«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Иоан. 14, 27 ). Небесный образ Логос пребывает в сердце в виде некоего Образа. Ап. Павел говорит об «изображении Христа» в верующем сердце ( Гал. 4, 9 ). Григорий Богослов говорит об «Образе Божьем в человеке» 659 , Макарий Великий называет «нетленным Образом» 660 и «Небесным Образом» 661 . Климент Александрийский говорит: «Мы находим божественное отображение ( θεον πεκνισμα) и святую статую ( γιον γαλμα) в праведной душе, когда она блаженна» 662 . Исаак Сирин говорит в своей молитве ко Христу: «Отец да обновит во мне черты Образа Своего» 663 . В другом месте Исаак говорит о созерцании внутреннего Образа в виде славы: «Уничижай себя, и увидишь в себе славу Божью… В сердце твоем покажет тебе Бог славу Свою» 664 . Вселившийся Христос живет в человеке, проявляя многостороннюю логоистическую деятельность, о которой говорит Игнатий Богоносец : «Все нами совершаемое – от Него, живущего в нас» 665 . Конечно, здесь имеются в виду добрые дела и подвиги. Это согласуется с евангельскими словами: «Пребудьте во Мне и Я в вас… Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете ничего делать» ( Иоан. 15, 5 ). Действие Логоса и Духа Святого протекает для самого человека бессознательно или подсознательно, доходя до сознания лишь в исключительные моменты жизни, в озарении и просветлении. Задача христианской жизни – сделать это действие полным и сознательным, всегда представленным в сознании. Вера, любовь, смирение и терпение, милосердие и акты самопожертвования усиливают чувство присутствия Христа и Духа. Страсти, аффекты, эгоизм, гордость, тщеславие, все виды космофилии, погашают это чувство вплоть до полного исчезновения. Теофория Христианская «жизнь в духе», по ап. Павлу, есть жизнь духа и души во Христе и жизнь Христа в душе. О тех, кто не слышит и не видит духовно, Григорий Синайский говорит, как о мертвых: «Ибо не живет в нем Христос и сам он (человек) не движется и не действует во Христе» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Не напрасно у праведного Авраама перед языческим царем Авимелехом Герарским невольно вырвались слова: »Я подумал, что нет на месте сем страха Божия и убьют меня за жену мою« 662 . Отражение чувства страха Божия в богобоязненных поступках столь естественно, что напоминание об этом составляет излюбленную тему библейских нравоучений: «Ходи каждый путями Господа Бога и боясь Его» 663 . Читаем в Библии: »Бойтесь Господа Бога и служите Ему в чистоте и искренности 664 . Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? 665 Будем служить.... Богу с благоговением и страхом 666 . Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу " 667 . Поэтому со страхом и трепетом совершайте свое спасение 668 . Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым 669 , повинуйтесь... как Христу 670 , боясь Бога 671 . В итоге всего сказанного выше о единстве ума, чувства и воли в переживании страха Божиего необходимо отметить еще последствия богобоязненной настроенности человека, влияющей на светлый характер его нравственной жизни, на личный душевный покой и на благословении свыше земным благополучием. Бог благоволит к живущим в страхе Божием, открывает им Свой завет. Молитвы их слышит и прошения исполняет 672 . За то, что они крепко любят Божии заповеди, взаимно и Господь приближается к ним спасающей силой Своей, дарует им опору в Себе, особенно покрывает и защищает их среди искушений и соблазнов. Дух богобоязненных в надежде на Бога бодр и бесстрашен во всяких опасностях и затруднениях 673 . В массе людей Господь выделяет богобоязненных, как старших братьев перед младшими, ставит их выше властелинов, вельмож и судей. На богобоязненных преимущественно обращены очи Божии. Они – свои Богу, собственные Ему. Господь милует их, как человек любимого своего сына. Идут ли они на войну, Господь идет стражем пред ними впереди и с ними позади, чтобы неотступно спасать их 674 от сетей смерти и всякого зла 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Но вот затишье природы пред бурею превращается в бурю: V, 6: «Отперла я возлюбленному моему; а возлюбленный мой повернулся и ушел... я искала его и не находила его; звала его и он не отзывался мне». Солнце скрывается за тучами 664 ; все кругом мрачно, природа с тоской ожидаете бедствия. Затем начинается буря: V, 7. «Встретили меня стражи... избили меня... изранили меня, сняли с меня покрывало». В этом изображены с точки зрения символистики, указанной Тейяром, нельзя не признать удушливых бурных ветров, подымающихся в это время года после зноя. Они со страшною силою несутся по земле, обрывая с дерева лист, сжигая траву, ломая и вырывая с корнем деревья, и оставляют землю израненною и лишенною покровов своих. Перенося эту символистку в мир нравственный, кто не узнает в этих удушливых ветрах бурю страстей, волнующих душу. Этот вихрь, иссушающий ее, срывает с нее покров чистоты и тех радостей, которые возросли при действии благодати. В церкви Христовой эти ветры суть споры и распри и ереси, которые по временам раздирали христианский мир и более всего после покоя, доставленного Церкви равноапостольным Царем Константином, именно тогда, когда прекратились гонения и борьба на жизнь и смерть против языческого мировоззрения. И кто не знает, что в тайниках души человеческой именно во время земного благоденствия и покоя возникают бури человеческих желаний и нечистых стремлений и сомнений. Являются они именно тогда, когда душа, успокоенная внешним отсутствием опасностей и скорбей и болезней, в неге покоя начинает несколько лениво откликаться на зов Возлюбленного (Ср. II. II. V, 3). Но эти стражи, избивающее невесту, эти бури, наносящие ей раны, заставляют ее сугубо тосковать о Возлюбленном. Она вопиет: «Скажите ему, дщери Иерусалимские, что я изнемогаю от любви» (V, 8). Далее (8–16) идет поэтическое описание Возлюбленного, в котором все детали взяты из солнечной символистики, но таинственное значение этого описания очевидно относится к царю Соломону, жениху Израиля, прообразующему грядущего Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Объявите у народов, и разгласите и поднимите знамя, разгласите, не скрывайте, скажите: взят Вавилон, посрамлен Вил, повержен Лиродах, посрамлены истуканы его, повержены идолы его. Ибо выступил на него народ от севера; он превратит землю его в пустыню, и не будет на ней жителя, ни человека, ни скота, разбегутся, уйдут 663 . Ибо вот я возбудил и веду на Вавилон сонм народов великих от земли северной, и выстроятся против него; тогда он будет взят; стрелы у них как у искусного воина не возвратятся напрасно. И предана будет Халдея на разграбление, все разграбляющие ее будут сыты, говорит Иегова. Вот будущность народов: пустыня, земля засохшая, и степь. От негодования Иеговы она сделается необитаемой; и вся она будет пуста; всяк, проходящий мимо Вавилона ужаснется и свиснет смотря на все раны его 664 . Пали укрепления его, рушились стены его, ибо это мщение Иеговы, мстите ему; как он поступал, так поступайте и с ним. Истребите из Вавилона и сеющего и владеющего серпом во время жатвы; от губительного меча всяк возвратится к народу своему и всяк убежит в землю свою 665 . Иди на нее, на землю сугубого противления, и на жителей земли казнимой; истребляй и предавай проклятию все за ними, говорит Иегова, шум брани на земле и великое разрушение. Как сломился и раздробился молот всей земли! Как сделался предметом ужаса Вавилон среди народов! Я ловил тебя и ты пойман, Вавилон, и еще так что ты не знал; ты найден и схвачен; потому что против Иеговы нашел войной. Открыл Иегова оружейное хранилище свое, и взял из него орудие гнева Своего, потому что у Господа Иеговы воинств есть дело на земле халдейской. Идите в нее от конца земли, растворите житницы её, попирайте ее как кучи хлеба, и положите проклятие на нее, чтобы у ней остатка не было 666 . Слышен голос бегущих и спасающихся из земли вавилонской, чтобы подать весть Сиону о мщении Иеговы Бога нашего, о мщении за храм его. Созовите к Вавилону стрельцов всех напрягающих лук, расположитесь вокруг него, чтобы не было спасения, заплатите ему по делам его; как он поступал, так поступите и с ним; ибо он гордо восстал против Иеговы, против Святого Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Он есть всецелый Бог и всецелый человек, нося в Себе вполне все свойства обеих природ, из которых Он состоит, (663) то есть Божественной и человеческой, в одной Ипостаси. Он описуем и неописуем, в одном по божеству, а в другом по человечеству, ибо таковы их свойства: по неописуемости Он один из Святой Троицы, а по описуемости один из нас. Поэтому веруем, что Он стал посредником между Богом и людьми ( 1Тим.2:5 ), как соединивший в Себе крайности и чрез Себя сделавший нас причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ) и сынами Божиими ( Гал.3:26 ), хотя это и удивительно, и выше всякого разумения и слова. Итак, кто говорит, что Он неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, благословенный брат мой, что Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), противоречит Евангелию Христову и подобен иудеям. Ибо как останется истинным то, что Он сделался по всему подобным нам (ср. Евр. 2:17 ), если Он не может изображаться на иконе, подобно нам? Что будет с изречением: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк.24:39 )? Для чего и это сказано: ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Отца ( Ин.8:40 )? Итак, тот, кто неописуем, конечно, не подобен нам, не может быть ни осязаем, ни убиваем. Но Он был убит и осязаем по воскресении. Следовательно, Он и описуем чрез изображение на иконе, подобно нам. Но осуетились в умствованиях своих иконоборцы, омрачилось несмысленное их сердце ( Рим.1:21 ); отвергая икону Христа, Богородицы и всех святых, они отвергают спасительное Домостроительство и, исповедуя Христа, как бесы ( Иак.2:19 ), отвергают Его делами. Ибо Христос не есть Христос, если Он не может быть изображаем; и не поклоняются Ему, если не веруют, что следует поклоняться Ему в иконе. Все догматы в Писании Такова истина, человек Божий, и такое учение преподано апостолами, пророками и богоносными отцами, хотя не в тех же выражениях, но по истинному смыслу сказанного ими. Ибо все догматические истины, как бы некоторые семена, предложены в мыслях Божественных изречений [Писания], а в противоположность вырастающим по временам ересям они благочестиво объясняются, (664) будучи извлекаемы оттуда действием Духа, [Col.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Платок 664 в духовном значении (ναγογικς) здесь – это леность и праздность. (19, 21) Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Ведь он думал, что только усердие ведущих торговлю, без помощи Бога, совершает все, и что Он, будучи жесток, требует приобретенного другими, Сам ничуть не оказав содействия. Притча представляет такое оправдание, желая этим показать, что такие люди не могут представить никакого разумного оправдания, и что все сказанное ими будет обращено против них. И слушай далее: (19, 22) Говорит ему 665 : твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! Твоими словами. (19, 22–23) Ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в меняльную лавку? 666 Менялам (банкирам). Под ними можно понимать тех, которые способны отличать добро от зла. Итак, Он говорит, что если ты знал, что Я таков, хотя я и не таков, почему ты не предпочел внести данное тебе дарование менялам? Ведь тебе нужно было сделать все свое, а прочее оставить Мне, совершить пока что самое легкое, а Мне предоставить самое тяжелое, то есть, требование вернуть деньги. (19, 23) Чтобы я, придя, получил его с ростом 667 . Взыскал, потребовал вернуть. Итак, заем – это учение, а рост с этого займа – добродетели, появляющиеся от учения. Ростом же Он просто назвал прибыль, пользуясь обычным употреблением этого слова. (19, 24) И сказал предстоящим. Служащим Ангелам. (19, 24) Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. Возьмите у него дарование учительства и дайте его в прибавку награды тому, кто имеет десять мин. (19, 25) И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Он имеет достаточную награду. (19, 26) Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет и приумножится 668 . Хотя предстоящие сказали, что у него достаточная награда, Он говорит, что всякому, имеющему усердие и заботливость, будет дана награда, притом больше, чем причитается ему. (19, 26) А у неимеющего отнимется и то, что имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» ( Сир. 31:29 ).    «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» ( Сир. 38:4 ).    «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца» ( Сир. 19:10–11 ).    «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему» ( Сир. 6:6–7 ).    «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» ( Сир. 3:18 ).    «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай» ( Сир. 3:21 ). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (слав.: «Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши») ( Сир. 7:39 ; ср. 14:12 ). 195 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 664. 198 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 668. 199 См. Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс]//http://www.bible-center. ru/article/jobsecret  – адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос-Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 г. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской) . С. 9. 200 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 670. 201 См. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А.П. Лопухина ): В 12 т. (Репринт по изд. СПб., 1904–1913. Т. 4. 1907). Стокгольм, 1987, с. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Псалом 138 В конец Давиду, псалом Захариин, в рассеянии 661 . С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Прочих слов надписания нет ни в Еврейском, ни в Греческом тексте – Римского издания, но есть в издании Комплютенском. По св. Афан. – псалом сей изображает Божию о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его промысла и движения и помышления наши, указует на призвание язычников и неверие Иудеев, почему и надписан: в конец. По бл. Феод. – псалом этот изображает благочестивого царя Иосию, которые молится и изумлен предведением о нем. 1 . Господи, искусил мя еси, т.е. «совершенно знаешь меня» (Злат.). С Евр.: «Господи, Ты испытал меня, и знаешь». Ты познал еси седание мое и востание мое, т.е. «всю жизнь, – поясняет св. Злат., – потому что в этом проходит наша жизнь – в делах, движениях, входах и выходах». 2 . С Евр.: «Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали». 3 . Стезю 662 мою и уже 663 мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Всякую тропинку мою и жребий мой Ты исследовал, т.е. совершенно знаешь все мои действия, направления, все помыслы, короче: все пути. «Уже, – говорит св. Афан., – имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла, ибо словом: пути – означает движения». «Пророк, – говорит бл. Феод., – путем и стезею называет деяния, а ужем – прямоту их, взяв образ речи с строющих домы, которые по веревке выравнивают стены». С Евр.: «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». 4 . 5. Яко несть льсти 664 в языце моем. «Заметь, – говорит св. Злат., – пророк не сказал: я имел и отверг лукавство; но: никогда его не было у меня, никогда эта болезнь не касалась языка моего». С Евр.: «Еще нет слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Се, Господи, Ты познал еси; ст. 5: вся последняя и древняя. С Евр. 5 стих: «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою». «Не помышление только, говорит, знаешь Ты, и не дела мои и пути мои только, но все, что было и будет» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 54 1. В конец. Песнь 651 . В научение. Асафа 652 . Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Внемли мне и услышь меня: восскорбел я в печали 653 моей и смутился От голоса врага и от притеснения (со стороны) грешника, ибо они взвели на меня беззаконие и во гневе враждовали со мною. Сердце мое затрепетало во мне, и боязнь смерти напала на меня, Страх и трепет нашел на меня, и покрыла меня тьма. И я сказал: кто даст мне крылья, как у голубя, и полечу и успокоюсь? Вот я удалился, бегал и водворился в пустыне. Ожидал я от Бога 654 спасения мне 655 от малодушия и бури. Потопи (их), Господи, и раздели языки их 656 , ибо я видел беззаконие и распрю в городе: Днем и ночью ходят они кругом его по стенам его, беззаконие и злоба 657 среди его и неправда. И не исчезли с площадей его лихва и коварство. Если бы враг поносил меня, я перетерпел бы (это), и если бы ненавидящий меня превозносился надо мною, я укрылся бы от него 658 . Но ты, человек единодушный 659 , владыка 660 мой и знаемый 661 мой, Ты, который вместе со мною наслаждался пищею, (с которым) мы ходили в дом Божий единомысленно 662 . Да постигнет их смерть и да сойдут они живыми во ад, ибо лукавство в жилищах их, среди их. Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня. Вечером и утром и полдень поведаю и возвещу, и Он услышит голос мой. Избавит мирно душу мою от приближающихся 663 ко мне, ибо много их было со мною 664 . Услышит Бог и смирит их Сущий прежде веков, потому что нет в них перемены и они не убоялись Бога. Он простер руку Свою на воздаяние (им): нарушили они завет Его, Разделились от гневного лица Его. (Хотя) они приблизились сердцем своим 665 , слова их мягче елея, но они суть стрелы 666 . Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает 667 : не даст во век смятения праведнику. Ты же, Боже, низведешь их в ров погибельный 668 : мужи кровожадные и льстивые не доживут до половины дней своих, а я на Тебя, Господи, уповаю. 652 Слав. Асафу соответствует τ Ασφ – 80, 101, 150, 162, 168, 171, 172 и др. (22 спп.), компл. и альд.; а обычно Δανδ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сие, как и прочее, все было, очевидно, да сбудутся Писания пророков (там же 1-е полустишие) 664 . Я предал хребет Мой биющим, продолжает ветхозаветное Евангелие Своих страданий Христос, и ланиты Мои ударяющим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплеваний (Исаии 50:6 сн. Мф. 26:67–68; – 27:26) 665 . Затем следует изображение самих действий, возмутившихся против Помазанника ( Псал. 2:1–2 ) иудеев и язычников при распятии Его: пронзили руки Мои и ноги Мои, делят ризы Мои между Собою, и об одежде Моей метают жребий. Вси видящии Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа; пусть избавит Его, пусть спасет Его, если Он угоден Ему. Злословия злословящих Тебя пали на Меня… И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом… Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня. ( Псал. 21:17,19; 8:9 ; – 68:10,22; – 21:2; сн. Мф. 27:38, 35; сн. Ин. 19:24 ; Мф. 27:39 и дал. 41–44; 34:48,46 и парал.) 666 . Не оставлены без предуказания в Ветхом Завете и события, следовавшие за смертью Мессии. И будет в тот день, говорит Господь, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам. 8:9 , сн. Захар. 14:6,7 и Мф. 27:45 667 ). И тогда иудеи воззрят на Него, Которого пронзили ( Зах. 12:10 , сн. Ин. 19:37 , срав. Лука 23:48 668 ). Далее в Ветхом Завете изображается сама победа Мессии над смертью и имущим державу смерти – диаволом для дарования человекам вечной жизни вместо смерти. Ты возшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтобы и из противящихся могли обитать у Господа Бога ( Псал. 67:19 ). Объясняя это место Св. Апостол Павел учит: а возшел, что означает, как не то, что Он и низходит прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы исполнить все ( Еф. 4:9–10 сн. 8 669 ). Так вполне «по Писанию» (– выражение из символа веры ) приняв зрак раба, уничижившись и пострадав до позорной смерти, пренебрегши посрамление ( Евр. 12:2 ) и все из свободного, сыновнего послушания воле Отца ( Евр. 10:7,9,10 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010