2031 Архиеп. Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – 1-й магистр I курса Киевской ДА (1823); впоследствии ее ректор (с 1830 по 1840 г.; с 1836 г. одновременно викарный еп. Чигиринский). Учредитель журнала «Воскресное чтение»; как проповедник снискал славу «Русского Златоуста»; специализировался в области философии и экзегетики; отстаивал необходимость библейской критики (см.: Иннокентий, архиеп. О религии откровенной//Соч.: В 11 т. СПб., 1877. Т. XI). Архиеп. Херсонский и Таврический с 1848 по 1857 г. 2032 Гр. Н. А. Протасов (1798–1855) – обер-прокурор Св. Синода (1836–1855), выступал за тотальный государственный контроль над Русской церковью; проводил последовательную политику изгнания латинского языка из преподавания, был сторонником признания старославянской версии Библии равноценной Вульгате и Септуагинте; с его именем связана реформа духовных учебных заведений, при которой за образец был взят батальон военных кантонистов (см.: Ростиславов Д. И. С.-Петербургская духовная академия при графе Протасове//ВЕ. 1883. Т. IV. Кн. 7–8; Т. V. Кн. 9). 2033 Кн. С. М. Голицын (1774–1859) – попечитель Московского учебного округа (1830–1835), член Государственного совета (с 1836 г.). 2034 Вероятно, техническая ошибка: П. Х. Обольянинов (1752–1841) – генерал от инфантерии, генерал-прокурор Сената (1800–1801), московский губернский предводитель дворянства (1817–1832) – к тому времени умер. 2035 Кн. А. П. Оболенский (1769–1852) – тайный советник, попечитель Московского учебного округа (1817–1825) – также к 1855 г. скончался. 2036 Кн. П. С. Мещерский (1778–1856) – действительный тайный советник; с 1813 г. – директор С.-Петербургского комитета Библейского общества; с 1817 г. – обер-секретарь Св. Синода, пожизненный член Главного управления училищ. Занимался миссионерской деятельностью в Поволжье и Западном крае, борьбой с раскольниками. 2037 Гр. С. Г. Строганов (1794–1882) – попечитель Московского учебного округа (1835–1847), учредитель публичной рисовальной школы (1825), председатель Московского общества истории и древностей российских; основатель Московского археологического общества (1859). См., однако, нелицеприятную его характеристику у Гилярова: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Фацеции Повести смехотворны, есть же и злых обыклостей обличительны, преведены с польскаго языка, жартов совокупно всех трактатов О Августе кесаре и о поете Виргилии Август кесарь 2031 Виргилиуша поеты 2032 и пракътыка 2033 вопроси глаголя: «Повежь ми, Виргилий, кто есть отец мне? Аз убо вем, яко Октавий отец ми есть, инии же инаго поведают быти». Отвеща Виргилий и рече: «Вем, о кесарю, яко владетель еси велики и повелитель всего света страшный, и еже аще хощеши твориши, но и в милости известнейший, обаче ужасаюся рещи, ибо правда во очи колет. Боюся томления и вечнаго злоключения, егда правду рещи ми пред тобою». Кесарь с клятвою завещася не озлобити его и приложи ухо слышати. Виргилий же возсмеяся и рече: «Великий кесарю, познаваю по тебе и предразумеваю, яко сын хлебников еси». Изумеся кесарь, помышляя в себе, како и каковым удобством 2034 , и Виргилий рече: «Послушай, милостивый кесарю, откуду имею о тебе такое непщевание 2035 . Написах аз премногия книги о славе твоего величества, ты же, будучи всего света великим монархом, приказал еси мене токмо единым хлебом отправити 2036 , что или пекарь или сын пекарьский обыче творити». Сия слыша, благодушный кесарь вельми весел учинися и рече: «Отселе, Виргилиуше, возыимееши дары и милость не яко от пекаря, но яко от великаго кесаря». Ибо у премудрых гневу не бывает, аще кто и кощуньством 2037 правду открывает. О любомудреце при Августе и о гордом дворянине При Августе кесаре прилучися быти любомудрецу некоему, в неже время изведоша пред кесаря коня зело буява и жестока, высоку выю 2038 носяща, скорообратна и быстрозрачна. Видев же той любомудрец ближняго человека пред кесарем, высокомыслива и горда суща, рече ему: «Человече, егда бы конь был еси, и цены бы тебе не было». Дворянин гордый – смерд голодный. О Ироде и о злобе проклятой Возвещено бысть кесарю Августу, яко Ирод царь вся дети в жидовской земли повеле погубите, с ними же и сына своего убити повеле. Рече к возвещающим Август: «Лучши было быти сыну вепрю у Ирода, неже человеку», оглаголуя злонравие и жестоту мучителя и како человек наречеться егда суров и жесток, неукротим таковый зверь, а не человек. О Августе кесаре и о ближнем его сановнике

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторый крест – разбойника 2036 , одесную бывша: Помяни мя. Господи, ко Христу вестивша. Третий крест – разбойничь же, но иже висяше ошуию Христови и буйство вещаше. Во кресте Христа Бога хвала есть велика, яко на оном 2037 спасе падша человека. Во кресте разбойника, одесну распята, бяше утешение от Христа всесвята. В кресте же разбойника, шуию державша, посрамление и смерть 2038 хулы глаголавша. Во первом вины кроме казнь лютая бяше, но той слава велия послежде идяше. Во втором за вину казнь право сотворися, но 2039 исповедь вина послежде 2040 простися. В третием за вину же казнь бе сотворенна, но не каявшагося яви осужденна. Тым крестом кресты наши точни могут быти, аще потщимся 2041 дело добре разсудите. Аще кто в невинности страждет дручение, со Христом крест свой нося 2042 , имать хваление. Иже паки, за вину казнимый, ся кает, хваля суд, с разбойником десным крест двизает. Аще же винный казни суд и казнь хухнает, с шуим крест нося, и зде, и в век погибает. Кровь Мучеников святых кровь семя Церкве бяше, ибо, поскольку та из них изтекаше, Потолику вернии умножени бяху и охотнее на страсть за Христа течаху. 2 Иже елей на пламень горящь возливают, не угошают 2140 того, паче возжигают. Тако мучителие христиан творяху, егда кровь христианску нещадно лияху, Ибо пламене веры в них не угасиша, но паче в многих сердцах тако возпалиша 2141 . Кроткоглаголание Кротко о тебе слово умей глаголати, иныя паче себе 2148 тщися похваляти. Тако похвалу от всех тебе получиши, пред Богом благ, пред людми честен ся явиши. Кротость Врачь, иже легко язвы осязает, от врачюемых 2149 похвален бывает. Точне, кто язвы душевны врачюет 2150 духом кротости, благ ся именует. 2 Врачь, имеяй гнилыя уды отсецати, не помышляет сердца гневом исполняти, Но паче кротостию дело совершает, да хитростию в деле благоуспевает. Тако и врачь духовый, раны устрабляяй, буди кротость сердечну делу соблюдаяй, Да не како гнев ума возможет мрачити, еже паче потребы винныя смирити. Крепкодушие Хотяй велие дело добре совершити

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В 1827 году правящий должность смотрителя Московской рисовальной палаты, 12 го класса, Владимир Федоров донес Московской типографской конторе, что доски для печатания св. антиминсов, присланныя в Московскую типографию из С.-Петербурга, оказались, от частого употребления, неспособными к печатанию, и предлагал на благоусмотрение конторы, не благоволит ли она вырезать вновь четыре доски, согласно с рисунком, утвержденным Св. Правительствующим Синодом. Контора сделала справки у известных граверов о цене за вырезание каждой доски штрихами. Академик Скотников и титулярный советник Флоров объявили за такую работу, за каждую доску по тысяче пятисот рублей ассигнациями, без вычета лажа, а московские мещане: Александр Афонасьев – по семисот рублей, Аркадиев же – по восьмисот рублей ассигнациями, без вычета лажа. Типографская контора, взяв во внимание, во 1-х, то, что с получения указа из Св. Синода, 1822 г. октября 16-го, о взимании в казну за напечатание антиминсов с каждого экземпляра по шестидесяти пяти копеек, оттиснуто антиминсов 2037 экземпляров, отчего казна приобрела до тысячи трехсот двадцати четырех рублей, а во 2-х, что, по донесению смотрителя рисовальной конторы Федорова, московские граверы не могут выгравировать антиминсной доски, мастер Сергей Дмитриев – по слабости зрения, а подмастерье Андрей Васильев – будучи занят переделкою и выправлением досок; так что, если он займется гравированием антиминсной доски, в таком случае остановится выправление нужных для печатания досок: в 3-х, Афонасьсв, дав подписку выгравировать одну доску в два месяца на своей меди, объявил цену за каждую доску менее ста рублей против вырезанных в С.-Петербурге; наконец, из справки значится, что в три года, с 1815 по 1818 год, нужно было необходимо вырезать четыре доски для святых антиминсов. На основании всего этого, типографская контора представляла на благоусмотрение Св. Синода, не благоволит ли он разрешить конторе назначить Афонасьеву вырезать штрихом, на первый раз, одну доску, за объявленную им цену, за семьсот рублей ассигнациями, и когда он вырежет одну, противу рисунка во всем сходственно, чисто и совершенно, тогда заказать ему вторую доску за ту же цену, затем, чтобы не затруднять Св. Правительствующий Синод представлениями, позволить назначить ему вырезать еще две доски. Св. Синод, 1827 года марта 24-го дня, приказал, согласно с сим представлением, дозволить мещанину Афонасьеву вырезать, на первый раз, одну доску для печатания святых антиминсов, и по вырезании её представить отпечатанный с оной один оттиск на рассмотрение Св. Синода. В том же 1827 году доска была изготовлена Афонасьевым, и августа 12-го дня Св. Синод утвердил печатать антиминсы со вновь вырезанной доски. (Дело архива Св. Синода, 1827 г. 14-го марта, 1640).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Причерноморские серии характеризуются мезо-брахикранией, средними диаметрами мозговой коробки, среднеразвитым рельефом, ортомезогнатным средневысоким лицом. Ширина лица выше средней, при умеренно выраженной горизонтальной профилировке Hoc среднеширокий, часто резко выступающий, с высоком переносьем, орбиты средней высоты 2034 . В литературе применительно к населению Крыма, в том числе Херсонеса, встречается термин «сармато-аланы», но если эта дифиниция и имеет смысл в этно-культурном плане, то применительно к антропологическому со- ставу населения его использование неуместно: сарматы и аланы характеризуются различными антропологическими типами, тип сармат был охарактеризован выше, в отличие от них аланы представлены узколицыми, долихокранными формами 2035 . В целом, сопоставление данных по сарматам с херсонесскими антропологическими материалами не противоречит предположению о возможном присутствии сарматского компонента в составе населения города начиная с позднеримского времени. Причем на это указывает не выделение антропологического типа, свойственного сарматским сериям, как такового (данных для этого, безусловно, недостаточно), а зафиксированная на некрополе города практика искусственной деформации головы, которую применительно к Херсонесу связывают именно с сарматской традицией 2036 . Хронологически дифференцировать эти находки сложно, но в большинстве случаев можно говорить ο III–V и VI–VII вв. Все находки демонстрируют циркулярную деформацию различной степени (встречающееся в литературе определение типа деформации как лобно-затылочной, по-видимому, ошибочно). За всю историю исследования некрополя города описано не менее 44 погребальных сооружений различной конструкции, содержавших по меньшей мере 94 костяка с искусственной деформацией черепов. В принципе, это значительно больше, чем, к примеру, на Боспоре 2037 , но по отношению к общему числу погребальных комплексов составляет менее 2%. В работах В.В. Бобина (1957) 2038 и М.М. Герасимовой (1987) приводятся краниометрические данные по нескольким деформированным черепам с некрополя Херсонеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2028 Пулянос A. Н. Проблемы антропологии Греции в связи с этногенезом ее народа.//Автореф. дисС.... канд. биол. наук/Институт этнографии им. H. К. Миклухо-Маклая AH СССР. – М., 1960. – С. 3. 2029 Белов Г. Д. Некрополь Херсонеса классической и эллинистической эпохи//ВДИ. – 1948. – – С. 155; Стржеяецкий С. Ф. Раскопки таврского некрополя Херсонеса//X. сб. – 1948. – Вып. 4 – С. 69; Пятышева H. В. Тавры и Херсонес//КСИИМК. –1949. – Вып.29. – С. 123. 2030 Зиневич Г. П. Указ. соч. – С. 155; Герасимова M. M., Рудь H. М., Ябяонский 77. Т. Указ. соч. – С. 35, 36. 2032 Кадеев В. И. Указ.соч. – С. 127, Зубарь В. М. Некрополь Херсонеса... – С. 118–120; Зубарь В. М. Этнический состав... – С. 100–101. 2033 Фирштейн Б. В. Сарматы Нижнего Поволжья в антропологическом освещении//Антропологические данные к вопросу о великом переселении народов. Авары и сарматы. – Л., 1970. –С. 116–117. 2036 Зубарь В. М. Про сарматьский елемент у тзньоантичному Херсонеа//Археологiя. – 1976. – Вип. 20. – С. 43–44; Зубарь В. М. Этнический состав... – С. 85. 2037 Иванов А. В. О практика искусственной деформации головы на территории Крымского полуострова//Вестник антропологии. – М., 2003. – Вып. 10. – С. 75–90. 2038 Бобин В. В. Искусственно деформированные черепа найденные при раскопках в Крыму//Труды Крым. гоС. мед. ин-та им. И. В. Сталина. Труды кафедры нормальной анатомии и гистологии. – Симферополь, 1957. 2046 Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1990; Пиоро И. С. Крымская Готия. – К., 1990; Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. 2047 Якобсон А. Л. Раннесредневековые поселения Юго-Западной Таврики II МИА. – 1970. – 168. – С. 131–138, Баранов И. А. Указ. соч. – С. 139–145 2048 Домбровский О. И. Средневековые поселения и исары Крымского побережья//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 17; Баранов И. А. О восстании Иоанна Готского//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 154; Баранов И. А. Таврика в эпоху... – С. 108. 2049 Якобсон А. Л. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики.//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Вып.10. – С. 131–138

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практически такой же известностью, как и Страсбургский папирус, пользуется рукопись 465 из собрания папирусов Дж. Райлендса, хранящегося в Манчестере (Catalogue of the Greek and Latin Papyri in the John Rylands Library/C. H. Roberts. Manchester, 1938. Vol. 3. P. 25-28; Hammerstaedt. 1999. S. 76-95; рус. пер.: Желтов. 2003. С. 278-280). Несмотря на то что рукопись включена в собрание папирусов, она написана на пергамене. Рукопись датируется VI в. и содержит текст анафоры Л. а. М. начиная с 1-й эпиклезы - т. е. в общем те ее части, к-рых недостает в Страсбургском папирусе. После окончания анафоры в рукописи др. рукой выписана молитва об усопших, весьма близкая к тексту заупокойного поминовения в составе позднейшей редакции анафоры Л. а. М. Поскольку в Страсбургском папирусе такое поминовение, напротив, очень лаконично, можно предположить, что развитие ходатайственных молений (intercessio) анафоры Л. а. М. было следующим. Первоначально возникли краткие моления в составе анафоры; затем были созданы расширявшие их дополнительные молитвы, к-рые выписывались отдельно от нее, но при совершении службы по тому или иному поводу могли, вероятно, включаться прямо в ее состав; наконец, эти молитвы были интегрированы в анафору окончательно. Следующий фрагмент анафоры Л. а. М. сохранился в 2 отрывках пергамена, входящих в состав единицы хранения 2037 из собрания Британской б-ки (отрывки E и F). Отрывки принадлежали одному и тому же листу и датируются VI-VII вв. С одной - волосяной - стороны они содержат фрагмент из начальной части анафоры Л. а. М., с другой - некую молитву о достойном причащении Св. Таин (Catalogue of the Literary Papyri in the British Museum/Ed. H. J. M. Milne. L., 1927. P. 196-197; Hammerstaedt. 1999. S. 42-55; рус. пер.: Желтов. 2003. С. 280). Текст анафоры достаточно близок к той ранней редакции, к-рая представлена в Страсбургском папирусе, тогда как молитва о достойном причащении имеет ближайшую параллель не в различных вариантах чина Л. а. М., а в благодарственной молитве из Барселонского папируса.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

Смир. VIII), а у Поликарпа о браке, который должен был заключаться с согласия епископа и «о Господе“ (μετ γνμης το πισκπου... κατ Κριον – с. V, 2).– Главное значение послания Игнатия имеют в учении о церковной – точнее иерархической организации. Они представляют монархическую (а не коллегиальную, пресвитерскую) организацию христианских общин, как уже почти повсюду завершившийся факт и с удивительною определенностью, ясностью указывают на трехстепенную иерархию 2037 . 15. К посланиям Св. Игнатия тесно примыкает по содержанию и по духу послание Св. Поликарпа, написанное к филипийцам по поводу смерти св. Игнатия и потому стоящее по вопросу о подлинности в неразрывной связи с его посланиями 2038 . Здесь также содержатся увещания подчиняться иерархии (V, 3), оставить пустое и тщетное учение и веровать И. Христу (II, 1–3) и обратиться к преданному изначала Слову (VII, 2: «π τν ξ ρχς μν παραδθεντα λγον πιστρψωμεν“). «Будем служить Господу, взывает Поликарп (VI, 3) со страхом и благовением, как Сам Он заповедал и как – благовествовавшие нам апостолы, а также пророки, которые возвестили нам пришествие нашего Господа“ (:... «καθς ατς νετελατο, κα ο εαγγελισμενοι μς πστολοι, κα ο προφται“...). Св. Поликарп увещавает подражать в терпении Павлу и прочим апостолам (IX, I. ,,Παλ κα τος λοιπος ποστλοις“). Судя по цитатам, автор знал уже 9 посланий ап. Павла 2039 и предворяет ссылку на них знаменательным выражением «εδτες τι“ (с. I, IV, V). 16. Из мужей апостольских мы упомянем еще Папия, еп. Иерапольского, друга Св. Поликарпа. Фрагменты из его сочинения: «Изъяснение Господних изречений“ (λογων κυριακν ξγησις), сохраненные отчасти Св. Иринеем (Contr. haer. V, 33, 4) а главное Евсевием Кессар. (Цер. Ист. III, 39),– знакомят нас с отношением христиан тогдашнего времени к источникам своего учения, т.е. к священ. преданию и писанию. «Я не премину изложить тебе,– пишет Папий,– что хорошо узнал от старцев и хорошо запомнил (μαθον παρ τν πρεσβυτρων κα καλς μνημνευσα) и присоединить объяснения для подтверждения истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

2024 Ziebart, Das griechische Vereinswesen, S. 131; Liebenam, Zur Geschichte und Organisation des römischen Vereinswesens, S. 273; Schürer, Theologische Literaturzeitung, 1879, S. 546. 2025 C. I. G. (=Corpus inscriptionum graecarum, ed. Boeckhius) Vol. II. 1793 в . Ср. Liebenam, Städteverwaltung, S. 349. 2029 Это признают даже и те ученые, которые высказались за связь христианской организации с языческой. Ср. Heinrici, Theolog. Studien und Kritiken, 1881, S. 518. 2030 Конечно таким образцом не мог быть и служитель (πηρτης) синагоги, который нес низшие служебные обязанности, сохранял священные книги и приносил их во время богослужения, исполнял наказание бичеванием и был, по-видимому, наставником школ для детей (Ср. Schürer, Gemeindeverfassung, S. 28; Geschichte des jüdischen Volkes 4 . II, S. 515. 2037 Шюрер полагает, что у иудеев рассеяния существовали πρεσβτεροι отличные от ρχοντες, так как повсюду были γερουσαι и следовательно их члены-пресвитеры. Молчание о них в надписях по его мнению объясняется тем, что πρεσβτεροι не были собственно должностными лицами (Die Gemeindeverfassung, S. 19). В смирнской надписи C. I. G. (Boeckhius) 9897 упомянут иудейский пресвитер. В Египте и Малой Азии πρεσβτερος было техническим обозначением для носителей как гражданских, так и языческо-сакраментальных должностей (Deissmann, Bibelstudien 1895, S. 153 и д.; Neue Bibelstudien, 1897, S. 60 и д.; Hauschildt, Zeitschrift f. d. neutestam. Wissenschaft, 1903, S. 235–242; Strack, ibid, S. 231–234). В начале III века по Р. X. ферейны Танаиса имели малые общества из вновь вступивших членов, которые состояли под наблюдением и руководством одного или нескольких πρεσβτεροι (Ziebart, Das gr. Vereinswesen, S. 209) С IV века часто упоминаются иудейские пресвитеры в указах императоров (Cod. Theod. XVI, 8 c. 2, 13, 14 и др.). 2038 Эдикт Клавдия адресован εροσολυμιτν ρχουσι βουλ δμ, ουδαων παντ θνει (Ant. XX, 1, 2). 2039 Иосиф Флавий выражается: ο τε ρχοντες κα βουλευτα (Bell. Iud. II, 17, 1) Архонты называются у него πρωτεοντες τς γερουσας (Bell. Iud. VII, 10, 1). Ср. Schürer, Geschichte 2 , II, S. 514 и д., Geschichte 4 , II, S. 251–252.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отдельно епископ Пантелеимон затронул вопрос о необходимости создания в России института больничных капелланов. «В развитых западных странах уже давно учреждены должности больничных капелланов. Признается, что больной человек нуждается в особом отношении к нему духовника — человека, который разбирается в его духовных взглядах, помогает ему утверждаться в правильном понимании того, что с ним происходит. Болезнь — это всегда кризис, надлом, иногда это может быть и трагический конец. В этой ситуации человеку очень нужен тот, с кем можно поделиться, кто разделит его опасения, кто выслушает его жалобы. И такую роль выполняет больничный капеллан». Епископ Пантелеимон обратил внимание и на то, что задача священника — не только отозваться на приглашение администрации больницы или больного, но и привлечь к этому своих прихожан: «Есть разные формы служения прихожан в больницах. Это сестры милосердия, требные сестры, добровольцы. Сейчас добровольцы приходят в красную зону, обходят больных в отделении и помогают в уходе». Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал, что научиться правильному уходу можно на специальных курсах, которые организует больница святителя Алексия. С 2018 года в больнице работает лицензированный Учебный центр. В нем  готовят  младших медицинских сестер по уходу за больными, организуются курсы повышения квалификации медицинских сестер. Центр выдает свидетельства государственного образца. Также епископ Пантелеимон напомнил, что в Москве круглосуточно принимают просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом по телефону +7 903 660-30-40. Для посещения пациентов с COVID-19 при Синодальном отделе по благотворительности в апреле 2020 года была создана  специальная группа священников. Они строго следуют  правилам  по посещению людей, находящихся на самоизоляции, связанной с опасностью заражения коронавирусной инфекцией. Эти правила были составлены Синодальным отделом по благотворительности во взаимодействии с санитарными властями. Со 2 апреля 2020 года по 21 апреля 2021 года священники  из спецгруппы совершили 2037 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в средствах защиты.

http://patriarchia.ru/db/text/5801243.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010