозможная для реального города, но отражающая форму Святая Святых из 3 Цар 6. 20. VI. Новый Иерусалим как новый народ Божий. Когда Иоанн видит сходящий с неба Новый Иерусалим, он слышит голос, объясняющий смысл видения: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками (μετ τν νθρπων), и Он будет обитать с ними; они будут Его народом (λαο ατο), и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Беседа 55. Евангелие от Матфея, глава 15, 21–31. «Исцеление дочери хананеянки» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и мы будем читать Евангелие от Матфея, 15-ю главу с 21-го по 31-й стих. С 21-го по 28-й стих – мы рассмотрим тему «Исцеление дочери хананеянки», а с 29-го по 31-й – «Исцеление многих больных». То есть, мы рассмотрим историю исцеления дочери одной хананеянки и исцеление многих при море Галилейском. И попытаемся сравнить эти два чуда – чудо веры хананеянки и чудесное исцеление многих иудеев. И мы читаем Евангелие от Матфея, 15-ю главу, 21-й и 22-й стих: Мф.15:21–22 . «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Истолковывая эти слова, блаженный Иероним пишет: «Оставив книжников и фарисеев, порицавших Его, Он перешел в область городов Тира и Сидона, чтобы исцелить также тирян и сидонян. А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери… Потому она научилась называть Его сыном Давида, что уже вышла из пределов своих, и через перемену места и верований оставила заблуждение тирян и сидонян». Итак, Господь оставляет книжников и фарисеев и через это научает и нас самих, удалится от любых форм религиозного ханжества и лицемерия, гордыни и превозношения. Действительно, нам, верующим людям, нечем гордиться, ибо нет ничего такого доброго, что мы привнесли в жизнь христианской общины. Напротив того, иногда мы живем так, что порочим само имя православного христианина, называясь таковым, но живя хуже, чем живут язычники и безбожники. Сказано: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ″не прелюбодействуй″, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:22–24 ). А если что доброе и делается нами, то сие не от нас, а Божий дар и наущение, как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» ( Иак.1:17–18 ). То есть не мы родились для Вечной жизни, но Он Сам породил нас через дар веры, ниспосланный нам не по заслугам нашим, а скорее, по нашей несостоятельности самостоятельно возвыситься до богообщения. А книжники и фарисеи, оставленные Господом, именно в себе видели некоторую автономную святость и автономную праведность. Но мы знаем через слово Божие, что ничего из того доброго, что имеем, не можем приписать себе, а все злое, творимое нами, именно от нас и происходит. Посему никто не самодостаточен в глазах Бога, и каждый нуждается в Его милосердии и прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иез.21:14 .  Ты же, сын человеческий, про­роче­с­т­ву­й и ударяй рукою об руку; и удво­ит­ся меч и утро­ит­ся, меч на по­ражаемых, меч на по­раже­ние великого, про­ника­ю­щий во внутрен­ность жилищ их. Пророчество о мече пророк должен выразить или вернее подтвердить и жестом – для придания ему большей силы и действительности: в знак того, что меч, т. е. сила, войско Навуходоносора будет как бы само собою, из себя все расти и расти, пророк двукратным и троекратным хлопаньем рукою должен удвоить и утроить предсказанный им меч. «На поражение великого» – царя (Седекии). Иез.21:15 .  Чтобы растаяли сердца и чтобы пав­ших было более, Я у всех ворот их по­ставлю грозный меч, увы! сверка­ю­щий, как молния, наострен­ный для заклания. Если в 14 ст. пророк предсказывает, что меч Божий сам собою удвоится и утроится, то здесь Бог говорит, что Он Сам «поставит меч у каждых ворот», следовательно, умножит его бесконечно, «чтобы павших было более» (слав.: «и умножатся немощни») и чтобы от этого «растаяли сердца» (слав.: «яко да сокрушится сердце их») – в раскаянии. – «Увы», слав. «благо», по-евр. «ах» – междометие гневного удовлетворения (в порыве священного негодования пророка на беззаконие). Иез.21:16 .  Соберись и иди направо или иди налево, куда бы ни обратилось лице твое. «Соберись» – предположительное значение евр. слова (ахад), составлявшего должно быть военный термин; слав.: «проходи яко молния». «Иди, направо или иди налево» – в Иерусалим или на аммонитян, как видно из ст. 19, 22. Иез.21:17 .  И Я буду рукоплескать и утолю гнев Мой; Я, Го­с­по­дь, сказал. Даже Сам Бог, как пророк в 14 ст., будет рукоплескать (сильный антропоморфизм) успехам врагов Израилевых: до того порвал Он со своим народом и до того велика ярость Его на последний. Иез.21:19 .  и ты, сын человеческий, пред­ставь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, – обе они должны выходить из одной земли; и начертай руку, начертай при начале дорог в города. Пророк оставляет образную речь. Меч Божий – это войско царя Вавилонского, который уже двинулся на усмирение палестинских мятежников – Иудеи и Аммона – и стоит на разветвлении дорог в нерешительности, к Иерусалиму ли идти или на аммонитян. Он и спрашивает об этом оракула (гадает). «Бог позаботится о нужном ответе» (Сменд). Все это пророк должен представить в символическом действии: может быть на тех песках, на которых был построен Тел-Авив ( Иез.3.15 ), он должен провести две черты, означающие две дороги, выходящие из одной земли (Вавилона). – «И начертай руку». Евр. над здесь означает, вероятно, не руку, а, как в 1Цар 15.22 ; 2Цар 18.18 ; Ис 56.5 , столб на перекрестках с обозначением, куда ведет каждая из разветвляющихся дорог, какие столбы и теперь ставятся на перекрестках и были в употреблении, как показывает это место, уже в той глубокой древности. – «В города» – Иерусалим и Равву – ст. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 21 1–20. Нечестивое царствование Иорама, 5-го царя иудейского. 2Пар.21:1 .  И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него. 2Пар.21:2 .  И у него были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и Азария, и Михаил и Сафатия: все сии сыновья Иосафата, царя Израилева. 2Пар.21:3 .  И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с укрепленными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец. 2Пар.21:4 .  И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых. Стих 1 – буквальное повторение ( 3Цар.22:50 ) (ср. ( 4Цар.8:16 )). Последующие же (ст. 2–4) известия о сыновьях Иосафата, о награждении их отцом, о братоубийстве Иорама имеются только во 2 Паралипоменон, как относящиеся к области семейных документов царского дома. Наделяя младших сыновей подарками и поместьями (ст. 3), Иосафат мог руководиться примером Ровоама (выше ( 2Пар.11:23 )), зато, в отличие от последнего и Давида ( 3Цар.1:32–35 ), наследником престола назначил именно первенца своего Иорама (ст. 3), хотя престолонаследие не необходимо принадлежало старшему из сыновей царя (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 362–363). В стихе 2 по евр. и русск. текстам Иосафат назван «царем Израилевым»: таким он был назван лишь в общем смысле: еврейский, но не в специальном: царь десятиколенного царства. Кодексы 71, 82, 150 и многие другие у Кенникота и Росси, а также переводы LXX, Vulgata, славянский называют Иосафата (стих 2) «царем Иудиным». Жестокое истребление всех братьев, совершенное Иорамом с властолюбивыми и корыстными видами, является не необычным в истории царствующих династий Востока, древнего и нового: подобным же образом поступила впоследствии кровожадная супруга Иорама Гофолия ( 4Цар.11:1 ; 2Пар.22:10 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 513. 2Пар.21:5 .  Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Давид уже видит, как из раны его течет кровь; на теле его от растяжения мускулов особенно ясно выделились кости, так что их можно пересчитать. Хотя эти страдания от растяжении мускулов ужасны по продолжительности и соединенной с ними боли, враги его смотрели на его страдания с пренебрежением, без сочувствия. Все, что было на нем, его платье – разделили на равные части; «об одежде моей бросают жребий», вероятно – о верхней, о хитоне, которая не шилась, а ткалась цельной и делалась из более тонкого материала. Изображаемые Давидом страдания во всем содержании псалма, особенно в данных стихах, со всей полнотой и точностью исполнились на Христе, о чем свидетельствуют все евангелисты ( Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 ). То, что Давид переживал в своем представлении, что было достоянием его мысли, нашло полное, внешне фактическое выражение в действительных страданиях Мессии. Пс.21:20 .  Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; Пс.21:21 .  избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; Пс.21:22 .  спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня. Пс.21:23 .  Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: «спаси» «от псов одинокую мою» душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; «от рогов единорогов» – от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога «посреди собрания», т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника. С 24 ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же – благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений. Пс.21:24 .  Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, Пс.21:25 .  ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь ( Ин.21:18 ), то есть апостол умрет за Христа насильственною, мученическою смертью и – в те годы, когда со старцем, ослабевшим под бременем лет, делают, что хотят. – Иди за Мной ( Ин.21:19 ), – заключил Господь Свое предсказание, как бы повторив то призывание (см.: Мф.4:19 ), от которого апостол своим отречением уклонился. Апостол тотчас же встал и последовал за Господом, показывая этим, что он не отступит от Него на своем пути за Ним, хотя бы встретилась мучительная смерть, ибо он уже не Симон более, а Петр. Обернувшись назад, апостол Петр заметил, что за Господом он идет не один, – за Ним следует, влекомый любовью к Учителю, ученик, которого любил Иисус ( Ин.21:20 ), то есть Иоанн Богослов. Его увидев, Петр говорит Иисусу: – Господи! А он что? ( Ин.21:21 ). Иначе: что предстоит ему в будущем, – «не пойдет ли и он одним с нами путем?» (св. Иоанн Златоуст ). Излишняя пытливость апостола, желавшего проникнуть в сокрытое Господом от взоров человеческих, была для него бесполезна и Спасителю неугодна. Поэтому Христос с оттенком укоризны сказал ему: – Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною ( Ин. 21:22 ). То есть «тебе поручено дело, заботься о нем, совершай его, терпи и подвизайся» (св. Иоанн Златоуст ); оставь Иоанна: «Если бы Я захотел, чтобы ученик тот остался жив всегда, даже до второго пришествия Моего, что тебе до того? Ты следуй за Мною по пути страданий и смерти, а у него может быть и другой путь» (из толков. на Еванг. Иоанна архимандр. Михаила). Эти слова, сказанные Господом условно, впоследствии верующими были поняты буквально, в том смысле, что ученик тот не умрет ( Ин.21:23 ), подтверждением чему могла служить действительно долгая жизнь апостола. Это убеждение настолько твердо укоренилось, что апостол на склоне лет вынужден был его опровергать, выясняя действительный смысл слов Христа Спасителя: Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ( Ин.21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010