Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД [Археллит; сир.  ,  , араб.  ,  , копт. aryelliths , эфиоп.  ], св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources/Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers//Annales du service de l " antiquitéd " Égypte. Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

Сб. «Миротворный круг», окончательно сформировавшийся под пером А.,- одно из важнейших предприятий, осуществленных при Новгородском архиеп. Макарии . Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 6. С. 220; Евгений. Словарь. СПб., 1827. Ч. 1. С. 8-9; Ундольский В. М. Приготовительные сведения для словаря историко-юридического//АИЮС/Изд. Н. Калачова. М., 1850. Отд. 3. С. 1-18; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 128; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы/Подгот. изд. И. А. Бычкова. СПб., 1882. С. 51; Бобынин В. В. Состояние математических знаний в России до XVI в.//ЖМНП. 1884. Апр. С. 201; Казакова Н. А. , Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-XVI вв. М.; Л., 1955. С. 187-188; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 115; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 377; Пентковский А. М. Календарная традиция Древней Руси//Символ. 1989. 22. С. 173-174; Романова А. А. Круг Миротворный//СККДР. Вып. 3 (XVII век). Ч. 2. И-О. С. 198-201; она же. «Сказание известно, како считати пасхалия наусть...» - древнерусский трактат (ок. 1542 г.) по расчетной хронологии//Проблемы источниковедения истории книги: Межвед. сб. науч. тр. М., 1997. Вып. 1. С. 40-60; Симонов Р. А. Место древнерусской таблицы конкуррент в совершенствовании пасхальных расчетов на рубеже XV-XVI вв.//Информационные технологии в печати: Междунар. науч. конф.: Тез. докл. М., 1998. С. 58-61; Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998. С. 250-252. А. А. Романова Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/63250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДОН [Адо; средневековолат. Ado, Addo, сокр. форма от нем. Adolf] (ок. 819-874 или 875), свт. (пам. зап. 16 дек.), архиеп. Вьеннский. Род. в знатной семье. Был монахом в мон-ре Ферьер (Франция), где обучался у известного ученого Лупа ; преподавал богословие в мон-ре Прюм (Зап. Германия). Совершил паломничество в Рим и Равенну (Сев. Италия), где обнаружил старинный мартиролог (т. н. малый рим.); на его основе, используя также жития святых, А. составил свой мартиролог, дополняющий известный в редакции Флора мартиролог Беды Достопочтенного . А. работал над этим сочинением, законченным в 858 г., вероятно, в Лионе, под покровительством еп. Ремигия. Летом 860 г. А. был избран архиепископом Вьеннским. Он поддержал папу Николая I , признавшего незаконным развод кор. Лотаря II, владетеля Лотарингии и Бургундии. Ок. 874 г. А. написал «Chronicon de sex aetatibus mundi» (Хронику шести мировых эпох), продолжившую сочинение Беды Достопочтенного, в к-рой изложены события с 813 г. Составил жития святых меровингской эпохи Дезидерия и Теодора Вьеннского. Соч.: PL. 123. Col. 23-138 [Chronicon], 139-435 [Martyrologium], 436 sq. [Legenda]; Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Texte et comment. par J. Dubois et G. Renaud. P., 1984. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 68-69; Ebert G. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. B., 1880. Bd. 2. S. 384-387; Achelis H. Die Martyrologien, ihre Geschichte und ihre Zeit. B., 1900; Kremers W. Ado von Vienne. Steyl, 1911. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/63560.html

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАТИАН [Гациан, Катиан; лат. Gatianus, Catianus; франц. Gatien, Cassien] (нач. IV вв.), свт. (пам. зап. 18 дек.), 1-й епископ г. Туроны (совр. Тур, Франция). Свт. Григорий Турский упоминает Г. в «Истории франков» в числе 7 посланных в Галлию епископов-проповедников. Это событие Григорий датирует 250 г.- временем начала гонений имп. Деция . (Hist. Franc. I 30), при этом он опирается на сообщение «Страстей св. Сатурнина, еп. Толозского», прибывшего в Галлию в консульство Деция и Грата (250), и связывает с этой датой имена остальных перечисляемых им епископов, чтобы получить священное число 7. Однако деятельность нек-рых из них относится ко времени либо раньше 250 г. (напр., Трофима Арелатского), либо позже (напр., Г.). Скорее всего епископат Г. пришелся на время правления в Галлии Констанция Хлора и Константина Великого (306-337): Григорий Турский упоминает о том, что Г. был погребен на христ. кладбище близ г. Туроны, следов., ко времени его кончины христ. община г. Туроны была достаточно значительна и сильна, имела свое кладбище и туронские христиане не опасались язычников. Вероятно, Григорий Турский сознательно упоминал о вакантной Туронской кафедре, чего не было в действительности, и, т. о., приписал Г. 50 лет епископского служения, чтобы подвести начало его епископата к 250 г. и включить его в число 7 епископов-просветителей Галлии. В соч. «О славе исповедников» Григорий уточняет, что Г. был послан в качестве миссионера из Рима, и сообщает, что свт. Мартин Милостивый , придя однажды на могилу Г., разговаривал с ним как с живым и получил от него благословение (De gloria confessorum 4). Ист.: Greg. Turon. Hist. franc. I 30; X 31//PL. 71. Col. 175-176; idem. Glor. conf. 4//PL. 71. Col. 832. Лит.: Platelle H. Gaziano//BiblSS. Vol. 6. Col. 77-80. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161729.html

238-239 ГАВРИИЛ ДИОНИСИАТСКИЙ (в миру Георгий Казасис; 1886-1983), архимандрит, старец и игумен афонского монастыря Дионисиат 239-240 ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля) 240-241 241-242 ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» 242-243 243-246 ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист 246-247 ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке 247-248 248-249 ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер 250-251 ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма 251-253 ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) 253-254 ГАДАНИЕ искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа) 254-259 259-260 260-261 261-262 262-265 265-267 ГАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ 60 визант. солдат во главе со стратигом Каллиником из гарнизона Газы, к-рые в 637 или 638 г. были казнены арабами за отказ принять ислам (пам. зап. 6 нояб. и 17 дек.) 267-268 ГАИЙ ап. от 70, еп. Эфесский, ученик апостола Павла (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) 268-269 ГАИЙ мч. Анкирский - см. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские (пам. 23 июня) 269--270 270-275 275-276 276-277 277-282 282-283 283-284 ГАЙОЗ РЕКТОР педагог, литератор, переводчик, дипломат- см. Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский и Кавказский

http://pravenc.ru/vol/x.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРНАРД [древневерхненем. Barnard, Bernart - «крепкий медведь»] (ок. 778 - 22.01.842), свт. (пам. зап. 23 янв.), архиеп. Вьеннский. Принадлежал к знатному роду. Служил в войсках Карла Великого . После смерти отца, оставив жену и детей, Б. заново отстроил полуразрушенный мон-рь в мест. Амброне (Вост. Франция), где стал монахом-бенедиктинцем, а с 805 г. настоятелем мон-ря. С 810 г. преемник Вульферия на кафедре г. Вьенна. В 814-816 гг. Б. восстановил против себя часть франц. епископата, поскольку принимал участие в возведении на кафедру г. Лиона св. Агобарда при еще живом его предшественнике Ледраде, к-рый к тому времени удалился от дел. Обвиненный в нарушении канонов, Б. был оправдан в ходе судебного разбирательства в Арле. Б. встречался с имп. Людовиком Благочестивым в Ахене, где получил от него различные привилегии и, возможно, присутствовал на Ахенском Соборе 817 г. Участвовал в Лионском Соборе 829 г. В период войны между Людовиком и его сыновьями вместе с архиепископами Агобардом и Эбоном Реймсским перешел на сторону Лотаря (старшего из сыновей), однако после поражения последнего был вынужден скрываться в Италии. Вернувшись по окончании войны во Францию, Б. нек-рое время оставался в немилости у Людовика, но вскоре был прощен монархом и восстановлен на своей кафедре в 837 г. Последние годы жизни провел в основанном им мон-ре Роман (Вост. Франция). Перенесение мощей Б. состоялось 23 апр. 944 г. Ист.: ActaSS. Ian. T. 3. P. 157-158. Лит.: Zimmermann A. Bd. 1. S. 118 ff.; Mari é G. Barnard//DHGE. Vol. 6. Col. 858-859. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/77564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

235-237 «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига 238-239 239-241 АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 241-242 242-243 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский 243-244 245-246 246-247 244-245 АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) 247-248 АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) 248-250 АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) 250-251 251-252 АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости 252-253 АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах 253-254 254-255 255-256 АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека 256-257 257-258 258-259 259-260 АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии 260-261 261-262 262-263 АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) 263-264 264-265 АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях 265-266 266-267 267-268 270-271 АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида

http://pravenc.ru/vol/i.html

В некоторых рукописях (древнейшая - Paris. Abbadie. 66, XV в.) эфиоп. версии копто-араб. Синаксаря в числе его составителей наряду с Михаилом, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), назван «Иоанн, епископ Бурлуса». Однако вопрос о тождественности этого епископа и И. остается открытым (Oriens Chr. 1904. Bd. 4. S. 433; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 467). Соч.: Graf G. Zwei dogmatische Florilegien der Kopten//OCP. 1937. Vol. 3. N 3/4. P. 401-402; Lantschoot A., van. Fragments coptes d " une homélie de Jean de Paralos contre les livres hérétiques//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 1. P. 296-326. (ST; 121). Ист.: SynAlex. Vol. 2. P. 486-489; SynAlex (Forget). Vol. 1: [Textus]. P. 165-166; [Versio]. P. 250-251; Le Synaxaire éthiopien/Éd. S. Grébaut, trad. G. Nollet. P., 1946. Turnhout, 1997r. Vol. 4. Pt. 2. P. 20-24. (PO; T. 26. Fasc. 1); History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1907. [Vol.] 2. P. 477. (PO; T. 1. Fasc. 4). Лит.: Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 248-249; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 466-468; M ü ller C. D. G. Die alte koptische Predigt: Versuch eines Uberblicks: Diss. Hdlb., 1954. S. 102-103, 150-156, 300-349; idem. Einige Bemerkungen zur «Ars Praedicandi» der alten koptischen Kirche//Le Muséon. 1954. Vol. 67. P. 231-270; idem. Die Engellehre der Koptischen Kirche. Wiesbaden, 1959. S. 13-16; idem. Die koptische Kirche zwischen Chalkedon und dem Arabereinmarsch//ZKG. 1964. Bd. 75. S. 271-308; idem. John of Parallos, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1367-1368; Zanetti U. Jean (Saint), évêque de Paralos//DHGE. T. 27. Col. 421-422. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/469418.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010