«Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280).    В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф.).     Зигабен на Пс. 7:10.     Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6.    4 Цар. 15:1—5.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494.     Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21.     Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36.     Иосиф Флавий. Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23.    Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.).     Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10.     «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10.    Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»:     Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С. 78.    Там же. С. 166—167.    Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» (Лествица. 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Быт. 20 :10. И сказал Авимелех Аврааму: с какою мыслью ты это сделал? Быт. 20 :11. И сказал Авраам: я подумал, что совершенно нет на месте сем благочестия и меня убьють из за жены моей. Быт. 20 :12. Ибо она по истине сестра мне по отцу, а не по матери, и стала моею женою. Быт. 20 :13. Когда Бог вывел меня из дома отца моего, я сказал ей: сию правду 297 окажи мне: во всякое место, куда мы придем, говори о мне: «он брат мне». Быт. 20 :14. И взял Авимелех тысячу дидрахм (серебра) 298 , и овец, и тельцов, и рабов, и рабынь, и отдал Аврааму, и возвратил ему Сарру, жену его. Быт. 20 :15. И сказал Авимелех Аврааму: вот земля моя пред тобою, где тебе угодно, селись. Быт. 20 :16. И Сарре сказал: вот я дал тысячу дидрахм брату твоему: они будут тебе, в почтение 299 лицу твоему, и всем, которые с тобою: совершенно ты права 300 . Быт. 20 :17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и оне начали рождать. Ибо совершенно заключил Господь со вне всякое чрево 301 в доме Авимелеха, из за Сарры, жены Авраама. Глава 21 Быт. 21 :1. И Господь посетил Сарру, как сказал, и сделал Господь Сарре, как говорил. Быт. 21 :2. И Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости, во время, о котором сказал ему Господь. Быт. 21 :3. И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак. Быт. 21 :4. И обрезал Авраам Исаака в восьмой день, как заповедал ему Бог. Быт. 21 :5. Авраам же был ста лет, когда родился 302 у него Исаак, сын его. Быт. 21 :6. И сказала Сарра: смех 303 мне сделал Господь 304 , ибо кто услышит, обрадуется со мною. Быт. 21 :7. И сказала: кто скажет Аврааму, что Сарра кормит молоком ребенка, ибо я родила сына в моей старости? Быт. 21 :8. Отрок вырос и был отнят от груди, и сделал Авраам большой пир в тот день, в который был отнят от груди Исаак, сын его. Быт. 21 :9. И увидела Сарра сына Египтянки Агари, который был (сыном) Аврааму, что он играет 305 с Исааком, сыном ея, Быт. 21 :10. И сказала Аврааму: выгони рабу сию и сына ея, ибо не наследует сын рабы сей с сыном моим, Исааком 306 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Мф.21:34 .  Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; (Ср. Мк.12:2 ; Лк.20:10 ). Под посланными рабами понимают пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба». Мф.21:35 .  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Ср. Мк.12:3 ; Лк.20:10 ). Феофилакт говорит: «Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая первосвященника». Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в других местах Писания ( Неем.9:26 ; Мф.23:31–37 ; Евр.11:36–38 ; см. также 3Цар.18:13, 19:14, 22:24–27 ; 4Цар.6:31 ; 2Пар.24:19–22, 36:15–16 ; Иер.20:1–2, 37:15, 38:6 и др.). Мф.21:36 .  Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. (Ср. Мк.12:4–5 ; Лк.20:11–12 ). «Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельнее и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея. Мф.21:37 .  Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Ср. Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Если под хозяином понимать Бога, то эти слова, очевидно, к Нему не вполне приложимы. Здесь представляется как бы ошибка в расчете, неисполнение надежды, незнание истинного характера виноградарей и их намерений. Все это объясняется тем, что здесь «Господь представляет Своего Небесного Отца рассуждающим по-человечески» (Элфорд). Мф.21:38 .  Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. (Ср. Мк.12:7 ; Лк.20:14 ). Выражение «пойдем, убьем его» ( δετε ποκτενωμεν ατν) одинаково с тем, которое встречается в Быт.37:20 (согласно переводу Семидесяти) о намерении братьев Иосифа убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На одежде победоносного всадника св. Иоанн увидел надпись: «Царь царей, Господь господствующих» (19:16). Это был Иисус Христос. Воинство, следовавшее за ним – борцы Церкви небесной и земной, виссон чистый – означает праведность святых (19:8). Гибель зверя и лжепророка. Скованный сатана (20:1–15) Далее св. Иоанн видел, как «зверь» и все цари земные собрали великое воинство, чтобы сразиться с всадником, сидящим на белом коне, и воинством Его. Но эта война не состоялась, т. к. слуги сатаны («зверь» и «лжепророк») живыми были брошены в озеро с горящей серой, а прочие убиты мечом сидящего на коне, т. е. «духом уст Его». И тогда сошел с неба Ангел, имевший ключ от бездны, с большою цепью в руке своей: и Ангел этот «взял сатану и сковал его на тысячу лет». (20:2). «После же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (20:3). Тысячелетнее царство. Новая борьба. Гибель сатаны (20:2–10) Период истории мира, когда сатана будет связан, называется тысячелетним царством. Тогда все святые воскреснут и будут царствовать со Христом. Св. отцы, толкователи Апокалипсиса, по-разному объясняют смысл этого пророчества, но никто не принимает его буквально, а лишь как полноту Божиих свершений; ибо у Бога «тысяча лет, как один день» ( 1Пет. 3:8 ). Судьбы Божии неисповедимы. Пройдут сроки тысячелетнего царства, и «сатана будет освобожден» из темницы своей и выйдет обольщать народы. И число их будет, как песок морской. Св. Иоанн видел, как соблазненные сатаной народы «вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (20:8) (вероятно Иерусалим). Но война против святых опять не состоялась. Участь сатаны и всех служителей его была предрешена Богом. С неба ниспал огонь и пожрал всех. Сатана, прельщавший народы, был «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться» во веки (20:10). Страшный Суд и воскресение мертвых (20:11–15) О всеобщем воскресении мертвых и страшном суде Иисус Христос многократно проповедовал Своим ученикам. Он учил: «Когда же приидет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25:31–32 ). «И пойдут (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

20 глава 19 глава заканчивается сообщением, что зверь и лжепророк „живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами“ (ст. 20–21). К этому прекрасно примыкает Откр.20:10 , где сообщается, что диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк. Но как тогда смотреть на Откр.20:1–9 , где содержится хилиастическое созерцание? Определенно высказать свой взгляд на апокалипсический хилиазм мы затрудняемся, так как все в Откр.20:1–10 производит на нас впечатление таинственной недоговоренности. Экзегеты спорят о времени и месте тысячелетнего царства. Одни 952 считают, что оно будет предшествовать второму пришествию Господа, другие 953 , что оно будет после этого пришествия. По одним 954 , местом открытия блаженного царства будет земля, по другим 955 – небо. Между всеми ими есть еще другие частные различия, а также различие во взгляде на то, будет ли Христос видимо присутствовать среди участников тысячелетнего царства, или нет 956 . Ни на один из этих вопросов Апокалиптик не отвечает определенно. Однако мы можем предполагать, что здесь имеется в виду нечто совершающееся на земле. Если, далее, в 4 стихе описывается суд, то, во всяком случае, не последний суд, потому что здесь не только не упоминается о суде Христа, но нет речи и вообще о суде Бога: „и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить“. Нужно обратить внимание и на то, что все описание тысячелетнего царства сделано Св. Апостолом Иоанном слишком кратко, как бы мимоходом. О Христе в Его отношении к этому царству говорится так мало, что возбуждается даже вопрос: будет ли Христос среди царствующих или нет? Думается, что если бы в Откр.20:1–10 мы имели нечто аналогичное иудейским хилиастическим чаяниям, то описание тысячелетнего царства было бы сделано иначе, особенно, если имеется в виду, что во всем мировом процессе Христу, по учению Апокалипсиса, принадлежит центральное и руководящее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Притч. 10 :20. Серебро очищенное — язык праведного, сердце же нечестивого исчезнет. Притч. 10 :21. Уста праведных познают высокое, а неразумные умирают в скудости. Притч. 10 :22. Блогословение Господне на главе праведного; оно обогащает, и не присоединится к нему печаль в сердце. Притч. 10 :23. Со смехом неразумный совершает дурное, мудрость же раждает мужу разум. Притч. 10 :24. Нечестивый всего лишается и гибнет, желание же праведного исполняется. Притч. 10 :25. Когда проносится буря, нечестивый исчезает, праведный же, уклонившись, спасается на веки. Притч. 10 :26. Как зеленый виноград вреден для зубов и дым для глаз, так и беззаконие для делающих его. Притч. 10 :27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч. 10 :28. С праведными пребывает веселие, а надежда нечестивых погибает. Притч. 10 :29. Страх Господень — твердыня праведника, а для злодеев — погибель. Притч. 10 :30. Праведный во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Притч. 10 :31. Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Притч. 10 :32. Уста мужей праведных источают блогодать, уста же нечестивых развращают. Примечание: Глава 11 1—8. Обманы и гордость свойственны грешным людям и погубят их, а правда и добродетели праведных спасут от несчастий на земле и за гробом; 9—14 — вред для сограждан и города от дурных людей и добро от праведников; 15—23 — добрые пожелания и дела праведных и награды им, и злоумышленность и погибель нечестивых; 24—31 — щедрость к бедным и награды на земле праведным; надежда на богатство, скупость и несчастия грешников. Притч. 11 :1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес приятен Ему. Притч. 11 :2. Если куда придет гордость, там и безчестие, уста же смиренных поучаются мудрости. Притч. 11 :3. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Притч. 11 :4. Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесет пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 10 :20. Сии сыны Хама, по племенам своим, по языкам своим, по странам своим, и по народам своим. Быт. 10 :21. И у Сима родились (дети), у него, отца всех сынов Еверовых, старшого 139 брата Иафета. Быт. 10 :22. Сыны Сима: Елам, и Ассур, и Арфаксад, и Луд, и Арам, и Каинан. Быт. 10 :23. И сыны Арама: Ос, и Ул, и Гатер, и Мосох. Быт. 10 :24. И Арфаксад родил Каинана, Каинан же родил Салу, Сала же родил Евера. Быт. 10 :25. И родились у Евера два сына: имя одному Фалек 140 , ибо во дни его разделилась земля 141 , а имя брату его Иектан. Быт. 10 :26. А Иектан родил Елмодада, и Салефа, и Сармофа, и Иараха, Быт. 10 :27. И Одорра, и Евила 142 , и Декла, Быт. 10 :28. И Евала, и Авимаила, и Совева, Быт. 10 :29. И Уфира, и Евила, и Иовава. Эти все сыны Иектана. Быт. 10 :30. И поселение их было от Маси вплоть до входа в Сафиру до горы восточной 143 . Быт. 10 :31. Это сыны Сима, по племенам своим, по языкам их, по странам их и по народам их. Быт. 10 :32. Таковы поколения сынов Ноевых, по родам их, по языкам их. От них разселились острова народов 144 на земле после потопа. Глава 11 Быт. 11 :1. И были на всей земле один язык и одно наречие 145 у всех (народов). Быт. 11 :2. Когда они 146 пошли с востока, нашли поле в земле Сеннаарской и поселились там. Быт. 11 :3. И сказали люди друг другу 147 : «идите, наделаем кирпичей, и обожжем их на огне». И стали у них кирпичи вместо камней, а смола вместо глины 148 . Быт. 11 :4. И сказали: идите, построим себе город и башню, верх которой будет даже до неба, и создадим себе имя, прежде нежели разсеемся по лицу всей земли. Быт. 11 :5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. Быт. 11 :6. И сказал Господь: вот род один и один язык у всех, и (посему) это начали делать, и ныне не остановится ни одно дело 149 , какое они захотят совершить. Быт. 11 :7. Идите и сошедши смешаем там их язык, так чтобы не понимал каждый голоса ближняго (своего) 150 . Быт. 11 :8. И разсеял их Господь оттуда по лицу всей земли, и перестали строить город и башню.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, С.445. Там же, с.446. То же у св. Иоанна Златоуста: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 4//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.194. «Но я не хочу, говорит апостол, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор.10, 20): не может быть одной и той же и спасаемых пища, и гибнущих. Должно, следовательно, от участия в этих похоронных бражничаньях устраняться – не из страха, потому что нет в них никакой тайной силы; но для охранения чистоты нашей совести, которая свята; из-за отвращения к демонам, которым те бражничанья посвящены, мы должны их гнушаться. И, кроме того, не должны мы принимать в них участия ради тех людей, которые по своему легкомыслию многое в дурную сторону перетолковывают, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор.8, 7). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор.8, 8). Не то, что входит в уста, говорит Спаситель, оскверняет человека, но то, что выходит их уст, оскверняет человека (Мф.15, 11). Таким образом, употребление в пищу разного рода кушаний безразлично. Едим ли мы, говорит апостол, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем (1 Кор, 8, 8). Но непристойно в трапезе, демонам посвященной, принимать участие тем, которые удостаиваются питания Божественного» (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с.119). Там же, с.450. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, сс.190-191. Там же. С.129. Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, с.460. свт. Феофан Затворник. Творения. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998, с.307. Преп. Ефрем Сирин. Толкование на 1 Послание к Коринфянам//Творения. Ч.7. Сергиев Посад, 1900, сс.77-79 и 84-86. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 1//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.187. «Апостол повелевает покупать и вкушать все, что продается на рынке (1 Кор.10)… Если он говорит римлянам „ядущий да не осуждает не ядущаго и неядущий да не осуждает ядущего“ (Рим.14, 3), то не утверждает равного значения поста и пресыщения, но говорит против тех, кои уверовав во Христа, еще иудействовали, и уверовавших из язычников увещевает, чтобы своей пищей они не соблазнили их, бывших еще слишком слабыми в вере… Ибо бывшим еще нетвердыми в вере и считавшим одни мяса чистыми, а другие нечистыми повелевается есть овощи; более же твердые в вере признавали все мяса одинаковыми» (блаж. Иероним Стридонский. Две книги против Иовиана//Творения. ч.4. Киев, 1880, сс.255-256).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Литература . Конспект по догматическому богословию. С. 75; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 171–176; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 442–447; Пономарев П. Кеносис//Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь. СПб., 1908. Т. 9. С. 499–501, 504. Вопрос 43. Этимология слова «искупление». Смерть Иисуса Христа как искупительная за нас Жертва (Ис.53:5–7; Мф.20:28; Мк.10:45; Ин.1:29, 3:14–15, 10:17–18; 1Пет.1:18–20; 1Ин.1:7, 5:8–10; 1Кор 6:20; 2Кор.5:21; Еф.1:7; 5:2; Кол.1:14). Спасительные плоды Жертвы Христовой (Лк.24:25–26; 1Пет.1:11, 3:22; Еф.1:20–22; Ин.3:16, 17:24; 1Ин.2:2; Рим.3:23–25; Еф.5:25–27; 2Кор.5:14–15; Кол.1:20; Евр.2:14) Ответ. Слово «искупление» – это перевод греческого πολτρωσις, обозначающего освобождение от рабства путем выкупа или денежную сумму, уплата которой дарует приговоренному к смерти жизнь. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Т. о., «искупление» означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами. Ап. Петр говорит: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:8–20 ). Рабство, из которого «выкупает» Бог человека состоит в грехе: «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ), «продан греху» ( Рим.7:14 ). Сам Господь применяет к Себе этот образ: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому ап. Павел говорит, что мы «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ). Эта цена действительно безмерно высока, потому что за всех людей страдает безгрешный Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мф.20:18 .  вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; Мф.20:19 .  и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (Ср. Мк.10:33–34 ; Лк.18:31–34 ). Под «язычниками» подразумеваются римляне. Мф.20:20 .  Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. (Ср. Мк.10:35 ). В Евангелии Марка с просьбой ко Христу обращаются ученики, названные по имени: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Совершенно понятно, что в историческом повествовании возможно было говорить и о матери вместе с ее сыновьями, и об одних только сыновьях, ради краткости не упоминая о матери. Для выяснения причин просьбы следует, прежде всего, обратить внимание на прибавку у Лк.18:34 (которой не имеется у других синоптиков), где сообщается, что ученики не поняли слов Христа о Его страданиях. Но на слово «воскреснет» они могли обратить особенное внимание и несколько понять его, хотя и в превратном смысле. Вопрос о том, как называлась по имени мать Иакова и Иоанна, довольно труден. В тех местах Евангелия, где упоминается о матери сыновей Зеведеевых ( Мф.20:20, 27:56 ), она нигде не называется Саломией, а там, где говорится о Саломии ( Мк.15:40, 16:1 ), она нигде не называется матерью сыновей Зеведеевых. Только преимущественно на основании сличения показаний Мф.27:55–56 и Мк.15:40–41 приходят к выводу, что матерью сынов Зеведеевых была именно Саломия. Это легко видеть из следующего. При кресте были женщины, смотревшие издали на распятие: Мф.27:56 – «Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых»; Мк.15:40 – «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, и Саломия». Отсюда видно, что «мать сыновей Зеведеевых» упоминается у Матфея там, где Марк говорит о Саломии. Далее евангелист Иоанн говорит ( Ин.19:25 ), что «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Это место можно читать двояко, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010