б. 10:1–21. Иудеи не узнали правду Божию Здесь апостол вновь обращается к темам, которые он развивал в начале послания: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они (иудеи) не покорились праведности Божией. Потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего (10:3–4). Хотя явление правды было возвещено еще Моисеем (10:5–3), не все «послушались благовествования» (10:14–21). с. 11:1–10. Бог не отверг Свой народ «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (11:2). Множество раз на протяжении истории Израиля, когда народ отворачивался от Бога, всегда, как и сейчас, «по избранию благодати», сохранялся «остаток» (11:5). д. 11:11–36. Будущее восстановление Израиля Мысль апостола проста: если после отступничества иудеев язычники получили доступ к спасению, что случится после возвращения иудеев (11:11–15)? Апостол Павел сравнивает Израиль с диким оливковым деревом: те его ветви, которые высохли, отломились; на их место были привиты другие, инородные. Символический смысл этого сравнения прозрачен: «… ожесточение произошло в Израиле… пока войдет полное число язычников» (11:25). Но апостол уверен, что иудеи, в свою очередь, будут помилованы (11:31). Вывод напрашивается сам собой: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (11:32). Пятая часть (12: – 16:27) Наставления верующим а. 12:1–21. Церковь Став членами Церкви, христиане не должны больше приносить жертвы в Иерусалиме или в языческих храмах, вот почему апостол Павел просит римлян: «… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (12:1). Таково «разумное 16 служение ваше» (12:1). Это служение «разумное», потому что Дух Святой обитает в Храме, которым является Церковь (1кор.3:16; 6:19). Апостол Павел обращается здесь к характерным для него экклезиологическим сюжетам: «Мы… составляем одно тело во Христе» (12:5). Внутри тела Христова мы «один для другого члены» (12:5). Все мы получили разные дары: пророчества, служения, учительства, начальствования (12:6–8), что ведет к целому ряду моральных обязательств: любви, усердию, радости, надежде, молитве… (12:9–13), милосердию ко всем людям, даже к врагам (12:14–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Быт.8:21 И обонял Господь Бог запах благовонный, и сказал Господь Бог передумавший: не стану еще проклинать землю за дела человеков, ибо склонен человек помышлять прилежно лукавом от юности своей. Итак не стану губить всякую плоть живую, как сделал Я. Быт.8:22 Во все дни земли сеяние и жатва, холод и жар, лето и весна, ни днем ни ночью, не прекратятся. Глава 12 Быт.12:1 И сказал Господь Авраму: Пойди с земли твоей, и от сродства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую укажу тебе. Быт.12:2 И произведу из тебя народ великий, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословен. Быт.12:3 И благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земныя. Быт.12:4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь, и присоединился к нему Лот. Аврам же был седмидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Быт.12:5 И взял Аврам Сару жену свою, и Лота сына брата своего, и все имущества свои, какия приобрели, и всякую душу, какую приобрели в Харране, я прошли в землю ханаанскую. Быт.12:6 И прошел Аврам вдоль ея до места Сихема к дубу высокому. Хананеи же тогда населяли эту землю. Быт.12:7 И явился Господь Авраму и сказал ему: семени твоему дам землю сию. И создал тут Аврам жертвенник Господу, явившемуся ему. Быт.12:8 И отошел оттуда на гору к востоку вефильскому, и поставил там кущу свою от Вефиля на запад, а от Аггэ на восток, и создал тут жертвенник Господу, и призывал имя Господне. Быт.12:9 И снялся Аврам, и пошедши поселился в пустыне. Быт.12:10 И был голод на земле той. И пошел Аврам в Египет пожить там, ибо усилился голод на земле той. Быт.12:11 Было же: когда близко подошел Аврам к Египту, сказал Аврам Саре жене своей: я знаю, что ты – жена благообразная. Быт.12:12 Посему и будет, что когда увидят тебя египтяне, скажут: она жена его, и убьют меня, а тебя учестят. Быт.12:13 Итак говори: я сестра ему, дабы хорошо мне было ради тебя, и будет жить душа моя ради тебя. Быт.12:14 Было же, когда вошел Аврам в Египет, увидели египтяне жену его, как вельми хороша была.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Содержание послания вполне соответствует обстоятельствам и целям его. В нем он изъявляет благодарение Богу за избавление от опасностей, выражает радость о добром успехе его послания, и как бы в объяснение сего изображает высоту достоинства христианского откровения и всего вообще хода домостроительства спасения (гл. 1–7); потом делает распоряжение о сборе милостыни (8–9), представляет необходимые объяснения в отражение распускаемых о нем злых речей и высказывает побуждения к исправлению тех, которые еще не исправились (10–13). Отличительный характер послания. Насколько в первой части послания Ап. Павел является благодушно-спокойным, настолько в последней он является властно-строгим, и таким образом является всем вся, да всяко некия спасет. Апостол авторитетно указывает на свое право карать противление и награждать за послушание (10:6). Видно, что Апостол при написании сего послания был полон сильных чувств и высокого настроения духа, на что указывают частые перерывы, некоторые повторения и очень сильные выражения. Чрез все послание проходит тон апологии христианского откровения и проповедников его. Церковное употребление послания За Православным Богослужением из 2-го послания к Коринфянам читается: 1 21–2, 4, в неделю 14. 16–17, 1, в неделю 17. 10–16, в пят. 12 недели. 6–15, в понедельник 13 недели. 16–3, 3, во вторник 11 недели. 12–10, 7, в среду 13 недели. 12–18, в субботу 21 недели. 7–18, в четверг 13 недели. 13–18, в пяток 11 недели. 31–12, 9, в неделю 19. 10–15, в понедельник 12 недели. 20–13, 2, во вторник 14 недели. 3–13, в среду 14 недели. 1–10, в неделю 12 и мученикам. Второе послание к Коринфянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 220 . 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

25:3; 28:2; 33:7; 49:25; 53:12...), «Господь и орудия гнева Его» (13:5), «жезл нечестивых» (14:5, ср. 10:5; 14:29; 30:31–32...), «гнев Божий» и «пылающая ярость Господа» (13:9, ср. 9:19; 26:6; 30:30; 66:15, ср. 50:11...), «близко время его, и не замедлят дни его» (14:1, ср. 51:9; 26; ср. 10:25; 46:13 и др.); «вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости, и кипарисы радуются о тебе и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (14:7, 8 – выражение сочувствия неодушевленной природы, ср. 24:4, 7; 33:9, ср. 35:2; 44:23; 45:8; 49:13, ср. 1:2; 55:12), «кипарисы и кедры ливанские» и их «посечение» (14:8, ср. 2:13; 10:34; 29:7; 33:9; 35:2; 37:24; 40:16; 41:19; 60:11 и др.), «свержение гордыни в преисподнюю» (14:11, ср. 5:14; 26:21; 28:15–18, ср. 59:9); выражения: «положу конец высокоумию гордых» и «уничижу надменность притеснителей» (13:11) и слова царя вавилонского: «выше звезд Божиих вознесу престол мой», «взойду на небо», «на высоты» (14:13, 14) очень напоминают 2:12: «день Господа на все высокое и превознесенное», «гордое и высокомерное, и оно будет унижено» или – видение Исаией Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (6:1); «ликующий» (13:3) – слово, обыкновенно признаваемое характеристическим для пр. Исаии, равно как и редко употр. (14:19 ср. 11:1; 60:21 и Дан.11:7 см. у Геферн.), «племя злодеев» (14:20, ср. 1:4; 57:3–4), «остаток» (14:22; ср. 1:9; 4:3; 10:20, 21; 11:11, 16; 14:30; 15:9; 16:14; 17:3; 21:17; 28:5; ср. 37:31, 32; 44:17 ср. 46:3; 49:21; 66:19; в евр. Биб. , , , в 38:10 ). – В пророчестве 14:24–27 стих 24-й ср. напр. 8:10, с 46:10; стих 25-й ср. с 5:25; 9:4; 10:27, 6; стихи 26 и 27 ср. с 10:22–23; 28:22... Замечательно еще частое употребление повелительного наклонения (13:6 ср. особ, с 23:14; 14:31...) и т. д. – Наконец, надписание пророчества (13:1) запечатлевает прочие свидетельства об его происхождении от Исаии, сына Амосова. Но чем удивительнее пророчество о Вавилоне слышать из уст Исаии, тем основательнее представляется отрицательной критике доказывать его позднейшее происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

„Как вам кажется? У одного человеки было два сына ( Мф.21:28 )“. Сыновьями назвал их, чтобы побудить их к предстоявшему делу. „Хорошо, – говорит, – Господи!“ Сей назвал его сыном, а он ответил Ему: Господи! Не назвал Его отцом и тем не менее не исполнил Его слова. „Кто из них исполнил волю отца своего?“ И они, справедливо рассуждая, сказали: „второй ( Мф.21:31 )“. Не сказал: который из двух, по вашему мнению, сказал: „я иду“, но: „который исполнил волю отца своего?“ „Посему мытари и блудники предварят вас в царстве небесном ( Мф.21:31 )“, потому что вы обещаете на словах, а они подвизаются (на деле). „Пришёл к вам Иоанн путём праведности ( Мф.21:32 )“, то есть, чести Господа своего он не похитил себе, но когда подумали, что он есть Христос, то ответил им, что он недостоин понести ремни у обуви Его (ср. Мф.3:4 ). Иная притча: „один человек, домохозяин, насадил себе виноградник ( Мф.21:33 )“, что тожественно с следующим (изречением): „из Египта —246— перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её ( Пс.79:9 )“. И часто ограждал его, именно законом, – и точило устроил в нём – жертвенник, и построил в нём башню – храм и пр. „И послал слуг своих принести ему плод ( Мф.21:34 )“. Однако, ни первые, ни следующие, ни последние не получили плода от виноградарей. После сего послал сына своего, не потому чтобы он был младший из всех, но после явился Тот, Который был уже прежде, как и свидетельствует Иоанн: „но за мне придет муж, который в тоже время и прежде (меня) ( Ин.1:15 )“. Не незнал, что предшественники, коих посылал, не способны были получить плоды, но сделал это для того, чтобы не дать места жалобам упрямых людей, которые сказали бы: „посредством закона не мог упорядочить и устроить всё, что хотел?“ Итак, послал сына, дабы наложить на них молчание. Но когда увидели, что пришёл сын, то сказали: „вот наследник этого виноградника, пойдём, убьём его, и тогда наследство виноградника будет наше ( Мф.21:38 )“. Правда, сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: „кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил ( Мф.13:12, 25:29 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всем последующем содержании до 24 ст. Давид изображает тяжесть своего положения. Над ним, как противником царя, издеваются; он беззащитен и слаб, как червь, которого легко раздавить. Но беспомощность Давида не только ни в ком не вызывает естественного чувства сострадания, а даже вызывает издевательство над его верой в Бога. Давид подвергался тому же унижению, как Христос, когда, вися на кресте и обратившись к Богу, издал предсмертный вопль: «Или, Или! лама савахвани?», на что окружавшие его крест отвечали недоверчивым и насмешливым любопытством ( Мф. 27:41–50 ). Пс.21:10 .  Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. Пс.21:11 .  На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой. В словах этих стихов – объяснение, почему Господь является единственным предметом упования и надежды для Давида. «Ты извел меня из чрева», т. е. я родился по особенному Твоему благоволению; своим рождением, началом жизни я был обязан Тебе; «вложил в меня упование у грудей матери моей» – я воспитывался матерью своей в привязанности к Тебе. Вероятно, мать Давида, когда кормила еще его своей грудью, говорила ему о Боге и вместе с молоком матери он воспринял высокие понятия о Нем, благоговение и преданность Ему. Чем же древнее в человеке известные привязанности, тем они глубже и прочнее; заложенные в Давида еще с детства и укрепившиеся в нем от последующих фактов его жизни, они стали несокрушимым достоянием его духовной жизни и сознания. Пс.21:12 .  Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Пс.21:13 .  Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, Пс.21:14 .  раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Пс.21:15 .  Я про­лил­ся, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло по­среди внутрен­ности моей. Пс.21:16 .  Сила моя иссохла, как черепок; язык мой при­льпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как непререкаемый памятник чудесного проявления милости Божией, медный змей сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии. Заметив склонность евреев к языческому обожанию памятника, Езекия приказал уничтожить змея ( 4Цар 18.4 ). Чис.21:10 .  И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе; Чис.21:11 .  и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца; Чис.21:12 .  оттуда отправились, и остановились на долине Заред; Чис.21:13 .  отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. Пройдя с запада на восток (быть может ущельем Вади-ель-Ифм), в обход гор Едома, израильтяне поворачивают к северу-востоку по направлению к моавитским долинам, идя, по замечанию Еспина, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск. Из Чис 33.41–42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, израильтяне имели станы в Салмане и Пуноне. Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса. Маленький ручеек Вади-ель-Ахса теперь составляет границу между двумя областями – Джебал и Керак, – как в древние времена служил, быть может, границей между Едомом и Моавом. Относительно долины Заред кн. Втор 2.14–16 сообщают, что в пути между означенной долиной и Аром умерли последние израильтяне из того поколения, которое обречено было на смерть в пустыне. Поток Арнон в настоящее время называется: в верховьях – Сеиль-ес-Саиде, в низовьях – Вади-Моджеб (Властов). Чис.21:14 .  Потому и сказано в книге браней Господних: «Книга браней Господних», т. е. книга, в которую записывались повествования о войнах народа Божия. Чис.21:16 .  Отсюда [отправились] к Беэр ; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды. Колодезь Беер отождествляют с колодцем «Беер-Елим» (колодезь витязей) в земле Моавитской ( Ис 15.8 ). Чис.21:20 .  из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поскольку не все смертные оказываются в числе живущих на земле в момент прихода Мессии, этот приход вызывает воскресение мертвых, что в свою очередь служит доказательством прихода Мессии. Именно таков смысл воскрешения Лазаря ( Ин 11 ) и воскресения святых при Распятии ( Мф 27.52–53 ). О неизбежном воскресении мертвых собратий при приходе Мессии пишет фессалоникийцам ап. Павел: Не хочу я, братия, оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели как другие, кто не имеет надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с ним. Ведь мы говорим вам это в согласии с Господом, что мы, кто живет, кто останется до пришествия Господа, не опередим умерших, потому что сам Господь сойдет с неба, сначала восстанут мертвые во Христе, потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними подняты будем на облаках навстречу Господу в воздух и останемся с ним навсегда (1Фесс 4.13–17). Но при приходе Мессии воскресают даже те, кому все же суждена смерть, что не может не казаться странным. Так, в 4-й Сивиллиной книге говорится о том, что для последнего суда Бог дает телесное воскресение (стр. 181–182) 13 , но только праведники продолжат жизнь (стр. 187–192). В Апокалипсисе грешники воскресают только для того, чтобы принять смерть, которая даже названа второй ( Откр 20.12–15 ). Внешне Откровение следует за пророком Даниилом, который говорит о том, что для суда князя Михаила “многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” (12.2). Здесь, однако, судьба нечестивых не так ясна, возможно, вместо небытия их ждет вечная мука, как это совершенно недвусмысленно отражено в 3Ездры 7.67, 80. Складывается впечатление, что в чисто религиозном плане концепция Мессии не находит полного примирения с традиционным для раннего иудаизма отрицанием загробной жизни. Таким образом, трансцендентный мир имеет началом своего существования приход Мессии, без Мессии его явление невозможно. Мессия вводит за собою новый мир. Этот мир описан в Апокалипсисе выражениями, заимствованными из Исаии: новое небо, новая земля (21.1), новый Иерусалим (21.2, который выступает как невеста Мессии-Агнца в 21.9–10), все новое (21.5), там нет ни Храма, ни солнца, ни луны, все это заменяет Слава Божия (21.23), нет ночи (21.25), посреди его растет древо жизни (22.2), т. е. это вновь обретенный рай. В Ис 60.19–20, 65.17 некоторые из этих выражений служат поэтическому изображению ожидаемого послепленного благополучия. По всей вероятности, частью этого же эсхатологического мира является и новый завет, впервые упомянутый в Иер 31.31, 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

2,21 и ком.; 5,10; 6,9), для которого пастухи с их стадами представляли непосредственную опасность. любимый участок. См. Ис. 5,7 . 12 На все горы в пустыне... нет мира ни для какой плоти. Этот стих опровергает лживые утверждения о мире (6,14). 12 злых Моих соседях. Несмотря на то, что Господь насылает на Иудею врагов, чтобы покарать ее, их самих ждет наказание. исторгну... исторгну. См. 1,10. Второе «исторжение» это избавление Иудеи от ее врагов (см. Иер. 30–33 ). 12 Но после того, как Я исторгну их... приведу каждого в удел его. Пророк возвещает будущее восстановление и спасение всех народов. Таким образом, Иеремия, как и другие пророки, предсказывает, что Бог спасет и язычников (см. также 46,26; 48,47; 49,6; Ис. 40,5; 42,6 ). 12 И если они научатся... среди народа Моего. См. Ис. 19,25 , где слова «народ Мой» употреблены по отношению к египтянам. Глава 13 13 льняной пояс. Льняной пояс, или набедренник символизирует сокровенные отношения, установленные Богом со Своим народом. Льняное одеяние напоминает об Израиле как о «царстве священников» ( Исх. 19,26; 28,31 ). 13 к Евфрату. Можно предположить, что на самом деле речь идет о каком-то более близком месте (возможно, это расположенная неподалеку от Анафоф Фара, название которого, тем не менее, напоминает о Евфрате и, следовательно, о вавилонском плене. 13 По прошествии же многих дней. Т.е. после многих лет изгнания. 13 испорчен, ни к чему стал негоден. Порча пояса символизирует развращение народа, уже недостойного общения с Богом. 13:12–13 Я наполню вином до опьянения. В этом стихе вино является символом гнева Божиего (25,15–19). 13 темноты... света... тень смерти... тьмою. «Свет» и «тьма» являются распространенными метафорами спасения и суда ( Ис. 9,2 ; Ам. 5,18–20 ); выражение «тень смерти» встречается также в Пс. 22,4 . 13 царю и царице. Возможно, речь идет о царе Иехонии и его матери Нехуште ( 4Цар. 24,8 ); в таком случае пророчество относится ко времени нашествия Навуходоносора на Иерусалим в 597 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1Пар.6:54 .  И вот жилища их по селениям их в пределах их: сыновьям Аарона из племени Каафова, так как жребий выпал им, Список городов ( 1Пар.6:55–81 ), доставшихся потомкам Каафа, Гирсона и Мерари при разделении земли обетованной. Исчисление городов с большею обстоятельностью встречается в ( Нав.21 ). Совпадения же в том и другом списке заставляют думать, что оба писателя пользовались одним источником, но последний с меньшею точностью. 1Пар.6:55 .  дали Хеврон, в земле Иудиной, и предместья его вокруг его; Стих почти буквально совпадает с ( Нав.21:11–12 ). Только Хеврону усвоено там древнее название Кираф-Арба, и географическое положение его определяется выражением: «на горе Иудовой». «Предместья» – места для выгона скота. 1Пар.6:56 .  поля же сего города и села его отдали Халеву, сыну Иефонниину. Ср. ( Нав.14:6–14,15:13 ). 1Пар.6:57 .  Сыновьям Аарона дали также города убежищ: Хеврон и Ливну с их предместьями, Иаттир и Ештемоа и предместья его, После «Иаттир " у ( Нав.21:13 ) стоит замечание: «и предместья его». 1Пар.6:58 .  и Хилен и предместья его, Давир и предместья его, Вместо «Хилен« в ( Нав.21:15 ) – «Холон». 1Пар.6:59 .  и Ашан и предместья его, Вефсамис и предместья его, 1Пар.6:60 .  а от колена Вениаминова – Геву и предместья ее, и Аллемеф и предместья его, и Анафоф и предместья его: всех городов их в племенах их тринадцать городов. После Амана у ( Нав.21:16 ) упоминается Иутта и перед Гевою – Гаваон ( 1Пар.6:17 ). Эти два города в кн. Паралипоменон почему-то пропущены, а несомненность пропуска подтверждают последние слова 60 ст.: «всех городов тринадцать». Поименно перечислено только 11. Наконец, вместо Аллемеф стоит у Иисуса Навина Алмон. Которое чтение правильнее, сказать трудно. В соответствии ( Нав.21:5–7 ) здесь указывается общее число городов, доставшихся остальным потомкам левитам Каафа, Гирсона и Мерари; поименное же перечисление их начинается с ( 1Пар.6:67 ). 1Пар.6:61 .  Остальным сыновьям Каафа, из семейств этого колена, дано по жребию десять городов из удела половины колена Манассиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010